Научная статья на тему 'Современные аспекты экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды'

Современные аспекты экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
953
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гергова З. Х.

В последние годы законодательство, регулирующее экономический механизм природопользования и природоохранной деятельности в РФ, не только не совершенствовался, но и не развивался в достаточной мере. Фактическое развитие регионального экономического механизма природопользования происходило вопреки федеральному природно-ресурсному и природоохранному законодательству [1]. Нет разработанной Концепции развития экологического законодательства РФ, основой которой должна стать система административных и экономических механизмов рационального природопользования и охраны окружающей среды с использованием принципа «загрязнитель платит».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные аспекты экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды»

по своему содержанию является моделью перехода от этапа реструктуризации к реинжинирингу бюджетного процесса в муниципальных образованиях. Такая концепция обеспечивает взаимоувязку стратегических подходов к пониманию стратегических целей муниципального образования и мониторинг результативности бюджетных расходов, это итеративный процесс перепроектирования и переустройства элементов бюджетной системы, отношений между элементами бюджетной системы, переосмысления принципов организации бюджетного процесса и бюджетного устройства.

Большинство стратегических задач требуют уникальных, разовых управленческих решений. Управление бюджетом — это процесс в высшей степени творческий, особенно с помощью методов управления результатами.

ГУ

л ь

и

ЛИТЕРАТУРА.

1. Гараджа М.Ю. Мониторинг результативности бюджетных расходов: основные этапы внедрения на местном уровне. М.: Фонд «Институт экономики города», 2002.

2. Гуийяр Ф., Келли Дж. Преобразование организации. М.: Дело, 2000.

3. Дипиаза С.А., Экклз Дж. Будущее корпоративной отчетности. Как вернуть доверие общества. М.: Альпина паблишер, 2003.

4. Каплан Р., Нортон Д. Организация, ориентированная на стратегию. М.: Олимп — Бизнес, 2004.

5. О«Лири Д. ERP системы. Современное планирование и управление ресурсами предприятия. Вы-

ю бор, внедрение, эксплуатация. М.: Вершина, 2004.

6. Managing Public Expenditure. A reftrtnct book for transition countries. — OECD, 2002.

о b

N □

7. Performance budgeting. Opportunities and challenges. Statement of David M. Walker, Controller General. US Accoumting office. September 19, 2002.

□ ГЕРГОВА З.Х.

ги

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

а

I—

ф

о о

CL

0 а

® В последние годы законодательство, регулирующее экономический механизм природопользо-

1 вания и природоохранной деятельности в РФ, не только не совершенствовался, но и не развивался в

0 достаточной мере.

1_

° Фактическое развитие регионального экономического механизма природопользования происходи дило вопреки федеральному природно-ресурсному и природоохранному законодательству [1]. Нет

т

о разработанной Концепции развития экологического законодательства РФ, основой которой должна а

о стать система административных и экономических механизмов рационального природопользования <

^ и охраны окружающей среды с использованием принципа «загрязнитель платит».

£2 Что касается государственной политики в сфере формирования экономических механизмов

2 охраны окружающей среды, то она отсутствует. Доля расходов на охрану окружающей среды в фе-* деральном бюджете, да и в бюджетах большинства субъектов РФ недостаточна для решения актуаль-о ных задач в данной области. Отсутствует законодательно закрепленный механизм учета, оценки и

распределения меры экономической ответственности за нанесенный ущерб экологии.

Вопросы, связанные с экологически сбалансированной деятельностью хозяйствующих субъектов, действующим законодательством не отрегулированы. Нет четко установленного механизма, ко-

ф торый регламентирует порядок предоставления налоговых и иных льгот при внедрении экологически чистых ресурсосберегающих технологий, использовании нетрадиционных видов энергии, за-

| мены использования невозобновляемых ресурсов на возобновляемые, использовании вторичных

? ресурсов и переработке отходов, иных эффективных мер по охране окружающей среды. 5 Внедрение ресурсосберегающих и малоотходных технологий во всех сферах хозяйственной

^ деятельности происходит слабо, недостаточно проводится оснащение предприятий современным при-

(Г) родоохранным оборудованием.

Законодательство РФ предусматривает ответственность субъектов хозяйственной деятельности за нарушение норм и правил природопользования и возмещение ущерба, нанесенного окружающей среде, имуществу и здоровью населения, однако не устанавливает конкретного механизма компенсации причиненного вреда. Добиться этого можно за счет учета экологического риска при процедурах обязательного экологического страхования.

Современные представления об экономическом механизме природопользования сводятся к следующему.

Во-первых, он является составной частью хозяйственного механизма природопользования, состоящего из законодательно-правового, административного и собственно экономического механизмов, и включает в себя экономические инструменты природоохранной деятельности, финансирование природоохранных мероприятий, платность природопользования, ценообразование с учетом экологического фактора на ресурсы, рынок природных ресурсов, экологическое страхование, механизм реализации государственных и региональных программ [5].

Во-вторых, по характеру действия различают три типа экономических механизмов природопользования: «мягкий» или «догоняющий» тип; «стимулирующий»; «жесткий» и «подавляющий» тип [4].

Первый тип экономического механизма природопользования направлен на ликвидацию негативных экологических последствий развития хозяйства на территории. Данный тип не может ликвидировать причины возникновения экологических нарушений. Такому типу экономического механизма природопользования присущи следующие принципы: принцип нежесткого регулирования, принцип «конца трубы», не противоречит этому типу и принцип «загрязнитель платит». Второй тип способствует развитию экологосбалансированных, природоохранных производств. Он направлен на развитие производства с применением новых технологий. Третий тип механизма ограничивает природо-пользователей, деятельность которых связана с существенной нагрузкой на экосистемы; он включает жесткую налоговую, штрафную, кредитную и правовую политику.

В-третьих, направление деятельности по созданию и усовершенствованию экономического механизма природопользования основывается на том, что «в любой современной экономической системе присутствует и экономический механизм, и государственное управление, осуществляющее важнейшие направляющие функции [3].

В качестве основных механизмов государственного управления в сфере экологии и рационального использования природных ресурсов следует отметить необходимость установления и соблюдения основных стандартов экологической безопасности, разработки системы критериев качества окружающей природной среды, согласованных процедур оценки воздействия на окружающую природную среду, методики оценки экологического ущерба.

Еще одной составляющей экономического механизма природопользования является система работы по повышению эффективности управления качеством окружающей среды, которая на сегодняшний день на предприятиях-природопользователях приобретает актуальность в условиях дальнейшей интеграции России в мировое экономическое пространство.

Важнейшим компонентом экономического механизма природопользования является система платежей за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды [2]. Действующим законодательством сформирована правовая основа для установления платы за пользование недрами, лесами, водой, землей и другими видами природных ресурсов на основе рентного подхода или финансированных платежей. Поступающие платежи (налоги) распределяются между федеральным бюджетом и бюджетом конкретного субъекта Федерации в пропорциях, установленных природно-ресурсными законами. Однако прямые поступления в федеральный бюджет от платежей за пользование природными ресурсами. Увеличение размеров платежей за природопользование возможно только при уменьшении доли (величины) других налогов, так как суммарные налоги, взимаемые с природопользователей, как правило, находятся на предельно высоком уровне.

Постепенное увеличение доли платежей за природные ресурсы в доходной части бюджета станет важнейшей составляющей реорганизации налоговой системы и позволит в принципе обеспечить повышение уровня финансирования мероприятий по воспроизводству и охране природных ресурсов. Принципиальные подходы к реформированию системы платного природопользования должны быть отражены законодательством о природопользовании, а налоги и платежи за пользование природными ресурсами должны войти в единую систему налогов.

Необходимо совершенствование экономического механизма природопользования с целью уточ-

нения видов природных ресурсов, используемых на платной основе, дифференциации налогов и платежей в зависимости от рентных особенностей объекта природопользования. Требуется создать эффективную систему кредитных, фискальных и иных скидок и льгот при вовлечении в освоение низкосортного и некондиционного природного сырья, отходов производства, применения экологически щадящих и ресурсосберегающих технологий, обеспечивающих комплексное использование природных ресурсов.

Одно из центральных мест при этом должно быть отведено стимулированию выпуска технических средств, изделий, сырья и материалов, которые были бы энергетически малоемкими, материало-экономными и экологически приемлемыми не только при их производстве, но и в процессе потребления и эксплуатации. Кроме того, должны быть найдены, апробированы и внедрены соответствующие стимулы, обеспечивающие формирование сети экоуслуг. Необходимо разработать эффективные экономические механизмы воздействия, предотвращающие нарушение законодательства, и внедрить действенную систему расчета величины возмещения государству, субъектам хозяйственной деятельности и населению ущерба, нанесенного природопользователями.

Основой для установления платы и применения других экономических институтов должна стать экономическая оценка природных ресурсов, обеспечивающая комплексный учет качественных и количественных характеристик этих ресурсов при обязательном создании финансово-экономических условий их охраны и воспроизводства.

Инвестиционная политика в сфере природопользования должна базироваться как на государственном финансировании, так и на средствах предприятий (организаций) природопользователей. При этом определенная часть инвестиций должна реализовываться через целевые федеральные и региональные программы воспроизводства, использования и охраны отдельных видов природных ресурсов. Из этого следует, что кроме бюджетных источников, необходимо привлекать средства внебюджетных фондов, коммерческих банков, предприятий природопользователей и т.п.

Таким образом, государственная политика в области совершенствования экономического и финансового механизмов природопользования должна быть направлена на:

- экономическую реализацию полномочий государства как собственника природных ресурсов;

- экономическое стимулирование рационального использования природных ресурсов и применение ресурсо- и энергосберегающих технологий, а также широкое использование отходов (техногенного сырья);

- формирование эффективных финансовых механизмов обеспечения воспроизводства и охраны природных ресурсов;

- совершенствование действующей системы платежей за природные ресурсы (природопользование и загрязнение) в рамках осуществляемой налоговой реформы с учетом необходимости увеличения доли этих платежей в структуре взимаемых налогов;

- разработку методических подходов и апробирование в экспериментальном порядке рентных принципов налогообложения в недро-, водо- и лесопользовании;

- применение методов экономической оценки природных ресурсов и определение экономического ущерба с ориентацией на них ставок и платежей, внедрение соответствующих комплексных оценок в рамках системы национальных счетов;

- осуществление эффективной ценовой политики на природные ресурсы, сочетающей регулируемые и свободные цены;

- реализацию комплексных целевых программ и проектов, обеспечивающих сокращение объемов ресурсопотребления и расширенное воспроизводство природных богатств;

- целевое использование средств, предназначенных на охрану и воспроизводство природных ресурсов, формирование системы действенного финансово-экономического контроля за таким использованием;

- совершенствование методов оценки эффективности инвестиционных программ и проектов в сфере природопользования (особенно в случаях развития приватизационных процессов);

- активное привлечение инвестиций (в том числе иностранных) в сферу природопользования при приоритетности природосберегающих и природовосстанавливающих затрат;

- формирование рынка риэлтерских услуг по экономической оценке природных ресурсов;

- активное стимулирование и господдержку экопредпринимательства, т. е. экопроизводства и экоуслуг (включая прямое государственное регулирование);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.