Реализация потенциала СМИ в осуществлении противодействия террористической
деятельности в Российской Федерации Масленников В. М.
Масленников Владимир Михайлович /Maslennikov Vladimir Mikhailovich - студент,
факультет политологии,
Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы взаимодействия субъектов государственной политики по противодействию терроризму со средствами массовой информации. Анализируются роль средств массовой информации в профилактике терроризма.
Abstract: the article deals with problems of interaction governmental anti-terroristic policy subjects and mass media. The role of mass media in prevention of terrorism is analyzed.
Ключевые слова: противодействие терроризму, средства массовой информации, государственная политика.
Keywords: counteracting terrorism, mass media, governmental policy.
Средства массовой информации - один из важнейших компонентов публичной сферы. Влияние, оказываемое периодической печатью, телевидением и радио на мировоззрение граждан и общественное сознание, сегодня сложно переоценить. Силу этих институтов в их влиянии на общественное сознание осознают многие акторы публичной политики, и многие пытаются использовать данный потенциал для реализации своих частных интересов или интересов конкретной группы людей. В сфере противодействия терроризму результаты работы СМИ могут повлечь как позитивный эффект, помогающий обществу и государственным структурам в борьбе с данной угрозой, так и, напротив, крайне негативный.
Согласно российскому законодательству терроризм — это «идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий»1. Из этого несложно сделать вывод, что ни одному террористу не удастся в полной мере добиться поставленных целей, если его преступление не получит должного освещения в средствах массовой информации. Итак, фактической целью террористической деятельности является общественное мнение, а если точнее, то контроль над ним, хотя бы частичный. Таким образом, становится ясно, что террористическая деятельность имеет смысл только в обществах с хорошо функционирующей публичной сферой, а также возможностью оперативного воздействия на общественное мнение, то есть с развитой системой СМИ1 2. Все это делает вопрос освещения террористических актов в средствах массовой информации одним из основных при обсуждении соприкосновения публичности и противодействия терроризму.
Коммуникация между органами государственной власти и средствами массовой информации -важнейший пункт при разработке успешной контртеррористической стратегии. Оба актора обладают важными ресурсами, без которых не обойтись в борьбе с терроризмом, бросающим вызов всему обществу и требующим единого фронта борьбы. Однако на практике единства между СМИ и государственными субъектами контртеррористической политики куда меньше, чем того требуют обстоятельства3. Виной тому взаимные противоречия между ними, на некоторых из которых мы остановимся подробно.
Одна из проблем заключается в периодическом непреднамеренном содействии со стороны средств массовой информации лицам, занимающимся террористической деятельностью, хотя это и странно звучит. Дело в том, что одной из целей террористов, как мы уже отмечали, является максимальное привлечение к себе внимания общественности, проще всего это сделать через СМИ. Любая же масс-медиа структура сегодня охотится за сенсациями и наиболее интересными потребителю сюжетами. Новости, связанные с терроризмом, будь то освещение террористического акта или даже интервью с террористом (примеры чему встречались ранее) всегда крайне популярны и идеально подходят на роль сенсации, поэтому представляются читателю часто и в особо красочной форме, что, как правило, идет на руку террористическому подполью. Р. В. Грачев и С. И. Голубин в своей статье, посвященной месту СМК в борьбе с терроризмом, приводят пример, как в 1990-е годы чеченский полевой командир Хаттаб смог существенно увеличить масштабы своей деятельности, после того как попал в поле зрения российский и иностранной прессы. Многочисленные публикации о нем привлекли внимание зарубежных «инвесторов» международного терроризма, то есть по факту оказались для него рекламной кампанией, что отразилось на
1 Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ Российская газета [10.03.2006http://www. rg. ru/2006/03/10/borba-terrorizm. Html] дата обращения 01.06.2015.
2 Голубин Р. В, Грачев С. И. Место средств массовой коммуникации в борьбе с терроризмом. // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, 2007, № 3; НГУ, Нижний Новгород, 2007 С. 218.
3 Ануфриенко С. В. Проблемы взаимодействия органов власти и средств массовой информации в условиях террористической активности. // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты, 2013 № 9; ООО «Центр научного сотрудничества», Новосибирск, 2013 С. 71.
жизнях многих невинных людей4. Таким образом, СМИ ни в коем случае не должны становиться «рупором» или подобием «трибуны» для террористических организаций.
Другой важной проблемой является непосредственный контент, даваемый средствами массовой информации в своих выпусках, касающихся освещения террористических актов. Те или иные сообщения могут предоставить террористам нежелательную информацию, которая способна повлиять на их боеготовность, степень осторожности или спровоцировать на проявление агрессии по отношению к заложникам. Иллюстрирующих данное утверждение примеров можно найти очень много. Так, в 1977 году террористами был захвачен лайнер немецкой авиакомпании, экипаж самолета передавал необходимые данные о террористах наземным службам, эта информацию попала в один из радиорепортажей, который дошел и до террористов, итогом этого стал расстрел одного из пилотов5. Несколько позднее в США, в штате Каролина террорист, захвативший 33 заложника, наблюдал за всеми действиями силовых структур по телевизору, что позволяло ему немедленно предпринимать все необходимые меры предосторожности6.
Описанные выше проблемы заметно осложняют, а иногда делают и вовсе невозможной работу специальных служб и правоохранительных органов, это вынуждает государство идти по пути ограничения СМИ в их свободе при освещении тех или иных аспектов террористической деятельности. Но то, что воспринимается государством как необходимый шаг, в понимании многих представителей масс-медиа -наступление на их права и ограничение конституционного права на свободу слова. Результатом этого становится атмосфера взаимного недопонимания и углубление конфликта.
Основной проблемой здесь является дилемма, встающая перед СМИ: они одновременно должны заниматься информационным обеспечением властных силовых структур и исполнять запросы общества, в то время как совмещать эти вещи довольно затруднительно7. Журналисты часто предъявляют властям следующие претензии:
1) Сотрудники государственных органов часто передают в СМИ противоречивую, недостаточно полную и даже заведомо недостоверную информацию.
2) Чинят препятствия работе СМИ: изымают материалы, задерживают журналистов, отказывают в выдаче необходимой информации.
3) Требуют от СМИ предоставления информации из собственных источников, но в то же время не подпускают их близко к месту событий.
4) Требуют от журналистов понимания специфики работы органов государственной службы и терпимого отношения к ограничению СМИ в доступе к той или иной информации, но сами вникать в специфику работы журналистов не желают8 9.
Единственным конструктивным путем решения является осознание общности интересов в данной сфере и предпринятое совместных шагов навстречу друг другу. В различных странах это решается по-разному, иногда это происходит через разработку журналистами собственного этического кодекса для ситуаций, связанных с террористическими актами, и согласование его с властными структурами, иногда это список рекомендаций от силовых структур. Так, австралийская полиция рекомендует журналистам избегать прямых интервью с террористами, не предпринимать самостоятельных несогласованных действий, следить за тем, чтобы не быть вовлеченными в конфликт, комментировать требования террористов исключительно с точки
9
зрения закона .
В нашей стране пути и методы взаимодействия средств массовой информации и властей прошли длительный эволюционный путь, и до сих пор нельзя говорить о том, что баланс между ними найден. Начало взаимоотношений можно отнести на период Первой Чеченской войны (1994-1996). В этот период в действиях властей сложно найти какую-либо определенную политику по отношению к средствам массовой информации. В печатных изданиях превалировала негативная оценка действия властей, в том числе и решения по вводу войск. В целом война подавалась как «несправедливая», армия превращалась в «антигероев», что крайне негативно сказывалось на боевом духе солдат и мешало выполнению поставленных боевых задач. Одним из немногих ресурсов, пытавшихся транслировать официальный взгляд на войну, была «Российская газета», однако и в ней предпочитали дистанцироваться от неудач армии и министров силовых ведомств10. Разумеется, в таких условиях ни о каком «балансе» между государством и средствами массовой информации говорить не приходится, а если точнее, то государство было фактически исключено из данного сектора публичной политики. Средства массовой информации чувствовали себя
4 Голубин Р. В, Грачев С. И. Место средств массовой коммуникации в борьбе с терроризмом. // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, 2007, № 3; НГУ, Нижний Новгород, 2007 С. 219.
5 Там же С. 220.
6 Горохов Е. Ю. Роль общественности и СМИ в борьбе с пропагандой терроризма и иных проявлений экстремизма. / Е. Ю. Горохов. // Международный терроризм в СНГ. Материалы «круглого стола». М., 2003. C. 105.
7 Салбиева Л. Место и роль СМИ в электоральном процессе. // Бюллетень ВИУ. - 2005. - № 13. С. 89.
8 Ануфриенко С. В. Проблемы взаимодействия органов власти и средств массовой информации в условиях террористической активности. // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты, 2013 № 9; ООО «Центр научного сотрудничества», Новосибирск, 2013, С. 74.
9 Хлебников И. Информация и терроризм; электронный ресурс http://www.novsu.m/npe/files/um/1412/bg/sheU/arh/stat/staty с экрана 29.03.2015.
10 Марков Е. А. Первая Чеченская война в материалах российских СМИ. // Теория и практика общественного развития, 2011, № 2; ХОРС, Краснодар 2011 С. 181.
настолько «свободно», что в некоторых публикациях дело доходило едва ли не до оправдания терроризма. Создание романтического ореола вокруг фигуры Ш. Басаева является ярким тому примером. Одной из послуживших этому статей является публикация «Басаев выигрывает войну», в которой его теракт в Буденновске преподносится как величайший триумф десятилетия11.
Сложившаяся в Первую Чеченскую войну ситуация стала уроком для органов государственной власти. К началу новых боевых действий в Чечне освещение конфликта, насколько это было возможно, было взято под контроль государства. В результате этого российские СМИ единодушно поддержали ввод войск, что дало повод некоторым исследователям говорить о «приручении» средств масс-медиа. Также после этих событий появилось мнение о попадании отечественных информационных агентств в зависимость от государства11 12.
Следующим поворотным пунктом стала трагедия в ДК на Дубровке, когда в октябре 2002 года чеченские боевики захватили заложников во время показа мюзикла «Норд-Ост». Освещение этих событий в средствах массовой информации и по сей день вызывает много споров. Так, некоторые издания выбрали в качестве основной стратегии возложение всей вины за события исключительно на политическое руководство и государственные органы, что способствовало смещению фокуса внимания аудитории с самих преступников, которые являлись непосредственными нарушителями закона. Ярким примером здесь может являться позиция газеты «Московский Комсомолец». По результатам контент-анализа материалов, публиковавшихся в газете в период с 23 октября 2002 года по 30 ноября того же года, проведенного исследователями Института социологии РАН, теракт в ДК на Дубровке был представлен не как следствие распространившейся по всему миру угрозы терроризма (международного терроризма), а как следствие конкретных промахов российских властей, военных действий в Чечне и прочего. Террористический акт представляется в виде вынужденного ответа страдающего народа Чечни на угнетение со стороны Москвы и отказа в предоставлении независимости. Использование жизней людей как инструмента политической борьбы объясняется отсутствием доступа к другим методам. Терминологическая структура текстов, а также эмоционально-выразительные средства были направлены на создание позитивного образа террористов. Для большей дискредитации власти даже материалы, касающиеся самих заложников, были в большей степени посвящены жертвам, а не спасенным, и их освобождению13.
Разумеется, подобная редакционная стратегия не была единственной, например, газета «Аргументы и факты» рассматривала события с совершенно противоположной позиции и работала на укрепление позитивного образа государственной власти14.
Сложившаяся ситуация не осталась без последствий, уже в ноябре 2002 Государственная Дума приняла законопроект, существенно изменяющий действовавшее на тот момент законодательство. Если точнее, то предлагалось распространить ряд ограничений, действующих на сотрудников силовых структур и на средства массовой информации, ввести запрет на распространение информации, «препятствующей проведению контртеррористической операции», заменить понятие «терроризм» на более широкое «экстремистская деятельность». Однако эти поправки не были приняты, так как президент В. В. Путин отклонил законопроект и предложил создать согласительную комиссию по данным поправкам15.
Со стороны СМИ также были предприняты шаги по достижению консенсуса в освещении террористических актов. Начиная с ноября 2002 года, началась разработка «Антитеррористической конвенции СМИ», которой занимался Индустриальный комитет СМИ. Принята конвенция была в 2003 году, и в ней рассматривались темы взаимодействия и взаимопомощи с Оперативным штабом во время террористического акта, техника безопасности и правила работы журналистов, а также контент, публикуемый в СМИ. Документ признает за Оперативным штабом право скрывать часть информации и обязанность журналистов передавать добытую ими полезную информацию в Оперативный штаб. Также отмечены и моменты, связанные с необходимостью недопущения террористов до эфира, и избежание контактов с ними без санкции со стороны Оперативного штаба16.
Описанные выше изменения не прошли бесследно для работы средств массовой информации. Репортажи и статьи, сделанные во время террористического акта в Беслане в сентябре 2004 года, отличались от тех, что были сделаны во время захвата ДК на Дубровке. Критика власти, силовых структур и качества исполнения антитеррористической операции присутствует как и прежде, но пассажи и статьи, пытающиеся легитимировать действия террористов, оправдать их и найти рациональные основания в их преступлениях,
11 Бурова Ю. В. Брежнев И. В. Оправдание терроризма и экстремизма через СМИ как угроза информационной безопасности в современной России. // Национальная безопасность и стратегическое планирование 2015, № 1; Стратегия Будущего; Санкт-Петербург, 2015 С. 83.
12 Марков Е. А. Первая Чеченская война в материалах российских СМИ. // Теория и практика общественного развития, 2011, № 2; ХОРС, Краснодар 2011. С. 182.
13 Семенова А. В. Корсунская М. В. под ред. Мансурова А. В. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения, Институт социологии РАН, Москва, 2010 - С. 83-84.
14 Там же С. 84.
15 Ставицкая А. Закон «О борьбе с терроризмом» и журналисты. Юридический комментарий; [Электронный ресурс] http://studies.agentura.ru/tr/presscoverage/zakon98/ (дата обращения 10.04.2015).
16 Антитеррористическая конвенция средств массовой информации; [Электронный ресурс] http://iskran.ru/cd_data/disk2/r1/066.pdf (дата обращение 02.04.2015).
- 17
уже отсутствуют, и даже впервые звучат предложения о введении ответственности для семей террористов . Очередное реформирование случилось в 2006 году, был введен новый закон «О противодействии терроризму» взамен старого «О борьбе с терроризмом», а также были внесены изменения в закон «О средствах массовой информации», в последнем акцент был сделан на запрете распространения экстремистских материалов и оправдании терроризма.
Тем не менее, равновесие между СМИ, органами государственной власти и обществом в нашей стране так до сих пор и не найдено. Доказательством тому являются все новые и новые дискуссии, разворачивающиеся вокруг действий СМИ и властей после каждого нового террористического акта. Так, после взрывов в Волгограде в декабре 2013 года в широко развернувшейся общественной дискуссии некоторые эксперты предлагали и вовсе запретить любое освещение террористического акта средствами массовой информации. Разумеется, подобное предложение вызвало лишь еще более ожесточенные споры17 18 19.
Помимо выстраивания контактов с коммерческими СМИ, государство выходит в информационное поле и самостоятельно «от собственного лица». С 2010 года Национальный антитеррористический комитет выпускает научно-практический журнал «Вестник Национального антитеррористического комитета». В нашем исследовании мы рассмотрим один из его выпусков подробнее, чтобы лучше понимать возможности и цели данного издания. Последний, на данный момент, «Вестник НАК» датируется концом 2014 года, на нем мы и остановимся. Этот номер, как и другие, состоит из пяти разделов:
1) Официальный раздел.
2) Противодействие терроризму в Российской Федерации.
3) Научно-теоретический раздел.
4) Дискуссионная трибуна.
5) Хронология мероприятий по противодействию терроризму.
Разделы 1, 3 и 5 являются закрепленными, тематика и названия других от номера к номеру меняются, также могут быть добавлены дополнительные разделы в случае необходимости. Официальная часть всегда состоит из выступлений первых лиц страны и руководителей НАК, что подчеркивает статус Вестника, как ретранслятора государственной позиции по различным, связанным с терроризмом вопросам. Другие разделы состоят из статей экспертов различных специальностей - политологов, журналистов, психологов, юристов и других. Написаны статьи, преимущественно, в научном стиле, а содержание коррелирует с темами, озвученными в части «Официальный раздел» руководящими лицами, это позволяет рассматривать журнал как выверенный информационный ресурс, в котором можно ознакомиться с точкой зрения властей, обеспеченной научной аргументацией, что позволяет и несогласным с политическим курсом в сфере противодействия терроризму полемизировать с конкретными заявлениями и утверждениями, собранными в одном источнике (что, разумеется, не делает «Вестник НАК» монополистом по части озвучивания государственной позиции). И, наконец, отчеты с форумов, конференций и других антитеррористических мероприятий, а также публикуемые планы дальнейшей работы ставят «Вестник НАК» на место самого полного издания о государственной контртеррористической политике. Данный журнал ориентирован, в первую очередь, на исследователей и журналистов, которые могут черпать в нем информацию для своих материалов, но широкая общественность его аудиторией не является. Наиболее разумным и практичным следующим шагом для государства было бы создать научно-популярный аналог Вестника НАК, который был бы доступен и понятен большинству населения, это бы существенно упростило коммуникацию между обществом и государством и устранило бы ненужные звенья в этой цепи.
Важно отметить, что большую роль играет и профилактика терроризма через СМИ. Телевидение, радио, печатные издания и другие виды традиционных средств массовой информации, которые располагают значительной аудиторией, что делает их наиболее подходящими каналами для оповещения граждан об угрозе, или же, напротив, обращении к гражданам за помощью, если в таковой нуждаются силовые структуры. Также через СМИ удобно вести и просветительскую работу с населением, для этого, как
19
правило, используются статьи в газетах и журналах, радиопередачи и телевизионные программы .
Итак, сегодня государство активно взаимодействует со средствами массовой информации. Основные формы взаимодействия — это форумы, конференции, специальные курсы по освещению экстремальных ситуаций для журналистов20. Осознается и высокая роль средств массовой информации в профилактике терроризма, и данный потенциал активно используется, особенно по части оповещения населения и просветительской работы. Тем не менее, баланс между этими важнейшими акторами публичной политики по данному вопросу до сих пор не найден. Однако присутствует понимание того, что без совместных действий угрозу не одолеть. Необходимо продолжать поиск удобных для обеих сторон форматов, так, одна из рекомендаций экспертов в этой области - это организация постоянного центра информационного
17 Семенова А. В. Корсунская М. В. под ред. Мансурова А. В. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения, Институт социологии РАН, Москва, 2010 - С. 93-97.
18 Безгранично усиленная ответственность, Lenta.ru 01.01.2014 [Электронный ресурс]: http://lenta.ru/artides/2014/01/01/volgograd/ (дата обращения 12.04.2015).
19 Панкова Л. Н., Тарануха Ю. В. Профилактика экстремизма и терроризма, Москва, Университетская Книга, 2010, С. 246-249.
20 Сеславинский М. В. Система подготовки представителей СМИ к работе в условиях кризисных ситуаций (учебно-практические курсы БАСТИОН). // Вестник Национального антитеррористического комитета, 2014 № 1 (10); Граница, ФСБ России, Москва, 2014 С. 64.
реагирования на угрозы террористического характера. В этом центре мог бы действовать пул оперативного реагирования на теракты, в который бы входили представители информационных агентств телеканалов и других представителей масс-медиа, они бы регулировали и координировали освещение террористических событий непосредственно из центра21. Тема информационного обеспечения контртеррористических мероприятий и реализации в этом потенциала СМИ - одна из важнейших, в рассуждении о публичности государственной политики по противодействию терроризму, потому как если трещина между масс-медиа начнет увеличиваться, то начнет распадаться и тонкая связь государство-общество, что неминуемо приведет к крайне негативным последствиям.
Литература
1. Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ О противодействии терроризму. Российская газета. // [10.03.2006http://www. rg. ru/2006/03/10/borba-terrorizm. Html] (дата обращения 01.02.2015).
2. Ануфриенко С. В. Проблемы взаимодействия органов власти и средств массовой информации в условиях террористической активности. // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты,
2013 № 9; ООО «Центр научного сотрудничества». - Новосибирск, 2013 - С. 71-75.
3. Бурова Ю. В. Брежнев И. В. Оправдание терроризма и экстремизма через СМИ как угроза информационной безопастности в современной России. // Национальная безопасность и стратегическое планирование 2015, № 1; Стратегия Будущего - Санкт-Петербург, 2015 - С. 81-86.
4. Голубин Р. В, Грачев С. И. Место средств массовой коммуникации в борьбе с терроризмом. // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, 2007, № 3; НГУ - Нижний Новгород, 2007 - С. 218-223.
5. Горохов, Е. Ю. Роль общественности и СМИ в борьбе с пропагандой терроризма и иных проявлений экстремизма. / Е. Ю. Горохов. // Международный терроризм в СНГ. Материалы «круглого стола». М., 2003 - С. 105.
6. Панкова Л. Н., Тарануха Ю. В. Профилактика экстремизма и терроризма, Москва, Университетская Книга, 2010.
7. Салбиева Л. Место и роль СМИ в электоральном процессе. // Бюллетень ВИУ. - 2005. - № 13. - С. 85-92.
8. Семенова А. В. Корсунская М. В. под ред. Мансурова А. В. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения, Институт социологии РАН. - Москва, 2010 - 324 С.
9. Сеславинский М. В. Система подготовки представителей СМИ к работе в условиях кризисных ситуаций (учебно-практические курсы БАСТИОН). // Вестник Национального антитеррористического комитета,
2014 № 1 (10); Граница, ФСБ России, Москва, 2014 С. 64-78.
10. Марков Е. А. Первая Чеченская война в материалах российских СМИ. // Теория и практика общественного развития, 2011, № 2; ХОРС. - Краснодар 2011 - С. 179-182.
11. Ставицкая А. Закон «О борьбе с терроризмом» и журналисты. Юридический комментарий; [Электронный ресурс]: http://studies.agentura.ru/tr/presscoverage/zakon98/ (дата обращения 10.04.2015).
12. Хлебников И. Информация и терроризм; [Электронный ресурс]:
http://www.novsu.ru/npe/files/um/1412/bg/shell/arh/stat/staty (дата обращения 29.03.2015).
13. Антитеррористическая конвенция средств массовой информации. [Электронный ресурс]
http://iskran.ru/cd_data/disk2/r1/066.pdf (дата обращение 02.04.2015).
14. Безгранично усиленная ответственность, Lenta.ru 01.01.2014 [Электронный ресурс]:
http://lenta.ru/articles/2014/01/01/volgograd/ (дата обращения 12.04.2015).
21 Голубин Р. В, Грачев С. И. Место средств массовой коммуникации в борьбе с терроризмом. // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, 2007, № 3; НГУ, Нижний Новгород, 2007 С. 223.