23 00 00 ИЛМ^ОИ СИЁСЙ 23 00 00 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ 23 00 00 POLITICS SCIENCES
23 00 02 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ 23.00.02 POLITICAL INSTITUTES, PROCESSES AND TECHNOLOGIES
УДК 32.001+341 ББК 66.04+67.400.51
Акмалова Мунира Абдунабиевна,
кандидат политических наук, доцент, заведующий кафедрой политологии ТГУПБП (Таджикистан, Худжанд)
Akmalova Munira Abdunabiyevna,
candidate of politology sciences, Associate Professor, head of the politology department under Tajik State University of Law, Business and Politics (Tajikistan, Khujand) E-MAIL: akmalovam@mail. ru
Ключевые слова: суверенный Таджикистан, современные концепции независимости, политическая независимость, политический процесс, мировая политика, политико-правовая база, форма правления.
В статье изложено современное понимание термина «политическая независимость». Отмечается, что политический суверенитет подразумевает политическую независимость во внешней и внутренней политике каждого государства и невмешательство в неё извне. Рассмотрен современный этап формирования политической независимости и приведены конкретные предпосылки и концепции суверенитета, в частности, что государственный суверенитет является центральной категорией, представляющей собой фундаментальную политико-правовую базу. Определена роль независимого государства в определении формы правления, формы государственного устройства и системы органов государственной власти. Указаны основные направления организации местного самоуправления, создания условий для взаимной ответственности государства и личности. Указано, что в Таджикистане созданы все необходимые нормативно - правовые предпосылки для совершенствования демократических основ независимого государства. Также рассмотрены различные аспекты отдельных концепций современных исследователей относительно понятия «независимость».
Key words: sovereign Tajikistan, modern conception of independence, political independence, political process, world politics, political-legal base, form of governance
СОВРЕМЕННОЕ ВИДЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ
CONTEMPORARY VISION OF POLITICAL INDEPENDENCE
The author of the article expounds the modern notion of the term «political independence». It is marked that political sovereignty implies political independence in home and foreign politics of each state and non-interference into either of them from outside. The author considers a modern stage of political independence formation and adduces concrete prerequisits and conceptions of sovereignty, in particular, she asserts that state sovereignty is a central category being a fundamental politico-legal base. She determines the role of independent state in the term of a governance form, a form of state frameworks and a system of state power bodies. New trends in regard to organization of self-governance, creation of surroundings for mutual responsibility of state and individual are indicated. The same refers to all necessary normative-legal prerequisits for perfection of democratic grounds of the independent state. Different aspects of separate conceptions belonging to contemporary explorers in reference to the notion of «independence» are analyzed too.
На протяжении последних лет учеными ведется спор о проблеме суверенитета. Политический суверенитет подразумевает политическую независимость во внешней и внутренней политике каждого государства и невмешательство в неё извне. Этот принцип на протяжении последних столетий выступал в качестве основополагающего принципа отношений между государствами. В последнее время смысловое наполнение суверенитета постепенно меняется. На современном этапе развитие политики мира ознаменовано стремительным развитием процессов глобализации и огромными изменениями в «правилах игры» на мировой арене. Традиционные концепции суверенитета не способны выразить сложность современных международных отношений, утверждает целый ряд ученых - политологов, например А.А. Троцкая и другие (2, с.47).
Теории современности гласят о глобальных тенденциях и процессах, способствующих существенному перераспределению ресурсов власти от правительств к иным субъектам мировой политики. Это является изменением классической теории власти и господства, где силовое воздействие выступает крайней формой воздействия на другой объект и на суверенные права государств. Исходя из этих тенденций, можно сказать, что на данном этапе совершается множество попыток переформулировать проблематику и понятие государственного суверенитета.
Государственный суверенитет является центральной категорией, представляющей собой фундаментальную политико-правовую базу. На протяжении многих лет и в условиях современных глобальных тенденций некоторые ученые отрицают необходимость существования категории «государственный суверенитет». Например, М. Хардт и А. Негри отмечают, что «государственный суверенитет в его классическом понимании не справляется с задачей усмирения глобального хаоса, а потому необходим новый суверенитет, отвечающий императиву демократии» (8, с. 426). В.Д. Зорькин даёт своё определение: «Несмотря на глубокие и многочисленные изменения, происходящие в мире в последние полтора десятилетия, государственный суверенитет остается основой конституционного строя большинства государств» (4, с. 18).
Государственный суверенитет - это неоспоримый факт, на котором основывается политическая система современных независимых государств. Как отмечает С. М. Грохальски, «необходимость эволюции суверенитета не должна означать, что в наше время понятие суверенитета бессмысленно или мало что значит» (3, с.76). Политический
суверенитет - это конкретная и четкая обеспеченность политической власти, господствующей на территории того или иного государства, имеющей материальные и человеческие ресурсы, позволяющие самостоятельно функционировать и формировать свою волю в нормативно-правовых нормах. Носителем политического суверенитета является народ, который объединен экономическими, идеологическими и другими факторами и имеет возможность осуществлять верховную власть в обществе. Таким образом, политический суверенитет неразрывен с властью и борьба за нее в современном демократическом обществе означает наличие статуса носителя политического суверенитета. В свою очередь, носитель суверенитета осуществляет государственную власть в собственных интересах.
В современной политической мысли это означает, что государство может считаться суверенным только тогда, когда оно защищает интересы народа, когда политическая система общества является демократической. Этот фактор имеет принципиальное значение: если форма государства не демократическая, то общество не может быть признано суверенным. То есть, оно не является носителем суверенитета народа, который выражает право народа самостоятельно определять свое будущее, свою судьбу. Каждое демократическое, суверенное, независимое государство может и обязано регулировать общественные отношения, включая отношения между гражданами, и в силу этого ограничивать свободу действий отдельных юридических и физических лиц, что заключается в Основном законе любого государства (1, с. 58).
Современное понимание суверенитета государства производно от суверенитета народа и независимости страны во всех отношениях. Волеизъявление народа является основным механизмом демократического государства. Государство как официальный представитель народа выражает волю своих граждан, обеспечивает их права и интересы в полном объеме только тогда, когда оно является независимым.
Суверенитет проявляется в единстве, независимости и верховенстве государственной власти. Независимым является государство, которое самостоятельно обеспечивает полноту и нераздельность своей власти на всей его территории, самостоятельно реализует внешнюю и внутреннюю политику. То есть, независимость государства означает его самостоятельность в решении как внутриполитических, так и внешнеполитических вопросов, во взаимоотношениях с другими государствами.
Независимое государство самостоятельно определяет форму правления, форму государственного устройства, систему органов государственной власти, основные направления организации местного самоуправления, создает условия для взаимной ответственности государства и личности. Независимое государство самостоятельно организует финансовую, денежную, банковскую системы, обеспечивает территориальную целостность, а также законность и правопорядок в стране. Оно согласно существующим законам создает армию, защищает конституционный строй, независимость и целостность государства. Верховенство государственной власти осуществляется в пределах функционирующих законов.
Одной из важных функций независимого государства является то, что с целью защиты интересов своего народа, своего государства оно может объединяться с другими государствами, создавать межгосударственные союзы. В международных отношениях независимое государство учитывает необходимость регулирования отношений между
государствами согласно международному праву. В свою очередь международное право исходит из независимости государств и возводит эту независимость в основной принцип международно-правового регулирования. В международном праве независимость государств рассматривается в следующих аспектах:
- внутренняя независимость государства регулирует его внутренние общественные отношения;
- внешняя независимость государства проявляется в его внешних сношениях с другими государствами.
Таким образом, внутренняя независимость государства осуществляется самостоятельно и международное право не может регулировать внутригосударственные общественные отношения. Это положение находит воплощение в признании государствами недопустимости вмешательства во внутренние дела друг друга.
Внешняя независимость государства - это прежде всего взаимоотношения с другими государствами. Её суть состоит в том, что государство свободно, независимо от других государств осуществляет внешнеполитическую деятельность в рамках международных обязательств. Эти обязательства являются проявлением независимости государства во внешних делах. Данное явление имеет место и во внутригосударственном праве, так как государство по своей воле подчиняется международному праву. Если новые независимые государства откажутся признать как обязательные нормы общего международного права, то они не будут вправе требовать от других государств и иных субъектов международного права уважения своего суверенитета, своего территориального верховенства и независимости в международных отношениях. В этом состоит суть метода международно-правового регулирования по соглашению между государствами и иными субъектами международных отношений и суть заинтересованности государств в международно-правовом регулировании этих взаимоотношений.
На современном этапе развития политических процессов развитие международных отношений обретает новые качества при изменении внутриполитических систем стран мира, а также во взаимоотношениях между государствами. Формируются новейшие тенденции в новых системах мировых отношений, а также в новом мировом порядке. Для точного восприятия характера этих изменений на современном этапе необходимо учитывать меняющиеся процессы во взаимодействии прошлого, настоящего и будущего.
Так как без анализа современных процессов развития государственного суверенитета Республики Таджикистан невозможно выработать концепцию независимого государства, в первую очередь важна разработка проблем и вопросов политического суверенитета в условиях самостоятельного государственного становления. Это обусловливает потребность в дальнейшем совершенствовании теории и практики политического суверенитета Республики Таджикистан:
- необходимо совершенствовать положения конституционных норм, которые отвечают требованиям современной политической системы;
- громадные перемены, произошедшие в стране, возлагают на общество необходимость развития политической культуры и политической грамотности. Также требуется активизация всех интеллектуальных сил для формирования современных политических взглядов.
В процессе становления политического суверенитета Таджикистана огромную роль сыграли события конца 80-х-начала 90-х годов прошлого столетия. Политический и социальный кризис был использован определенными силами для сеяния раздора между членами общества и усиления политической нестабильности, эти тенденции угрожают суверенитету государства.
Процесс становления независимости во вновь образовавшихся суверенных государствах на постсоветском пространстве требовал теоретического осмысления политического суверенитета.
Дискуссии по совершенствованию теории и практики политического суверенитета в Республике Таджикистан - это проблема, которой таджикские исследователи уделяют недостаточно внимания. То, что исследовано в этом направлении, в основном содержит историческую сторону вопроса. Весьма ценными являются научные работы по проблемам национальной независимости и политического суверенитета Республики Таджикистан таких ученых, как Т. Н. Назаров, А. Н. Махмадов, Г. Зокиров, М. Хидирова, М. Д. Диноршоев, А. Мухаммедходжаев, Х. Т. Пирумшоев, А. Р. Рахимов, Х. А. Ахмадов, Р. Т. Рахмонов и В. М. Набиев и др., где, в основном анализируя общетеоретические вопросы национальной независимости и политического суверенитета, авторы указывают на отличительные особенности этих процессов, обращают внимание на исторические моменты в происходящих процессах, связанные с государственным суверенитетом. Труды этих ученых в решении вопросов, связанных с политическим суверенитетом республики в современных условиях, в том числе о влиянии глобальных процессов на становление независимости, требуют дальнейшего исследования, так как имеется еще множество спорных вопросов, от которых зависит более глубокое изучение государственного суверенитета.
Анализ разных точек зрения на данную проблему позволяет сделать следующий вывод: несмотря на значительный теоретический вклад названных ученых в разработку проблемы, многие вопросы остаются пока недостаточно изученными или дискуссионными. Эта проблема до сегодняшнего дня остается актуальной, поэтому требует точного исследования социально-политических процессов на этапе становления и развития политического суверенитета государств Центральной Азии. Все это в совокупности предопределило необходимость дальнейшего исследования процесса становления политической независимости Республики Таджикистан.
В разработку проблемы государственной независимости внёс большой вклад Президент Таджикистана Эмомали Рахмон. Его идеи и взгляды изложены в таких произведениях, как «Молодежь - будущее суверенного Таджикистана», «Молодежь -будущее нации», «Таджики в зеркале истории», «От арийцев до Саманидов», «Таджикистан на пути демократии и цивилизованного общества», «Таджикистан: десять лет независимости, национального единства и созидания», «Конституция - основной национальный документ» и других, в которых приведены конкретные факты и события, связанные со становлением политической независимости. В этих трудах ученый-политолог Э. Рахмон анализирует процессы формирования и становления политической независимости страны, описывает исторические моменты и социально-политические проблемы, которые препятствовали сохранению и развитию государственного суверенитета, и предлагает пути решения этих проблем.
Современный Таджикистан провозгласил государственный суверенитет 9 сентября 1991 г. После этого в республике наступил новый период развития, предусмотревший политические, экономические и правовые гарантии суверенного государства, что нашло отражение в действующей ныне Конституции Республики Таджикистан. Некоторые ученые, например В.В. Гончаров и другие, обосновывают необходимость проведения структурной модернизации экономики и повышения уровня жизни государства и его граждан как обязательных условий обеспечения государственного суверенитета в XXI веке. Как известно, мир находится на стадии преобразований, в разных уголках мира появляются неофашистские, тоталитарные, экстремистские идеи, которые могут привести к разрушению государственной независимости.
Таким образом, государственный суверенитет имеет большую значимость не только в научной теории, но и во внутригосударственных и международных отношениях. Что касается Республики Таджикистан, то важно отметить, что, по утверждению ученых, если экономика страны - сырьевая, то это не даёт возможности суверенной республике быть конкурентоспособной в масштабах мировой экономики, и этот факт влияет на государственный суверенитет. Как отметил в своем Послании парламенту страны
23.01.2015. Президент республики Э. Рахмон, Республика Таджикистан из аграрно-промышленной страны должна превратиться в промышленно-аграрную, а в Послании
20.01.2016. глава государства наметил конкретные пути стратегического развития страны путём её индустриализации. Это способствует увеличению объёмов полной переработки сырья, повышению уровня производства отечественной конкурентоспособной продукции и усилению экспортного потенциала страны, созданию реальной основы для решения социальных проблем и развитию экономики страны.
Не вызывает сомнения утверждение Т.Я. Хабриевой о том, что «следует внимательно изучить слабые звенья в социально-экономической структуре стран-глобальных конкурентов, вероятных противников и внешнеэкономическую деятельность страны, ее поведение на международной арене, а также законотворческую деятельность строить исключительно на условиях поддержки обстоятельств, дестабилизирующих социально-экономическую прочность противников и конкурентов» (7, с. 19).
Социально-политические и экономические процессы показывают, что за годы независимости Таджикистан преодолел огромные препятствия, такие как социальные конфликты, глубокий социально-экономический кризис, гражданскую войну, была раскрыта природа исламского фундаментализма, экстремизма, международного терроризма. Несмотря на эти трудности, Таджикистан добился колоссальных перемен в политике, экономике и социальной сфере.
На современном этапе развития Таджикистан укрепляет основы демократического, правового и светского государства. Главной целью независимого Таджикистана является социальная защищённость общества и его стабильное развитие. В Таджикистане достигнут компромисс между различными классами и группами общества, политическими силами, государственными и негосударственными институтами. Современному светскому государству необходимо изменение социальной структуры общества, устранение бюрократии, искоренение коррупции во всех госструктурах, улучшение уровня жизни населения путем экономического роста страны, предотвращение социальных конфликтов. Потому что социальное положение членов общества и соответствующих социальных
групп в большой мере зависит от результатов правильной экономической и социальной политики государства.
В условиях суверенитета в Таджикистане созданы все необходимые нормативно -правовые предпосылки для совершенствования демократических основ независимого государства. Анализ политических реалий и политических процессов периода государственной независимости в Таджикистане требует учета следующих факторов.
В первую очередь нужно учесть предысторию этого процесса, длительную и сложную борьбу за образование независимого государства, а также определить особенности и имеющиеся политические предпосылки процесса обретения независимости.
Во-вторых, необходимо учитывать специфические особенности теорий по досоветской истории Таджикистана, требующих переосмысления и объяснения таких понятий, как «таджикская нация», «таджикская национальность», «национальная государственность»^, с. 71).
Список использованной литературы:
1. Акмалова М.А. Становление и развитие политической независимости Республики Таджикистан.
- Худжанд, 2010.- 212c.
2. Бредихин А.Л. Суверенитет как политико-правовой феномен: Монография. - М.: Инфра-М, 2011.
- 165c.
3. Грохальски С.М. Государства в решении современных глобальных проблем (международно -правовые аспекты): диссертация д-ра юрид. наук: 12.00.10 / Стефан Марек Грохальски. - М., 1998. -148 с.
4. Зорькин В.Д. Апология Вестфальской системы / Валерий Дмитриевич Зорькин // Россия в глобальной политике. 2004. № 3. Т. 2. - 302 c.
5. Зокиров Г. Политическая независимость. - Душанбе, 2006. - 157c.
6. Махмадов А. Национальные интересы Таджикистана. - Душанбе, 2009. - С. 92.
7. Хабриева Т.Я. Национальные интересы и законодательные приоритеты России // Журнал российского права. 2005. -С. 19-29.
8. Хардт М. Множество: война и демократия в эпоху империи /Майкл Хардт, Антонио Негри. -М.: Культурная революция, 2004. - 440 c.
9. Послание Президента Республики Таджикистан Э. Рахмона Маджлиси Оли (парламенту) РТ.
- Душанбе, 2015-2016.
Reference Literature:
1. Akmalova M.A. Formation and Development of Political Independence of Tajikistan Republic. -Khujand, 2010. - 212 pp.
2. Bredikhin A.L. Sovereignty as a Politic-Legal Phenomenon. Monograph. -M.: Infra-M, 2012.-165pp.
3. Grokhalsky S.M. States in Solutions of Contemporary Global Problems (international-legal aspects). Synopsis of doctoral dissertation in jurisprudence // S.M. Grokhalsky. - M., 1998. - 148 pp.
4. Zorkin V.D. Apology of Westfal System // V.D. Zorkin //Russia in Global Politics. 2004 #2. V.2. - 302 pp.
5. Zokirov G. Political Independence. - Dushanbe, 2006. - 157p.
6. Makhmadov A. National Interest of Tajikistan. - Dushanbe, 2009. - p. 92.
7. Khabriyeva T. Ya. National Interests and Legislative Priorities of Russia //Russian Law Journal, 2005.
8. Hardt M. Multitude: War and Democracy in the Epoch of Empire // M. Hardt, A. Negri. - M.: Cultural Revolution, 2006. - 440 pp.
9. Tajikistan Republic President E.Rakhmon^s Message to RT Majlisi Oli (Tajik parliament). -Dushanbe,2015-2016