4/2011 ВЕСТНИК _7/202J_МГСУ
ПОСТМОДЕРНИСТСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В АРХИТЕКТУРЕ Г. РЫБИНСКА НА РУБЕЖЕ XX - XXI ВЕКОВ
POST-MODERN TENDENCIES IN THE ARCHITECTURE OF RYBINSK AT THE TURN OF THE 21ST CENTURY
A.A. Махнин
A.A. Makhnin
ЯГПУ ИМ. К.Д. УШИНСКОГО
В статье рассматривается проблема стилевого решения современной архитектуры, актуальность которой связана как с выбором стиля в исторической среде, так и с сохранением исторической застройки городов России.
The article discusses the problem of design in contemporary architecture. The topicality of this problem is connected both to the option of style within an historical environment and to the preservation of historical buildings within Russian cities.
1980-е годы - это время респектабельного уважительного отношения к архитектурно-историческому наследию в Советском Союзе. Именно в это время разрабатывается проект охранных зон Рыбинска специалистами ВНИИТАГа (ныне НИИТИАГ). Рекомендации, изложенные в этом проекте охранных зон, схожи с идеями постмодернизма, его контекстуалистского направления. Это ограничение по высоте новой застройки в историческом центре города, создание сомасштабной человеку среды. Они и сами не подозревали, что станут нечаянными постмодернистами. Именно время определяло характер деятельности архитекторов в то время.
Но уже 1990-е годы стали для нашей страны и города Рыбинска началом новой эпохи, много обещавшей, но в итоге не оправдавшей многие надежды. Происходившие перемены в политическом и экономическом устройстве страны сопровождались тяжелейшим упадком оборонной промышленности, составлявшей основу городского хозяйства и повлекшим за собой бюджетный кризис.
Вместе с тем, архитектурные и градостроительные тенденции Рыбинска в общих чертах соотносятся с мировыми стилевыми явлениями второй половины XX века. Рассмотрим коротко основные стилевые направления. Постмодернизм в архитектуре привлекает в последнее время большое внимание любителей искусства, знатоков и архи-тектуроведов. Эстетическое начало постмодернизма востребовано, чего, к сожалению, нельзя сказать об этическом начале, что проявляется в распространении таких направлений, как историзм, откровенный ретроспективизм, неовернакуляр, радикальный эклектизм, основанных на декоративных приемах, и в меньшей степени контекстуализ-ма, основанного на тонком считывании сложившейся среды.
Период конца XX - начала XXI веков стал показательным в отношении архитектурной среды многих городов, имевших исторически сходные условия существования. В период постмодернизма культурные проявления не были ограничены внешним воздействием, как в периоды классицизма, сталинской неоклассики. К этому времени
сложились разнообразные мировоззренческие теории, база для развития которых создавалась в переходный период от массовой индустриальной архитектуры к постмодернизму. Конечно, в России были теории. Стоит отметить A.B. Иконникова [2], который, как и положено исследователю, изучал беспристрастно со стороны архитектуру постмодернизма, или А.Э. Гутнова [1], как архитектора-практика, целиком погрузившегося в этот процесс, ратовавшего за средовой подход и приводившего целый арсенал композиционно-художественных приемов. Но практика в России была слепа и сводилась зачастую к листанию западных журналов в поисках нового архитектурного элемента. Аналоги средовой архитектуры и «скрытой реконструкции» в Западной Европе такие, как контек-стуализм, ад хок, партисипационная архитектура, сложились в результате борьбы местных жителей кварталов старого города с «бульдозерной» реконструкцией и тотальным сносом. Подобные идеи средовой архитектуры на Западе возникли естественно снизу по инициативе местных жителей, а не по воле и желанию архитектора-практика.
Если сфокусироваться на архитектурной среде Рыбинска, то нужно отметить, что она обладает более консервативным характером, что нашло выражение в городской среде в предпочтении историзма и откровенного ретроспективизма, повторявших традиционные принципы прошлых стилей. Эта специфическая черта рыбинской среды, однако, не препятствовала обновлению архитектурной среды города, что является показателем динамики архитектурной среды, происходившей менее явно, чем в соседних городах, например, в областном центре Ярославле.
Неовернакуляр - одно из направлений архитектуры постмодернизма, где дешевыми средствами скрывается убогость архитектуры. Хотя авторы находки в то время еще ничего не знали о постмодернизме. Так, начиная с 1970-х годов, получили свое второе рождение после второй половины XIX века «кирпичные вышивки». Орнаменты из красного кирпича, вызывающие ассоциации с северной народной вышивкой «росписью», не требовали дополнительных расходов, но свидетельствовали о желании придать типовому технологизму зданий некую индивидуальность, очеловеченность. Суммируя сущность направления неовернакуляр в архитектуре, Ч. Дженкс пишет, что этот «стиль, однако, легко узнаваем: он почти всегда имеет скатную крышу, крупные детали, живописное распределение объемов и кирпич, кирпич, кирпич» [5].
Начиная с рубежа 1980-х - 1990-х годов в городе, в том числе в его исторической части, получило довольно значительное развитие строительство небольших жилых домов: индивидуальных, или на несколько семей.
В начале 1990-х гг. при проектировании новых зданий на месте утраченных важную роль играла идея восстановления исторического облика данного участка городской среды, что является одним из проявлений постмодернизма, а именно историзма и откровенного ретроспективизма. Случаев ее последовательной реализации, начатой еще в конце 1980-х годах реконструкцией дома №52 по улице Пушкина (руководитель проекта A.M. Жданов), в городе не очень много. Значительно чаще об облике предшествующей постройки напоминают лишь некоторые элементы фасадов на новом здании, почти всегда, как минимум, или имеющем иной размер или выполненном из других материалов. Нередки варианты сдержанных по архитектуре зданий, своеобразной современной фоновой застройки. Правда, существует тенденция к постепенному появлению целых фоновых кварталов без архитектурных памятников, фон для которых, они, собственно, и должны создавать. Это было проявлением такого направления постмодернизма, как неовернакуляр. Более подробно о направлениях постмодернизма, в том числе и о возникновении идей контекстуализма, мы говорили в одном из выпусков журнала «Архитектура и строительство России» [4].
4./2011 ВЕСТНИК _4/20|Т_МГСУ
Тем не менее, проблемы соотнесения старого и нового регулярно встают перед архитекторами, проектирующими в историческом центре, где в последние десятилетия возникают достаточно многочисленные постройки.
При строительстве офисных зданий или торговых центров современная или ретроспективная форма служит, прежде всего, созданию броского, запоминающегося облика сооружения. Для возникновения откровенного ретроспективизма в России оказалась нужна комбинация мотивов. С одной стороны, ослабленное представление о ценности оригинала и готовность заменить его копией. С другой - некритично широкое понимание сущности реставрации. Под реставрацией в России, в столице и в провинции, стало пониматься любое восстановление - копирование - подражание на основе авторских архитектурных гипотез, что, по существу, является откровенным ретроспек-тивизмом. Можно согласиться с М.Н. Кудряшовым, который пишет, что «особо распространенной становится реставрация «по аналогам», аналогам архитектуры XVI, XVII, XVIII и более ранних столетий» [3].
Появление откровенного ретроспективизма обусловлено деятельностью реставрационных мастерских, занимающихся протезированием элементов памятников архитектуры или созданием новоделов, либо архитекторов, которые более чутко относятся к архитектурно-историческому наследию, вводя цитаты в новое здание, в силу своей большей образованности и желания строить не хуже, чем в «царское время». Заказчиком такой архитектуры, как правило, выступает государство, в чьей собственности и находится большинство памятников архитектуры.
Присмотримся к тому, как откровенный ретроспективизм находит свое воплощение в провинциальной России в Рыбинске. Так образцами ретроспективизма можно вполне назвать здания-копии, или новоделы. В 90-х годах XX века в Рыбинске на некоторых участках исторической части города были построены такие новоделы. Деревянные дома начала XX века в стиле модерн заменялись домами в кирпиче, иногда с облицовкой деревом. В этих домах упрощенные, грубые элементы имитируют деревянный сруб в кирпичной кладке, либо выделяется другая особенность. Новоделы обшиваются деревянным тесом, но используемый материал, тес, из-за своих особенностей мелкомасштабен по сравнению с деревянным срубом домов застройки XIX века. Поэтому точной ретроспекции не получается осуществить. Пример - дом по улице Пушкина, 37 (архитектор реконструкции О.Н. Панюхина).
Самым удачным воспроизведением архитектурно-исторического наследия, с точки зрения наиболее точной ретроспекции, можно считать Дом художников по улице Пушкина, 52. Этот дом - один из первых «новоделов», построенных в городе (1990 г.). Автор «новодела» - архитектор A.M. Жданов. Какое-то время «новодел» даже соседствовал со своим оригиналом, который был расположен на углу улиц Пушкина и Плеханова. Это был деревянный жилой дом, двухэтажный, принадлежавший лесопромышленнику А.Е. Копылову, построенный в 1900-х гг. Дом Копылова был очень характерным образцом купеческой жилой застройки города начала XX столетия. Обращал на себя внимание пышной экстравагантностью, состоящей из элементов псевдорусского стиля и «модерна». Но уже в 1990-е годы оригинал был в ветхом состоянии и впоследствии был утрачен.
Основной объем оригинала был прямоугольным с двумя пристройками со стороны улицы. Основной массив дома был невысок, а фасады его имели богатый проработанный декор. Так угловая часть парадного фасада увенчана двумя причудливыми, спаренными башнями с шатровыми чешуйчатыми крышами, лучковыми карнизами и оригинальными навершиями из килевидных кокошников. Две другие башни с кубко-
ватыми завершениями фланкируют боковые балкончики-эркеры. Между башнями на фасадах возвышаются чердачные окна с килевидными фронтончиками. Стены дома обшиты тесом «в елочку» и заканчиваются широким выкосом крыши. Гладь стены с большими арочными и прямоугольными окнами декорирована тяжелыми резными наличниками с богатейшей пропильной и накладной резьбой. Сплошное резное кружево украшает балкончики-эркеры и консоли башен. Первоначально все рамы в доме были дубовые; окна были с характерными для стиля модерн, так называемыми «зеркальными» стеклами без переплетов.
Башни дома-копии с шатровыми чешуйчатыми крышами были восстановлены по обмерам близко к тем пропорциям утраченного дома. Небольшие архитектурные элементы «новодела», такие, как резные наличники, накладная резьба были сделаны грубовато по сравнению с оригинальными элементами дома.
К тому же, в этом доме-копии проявились приемы ад-хокизма, и здесь, кроме основного аспекта ретроспективизма, присутствует ад-хокизм. Так многие стропильные конструкции были взяты по месту из оригинального дома, стоявшего рядом и позднее утраченного. Подобные конструкции своими силами строительная бригада, возводившая новодел, не могла сделать. Ад-хокизм или архитектура ад хок в провинциальной России и даже в столице проявляется в вульгарных формах, что объясняется, с одной стороны, проникновением в архитектуру индустриальных методов строительства, а, с другой стороны, недостаточным финансированием строительства, так как точное копирование стилей прошлого стоит дорого. Но из тех немногих «новоделов», что были построены в городе, этот наиболее точен в своем исполнении. Конечно, строительство «новоделов» возможно лишь в исключительных случаях. Надо признать, что реставрация, помогающая в восстановлении исторического облика городов, протезирование отдельных элементов архитектурного памятника честнее, чем строительство новоделов.
Архитектурное решение построек, возводимых в последние два десятилетия, крайне разнообразно. Подчас один и тот же автор может или придать зданию подчеркнуто модернистский облик, или создать иллюзию особняка или доходного дома XIX века. Так по проектам Д.Г. Савинова построены и административное здание Речного порта (Волжская набережная/Введенская улица), соединяющая фасадное решение в духе классицизма с модерновой угловой башней, и сверкающие зеркальными панелями геометризованные фасады торгового центра «Эпицентр» (улица Луначарского). Ю.И. Панюхин с интервалом в несколько лет возводит гостиницу НПО «Сатурн» (1993-2000 гг., улица Луначарского), элементы которой отсылают к московскому модерну начала XX века, пластичный объем торгового центра «Эльдорадо» на Сенной площади (улица Герцена, 62) и четырех- шести- восьмиэтажный жилой дом на углу улиц Плеханова и Луначарского, построенный на ритме нарастающих к углу квартала геометрических объемов, увенчанных «колючими» треугольниками мансард.
Современная архитектурная среда Рыбинска являет собой постмодернизм, основанный в большей степени на внешнем оформлении зданий и сооружений, а не на целой программе действий. Сама архитектура выглядит традиционной и устаревшей с точки зрения мировой моды, что говорит о вторичности архитектуры, а значит, и о низком качестве традиции и новаторства.
Показанные выше направления постмодернизма складываются случайно и стихийно в России. Архитекторы в России не считают себя убежденными постмодернистами. К тому же продукт их творчества зависит от многих факторов. Необходимо понимать, что архитектура - это коллективный труд, который складывается из деятельности не только архитектора, а инженеров разных специальностей, власти, дик-
4/2011 ВЕСТНИК _4/20|T_МГСУ
тующей свои условия, многочисленных инстанций, согласующих проект, из задания заказчика и возможностей застройщика.
Это обстоятельство лишний раз ставит вопрос о том, что многообразие современных форм должно, развивая и совершенствуя облик города, способствовать сохранению самого ценного в его облике - своего собственного, непохожего на другие города выражения, своей архитектурной традиции, но традиции не слепого копирования форм прошлого, а контекстуального вдумчивого отношения к архитектурной среде. Контекстуализм, как единственно ценное и достойное упоминания в архитектуре постмодернизма, в России пока не имеет для своего развития почвы.
Литература
1. Гутнов А.Э. Эволюция градостроительства. М.: Стройиздат, 1984. 256 с.
2. Иконников A.B. Художественный язык архитектуры. М.: Искусство, 1985. 176 с.
3. Кудряшов М.Н. Архитектура современного российского города: инверсия и интерпретация постмодернизма: диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Ярославль, 2006. С. 144.
4. Махнин A.A., Сидорин A.M. Следы постмодернизма в современной архитектуре Ярославля. Архитектура и строительство России. М., 2006. № 7-8. С. 34-38.
5. Jencks Ch. The New Paradigm in Architecture. The Language of Post-Modernism. New Haven; London : Yale University Press, 2002. P. 67.
Literature
1. Gutnov A.E. Evolutsia gradostroitelstva. M. : Stroyizdat, 1984. 256 s.
2. Ikonnikov A.V. Khudozhestvenniy yazik arkhitekturi. M. : Iskusstvo, 1985. 176 s.
3. Kudryashov M.N. Arkhitektura sovremennogo rossiyskogo goroda: inversiya i interpretatsiya postmodernizma: dissertatsiya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata iskusstvovedeniya. Yaroslavl, 2006. S. 144.
4. Makhnin A.A., Sidorin A.M. Sledi postmodernizma v sovremennoy arkhitekture Yaroslavlya. Arkhitektura i stroitelstvo Rossii. M., 2006. № 7-8. S. 34-38.
Ключевые слова: постмодернизм, историзм, откровенный ретроспективизм, неовернаку-ляр, контекстуализм, адхокизм, радикальный эклектизм
Key words: Post-Modernism, Historicism, Straight Revivalism, Neo-Vernacular, Contextualism, adhocism, Radical Eclecticism
Телефон: 89159604005. e-mail: varkedr@mail.ru
Рецензент: Стовичек Мария Викторовна, кандидат искусствоведения, консультант комитета историко-культурного наследия департамента культуры Ярославской области