Научная статья на тему 'Ансамблевые решения костюмных комплексов народов Дагестана'

Ансамблевые решения костюмных комплексов народов Дагестана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
627
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСТЮМ / КОСТЮМНЫЙ КОМПЛЕКС / ОДЕЖДА / ОБУВЬ / ГОЛОВНОЙ УБОР / ДЕКОР / УКРАШЕНИЯ / ПОКРОЙ / ЦВЕТ / СПОСОБ НОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Упине Анастасия Михайловна, Серова Татьяна Михайловна

В статье рассматривается проблема грамотного составления костюмных комплексов дагестанских народов. Описываются национальные женские костюмы аварцев, даргинцев, кумыков, лезгин, лакцев, табасаранцев и ногайцев. Выделяются их отличительные особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ансамблевые решения костюмных комплексов народов Дагестана»

106

• • •

Известия ДГПУ, №3, 2014

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 74

АНСАМБЛЕВЫЕ РЕШЕНИЯ КОСТЮМНЫХ КОМПЛЕКСОВ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА

ENSEMBLE SOLUTIONS FOR THE DAGESTAN

PEOPLES’ COSTUME SETS

© 2014 Упине А. М., Серова Т. М.

Московский государственный университет культуры и искусства

Дагестанский политехнический колледж © 2014 Upine А. М., Serova Т. М. Moscow State University of Culture and Arts Dagestan Polytechnical College

Резюме. В статье рассматривается проблема грамотного составления костюмных комплексов дагестанских народов. Описываются национальные женские костюмы аварцев, даргинцев, кумыков, лезгин, лакцев, табасаранцев и ногайцев. Выделяются их отличительные особенности.

Abstract. The authors of the article consider the problem of competent drawing up the costume sets of Dagestan peoples. They describe the ethnic women's costumes of Avars, Darghins, Kumyks, Lezgins, Laks, Tabasarans and Nogais and single out their distinctive features.

Rezjume. V stat'e rassmatrivaetsja problema gramotnogo sostavlenija kostjumnyh kompleksov dagestanskih narodov. Opisyvajutsja nacional'nye zhenskie kostjumy avarcev, dargincev, kumykov, lezgin, lakcev, tabasarancev i nogajcev. Vydeljajutsja ih otlichitel'nye osobennosti.

Ключевые слова: костюм, костюмный комплекс, одежда, обувь, головной убор, декор, украшения, покрой, цвет, способ ношения.

Keywords: costume, costume set, cloth, footwear, head-dress, drnor, decorations, style, colour, way of wearing. Kljuchevye slova: kostjum, kostjumnyj kompleks, odezhda, obuv', golovnoj ubor, dekor, ukrashenija, pokroj, cvet, sposob noshenija.

Народный костюм представляет собой удивительное единство всех своих составных частей: одежды, головных уборов, аксессуаров, декора ювелирных украшений.

По нашей гипотезе ансамблевость народного костюма может быть объяснена сходством уровней композиционно-конструктивных элементов, применяемых при их построении.

Необходимо отметить, что проведение исследования дагестанского народного костюма в единстве всех составных частей на настоящий момент встречает значительные трудности, поскольку в музеях хранятся разрозненные предметы костюма. Их объединение в достоверные ансамблевые комплексы должно быть научно обоснованным [8].

Актуальность данной проблемы становится очевидной в свете активно продвигаемой на правительственном уровне идеи консолидации сил и стремления дагестанцев в деле изучения и популяризации истории и культуры Дагестана, сохранения национальной памяти, обычаев и традиций, развития уникального этнокультур-

ного своеобразия и самобытности дагестанских народов.

В связи с этим, был проведен обширный комплекс исследований, основанный на детальном анализе всех возможных источников: специальной и художественной литературы, живописных и графических произведений художников, музейных коллекций, а также на результатах наших экспедиций в различные регионы и на результатах социологических исследований [1 - 9].

В итоге были определены особенности ряда национальных костюмных комплексов, краткая характеристика которых приводится ниже.

В качестве примера в статье описываются ансамбли, состоящие из одежды, обуви, головных уборов и украшений костюмов: аварского, даргинского, кумыкского, лезгинского, лакского, табасаранского и ногайского. Для анализа использованы иллюстрации, выполненные современным художником-дизайнером по костюмам Ф. Гаджибековой.

Аварский костюм (рис. 1) отличается от других дагестанских костюмов формой и деко-

Общественные и гуманитарные науки

107

• ••

ром головного убора, отделкой платья-рубахи и способами его ношения, формой обуви, использованием широкого матерчатого пояса -кушака. Платье-рубаха было очень длинным, почти до пят, поэтому у аварцев существовали варианты его ношения: по бокам платье вправляли в штаны, образуя спереди и сзади драпировку; подол платья спереди заправляли под кушак. Декорированию подвергался ряд участков платья-рубахи. По низу платья и рукавов прокладывали фигурную строчку и обшивали их тонкой тесьмой или шнуром. В нарядных платьях грудной разрез обрабатывали бейкой многоугольной формы, и низ рукавов отделывали широкой полоской. Как правило, эту отделку делали из ткани ярких расцветок, отличных от основного цвета платья. Женщины селения Тлярош украшали платье аппликацией с изнанки, нашивая цветные прямоугольники по низу, таким образом, что спереди располагались крупные фигуры, и они постепенно уменьшались сзади платья. Для настрачивания прямоугольников использовали цветные нитки. Таким образом, с лица платья по низу образовывалась фигурная строчка. Когда, аварка заправляла подол платья под кушак, была видна эта аппликация. Некоторые аварские народы (Ругуджа, Карата) нарядные платья украшали массивными серебряными пластинами ювелирной работы. Аварки носили штаны длинные и зауженные к низу, цвет штанов был темным. Обязательно отделывался низ штанин. В качестве отделки использовали позумент или полоску ткани другого цвета, чаще всего яркой расцветки аксессуаров, декора ювелирных украшений: красной, зеленой. Нарядные штаны ругуджинские девушки украшали вышивкой из золотных нитей. Неотъемлемой частью костюма аварки был матерчатый пояс, который изготавливали из хлопчатобумажной, шелковой ткани, сукна. Длина кушака была различной от

1,5 до 5 м. Причем более длинные пояса носили молодые аварки, средней длины - пожилые, и совсем короткие - молодые девушки. Цвет пояса мог быть различным, но преобладал красный. Способы ношения кушака у аварок были различные. Например, тляратинские аварки носили матерчатые пояса, закрученные в жгут. Головной убор аварок состоял из чепчика и полотнища. Форма чепчика могла быть остроугольной и округлой формы. В качестве отделки на чохто нашивали серебряные кольца, которые скреплялись между собой в области затылка. Также была распространена чухта в виде мешочка, в области височной части, к которой нашивали крупные серебряные бляхи. Распространенной обувью у аварок были вязаные сапоги. Они были разными по форме - с загнутыми носками у бежтинок или с широкими носками у дидоек. Голенища вязаной обуви украшалась разноцветным орнаментом [3; 9].

У даргинок, отличительной особенностью являлось платье на кокетке свободного покроя. Кокетки располагались и спереди и со стороны спинки и соединялись с нижней частью платья горизонтальной линией.

Рис. 1, 2, 3, 4. Национальные костюмы

Детали кокетки спереди заходили друг на друга, образуя мыс. Нижняя часть платья была объемной за счет байтовых и односторонних складок. Рукава - втачные, длинные. Низ рукавов обрабатывался широкой манжетой. Платье украшалось тесьмой по линии соединения кокетки с нижней частью и по низу рукава. В Дагестане такое платье и в настоящее время имеет широкое распространение. В народе оно получило название «даргинское платье». Штаны были широкие, длиной до икры ноги, как правило, темного цвета. Низ штанов должен был обязательно выглядывать из под платья. Нарядные штаны шили из тафты или шелка. По краю штанин пришивалась атласная или бархатная отделка. В некоторых случаях край штанин украшали тесьмой и шнуром. Чохто у даргинок были разной формы: в виде мешочка, в виде чепца с полотнищем, в виде фартука.

108

• • •

Известия ДГПУ, №3, 2014

Форма чохто зависела от места проживания горянки. Например, чохто акушинки состояло из чепчика и полотнища ткани. Чепчик состоял из центральной и боковых частей и был округлой формы. К краю затылочной части чепчика пришивалось полотнище ткани, которое закрывало спину. Полотнище чохто к низу расширялось. Оно могло состоять из двух частей. Верхнюю часть делали из простого материала (цветного ситца), а нижнюю - из дорогого материала черного цвета, где чохто кубачинки было квадратной формы. Сзади оно едва закрывало спину. На налобную его часть нашивали полоску черной материи, которую обрамляли по контуру яркими полосками. Затылочная часть украшалась квадратиками разного цвета из парчи, атласа, тафты. Кубачинки не украшали чохто металлическими украшениями, однако, к его височной части пришивалась массивная серебряная или золотая цепочка и огибала подбородок. Поверх чохто даргинки надевали белое покрывало «кьаз». Кубачинки украшали «кьаз» вышивкой из золотных ниток. По величине орнамента можно было определить возраст женщины. Мелким растительным орнаментом украшали кьаз молодые кубачинки, а взрослые горянки украшали свой головной убор крупным орнаментом. На ноги даргинки надевали кожаные чувяки, украшенные аппликацией в виде рогов или трилистника, полностью расшитые золотой или серебряной зигзагообразной строчкой [3; 4; 9].

Кумыкский костюм (рис. 2) отличался формой платья «кьабалай» и его конструкцией, а также головным убором - кружевным платком «тастар» и нагрудными застежками. «Кьабалай» имитировало двойное платье - верхнее и нижнее, которые шились из разных по цвету и фактуре материалов. Верхнее платье состояло из лифа, юбки и верхних рукавов. Эффект нижнего платья достигался за счет вставки и нижних рукавов, повторяющих форму руки. Верхние рукава кроились колоколовидной формы и были чуть короче, чем нижние. Чаще всего кумычки украшали кьабалай кружевом, связанным из шелковых ниток. Отделка располагалась по низу рукавов, подолу, вдоль линии соединения вставки с верхним платьем. Богатый вид платью предавали серебряные нагрудные застежки филигранной работы, украшенные драгоценными камнями. Застежки пришивались к нагруднику - детали, отдельной от платья. Кружевной платок «тастар» был разной формы: и треугольной, и квадратной и в виде шарфа. Цветовая гамма платка была различной: от светлого бежевого до черного цвета. На ноги кумычки надевали башмачки с зауженным носком, загнутым вверх. Башмачки шили из сафьяна чаще красного цвета. Дополнял костюмный комплекс кумычки серебряный филигранный пояс [2; 3].

Лезгинский костюм (рис. 3) отличается от костюма других национальностей яркой расцветкой. Он состоял из нижнего платья-рубахи, верхнего платья «волчаг», штанов, головного убора и обуви. Платье-рубаха имела длинные рукава, которые обязательно должны были

быть видны из под рукавов верхнего платья. Верхнее платье «волчаг» шили из тканей темных расцветок - синего, фиолетового, зеленого. Волчаг имел приталенный лиф и расклешенную юбку. Вырез горловины был глубокий в основном, фигурной формы. Волчаг украшали позументом, который пришивали по краю бортов, по подолу и по шву соединения лифа с юбкой. Штаны лезгинки носили широкие и длинные, казалось, что горянка одета в юбку. Лезгинская чуткьу состояла из чепца и мешочка для кос, пришитых друг к другу. Особым образом украшалась налобная часть головного убора. На нее нашивали позумент, галун, бисер, серебряные трубочки. Нижний край чуткьу отделывался бахромой, цветным материалом, узорным швом, галунами. Для укрепления чуткьу на голове и для украшения носили серебряную диадему «кикер», которая состояла из двух чеканных лепесткообразных пластинок с подвесками, соединенными пятью рядами цепочек. Поверх чуткьу накидывался платок. На ноги лезгинки надевали вязаные носки яркой расцветки «джурабы» или кожаную обувь «ди-рихи». Костюм дополнялся массивными серебряным поясом и нагрудной подвеской [1; 3].

Лакский костюм (рис. 4) женщин селения Балхар выделяется следующей отличительной особенностью. Платье туникообразного покроя изготавливается из тафты фиолетового или бордового цветов. Горловина обрабатывается фигурной бейкой в виде трезубца из желтого материала. Под рукавами пришивают ромбовидные ластовицы цветом, отличающимся от основного платья. Низ рукавов обрабатывается широкой полоской материала того же цвета, что и ластовицы.

По низу стана пришивают широкий позумент, который обшивается шнуром. Платье декорируется по переду стана, по швам рукавов серебряными украшениями. Штаны широкие, длиной по икру ноги и выполнены из тафты темного цвета. Основной деталью головного убора была массивная серебряная диадема, выполненная из серебра. Поверх головного убора надевают два покрывала - нижнее белого цвета, верхнее оранжевого или красного цветов. На ноги надевают войлочные сапоги, комбинированные с кожей, которые орнаментируются вышивкой из разноцветных ниток по передней стороне голенища. Сапоги имеют загнутый вверх носок [2; 3; 6].

Табасаранский костюм отличается своей яркой расцветкой. Распространенным было платье-рубаха, отрезное по линии талии. Нарядное платье шили из материалов тафта, дарай. Оно имело полуприлегающий лиф и длинную широкую юбку, собранную у талии в мелкие складки или сборку. Платье шили чаще без воротника, с круглым вырезом горловины. Оно имело широкие, прямые, длинные рукава, которые закладывались по окату в мелкие складки или сборку. Рукава могли быть узкими вверху до локтя и широкими в нижней части.

Рукава нарядных платьев шили настолько длинными, что они полностью закрывали кисть руки. Из под платья обязательно выгля-

Общественные и гуманитарные науки

109

• ••

дывали широкие шаровары. Их шили из ярких шелковых тканей. В одетом виде штаны напоминали широкую юбку. Поверх платья надевали фартук (передник) украшенный серебряными монетами. В качестве обуви у табасаранок были распространены вязаные чулки богато орнаментированные [2; 3].

Ногайский костюм отличается от других формой головного убора, видом верхней одежды, ее декоративной отделкой и серебряными украшениями.

Кафтан у ногайских женщин был прилегающим в области лифа и расклешенным к низу за счет клиньев. Его шили из ярких шелковых тканей и покрывали фигурной стежкой, что создавало рельефную поверхность. Кафтан надевали на платье длиной до пят, как правило, светлых расцветок. Головной убор ногайки шили из меха выдры. Он состоял из высокой меховой тульи и верхней части полусферической формы, которую шили из красного сукна. Поверх шапки накидывали белое покрывало. В

качестве дополнения к костюму использовали массивные пояса из литого серебра, украшенные цветными камнями и серебряные нагрудные застежки, которые пришивались на тканевый нагрудник [3; 5].

В процессе проведения настоящей работы была выполнена проектная реставрация костюмных комплексов некоторых аварских общностей (андийский и ботлихский), для Музея -заповедника - этнографического комплекса «Дагестанский аул», что подтверждено актом о внедрении. Данная работа осуществлялась на основании программы «Дагестанского культурного общества», созданного по инициативе президента Республики Дагестан Р. Г. Абдулатипова. Была разработана проектная документация по костюмным комплексам и по их уменьшенным копиям куклам - сувенирам (акушинка, кумычка, андийка, ботлихинка, дидойка, губденка, дидойка, лачка). Руководством музея предполагается организовать выпуск данной сувенирной продукции.

Литература:

1. Агаширинова С. С. Материальная культура лезгин XIX - начало XX в. Монография.М. : Наука, 1978. 304 с.

2. Арутюнов С. А., Османов А. И., Сергеева Г. А. Народы Дагестана. М. : Наука, 2002. 588 с. 3. Гаджиева С. Ш.

Одежда народов Дагестана XIX - начала XX в. М. : Наука. Главная редакция восточной литературы, 1981. 152 с.

4. Гаджиева С. Ш., Османова М. О., Пашаева А. Г. Материальная культура даргинцев. Махачкала: АН СССР Институт истории, языка и литературы им. Г. Цадасы, 1967. 299 с. 5. Гаджиева С. Ш. Материальная культура ногайцев в XIX - начале XX в. М. : Наука, 1976. 222 с. 6. Лугуев С. А. Балхарцы. XIX - начало XX века: этнографическое исследование. Монография. Махачкала: Институт ИАЭ ДНЦ РАН, 2008. 260 с. 7. Серова Т. М. Традиционный дагестанский костюм, как элемент этнодизайна // Сб. науч. трудов Международно-методической конференции «Традиции и инновации в дизайне». Новочеркасск, 2010. C. 196-201. 8. Серова Т. М. Формирование костюмных комплексов

традиционной одежды народов Дагестана с целью разработки его аналогов // Сб. науч. трудов Международной научной конференции «Мода и дизайн. Исторический опыт - новые технологии». СПб. : СПГУТД, ГРЭМ, 2013. С. 199-205. 9. Шиллинг Е. М. Никольская З. А Женская народная одежда аварцев. Академия наук СССР. Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Краткие сообщения Вып. XVIII. М., 1953. 103 с.

References:

1. Agashirinova S. S. Material culture of Lezghins of the 19th - the beginning of of the 20th century Monograph.M. : Nau-ka, 1978. 304 p. 2. Arutyunov S. A., Osmanov A. I., Sergeeva G. A. The Peoples Of Dagestan. M. : Nauka, 2002. 588 p.

3. Gadzhieva S. Sh. Clothing of the peoples of Dagestan in the 19th - the beginning of the 20t cc. M. : Nauka. Main office of the Eastern literature, 1981. 152 p. 4. Gadzhieva S. Sh., Osmanova M. O., Pashaeva A. G. The material culture of Darghins. Makhachkala, Dagestan branch of the USSR Academy of Sciences. G. Tsadasa Institute of History, Language and Literature, 1967. 299 p. 5. Gadzhieva S. Sh. The material culture of Nogais in the 19th-the beginning of the 20th cc. M. : Nauka, 1976. 222 p. 6. Luguev S. A. Balkhar villagers. The 19th-the beginning of the 20th cc.: The ethnographic study. Monograph. Makhachkala: Institute of HAE, DSC RAS, 2008. 260 p. 7. Serova T. M. The traditional Dagestan costume as an ethnic design element // Coll. papers of the International scientific conference "Traditions and innovations in design”. Novocherkassk, 2010. P. 196-201. 8. Serova T. M. The formation of the costume sets of the traditional clothing of the peoples of Dagestan to develop its analogues // Coll. papers of the International scientific conference "Fashion and design. Historical experience - new technologies". SPb. : SPSTD, GRAM. 2013. P. 199-205.

9. Schilling E. M. Nikolskaya Z. A. Women's folk costumes of the Avars. Academy of Sciences of the USSR. N. N. Miklou-ho-Maclay Institute of Ethnography. Short reports. Vol. XVIII. M., 1953. 103 p.

Literatura:

1. Agashirinova S. S. Material'naja kul'tura lezgin XIX - nachalo XX v. Monografija.M. : Nauka, 1978. 304 s.

2. Arutjunov S. A., Osmanov A. I., Sergeeva G. A. Narody Dagestana. M. : Nauka, 2002. 588 s. 3. Gadzhieva S. Sh. Odezhda narodov Dagestana XIX - nachala XX v. M. : Nauka. Glavnaja redakcija vostochnoj literatury, 1981. 152 s.

4. Gadzhieva S. Sh., Osmanova M. O., Pashaeva A. G. Material'naja kul'tura dargincev. Mahachkala, Dagestanskij filial

AN SSSR Institut istorii, jazyka i literatury im. G. Cadasy, 1967. 299 s. 5. Gadzhieva S. Sh. Material'naja kul'tura nogaj-cev v XIX-nachale XX v. M. : Nauka, 1976. 222 s. 6. Luguev S. A. Balharcy. XIX-nachalo XX veka: jetnograficheskoe issledovanie. Monografija. Mahachkala: Institut IAJe DNC RAN, 2008. 260 s. 7. Serova T. M. Tradicionnyj dagestanskij kostjum, kak jelement jetnodizajna // Sb. Мezhdunarodno-metodicheskoj konferencii «Tradicii i innovacii v dizajne». Novocherkassk, 2010. S. 196-201. 8. Serova T. M. Formirovanie kostjumnyh kompleksov tradicionnoj odezhdy narodov Dagestana s cel'ju razrabotki ego analogov // Sb. nauch. trudov Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Moda i dizajn. Istoricheskij opyt - novye tehnologii». SPb. : SPGUTD, GRJeM. 2013. S. 199-205. 9. Shilling E. M. Nikol'skaja

Z. A Zhenskaja narodnaja odezhda avarcev. Akademija nauk SSSR. Institut jetnografii im. N. N. Mikluho-Maklaja. Kratkie soobshhenija Vyp. XVIII. M., 1953. 103 s.

Статья поступила в редакцию 25.06.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.