О.В. Орельская
ИСТОРИЗМ В АРХИТЕКТУРЕ НИЖНЕГО НОВГОРОДА ХХ ВЕКА
Наиболее точное понятие историзма принадлежит академику А.В. Иконникову: «Историзм не название конкретного направления в практике определенного времени, а тенденция, проходящая сквозь периоды развития архитектуры, начиная с Возрождения. Историзм определяется обращением к культуре прошлого для решения проблем настоящего. Он использует в своем языке знаки, свидетельствующие об обращении к исторической памяти в системе, принадлежащей актуальной культуре. Это отличает историзм от традиционализма, который ищет возможности наполнить жизнью актуальную культуру через прямую преемственность, активизацию традиций.. .Традиционализм всегда серьезен и однозначен, историзм многозначен и заключает в себе момент театрализации жизни, игры.. .Историзм характеризует современное средствами исторически минувшее» [1, с. 10].
Для архитектуры ХХ века характерными были поиски, которые тяготели то к рационализму и новаторству, то к возрождению истории. Этот процесс был общим для мировой архитектуры и российской, в частности. На протяжении всего ХХ столетия проблема традиций и новаторства остается важнейшей теоретической проблемой, которая находила отражение и в архитектурной практике. Всякий раз это обращение происходило по-разному, на фоне меняющегося развития науки, техники и новых технологий в строительстве, смены политики и идеологии.
В данной статье предпринята попытка проследить все периоды обращения к историзму в архитектуре ХХ века на примере отечественной и региональной архитектуры Нижнего Новгорода -крупнейшего нестоличного города европейской части России, где наиболее выпукло проявились влияния столичной архитектуры и опосредованное влияние мирового, в большей степени западно-европейского зодчества.
Основная задача исследования - осмысление процессов, происходивших в архитектуре ХХ века и систематизация исторического материала, накопленного не только столичными городами, но и нестоличными. Акцент делается на исторические периоды в развитии нижегородской архитектуры, когда архитекторы в своих поисках обращались к истории.
Начало ХХ века, как на Западе, так и в России было связано с новым стилем модерном, на который была возложена задача кардинального обновления зодчества. Но, развиваясь в русле с европейским модерном, российский модерн наряду с общими для этого интернационального стиля чертами, приобрел национальные черты. Он оказался генетически связанным с русским стилем, что ярко проявилось в творчестве основоположника модерна в России Ф.О. Шехтеля. Нижегородский модерн в лучших образцах, также в произведениях Ф.О. Шехтеля, продемонстрировал широкий веер творческих поисков мастера. Нижнему Новгороду Ф.О. Шехтель в 1914 году подарил свой проект губернского музея, в котором он уже тяготел к ретроспекции, обращаясь к мотивам псковско-новгородского стиля. Автор органично сочетал древние приемы с современностью. В целом стиль модерн не сумел справиться до конца с возложенной на него новаторской миссией. В своей последней стадии в России модерн из рациональной фазы он перешел в ис-торизирующую, подготовив возникновение ретроспективизма 1910-х годов. Таким образом, модерн в России не избежал влияния историзма.
Первым проявлением историзма в начале ХХ века стал ретроспективизм, который также синхронно развивался с европейским (в основном с Северным, Скандинавским) ретроспекти-визмом и отличался от эклектизма и стилизаторства XIX века, тем, что основным методом его было не копирование, а интерпретация на тему выбранного стиля. Две основные параллельно развивающиеся ветви ретроспективизма: неорусская и неоклассическая весьма достойно представлены в Нижнем. Обе ветви развивались одновременно и параллельно. Проявление историзма в виде ретроспективизма в Нижнем Новгороде оставило в наследство ряд замечательных произведений, принадлежащих творчеству известных в то время зодчих: московским - Б.А. Коршунову, бр. Весниным, В.А. Покровскому, симбирскому - Ф.О. Ливчаку.
Неорусский стиль в Нижнем Новгороде получил воплощение в архитектуре крупных общественных зданий. Так в 1913 году на центральной улице города - Б. Покровской был возведен комплекс бан-
98
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 10, 2006
© О.В. Орельская, 2006
ковских зданий по проекту академика архитектуры В.А. Покровского. Как отмечает известный исследователь русской архитектуры Х1Х - начала ХХ вв., Е.И. Кириченко, архитектура банка «балансирует на грани между национально-романтическим вариантом модерна и ретроспективизмом». [2, с. 373]. Архитектурный ансамбль воплотил в себе некий обобщенный прообраз Руси ХУЛ века.
Поиск национального стиля в начале ХХ века продолжил в Нижнем Новгороде архитектор из Симбирска Ф.О. Ливчак. В 1916 году он построил здесь здание крестьянского поземельного банка, которое также демонстрирует интерес современников к собственной истории и традициям.
Изменение ценностных ориентиров в начале ХХ века расширило границы историзма. Классицизм вновь стал привлекать внимание зодчих своей стройной художественной системой. Оглянувшись назад, в прошлое, архитекторы останавливали свой взгляд, как на золотом веке европейской культуры, так и на русском классицизме ХУШ - начала Х1Х вв., который в России этого периода рассматривался в начале ХХ века не менее национальным, чем неорусский стиль. Неоклассицизм 1910-х годов характеризовался помпезностью, гротеском, использованием метода стилизаций, отказом от механического копирования классицистических образцов.
В Нижнем Новгороде из наиболее ярких построек в неоклассическом стиле можно назвать особняк Д.В. Сироткина (1913-1916 гг.) на Верх-не-Волжской набережной, построенный по проекту бр. Весниных, и представляющий собой один из лучших образцов русского неоклассицизма в России того времени. Другой вариант неоклассицизма в Нижнем Новгороде, представлен в особняке О.И. Каменской на Верхне-Волжской набережной, где архитектор Б.А. Коршунов обратился к наследию итальянского Ренессанса. Главный фасад дома с четырехколонным портиком восходит к постройкам А. Палладио.
Но оба варианта ретроспективизма 1910-х годов, хотя и были созвучны настроениям времени, не просуществовали долго, так как не могли решать новые задачи быстро меняющихся реальных условий предреволюционной России. Рет-роспективизм расширил возможности историзма по сравнению со стилизаторством Х1Х века, он допускал сочетание исторических ценностей с современностью, и таким образом готовил новое отношение к освоению наследия для последующих периодов.
Важно отметить, что и после революционного скачка 1920-х годов произошла смена стилистической направленности, которая привела к возникновению архитектуры русского авангарда, но параллельно с ней продолжала развиваться ретроспективная линия архитектуры. Она вновь заявила о себе во второй половине 1920-х годов. В Нижнем Новгороде в 1928 году был закончен строительством Дворец культуры им. В.И. Ленина в Канавинском районе города, в облике которого отражена очередная версия неоклассицизма, которая, подчиняясь культурной идеологии государства, встала на путь схематизированного классицизма. Апелляция к классицизму происходит одновременно с желанием сделать шаг навстречу современности.
На короткий период времени с конца 1920-х годов идеи советского авангарда в виде конструктивизма завладели умами местных зодчих, но уже в середине 1930-х годов формальный язык архитектуры вновь был ориентирован на исторические прототипы, хотя в этот период в России был зафиксирован переходный стиль - постконструктивизм (по определению С.О. Хан-Магомедова). Он занял срединное положение между новаци-онной и традиционной линией развития советской архитектуры. Постконструктивизм, в качестве средств своего обогащения, обращался к элементам, заимствованным из истории, но трактовал их в самостоятельных упрощенных вариациях. Постконструктивизм во многом был сходен со стилем ар деко, который имел место в архитектуре зарубежных стран и своеобразно проявился в эти же годы в советской архитектуре, в основном в столице. Ар деко - стиль, сочетающий в себе классичность, симметричность и прямолинейность. Он не был напрямую связан с конкретными историческими традициями формообразования, хотя синтезировал в себе идеи различных архитектурных стилей от эклектики и модерна до классицизма и авангарда. В России в ар деко преобладал геометрический декор в виде подчеркнутых вертикалей, пилонов, которые подготавливали возвращение неоклассицизма, ритмическое чередование плоских и выступающих поверхностей фасадов, ярусное ступенчатое построение башенных объемов, увенчанных шпилями. К этому стилю можно отнести творчество московского архитектора Б.М. Иофана, а в Нижнем Новгороде - отдельные произведения архитекторов Б.М. Анисимова и А.А. Яковлева.
Историзм, возрожденный в 1930-е годы, не отрицал достижений советского авангарда. Он стал активно внедряться в архитектуру этого времени, во многом под влиянием туров конкурса на Дворец Советов в Москве (1931-1937 гг.). Итоги конкурса, за ходом которого следили зодчие всей страны, во многом оказали сильное влияние на возрождение второй волны неоклассицизма. В этот период неоклассицизм господствовал во многих странах Европы и поддерживался их политическими режимами. Он служил утверждению абсолютной власти. Поэтому вновь можно говорить о синхронности процессов в архитектуре Европы и России в 1930-е годы.
Классицизм конца 1930-х годов характеризовался повышенным монументализмом (монумента-лизированный классицизм). Классицистические традиции воплощались как в прямых заимствованиях, так и в схематизированных формах. В СССР неоклассицизм был выбран стилем, призванным возвеличивать идеи социализма. Здания-монументы стали появляться во многих городах страны. Так в Нижнем Новгороде под влиянием образа главного здания страны - Дворца Советов, на Стрелке - месте слияния рек Волги и Оки, на месте разрушенного собора Александра Невского (третьего по высоте храма в европейской части России) было решено воздвигнуть Дворец молодежи. Нижегородский архитектор Д.П. Сильванов создал в своем проекте многоярусную высотную композицию, которая компенсировала бы утраченную градостроительную доминанту. Здание Дворца молодежи, как и в проекте Б.М. Иофана в Москве, украшалось скульптурой В.И. Ленина.
В крупном масштабе с четким ритмом вертикальных пилястр с композитными капителями решено здание авиационного техникума на пл. Горького (1938 г.) по проекту Д.П. Сильванова. Облик здания торжественен и монументален. Это впечатление усиливает серая терразитовая штукатурка.
Освоение классики в Нижнем Новгороде заявило о себе в полный голос лишь в послевоенные годы. Победа в Великой отечественной войне 1941-1945 гг. пробудила желание увековечить ее в архитектурных произведениях. В Москве таковыми стали здания-символы - «сталинские высотки», увенчанные шпилями. Этим задачам соответствовала, прежде всего, концепция историзма. Это было третье проявление историзма в архитектуре России XX века. Большинство архитекторов страны в послевоенные годы ориентиро-
вались на альбомы с увражами из классической архитектуры, создавая примеры репрезентативно-парадного «увражного классицизма».
В 1940-1950-е годы нижегородские архитекторы были увлечены мотивами классики и испытывали влияние творчества И.В. Жолтовского, остававшегося кумиром советских архитекторов и в послевоенные годы. Интерпретация декоративных мотивов, в частности, «декоративных пятен», примененных И.В. Жолтовским в решении фасадов жилых домов на Смоленской площади и Б. Калужской улице в Москве, нашла отражение в жилом доме № 29 по ул. Б. Покровской (1954 г., арх. Л.Б. Рождественская), выполненном с применением ренессансных приемов, и в здании общежития для студентов политехнического института на пл. Лядова (1952 г., арх. Д.П. Сильванов), где использовались мотивы русского классицизма.
Дворцовый характер архитектуры получал различную интерпретацию у столичных и нестоличных архитекторов, так как последние не могли рассчитывать на использование дорогих строительных материалов, и применение скульптуры. Архитектура Нижнего Новгорода отличалась большей сдержанностью в использовании декоративных элементов, чем это было в ряде городов России. Очевидно, сказывалось то, что большинство архитекторов получали архитектурное образование в Петербурге (Ленинграде), и испытывали тяготение к строгой классике.
В середине 1950-х годов, после известного постановления 1955 года в архитектуре в Нижнем Новгороде, как и других городах, началась «борьба с излишествами» в архитектуре, которая привела к полному отказу от декоративно-художественной линии в развитии отечественной архитектуры и утверждению рационального направления - «неорационализма» (или по определению А.В. Иконникова - «технологизма»). Отказ от использования «цитат» из архитектурного наследия прошлого привел к откровенному минимализму. На смену местным строительным материалам пришли: железобетон, металл и стекло. В общемировом масштабе то, что происходило в России, было названо началом современной архитектуры, и прекращением культурной самоизоляции. В России стилистическая направленность рассматривалась как продолжение рациональных идей русского авангарда начала XX века. Жесткий геометризм типовой архитектуры контрастировал с историческим наследием древнего Ниж-
100
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 10, 2006
него Новгорода. Подобное представление о современности в начале 1970-х годов стало вызывать естественный протест не только профессионалов, но и простых потребителей. Пришло понимание, что новая застройка становится диссонирующей по отношению к историческому и природному окружению, обедняющей духовную жизнь граждан, их эстетическое восприятие, нивелирующей «дух места». Реакцией на подобное «бесстилье» в архитектуре, стало изменение предпочтений, переоценка ценностей, в результате которой в Нижнем Новгороде появился декоративизм. Ярким примером этой тенденции стал театр кукол по проекту архитектора С.А. Тимофеева (1979 г.).
На рубеже 1970-1980-х годов в России началось углубленное исследование истории Х1Х -начала ХХ века, что оказало влияние на архитектурную практику, дав толчок к индивидуализации архитектурных решений в рамках рационалистического направления, а затем вектор стилистических предпочтений стал тяготеть к синтетической линии, представленной в виде поисков пластической выразительности без обращения к истории.
В то же время в Западной архитектуре рационалистическое направление в виде неофункционализма 1950-х годов стало вытесняться неоклассицизмом и затем постмодернизмом, что было отражением ностальгии по «старым, добрым временам», который стал рассматриваться как альтернатива «современному движению».
Обращение к историческому опыту, а именно к классицистическим мотивам и формам, несущим классицистические ассоциации, вновь возникло в архитектуре Нижнего Новгорода на короткое время в 1980 годы. Оно помогло придать строгость, торжественную и жесткую симметрию, парадную представительность, например, административному зданию на ул. Горького (1982 г., арх. Ю.Н. Бубнов, О.С. Титов, В.И. Ровнов), выполненному в модернизированном классицизме, заявившем протест против безликой стандартной типовой архитектуры 1960-х начала 1970-х годов.
Расцвет творческих исканий, связанных с историзмом, стал характерен для последнего десятилетия ХХ века в отечественной архитектуре. Историзм в 1990-е годы в столице вернулся в постмодернистских вариациях на тему московского модерна начала ХХ века. Несмотря на то, что российские зодчие уделяли пристальное внимание метаморфозам постмодернизма в зарубежных странах, тем не менее, постмодернизм на
российской почве не повторял западных образцов. Безусловно, положительными чертами постмодернизма можно считать возобновление внимания к наследию, к истории, традициям, а также то, что постмодернизм привнес определенную свободу творческих поисков, отличительной чертой которых стал плюрализм в использовании форм и технических приемов. В 1990-е годы историзм заявил о себе в четвертый раз на протяжении ХХ столетия.
Вольная трактовка исторических форм и деталей стала характерна и для нижегородской архитектуры. Но если во главу угла западные постмодернисты ставили ироническое отношение к истории, то российские зодчие продолжали отстаивать серьезное отношение к заимствованиям. Частичное цитирование истории появилось в середине 1990-х годов, но явно носило черты вернакуляра, выразившись в деталях-знаках. Примером постмодернистского, иронического классицизма может служить жилой дом № 2 в Холодном переулке (арх. А.А. Худин, О.П. Гаврилов). Нижегородский регионализм 1990-х годов воспринял характерные местные традиции архитектурных форм разных периодов, поэтому стилизации носили множественный характер, начиная от точного воспроизведения до ассоциативных выражений. В 1996 году среди купеческой застройки Х1Х - начала ХХ вв. на М. Покровской улице по проекту архитекторов А.Е. Харитонова и Е.Н. Пестова было возведено здание коммерческого банка. Возврат к эстетическим ценностям прошлого происходит здесь на современной основе. Авторы сумели передать региональный характер архитектуры банка, обратившись при этом к стилистике местного модерна и ретроспективизма.
При проектировании административного здания на улице Фрунзе, также законченного строительством в 1996 году, авторы (арх. Е.Н. Пестов, А.Е. Харитонов) воплотили в нем свободную импровизацию на исторические темы, стремление к воссозданию местного колорита. Это произведение дало новую жизнь архитектурным традициям Н. Новгорода.
Принцип исторического коллажа наблюдается в здании коммерческого банка на ул. Грузинской (1998 г., арх. В.В. Никишин, М.М. Седова). Оно представляет собой постмодернистский натюрморт, где архитектурные формы и детали были процитированы не только из ближайшего исторического контекста, но представляли кол-
лаж из элементов современной мировой архитектуры XX века.
Влияние западного постмодернизма прочитывается в здании офиса «Монолит инжиниринг» на ул. Сергиевской (арх. О.В. Шаганов, Ю.И. Болгов). В решении фасадов наблюдаются выступающие объемы, окна в форме осколков разбитого стекла, венчающая часть здания, которые перекликаются с приемами, примененными французским архитектором К. Портзампарком в здании Музыкальной школы в Париже. В этой смеси «французского с нижегородским» ощущается некая близость к поискам европейского постмодернизма.
«Острое ощущение своеобразия города получило выражение в неожиданных и острых сочетаниях постмодернистских аллюзий, отсылающих к специфическому местному варианту ар нуво начала века, и парадоксальных деконструк-тивистских преобразований традиционных объемно-пространственных структур. Конкретные решения при этом определяются контекстом исторического города.. .Единство метода при разнообразии ситуаций определило и широкий спектр конкретных решений.» [3, с. 23].
Постмодернистские произведения легко вписывались в исторический контекст городов, они демонстрировали причастность современной архитектуры к истории, пытались вступить в диалог традиций и новаций. В 1990-е годы постмодернизм как бы возрождал эклектические традиции купеческого Нижнего Новгорода. Он обогатил язык архитектуры, вернув в архитектуру по-лихромность, декор, внимание к деталям.
Итак, проявления историзма в архитектуре Нижнего Новгорода XX столетия разнообразны. Анализ историзма на протяжении XX века показал его изменчивость, его эволюцию, вызванную меняющимися условиями в которых он возникает и существует.
Библиографический список
1. Иконников А. В. Историзм в архитектуре.-М.: Стройиздат, 1997. - С. 10.
2. Кириченко Е.И. Русская архитектура 18301910-х годов. - М. : Искусство, 1988. - С. 373.
3. Иконников А.В. Россия в мировом архитектурном процессе. Итоги XX века // Архитектура и строительство Москвы. - 2000. - №2 2. - С. 23.
Д.А. Кузьмичева МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Преамбула. В новых условиях современной России проблема взаимоотношений общества и молодежи стала чрезвычайно важной. Первостепенной задачей государства стала необходимость воспроизвести экономически и политически активное население с высокими качественными характеристиками и новыми параметрами. Улучшение ситуации в современной России возможно только на основе улучшения качества жизни современного молодого поколения. При этом основополагающим, главным средством повышения качества (жизни) молодого поколения является государственная молодежная политика, формируемая как на общенациональном, так и региональном уровнях.
В России «молодежная политика» выделилась в самостоятельную сферу государственной деятельности сравнительно недавно. Сам термин вошел в отечественную юридическую систему в 1991 году с принятием Закона «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР».
В истории формирования и становления государственной молодежной политики в современной России исследователи выделяют три основных этапа: первый - институционализации государственной молодежной политики (19901996 гг.). Второй - этап устойчивой реализации
молодежной политики (1997-2001). Третий - этап стагнации в реализации государственной молодежной политики (с 2002 года и до настоящего времени) [4, с. 92].
Начало реализации российской государственной молодежной политики было положено в 1991 году распоряжением президента РФ о введении на должность Полномочного представителя Правительства РФ по делам молодежи. 16 сентября 1992 года был подписан указ Президента РФ «О первоочередных мерах в области государственной политики», итогом которого стало создание Комитета РФ по делам молодежи.
102
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 10, 2006
© Д.А. Кузьмичева, 2006