Научная статья на тему 'Исследование гипотезы, выдвигаемой католическими исследователями, о связи между Воскресением Господа Иисуса Христа и феноменом радужного тела в тибетском буддизме'

Исследование гипотезы, выдвигаемой католическими исследователями, о связи между Воскресением Господа Иисуса Христа и феноменом радужного тела в тибетском буддизме Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
445
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИИСУС ХРИСТОС / JESUS CHRIST / ВОСКРЕСЕНИЕ / RESURRECTION / МОНАХ ДЭВИД СТЕЙНДЛ-РАСТ / MONK DAVID STEINDL-RAST / ДЗЕН-БУДДИЗМ / ZEN BUDDHISM / БУДДИЗМ ВАДЖРАЯНЫ / VAJRAYANA BUDDHISM / ФЕНОМЕН "РАДУЖНОГО ТЕЛА" / A PHENOMENON OF A "RAINBOW BODY" / УЧЕНИЕ ДЗОГЧЕН / DZOGCHEN DOCTRINE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Готман Антоний

В статье рассматривается гипотеза католического монаха Дэвида Стейндл-Раста о связи Воскресения Господа Иисуса Христа с феноменом радужного тела в тибетском буддизме. На основании проведенных исследований автор опровергает утверждение Дэвида Стейндл-Раста о том, что Воскресение Господа Иисуса Христа и феномен радужного тела, о котором пишут тибетские буддисты, являются идентичными по своей природе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investigation of a hypothesis of Catholic scholars about relationship between the Resurrection of the Lord Jesus Christ and a phenomenon of a rainbow body in Tibetan Buddhism

In the article a hypothesis of a Catholic monk David Steindl-Rast about a phenomenon of a rainbow body in Tibetan Buddhism is examined. Basing on the research, the author disproves David Steindl-Rast’s assertion that the Resurrection of the Lord Jesus Christ and a phenomenon of a rainbow body, about which Buddhists of Tibet write, are identical in nature.

Текст научной работы на тему «Исследование гипотезы, выдвигаемой католическими исследователями, о связи между Воскресением Господа Иисуса Христа и феноменом радужного тела в тибетском буддизме»

Аверина, М.Н. Виролайнен, Д. Риникера, библиогр. Т.М. Двинятиной, А.Я. Лапидус. - СПб.: РХГИ, 2001.

7. Коваленко, Ю.И. Иван Шмелев // Коваленко, Ю.И. Москва - Париж: Очерки о русской эмиграции. Профили и силуэты/ Ю.И. Коваленко. - М.: Известия, 1991.

8. Муромцева-Бунина, Н.В. Жизнь Бунина. Беседы с памятью / Н.В. Муромцева-Бунина. - М.: Сов. Писатель, 1989.

9. Одоевцева, И.В. На берегах Сены / И.В. Одоевцева // И.А. Бунин: рroet TOnta / Сост. Б.В. Аверина, Д. Риникера, К.В. Степанова, коммент. Б.В. Аверина, М.Н. Виролайнен, Д. Риникера, библиогр. Т.М. Двинятиной, А.Я. Лапидус. - СПб.: РХГИ, 2001.

10. Телешов, Н.А. Записки писателя / Н.А. Телешов // И.А. Бунин: рroet ranta / Сост. Б.В. Аверина, Д. Риникера, К.В. Степанова, коммент. Б.В. Аверина, М.Н. Виролайнен, Д. Риникера, библиогр. Т.М. Двинятиной, А.Я. Лапидус. - СПб.: РХГИ, 2001.

11. Толстой, Л.Н. Литература, искусство / Л.Н. Толстой. - М.: Просвещение, 1978.

12. Хализев, В.Е. Теория литературы. Учеб. 2-е изд. / В.Е. Хализев. -М.: Высшая школа, 2000.

13. Черников, А.П. Проза И.С.Шмелева: Концепция мира и человека / А.П. Черников. - Калуга: Калужский обл. ин-т усовершенств. учителей, 1995.

14. Шмелев, И.С. Собр. соч.: В 5 т. / И.С. Шмелев - М.: Русская книга; Известия, 2000 - 2004.

Научные статьи и доклады магистрантов семинарии

Исследование гипотезы, выдвигаемой католическими исследователями, о связи между Воскресением Господа Иисуса Христа и феноменом радужного тела в тибетском буддизме

УДК 26/28

Иерей Антоний Готман магистрант БДС (с м/н) Россия, г.Белгород gotman@list.ru

Аннотация. В статье рассматривается гипотеза католического монаха Дэвида Стейндл-Раста о связи Воскресения Господа Иисуса Христа с феноменом радужного тела в тибетском буддизме. На основании проведенных исследований автор опровергает утверждение Дэвида Стейндл-Раста о том, что Воскресение Господа Иисуса Христа

и феномен радужного тела, о котором пишут тибетские буддисты, являются идентичными по своей природе.

Ключевые слова: Иисус Христос; Воскресение; монах Дэвид Стейндл-Раст; дзен-буддизм; буддизм Ваджраяны; феномен «радужного тела»; учение дзогчен.

Investigation of a hypothesis of Catholic scholars about relationship between the Resurrection of the Lord Jesus Christ and a phenomenon of a rainbow body in Tibetan Buddhism

Priest Anthony Gotman graduate student of the BOS (with m/o)

Russia, Belgorod gotman@list.ru

Annotation. In the article a hypothesis of a Catholic monk David Steindl-Rast about a phenomenon of a rainbow body in Tibetan Buddhism is examined. Basing on the research, the author disproves David Steindl-Rast's assertion that the Resurrection of the Lord Jesus Christ and a phenomenon of a rainbow body, about which Buddhists of Tibet write, are identical in nature.

Key words: Jesus Christ; Resurrection; monk David Steindl-Rast; Zen Buddhism; Vajrayana Buddhism; a phenomenon of a "rainbow body"; Dzogchen doctrine.

Бенедиктинский монах Дэвид Стейндл-Раст однажды услышал истории о мастерах из Тибета, достигающих просветления и высокой степени сострадания и мудрости в результате своей практики. В конечном итоге их тело исчезает, обычно от него остаются только волосы и ногти, а во время исчезновения тела люди видят вокруг радужные и световые явления. Эти рассказы заставили его размышлять о Воскресении Господа Иисуса Христа, являющимся центральным событием христианской веры. Сам монах Дэвид говорил: «Мы знаем, что Иисус был очень сострадательным и самоотверженным. Когда он умер, то, согласно евангелиям, его тело исчезло» [1].

Стейндл-Раст также говорит о том, что сейчас Воскресение понимается людьми по-разному, и это понимание зависит от их духовного состояния:

- Фундаменталисты говорят о Воскресении как о реальном восстании Христа из мертвых, и такое событие не происходило и не может произойти ни с кем из людей до всеобщего воскресения;

- Минималисты говорят только о духовном воскресении, которое не коснулось тела;

-Сам монах Стейндл-Раст говорит, что он «открыт к идее о том, что тело также важно для духовной реальности, а некоторый духовный опыт универсален» [1].

В 1999 году он решил исследовать странный феномен радужного тела и его связь с Воскресением Христа. Монах Дэвид написал письмо своему другу дзен-буддисту, у которого поинтересовался, слышал ли он что-либо о радужном теле. Через два дня друг ответил, что к нему неожиданно пришел тибетец, и когда он упомянул о радужном теле - тибетец ответил, что совсем недавно произошел такой случай с одним из его учителей, и это было засвидетельствовано несколькими ламами. После получения письма Стейндл-Раст встретился с католическим священником, о.Фрэнсисом Тисо, знающим десять языков, включая тибетский, знакомым с тибетской культурой.

«Я знал, - говорит Стейндл-Раст, -что отец Тисо иногда бывает в Тибете, и я спросил его, не собирается ли он туда в ближайшее время. Он ответил, что собирается выезжать сегодня» [1]. Стейндл-Раст попросил его перед поездкой в Тибет съездить в Швейцарию, для того чтобы узнать об учителе, который достиг радужного тела. Несмотря на то, что о. Тисо был очень занят, он все же согласился сначала проехать в Швейцарию. Так началось исследование феномена тела света католическим монахом и католическим священником.

Стейндл-Раст писал о том, что «радужное тело, или тело света, - является довольно непростым явлением, и для его исследований нужны годы. И если мы сможем установить как факт антропологии то, что воскресение Иисуса не только происходило с другими людьми, но происходит и сейчас, это представит понимание нами человеческих возможностей совершенно в ином свете» [1].

Воспользовавшись своими связями в Тибете, о. Тисо узнал, что гелугпинского буддийского монаха, реализовавшего радужное тело, звали Кхенпо А-Чос. Умер он в 1998 году. О. Тисо поехал в деревню,

где А-Чос жил и практиковал, для того, чтобы собрать о нем больше информации.

По словам людей, которые были с ним знакомы, А-Чос был довольно интересным человеком не только потому, что умер необычной смертью. Его близкие говорили, что он был очень предан обетам, вел чистую жизнь и очень много уделял внимания развитию сострадания. Он учил даже самых жестоких и грубых людей тому, как можно стать немного мягче и заботливее. Присутствие ламы очень часто меняло людей в лучшую сторону, пробуждая в них стремление к благим качествам.

За несколько дней до смерти ламы над его домом появилась радуга, а после смерти в небе было множество радуг. Кхенпо А-Чос умер лежа на боку, повторяя мантру, и свидетели говорят, что, когда прекратилось дыхание, его тело порозовело, а потом стало светиться белым светом. Умершего ламу завернули в желтую одежду, как монаха школы Гелугпа. В течение нескольких дней тело умершего становилось все меньше, после чего исчезло совсем. Близкие ученики после этого говорили, что видели ламу после его смерти в своих видениях и снах.

В беседе с другим ламой, с тем же именем А-чос, о. Тисо узнал, что он делает специальные практики и тоже должен окончить жизнь в радужном теле, поэтому исследователь планирует снять на видео посмертные изменения тела ламы, если представится такая возможность. Кроме того, лама показывал свои фотографии, на которых его тело уже излучало свет.

Кроме того, исследователи обратились к историческим материалам, и в исторических записях о тибетских мастерах обнаружили множество свидетельств о реализации радужного тела такими учителями, как Падмасамбхава, Гараб Дордже, Миларепа и многими другими. Подобные свидетельства существуют с древних времен и до настоящего времени.

Общие выводы, которые делают католический монах и католический священник на основании собранной информации:

1. Предполагаемое воскресение Христа не было исключительным событием, и оно в принципе возможно для всех людей.

2. Исследователи подчеркивают, что подобное происходит только с людьми высокой духовности, которые воплощают в себе

любовь и сострадание. По их предположению, такие качества, как осознанность и совесть, являются движущими силами эволюции.

3. Католические и православные святые скорее продвигались к нетленности, так как их тела не разлагались после смерти. Но вознесения в телах описываются в Библии и других текстах христианской традиции - вознесение Еноха, Марии, Илии и, возможно, Моисея. Также известно много историй о святых, которые материализовывались после своей смерти, аналогичных широко известному феномену «тонкого тела».

4. Отец Тисо пишет, что ему хотелось бы включить практики, связанные с реализацией радужного тела в «западные религиозные и философские системы».

Интересно одно из свидетельств о. Тисо. По его словам, однажды в медитации к нему «пришел Христос в форме фиолетового тела света». Исследователи хотят в будущем открыть монастыри и ретритные центры, в которых желающие «интенсифицировать свою духовную практику» могли бы делать это на основе тибетских методик.

Теперь мы попробуем разобраться, насколько соответствует действительности утверждение монаха Дэвида Стейндл-Раста и священника Тисо о том, что Воскресение Господа Иисуса и реализация радужного тела практиками буддизма Ваджраяны являются идентичными по своей природе событиями. Для этого нужно подробнее изучить феномен радужного тела, практики, ведущие к его реализации, и учения, на которых основаны данные практики. После чего можно сопоставить все это с тем, чему учил Христос и что делал Христос во время своей земной жизни.

Впервые на Западе информация о радужном теле, или теле света, появилась в книгах учителя дзогчен (одно из направлений буддизма ваджраяны) Намкая Норбу Римпоче. В своей книге «Кристалл и путь света», впервые изданной в Италии в конце 80-х годов XX века, он писал о реализации радужного тела двумя своими учителями: Тогдэном Ургьен Тенцзином и Чангчубом Дордже. Кроме того, в этой же книге он описал суть практик, ведущих к реализации радужного тела.

В принципе, если вникнуть в написанное в этой книге, в наставления Намкая Норбу и других учителей дзогчен, мы увидим, что радужное тело, или тело света, является феноменом, специфическим не просто для буддизма, и даже не для всего буддизма

ваджраяны. Реализация радужного тела достигается в результате практики дзогчен, причем, скорее, в результате нескольких специфических практик. Одна из них связана с особым контролем энергии и каналов, две другие - со специфической работой в темных ретритах (затвор в абсолютной темноте). Более того, по воззрению буддизма и дзогчен, человек может достичь полного просветления без реализации тела света. Этот феномен, скорее, является особым проявлением достижения просветления через особые практики, характерных для учения дзогчен. Классический пример - Будда Шакьямуни по представлениям буддистов ваджраяны, конечно, достиг полного просветления, при этом он не проявлял никаких признаков радужного тела, как и огромное количество других существ, достигающих просветления.

Намкай Норбу пишет: «Если снова воспользоваться сравнением с зеркалом, то реализация Тела Света означает, что человек, который ее обрел, больше не находится в состоянии отражений, а погружается в состояние самого зеркала, в природу и энергию зеркала. <...> Можно полностью воссоединить свою энергию, вплоть до уровня конкретного материального бытия. Это достигается или благодаря Лонгдэ, в котором видение возникает в результате практики четырех да, или благодаря практике четырех светов, которая влечет за собой возникновение четырех видений тодгэл. Они развиваются во многом так же, как и видения Лонгдэ. Первое из них называется «видение Дхарматы» (или «сущности реальности»), второе — это дальнейшее развитие первого, третье — его созревание, а четвертое — исчерпание бытия. Если человек вступил на третий уровень этих видений при жизни, что подтверждается определенными признаками, то в момент смерти еготело постепенно исчезает, становясь светом. Вместо обычного разложения на составляющие его элементы, оно растворяется в сущности этих элементов, которая есть свет» [2, с.162].

В описании практик, ведущих к телу света, нет практически ничего, связанного с учением Христа. Более того, в жизни Христа, описанной в евангелиях, просто не было времени и возможности для подобных практик в том количестве, которое ведет к реализации радужного тела. И само учение дзогчен не совпадает с тем, чему учил Христос. Об этом, кстати, говорил тот же учитель Намкай Норбу, отвечая на вопрос своего ученика: «Текст, который определяет состояние Дзогчен, уточняет только, что человек должен внутренне осуществить смысл истинного состояния существования, но он не

устанавливает ничего, что касается внешнего мира. По этой причине в первую очередь нужно прояснить следующий вопрос: рассматривал ли Иисус «всемогущего Бога», о котором говорят Евангелия, как принцип, присутствующий в каждом индивидууме, или же как внешнюю сущность? Если основываться на проповедях, общих для всех христианских церквей, то Бог существует вне индивидуума. Он -всемогущий, верховный и единственный. Он создал мир и человеческий род, но затем появился грех со всеми последствиями, о которых мы знаем. Таковы основные пункты, о которых говорится; следовательно, похоже, что такой «Бог» не может быть признан как внутренний принцип индивидуума» [3]. Соответственно, учитель дзогчен, проживший много лет в Италии, где он познакомился с христианством, пишет о серьезнейших противоречиях в христианском и буддийском учениях. Кроме того, нужно обратить внимание на тот факт, что сами учителя дзогчен никогда не писали о том, что Христос реализовал радужное тело. В их работах, в их ответах на вопросы, связанных с христианством, нет даже намеков на подобную возможность. Просто потому, что они, в отличие от европейских исследователей-католиков, понимают, что такое радужное тело, и знают практический путь, ведущий к этому феномену. Но нужно отметить, что в отличие от реальных учителей дзогчен - в западных «эзотерических кругах» очень популярна версия о том, что Воскресение Иисуса Христа было реализацией тела света.

Теперь нам нужно обратиться к евангельским свидетельствам и сравнить их с описанием феномена тела света, которые даются учителями дзогчен. Евангелист Лука пишет, что Иисус специально указывал своим ученикам на признаки, свидетельствующие о том, что его тело реально, осязаемо и имеет плоть: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. <...> Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними» (Лк. 24:39-43). После реализации тела света практикующие дзогчен, по свидетельству Намкая Норбу, продолжают свое существование: «Активность такого существа направлена на благо других, а реально видеть его может тот, кто обладает достаточной ясностью» [2,с.163]. Мы видим, что Христос специально указал на свойства воскресшего тела, позволяющие видеть его не только тем, кто достиг каких-то способностей, не только «во снах и в видениях», но и в реальных жизненных ситуациях обычными людьми.

В описаниях реализации радужного тела обычно всегда присутствует постепенное уменьшение тел умерших, которое постепенно исчезает, оставляя волосы и ногти. В евангелиях вообще нет никаких свидетельств оставленных волос и ногтей. Более того, Христос потом является ученикам в своем обычном теле, и если бы ногтей и волос у него не было - это бы сразу же бросалось в глаза.

Если мы обратимся к Туринской плащанице, которая, скорее всего, является подлинным свидетельством Воскресения Господа, -мы увидим, что на ней есть отпечаток тела человека в полный рост, без каких-либо следов уменьшения. Человек, завернутый в плащаницу, исчез практически мгновенно, в результате какой-то вспышки света, оставившей след на ткани.

Еще один момент связан с отличием в нравственном учении и поведении практиков дзогчен, достигающих просветления и реализовавших радужное тело, и христиан. Согласно учению Христа, нераскаянный блуд однозначно является препятствием в достижении Царства Небесного, и сам Иисус очень серьезно относился к заповеди, запрещающей блуд и прелюбодеяние, усилив древнюю заповедь закона Моисеева словами о запрете вожделения как корня блуда. Апостол Павел говорит, что блудники и прелюбодеи Царства Божьего не наследуют, и с самого начала своего существования Церковь Христова очень серьезно относилась к этим словам. Но в буддизме ваджраяны и в его составной части - учении дзогчен - с древних времен существовали махасидхи, которые вполне себе совмещали тантрическую практику с прелюбодеянием, которые иногда даже стали называться особыми «сексуальными практиками». Наиболее знаменитый йогин такого типа Другпа Кюнле является очень почитаемым учителем в ваджраяне и учении дзогчен. В Тибете, Бутане и Непале его, безусловно, считают просветленным мастером и очень почитают. При этом его жизнеописание говорит о том, что Другпа Кюнле вступал в половые отношения более чем с тысячей женщин, которых он таким способом якобы вел к просветлению, передавая им учения и наставления. Один из учеников Другпа Кюнле достиг реализации радужного тела, повторяя «непристойные мантры», данные ему учителем [4,с.126]. Сам Другпа Кюнле не реализовал радужное тело полностью для того, чтобы оставить после себя «мощи». Но, по преданию, его нога полностью растворилась в радужном свете. И как мы уже говорили, с точки зрения буддизма, важно не столько радужное тело, сколько само состояние

просветления, которое может быть достигнуто без каких-либо внешних проявлений. А согласно учению дзогчен Другпа Кюнле, несомненно, был просветленным учителем. Естественно, его похождения не являются характерной практикой большинства практиков дзогчен, он, скорее, является тибетским аналогом христианских юродивых Христа ради. Но в отличие от махасидхов буддизма ваджраяны христианские юродивые никогда не нарушали заповеди Божьи.

Ко всему вышесказанному следует добавить, что сами учителя дзогчен говорят о том, что тело может исчезать не только в результате реализации радужного тела. Например, в своей книге «Кристалл и путь света» Намкай Норбу объясняет, что радужное тело отличается от иллюзорного тела (плод реализации высших тантр) тем, что иллюзорное тело основано на тонкой пране, принадлежащей к относительному измерению. Поэтому иллюзорное тело не является полной реализацией с точки зрения учения дзогчен. Но внешне реализация иллюзорного тела выглядит так же, как реализация тела света - тело полностью исчезает. Интересно то, что католические исследователи Стейндл-Раст и о. Тисо записали в список людей, реализовавших радужное тело йогина Миларепу, который на самом деле практиковал не дзогчен, а высшие тантры, и исчезновение его тела было связано с иллюзорным телом. Но сами исследователи не обращают внимания на эти тонкости, для них любое исчезновение тела в результате практик имеет одну и ту же природу. Кроме того, в традиционном буддизме был описан случай, якобы произошедший с одним монахом, который всю жизнь старался делать все сам, чтобы не утруждать других людей. И перед смертью он специально медитировал на элементе «огонь», в результате чего его тело сгорело от внутреннего огня и исчезло. Тем самым он освободил окружающих его людей от работы, связанной с его похоронами. Но этот случай не имеет никакого отношения к просветлению, радужному телу, или иллюзорному телу.

Последний из известных на Западе случаев реализации радужного тела зафиксирован в ноябре 2013 года [5] практиком и учителем дзогчен Карма Ринпоче. Эта реализация интересна тем, что она не связана с полным исчезновением тела. По свидетельствам его, тело уменьшилось в несколько раз, но не «растворилось в природе элементов» полностью. Такую реализацию тоже называют радужным телом, учителя дзогчен говорят о подобных уменьшенных в несколько

рах телах, которые хранятся как святыни в некоторых монастырях. Но научные исследования подобных тел не проводились, и католические исследователи данного вопроса к подобным фактам не обращались. Хотя именно через исследование этих уменьшенных тел проще всего понять, имеем мы дело с реальным чудом или с подделками, необходимыми для привлечения верующих.

Все вышесказанное приводит нас к выводу о том, что, несмотря на схожесть многих деталей в описании Воскресения Господа Иисуса Христа и реализации радужного тела тибетскими мастерами дзогчен, при более глубоком изучении вопроса выявляется множество отличий между этими явлениями. Перечисленные в этой работе отличия между Воскресением и радужным телом приводят нас к однозначному пониманию того, что эти феномены имеют различную природу, и их никак нельзя отождествлять между собой. Выводы католических исследователей Дэвида Стейнл-Раста и о. Тисо об общей природе феноменов и о том, что Воскресение Христа не является уникальным явлением и повторяется в настоящее время другими «высокодуховными людьми» - являются ошибочными. Но, основываясь на своих ошибочных выводах, католические исследователи пытаются ввести в христианскую среду чуждые ей практики буддизма ваджраяны, которые якобы будут «помогать христианам духовно совершенствоваться». А этот шаг уже представляет серьезную опасность для христиан, так как он ведет к принятию практик и связанного с этими практиками мировоззрения, чуждых христианству, в корне противоречащих учению о взаимоотношениях человека и Бога Творца и пути в Царство Небесного, открытого людям Господом Иисусом Христом.

Список литературы

1. Холланд Гейл Христианско-буддийские исследования. [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://pozamipa.narod.ru/VEDI/BUDDIZM/Raduj .html

2. Чогьял Намкай Норбу Кристаллипуть света. [Текст] - СПб.: Сангелинг,

1998.

3. Чогьял Намкай Норбу16 вопросов учителю дзогчена. Введение в Дзогчен. [Электронный ресурс]- Режим доступа:http://www.sunhome.ru/books/ p.16_voprosov_uchitelyu_dzogchena_vvedenie_v_dzogchen

4. Божественный сумасброд. Жизнеописание и песни Друкпы Кюнле. [Текст] - М.:Алмазный путь, 2000.

5. Чога Ринпоче Мой драгоценный учитель Лама Карма Ринпоче достиг Радужного Тела. [Электронный ресурс]- Режим

доступа: http: //www .dzogchenlineage.ru/ blog/lama-karma-rinpoche -dostig-raduzhnogo -tela

Равноапостольный князь Владимир: значение церковно-государственных отношений в контексте христианской миссии

УДК 26/28

Иерей Андрей Михалев магистрант БДС (с м/н) Россия, г.Орел yu.mihaleva@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается опыт взаимодействия Церкви и государства в России. Началом этих отношений служит крещение Руси князем Владимиром. Описываются исторические события, сопровождающие данный процесс. Анализируется значение крещения Руси для последующего развития страны.

Ключевые слова: миссионерство; Евангелие; Иисус Христос; святой князь Владимир; Византия; православие; Крещение Руси.

Equal-to-Apostles Prince Vladimir: meaning of Church-state relations in the context of Christian mission

Priest Andrei Mikhalev graduate student of the BOS (with m/o)

Russia, Orel yu.mihaleva@yandex.ru

Annotation. In the article the experience of interaction between the Church and the state in Russia is discussed. The beginning of this relationship is the baptism of Rus by Prince Vladimir. Historical events accompanied this process are described. The influence of baptism of Rus on the subsequent development of the country is analyzed.

Key words: mission; Gospel; Jesus Christ; saint prince Vladimir; Byzantium; Orthodoxy; baptism of Rus.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.