Научная статья на тему 'Принципы контекстуализма в архитектуре'

Принципы контекстуализма в архитектуре Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2175
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ СРЕДА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОНТЕКСТ / АНСАМБЛЬ / ПРИЕМЫ АДАПТАЦИИ / ПРИНЦИПЫ КОНТЕКСТУАЛИЗМА / HISTORICAL ENVIRONMENT / INTERACTION / CONTEXT / ENSEMBLE / THE METHODS OF ADAPTATION / PRINCIPLES OF CONTEXTUALISM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зайцев А. А.

Данная статья раскрывает основные принципы, которые архитекторы должны учитывать при проектировании новых зданий в исторической среде городов. Тема является актуальной, так как грамотное, тактичное проектирование в исторически сложившейся среде необходимо для сохранения ее специфических особенностей, формировавшихся веками. При этом объект, проектируемый в конкретной среде, должен взаимодействовать с ней, быть органично вписанным в нее, формировать вместе с ней единый ансамбль. Задачами данной статьи являются выявление характерных приемов и правил проектирования, выявление как общих, так и специфических принципов адаптации к исторической среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Зайцев А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of contextualism in architecture

Contextualism in our days is the conscious and the required method of design in a historical environment with a certain set of characteristics and properties of factors. These features are identified on the basis of analysis carried out at a town-planning, composition, style, colour and other levels. Further identifies the techniques that are most characteristic in this environment, which are incorporated in the principles of context and selected the most characteristic of them in the town-planning situation. Methods of adaptation can be divided into compositional, morphological, color, style, decorative, figurative symbolic, associative, typological, and also landscape (methods of the adaptation to the natural environment, landscape, when building repeats the form and relief). Methods of adaptation, which are the most characteristic in this environment, combined in the principles of contextualism. Thus, formed the composition, color, style, semiotic, typological, morphological and landmorphical principles of contextualism. This system allows you to create objects, which are interrelated and interact with the environment, organic with it, make it seem as the integral ensemble.

Текст научной работы на тему «Принципы контекстуализма в архитектуре»

АРХИТЕКТУРА ЗДШШII СООР^ЖЕЮШ.

ТВОРЧЕСКИЕ КОНЦЕПЩП1 АРХИТЕКТУРНОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 72.03

Зайцев A.A. - аспирант

E-mail: mehanikkkl@mail.ru

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

.Адрес организации: 603950, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, д. 65

Принципы контекстуализма в архитектуре

Аннотация

Данная статья раскрывает основные принципы, которые архитекторы должны учитывать при проектировании новых зданий в исторической среде городов. Тема является актуальной, так как грамотное, тактичное проектирование в исторически сложившейся среде необходимо для сохранения ее специфических особенностей, формировавшихся веками. При этом объект, проектируемый в конкретной среде, должен взаимодействовать с ней, быть органично вписанным в нее, формировать вместе с ней единый ансамбль. Задачами данной статьи являются выявление характерных приемов и правил проектирования, выявление как общих, так и специфических принципов адаптации к исторической среде.

Ключевые слова: историческая среда, взаимодействие, контекст, ансамбль, приемы адаптации, принципы контекстуализма.

Необходимость обоснованного, систематизированного и грамотного контекстуального (средового) подхода - основного метода архитектурного проектирования в исторически сложившейся среде - является в наши дни одной из самых актуальных задач. Реконструкция исторической ткани, ее ревитализация, реновация и ревалоризация осуществляются с целью ее сохранения. Сохранение целостности исторической среды возможно достичь либо консервацией исторически ценного фрагмента застройки, либо при ревитализации этой застройки, приспособлении ее под новые конъюктурные функции социума, что, как показывает практика, является наиболее эффективным способом. При этом исторические центры городов по-прежнему являются сосредоточением деловой активности населения, т.к. являются геометрическими центрами, в которые легче всего добраться большей части населения города и его окраин, с ростом этого населения нагрузка на исторические центры возрастает [3].

Задачей архитекторов при проектирования зданий в исторической среде (в соответствии с законом об охране объектов культурного наследия) является сохранение морфотипной целостности среды, с одной стороны, и, с другой - внедрение в нее более оптимальных архитектурно-планировочных и объемно-пространственных решений [2]. К новым зданиям предъявляются определенные требования по этажности застройки в данной исторической среде, которые зафиксированы в Градрегламенте и в ФЗ (от 25 июня 2002 г.). Это требования по сохранению красных линий застройки, этажности застройки, сохранению в отдельных случаях стилистической и колористической картины исторической среды при внедрении нового здания в эту среду и т.д.

Контекстуализм как стилистическое течение пришел в новей шлю архитектуру в конце XX века и стал востребованным при проектировании в исторической среде. В данной статье показаны основные приемы и принципы контекстуализма, которыми осознанно могут пользоваться архитекторы, проектируя в исторических городах. Определенные приемы адаптации нового здания к историческому контексту позволяют органично вписывать его в сложившуюся застройку, при этом решая функционально-планировочные и социокультурные задачи [4]. Приемы адаптации можно разделить на композиционные, морфологические, колористические, стилистические, декоративные, образно-символические, ассоциативные, типологические, а также и лендморфные (приемы адаптации к природной среде, ландшафту, когда здание повторяет форму и рельеф). Также при анализе произведений в истории архитектуры был выявлен и тектонический прием адаптации, который объединял здания, формирующие ансамбль в единую взаимосвязанную систему на основе подобной конструктивной системы. В современный период развития технологий строительства этот прием адаптации стал менее актуальным,

так как нет необходимости обосновывать взаимодействие нового здания с окружением, которое выполнено в соответствии с новаторскими технологиями строительства, с соседними историческими зданиями на единой конструктивной системе. Перед началом проектирования в исторической среде необходим комплексный анализ для выявления ее основных характеристик, который осуществляется на градостроительном, композиционном и стилистическом уровнях, а также анализируются характерные приемы, применяемые в данной среде. Приемы адаптации в разных градостроительных ситуациях формируют определенную общность свойств и характеристик, что позволяет определить их как принципы контекстуализма в городской или природной среде.

1. Композиционные приемы адаптации условно можно разделить на приемы, используемые при формировании фронтальной, объемно-пространственной и глубинной композиции:

- при создании фронтальной композиции фасадов новых зданий большое значение уделяется расположению оконных проемов на фасадной плоскости, пропорциям этих проемов и плотности заполнения, а также горизонтальным и вертикальным членениям, метрическим и ритмическим зависимостям. Характерным примерами могут служить жилые здания № 17 и 19 на ул. Pye де Сизес, р-н Плезано, Париж (арх. Ж. Герцог и П. де Мерой, 2001 г.);

- при формировании объемно-пространственной композиции нового объекта уделяется внимание приемам масштабирования, пропорционирования и модульности габаритных объемов ближайшего окружения, соразмерности по высоте и длине с соседними зданиями, сомасштабность отдельных форм этого здания с элементами соседних зданий. Характерным примером может служить здание Банка Москвы (арх.

A.A. Скокан, 1991-1993 гг.);

при учете построения глубинной композиции выявляются приемы геометрических трансформаций, такие как сдвижка (выявление посредством заглубления основной фасадной плоскости, использование выступающих ризалитов или прием консольно нависающей фасадной плоскости). Также характерен прием ступенчатой композиции, которая развивается по вертикали и в глубину застройки, что визуально нивелирует высотность проектируемого здания. Характерным примером может служить жилой дом с банком «Глобэкс» на Верхне-Волжской набережной в Н.Новгороде (арх.

B.Ф. Быков, А. Л. Гельфонд и др., 2002 г.).

Данные приемы адаптации относятся к общему композиционному принципу контекстуализма; который основан на анализе исторической среды на композиционном уровне.

2. Колористические приемы адаптации возможно разделить на пять наиболее распространенных приемов:

- использование современных материалов, но сближающихся с окружением по колориту и текстурированию поверхности стен;

- использование контрастных по колориту материалов, которые тем самым выявляют и выгодно подчеркивают историческое окружение;

- использование характерных в данной среде облицовочных материалов стен;

- использование традиционных для данного региона строительных материалов (например, красного кирпича в среде с преобладанием исторических зданий из этого материала или использование дерева в исторической деревянной застройке);

- использование нейтрального современного строительного материала - стекла или зеркального стекла, отражающего окружение.

Таким образом, формируется общий колористический принцип контекстуализма, который включает в себя взаимодействие нового объекта с окружением как на уровне цвета, комбинации нескольких цветов, так и на уровне фактуры, текстуры применяемых строительных и облицовочных материалов. Характерным примером может служить музей культур в Базеле, Швейцария (арх. Герцог и де Мерон, 2011 г.) и здание художественной галереи в г. Лилль, Франция (арх. Исбос и Витар, 1998 г.).

3. Прием стилистической адаптации делится на:

- использование декоративных деталей вернакулярного характера, нередко этот декор стилизован и интерпретирован на современный манер [2]. Характерным примером

может служить здание отеля Иннтел-отел в г. Заандам - Амстердам в Голландии (арх. бюро Моленаар и Ван Вилден, 2011 г.)

- использование исторического классического декора в виде цитат из истории. Это необходимо, когда историческая ткань хотя и состоит из разновременной и разностилевой застройки, но имеет в своей основе, например, классицистические приемы построения и классические элементы декора. Примером может служить здание гостиницы на пл. Островского, 2а в Санкт-Петербурге (арх. мастерской «Е. Герасимов и партнеры», 2007 г.);

- использование исторического декора в качестве свободной стилизации. Этот прием применяется, когда необходимо создать средовое здание-связку в исторической застройке в определенном стиле, которое бы воспроизводило ранее утраченную застройку или собирало в единый ансамбль объемно-пространственную композицию в достопримечательном месте. Характерным примером может служить здание гостиницы по ул. Пожарского, 18 в Н.Новгороде (арх. Худин А А., 1998 г.);

- использование определенной декоративной модульной сетки, состоящей из проемов, соразмерных или спропорционированных с окнами соседних зданий. Характерным примером может служить зал многофункционального назначения в г. Мурсия в Испании (арх. Р. Монео, 1998 г.).

Этот прием является общим и используется часто, так как стилистическая адаптация объекта к исторической среде является необходимой при вписывании нового объекта в сложившийся стилистически однородный ансамбль. Данные приемы проектирования возможно объединить в стилистический принцип контекстуализма.

4. Приемы морфологической адаптации делятся на:

- обращение к силуэтной адаптации (например, наличие в среде характерного силуэта кровли с щипцовыми завершениями, фронтонами, куполами, шатрами и т.д.). Ярким примером может служить жилой комплекс «Таврический» по проспекту Чернышевского, № 4 в Санкт Петербурге (арх. М. Мамошин, 2011 г.);

- приемы формообразования и морфологических трансформаций, которые имеют определенные точки соприкосновения с композиционными приемами в соседнем окружении при выявлении объемной композиции. Благодаря этому создается сложносочлененная объемно-пространственная структура, которая сочетается на уровне формы с пластически богатой структурой исторической ткани. Характерным примером может служить здание гостиницы «Октябрьская» (арх. А. Харитонов, В. Коваленко, А. Гельфонд, 1987 г.);

- использование выявленного определенного архетипа, характерного для данного региона. Так, например, в архитектуре Нидерландов широко распространен архетип двухэтажного дома с щипцовым фронтоном, двумя окнами и дверью в рядовой застройке вдоль исторической улицы или набережной. Этот архетип впоследствии лег в основу проектирования целых кварталов в Зволе и Эхтернахе в Нидерландах в период постмодернизма конца XX века [1].

При этом морфологический принцип контекстуализма применяется там, где преобладает определенный архетип или морфотип застройки, или силуэт. Он не является общим принципом, в отличие от композиционного, колористического и стилистического, а относится к специфическим. На уровне формирования силуэта этот принцип тесно переплетается с композиционным принципом контекстуализма. Характерным примером может служить жилой комплекс «Таврический» по проспекту Чернышевского, № 4 в Санкт- Петербурге (арх. М. Мамошин, 2011 г.).

5. Приемы образно-символической и ассоциативной адаптации также можно разделить на применение символа, знака и выявление определенного образа. Знаки могут быть индексными, иконическими или символическими [1], от этого зависит степень ассоциативного раскрытия образа здания. Это нередко осуществляется посредством адресной корреспонденции к определенному историческому событию, когда-то происходившему на данном месте или в данной местности, или же являться выражением «духа места», определенных ассоциативных или вернакулярных рядов, свойственных для данного региона и выраженных через знак или определенную семантику;

- выявление взаимосвязи с окружением посредством использования символов и знаков из контекста, метафорических рядов и цитат из истории архитектуры, различных

стилистических течений: например, административное здание

«Нижегороднефтепродукт» (сейчас банк «Лукойл»), на ул. Грузинской, 26 (ТМА Никишина, 1998 г.);

- создание определенного образа (для передачи взаимосвязи с окружением архитектуры) с помощью метафор и образно-ассоциативных рядов, например, храм в честь Жанны Д'Арк в г. Руане (арх. Л. Арретче, 1979 г.) и филармонический зал на р. Эльбе в г. Гамбурге (арх. Ж. Герцог и П. де Мерой, 2007 г.);

- обращение к «духу местности», к историческим событиям, когда-то происходившим в этой среде, можно увидеть на примере здания, получившего название «Танцующий дом», в Праге (арх. Ф. Гери и В. Милунович, 1995 г.).

Эти приемы образно-символической и ассоциативной адаптации широки и разнообразны и характерны для специфического семиотического принципа контекстуализма.

5. Типологические приемы адаптации действуют на уровне объемно-планировочных решений в тех случаях, когда существует необходимость подчеркнуть или выявить определенную планировочную единицу как модуль в среде, например, секцию жилого дома, квартиру или офисную единицу. При этом окружающая среда должна обладать определенной планировочной и типологической идентичностью, образуя определенную идентичную и гомогенную ткань. Эти приемы легли в основу типологического принципа контексту ализма, который находит отражение в повторении в новом здании планировочной структуры и функционального содержания из окружающего контекста. Характерным примером может служить жилое здание по ул. Тверской, д. 1 лит. А в Санкт-Петербурге, выполненное архитектурной мастерской «Герасимов и партнеры» в 2009 г.

6. Приемы адаптации к природно-ландшафтной среде весьма разнородны и разнообразны и обычно имеют много общего с композиционными, колористическими и морфологическими приемами адаптации к искусственной среде, но при этом преследуют конкретную цель - вписывание нового здания в существующий рельеф, сочетание с природным окружением по цвету и фактуре, нередко по применяемым материалам, по визуальной массе. Формирование объема нового здания часто неотделимо от ландшафта и нередко призвано подчеркнуть его. Оно корреспондирует к определенным архетипам, образам и ассоциативным рядам, характерным для данной местности. Весь этот широкий набор приемов лег в основу формирования лендморфного принципа контексту ализма, который в определенных ситуациях является специфичским и полностью зависит от факторов и характеристик окружающей среды. Характерным примером может служить здание библиотеки «Парку Испании» в Колумбии (арх. Дж. Мазанти, 2009 г.), комплекс зданий культурного центра в Нимеи, Новая Каледония (арх. Р. Пиано, 1998 г.).

В ходе исследования выявлено:

1. При проектировании в исторической среде отмечается в основном комплексный подход, когда автором одновременно используется широкий набор композиционных приемов, позволяющих достичь контекстуального взаимодействия нового здания и исторической среды.

2. На основе изученных приемов адаптации и посредством их объединения по характерным чертам удалось выявить основные принципы контекстуализма в исторической среде при проектировании новых зданий: композиционный, колористический, стилистический принципы, которые являются общими почти для всех анализируемых ситуаций, а также специфические: морфологический, типологический, семиотический и лендморфный принципы, которые зависят от специфики конкретной градостроительной или природно-ландшафтной ситуации, которые в ряде случаев являются дополнительными к общим принципам.

3. Установлено, что в отдельных случаях авторы пользуются лишь каким-то одним приемом, который достаточен для адаптации объекта, или среди многочисленных приемов главенствует один, а остальные носят дополнительный и подчиненный ему характер.

4. На основе выявленных в процессе анализа отечественной и зарубежной практики принципов контекстуализма удалось сформировать определенные теоретические модели,

которые характерны для разных градостроительных и ситуаций и позволяют решать проблему взаимосвязи традиций и новаторства в новейшей архитектуре для сохранения своеобразия, уникальности и неповторимости исторической городской ткани.

Список литературы

1. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма / пер. с англ. A.B. Рябушина, М.В. Уваровой; под ред. A.B. Рябушина, В. Л. Хайта. -М.: Стройиздат, 1985. - 136 с.

2. Глазычев В.Л., Городская среда. Технологии развития: настольная книга Егоров М.М., Ильина Т.В. и др. - М.: «Издательство Ладья», 1995. - 240 с.

3. Линч К. Образ города: Пер. с англ. / К. Линч; Под ред. AB. Иконникова. - М.: Стройиздат, 1982. - 328 с.

4. Тетиор АП Городская экология: учеб. пособие для вузов - М : Академия, 2008. - 336 с.

Zaytsev A. A. - post-graduate student

E-mail: mehanikkkl@mail.ru

Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering

The organization address: 603950, Russia, Nizhny Novgorod, Ilyinskaya st., 65

Principles of contextualism in architecture

Resume

Contextualism in our days is the conscious and the required method of design in a historical environment with a certain set of characteristics and properties of factors. These features are identified on the basis of analysis carried out at a town-planning, composition, style, colour and other levels. Further identifies the techniques that are most characteristic in this environment, which are incorporated in the principles of context and selected the most characteristic of them in the town-planning situation. Methods of adaptation can be divided into compositional, morphological, color, style, decorative, figurative symbolic, associative, typological, and also landscape (methods of the adaptation to the natural environment, landscape, when building repeats the form and relief). Methods of adaptation, which are the most characteristic in this environment, combined in the principles of contextualism. Thus, formed the composition, color, style, semiotic, typological, morphological and landmorphical principles of contextualism. This system allows you to create objects, which are interrelated and interact with the environment, organic with it, make it seem as the integral ensemble.

Keywords: historical environment, interaction, context, ensemble, the methods of adaptation, principles of contextualism.

References

1. Jenks Ch. The language of postmodernism architecture / Tr. from English A.V. Ryabushin, M.V. Uvarova; ed. AV. Ryabushin, V.L. Hait. -M.: Stroyizdat, 1985. - 136 p.

2. V. L. Glazychev., The urban environment. Technology development: a resource book Egorov N.M., Ilyina T.V., etc. -M.: Publishing house «Ladya», 1995. - 240 p.

3. Lynch K. The image of the city: Tr. from English / K. Lynch; ed. A.V. Ikonnikov. - M.: Stroyizdat, 1982.-328 p.

4. Tetior A.N. Urban ecology: textbook for higher educational institutions. - M.: Academy, 2008.-336 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.