Научная статья на тему 'Холодные зимовки водоплавающих и околоводных птиц в верхнем течении Ангары: современный статус, состояние и охрана'

Холодные зимовки водоплавающих и околоводных птиц в верхнем течении Ангары: современный статус, состояние и охрана Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
298
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Холодные зимовки водоплавающих и околоводных птиц в верхнем течении Ангары: современный статус, состояние и охрана»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2000, Экспресс-выпуск 109: 16-20

Холодные зимовки водоплавающих и околоводных птиц в верхнем течении Ангары: современный статус, состояние и охрана

Ю.И.Мельников

Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Иркутской области, ул. Тимирязева, д. 28, Иркутск, 664007, Россия

Поступила в редакцию 7 апреля 2000

Несмотря на очень суровые зимние условия, в Северной Азии расположено несколько зимовок водоплавающих птиц. Наиболее крупная холодная зимовка находится в истоке Ангары. Ранее, до строительства Иркутской ГЭС и образования водохранилища, первые стаи зимующих птиц появлялись здесь с 23-25 декабря, хотя небольшие их группы встречались между островами и ранее этого срока (Третьяков 1940). В настоящее время концентрация зимующих птиц начинается с середины ноября и совпадает с окончанием осенней миграции водоплавающих, продолжающейся на юге Восточной Сибири до 10-25 ноября. Именно к этому времени с заливов Иркутского водохранилища исчезают последние стаи (15-20 особей) позднопролётных уток — хохлатых чернетей Aythya fuligula и лутков Mergus albellus, практически не встречающихся на холодной зимовке.

В начале зимы крупные скопления птиц наблюдаются по заливам и бухтам Байкала в районе дер. Култук и г. Слюдянки (Мельников и др. 1988; Мельников, Щербаков 1990). По данным наших учётов с вертолёта МИ-8 в 1984-1985, общая численность птиц здесь достигает 2 тыс. особей или несколько более. По данным А.В.Третьякова (1940), ранее здесь держались стаи в несколько тысяч уток. По заливам водохранилища гоголи Bucephala clangula встречаются в течение всего октября и ноября. Численность их в это время достигает 7-10 тыс. (Мельников и др. 1988). Несомненно, после зарегулирования стока Ангары и изменения условий на верхнем её участке, численность птиц на зимовке возросла.

Окончательное формирование основной зимовки совпадает с установлением льда на Байкале. Видовой состав птиц, зимующих в истоке, резко сокращается, численность птиц стабилизируется, и устанавливается типичный для данной зимовки суточный ритм активности птиц, включающий отлёты на ночёвку в Байкал. Уменьшение числа зимующих видов происходит за счёт гибели серебристых Larus argentatus, сизых L. cams и озёрных L. ridibundus чаек и отдельных уток, вынужденно оставшихся на зимовке (больные и ослабленные), а также особей нетипичных для неё случайных видов. В это время место зимовки представляет собой серию полыней разного размера, идущую от истока Ангары к дер. Бурду-гуз. В зависимости от суровости зимы, величина полыней сильно варьирует — от 0.5 га до 10-12 км2. Наиболее крупные полыньи образуются в

истоке Ангары, у Ангарских хуторов (плёс за "трубой") и дер. Большая Речка. Самая известная из них расположена в истоке Ангары (Шаман-камень). Именно на ней обычно проводят основные учёты уток. Между тем, на остальных полыньях численность птиц в это время может составлять от 6 до 8 тыс. Следовательно, учёт только на этом участке приводит к значительному занижению оценки общего числа зимующих птиц.

Условия на холодных зимовках крайне суровы. В отдельные годы замерзают практически все разводья, а полынья в истоке Ангары сокращается до 1.0-1.5 км. Гибель птиц в такие зимы достигает 41% (Мельников и др. 1988). Сохранившиеся полыньи обеспечивают перезимовку только 9-10 тыс. птиц. С третьей декады февраля-начала марта начинается разрушение ледового покрова, и площадь полыней увеличивается. Птицы начинают перемещаться за кромкой отступающего льда, осваивая новые кормовые поля. Численность их в истоке Ангары в это время заметно сокращается. В конце марта возможно появление первых весенних мигрантов. С полным разрушением ледового покрова в верхней части Иркутского водохранилища основная часть птиц покидает этот участок.

Общая численность водоплавающих птиц на рассматриваемой холодной зимовке колеблется по годам от 11.7 до 18.6 тыс. особей. Она максимальна в годы с тёплой продолжительной осенью. Обилие зимующих уток не связано с условиями предыдущей зимовки и их гибелью в суровые зимы. Так, после очень суровой зимы 1987/1988 (учтены 15112 птиц в начале зимовке и 8916 в конце) на следующую зиму в истоке Ангары зимовало 14317 птиц. Основу зимующих водоплавающих составляют гоголи (всегда не менее 97-98%). Численность морянок Clangula hyemalis колеблется от 1 до 25 особей. В последние десятилетия этот вид стал встречаться несколько чаще. Число больших крохалей Mergus merganser колеблется от 40 до 486 особей, лутка — от 3 до 8. Лишь зимой 1991/1992 в середине зимовки встречены 3 хохлатый чернети.

Достаточно крупная зимовка гоголя под плотиной Иркутской ГЭС сформировалась практически сразу после ввода гидроэлектростанции в эксплуатацию. Это стало возможным благодаря тому, что на большом протяжении Ангары значительные участки реки не замерзают, и здесь постоянно зимовало довольно много уток (Третьяков 1940; Гагина 1958). В период наших работ (1984-1992) здесь держалось 2500-3200 гоголей и 1-21 кряква Anas platyrhynchos. Формирование контингента зимующих птиц на этой зимовке происходит чуть раньше, чем в истоке Ангары. Уже в начале декабря численность птиц стабилизируется. В настоящее время в черте города численность зимующих крякв заметно увеличилась: 42-630 особей (Фефелов 1997, 1998; Попов 1998) и продолжает расти.

Ещё одна зимовка, известная с начала XX в., расположена напротив ст. Батарейная (Третьяков 1940). Раньше здесь зимовало 70-100 гоголей. Зимовка сохранилась до сих пор, но в отдельные годы на короткое время полностью замерзает. Численность гоголей на ней достигает 150-180 особей. Ещё одна небольшая зимовка (до нескольких десятков гоголей) есть у ст. Суховская. Наиболее крупная зимовка в этой части Ангары расположена перед водозабором города Ангарска на большом перекате у ост-

рова. На ней зимует от 500 до 1500 птиц. Доля большого крохаля составляет 20-38%, в единичном числе отмечается луток. Ещё ниже по реке, в устье Китоя, держится 80-120 уток, из них около 30 больших крохалей. Наконец, крупное скопление зимующих уток известно у пос. Тельма: до 300 гоголей, 18-20 хохлатых чернетей (Мельников и др. 1989).

Между названными местами есть обширные незамерзающие участки реки, видимо, малопригодные для птиц. На них встречаются временные скопления гоголей, реже больших крохалей. В зависимости от ледовой обстановки птицы легко меняют место, часто присоединяясь к уткам на постоянных зимовках. Вероятно, именно по этой причине численность птиц на последних может значительно меняться даже в течение одного сезона, от одиночных птиц до нескольких сотен. Однако между зимовками в истоке Ангары и у плотины Иркутской ГЭС обмена особями не наблюдалось, несмотря на интенсивные наблюдения (Мельников и др. 1988, 1989). На них в течение зимы держатся изолированные группировки птиц.

В то же время обмен особями приплотинной группировки с остальными, расположенными ниже по реке, достаточно высок и неоднократно отмечался нами в периоды наблюдений. Это подтверждается и последующими работами на данном участке Ангары (Фефелов 1997, 1998). Появление довольно крупной зимовки кряквы в черте Иркутска, вопреки мнению И.В.Фефелова (1997), не связано с формированием оседлой группировки местных крякв. Их численность во время зимовки намного превышает число уток, гнездящихся в окрестностях Иркутска. Даже в устье Иркута, наиболее подходящем для гнездования уток участке, на основе длительных учётных работ установлено обитание не более 5-6 пар кряквы. Низка численность этого вида и на остальных участках Верхнего Приангарья. Кряква здесь никогда не входит даже в группу субдоминантных видов водоплавающих. Кроме того, практически на всех этих участках (кроме устья Иркута) ведётся интенсивная охота. Поэтому формирование крупной зимовки за счёт местных птиц практически исключено.

Немаловажно и то, что крупные группировки кряквы в черте города Иркутска на последних этапах миграции (вторая половина октября-первая половина ноября) отмечались задолго до того, как эти птицы стали оставаться здесь на зиму. По наблюдениям последних лет (1995-1999), кряква в это время года является обычным видом по крупным заливам левобережья Ангары, по численности часто не уступая гоголю. Она отлетает после полного замерзания мелководных участков Иркутского водохранилища. Нет никаких оснований связывать существование зимовок в Иркутске с зимовкой в истоке Ангары. Контингенты зимующих на них уток формируются независимо друг от друга, что подтверждается всеми имеющимися материалами.

Общая численность зимующих птиц на верхнем участке Ангары довольна значительна и в зависимости от условий конкретного года может составлять от 15 до 25 тыс. особей. В последние годы число зимующих уток увеличивается. Изменяется и видовой состав: заметно возросла численность кряквы, увеличивается численность большого крохаля и морянки. Этот процесс не может быть связан с загрязнением водоёмов, как

считает И.В.Фефелов (1997). В большинстве известных мест утки зимовали и раньше (у станций Батарейная и Суховская, пос. Тельма, в устье р. Китой). Как правило, их существование обусловлено достаточно большой площадью незамерзающих мелководий и перекатов или повышенной биологической продуктивностью (исток Ангары). Кроме того, в последние десятилетия, когда отмечено формирование зимовки кряквы в Иркутске, уровень загрязнения Ангары заметно снизился.

Отепляющее действие водных масс Байкала осенью сказывается на значительном протяжении Ангары. В настоящее время оно усиливается и общим потеплением климата. В этих условиях озеро Байкал с прилегающими акваториями (прежде всего, Иркутское водохранилище) является гигантской экологической "ловушкой", задерживающей птиц с пониженной миграционной активностью на длительное время. Поскольку условия на окружающих территориях меняются очень быстро, к тому времени, когда условия на местах остановок птиц становятся очень суровыми, дальнейшая миграция их уже невозможна. Они вынуждены зимовать, приспосабливаясь к новым условиям и осваивая доступные акватории.

Вероятно, именно таким путём происходило формирование крупной зимовки в истоке Ангары, и в историческое время здесь сложилась самостоятельная группировка зимующих птиц, ежегодно пополняющаяся за счёт поздних мигрантов. Общая численность водоплавающих птиц определяется ёмкостью мест зимовок и корректируется зимними условиями в результате гибели части птиц, задерживающихся в очень тёплые осени. Именно на такой механизм образования зимовок указывают достаточно стабильная в обычные по условиям годы численность птиц в истоке Ангары (11.7-14 тыс. особей), а также их число в конце суровых зим (9-10 тыс.).

В настоящее время антропогенное воздействие на птиц на местах холодных зимовок относительно невелико, хотя случаи отстрела и отлова уток наблюдаются постоянно, особенно у городов Ангарска и Усолье-Сибирское. Учитывая уникальность таких крупных холодных зимовок в континентальной части Азии, все они нуждаются в особой охране. В связи с этим целесообразно придать статус ключевых орнитологических территорий (КОТР) местного значения каждой из них (от Иркутска и ниже по Ангаре). Специфика условий в истоке Ангары и высокая численность зимующих здесь уток позволяют рекомендовать эту холодную зимовку к включению в список КОТР федерального значения. В целом все места зимовок уток в верхнем течении Ангары достаточно уникальны и поддерживают численность птиц (в среднем 20 тыс. особей), достаточную для присвоения им статуса КОТР международного значения.

Литература

Гагина Т.Н. 1958. Водоплавающие птицы, зимующие в Прибайкалье // Изв. Иркутск. селъ.-хоз. ин-та 8: 114-129. Мельников Ю.И., Щербаков И.И. 1990. Особенности зимнего учета водоплавающих птиц в истоке р. Ангары // Ресурсы животного мира Сибири (охотничъе-промысловые звери и птицы). Новосибирск: 38-40. Мельников Ю.И., Щербаков И.И., Тестин А.И. 1988. Современное состояние зимовки околоводных птиц в истоке р. Ангары Ц Промысловые животные и повышение эффективности производства охотничьего хозяйства. Иркутск: 65-72.

Мельников Ю.И., Щербаков И.И., Тестин А.И., Бойко A.B., Дахно Т.Г. 1989.

Проблемы охраны ангарских зимовок околоводных птиц // Совершенствование хозяйственного механизма в охотничьем хозяйстве. Иркутск: 113-115. Попов В.В. 1998. Заметки по авифауне острова Конный и его окрестностей на

р. Ангаре Ц Вестн. ИГСХА 12: 29-31. Третьяков A.B. 1940. Птицы, зимующие в истоках р. Ангары // Орнитофауна

Калининской области. Калинин: 61-71. Фефелов И.В. 1997. Зимовка крякв Anas platyrhynchos в Иркутске // Рус. орнитол.

журн. Экспресс-вып. 10: 15-16. Фефелов И.В. 1998. Учёт зимующих уток в Иркутске: первые итоги // Рус. орнитол. журн. Экспресс-вып. 43: 3-6.

Ю GS

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2000, Экспресс-выпуск 109: 20-23

Современное состояние шилоклювки Recurvirostra avosetta в Ставропольском крае

М.А.Мищенко

Кафедра зоологии, Ставропольский государственный университет, ул. Пушкина, д. 1а, 355009, Россия. E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 24 июля 2000

В прошлом на юге России шилоклювка Recurvirostra avocetta обитала только на Прикаспийской низменности и в Приазовье. В Центральном Предкавказье в XIX-начале XX вв. она была немногочисленным гнездящимся видом. Так, Н.Я.Динник (1886) сомневался в том, что она здесь гнездится. Позже шилоклювка была найдена на гнездовании в долине Кумы около с. Ачикулак (Сатунин 1907). Со второй половины XX в. она значительно расширила свой ареал в северном направлении — до Днепропетровска, Луганска и Волгограда. В Ставропольском крае гнездится в северных и восточных районах. Современная её численность в пределах края оценивается в 100 гнездящихся пар (Хохлов 1998; Велик 1998). Везде по югу России шилоклювка встречается спорадично (Велик 1998; Казаков и др. 1981 и др.). Основными причинами этого следует считать искусственное регулирование уровня воды в водоёмах и выпас скота в гнездовых стациях вида в репродуктивный период.

Мы обнаружили шилоклювку на гнездовании только в пределах Ку-мо-Манычской впадины (оз. Маныч, оз. Подманок-1, оз. Подманок-2, разливы р. Маныч).

Наблюдения проводили в 1997-2000. Обследовали более 600 км береговой линии водоёмов в подходящих для гнездования шилоклювки стациях. Оомор-фологический анализ проводили по методикам Ю.В.Костина (1977) и С.М.Климова с соавторами (1989). Яйца измеряли штангенциркулем с точностью до

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.