Научная статья на тему 'Современное восприятие феномена радужного тела в Тибетском Буддизме'

Современное восприятие феномена радужного тела в Тибетском Буддизме Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тибетский буддизм / Тибет / дзогчен / религия бон / радужное тело / тело света / трекчо / тогал / бардо / ньингма / Tibetan buddhism / Tibet / dzogchen / bon religion / rainbow body / light body / trekchö / tögal / bardo / nyingma

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шварц О.К.

Автор подробно рассматривает феномен «радужного тела» (тиб. འཇའ་ལུས་), который является важной религиозной и культурологической особенностью Тибета. Опираясь на литературу учителей буддизма и религии бон, современные западные исследования и показания очевидцев, производит классификация феномена, а также выделяет список признаков, отличающих процесс реализации йогином радужного тела. Изучению подвергаются мнения как современных носителей традиции, так и западных авторов касательно исторических дискуссий об источниках знаний о радужном теле, научных исследований феномена и археологических находок. Рассматриваются современные упоминания о высших практик учения дзогчен, таких как трекчо и тогал, применяемых мастерами для достижения соответствующего состояния. Коротко описываются виды дематериализации и их связь с посмертными состояниями буддийских монахов. Основным выводом проведённого исследования является то, что феномен «радужного тела», вызывающий интерес со стороны западных исследователей, в современной интеллектуальной традиции уникален именно для учения дзогчен, несмотря на то, что оно может иметь синкретический характер, а также тот факт, что дематериализация или возникновение светового тела описаны во многих мировых религиозных и духовных традициях. Определено, что понятия «радужного тела» и «тела света» не равнозначны в тибетском понимании. Выяснены факторы, необходимые для формирования полноценной методологии исследования феномена и определения его подлинности. Результаты исследования важны как для более полного понимания одного из ключевых феноменов тибетского буддизма, так и для исследования взаимосвязей религиозных практик разных традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern perception of the rainbow body phenomenon in Tibetan Buddhism

The author examines in detail the phenomenon of the “rainbow body” (Tibetan: འཇའ་ལུས་), which is an important religious and cultural feature of Tibet. Based on the literature of teachers of Buddhism and the Bon religion, modern Western research and eyewitness testimony, author classifies the phenomenon, and also identifies a list of signs that distinguish the process of a yogi’s realization of the rainbow body. The opinions of both modern bearers of the tradition and Western authors are studied regarding historical discussions on the sources of knowledge about the rainbow body, scientific studies of the phenomenon and archaeological finds. Contemporary references to the highest practices of the Dzogchen teachings, such as trekchö and tögal, used by masters to achieve the corresponding state are considered. The types of dematerialization and their connection with the posthumous states of Buddhist monks are briefly described. The main conclusion of the study is that the phenomenon of the “rainbow body”, which arouses interest from Western researchers, in the modern intellectual tradition is unique specifically to the Dzogchen, despite the fact that the teaching may have a syncretic nature, as well as the fact that dematerialization or the emergence of the light body is described in many world religious and spiritual traditions. It has been determined that the concepts of “rainbow body” and “body of light” are not equivalent in the Tibetan understanding. The factors necessary for the formation of a full-fledged methodology for studying the phenomenon and determining its authenticity have been identified. The results of the study are important both for a more complete understanding of one of the key phenomena of Tibetan Buddhism, and for studying the relationships between religious practices of different traditions.

Текст научной работы на тему «Современное восприятие феномена радужного тела в Тибетском Буддизме»

Шварц О.К.

Аспирант. Русская христианская гуманитарная академия (РХГА).

Современное восприятие феномена радужного тела в Тибетском Буддизме*

Аннотация. Автор подробно рассматривает феномен «радужного тела» (тиб. чед-gw), который является важной религиозной и культурологической особенностью Тибета. Опираясь на литературу учителей буддизма и религии бон, современные западные исследования и показания очевидцев, производит классификация феномена, а также выделяет список признаков, отличающих процесс реализации йогином радужного тела. Изучению подвергаются мнения как современных носителей традиции, так и западных авторов касательно исторических дискуссий об источниках знаний о радужном теле, научных исследований феномена и археологических находок. Рассматриваются современные упоминания о высших практик учения дзогчен, таких как трекчо и тогал, применяемых мастерами для достижения соответствующего состояния. Коротко описываются виды дематериализации и их связь с посмертными состояниями буддийских монахов.

Основным выводом проведённого исследования является то, что феномен «радужного тела», вызывающий интерес со стороны западных исследователей, в современной интеллектуальной традиции уникален именно для учения дзогчен, несмотря на то, что оно может иметь синкретический характер, а также тот факт, что дематериализация или возникновение светового тела описаны во многих мировых религиозных и духовных традициях. Определено, что понятия «радужного тела» и «тела света» не равнозначны в тибетском понимании. Выяснены факторы, необходимые для формирования полноценной методологии исследования феномена и определения его подлинности. Результаты исследования важны как для более полного понимания одного из ключевых феноменов тибетского буддизма, так и для исследования взаимосвязей религиозных практик разных традиций.

Ключевые слова: тибетский буддизм, Тибет, дзогчен, религия бон, радужное тело, тело света, трек-чо, тогал, бардо, ньингма.

Schwarz O.K.

Graduate student. Russian Christian Humanitarian Academy.

Modern perception of the rainbow body phenomenon in Tibetan Buddhism

Abstract. The author examines in detail the phenomenon of the "rainbow body" (Tibetan: qgq-gsr), which is an important religious and cultural feature of Tibet. Based on the literature of teachers of Buddhism and the Bon religion, modern Western research and eyewitness testimony, author classifies the phenomenon, and also identifies a list of signs that distinguish the process of a yogi's realization of the rainbow body. The opinions of both modern bearers of the tradition and Western authors are studied regarding historical discussions on the sources of knowledge about the rainbow body, scientific studies of the phenomenon and archaeological finds. Contemporary references to the highest practices of the Dzogchen teachings, such as trekcho and togal, used by masters to achieve the corresponding state are considered. The types of dematerialization and their connection withthe posthumous states of Buddhist monks are briefly described.

* © Шварц O.K., 2024.

Современное восприятие феномена радужного тела в Тибетском Буддизме

The main conclusion of the study is that the phenomenon of the "rainbow body", which arouses interest from Western researchers, in the modern intellectual tradition is unique specifically to the Dzogchen, despite the fact that the teaching may have a syncretic nature, as well as the fact that dematerialization or the emergence of the light body is described in many world religious and spiritual traditions. It has been determined that the concepts of "rainbow body" and "body of light" are not equivalent in the Tibetan understanding. The factors necessary for the formation of a full-fledged methodology for studying the phenomenon and determining its authenticity have been identified. The results of the study are important both for a more complete understanding of one of the key phenomena of Tibetan Buddhism, and for studying the relationships between religious practices of different traditions.

Key words: Tibetan buddhism, Tibet, dzogchen, bon religion, rainbow body, light body, trekcho, togal, bardo, nyingma.

Автор выражает благодарность научному руководителю, Пахомову Сергею Владимировичу, к.ф.н., доценту Института философии человека РГПУ им. А.И. Герцена, доценту Русской христианской гуманитарной академии.

При подготовке статьи значимый вклад оказал специалист по тибетскому языку и истории региона, научный сотрудник Калмыцкого научного центра РАН, Ми-труев Бем Леонидович.

Благодаря активной деятельности Российского фонда содействия и сохранения культурных и философских традиций тибетского буддизма «Сохраним Тибет», многие классические труды и исследовательские работы по буддизму стали доступны на русском языке, и использовались при подготовке данной статьи.

«Рождённое из добродетельных действий, Тело его обликом схоже с радугой» «Махавайрочана-сутра»

Одним из наиболее необычных феноменов, описываемых в тибетских источниках, является реализация адептами буддизма так называемого «радужного тела». При этом о данном феномене свидетельствуют именно последователи учения дзогчен, или дзогпа ченпо (тиб.

который образует свод высших тайных учений и практик в традициях школ тибетского буддизма, а также религии бон [Дмитриев, 2010, 91].

Помимо учения дзогчен, повествования о достижении радужного тела возможно обнаружить ещё в нескольких источниках, к примеру, в текстах ануттара-йога-тантры или в комментариях на практику Ваджрайогини, однако остаётся открытым вопрос, тождественны ли описываемые там явления «радужному телу» учения дзогчен.

Хотя в традиции бон ссылаются на мастера радужного тела Тапихрицу (VII в.), итальянский учёный Фрэнсис В. Тизо считает, что первые упоминания о дематериализации и радужном теле можно проследить в Тибете в традиции раннего дзогчен только с XI в., когда начинает активно использоваться термин «без остатка» в отношении тела мастера, которое перестаёт существовать.

Дзогчен возник и развивался как закрытое учение, предназначенное для узкого круга лиц, имевших опыт в тантрическом буддизме и предпочитавшим медитативные упражнения ритуальной практике [Тизо, 2021, 267]. Однако Ф. Тизо полагает, что дзогчен обрёл широкое распространение ввиду того, что предлагал достаточно быстрое

обретение сиддх (особых способностей) для своих последователей. По словам учёного, в Тибете была очень развита магия, и учителям приходилось искать эффективные методы для оберегания учеников от магических атак, а практики дзогчен как раз зарекомендовали себя в качестве защитного средства [Тизо, 2021, 291].

исследователь Майкл Уолтер проанализировал письменные источники и археологические находки, и сделал вывод, что корни учения значительно более древние, и осуществление радужного тела «опирается на пассивное принятие фотической космогонии, сформулированной гораздо раньше» [Walter, 2003, 34]. Он делает предположение, что источники учения о радужном теле могли находиться на территории Древнего Ирана. Учителя дзогчен полагают, что учение было принесено из буддийского государства Уддияна и областей Индии, однако М. Уолтер претендентами на более ранний источник называет зороастризм, манихейство, а также более древние, чем дзогчен, методы йоги и тантры.

несмотря на исторические дискуссии об источниках знаний о радужном теле и первых письменных упоминаниях, важно отметить, что с последующими веками (с XV века), феномен стал фиксироваться последователями традиции в Тибете всё чаще, и сегодня его религиозную и культурологическую значимость сложно переоценить. основатель и ректор Международной академии традиционной тибетской медицины Нида Ченагцанг в своей работе "Путь к радужному телу" отмечает: "В соответствии с духовной традицией Тибета, особенно в школе ньингма (то есть "старой" школе), наивысшей реализацией духовной практики является достижение радужного тела" [Ченаг-

цанг, 2017, 19].

Он также напоминает, что духовная реализация в тибетском буддизме предполагает три аспекта просветления

- тела, речи (энергии) и ума. Нирмана-кая представляет просветление тела, самбхогакая - просветление речи (энергии), а дхармакая - просветление ума. Ченагцанг указывает, что реализация радужного тела является знаком полного просветления тела. В традиции утверждается, что достижение радужного тела приносит благо всем живым существам, особенно последователям религиозной практики, так как укрепляет их доверие к традиции.

Таково воззрение не только ньинг-ма, но и всех школ дзогчена, утверждает исследователь Кейт Доуман. Традиция обеспечивает распознавание «недвойственного инициатического опыта в начале и предлагает «окончательное достижение в виде радужного тела в конце». При этом, несмотря на учение о карме, причинно-следственных связях происходящего в мире, радужное тело «является функцией не-кармы», это всеохватывающее видение изначальной природы вещей, которое так же далеко от повседневного опыта, «как земля от неба» [Dowman, 2017, 32].

Определение и классификация

Само «радужное тело» (тиб. q^q-gsr)

- устоявшееся понятие тибетского буддизма, предполагающее дематериализацию биологического тела практикующего с возникновением соответствующего названию визуальным феноменом. В тибетском Бонском толковом словаре терминов (бон джи ще риг цхиг дзо), радужное тело определяется как «трансформация собраний / элементов (физического тела) в тело света, или же становление невидимым / непроявленным вследствие практики

Наставлений согласно (Учению) Великого Совершенства Дзогчен» [Мала-нин, 13].

Исследователь Ф. Тизо определяет радужное тело как «уменьшение или исчезновение человеческого тела в течение короткого времени после смерти, сопровождающееся сверхъестественными феноменами, такими как необычные световые излучения и изменения атмосферных условий в местности, где жил усопший» [Т^о, 2016, 24].

феномен радужного тела объясняется, как уточняет Ченагцанг, продолжительной психофизической практикой йогина, биологическое тело которого, представленного пятью первоэлементами, превращается в свет. Пять элементов составляют сущность человеческого тела, «и на тонком уровне представляют собой чистую вибрацию, свет, звук и лучи». Таким образом, практикующий возвращается к своему изначальному состоянию, растворяясь в изначальной природе. Растворение происходит по причине «саморождённой мудрости», а условием является реализация четырёх ключевых аспектов практики тогал. В результате пресекается поток перерождений, исчерпываются (растворяются) его причины на трёх уровнях: на внешнем - «проявления пяти светов вместе с телами», на внутреннем - «явления иллюзорного тела и органы чувств с объектами», а на тайном уровне осознание достигает изначальной чистоты, растворяя «все построения ума» [Ченагцанг, 2017, 69].

ф. Тизо же уточняет, что хотя широко утверждается, что процесс перехода в радужное тело предполагает превращение грубой материи в тонкую природу света, в сущности, превращения не происходит. на самом деле происходит преобразование видения, которое как бы «трансформирует материю в нашем

чувственном восприятии» [Ченагцанг, 2021, 156]. Речь идёт о видении именно потому, что сам тибетский дзогчен является радикальным, недвойственным подходом к созерцательному опыту, а практики, связанные с реализацией радужного тела, ассоциированы именно с учением дзогчен, имеющим своих носителей в каждой из школ тибетского буддизма, а также религии бон.

Как и любое явление, реализация радужного тела обладает своими уникальными особенностями. изучив доступную литературу современной интеллектуальной традиции, мы можем выделить следующие признаки, возникающие в процессе реализации йоги-ном радужного тела:

1. Возникновение многочисленных многоцветных радуг разного геометрического положения (вертикальных, горизонтальных и прямых). Такое, к примеру, наблюдали ученики мастера традиции бон Шардзы Таши Гьялцена над шатром, где он уединился для совершения практики [Шардза, 2011, 10];

2. Возникновение световых потоков разных оттенков. Описывается, что, помимо таких потоков, ночью возникали "белые огни, подобные длинным белым лентам", сиявшие ярким светом. При этом даже спустя длительное время после смерти монаха "люди все еще могли видеть отблески света, молнии и искры, исходящие от тела". В случае с реализованным мастером Кхенпо Ачо монахи видели свет, похожий на солнечные лучи, долгое время идущий с востока. Это предрекает освобождение в тело света (^ зкц) [Тизо, 2021, 52];

3. Тело за несколько дней до дематериализации становится полупрозрачным, подобным отражениям луны в воде [Тизо, 2021, 47];

4. Проявление необычных способностей йогина, в том числе способность

проходить сквозь материальные объекты. При вскрытии шатра Шардзы Таши Гьялцена, было видно уменьшенное в разы тело учителя, парящее в воздухе и излучавшее свет.

5. Звучат удивительные песни и музыка. Отмечается, что эта музыка возникает в пространстве ниоткуда и напоминает пение, но иногда и словно игру на струнном инструменте [Тизо, 2021, 97];

6. Возможны разные природные явления. По словам мастера бон Лопон Тензин Намдака, в первую очередь, это землетрясения, сопровождающиеся странными громкими звуками, или осадки. Возникающий дождь будет говорить о близости нагов, которые «являются благоприятным символом даже для живых». Может идти и крупный снег, напоминающий «дождь из цветов» [Тизо, 2021, 105];

7. Удивительный аромат может возникать в пространстве вокруг скита, или места уединения практикующего.

Продолжительность процесса перехода практикующего в радужное тело разнится, однако обычно упоминается период от нескольких дней до двух -трёх недель. В случае с мастером Кхенпо Ачо его материальное тело, по словам очевидцев, целиком растворилось за семь дней [Тизо, 2021, 78]. Стоит также отметить, что в некоторых источниках упоминается, что в случае вмешательства в процесс реализации радужного тела он может быть остановлен или прерван вовсе. Именно так, согласно свидетельствам, произошло с мастером традиции бон Таши Гьялценом, чьи ученики, вопреки запретам учителя, вторглись в его шатёр, нарушив процесс дематериализации.

Феномен реализации радужного тела не является архаичным. Кхенпо

Арта Лама отмечает, что помимо описаний реализации святыми и учителями прошлого существует множество современных свидетельств. Среди них - сиддха Нима Цултрим, родившийся в 1927 году и достигший полноценной реализации в 1986 г., ничего не оставив после себя, кроме волос и ногтей. Малое радужное тело реализовал в 2015 г. и его прямой ученик, Чиме Ригзин, тело которого сжалось до размера тела ребёнка.

Стоит отметить, что в классических текстах дзогчен не существовало категорий или степеней реализации радужного тела, однако постепенно, опираясь на визуальные последствия, учителями и исследователями традиции возникали попытки их выделить. Такое разделение приводит и Нида Ценагцанг, а также ряд других современных учителей тибетского буддизма. Опираясь на их комментарии, возможно выделить следующие категории реализации «радужного тела» адептами (табл. 1):

Кхенпо Арта Лама Ринпоче описывает виды реализации следующим образом: «Некоторые исчезают без останков, и проявления их тела уподобляются тому, как множество радуг и света исчезают в небесах. Некоторые постепенно уменьшаются в размерах, при этом их тела окутаны светом, и оставляют лишь грубые части волос и ногтей. Некоторые, вслед за разделением тела и ума, собираются в пространстве скопления облаков, сплетённых с радугами и светом, и подобно соли, растворяющейся в воде, постепенно уменьшаются и растворяются в свете без останков. Всё это называется уходом в радужное тело» [Кхенпо, 2021, 67].

Практики трекчо и тогал

В учении дзогчен линий тибетского буддизма описываются две практи-

ки, ведущие к дематериализации тела, именуемые трекчо (тиб. g^-s^; khergs chod; произносится trekcho, англ. cutting-through, рус. «прорыв») и то-гал (тиб. ч^'^«; thod-gal или thod rgal, произносится togal; англ. leap-over, рус. «прыжок»). Они считаются вершиной традиции дзогчен, обозначаются тайными и передаются учителям буддизма высокого уровня.

Доподлинное возникновение практик неизвестно, однако Ф. Тизо считает, что трекчо и тогал могли испытать сильное влияние кашмирских традиций и алхимических учений тамильских сиддхов. При этом практика тогал может быть сопоставлена с упражнениями иранских мистиков. Более того, видения сфер света можно найти и в литературном наследии христианских гностиков, отмечает ф. Тизо, так как созерцательные практики были активно распространены в мистическом христианстве, в том числе среди последователей сиро-персидских течений

[Тизо, 2021, 355].

Посвящение в высшие практики дзогчен становится возможной лишь после продолжительного обучения, в ходе которых монах выполняет упражнения сутры и тантры (по классификации религии бон). история Кхенпо Ачо, монаха школы гелуг из восточно-тибетского Кхама, в 1998 году реализовавшего радужное тело, показывает, что помимо практик тогал и трекчо, за свою жизнь он выполнил «более 2,5 миллиона полных простираний и несколько сотен постов» [Тизо, 2021, 37]. При этом реализация практики тогал невозможна без полноценного освоения практики трекчо, которая позволяет достичь «самоосвобождения мыслей» в каждый момент, тем самым позволив йогину познать «естественное состояние».

Мастер бон Лопон Тензин Намдак описывает разницу между практиками так: практика трекчо связана с достижением состояния изначальной чи-

Таблица 1. Категоризация феномена «радужного тела».

Название Малое радужное тело Среднее радужное тело Радужное тело великого переноса

Оригинальное название на тибетском Джалю почун, «малый перенос», где "джа" означает "радуга", "лю" - "тело". На тибетском звучит как "джалю дюлтрен". Джалю пхочен. «великий перенос». Наивысшая форма реализации.

Кто способен достигать Высококвалифицированные практикующие, то есть некоторые монахи и йогины. Великие мастера, практикующие тибетские духовные практики. Изначально просветлённые учителя человечества.

Эффект преображения тела В течении одной - трёх недель после смерти, биологическое тело сжимается до размеров ребёнка в возрасте от одного до восьми лет (уменьшается вплоть до 80-85% от общей массы). Пропорции частей тела при этом сохраняются. После смерти остаются только три субстанции - волосы, зубы и ногти. Другие части тела, в том числе кожа, органы и кости - растворяются в возникающем световом поле. Относится к просветлённым учителям (к примеру, Падмасабхава), чья природа тела уже является светом. В Тибете такое называется "оку" (тиб. ^ Бки), то есть "тело света". Тело может парить в воздухе, а затем полностью растворяется в свете, а на небе возникает радуга.

стоты, предполагает вхождение в это естественное состояние и пребывание в нём; в то же время практика тогал связана со «спонтанным самосовершенным проявлением» [Лопон, 2019, 181]. При должном уровне мастерства и та и другая практики способны привести к дематериализации тела, уточняет учитель, однако при трекчо речь идёт об обретении «атомарного тела», то есть распада на атомы, которые всё-таки сохраняют некую вещественность, хотя и незримую.

Ринпоче Намдак упоминает, что в школе ньингма есть ещё один метод, позволяющий дематериализовать тело, связанный с системой лонгдэ - вторым разделом знаний традиции дзогчен. Его слова можно дополнить мнением Нида Ченагцанга, который ссылается на слова легендарного тибетского врача Ютокпы-Старшего - тот подчёркивал, что реализовать радужное тело можно и при практике шести йог или с помощью кармамудры. Он считал это «очень необычным методом достижения радужного тела». Опираясь на слова учителей традиции, можно выявить, что сразу несколько разных практик теоретически способны вести к дематериализации и даже возникновению феномена радужного тела, однако большинство авторов сходятся во мнении, что есть лишь один тайный метод, который приводит к полноценной реализации высшей формы - тела великого переноса, - и это прерогатива исключительно практики тогал.

Кхенпо Арта Лама Ринпоче в «Практических наставлениях по тогал» подтверждает, что практика тогал превосходит трекчо, ибо «полноценной реализации» светового тела при трекчо не происходит. С помощью трекчо «постигается только пустота, и нет видения собственного света, нет освобождения

в ясный свет видимых объектов, являющихся само проявленными» [Кхенпо, 2021, 57]. А если не обретено тело света, то и не возникнет «тело великого переноса», которое позволяет реализовать огромное благо для всех существ.

Практика тогал же позволяет совокупности формы самой превращаться в свет, а остальные совокупности очищаются в естественном состоянии. По мере практики тогал, вещи становятся всё более тонкими, и даже плотнома-териальные объекты возвращаются в источник и являются в форме света. По представлениям тибетского дзогчен, в ходе эволюции пять видов света постепенно становились грубой материей, различаемой нами как видимый мир. Путь йогина позволяет обратить вспять это движение, растворив материю в собственной тонкой световой природе, а уже возникший свет вернуть к изначальному состоянию, из которого произошли все явления.

Слово «тогал» на Западе периодически переводят как «практика видений» или «практика Ясного Света» [Reynolds, 2005, 568]. Первое название связано с необычными видениями света, появляющихся у практикующего. К примеру, Намдак Ринпоче упоминает об огненных и световых формах, возникающих во время уединённых ретритов. Однако практикующий, верно получивший и усвоивший наставления, осознаёт, что они - лишь проекции его собственного ума. В случае неправильного понимания феномена возникновения види-мостей из основы и восприятие их как обладающих независимым субъектно-объектным существованием возможно впасть в заблуждение и последующее циклическое перевоплощение.

Профессор Кристофер Хэтчил считает, что практики уединения в темноте и созерцания неба (речь идёт в первую

очередь о тогал), основаны на концепции, что чистое осознание располагается в теле и локализовано внутри сердца. От сердца к глазам расходится ряд светящихся энергетических каналов, по которым йогин, основываясь на специальных техниках, способен отправить своё осознание наружу, породив тем самым визионерские явления. Это даёт практикующему возможность понять, что внешние видения есть ни что иное, как продолжение его собственного внутреннего осознания и тем самым «исправить ошибку неведения» [Hatchell, 2014, 57].

Фрэнсис В. Тизо, говоря о видениях тогал, даже предлагает теорию, что они есть ни что иное как «своеобразная интуиция биохимического строения клеток, что отлично согласуется с проникновением солнечного света, описанным в практиках тамильских сиддхов». Возможно, именно таким образом «йоги-ческие практики приводят к такому радикальному преображению тела, как то, что возникает в случае радужного тела» [Тизо, 2021, 30].

В практиках тогал выделяют несколько (обычно четыре или пять) видов видений. При успешном взаимодействии с сияющими видимостями практик обретает просветлённый ум, а затем и плод в виде реализации радужного тела. Ум обычного человека загрязнён, и это загрязнение происходит ввиду контакта с восемью видами сознания (пяти органов чувств и тремя аспектами принципа сознания), тремя сферами времени (прошлым, настоящим и будущим), а также остальными скандхами - понятиями и заблуждениями. Но просветлённый ум — это измерение без характеристик и качеств явлений, «самовозникающая изначальная мудрость». Он - противоядие от всех форм заблуждений.

Согласно словам учителя Лонгчена Рабджама: «Так же как весь солнечный свет сконцентрирован в своём источнике / Так и все явления в корне сводятся к пробуждённому уму. / Если исследовать основное пространство, служащее их опорой и местонахождением / То даже заблуждение и нечистота проявляющегося и существующего во вселенной / Оказываются беспочвенными, ибо содержатся в состоянии изначально свободного ума» [Рабд-жам, 2002, 48].

По представлениям дзогчена, после смерти человек оказывается в «бардо» (тиб. - «промежуточном состоянии пространства-времени чувственного опыта», как его определяет Кейт Доуман. Существует несколько категорий бардо, и как раз в первой из них, «естественном бардо», ассоциированным с повседневным временем жизни человека или, по словам исследователя, «с существованием в санса-ре опытом условного пространства-времени», лежит редкая и уникальная возможность реализации радужного тела. Но в случае, если на этом йогин не достиг реализации, после смерти он проходит до последней стадии бардо, где из нахождения «в подвешенном состоянии, предшествующем возвращению в колесо сансары», происходит возвращение, которое называется «перерождением» («бардо становления») [Dowman, 2014, 41].

Непосредственным материальным признаком успешной реализации йо-гина является дематериализация тела. Опираясь на тексты традиции дзогчен тибетского буддизма, ф. Тизо выделяет четыре типа растворения (дематериализации) тела, которые возможно классифицировать следующим образом (табл. 2):

Стоит отметить, что посмертные со-

стояния буддийских монахов и практиков активно изучаются и российскими учёными. В 2020 году группа учёных под руководством академика Святослава Медведева (Институт мозга человека РАН имени Н.П. Бехтеревой) представила предварительные исследования 94 монахов из семи различных монастырей юга Индии, обладающих навыками, позволяющими воспроизводить в процессе прижизненной медитации постепенные этапы умирания, с целью получить возможность «распознать» данные состояния во время непосредственного этапа умирания (физической смерти). Исследование выявило значительное снижение амплитуды негативности рассогласования (НР), что говорит о глубоком погружении в себя и снижении реакций нервной системы на внешние раздражители [Medvedev, 2020, 2].

Несмотря на интерес западного сообщества к научному изучению психофизиологического эффекта медитаций, на данный момент отсутствуют убедительные подтверждённые научные сведения о достижении человеком радужного тела. Накопилось достаточно большое количество фотографий и отчётов очевидцев, однако ни разу не была сформирована контрольная группа по тому или иному конкретному случаю возникновения феномена

радужного тела, а также отсутствуют детальные и признанные отчёты судебно-медицинской экспертизы [Тизо, 2021, 373]. Проведение исследований также затруднено по географическим, политическим и лингвистическим причинам.

Опираясь на анализ приведённых источников, мы можем вывести несколько значимых фактов.

Многие современные западные исследовали стремятся провести исторические параллели и обнаружить источники знаний и методов дзогчена в других регионах планеты, заявляя, что существует множество духовных доктрин, в центре внимания которых находятся вопросы световой материи и дематериализации тела. В первую очередь исследователи указывают на тантрические школы Индии и буддизм ваджраяны, однако упоминаются и зороастризм с воскресением и порождением небесного тела, и манихейство с практиками поиска и накопления световых частиц, и даосизм с внутренней алхимией для достижения телесного бессмертия, а также, как у Фрэнсиса В. Тизо, раннее христианство, в практиках которого (особенно у сирийских мистиков), значительную роль играл мистицизм света.

Но данное предположение пока научно не обосновано: в случае более

Таблица 2. Типы дематериализации тела (по Тизо).

При практике трекчо "Смерть, подобная смерти дакини» Атомы тела практикующего очищаются, и он исчезает в пространстве, никто не видит его труп.

«Смерть, подобная пространству» Тело йогина, «словно керамический горшок», разбивается на почве первичной чистоты, и сознание смешивается с изначальным пространством.

При практике тогал «Смерть, подобная смерти знающего» Смерть йогина сопровождается «мистическими звуками в ярко окрашенном небе», что отчасти происходит, чтобы наставить других на путь дхармы.

«Самоугасание, подобное угасанию огня» йогин умирает так, «как гаснет огонь, когда тот целиком поглотил дрова», что является знаком освобождения.

пристального рассмотрения описаний практик религиозных и мистических традиций, тяготеющих к фотизму, и достижений их адептов, и сопоставляя их с практиками и достижениями мастеров тибетских линий дзогчена, мы не сможем обнаружить значительное количество точных сходств - вне зависимости от того, идёт ли речь о раннем или позднем периодах дзогчена, а также вне зависимости от принадлежности практик к религии бон, ньингме или другим школам тибетского буддизма.

Таким образом, рассматривая данные исследования, мы приходим к следующим выводам. Во-первых, возможно предположить, что практики дзогчена, ведущие к возникновению радужного тела, являются по своей природе синкретическими и имеют свои корни в другой культуре или религии. Однако, как указано выше, несмотря на сообщения различных форм посмертного исчезновения тела в других традициях, феномен реализации радужного тела является уникальной и отличительной чертой именно для учения дзогчена. О схожих практиках, ведущих к аналогичным посмертным результатам в других традициях, сегодня не известно. Ввиду этого, некоторые учителя буддизма, а также западные адепты, используют данный феномен для убедительной защиты исключительности и подлинности учения, а также увеличения интереса к практике со стороны потенциальных последователей.

Во-вторых, стоит констатировать, что пока отсутствует разработанная научная методология, с помощью которой возможно было бы исследовать феномен радужного тела более детально, основательно доказав его подлинность и утвердив перечень его характеристик, по которым его возможно верифици-

ровать и категоризировать. Для этого требуется реализация значительных культурологических, исторических и феноменологических исследований, проведение судебно-медицинских экспертиз, научных работ в области сознания, влияния медитативных практик (в том числе трекчо и тогал) на человека, и так далее.

В-третьих, выявлено, что в тибетском понимании «тело света» и «радужное тело» не являются одним и тем же понятием или одним и тем же описываемым феноменом. Проявление «тела света» соотносится с «телом великого переноса», и считается высшей степенью духовной реализации, «освобождением в тело света без следов даже в виде волос и ногтей» [Тизо, 2021, 53]. То есть реализация адептом «тела света» считается видом реализации «радужного тела», однако в его наивысшей форме. Также,такого вида реализация подразумевает практически полную дематериализацию тела, в то время как реализация радужного тела имеет различные вариации и может предполагать сохранение мастером физической формы, однако в её уменьшенном виде.

References

[1] Dmitriev S.V. On the question of the relationship be-

tween ontological and psycho-practical in Dzogchen texts. // Religious Studies. scientific and theoretical journal. 2010. № 4. P. 91-92.

[2] Khenpo A. Practical instructions on Togal / Khenpo Arta

Lama Rinpoche - M.: Cultural Center "Dzhalyu", 2021. 80 p.

[3] Lopon T.N. Bon teachings of Dzogchen. Dzogchen teach-

ings from retreats in Austria, England, Holland and America / Comp. and ed. J. M. Reynolds. - M.: Cultural Center "Dzhalyu", 2019. 256 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[4] Malanin V. Oral Instructions of the Great Drase Dawa

Drangpa who realized the Rainbow Body. With comments by Thogme Sherab Rinpoche; [Recording and translation of V. Malanin's comments]. - M.: Publishing house "Yungdrung Bon", 2023. 196 p.

[5] Rabjam L. Precious Treasury of Dharmadhatu / Lobchen

Rabjam. Per. from Tibetan Lama Sonam Dorje. - Kyiv: Nika-Center, 2002. 304 p.

[6] Tizo F.V. The Rainbow Body and the Resurrection / Fran-

cis V. Tiso; [transl. from English A. Nikulina]. - M.: Ganga, 2021. 480 p.

[7] Tsenagtsang N. The path to the rainbow body. Introduc-

tion to Yuthok Ningthik / Nida Chenagtsang. Per. from English E. Shirshova; edited by A. Artemyeva, L. Ko-rolev. - M.: Ganga, 2017. 160 p.

[8] Shardza G. Drops of the heart of the dharmakaya / Transl.

and comm. Lopona Tenzin Namdaka // Practice of the Dzogchen tradition of Bon. - M.: Ganga, 2011.

[9] Dowman, Keith. Everything is Light. The Circle of Total

Illumination / Keith Dowman // Dzogchen Now! Books - Boston, 2017.

[10] Hatchell C. Naked Seeing The Great Perfection, the Wheel of Time, and Visionary Buddhism in Renaissance Tibet / Christopher Hatchell// Oxford University Press. - New York, USA. 2014.

[11] Medvedev S.V., Boytsova Y.A., Bubeev Y.A., Kaplan A.Y & others / Research of The Influence of Meditation on Brain Mechanisms // I National Congress on Cognitive Research, Artificial Intelligence and Neuroinformatics, Moscow, Russia, 2020. P. 2.

[12] Reynolds J.M. The Oral Tradition from Zhang-Zhung: An Introduction to the Bonpo Dzogchen Teachings of the Oral Tradition from Zhang-Zhung Known as the Zhang-zhung snyan-rgyud // Vajra Publications. -Thamel, Kathmandu, 2005.

[13] Tiso Francis V. Rainbow body and Resurection: Rainbow Body and Resurrection: Spiritual Attainment, the Dissolution of the Material Body, and the Case of Khenpo A Chö // North Atlantic Books - Berkley, 2016.

[14] Walter M. Jabir the Buddhist Yogi, Part III // Considerations on an international yoga of transformation. Lungta 16, Spring. 2003.

sance Tibet / Christopher Hatchell// Oxford University Press. - New York, USA. 2014.

[11] Medvedev S.V., Boytsova Y.A., Bubeev Y.A., Kaplan A.Y & others / Research of The Influence of Meditation on Brain Mechanisms // I National Congress on Cognitive Research, Artificial Intelligence and Neuroinformatics, Moscow, Russia, 2020. P. 2.

[12] Reynolds J.M. The Oral Tradition from Zhang-Zhung: An Introduction to the Bonpo Dzogchen Teachings of the Oral Tradition from Zhang-Zhung Known as the Zhang-zhung snyan-rgyud // Vajra Publications. -Thamel, Kathmandu, 2005.

[13] Tiso Francis V. Rainbow body and Resurection: Rainbow Body and Resurrection: Spiritual Attainment, the Dissolution of the Material Body, and the Case of Khenpo A Chö // North Atlantic Books - Berkley, 2016.

[14] Walter M. Jabir the Buddhist Yogi, Part III // Considerations on an international yoga of transformation. Lungta 16, Spring. 2003.

Список литературы

[1] Дмитриев С.В. К вопросу о соотношении онтологи-

ческого и психопрактического в текстах Дзогчен. // Религиоведение. научно-теоретический журнал. 2010. № 4. С. 91-92.

[2] Кхенпо А. Практические наставления по Тогал /

Кхенпо Арта Лама Ринпоче - М.: Культурный центр «Джалю», 2021. 80 с.

[3] Лопон Т.Н. Бонские учения дзогчена. Учения дзог-

чена из ретритов в Австрии, Англии, Голландии и Америке / Сост. и ред. Дж. М. Рейнолдс. - М.: Культурный центр «Джалю», 2019. 256 с.

[4] Маланин В. Устные Наставления реализовавшего Радужное тело Великого Драсе Дава Дрангпа. С комментариями Тогме Шераба Ринпоче; [Запись и перевод комментариев В. Маланина]. - М.: Издательство «Юнгдрунг Бон», 2023. 196 с.

[5] Рабджам Л. Драгоценная Сокровищница Дхармадха-

ту / Лобчен Рабджам. Пер. с тибетского Ламы Сонам Дордже. - Киев: Ника-Центр, 2002. 304 с.

[6] Тизо Ф.В. Радужное тело и воскресение / Фрэнсис В.

Тизо; [пер. с англ. А. Никулиной]. - М.: Ганга, 2021. 480 с.

[7] Ценагцанг Н. Путь к радужному телу. Введение

в Юток Нинтик / Нида Ченагцанг. Пер. с англ. Е. Ширшовой; под ред. А. Артемьевой, Л. Королёва.

- М.: Ганга, 2017. 160 с.

[8] Шардза Г. Капли сердца дхармакайи / Пер. и комм.

Лопона Тензин Намдака // Практика дзогчен традиции бон. - М.: Ганга, 2011.

[9] Dowman, Keith. Everything is Light. The Circle of Total

Illumination / Keith Dowman // Dzogchen Now! Books

- Boston, 2017.

[10] Hatchell C. Naked Seeing The Great Perfection, the Wheel of Time, and Visionary Buddhism in Renais-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.