Научная статья на тему 'Современное состояние взаимодействия гражданского законодательства и законодательства об административной ответственности'

Современное состояние взаимодействия гражданского законодательства и законодательства об административной ответственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
470
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / ЭКОНОМИКА / ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ / ДОГОВОРНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / HUMAN RIGHTS PROTECTION / ECONOMY / CIVIL LEGISLATION / RIGHT OF PROPERTY / CONTRACTUAL RELATIONSHIP / MORAL RELATIONSHIP / INTELLECTUAL PROPERTY / LAW OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казанина Татьяна Владимировна

Статья посвящена выявлению основных направлений взаимодействия гражданского законодательства и законодательства об административной ответственности, анализу изменений в законодательстве об административных правонарушениях, обусловленных развитием гражданского законодательства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE OF INTERACTION BETWEEN CIVIL LEGISLATION AND LAW OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

The article is devoted to the identification of key areas of interaction between civil legislation and law of administrative responsibility, the analysis of changes in administrative offences legislation by the development of civil legislation

Текст научной работы на тему «Современное состояние взаимодействия гражданского законодательства и законодательства об административной ответственности»

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Казанина Т. В.

Статья посвящена выявлению основных направлений взаимодействия гражданского законодательства и законодательства об административной ответственности, анализу изменений в законодательстве об административных правонарушениях, обусловленныхразвитием гражданского законодательства

The article is devoted to the identification of key areas of interaction between civil legislation and law of administrative responsibility, the analysis of changes in administrative offences legislation by the development of civil legislation

Ключевые слова: защита прав человека и гражданина, экономика, гражданское законодательство, право собственности, договорные правоотношения, личные

неимущественные правоотношения, интеллектуальная собственность, законодательство об административных правонарушениях

Key words: human rightsprotection, economy, civil legislation, right of property, contractual relationship, moral relationship, intellectualproperty, law of administrative

responsibility

Исходные принципы регулирования важнейших сторон жизни современного российского общества, в том числе правового положения личности, принципы экономических отношений определяет Конституция Российской Федерации1, являющаяся базой всего законодательства. Права и свободы человека Конституция Российской Федерации провозглашает фундаментальной основой конституционного строя. Конституция Российской Федерации предоставляет гражданам право свободно заниматься предпринимательской деятельностью (ст. 34) и творчеством (ст. 44), иметь имущество, в том числе земельные участки, на праве собственности (ст. 35-36), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), право на благоприятную окружающую среду (ст. 42), а также закрепляет принцип защиты государством детства и семьи (ст. 38). Конституция Российской Федерации предусматривает право гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 15).

Основные способы защиты гражданских прав закреплены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)2. Однако

1 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 // СЗ РФ. 2009. № 1.

2 Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I // СЗ РФ. 1994. № 32; Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. II // СЗ РФ. 1996. № 5; Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. IV//СЗ РФ. 2006. № 52.

гражданские права личности невозможно защитить в полной мере, используя только гражданско-правовые средства. Как гласит ст. 2 Конституции Российской Федерации, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В связи с этим государство для обеспечения надлежащей защиты прав граждан разработало и закрепило в законодательстве об административной ответственности особые средства правового регулирования.

Законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)3 и законодательства об административной ответственности субъектов Российской Федерации, но предмет настоящего исследования ограничен основополагающими актами гражданского и административного законодательства - ГК РФ, рядом гражданских законов и КоАП РФ.

Основаниями для определения направлений взаимодействия гражданского законодательства и законодательства об административных правонарушениях являются:

- во-первых, наличие тесно связанных отношений, регулируемых рассматриваемыми отраслями российского права. Как известно, гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения4, административное право регулирует среди прочих и отношения, возникающие при обеспечении публичной администрацией конституционных прав и обязанностей граждан5, административно-правовую часть статуса гражданина и общественных объединений6;

- во-вторых, общие задачи гражданского законодательства и законодательства об административных правонарушениях: защита личности, охрана прав и свобод гражданина, защита собственности и законных экономических интересов физических и юридических лиц.

Безусловно, стоит согласиться с Н.Д.Егоровым, что на каждом историческом этапе развития общества частноправовое регулирование общественных отношений, входящих в предмет гражданского права, в той или иной мере должно корректироваться публично-правовыми элементами. При этом граница необходимого и допустимого публично-правового вмешательства объективно предопределена конкретно-историческими условиями существования общества. Вопрос состоит в том, чтобы рассмотреть эти оптимальные

3 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // СЗ РФ. 2002. № 1.

4 Гражданское право: учеб. в 4 т. Т. I. Общая часть / отв. ред. Е.А.Суханов. М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 33; Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 1 / отв. ред. А.П.Сергеев, Ю.К.Толстой. М.: ТК Велби, Проспект, 2005. С. 8.

5 Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учеб. для вузов. М.: Норма, 2007. С. 66.

6 Административное право России: учеб./ Б.Н.Габричидзе. М.: ТК Велби, 2006. С. 34. 224 Ученые записки СПб филиала РТА № 1 (38) 2011

границы публично-правового вмешательства в частноправовое регулирование общественных отношений, составляющих предмет гражданского права7.

Первое направление взаимодействия гражданского законодательства и законодательства об административных правонарушениях проявляется в сферерегулирования имущественных отношений, прежде всего вещных.

Гражданское право определяет полномочия собственника, основания приобретения и прекращения права собственности, способы защиты права собственности, регулирует отношения, производные от права собственности (главы 13-20 ГК РФ). Административное право определяет, в свою очередь, перечень административных правонарушений в области охраны собственности (глава 7 КоАП РФ).

В первую очередь следует выделить такие административные правонарушения в сфере охраны собственности, как уничтожение или повреждение чужого имущества (ст. 7.17 КоАП РФ) и мелкое хищение (ст. 7.27 КоАП РФ).

К административным правонарушениям в области охраны земельных участков можно отнести следующие:

- самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1 КоАП РФ);

- пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (ст. 7.3 КоАП РФ);

- самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых (ст. 7.4 КоАП РФ);

- самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий (ст. 7.6 КоАП РФ);

- повреждение объектов и систем водоснабжения, водоотведения, гидротехнических сооружений, устройств и установок водохозяйственного и водоохранного назначения (ст. 7.7 КоАП РФ);

- самовольное занятие лесных участков (ст. 7.9 КоАП РФ).

Отдельно законодатель закрепил несколько составов административных правонарушений, объектами которых являются объекты культурного наследия:

- нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, их территорий и зон их охраны (ст. 7.13 КоАП РФ);

- проведение земляных, строительных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия (ст. 7.14 КоАП РФ);

- ведение археологических разведок или раскопок без разрешения (ст. 7.15 КоАП РФ); этот состав административного правонарушения тесно

7 Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 1 / отв. ред. А.П.Сергеев, Ю.К.Толстой. М.: ТК Велби, Проспект, 2005. С. 22.

связан с таким основанием приобретения права собственности, как клад (ст. 233 ГК РФ).

Законодателем закреплены составы административных правонарушений, объектами которых являются природные ресурсы, объекты животного мира и водные биологические ресурсы: самовольная добыча янтаря (ст. 7.5 КоАП РФ), пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами без разрешения (лицензии) (ст. 7.11 КоАП РФ).

Перечисленные выше административно-правовые нормы направлены преимущественно на защиту земельных участков, водных объектов, недр, находящихся в собственности Российской Федерации. При этом следует отметить, что надлежащее состояние указанных объектов имеет большое значение для обеспечения здоровья граждан и государство защищает, таким образом, одновременно публичные и частные интересы.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации право собственности на жилое помещение свято и нерушимо: собственник вправе владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом (жилым помещением), как он считает нужным, но при этом и в ГК РФ, и в КоАП РФ установлены пределы осуществления рассматриваемого права.

Статья 293 ГК РФ содержит норму о прекращении права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение.

В законодательстве об административной ответственности предусмотрены составы правонарушений, объектами которых являются жилые помещения: нарушение правил пользования жилыми помещениями (ст. 7.21 КоАП РФ), нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений (ст. 7.22 КоАП РФ), нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами (ст. 7.23 КоАП РФ).

Таким образом, административное законодательство дополняет гражданское законодательство в части защиты интересов собственников путем закрепления составов административных правонарушений.

Гражданское законодательство регулирует и производные вещные права, в том числе право постоянного бессрочного пользования земельными участками. Согласно ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) субъектами указанного права являются только государственные и муниципальные учреждения, казенные предприятия, центры исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления8. При этом юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести земельный участок в собственность, а религиозные организации - на право

8 Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-Ф3 // СЗ РФ. 2001. № 44. 226 Ученые записки СПб филиала РТА № 1 (38) 2011

безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2012 г. в соответствии с правилами ст. 36 ЗК РФ.

В связи с этим Федеральным законом от 24.07.2007 № 212-ФЗ с 1 января 2011 г. глава 7 КоАП РФ дополнена ст. 7.34 «Нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность».

Эта новелла еще раз подтверждает взаимосвязь гражданского, земельного и административного законодательства.

Второе направление взаимодействия гражданского законодательства и законодательства об административных правонарушениях проявляется прирегулировании некоторых договорных правоотношений:

- организации размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

- предоставлении банками кредита;

- организации долевого строительства многоквартирных домов.

Порядок заключения договоров для обеспечения государственных и

муниципальных нужд регулируется нормами ГК РФ и Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»9-

Для обеспечения надлежащего исполнения законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд российский законодатель предусмотрел четыре состава административных правонарушений:

- несоблюдение требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (ст. 7.29 КоАП РФ);

- нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (ст. 7.30 КоАП РФ);

- предоставление, опубликование или размещение недостоверной информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а также направление недостоверных сведений, внесение их в реестр государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, реестр недобросовестных поставщиков (ст. 7.31 КоАП РФ);

9 Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 2005. № 30. Ч. I.

- нарушение условий государственного или муниципального контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (ст. 7.32 КоАП РФ).

Статьи 7.30-7.32 КоАП РФ были введены Федеральным законом от 02.02.2006 № 19-ФЗ, т.е. после вступления в силу Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нувд». Последние изменения, вступившие в силу с 1 января 2011 г., внесены Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-Ф3.

В современных экономических условиях гражданам предоставлена возможность свободного приобретения жилья, в том числе путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов. Учитывая настоятельную необходимость регулирования таких отношений, законодатель разработал и принял Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»10. При этом законодатель, осознавая трудности защиты гражданами своих интересов в сфере строительства, ввел в КоАП РФст. 14.28 «Нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости». Нормы данной статьи направлены на защиту в целом всех граждан (не только тех, кто уже является дольщиком) от недобросовестных лиц, занимающихся строительством многоквартирных домов путем привлечения денежных средств граждан.

На защиту прав экономически более слабых участников договорных правоотношений - потребителей направлен ряд статей ГК РФ (например, ст. 495, 502-505), Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»11.

Российский законодатель счел необходимым разработать административно-правовые нормы, направленные на защиту прав потребителей, в том числе в отношении:

- незаконной продажи товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена (ст. 14.2 КоАП РФ);

- нарушения законодательства о рекламе (ст. 14.3 КоАП РФ);

- продажи товаров, выполнения работ либо оказания услуг населению ненадлежащего качества или с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил (ст. 14.4 КоАП РФ);

10 Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 1.

11 Закон РФ 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 15.

- продажи товаров, выполнения работ либо оказания услуг при отсутствии установленной информации либо неприменения в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники (ст. 14.5 КоАП РФ);

- нарушения правил продажи отдельных видов товаров (ст. 14.15 КоАП РФ);

- нарушения правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготовляемых на его основе (ст. 14.16 КоАПРФ);

- обмана потребителей (ст. 14.7 КоАП РФ);

- нарушения иных прав потребителей (ст. 14.8 КоАП РФ).

Вышеупомянутая ст. 14.2 КоАП РФ отражает закрепленную в ГК РФ

классификацию вещей на три группы в зависимости от оборотоспособности: находящиеся в обороте, ограниченные в обороте и изъятые из оборота (ст. 129).

Подавляющее большинство названных составов административных правонарушений содержат санкции за нарушение таких основных прав потребителей, как право на получение достоверной информации о товаре, право на приобретение товара надлежащего качества и в надлежащем количестве, т.е. в целом на защиту здоровья граждан.

Третье направление взаимодействия гражданского законодательства и законодательства об административных правонарушениях проявляется при регулировании личных неимущественных правоотношений, неразрывно связанных с имущественными, т.е. речь идет о правах на результаты интеллектуальной деятельности.

Гражданско-правовая ответственность за использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без согласия правообладателя установлена в ст. 1253, 1301, 1311, 1472, 1515, 1537 ГК РФ. К мерам гражданско-правовой ответственности относятся ликвидация юридического лица или прекращение деятельности гражданина-индивидуально-го предпринимателя, нарушающего неоднократно или грубо исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (ст. 1253 ГК РФ), арест на экземпляры произведений, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными (п. 2 ст. 1301 ГК РФ), выплата компенсации (ст. 1311ГК РФ), возмещение убытков (ст. 1472 ГК РФ).

Два состава административных правонарушений, связанных с правами на результаты интеллектуальной собственности, включены в главу 7 КоАП РФ «Административные правонарушения в области охраны собственности»: ст. 7.12 «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав» и ст. 7.28 «Нарушение установленного порядка патентования объектов промышленной собственности в иностранных государствах».

Глава 14 КоАП РФ «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности» была дополнена ст. 14.10 «Незаконное использование товарного знака». Поскольку товарный знак является

объектом интеллектуальной собственности, возникают вопросы относительно юридической техники, но такое положение объясняется сроками принятия актов: КоАП РФ вступил в силу в 2002 г., а часть 4 ГК РФ, регулирующая отношения, возникающие при создании результатов интеллектуальной деятельности, -с1 января 2008 г.

За административные правонарушения в сфере интеллектуальной собственности применяется конфискация контрафактных экземпляров произведений и фонограмм - основание принудительного прекращения права собственности (ст. 7.12 КоАП РФ).

Анализ норм ГК РФ и КоАП РФ показывает наличие четвертого направления взаимодействия гражданского законодательства и законодательства об административных правонарушениях - в сфере защиты неотчуждаемых прав и свобод человека.

Гражданское законодательство предусматривает особые гражданско-правовые способы защиты таких прав, как право на защиту чести, достоинства и деловой репутации, а именно опровержение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию, компенсацию морального вреда (ст. 150-152 ГК РФ).

КоАП РФ устанавливает ответственность за непредставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства и деловой репутации зарегистрированному кандидату, деловой репутации избирательного объединения (ст. 54.13).

Основной кодифицированный акт в сфере административного права содержит значительное количество норм, направленных на защиту личных неимущественных прав, неразрывно связанных с личностью. Назовем лишь некоторые из них.

Глава 6 КоАП РФ «Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность» содержит следующие составы: ст. 6.2 «Незаконное занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью либо народной медициной (целительством)», ст. 6.3 «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения», ст. 6.5 «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде» и т.д.

На защиту прав человека и гражданина на благоприятную окружающую среду, а следовательно, на охрану здоровья направлен ряд составов административных правонарушений, закрепленных в главе 8 КоАП РФ «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», например, ст. 8.1 «Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию,

эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов», ст. 8.5 «Сокрытие или искажение экологической информации».

Статьи главы 9 КоАП РФ «Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике» также направлены на решение важнейших задач законодательства об административных правонарушениях - охрану здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения: ст. 9.2 «Нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений», ст. 9.6 «Нарушение правил использования атомной энергии и учета радиоактивных материалов и радиоактивных веществ». Неисполнение установленных норм и правил ведет к значительным жертвам, о чем свидетельствует авария на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 г.

Пятое направление взаимодействия гражданского законодательства и законодательства об административных правонарушениях - институт юридического лица, а -именно порядок государственной регистрации юридических лиц и институт банкротства.

Гражданское право регулирует порядок создания и прекращения деятельности юридических лиц, административное право устанавливает ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности. В этой сфере можно выделить четыре группы составов административных правонарушений:

- осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) (ст. 14.1. Ко-АПРФ);

- нарушения в процессе государственной регистрации (ст. 14.25 КоАП РФ);

- недобросовестная конкуренция и злоупотребление доминирующим положением на рынке (ст. 14.31-14.33 КоАП РФ, ст. 14.33 КоАП РФ «Недобросовестная конкуренция» введена Федеральным законом от 09.04.2007 № 45-ФЗ);

- ответственность за фиктивное, преднамеренное банкротство, неправомерные действия при банкротстве (ст. 14.12-14.13 КоАП РФ).

Общим институтом гражданского и административного права является институт лицензирования отдельных видов деятельности12, он отражает взаимодействие публичных и частных интересов: государство заинтересовано в контроле за такими видами деятельности, которые могут негативно отразиться на его безопасности, и призвано также защищать безопасность и здоровье граждан. Необходимо отметить, что законодатель постоянно вносит изменения в нормы, регулирующие порядок лицензирования, и перечень лицензируемых видов деятельности.

12 Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // СЗ РФ. 2001. № 33. Ч. I.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шестое направление взаимодействия гражданского законодательства и законодательства об административных правонарушениях - защита прав несовершеннолетних.

Гражданское право содержит нормы, направленные на защиту интересов несовершеннолетних: правила об установлении опеки, попечительства, о распоряжении имуществом подопечного (ст. 31-40 ГК РФ, Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»13).

В законодательстве об административных правонарушениях закреплены несколько составов административных правонарушений, направленных на защиту интересов лиц, не достигших полной дееспособности:

- неисполнение родителями и иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних (ст. 5.35 КоАПРФ);

- нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 5.36 КоАП РФ);

- незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) (ст. 5.37 КоАП РФ).

В ГК РФ имеется ст. 41 «Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами», нормы которой предоставляют указанным категориям граждан возможность с привлечением помощника участвовать в гражданском обороте и защищать свои права. Как гласит п. 4 ст. 41 ГК РФ, орган опеки и попечительства обязан осуществлять контроль за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей и извещать находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником. Но никаких других мер воздействия на нерадивого помощника в законодательстве не предусмотрено, что не обеспечивает в должной степени защиту такой категории граждан.

Вышесказанное позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, можно выделить такие основные направления взаимодействия гражданского законодательства и законодательства об административных правонарушениях, как:

- защита интересов собственников;

- регулирование некоторых договорных правоотношений, в том числе тех, в которых участвуют наиболее экономически слабые субъекты - потребители, либо направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд;

- защита личных неимущественных отношений, связанных с созданием результатов интеллектуальной деятельности;

13 Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // С3 РФ. 2008. № 17. 232 Ученые записки СПб филиала РТА № 1 (38) 2011

- защита неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина;

- защита прав несовершеннолетних;

- организация и контроль за деятельностью юридических лиц.

Во-вторых, наблюдается расширение взаимосвязи гражданского законодательства и законодательства об административных правонарушениях, прежде всего, в связи с развитием гражданско-правовых договорных институтов поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных или муниципальных нужд, необходимостью защиты интересов участников отношений по долевому строительству объектов недвижимости, кредитных отношений, а также исполнением одной из важнейших задач гражданского и административного законодательства по развитию добросовестной, честной конкуренции.

В-третьих, необходимо дальнейшее совершенствование гражданско-правовых и административно-правовых норм, направленных на обеспечение подлинной конкуренции и развитие экономики, на защиту прав и законных интересов граждан, в том числе путем уточнения субъективной стороны составов административных правонарушений, введения новых составов, корректировки санкций.

Следует отметить, что некоторые санкции в законодательстве об административных правонарушениях носят условный, скорее моральный характер, например штраф до 2 ООО руб. (п. 1 ст. 14.1, п. 1 ст. 14.25 КоАП РФ и др.), их значение заключается в том, чтобы стимулировать участников гражданского оборота и должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, к надлежащему исполнению своих обязанностей.

Представляется необходимым предусмотреть в законодательстве нормы, направленные на обеспечение защиты прав дееспособных граждан, которые в силу возраста и/или физического состояния не могут в полном объеме осуществлять свои гражданские права и отстаивать свои интересы.

Безусловно, в статье проанализированы далеко не все направления взаимодействия гражданского законодательства и законодательства об административных правонарушениях, рассмотренная проблема требует дальнейшего научного осмысления и обсуждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.