Научная статья на тему 'Современное состояние зимовки водоплавающих птиц на незамерзающем участке реки Ангары ниже Иркутской ГЭС'

Современное состояние зимовки водоплавающих птиц на незамерзающем участке реки Ангары ниже Иркутской ГЭС Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
160
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние зимовки водоплавающих птиц на незамерзающем участке реки Ангары ниже Иркутской ГЭС»

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2019, Том 28, Экспресс-выпуск 1870: 6224-6227

Современное состояние зимовки водоплавающих птиц на незамерзающем участке реки Ангары ниже Иркутской ГЭС

И.В.Фефелов, А.И.Поваринцев

Игорь Владимирович Фефелов. Иркутский государственный университет. Иркутск, Россия. E-mail: [email protected]

Александр Игоревич Поваринцев. Иркутский государственный аграрный университет им. А.А.Ежевского. Иркутск, Россия. E-mail: [email protected]

Второе издание. Первая публикация в 2019*

После постройки Иркутской ГЭС природную зимовку уток в истоке реки Ангары дополнила «антропогенная» зимовка на незамерзающем участке ниже ГЭС (в городе Иркутске и ниже). Этот кластер поддерживает количество уток того же порядка, что и исток. Учёты в главной (верхней) части зимовки в черте Иркутска длиной 12 км выполняются нами с 1998 года от 2 до 6 раз за зиму, в январе-марте (раньше появления перелётных уток). Если ниже формируется ледовый зажор, условия благоприятны и для подсчёта птиц ниже Иркутска (до 2 раз за сезон), так как сплошная основная полынья, в тёплые зимы протягивающаяся на 65 км, уменьшается до 16-31 км и более доступна для учёта. Ниже приводятся результаты, полученные при учётных работах в 2010-х годах.

Учёты проводились при слабом ветре или в штиль, при температуре не ниже -10...-13°С, чтобы избежать тумана над водой и волнения, при которых учёт невозможен. На волне остаётся незамеченной значительная часть темноокрашенных особей. Однако корректировать это с использованием полового соотношения, в отличие от истока Ангары (Мельников 2016), невозможно, так как здесь у гоголя Bucephala clan-gula было показано значительное численное преобладание взрослых самцов над самками (Фефелов, Поваринцев 2013). Поэтому выбор погодных условий весьма важен. Полынья в течение 2-4 ч объезжалась на автомобиле от одного участка, который возможно осмотреть полностью, к следующему. Использовались бинокли 12х, а на дистанциях более 0.7 км — и зрительные трубы 20-60*. Если птицы во время учёта перелетали на соседний участок, их число принималось во внимание, чтобы избежать двойной регистрации.

Общая методика подсчёта строится на принципах, разработанных Ю.И.Мельниковым с соавторами (1990, 2013, 2016), и описана в преды-

* Фефелов И.В., Поваринцев А.И. 2019. Современное состояние зимовки водоплавающих птиц на незамерзающем участке р. Ангары ниже Иркутской ГЭС // Региональные проблемы экологии и охраны животного мира. Улан-Удэ: 159-162.

дущих публикациях (Фефелов и др. 2008, 2017). К кормящимся птицам применялась поправка на ныряние (в обычных условиях — умножение результата на 1.5; при необходимости — изменение коэффициента в пределах 1.1-2 в зависимости от фактической активности ныряния на том или ином участке). Не ныряющие особи пересчитывались поголовно без этой поправки. Поправка на плотное скопление («экранирование») (Мельников и др. 2013) не применялась, так как птицы практически не образовывали крупных плотных скоплений, находящихся на значительном расстоянии. В этих условиях более эффективным был пересчёт особей с применением оптики большего увеличения.

В любом случае, как показано ранее (Мельников и др. 1989), происходит занижение численности (даже у опытных учётчиков — до 10%). Возможны и пропуски малочисленных видов в группах многочисленного вида или при разрозненном нахождении птиц на большой площади. Все основные скопления на основной полынье до станции Батарейная доступны для учёта с применением автомобиля. В «слепых зонах» за островами, требующих синхронного учёта с другого берега Ангары, как показали выезды туда, держится не более 5-8% птиц. Но даже при сильном замерзании Ангары, помимо основной полыньи, всегда сохраняются участки открытой воды в районах посёлка Совхозная, Ангарского нефтехимического комбината, устья реки Китой и города Усолье- Сибирское, где также зимует в сумме несколько сотен (иногда, вероятно, и тысяч) уток. Они труднодоступны для обследования. Поэтому приводимые ниже показатели следует считать минимальной оценкой числа водоплавающих, зимующих в данном кластере. Наиболее близкими к истинным считались максимальные для вида показатели по серии учётов за сезон.

В 2010-х годах на основной полынье численность гоголя колебалась от 8515 до 11600 особей, с максимумом в 2018 году; кряквы Anas platyrhynchos — от 134 до 409, с максимумом в 2011 году; большого крохаля Mergus merganser - от 108 до 845 особей, с максимумом в 2017 году; длинноносого крохаля Mergus serrator - от 0 до 6; лутка Mergellus albellus - от 0 до 5; всех уток - от 8965 до 12309 с максимумом в 2018 году. Численность гоголя в 2000-2010-х годах сохраняется в целом на одном уровне (в 2000-х - 7.0-11.3 тыс.). Низкие зимние уровни Байкала и Ангары ниже Иркутской ГЭС (начиная с зимы 2014/15 года) сопровождались ледовыми зажорами и ростом численности большого крохаля на основной полынье. Среднее число учтённых особей этого вида в 2010-х годах достоверно выше, чем в 2000-х (U = 7.0, P < 0.05).

Численность уток (кроме кряквы) в черте Иркутска растёт в течение января-февраля, что связано с замерзанием реки и выеданием кормовых ресурсов на нижних участках зимовки. В марте с повышением дневных температур численность гоголя и кряквы здесь снижается. У

гоголей начинается разлёт вниз. В конце февраля на основной полынье ниже городского учётного участка может держаться до 44% гоголей, хотя обычно — не более 25%. У большого крохаля, в отличие от гоголя, снижение численности в городе обычно начинается лишь к концу марта. Пары крякв уже в марте приступают к поиску мест будущего гнездования (первые выводки в Иркутске встречались с 6 мая). Тем не менее, о формировании городской популяции кряквы в Иркутске говорить рано. Зимовка составляется в основном из прилетевших птиц. В течение всех 20 лет учётов половое соотношение у кряквы и осенью в конце миграции, и на зимовке практически равно 1:1 и лишь в суровые зимы оно изменяется к весне в пользу самцов.

Из числа редких зимующих (или пытающихся зимовать) уток с 2011 года зарегистрированы: огарь Tadorna ferruginea (Жовтюк 2017), серая утка Anas strepera (Р.Сайфутдинова, устн. сообщ.), чирок-свистунок Anas crecca, каменушка Histrionicus histrionicus, морянка Clangula hyemalis. Они встречались не ежегодно, по 1-2 особи каждого вида.

Из видов, не являющихся водоплавающими, но использующими уток в пищу, на зимовке периодически встречаются орлан-белохвост Haliaeetus albicilla и кречет Falco rusticolus. Кречета отметили в районе АНХК 4 февраля 2004. В марте 2013 и 2017 годов взрослые орланы регистрировались в черте Иркутска; возможно, с наступлением тёплой погоды они прилетали из истока Ангары, где ежегодно зимуют. Однако 28 января 2018 молодой орлан первого или второго года жизни встречен в устье реки Иркут. Впоследствии во время 3 учётов уток он обнаружен не был. В этот сезон в истоке зимовал молодой орлан без выраженных индивидуальных особенностей, и неизвестно, не была ли это одна и та же особь. Поэтому подтвердить, что орлан зимовал именно в «иркутском» кластере зимовки водоплавающих, не удалось.

Оценка численности уток в данном кластере в 19-21 тыс. особей (Мельников 2013) может быть её верхним пределом, но, тем не менее, в большинстве зим она определённо ниже. Уточнение современной численности может быть проведено, помимо опросных данных, только с помощью одновременных учётов с берега и с воды, так как перемещения птиц в пределах зимовки значительны.

Благодарим А.Боровикова, Н.Воробьёва, И.Гаврикову, А.Гилъмуллину, П.Жовтюка, А.Иванченко, В.Мусорина, Д.Наумова, А.Попова, С.Пыжъянова, М.Пыжъянову, Е.Рензи-на, А.Суркову, К.Суханова, И.Тупицына и Ю.Фадееву за транспортную помощь при проведении учётов.

Литер атур а

Жовтюк П.И. 2017. Зимняя встреча огаря Tadorna ferruginea (Pallas, 1764) на реке Ангара в городе Иркутске // Байкал. зоол. журн. 1 (20): 99. Мельников Ю.И. 1990. Особенности зимнего учёта водоплавающих птиц в истоке р. Ангары // Ресурсы животного мира Сибири: Охотничье-промысловые звери и птицы. Новосибирск: 38-40.

Мельников Ю.И. 2013. Изменение в поведении и экологии водоплавающих птиц на «холодных» зимовках в верхнем течении р. Ангара в начале XXI столетия // Вестн. ИрГСХА 57, 2: 29-36.

Мельников Ю.И. 2016. Уточнение к учёту водоплавающих птиц с берега на «холодной»

зимовке в истоке р. Ангары // Байкал. зоол. журн. 1 (18): 58-60. Мельников Ю.И., Жовтюк П.И., Попов В.В. 2013. Численность, распределение и видовой состав водоплавающих птиц на «холодной» зимовке в истоке р. Ангара: повторный учёт с использованием СВП «Хивус-10» // Байкал. зоол. журн. 1 (12): 43-48. Мельников Ю.И., Попов В.В., Тупицын И.И., Жовтюк П.И. 2016. Численность, видовой состав и распределение околоводных и водоплавающих птиц на «холодной» зимовке в истоке р. Ангары в экстремально тёплый сезон 2014- 2015 гг. // Байкал. зоол. журн. 1 (18): 89-98.

Мельников Ю.И., Щербаков И.И., Тестин А.И. 1989. Оценка точности учётов численности пластинчатоклювых птиц // Всесоюз. совещ. по проблеме кадастра и учёта животного мира. Уфа, 1: 394-395. Фефелов И.В., Алексеенко М.Н., Рябцев В.В., Оловянникова Н.М. 2017. Результаты учётов зимующих водоплавающих птиц в районе истока Ангары с берега в 2014-2017 гг. // Природа Байкальской Сибири: Тр. заповедников и национальных парков Байкальской Сибири. Улан-Удэ, 2: 179-189. Фефелов И.В., Поваринцев А.И. 2013. Половой и возрастной состав гоголей Bucephala clangula на зимовке в черте Иркутска в 2013 году // Рус. орнитол. журн. 22 (883): 1441-1445.

Фефелов И.В., Рябцев В.В., Тупицын И.И. 2008. Численность зимующих уток в верховьях Ангары в 2000-х гг. // Казарка 11, 1: 92-106.

ю ^

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2019, Том 28, Экспресс-выпуск 1870: 6227-6228

Гнездовая находка каменушки Histrionicus histrionicus на западном побережье Байкала

В.В.Рябцев, С.В.Малых

Второе издание. Первая публикация в 2008*

Горное обрамление западного побережья озера Байкал является крайним юго-западным форпостом ареала каменушки Histrionicus histrionicus. Литературные данные о гнездовании здесь этой утки очень скудны. Для западного побережья имеются сведения о встречах нелётных выводков на Байкальском хребте в верховьях реки Анай (Ун-жаков 1988). В верховьях реки Лены (Байкальский хребет) 29 июля 2000 найдено гнездо, располагавшееся на крутом склоне под упавшим деревом (Оловянникова 2003). К сожалению, информация о его содержимом в данной публикации отсутствует.

* Рябцев В.В., Малых С.В. 2008. Гнездовая находка каменушки на западном побережье Байкала // Казарка 11, 2: 189-191.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.