Научная статья на тему 'Новации законодательства в сфере антимонопольного регулирования'

Новации законодательства в сфере антимонопольного регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
289
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗМЕНЕНИЕ ЗАКОНА / МОНОПОЛИЗМ / АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / САНКЦИЯ ПРАВОВОЙ НОРМЫ. / SANCTION OF LEGAL NORMS. / CHANGING THE LAW / MONOPOLISM / ANTITRUST REGULATIONS / CMPETITION DEFENCE / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кириллов Е. К.

В статье освещаются изменения административного законодательства в сфере антимонопольного регулирования, которые затронули как материальные, так и процессуальные нормы. Предлагается обзор и сравнительный анализ вводимых и существовавших ранее норм с целью разъяснения новаций для предотвращения нарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кириллов Е. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovations of Legislation in the Sphere of Antitrust Law

The article refers to changes in administrative legislation in the sphere of antitrust law that involves both material and legal procedures. The author suggests review and comparative analysis of formely existing and newly adopted norms aiming to explain innovations to prevent offences.

Текст научной работы на тему «Новации законодательства в сфере антимонопольного регулирования»

Вестник экономики, права и социологии, 2009, № 4

Право

УДК 342.951

Новации законодательства в сфере антимонопольного регулирования

Кириллов Е.К.

Судья Арбитражного суда Республики Татарстан

В статье освещаются изменения административного законодательства в сфере антимонопольного регулирования, которые затронули как материальные, так и процессуальные нормы. Предлагается обзор и сравнительный анализ вводимых и существовавших ранее норм с целью разъяснения новаций для предотвращения нарушений.

Ключевые слова: изменение закона, монополизм, антимонопольное регулирование, защита конкуренции, административная ответственность, санкция правовой нормы.

Развитие свободного предпринимательства и противодействие монополизму имеют важное значение для современной экономики. Определение этого приоритета государственной политики влияет на характер взаимодействия государства и бизнеса, определяет экономическую атмосферу в стране. Принятые в последнее время нормативно-правовые акты свидетельствуют о том, что государство прилагает усилия к практической реализации этих деклараций.

Одним из подтверждений является принятие Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях» от 17.07.2009 г. N° 160-ФЗ (далее - Закон). Данный закон, вступивший в силу с 23 августа 2009 г., содержит экстраординарные изменения процессуальных и материальных норм, способных оказать существенное влияние на развитие конкуренции.

Так, Законом расширен субъектный состав лиц, которые могут быть привлечены к административной ответственности как должностные лица за нарушения в сфере экономичес-

кой деятельности. К их числу теперь отнесены лица, осуществляющие функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, уполномоченным органом (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

Увеличен круг лиц, к которым может быть применен такой вид наказания как дисквалификация (ст. 3.11 КоАП РФ). Теперь в соответствии с новым законом дисквалификация может быть применена к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы, к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также к лицам, занимающимся частной практикой.

79

Вестник экономики, права и социологии, 2009, № 4

Право

Кроме того, статья 4.5 КоАП РФ дополнена частью 6, устанавливающей, что срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации. При этом нужно иметь в виду, что согласно положениям ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Данная новелла представляет собой исключение из общего правила (см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»), согласно которому срок давности привлечения к ответственности исчисляется со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

Изменен ряд действующих и введен ряд новых составов административных правонарушений. Кроме того, законодатель проявил дифференцированный подход к установлению размера ответственности. Размеры и порядок исчисления штрафов изменены, в частности, штрафы за незначительные нарушения снижены. Так, часть 1 статьи 7.30 КоАП РФ изложена в новой редакции, согласно которой размер штрафа за нарушение сроков опубликования в официальном печатном издании или сроков размещения на официальном сайте в сети Интернет информации о размещении заказа не более чем на два рабочих дня либо нарушение сроков направления в уполномоченный на осуществление контроля приглашений принять участие в закрытом конкурсе или аукционе, протоколов вскрытия конвертов с заявками на участие в закрытом конкурсе, протоколов оценки и сопоставления заявок на участие в закрытом конкурсе, протоколов рассмотрения заявок на участие в закрытом аукционе, протоколов аукциона менее чем 80

на два рабочих дня, снижен с тридцати тысяч до трех тысяч рублей в отношении должностных лиц и со ста тысяч рублей до десяти в отношении юридических лиц.

Статья 7.30 КоАП РФ дополнена частью 1.1, предусматривающей, что за эти же нарушения, но продолжающиеся более чем два рабочих дня, наложение штрафа на должностных лиц составляет тридцать тысяч рублей, а на юридических лиц - сто тысяч рублей.

Новыми частями 1.2 и 1.3 статьи 7.30 КоАП РФ введена ответственность за нарушение должностным лицом государственного или муниципального заказчика сроков опубликования в официальном печатном издании или сроков размещения на официальном сайте в сети Интернет информации о размещении заказа путем запроса котировок, подлежащей в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд такому опубликованию или такому размещению. За нарушения указанных сроков не более чем на один рабочий день на должностных лиц налагается административный штраф в размере трех тысяч рублей; на юридических лиц - десяти тысяч рублей. А если нарушение продолжается более продолжительный срок, штраф установлен на уровне пятнадцати тысяч и пятидесяти тысяч рублей соответственно. Частью 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ установлена ответственность за опубликование в официальном печатном издании или размещение на официальном сайте в сети Интернет информации о размещении заказа либо за нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения такой документации, порядка приема заявок на участие в конкурсе, заявок на участие в аукционе или заявок на участие в запросе котировок. Эта мера может создать препятствия для размещения некорректных и неполных сообщений о государственных и муниципальных заказах.

Часть 2 ст. 7.30 КоАП РФ была изложена в новой редакции, которой существенно изменены признаки объективной части состава правонарушения. Ранее для привлечения к ответственности требовалось установление сово-

Вестник экономики, права и социологии, 2009, № 4

Право

купности действий, выражающихся как в нарушении порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, порядка открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в таком конкурсе и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, так и нарушение членом конкурсной, аукционной или единой комиссии порядка отбора участников конкурса или участников аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт. В новой редакции статьи для привлечения к административной ответственности не требуется установления указанной совокупности действий, и ответственность наступает за совершение каждого из описанных проступков в отдельности.

Введен новый порядок назначения административного наказания за нарушения, предусмотренные ч. 2 и ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ, который позволяет должностному лицу, рассматривающему дело, назначать наказания в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей. В прежней редакции был установлен штраф в размере 30 и 50 тысяч рублей соответственно, что не способствовало назначению дифференцированного наказания с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств.

Статья 7.30 КоАП РФ дополнена частью 2.1, устанавливающей ответственность в виде штрафа в размере десяти тысяч рублей за нарушение требований к содержанию протокола, составленного в ходе проведения конкурса, аукциона, запроса котировок.

Установлена ответственность в виде штрафа в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее десяти тысяч рублей и не более пятидесяти тысяч рублей за включение в конкурсную документацию, документацию об аукционе или извещение о проведении запроса котировок указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименова-

ние места происхождения товара или наименование производителя, а также требований к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа (часть 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ). Согласно новому Закону штраф в размере трех тысяч рублей предусмотрен и за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (часть 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ).

Действие пункта 6 статьи 7.30 распространено на членов единой комиссии по рассмотрению заявок и предусмотрена возможность наложения дифференцированного штрафа в размере 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта. В прежней редакции эта сумма составляла 30 тысяч рублей вне зависимости от стоимости контракта.

В части 7 ст. 7.30 КоАП РФ круг лиц, являющихся субъектами административного правонарушения предусмотренного этой статьей, расширен путем включения в их состав членов единой комиссии, а в части 8 этой же статьи - путем включения в круг лиц, которые могут быть привлечены к ответственности членов конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, при этом размер минимального размера штрафа, предусмотренного за это нарушение, повышен до 30 тысяч рублей.

Пунктами 11 и 12 ст. 7.30 КоАП РФ вводится ответственность должностных лиц за неисполнение правовых норм, направленных на поддержку малого бизнеса. В частности, установлена административная ответственность за не размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства в размере, предусмотренном законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Пунктами 14 и 13 ст. 7.30 КоАП РФ устанавливается ответственность за нарушение членом конкурсной, аукционной, котировочной или

81

Вестник экономики, права и социологии, 2009, № 4

Право

единой комиссии, должностным лицом государственного или муниципального заказчика, должностным лицом уполномоченного органа сроков, предусмотренных для подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, не более чем на два рабочих дня в размере 3 тысяч рублей, и в размере 30 тысяч рублей в случае нарушения указанных сроков более чем на два рабочих дня.

В Кодекс РФ об административных правонарушениях статьей 7.31.1 вводятся новые составы административных правонарушений, которые предусматривают ответственность для должностных лиц государственного или муниципального заказчика, должностных лиц уполномоченного органа, операторов электронных площадок

В частности, части 1 и 2 указанной статьи за нарушение срока возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, аукционе, открытом аукционе в электронной форме, установленного законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, не более чем на три рабочих дня устанавливает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей, в случае нарушения срока более чем на три рабочих дня ответственность для должностных лиц возрастает до пятнадцати тысяч рублей, а для юридических лиц - до девяноста тысяч рублей.

Пунктами 3-6 ст. 7.31.1 КоАП РФ устанавливается ответственность в размере пятнадцати тысяч рублей для оператора электронной площадки за нарушение порядка и (или) сроков блокирования, прекращения блокирования операций по счету участника размещения заказа для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме; порядка ведения реестра участников размещения заказа, получивших аккредитацию на электронной площадке.

В части 1 статьи 7.32 КоАП РФ снижен минимальный и максимальный размер санкций, которые установлены в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но 82

не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей. В части 2 указанной статьи с тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей увеличен штраф за нарушение должностным лицом государственного или муниципального заказчика сроков заключения государственного или муниципального контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, внесены некоторые редакционные исправления с учетом требований законодательной техники.

Законом введена новая статья в Кодекса РФ об административных правонарушениях - ст. 9.15 и новый состав административного правонарушения. Объективная сторона последнего выражается в нарушении субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии, установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.

Претерпела значительные изменения норма статьи 14.9 КоАП РФ. С одной стороны, расширен круг субъектов, которые могут быть привлечены к административной ответственности. Если прежняя редакция в качестве субъектов данного нарушения рассматривала должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ или должностных лиц органов местного самоуправления, то в новой редакции к числу субъектов отнесены должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов. Диспозиция ст. 14.9 КоАП РФ в прежней редакции статьи устанавливала, что противоправными будут считаться действия, направленные на незаконное ограничение свободы торговли, то есть предусматривала такой элемент субъективной стороны администра-

Вестник экономики, права и социологии, 2009, № 4

Право

тивного правонарушения, как наличие противоправной цели, то есть умысел. Новая редакция статьи изменила правовую конструкцию состава, установив, что противоправными, с момента вступления в силу нового Закона, будут считаться как действия, так и бездействие, при этом такой элемент состава как наличие цели совершения нарушения и соответственно умысла исключен.

Законом расширена и сфера общественных отношений, являющихся объектом противоправного поведения. Если в предыдущей редакции объектом правонарушения признавалась свобода торговли и не допускалось ее ограничение, под которым подразумевалось недопущение на местные рынки товаров из других регионов РФ либо запрещение вывоза местных товаров в другие регионы РФ, в новой редакции этой статьи объектом противоправного поведения является сама конкуренция как таковая, возможность свободного перемещения товаров (работ, услуг), свобода экономической деятельности. Квалифицирующим признаком в соответствии с требованиями нормы 14.9 КоАП РФ является недопустимость противоправного действия с точки зрения антимонопольного законодательства РФ. При этом в случае, если действия, описываемые статьей 14.9 КоАП РФ, совершены федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов, органом или организацией, государственным внебюджетным фондом соглашения или осуществление указанными органами или организациями, недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ согласованных действий, то применению подлежит часть 3 статьи 14.32.

Изменен размер наказания, установленного за совершение данного правонарушения. В прежней редакции ст. 14.9 КоАП РФ было предусмотрено назначение наказания в виде штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей. Новая редакция предусматривает назначение наказания в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. А в случае, если привлекаемые к ответственности

по данной статье ранее были подвергнуты административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, наказание предусматривает наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.

Внесены изменения в диспозицию статьи 14.31 КоАП РФ, согласно которой ранее нарушением признавалось совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. В новой редакции слова «если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния» заменены словами «за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса».

В части санкции указанной статьи произошли следующие изменения. Для должностных лиц размер штрафа ранее был установлен в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, в новой редакции совершение нарушения влечет наложение административного штрафа размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.

Для юридических лиц в прежней редакции было предусмотрено наказание в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг). В новой редакции Закона за совершение этого же правонарушения предусмотрено наложение штрафа в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (рабо-

83

Вестник экономики, права и социологии, 2009, № 4

Право

ты, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Установление иного порядка определения административного наказания для юридических лиц свидетельствует о намерении законодателя провести дифференциацию наказания с тем, чтобы санкция за допущенное нарушение была соразмерна как тяжести нарушения, так и масштабу деятельности самой компании. При этом по-прежнему остался неурегулированным вопрос о том, доход за какой период деятельности следует принимать для расчета размера наказания?

Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнен новой статьей 14.31.1: совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35 процентов (за исключением хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35 процентов), действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ.

Субъектом данного правонарушения может быть лицо, занимающее доминирующее положение на товарном рынке, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35 процентов, кроме случаев, когда законом для определенного рынка не установлено случая признания доминирующим положения субъекта, доля которого составляет менее 35 84

процентов. По структуре правовая конструкция исследуемой нормы является бланкетной, отсылающей к нормам антимонопольного законодательства.

Принятым Законом внесены следующие изменения в статью 14.32 КоАП РФ. В части первой указанной статьи административным правонарушением будет считаться заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий. В прежней редакции этой статьи с точки зрения формирования состава правонарушения для привлечения к административной ответственности требовалось установление двух признаков: факта ограничения конкуренции; недопустимости соглашения с точки зрения антимонопольного законодательства. Данными изменениями правовая конструкция административной нормы упрощена и круг действий, за которые может последовать административная ответственность, расширен.

При этом в соответствии с правовой позицией, высказанной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, может быть сделан, исходя из фактических обстоятельств их совершения. Например, о согласованности действий в числе прочих обстоятельств может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.

Размер санкции для должностных лиц увеличен. Прежняя редакция предусматривала наказание в размере от семнадцати тысяч до

Вестник экономики, права и социологии, 2009, № 4

Право

двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет. В новой редакции санкция устанавливает возможность наложения штрафа в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет. Размер наказания для юридических лиц установлен в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

В статью 14.32 КоАП РФ добавлена часть вторая, устанавливающая ответственность за координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, недопустимую в соответствии с антимонопольным законодательством РФ.

Данная норма является бланкетной, отсылающей к нормам антимонопольного законодательства. Объектом противоправного посягательства является конкуренция, свобода экономической деятельности на рынке определенного товара. В частности, статьей 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, статья 11 устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов, статья 14 устанавливает запрет на недобросовестную конкуренцию.

Статья 14.32 КоАП РФ дополнена также частью третьей, устанавливающей ответствен-

ность за заключение федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органом или организацией, государственным внебюджетным фондом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения или осуществление указанными органами или организациями недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ согласованных действий. Внесены изменения и в примечания к статье 14.32 КоАП РФ. Эти изменения коснулись установления дополнительных условий для лиц, добровольно заявивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения или об осуществлении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ согласованных действий.

В качестве дополнительных условий освобождения от ответственности в новой редакции примечания установлено, что на момент обращения лица с заявлением антимонопольный орган не располагает соответствующими сведениями о правонарушении; кроме того, представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения. Кроме того, согласно п. 2 примечания не подлежит рассмотрению заявление, поданное одновременно от имени нескольких лиц, заключивших недопустимое в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашение или осуществлявших недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством РФ согласованные действия.

Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнен еще одной статьей. Статья 19.7.4 устанавливает ответственность за непредставление сведений либо несвоевременное представление должностным лицом государственного или муниципального заказчика сведений о заключении государственного или муниципального контракта либо о его изменении, исполнении или расторжении в федеральный орган исполнительной власти, орган исполни-

85

Вестник экономики, права и социологии, 2009, № 4

Право

тельной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, уполномоченным на ведение реестров государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, если представление таких сведений является обязательным в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а равно представление заведомо недостоверных сведений и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.

В Кодекс РФ об административных правонарушениях внесен еще ряд поправок, регламентирующих производство по административному делу. Статья 28.1 КоАП РФ дополнена частью 1.2 следующего содержания: поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, является вступление в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства РФ.

Статья 29.9 КоАП РФ дополнена частью 1.1, предусматривающей возможность вынесения постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, оно выносится в случае прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия

или в орган дознания; в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления; освобождения лица от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 6.8, 6.9, 14.32 настоящего Кодекса, в соответствии с примечаниями к указанным статьям. Статья 30.9 дополнена частью 5, предусматривающей возможность обжалования решения суда по жалобе на вынесенное должностным лицом постановление по делу об административном правонарушении самим должностным лицом, вынесшим такое постановление.

В проекте Закона разработчики предлагали исключить составление протокола при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 14.9, 14.31 - 14.33 настоящего Кодекса и установленного решением Комиссии антимонопольного органа в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, однако в принятом Законе эти предложения не были отражены.

Нормы о защите конкуренции существовали в законодательстве относительно продолжительное время, но введение более жестких санкций за нарушение этих норм и детальная регламентация составов, возможно, сделают их применение более эффективным, что будет способствовать повышению экономической активности и конкурентоспособности бизнеса как в Республике Татарстан, так и Российской Федерации в целом.

Innovations of Legislation in the Sphere of Antitrust Law

E. Kirillov

Republic Tatarstan arbitration court

The article refers to changes in administrative legislation in the sphere of antitrust law that involves both material and legal procedures. The author suggests review and comparative analysis of formely existing and newly adopted norms aiming to explain innovations to prevent offences.

Key words: changing the law, monopolism, antitrust regulations, cmpetition defence, administrative responsibility, sanction of legal norms.

86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.