Научная статья на тему 'Современное тайское платье'

Современное тайское платье Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
537
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мишукова Д. Д.

In this article author gives a description of the eight Thai women costumes, which are now internationally recognized as Thai national costumes. The history of the modern Thai national costumes began in 1960, when Her Majesty the Queen Sirikit accompanied His Majesty the King on a state visit to Europe and the United States. During the course of the state visits, Her Majesty the Queen noticed at the time that there were no national dresses for Thai women. Back to Thailand Her Majesty the Queen made a research into traditional costumes that Thai women had worn in different historical periods: Sukhothai, Ayutthaya, Rattanakosin. Several the most typical traditional Thai costumes designs were adapted and modified for present-day use. First, there were five designs: Thai Ruanton, Thai Chitralada, Thai Amarin, Thai Chakri and Thai Boromphiman. Later on, more designs were gradually added to the collection: Thai Chakaphat, Thai Sivalai and Thai Dusit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern national costumes for Thai womenlkuta Mitiko

In this article author gives a description of the eight Thai women costumes, which are now internationally recognized as Thai national costumes. The history of the modern Thai national costumes began in 1960, when Her Majesty the Queen Sirikit accompanied His Majesty the King on a state visit to Europe and the United States. During the course of the state visits, Her Majesty the Queen noticed at the time that there were no national dresses for Thai women. Back to Thailand Her Majesty the Queen made a research into traditional costumes that Thai women had worn in different historical periods: Sukhothai, Ayutthaya, Rattanakosin. Several the most typical traditional Thai costumes designs were adapted and modified for present-day use. First, there were five designs: Thai Ruanton, Thai Chitralada, Thai Amarin, Thai Chakri and Thai Boromphiman. Later on, more designs were gradually added to the collection: Thai Chakaphat, Thai Sivalai and Thai Dusit.

Текст научной работы на тему «Современное тайское платье»

Этиология

Д.Д. Мишукова

Ст. преподаватель кафедры филологии стран Юго-Восточной Азии, ДВГУ

СОВРЕМЕННОЕ ТАЙСКОЕ ЖЕНСКОЕ ПЛАТЬЕ

Традиционный костюм является признаком национальной идентичности наряду с традиционными праздниками, государственным языком, блюдами национальной кухни.

История появления современного тайского национального женского платья связана с активной культурной и просветительской деятельностью Её Величества королевы Сирикит. В 1960 г., сопровождая Его Величество короля Таиланда Пхумипона Адульядета во время государственного визита в европейские страны и США, королева Сирикит, участвуя в официальных мероприятиях, отметила, что у современных тайских женщин нет национального платья, которое являлось бы символом национальной и культурной принадлежности, как, например, сари в Индии или кимоно в Японии.

По возвращении в Таиланд королева собрала самых высокопоставленных придворных дам, с которыми поделилась своими наблюдениями. Была учреждена специальная комиссия и инициирована работа по изучению традиционного тайского костюма в различные исторические периоды. Королева и ее приближенные тщательно изучили историю национального женского костюма разных эпох: от периода Сукхотай и Аюттайя до Бангкокского периода Раттанакосин. После проведения тщательного анализа истории национального костюма на протяжении нескольких веков были выделены основные черты традиционного платья. В результате были определены пять основных стилей, или дизайнов современного национального женского платья: Рыантон, Амарин, Читлада, Чакри, Боромпхиман. Название каждого стиля связано с королевской символикой и правящей династией Чакри. Многие платья получили названия королевских дворцов и резиденций. Но на этом работа по изучению тайского традиционного костюма по созданию и совершенствованию современного национального женского платья не закончилась. Позднее добавили еще три модели: Дусит, Сивалай и Ча-капхат.

Таким образом, в настоящее время в Таиланде существуют восемь основных стилей женских традиционных костюмов из тайского шелка.

Платье или костюм, сшитые в избранном стиле, предназначены для ношения в определенных ситуациях в соответствии с существующим протоколом королевского двора.

1. Стиль Рыантон — ‘ИеДшПеШШЛ

2. Стиль Амарин — тгёЛушаШШП

3. Стиль Читлада — ‘ИЯІУШІІепаеп

4. Стиль Боромпхиман — ТгёПгШШЫМти

5. Стиль Дусит -

6. Стиль Сивалай — ‘НбіІУшЗтіІш

7. Стиль Чакри - ВДіІУШч)П1

8. Стиль Чакапхат — ШІУШЮПТІлтя

Выделяется также и девятый стиль — Праюк ЧЖІУШіИїУПФ, -который по сути не представляет собой нового лекала, но является подражанием или вариацией уже существующих восьми базовых моделей.

Прежде всего следует отметить, что несмотря на то, что все модели мы называем «тайским платьем», на самом деле каждая модель может являться как одним предметом (действительно платьем) так и состоять из двух предметов — жакета и юбки, т.е. фактически считаться не платьем, а женским костюмом.

Различные стили тайского платья представляют собой варианты сочетания юбки и жакета установленного покроя.

Можно выделить три основных лекала юбки:

1. прямая длинная юбка

2. прямая длинная юбка с запахом

3. прямая длинная юбка с широкой складкой спереди.

Наиболее распространены первый и третий образцы, юбка с запахом встречается реже. Длина юбки может слегка варьироваться в зависимости от модели, но в диапазоне — «до щиколоток» или «в пол».

Существует также несколько образцов покроя жакета/лифа платья, которые по основным отличительным признакам можно условно классифицировать следующим образом:

1. с круглым воротом и рукавом три четверти с передней застежкой

2. с воротником-стойкой и длинным рукавом

3. с глубоким круглым вырезом без рукавов

4. с открытым правым плечом без рукавов

Также модели жакета/лифа платья можно различать по признаку наличия или отсутствия шарфа Сабай.

1. тайское платье с шарфом Сабай

2. тайское платье без шарфа Сабай

Далее последовательно рассмотрим отличительные особенности каждой модели современного тайского женского платья.

ПОВСЕДНЕВНЫЕ ПЛАТЬЯ

Платье в стиле Рыантон

Повседневное, или домашнее платье тайских женщин, которое принято носить в течение дня, т.е. с 6 утра до 6 вечера. Это платье надевают также для участия в религиозных церемониях и небольших неофициальных мероприятиях в течение дня.

Платье в стиле рыантон состоит из двух элементов — длинной прямой юбки и закрытого жакета. Отличительные черты модели жакета: маленький круглый вырез, длина рукава — три четверти, застежка спереди из пяти пуговиц. Для пошива платья в стиле Рыантон предпочтительнее использовать неяркую однотонную ткань, как правило, плотный хлопок или материю с неброским рисунком. Это единственное платье, для которого может быть использована другая ткань кроме тайского шелка, поскольку платье Рыантон считается домашним и не предназначено для ношения во время официальных мероприятий. Жакет шьется из однотонной ткани того же цвета, что и юбка, а также может быть темнее или светлее юбки, реже контрастных цветов, например зеленый и коричневый цвета. Юбка может быть украшена текстурным рисунком, как правило, поперечными полосками разной ширины. Украшения к платью в стиле Рыантон: круглое ожерелье или брошь на левой стороне жакета.

Платье в стиле Читлада

Платье в стиле Читлада считается повседневным для вечернего времени. Часто такое платье надевают к ужину в кругу семьи или близких друзей. Платье Читлада представляет собой сочетание жакета из однотонной ткани и прямой длинной юбки из ткани того же цвета, но с текстурным рисунком более темного или контрастного цветов.

Дизайн жакета платья Читлада принципиально отличается от модели закрытого жакета платья Рыантон. Непременные атрибуты жакета в стиле Читлада — высокий стоячий воротничок, длинный рукав, передняя застежка.

Платье в стиле Читлада предпочитают шить из плотного тайского шелка. Украшения: ожерелье с подвеской, брошь, браслеты.

Платье в стиле Амарин

Платье в стиле Амарин — нарядное вечернее платье, которое также состоит из двух элементов: прямой длинной юбки с текстурным рисунком и однотонного закрытого жакета с застежкой спереди, стоячим воротничком и длинным рукавом. Платье Амарин отличается от платья в стиле Читлада тем, что, как правило, шьется из более дорогой ткани. Другая отличительная черта этой модели — жакет костюма в стиле Амарин часто украшен декоративными пуговицами.

Ткань жакета: однотонный тайский шелк. Материал юбки: шелковая парча, тайский шелк с переплетением золотых и серебряных нитей. Украшения: ожерелье с драгоценными камнями или золотым литьем, серьги, браслеты.

Объединяет вышеописанные модели тайского платья присущий всем трем стилям простой покрой юбки, а именно — длинная прямая юбка. В некоторых из перечисленных моделей изредка может встречаться прямая юбка с запахом.

НАРЯДНЫЕ ПЛАТЬЯ

Следующие пять моделей — Боромпхиман, Дусит, Сивалай, Чак-ри и Чакапхат — считаются нарядными платьями для официальных мероприятий. Покрой жакета индивидуален для каждого стиля, однако все пять платьев объединяет характерное лекало юбки, обязательным элементом которой является широкая прямая передняя складка, переходящая в декоративный пояс.

Декоративная складка-пояс закрепляется и поддерживается специальным ажурным поясом из золота или его имитации, который оборачивается вокруг талии. Пряжка такого пояса, как правило, украшена драгоценными камнями — рубинами, сапфирами, изумрудами, бриллиантами или цветным стеклом. Вес пояса равен 300 — 500 граммам. Он из желтого золота (24 карата) или розового золота (аналог российского золота 585 пробы), его можно приобрести в ювелирных магазинах, а подделку из желтого металла — на многолюдных столичных и провинциальных базарах.

Платье в стиле Боромпхиман

Платье Боромпхиман — вечернее платье для официальных церемоний, презентаций, праздников. Оно предназначено для ношения во время протокольных мероприятий холодного сезона. В настоящее время дизайн Боромпхиман считается очень популярным. Именно платью Боромпхиман отдают предпочтение принцессы королевской крови и высокородные дамы.

Дизайн платья Боромпхиман: длинная прямая юбка с широкой передней складкой из плотной шелковой парчи с текстурным рисунком. Закрытый жакет из однотонного шелка с высоким стоячим воротничком и длинным рукавом.

Платье в стиле Боромпхиман шьется из очень дорогого тайского шелка самого высокого качества. Поскольку оно предназначено для официальных вечерних церемоний, то помимо обычных ювелирных украшений: широкого золотого пояса с большой пряжкой, ожерелий и браслетов, — с платьем в стиле Боромпхиман часто надевают ордена, богато украшенные драгоценными камнями в соответствии с титулом, рангом или званием.

Платье в стиле Дусит

Платье в стиле Дусит — нарядное вечернее платье без рукавов, в отличие от вышеперечисленных моделей, как правило, действительно является платьем, а не костюмом.

Лиф платья Дусит имеет глубокий округлый вырез, как правило, украшенный изысканной вышивкой жемчугом или бисером. Прямая длинная юбка с широкой складкой спереди шьется из дорогой ткани с золотым или серебряным шитьем того же цвета, что и лиф платья из однотонного шелка.

Таиландские дизайнеры при создании своих моделей предпочитают размещать застежку платья сзади, поскольку замок в боковом шве плотно прилегающего платья в большинстве случаев портит силуэт фигуры, что влияет на эстетику образа.

Следующие три модели — дизайн Сивалай, Чакри и Чакапхат — можно объединить в одну группу по наличию шарфа Сабай как обязательного декоративного элемента.

Платье в стиле Сивалай

Прежде всего следует отметить, что платье в стиле Сивалай встречается редко. В зависимости от источника дизайн Сивалай описывается по-разному. Так, Пани Деквитхаяп в книге «Тайские ткани в жизни тайцев» называет в числе характерных элементов платья Сивалай воротник-стойку, длинный рукав и шарф-сабай. В то время как другие авторы, например Санг-титха Свароп, считают, что лиф платья в стиле Сивалай представляет собой шелковое полотно, которое просто оборачивают вокруг тела и закрепляют на левой стороне. По-видимому, причиной таких противоречивых сведений может служить то обстоятельство, что платье Сивалай не получило столь широкого распространения и популярности, как другие модели.

Платье в стиле Чакри

Платье в стиле Чакри названо по имени правящей династии королевства Таиланд. Платье Чакри считается одним из самых красивых платьев в коллекции тайских национальных костюмов. Это нарядное вечернее платье предназ-наченно для ношения во время торжественных официальных мероприятий при королевском дворе во время жаркого сезона.

Дизайн платья Чакри: плотно прилегающий лиф платья, который оставляет открытым правое плечо, длинный широкий шарф Сабай, ниспадающий с левого плеча, длинная прямая юбка с широкой передней складкой.

Платье в стиле Чакапхат

Платье в стиле Чакапхат очень похоже на платье Чакри. Названные модели различаются по виду шарфа Сабай. В отличие от костюма в стиле Чакри с платьем Чакапхат в традиционном исполнении шарф Сабай представляет собой два отдельных полотна шириной около 30 см и длиной около 2,5 метра: тонкое гофрированное и плотное кружевное с золотой вышивкой. Первым оборачивается вокруг тела гофрированный шарф, который закрепляется булавками, затем надевается кружевной шарф.

Все современные вариации на тему традиционного тайского платья относятся к стилю Праюк. При создании платья в стиле Праюк могут использоваться лекала всех моделей. Для этого стиля характерны различные декоративные элементы, сочетания тканей различной плотности, фактуры и цветов, однако в платье стиля Праюк всегда угадывается оригинальная модель.

ЛИТЕРАТУРА:

Фонд-Поддержка «Тайское искусство»

— Пани Деквитхаяп Тайские ткани в жизни тайцев. — Бангкок, 2548, 160 с.

Консультации и интервью:

Консультации на Факультете домашнего хозяйства Рамкамхенгского университета (январь-февраль 2006)

Интервью в дизайн-студии Патима, Бангкок, Таиланд (январь-февраль 2006)

МАТЕРИАЛЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ:

На английском языке:

Sangeetha Swaroop National costumes that spell royalty http://archive.gulfhews.com/ articles/03/12/05/104751.html Sangeetha Swaroop Where there’s a dress for all occasions http:// archive.gulfhews.com/articles/03/12/05/104748.html (См. 02/2006)

The National Costumes for Thai Women http://www.prd.go.th/ebook/focus/ june02_02.html (См. 02/2006)

What is Thai silk? http://www.royal-thai-silk.com/ (См. 02/2006)

НА ТАЙСКОМ ЯЗЫКЕ:

ijGilviEJ http://www.thaimain.org/thai/thailand/thdress1.html (См. 02/2006)

SJGl'lviU http://www.khonthai.com/Vitithai/job7.htm (См. 02/2006)

1fnil?s4*WlA uao'lviEJ http: // lampang.thcity.com/thai/thaidressing.htm (Cm. 02/ 2006)

Daria D. Mishukova

Modern national costumes for Thai women

In this article author gives a description of the eight Thai women costumes, which are now internationally recognized as Thai national costumes. The history of the modern Thai national costumes began in 1960, when Her Majesty the Queen Sirikit accompanied His Majesty the King on a state visit to Europe and the United States. During the course of the state visits, Her Majesty the Queen noticed at the time that there were no national dresses for Thai women. Back to Thailand Her Majesty the Queen made a research into traditional costumes that Thai women had worn in different historical periods: Sukhothai, Ayutthaya, Rattanakosin. Several the most typical traditional Thai costumes designs were adapted and modified for present-day use. First, there were five designs: Thai Ruanton, Thai Chitralada, Thai Amarin, Thai Chakri and Thai Boromphiman. Later on, more designs were gradually added to the collection: Thai Chakaphat, Thai Sivalai and Thai Dusit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.