Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ АРХИТИПЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССЕ ЕЁ РЕКОНСТРУКЦИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ АРХИТИПЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССЕ ЕЁ РЕКОНСТРУКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
187
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ СРЕДА / РЕКОНСТРУКЦИЯ-РЕГЕНЕРАЦИЯ / АРХИТЕКТУРА / АРХИТИПЫ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Кудряшов Н.Н.

В статье рассматриваются проектно-методические аспекты формирования новых архитипов современной архитектуры в исторической среде при условиях её реконструкции-регенерации. Приводится анализ основных исходных-базисных ситуаций-состояний исторической среды, которые определяют различные регламентные и методические подходы к композиционным решениям как отдельных новых зданий и сооружений в сложившейся застройке, так и к формированию градостроительной композиции в целом. Предлагаются ситуативные методы решения архитектурного облика нового строительства в исторической среде с определёнными архитипическими характеристиками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ARCHITECTURE TYPES OF THE HISTORICAL ENVIRONMENT DURING ITS RECONSTRUCTION

The paper discusses the design and methodological aspects of forming new types of modern architecture in the historic environment when it is being reconstructed and regenerated. The paper analyzes the main basic and initial situations and states of the historic environment. They determine various regulatory and methodological approaches to composing both separate new buildings and structures in the existing development, and to forming urban composition in general. The paper aims to propose situational solutions to architectural appearance of new construction in the historic environment with certain features of architecture types.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ АРХИТИПЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕССЕ ЕЁ РЕКОНСТРУКЦИИ»

УДК 05.23.21

Современные архитипы исторической среды в процессе её реконструкции

Н.Н. Кудряшов

Николай Николаевич Кудряшов

Кафедра архитектуры, Ярославский государственный технический университет, Ярославль, Российская Федерация E-mail: knnaid@mail.ru

В статье рассматриваются проектно - методические аспекты формирования новых архитипов современной архитектуры в исторической среде при условиях её реконструкции-регенерации. Приводится анализ основных исходных - базисных ситуаций - состояний исторической среды, которые определяют различные регламентные и методические подходы к композиционным решениям как отдельных новых зданий и сооружений в сложившейся застройке, так и к формированию градостроительной композиции в целом. Предлагаются ситуативные методы решения архитектурного облика нового строительства в исторической среде с определёнными архитипическими характеристиками.

Ключевые слова: историческая среда, реконструкция - регенерация, архитектура, архитипы

Для цитирования:

Кудряшов Н.Н. Современные архитипы исторической среды в процессе её реконструкции. Умные композиты в строительстве. 2021. Т. 2. №. 4. С. 84-94 URL: http://comincon.ru/index.php/tor/V2N4_2021

DOI: 10.52957/27821919_2021_4_84

Modern architecture types of the historical environment during its reconstruction

N.N. Kudryashov

Nikolay N. Kudryashov

Department of Architecture, Yaroslavl State Technical University, Yaroslavl, Russia E-mail: knnaid@mail.ru

The paper discusses the design and methodological aspects of forming new types of modern architecture in the historic environment when it is being reconstructed and regenerated. The paper analyzes the main basic and initial situations and states of the historic environment. They determine various regulatory and methodological approaches to composing both separate new buildings and structures in the existing development, and to forming urban composition in general. The paper aims to propose situational solutions to architectural appearance of new construction in the historic environment with certain features of architecture types.

Key words: historical environment, reconstruction-regeneration, architecture, architecture types

For citation:

Kudryashov N.N. Modern archetypes of the historical environment during its reconstruction. Smart Composite in Construction. 2021. Vol. 2. No 4. Р. 84-94 URL: http://comincon.ru/in-dex.php/tor/V2N4_2021

DOI: 10.52957/27821919_2021_4_84

ВВЕДЕНИЕ

В основу методологического подхода к разработке новых архитипов заложены фундаментальные принципы сохранения единства старого и нового, сохранения и развития градостроительной композиции как целостной ткани исторической среды с учётом приоритетной роли фактора увеличения эстетической массы города.

Современная теория выделяет три основных исходных и, следовательно, регламентирующих ситуации в процессе реконструкции-регенерации исторической среды:

1) признание доминирующей ценности исторической среды в целом,

2) признание доминирующей ценности локальных фрагментов исторической среды -локальных групповых зон охраны памятников архитектуры или обособленных объектов охраны - памятников архитектуры,

3) признание доминирующей ценности новых объектов - новых зданий в исторической

среде.

Регенерация исторической среды как двуединый процесс сохранения и развития предполагает неизбежность - необходимость нового строительства - внедрения в историческую ткань города новых зданий и сооружений. Альтернативой этому процессу обновления-развития могут быть или тотальная консервация - музеефикация исторической среды, или перманентная реставрация её элементов. Оба этих процесса исключают всякую возможность градостроительной деятельности - развития, приводят к стагнации и деградации социально-экономической, функциональной и социально-демографической систем города. Кроме того, являясь наиболее экстремально капиталоёмкими, эти процессы реализуются в крайне редких, исключительных, эксклюзивных случаях.

МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ АРХИТИПОВ В ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Масштаб внедрения или интервенции новой архитектуры в историческую среду определяется не только конкретной градостроительной ситуацией места, «статус-кво» исторической среды, но и различной основополагающей ситуацией её качественных характеристик на основе критериев ценности архитектурного наследия, известных со времён Алоиза Ригля, а также мерой эстетической массы среды, определяемой взаимоотношением фактора порядка и фактора сложности.

В первом случае - в ситуации признания доминирующей ценности исторической среды как единого целостного объекта охраны, внедрение - имплантация - новой архитектуры подчиняется методам девизуализации и дематериализации зданий в целях уменьшения негативного воздействия нового строительства на визуальное восприятие исторической среды. Здесь новые постройки должны бережно и аккуратно «латать» лакуны обветшавшей исторической ткани города на основе методики градостроительной регенерации, опираясь на историческую подоснову и принципы контекстуализма при сохранении основных характеристик исторической среды: масштаба, модуля и ритма по формуле «минимаксов», то есть параметры новых строений должны быть в строгих неравенствах «не больше большего и не меньше меньшего» соответствующих параметров исторической среды. Наиболее популярными архити-

пами новой архитектуры в данной ситуации являются: здание-«зеркало», здание-«кулиса», зда-ние-«хамелеон», здание-«призрак» или «невидимка». Таким образом, формируется архитектурно-градостроительный палимпсест как единая композиционная ткань исторической среды без разрывов, лакун и пробелов, как энтропическое пространство (рис. 1).

Рис. 1. Музей «COLUMBA». Арх. Петер Цумтор I Diocezan Museum «COLUMBA». Arch. Peter Zumthor. Пример архитектурного палимпсеста при сохранении гения места (genius loci)

в концепции контекстуализма (Источник: dezeen.com) Fig. 1. Diocezan Museum «COLUMBA». Arch. Peter Zumthor. An example of an architectural palimpsest while preserving the genius of a place (genius loci) in the concept of contextualism

(Source: dezeen.com)

Во втором случае, когда историческая среда распадается на отдельные фрагменты - локальные зоны и обособленные объекты охраны наследия, окруженные современной застройкой, которая во многих ситуациях вступает в диссонанс с доминирующей ценностью памятников архитектуры, необходимость гармонизации композиционных связей старого и нового становится еще более значимой, чем в предыдущем случае (рис. 2). Эта цель достигается средствами художественного контраста старого и нового как дуализма детали и фона, конкретного и абстрактного. Новая застройка должна заполнять межзональные пространства как эпителиальная ткань и формировать визуальные связи между локальными объектами охраны наследия с целью регенерации композиционного единства исторической среды. В архитипическом аспекте новая застройка должна воспроизводить основные характеристики исторической среды в жанре контекстуализма: масштаб, модуль и ритм существующей застройки (рис. 3 и 4).

Рис. 2. Музей «COLUMBA». Арх. Петер Цумтор / Diocezan Museum «COLUMBA». Arch. Peter Zumthor. Фрагмент фасада. Пример архитектурного палимпсеста при сохранении гения места (genius loci) в концепции контекстуализма (Источник: dezeen.com) Fig. 2. COLUMBA Museum. Arches. Peter Zumthor / Fragment of facades. An example of an architectural palimpsest while preserving the genius of a place is the geniuslociv concept of contextual-

ism (Source: dezeen.com)

Рис. 3. Реконструкция-регенерация квартала «SPEIHERSTADT» в районе «HAFENCITY», Гамбург. Пример контекстуальной архитектуры с элементами «adhoc» (Источник: dezeen.com) Fig. 3. Reconstruction and regeneration of the SPEIHERSTADT quarter in the HAFENCITY district, Hamburg. An example of contextual architecture with «adhoc» elements (Source: dezeen.com)

SMART COMPOSITE IN CONSTRUCTION

Рис. 4. Конверсионная реконструкция района «HAFENCITY», Гамбург. Пример комплексного

контекстуального решения градостроительной композиции (Источник: dezeen.com) Fig. 4. Conversion reconstruction of the district «HAFENCITY», Hamburg. An example of a complex

contextual solution of an urban composition (Source: dezeen.com)

В современной архитектурной практике прочно утвердилась архитипическая стилистика неовернакуляра как формалистического воспроизведения композиционных свойств исторической застройки, часто в абстрактном, опосредованном виде. Контекстуальная эстетика неовернакуляра отрицает формально поверхностный постмодернистский историзм с его стилизацией, цитированием и фальсификацией истории (рис. 5).

Рис. 5. Входной павильон в Археологическую променаду на Музейном острове Берлина. Арх. Дэвид Чипперфилд / Visitor Centrum, Archaeologische Promenade, Museuminsel, Berlin.

Arch. David Chipperfield. Пример архитектуры неовернакуляра (Modern Vernacular)

(Источник: dezeen.com) Fig. 5. Entrance pavilion to the Archaeological Promenade on the Museum Island of Berlin. Arch. David Chipperfield. An example of the architecture of a new-vernacular (Modern Vernacular)

(Source: dezeen.com)

Оба рассмотренных варианта реконструкции как регенерации исторической среды объединяет методический принцип воспроизведения местных особенностей или адхократи-ческий подход к формированию архитипов новой застройки в исторической среде. Архитектура в жанре «ад хок» (ad hoc) формируется средствами:

- архитектурного палимпсеста - наслаивания старого и нового, как способа раскрыть, экспонировать историю места со стремлением выразить сущность «genius loci» - духа места;

- тематического единства градостроительной композиции как средства выявления и акцентирования духа места, возвращения и сохранения исторической памяти места.

Эти два направления регенерации исторической среды утверждают приоритет локального над абстрактно-беспочвенным, устанавливают доминирующую значимость коренной, концептуальной связи современной архитектуры с местом её создания, со сложившейся или возрождаемой драматургией пространства.

Но есть и третий путь - путь на признание доминирующей ценности новой архитектуры в исторической среде, возникший как протест против адхократии (adhocracy), то есть доминирования местных особенностей как демонстративный отказ от доминирующей ценности исторической среды.

Это направление формирования новой архитектуры оправдывает своё место в исторической среде в двух радикальных и диаметрально противоположных ситуациях:

- в случае высокой историко-культурной плотности существующей городской среды с большими, часто максимальными значениями её эстетической массы;

- в случае аморфной и слабо структурированной исторической среды с минимальными значениями её эстетической массы.

В первом случае, при больших значениях фактора порядка и фактора сложности, считается, что появление нового элемента в эстетически совершенной и композиционно завершенной среде уже не сможет повредить или разрушить её целостность и единство, даже если этот новый объект является доминирующим или провоцирующим диссонанс на основе радикальной инверсии композиционных свойств исторической среды.

Во втором случае, в ситуации аморфной и слабо структурированной исторической среды, новая архитектура с её доминирующей ролью призвана сформировать композиционный центр существующей застройки и увеличить её эстетическую массу как по фактору порядка, так и по фактору сложности.

В современной архитектурной практике формирование дисгармоничных элементов с деструктивной целью реализуется в художественных формах деконструктивизма, отражающего образы эстетики хаоса в пяти архитипических сферах стихий природного хаоса: хаоса стихии земли, хаоса стихии воды, хаоса стихии воздуха - ветра, хаоса стихии огня и хаоса жизни - биосферы. Возникло множество формальных архитипов хаоса: ландформы, деструктивные и фрактальные объекты, волновые аттракторы, биоморфы, «загадочное означающее», «ловцы ветра», плазмоиды, формы космогенеза. Профессор Чарльз Дженкс выделял семь архитипов этой новой парадигмы современной архитектуры, говоря о том, что «семь ласточек ещё не делают лета», но и без весны, летящей на крыльях этих ласточек, лето не наступит никогда, не возникнет этот парадоксальный мир хаотичных образов в наших городах, мир, в котором возможно всё, кроме скуки, ведь «перед скукой даже боги слагают знамёна», как говорил Фридрих Ницше (рис. 6 и 7).

Рис. 6. Форум «Les Halles» в Париже. Арх. Патрик Берже и Жак Анзиутти. Пример доминирования новой архитектуры в исторической среде (Источник: dezeen.com) Fig. 6. Forum «Les Halles» in Paris. Arch. Patrick Berger & Jacques Anziutti. An example of the dominance of new architecture in the historical environment (Source: dezeen.com)

Рис. 7. Панорама центральной части Лондона. Хаотичное формирование градостроительной композиции с признанием доминирующей роли новой архитектуры в исторической

среде

в концепции борьбы с адхократией (adhocracy) (Источник: dezeen.com) Fig. 7. Panorama of the central part of London. Chaotic formation of urban composition with recognition of the dominant role of new architecture in the historical environment in the concept of combating adhocracy (Source: dezeen.com)

ВЫВОДЫ

Анализируя различные методические подходы к формированию архитипов новой застройки в исторической среде, окончательный выбор делает каждый архитектор в каждом конкретном случае, но нельзя забывать и нужно всегда помнить, что не архитектор выбирает город, а город выбирает архитектора, что не архитектор решает, каким быть историческому городу, а город решает - каким быть архитектору.

ЛИТЕРАТУРА

1. ООН. Конвенции и соглашения. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Принята 16 ноября 1972 г. генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры). URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conven-tions/heritage.shtml

2. UNESCO. World Heritage List. 2019. URL: https://whc.unesco.org/en/list/

3. Яргина З.Н. Эстетика города. М.: Стройиздат, 1991. 365 с.

4. Белоусов В.Н., Бочарова Н.Н., Васильченко В.А. Реконструкция центров исторических городов: Советско-французское научно-техническое сотрудничество. М.: Стройиздат, 1987. 224 с.

5. Кудряшов Н.Н. Девизуализация как метод нейтрализации воздействия нового строительства на историческую среду в процессе её регенерации. Умные композиты в строительстве. 2020. Т.1. Вып.1. С. 81-88. URL: http://comincon.ru/index.php/tor/V1N1_2020

Поступила в редакцию 02.12.2021 Принята к опубликованию 07.12.2021

REFERENCES

1. OON. Conventions and agreements. Convention on the protection of the world cultural and natural heritage. (Adopted on November 16, 1972 by the UN General Conference on Education, Science and Culture). URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/heritage.shtml (in Russian).

2. UNESCO. World Heritage List. 2019. URL: https://whc.unesco.org/en/list/

3. Yargina Z.N. Aesthetics of the city. M.: Stroyizdat. 1991. 365 p. (in Russian).

4. Belousov V.N., Bocharova N.N., Vasil'chenko V.A. Reconstruction of the centers of historical cities: Soviet-French scientific and technical cooperation. M.: Stroyizdat. 1987. 224 p. (in Russian).

5. Kudryashov N.N. Devisualization as a method of neutralizing the impact of new construction on the historical environment during its regeneration. Smart Composite in Construction. 2020. V. 1. N 1. P. 81-88. URL: http://comincon.ru/index.php/tor/V1N1_2020.

Received 02.12.2021 Accepted 07.12.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.