УДК 654.197
СОВРЕМЕННОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ: ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА В ПОЛЕ КОНТАМИНАЦИОННОЙ И КОНВЕРГЕНТНОЙ МЕДИАРЕАЛЬНОСТИ
Пекарская Ирина Владимировна,
доктор филологических наук, профессор кафедры русской филологии и журналистики
Шпомер Екатерина Андреевна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии и журналистики Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)
В данной статье представлена попытка характеристики государственного телевидения как института в рамках диахронии и синхронии. Важной становится характеристика телевидения в рамках современной изменяющейся медиареальности, которая характеризуется наличием контаминационных и конвергентных процессов.
Ключевые слова: контаминация, конвергенция, теледискурс, медиареальность.
MODERN TELEVISION: FUNCTIONAL SPECIFICITY IN THE FIELD OF CONTAMINATION AND CONVERGENT MEDIA REALITY
Pekarskaya Irina Vladimirovna,
D. in Philology, Professor of the Russian Philology and Journalism Department
Shpomer Ekaterina Andreevna,
PhD. in Philology, Associate Professor of the Russian Philology and Journalism Department
Katanov Khakass State University (Abakan)
This article proposes an attempt to characterize the state television as an institution within the framework of dia-chrony and synchrony. The characteristics of television become important within the framework of modern changing media reality, which is characterized by the presence of contamination and convergent processes.
Key words: contamination, convergence, television discourse, media reality.
Актуальность настоящей статьи связана, с одной стороны, с тем, как сегодня определяется само понятие «журналистика», с другой, с тем, что в ней представлена попытка характеристики государственного телевидения как института в рамках диахронии и синхронии.
Журналистика сегодня определяется исследователями как «одно из важнейших социальных явлений современной жизни, вид массово-информационной деятельности, обеспечивающий бесперебойное взаимодействие между личностью, группой людей и обществом в целом, а также между различными общественными сферами и даже между поколениями [1].
Чтобы соответствовать запросам постоянно прогрессирующего общества, современному телевидению крайне необходимо развиваться и постоянно совершенствоваться. В последние годы с развитием интернета появляются различные форматы телепередач, многие носите-
ли уходят в глобальную сеть. Происходит естественный прогресс, поскольку, как любое другое средство массовой информации, телевидение призвано удовлетворять разнообразные потребности массовой аудитории. Как следствие, эфирная продукция телевидения предстает перед современным телезрителем во множестве различных форм, стилей и жанров, коммуникативных интенций, стратегий и тактик.
Во всем многообразии каналов массовой коммуникации телевидение (далее - ТВ) по-прежнему занимает одну из главных позиций. Одна из основных задач ТВ - оперативно информировать аудиторию. Поэтому новостные выпуски на большинстве телеканалов занимают ведущую роль в сетке вещания.
Таким образом, целью настоящей статьи становится определение специфики и функций телевидения как медиареальности.
Данное описание будет полезным при подготовке учебных курсов по таким дисциплинам, как «Тележурналистика», «Структура массовой информационной деятельности журналиста», «Основы телевизионной журналистики», «Мастерство телевизионного журналиста», «Лингвоконфликтология» и др., а также в журналистской практике любых масс-медиа.
Специфика телевидения как медиареальности
История становления любого феномена определяет его современное состояние и перспективы развития. Более того, по замечанию Н. А. Голядкина, анализ этапов развития телевидения в разных странах обнаруживает некие символы в его становлении. Так, в мае 1911 г. российский основоположник электронного ТВ профессор Б. Л. Розинг передал первое изображение в виде решётки из пересекающихся чёрных и белых линий - «и два десятилетия спустя закончил жизнь за решёткой чекистского лагеря». Английский изобретатель Дж. Л. Берд «демонстрировал вазы, как бы намекая на художественно-эстетические возможности экрана, которые предстояло раскрыть телевидению Великобритании». Ф. Фарнсуорт - один из пионеров американского ТВ - показывал зрителям доллар. Эта шутка изобретателя стала метафоричной: американское ТВ в буквальном и переносном смысле рождалось под знаком $ [2, с. 6].
По свидетельству центрального государственного информационного агентства России «ТАСС» («ИТАР-ТАСС» с 1992 по 2014 гг.), российское ТВ берёт свой старт в 1930 г., когда сотрудники лаборатории телевидения Всесоюзного электротехнического института в Москве разработали механическую систему для передачи изображений по радиоволнам. Неоценимый вклад в развитие теории и технологии телевидения внёс С. И. Катаев. Ему принадлежит разработка малокадровой системы, проекта передающей ТВ-трубки, первой
вакуумной приемной трубки с магнитной фокусировкой электронного луча. В том числе благодаря его разработкам в начале 30-х годов 20 столетия осуществлены первые в СССР опытные передачи, в которых изображения были неподвижными (фотографии государственных деятелей страны и известных личностей). Уже через год, 1 октября 1931 года, перед зрителем предстали движущиеся изображения из Московского радиотехнического узла - оживившее ТВ. Началось регулярное опытное телевещание. Но само понятие «телевидение» и производное от него - «телезритель» ещё не вошли в то время в обиход. С этого момента начинается десятилетие дискового телевидения. Звучащим оно становится с 1934 г, а в конце 30-х гг. приобретает статус электронного: первый телецентр, который дал возможность осуществлять регулярные передачи, возникает в 1939 г.
Дальнейшему развитию телевидения помешала Великая Отечественная война, на эти годы вещание было приостановлено. Только в Ленинграде, охваченном блокадой, телецентр сначала был закрыт, а затем в 1942 году переоборудован для военных целей. Инженерам пришлось переориентироваться на военную стезю, обслуживать радиолокации. Телецентр выполнял воинскую повинность вплоть до освобождения Ленинграда в 1944 году. Можно без преувеличения говорить о том, что работники телевидения внесли свой посильный вклад в дело Великой Победы.
7 мая 1945 года Московский телецентр на Шаболовке подарил зрителям первую послевоенную передачу. С декабря этого же года началось регулярное (дважды в неделю) вещание -первое в Европе. Значительно расширило телевизионные горизонты внестудийное вещание. Первый в отечественной истории ТВ-репортаж состоялся 29 декабря 1949 года во время хоккейного матча между московскими командами «Крылья советов» и ЦДКА. На стадионе «Динамо» работали тогда камеры ПТС
на суперортиконах, которым приходилось работать в зимних условиях при очень низких температурах.
В 1951 году на базе Московского телецентра в созданной Центральной телевизионной студии появились первые редакции (музыкального, литературно-драматического вещания, передач для детей и т. д.). Прямой эфир в то время был единственно возможным, позднее появились запись и монтаж. Особенностями того времени стало расширение формата вещания: кроме общественно-политических передач, концертов, фильмов, театральных постановок стали активными новые жанры - тележурналы, репортажи, телеочерки. Развитие телевидения в СССР было стремительным: с 1959 г. оно становится спутниковым, а цветным - с 1967 г. В этом же году создаётся сеть наземных приёмных станций «Орбита». Технический телевизионный центр «Останкино» формируется с 1967 по 1970 гг. При нём создаётся творческое объединение «Экран» - самая большая студия телефильмов в стране. 60-е гг. - годы рождения и развития «авторского ТВ», в котором телезритель видит на экране не только дикторов, но и ведущих-авторов программ. В 70-80-х гг. сокращаются прямые эфиры, которые актуализируются вновь в конце 80-х - начале 90-х годов. Это время становится знаковым для установления межгосударственных телемостов (США - Россия), развиваются так называемые утренние и ночные программы. Реорганизация ТВ связана с появлением коммерческих каналов, разделением телекомпаний на вещательные и производящие, готовящие программы для других телекомпаний (ВИД, АТВ), ведущее место в телеэфире занимают новостные и общественно-политические программы. 2000-е гг. ознаменованы переходом на цифровое телевещание.
На наш взгляд, ситуация сегодняшнего дня заставляет специально останавливаться на специфике телевидения как массмедиареаль-ности, понимая последнюю, не узко - как
СМИ (в рамках ФЗ «О СМИ»), а широко - как средства массовой коммуникации (СМК), соотнося их с понятием «медиума» - определённого инструмента преобразования опыта в знание, знаков различных многочисленных знаковых систем, придающих смысл событиям повседневной жизни [3, с. 104-105]. Здесь становится уместным говорить о конвергентной журналистике. В своё время мы отмечали, что «Конвергенция в журналистике - это взаимовлияние различных видов СМИ, взаимопроникновение одних видов СМИ в другие, которые и определяют мультимедийность современного медиаразвития. Современная медиареальность теснейшим образом связана с глобализацией как процессом, в ходе которого мир в целом и медиареальность в частности преобразуется в единую глобальную систему» [4, с. 18-19].
Что касается телевидения в рамках конвергентной журналистики, то следует выделить, вслед за В. Л. Цвиком, такие его специфичные черты, как: вездесущность; экранность; персонификация; эффект «здесь и сейчас» или си-мультативность, которая создаёт эффект присутствия зрителя на месте событий; эффект соучастия [4, с. 73-79].
Вездесущность телевидения определяется технической спецификой коммуникативного канала. Видео- и аудиоинформация на ТВ, так же, как и на радио, передается посредством электромагнитных волн, которые моделируются сигналами передаваемых программ. В радиовещании сигнал состоит из звуков, в телевидении из звуков и изображения. Электромагнитные колебания, несущие телевизионный сигнал, способны проникать в любую точку пространства в зоне действия передатчика. Иными словами, получать информацию можно повсюду, куда доходит сигнал от передающей станции, имея лишь устройство-приемник (телевизор). Однако сегодня, кроме классического способа передачи сигнала от передающей станции, появилось спутниковое и кабельное
вещание. У каждого из них есть свои преимущества, но главное то, что современное телевидение способно передавать изображение в сверхчётком формате Ultra HD и 3D. А раз уж мы наблюдаем прогрессивное развитие телевизионных технологий, можно сделать вывод, что телевидение по-прежнему остается популярным источником информации.
И хотя радио по праву носит статус самого оперативного средства массовой информации и является предшественником телевидения, оно уступает последнему по возможностям. Одна из специфических черт телевидения -«экранность» или способность передавать сообщения в форме движущихся изображений, сопровождающихся звуком.
Как известно, средства коммуникации тесно взаимосвязаны с общественными процессами. Если в обществе происходят кардинальные перемены, это неизбежно влияет на облик средств массовой информации. В русле этого процесса находятся и тенденции изменения оформления журналистских текстов (как в печатных, так и в аудиовизуальных СМИ). Изменения эти затрагивают и функциональную, и содержательно-структурную часть материалов. Говоря о креолизации текстов, исследователи отмечают, что до конца специфика данного феномена не изучена. Не выработана общепринятая методика исследования таких текстов. Требуют теоретического осмысления современные разновидности визуальных элементов в прессе и способы их использования. См., например: [5]. Однако стоит признать, что креолизация сегодня является значимым инструментом коммуникации для привлечения внимания аудитории, расширения возможностей и способов выражения смысловой организации текста. Ведь, чтобы информация стала востребованной, необходимо, чтобы текст, который её несет, был сначала замечен, а лишь затем воспринят во всей целостности. Именно визуализация текста делает его нагляднее и эмоционально более окрашенной. Это, в свою оче-
редь, в большой степени влияет на качественное улучшение современных средств коммуникации, в целом, и телевизионной журналистики, в частности.
Телевидение как аудиовизуальный коммуникативный канал имеет технологическое преимущество. Сегодня можно говорить о том, что визуально воспринимаемая информация начинает преобладать над вербальной вследствие мультимедийности и «клиповости». Если рассматривать данный факт с точки зрения культурно-философского аспекта, то некоторые ученые констатируют тот факт, что экран вытесняет книги. В этой связи даже печатным СМИ приходится обращаться к такому понятию, как «визуальная журналистика».
Культура экрана применительно к СМИ предполагает ассимиляцию вербального текста с визуальным либо аудиовизуальным в случае с ТВ. Её распространение неизбежным образом меняет образ мышления современного человека, а значит, изменяет и структурно-содержательную форму телевидения. Культура экрана также оказывает влияние на интуитивно-эмоциональное восприятие информации аудиторией. К примеру, зрительный образ улавливается человеческим мозгом быстрее и чётче, чем текст, потому что не требует большого интеллектуального напряжения.
Несомненно, что именно зрительный и слуховой каналы являются главными для любого индивида. В условиях современных технологических реалий человеку приходится сталкиваться с огромным объемом информации, которую он зачастую не успевает воспринять в общем потоке. Как отмечают в своих работах Ю. М. Сергеева и Е. А. Уварова, благодаря воздействию сразу на несколько каналов восприятия у информации появится больше шансов закрепиться в сознании реципиента [6]. Телевидение как раз обладает возможностью воздействовать сразу на несколько каналов, что делает его уникальным. А тот факт, что благодаря сегодняшним техническим возможностям
телевизионный сигнал может передаваться молниеносно, делает ТВ сверхуникальным явлением. Телезритель может получать информацию, происходящую в конкретный момент. Эффект «здесь и сейчас» достигается за счет способности сообщать в звуко-зрительной форме о событии/действии моментально. Одновременно с действием мы можем наблюдать его на экране телевизора (компьютерного монитора).
История появления прямых трансляций на отечественном телевидении уходит своими корнями в 1948 год, когда во Всесоюзном научно-исследовательском институте в Ленинграде под руководством А. А. Сапожникова создали первый экспериментальный образец передвижной телевизионной станции ПТС-47. Первые ПТС представляли из себя большой автобус, укомплектованный сложной телевизионной аппаратурой (передатчиками, антеннами радиолиний, различными кабелями, видеокамерами, режиссерским пультом и так далее). Однако условия, в которых приходилось трудиться сотрудникам телевидения, требовали большей мобильности ПТС. После длительных доработок в 1960 году в Ленинграде началось серийное производство ПТС. В процессе производства она постоянно совершенствовалась, а в 1964 году на станцию поставили новую радиолинию, и теперь ее можно было настроить на одну из десяти фиксированных частот, что обеспечивало возможность одновременной работы шести ПТС в одном городе. Станцию начали укомплектовывать усовершенствованными передающими видеокамерами, которые позволили значительно улучшить качество изображения. 1970-е годы ознаменовались окончанием эры черно-белого телевещания. Это значило, что и передающие станции вскоре вновь претерпят модернизацию. Первое прямое включение с «цветной» картинкой прошло на Красной площади при помощи последней станции, разработанной на базе лаповой технологии. Причём модель ПТС-3У была создана
инженерами в кратчайшие сроки (8 месяцев). В 70-е её сменили станции с возможностью передачи цветной картинки, а к 0лимпиаде-80 потребовались ПТС с расширенными возможностями. Так появилась модернизированная машина «Магнолия-80», которая умела работать уже не с пятью, а с девятью внешними каналами. Она могла одновременно формировать две дополнительные программы, помимо основной.
Долгие годы ПТС была флагманом телевизионного флота, но у неё были и свои недостатки. Станция не позволяла работать на большом расстоянии от телецентра из-за ограниченных возможностей радиолиний. Кроме того, высокие здания создавали помехи для сигнала, что значительно ухудшало качество изображения и звука. У больших ПТС низкие проходимость и манёвренность, они требуют большого количества временем для разворачивания и много персонала. Учитывая перечисленные недостатки, со временем телебригады стали использовать и другие спецмашины, например, передвижные видеозаписывающие станции ПВС. А после и универсальные, совмещающие в себе характеристики и ПВС, и ПТС, передвижные телевизионные видеозапи-сывающие станции ПТВС. Кроме того, был создан класс малогабаритных и высокоманевренных автономных репортажных телевидео-записывающих станций РТВС и всевозможные дополнительные коммутационные (ПКС) и контролирующие станции (ПТКС).
Вместе с телевизионным прогрессом с годами менялось и ТВ-оборудование, позволяющее проводить внестудийные прямые трансляции. Современные съемочные группы стали настолько мобильны, что для прямого включения достаточно двух людей (видеоператора и корреспондента), а в отдельных случаях и вовсе одного (корреспондента). В первом случае оператору достаточно так называемого ТЖК или телевизионного журналистского комплекса. В стандартный ТЖК, как правило, входят
видеокамера, штатив, аккумуляторы, накамер-ный свет, зарядное устройство, микрофоны и звуковые кабели.
На возможностях современных видеокамер можно остановиться отдельно. Многие современники и не вспомнят, как выглядели первые видеокассеты с магнитной плёнкой, и уж тем более не знают, каких размеров были первые профессиональные видеокамеры. Первые передающие телевизионные камеры на основе диска Нипкова были стационарными и практически неподвижными, позволяли снимать только в студии. С появлением электронных технологий телевидение шагнуло вперёд и видеокамеры смогли снимать панорамное видео и даже перемещаться по полу студии. Но это сделало их еще более громоздкими из-за объемных систем передающих трубок. Такой была советская телекамера КТ-1, оснащенная иконоскопом и имеющая большой размер кадра (75 х 100 мм).
Затем передающие трубки эволюционировали, иконоскоп заменил супериконоскоп, затем появился ортикон и супертортикон. Большим прорывом в передаче изображения стало изобретение видикона, в основе которого лежал принцип внутреннего фотоэффекта. В конце 1970-х годов в СССР разработали свою передающую трубку - глетикон. Ближе к 90-ым на смену вакуумных передающих трубок пришли полупроводниковые матрицы. Дальнейшее развитие телекамер проходило по пути минимализации размера конструкции. Появление портативных камер сделало телевидение более мобильным, а значит, и более оперативным.
Сегодня в эпоху цифровизации телекомпании имеют в своём арсенале сверхвысокотехнологичное оборудование. Современные цифровые видеокамеры способны снимать видео в сверхчётком формате, максимальный из которых - 8К UHDTV. Классческие УЖ-кассеты давно исчезли, на смену им пришли высокоёмкие карты памяти.
Вместе с телевизионными технологиями далеко вперед шагнули и мобильные, а с ними и возможности интернета. Сегодня у каждого человека в кармане есть смартфон с выходом в интернет. Это сделало передачу информации сверхмолниеносной, с этим нельзя не считаться. В особых случаях мобильные технологии могут приходить на помощь и журналистам.
Во время чрезвычайных ситуаций телевизионные репортёры могут использовать обыкновенные смартфоны с интернетом. Так, во время теракта 2017 года в Санкт-Петербурге на станции метро «Технологический институт» корреспонденты, не имея оператора и спецаппаратуры, вели прямые включения прямо со своих смартфонов. Журналистам приходилось работать в жутких условиях, когда огромное количество паникующих людей находятся в одном месте, есть раненые. В гуще событий, в огромной толпе, телеоператор с видеокамерой не может полноценно выполнять свою функцию. Есть риск остаться без оборудования или пострадать самому. И в такой критической ситуации, когда людям нужна любая информация, для них не имеет значения, снят материал на профессиональную видеокамеру или же это любительская съемка. Использование современных гаджетов (смартфона или планшета) для телерепортажа в прямом эфире - это шанс повысить оперативность и мобильность. Конечно, при этом страдает качество, однако нельзя исключить тот факт, что есть ситуации, в которых можно пожертвовать качеством картинки.
Кроме того, «живая», пусть даже непрофессиональная, картинка способна сработать на симультантность (англ. simultaneous - одновременный). Симультантность создает эффект присутствия зрителя на месте событий, придаёт телевизионному сообщению особую достоверность, документальность, реалистичность, что обеспечивает исключительность в решении телевидением информационных задач. Эта черта телевидения давно выделена в отдельное
специфическое свойство коммуникативного канала, которое очень важно в аспекте зрительского восприятия с психологической точки зрения.
Ко всем перечисленным специфическим чертам телевидения добавим ещё две: вместо «невербальной информации» считаем целесообразным говорить о текстовой креолизации и поликодовости. Названные характеристики отводят ТВ ведущую роль в конвергентной журналистике как массмедиареальности сегодняшнего дня.
Функции телевидения
Телевидение как массмедиареальность имеет ряд специфических свойств, о них говорилось выше. И именно от этих черт, в свою очередь, зависят такие особенности данного средства массовой коммуникация, как структура, наличие изобразительно -выразительных характеристик, а также его функциональная роль в современном обществе. По мере своего развития и совершенствования телевидение претерпевало изменение как структуры, так и функционала. Остановимся подробно на последней составляющей, поскольку понимание набора функций ТВ, которое складывалось исторически, позволит определить курс его дальнейшего развития.
Сознание общества - это сложный механизм, складывающийся из взаимосвязей особенностей каждого индивида. Сознание индивида складывается из более «мелких» пазлов: знаний, потребностей, приобретенного опыта, а также от коллективного сознания социальной группы, в которой он находится. Из всего этого складывается видение мира, отношение к окружающему, мировоззрение и мироощущение каждого конкретного человека. Зачастую в повседневной жизни люди не задумываются об особенностях своего мышления. При этом социальная стабильность и некая предопределенность служат гарантом внутреннего спокойствия индивида.
Из-за кризисных явлений различной этиологии внутренний психологический баланс в обществе нарушается, что вызывает скептическую, а иногда даже пессимистическую или вовсе конфликтную оценку происходящего. Когда индивид не способен адаптироваться к изменениям, он начинает по-своему трактовать происходящее. Тогда и плюралистические явления воспринимаются социумом как тревожный сигнал, дестабилизируя обстановку.
В подобных ситуациях телевидение имеет беспрецедентные потенциальные возможности для восстановления социальной стабильности и равновесия, поскольку является элементом повседневности человека. Однако здесь очень важно соблюдать грань между настройкой на нормальное восприятие действительности и эскапизмом.
У телевидения имеется негласный доступ в интимно-личностное пространство зрителя. Вместе с тем оно опирается на общепринятую морально-ценностную систему, регулируя тем самым дестабилизирующие явления. Таким образом, телевидение как социальный институт выполняет интегративную функцию. Исходя из этого следует, что помимо основных направлений деятельности для телевидения важно заниматься отслеживанием появляющихся новых форм мышления, восприятия картины мира, образов системы общества. Причём некоторые исследователи считают, что телевидение является таким элементом повседневности, в отношении которого у каждого человека есть своя определенная эмоционально-ассоциативная система. Поэтому наиболее важная характеристика, с которой оказались связаны существенные различия в параметрах телепросмотра, - это «локус контроля» - склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо самому себе, либо внешнему контексту, внешним обстоятельствам.
Общество, на которое распространяется воздействие средств массовой коммуникации,
эти же СМИ и пытаются поддержать. Объединение индивидов, разделенных социально-классовой чертой, религиозными и идейными представлениями, отличающихся возрастом или мировоззрением, есть главная социальная функция телевидения. Некий объединяющий общество фактор складывается уже из того факта, что определенное количество людей, отдаленных географически (или по иному признаку), целенаправленно смотрит одну и ту же телевизионную передачу. Развивать то самое ощущение причастности к окружающему миру - одна из задач ТВ.
В этом аспекте у каждой телекомпании есть свои инструменты в виде наполнения контента. Но безусловным «связующим» общество звеном является информационное вещание. Ведь значимость новостных выпусков не уменьшается с различием людей по разным характеристикам. Всем важно знать, что происходит в мире сейчас и что ожидает человечество в будущем. И пусть ту или иную информацию каждый человек интерпретирует по-своему, обзоры новостей выполняют главную функцию телевидения как коммуникативного канала - информационную.
Удовлетворение информационных потребностей - ежедневная задача всех средств массовой информации. Пусть запросы сегодняшней массовой аудитории самые разные, но любой человек находит свой канал коммуникации для того, чтобы получить информацию. И хотя сегодня эта задача (получение информации) технически проста, у каждого средства массовой информации была, есть и пока остается своя аудитория.
Однако у телевидения, в отличие от других каналов коммуникации, есть возможность распространять информацию быстрее (благодаря способности молниеносно передавать сигнал), делать её более достоверной, эмоционально более насыщенной и полной (дополняя текстовую информацию картинкой).
Регулярное получение зрителем информации о политике, экономике, социальной и культурной сфере давно стало нормальным явлением. Общество больше не может нормально функционировать без информации. Получается, что информационные выпуски являются столпом сетки вещания практически каждой телекомпании. А наличие большого числа жанров позволяет журналисту, по нашему мнению, добиваться своей главной задачи -максимального усвоения информации аудиторией. Для новостной тележурналистики характерно использование информационных жанров, которые выполняют одну главную задачу - информирование.
Вместе с тем, выполняя информационную функцию, телевидение должно учитывать интересы самых разных возрастных и социальных групп населения. И здесь уместно сказать о пересечении информационной функции с интегративной, ведь без учёта особенностей одной функции, невозможно выполнить другую.
Социально-педагогическая, или управленческая, функция телевидения предполагает воздействие на массовую аудиторию с целью формирования определённых ценностей, взглядов, мнений. В то же время данная функция не предполагает прямого воздействия, агитации. Это некая латентная пропаганда образа жизни с определенным набором духовных, этических, моральных, политических, социальных ценностей и принципов. В аспекте выполнения данной функции уровень вовлеченности и степень воздействия телевидения на зрителя напрямую зависят от той системы, в которой оно существует. Если речь идет о такой системе, как государство, то определяющую роль будут играть государственный строй, политика построения общественных институтов и т. д. Впрочем, даже так называемые «независимые» СМИ в той или иной степени попадают под влияние государственной политики (хотя бы с точки зрения закона).
Чаще всего социально-педагогическая функция ТВ реализуется именно в информационных программах, а также в общественно-политических передачах и ток-шоу. Телевидение - это и «лакмусовая бумажка», и «четвёртая власть» одновременно. Оно помогает обществу проявлять реакцию и воздействовать на власть различного уровня, а также делает возможным для власти оказывать влияние на общественное мнение. Очень важно, что иногда телевидение может транслировать общественную реакцию на те или иные решения власти, принятые законы или другие нововведения. Многими людьми телевидение воспринимается именно как средство контроля за системой власти. Люди постоянно обращаются в редакции ТВ с вопросами и проблемами, с надеждой получить помощь или хотя бы ответы на волнующие их вопросы. Важно, что, в свою очередь, для власти ТВ является «зеркалом» общественного мнения. Не стоит упускать и тот момент, что управленческая функция телевидения не всегда реализуется по схеме: власть -ТВ - аудитория. Если телекомпания не является государственной (бюджетной), то и концепция телеканала выстраивается в зависимости от интересов «владельца» (будь то крупная финансовая корпорация, политическая партия и т. д.).
Образовательная функция телевидения непосредственно к журналистике имеет не прямое, а скорее, косвенное отношение, поскольку, в первую очередь, это задача образовательных учреждений. Полноценным обучением ТВ не может заниматься хотя бы потому, что там работают журналисты, а не педагоги. Другое дело - просветительский контент. Здесь под образовательной функцией понимается трансляция учебных циклов в помощь людям, получающим то или иное образование (например, дидактические передачи для изучающих языки, для поступающих в вузы и т. д.).
Важно учитывать, что, выполняя образовательную функцию, телевидение должно соблюдать требования функциональной структуры: отправитель информации - сообщение -получатель. Телевидение как средство массовой коммуникации в данной системе выступает адресантом (отправителем) информации, сообщение представляет собой информацию в форме аудиовизуальных образов, а получателем (адресатом) становится телезритель. Сообщение в данной структуре должно конструироваться таким образом, чтобы адресат мог интерпретировать его нужным образом. То есть, звуко-зрительные образы, которые получаются в результате телевизионного медиа-производства, должны быть понятны широкой аудитории. Одна из главных задач телевидения - делать информацию как можно более доступной для населения. Только в таком случае можно будет говорить об успешности выполнения любой функции ТВ.
Организаторская функция. Организаторская функция телевидения также является опосредованной и представляет собой скорее средство для достижения целей. К примеру, если телеканал является непосредственным организатором какого-либо массового мероприятия. Это может быть благотворительная акция, флешмоб, телемарафон и так далее. В данном случае ТВ использует собственные ресурсы (телепрограммы, прямые включения, новостное вещание) для того, чтобы пригласить всех желающих участвовать в мероприятии, организовать его проведение. Не стоит путать данную функцию с управленческой (в ней ТВ является инструментом).
Рекреативная функция ТВ. Многие исследователи считают, что данная функция практически не связана с журналистикой, поскольку рекреация - есть отдых, расслабление, восстановление сил. Есть мнение, что тележурналисты принимают участие в создании развлекательных (рекреативных) программ только в качестве редакторов и ведущих.
Однако информационно-развлекательное вещание сегодня является одним из основных направлений деятельности ТВ. Существуют даже целые телеканалы, которые специализируют на этом, например, телеканал «Пятница», который позиционирует себя именно как «развлекательный». При этом там работают квалифицированные журналисты, создающие профессиональные телепроекты, пользующиеся большим спросом у аудитории. Отсюда и высокая коммерческая доходность подобных телекомпаний. Говорить, что в этом нет журналистики, не стоит. Ведь любой проект требует определенных трудовых и интеллектуальных затрат (от идеи до воплощения). Кроме того, на развлекательных телеканалах часто присутствует и информационное вещание. К примеру, на «Пятнице» регулярно в эфир выходят информационные выпуски программы «Пятница News». И пусть тематическая подборка у них не столь серьезна, она несёт в себе информацию, которую нашёл, обработал, начитал и смонтировал журналист.
Кроме того, даже самые развлекательные программы несут в себе информацию. Они либо являются полезными, либо интересными и познавательными. Конечно, существуют чисто развлекательные проекты (ток-шоу, реалити-шоу, телесериалы), которые не несут в себе признаков журналистики. Например, ток-шоу «Дом-2». Стоит признать тот факт, что развлекательный контент выполняет определенный социальный запрос, поскольку аудитория испокон веков «требует хлеба и зрелищ».
Однако не стоит забывать, что на современном российском ТВ довольно много программ, которые сочетают в себе и развлечение, и просвещение. Развлекательно-познавательные передачи являются полифункциональными и, можно сказать, существуют на границе журналистики и рекреации.
Исходя из вышеизложенного, функции ТВ можно условно разделить на две категории:
1) прямые (чисто журналистские):
- информационная;
- интегративная;
- социально-педагогическая (управленческая);
2) косвенные (опосредованные):
- образовательная;
- организаторская;
- рекреативная.
Собственно, для выполнения различных функций на телевидении существуют различные журналистские профессии. Журналистская деятельность сочетает в себе признаки как общественно-политической, так и творческой, все это требует определенного уровня профессиональной подготовки и мастерства. Социальная значимость материала определяет уровень ответственности. Отсюда формируется выбор жанра, формы подачи информации. От умений, знаний и опыта каждого творческого работника телевидения зависит успех всего проекта.
Назовем основные телевизионные журналистские профессии. Редактор - это, в первую очередь, человек, который отвечает за редактуру. Но занимается он не только литературным редактированием. Ведь телевидение складывается не только из текста, но и из звука и картинки. Таким образом, редактор отвечает еще и за аудиовизуальную редактуру, то есть за текстовое, аудиальное и визуальное содержание конечного медиапродукта. На ТВ важна даже интонация, с которой подается материал. Редактор телевидения также должен обладать организаторскими способностями, владеть общими принципами телепроизводства (новостей или тематических программ). Если это редактор программы, он отвечает и за концепцию, тематическое наполнение, содержание каждого сюжета, и за финальный результат (то, что выходит в эфир). Если же говорить о главном редакторе телеканала, то это совершенно иная профессия, которая охватывает еще больший спектр функций и задач.
Следующее очень важное звено телевидения - продюсер. На телеканалах постсоветского пространства до сих пор не сформировалось четкое представление об обязанностях продюсера. Но это точно не тот продюсер, которого обычно называют в титрах иностранных полнометражных фильмов. Продюсер на ТВ частично выполняет функции редактора (формирование контента), частично корреспондента (занимается поиском и проработкой тем для сюжетов или программ), а также отвечает за организацию съемочного процесса и его финансовой составляющей.
Корреспондент (репортер) - наиболее востребованная и «массовая» профессия на ТВ. Репортеры - это «костяк» коллектива, творцы, которые создают телевидение. Это те люди, которые непосредственно общаются с героями, телезрителями, собирают информацию «из первых уст», перерабатывают и выдают. Репортер является тем самым связующим звеном между обществом и «эфиром». От того, как корреспондент поймет ситуацию, зависит то, как её увидит в итоге зритель. Репортеров можно разделить на «универсалов», которые освещают все сферы деятельности, и «узких» специалистов, что мастерски трудятся лишь на одном «поле». Также существует негласное деление репортеров по жанрам, которыми они владеют лучше всего.
Комментатор и обозреватель призван давать информацию с точки зрения своего опыта и авторитета. Его всегда знают по голосу или в лицо. Обозреватель - это высокопрофессио-
нальный журналист, который отлично разбирается в определенной теме и выступает в ней экспертом.
Диктор и ведущий новостей - это «голова», от которой зависит то, как информация будет подана и воспринята телезрителем. Принципиально диктор отличается от ведущего только тем, что у диктора нет права отступать от написанного заранее текста, а у ведущего есть возможность импровизировать. Исторически сложилось так, что понятие «диктор» в профессиональном телевизионном обиходе появилось раньше. На советском телевидении не было ведущих, были только дикторы. Сегодняшние «дикторы» чаще всего называют себя ведущими, возможно, потому что это понятие более современно.
А вот шоумен, модератор или интервьюер - это профессии исключительно импровизационные и менее журналистские. Главное в их работе - умение общаться с людьми, ориентироваться в ситуации, работать в прямом эфире без суфлера. Шоумен - это чаще всего ведущий ток-шоу (например, Андрей Малахов). Модератор - это ведущий какого-то массового мероприятия (круглого стола, пресс-конференции). Интервьюер - чисто журналистская профессия, в которой важно умение слушать и слышать, добывать информацию в процессе общения.
Таким образом, чтобы выполнять ту или иную функцию, телевидению важно иметь квалифицированных специалистов, способных гармонично сочетать текст, звук и картинку.
Библиографический список
1. Цвик В. Л. Введение в журналистику: учеб. пособие. Изд. 2-е, доп. и переработанное. М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. URL: http://www.e-reading.link/chapter.php/1019966/3/Cvik_-_Vvedenie_v_zhurnalistiku.html (Дата доступа: 07.07.2023).
2. Голядкин Н. А. Творческая телереклама. М.: Аспен-Пресс, 2005. 172 с.
3. Пекарская И. В., Кобец Е. В. Медиареальность современного политического дискурса: схема эффективного коммуникативного взаимодействия // Медиареальность: проблема формирования новых ценностей: материалы Всероссийской конференции с международным участием / под. ред. Р. Н. Ибрагимова. Абакан: Сервисный пункт, 2013. С. 104-106.
4. Пекарская И. В. О контаминации и конвергенции в современной научной гуманитарной парадигме // Актуальные проблемы изучения языка, литературы и журналистики: контаминация и конвергенция гуманитарной мысли: материалы XI Международной научно-практической конференции (Абакан, 23-24 ноября 2016 г.) / науч. ред. И. В. Пекарская; отв.
ред. В. П. Антонов. Абакан: Издательство ФГБОУ ВО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2016. С. 11-20.
5. Корда О. А. Креолизованный текст в современных печатных СМИ: структурно--функциональные характеристики: авто-реф. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2013. 20 с.
6. Сергеева Ю. М., Уварова Е. А. Поликодовый текст: особенности построения и восприятия // Наука и школа. 2014. № 4. С. 128-134.
© Пекарская И. В., Шпомер Е. А., 2023
УДК 34:81'33
ЮРИДИЧЕСКИЙ' СТАТУС' ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ' ЭКСПЕРТИЗЫ' И ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО' ИССЛЕДОВАНИЯ
Полуянова Анастасия Григорьевна,
магистрант
научный руководитель — И. В. Пекарская, доктор филологических наук, профессор Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)
Сегодня сохраняется актуальность проведения лингвистических экспертиз и лингвистических исследований. Данный факт связан с тем, что современное право приравнивает большинство речевых актов к волевым деяниям, имеющим юридический смысл в административном, уголовном, гражданском правосудии. В связи с этим возникает потребность определения юридического статуса лингвистических экспертиз и лингвистических исследований. В данной статье рассмотрены основные сходства и различия полномочий эксперта и специалиста.
Ключевые слова: лингвистическая экспертиза, лингвистическое исследование, эксперт, специалист, юридический статус.
LEGAL STATUS OF LINGUISTIC EXPERTISE AND LINGUISTIC RESEARCH
Poluyanova Anastasia Grigorievna,
graduate student Scientific supervisor — I. V. Pekarskaya, D. in Philology, Professor Katanov Khakass State University (Abakan)
Today the relevance of linguistic expertise and linguistic research remains. This fact is due to the fact that modern law equates the majority of speech acts with volitional acts that have a legal meaning in administrative, criminal, civil justice. In this regard, there is a need to determine the legal status of linguistic expertise and linguistic research. This article discusses the main similarities and differences between the powers of an expert and a specialist.
Key words: linguistic expertise, linguistic research, expert, specialist, legal status.
В конце 90-х годов прошлого столетия активно заговорили о лингвистической экспертизе как о доказательстве по делам административного, гражданского, уголовного, арбитражного и другого судоустройства. Лингвистическое же исследование является предтечей лингвистической экспертизы, объясняется это тем, что до 2005 года лингвистическое исследование не рассматривалось как доказательство по делу. В 2005 году положение поменя-
лось, связано это было с созданием и принятием Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», лингвистическое исследование стало рассматриваться как доказательство по делу [1]. Тем не менее в уголовных делах сохранилась прерогатива, и лингвистическая экспертиза восприни-