УДК 656.6
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА И ПРОБЛЕМЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
Д. И. Бурылина, И. В. Зеньков
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассматривается текущее положение водного транспорта на российском рынке. Выделены основные особенности и направления инновационного развития водного транспорта.
Водный транспорт, речной транспорт, инновационное состояние, особенности инновационного развития, направления развития.
CURRENT STATUS OF THE WATER TRANSPORT AND PROBLEMS
OF HIS DEVELOPMENT
D. I. Burylina, I. V. Zenkov
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
E-mail: [email protected]
In article the current position of the water transport in the Russian market is considered. The main features and the directions of innovative development of the water transport are marked out.
Water transport, river transport, innovative state, features of innovative development, directions of development.
Водный транспорт традиционно был значимой составляющей отечественной экономики. Его роль определяется географическим расположением внутренних водных путей. Общеизвестно, что данный вид транспорта имеет большое значение в реализации транзитного потенциала России в системе международных транспортных коридоров, а в регионах Крайнего Севера в условиях отсутствия железных и автомобильных дорог внутренний водный транспорт является жизнеобеспечивающим и осуществляет основные объемы перевозок грузов и пассажиров.
Водное хозяйство достаточно обширно и сложно по устройству. На реках России функционирует более 130 портов и функционирует порядка 500 компаний, занимающихся перевозочной деятельностью. Состав флота речных судоходных компаний многообразен и позволяет выполнять перевозки практически всех видов грузов. При этом 94 % грузов и 86 % перевозок пассажиров выполняются компаниями негосударственных форм собственности. Грузовые перевозки водным транспортом имеют тенденцию к снижению, несмотря на масштабность и значимость для России.
Основными факторами, определившими резкое снижение объемов речных перевозок в последнее десятилетие ХХ века, являются:
1. Снижение объемов производства и потребления промышленной и сельскохозяйственной продукции в период экономического спада российской экономики, в том числе разрыв сложившихся производственно-хозяйственных связей, разрушение традиционных транспортных схем доставки грузов речным транспортом.
2. Приватизация. До конца 1990-х годов в судоходной индустрии преобладали крупные пароходства. Основными принципами их управления были вертикальные организационные связи и преимущественно административно-командные методы управления. Как следствие, при разгосу-
Секция «Инновационная экономика и управление»
дарствлении единые, крупные и мощные пароходства были разделены на множество судоходных компаний.
3. Эксплуатация старого флота. На сегодняшний день почти весь флот в стране выработал свой ресурс, а новый почти и не строится. Средний возраст речных судов составляет 30 лет, что на 5-10 лет больше рекомендуемого безопасного срока эксплуатации.
4. Ухудшение инфраструктуры внутренних водных путей (к примеру, маловодье на реках, причина которого кроется в изменении климатических условий, как следствие заполнение судов не на полную мощность или вовсе простои), увеличение порожних пробегов, рост цен на топливо, отток квалифицированных кадров из отрасли. Все перечисленное выше привело к снижению конкурентоспособности речных перевозок.
5. Более динамичное и устойчивое развитие наземных видов транспорта (ввод новых трубопроводов), все сезонности работы и, как следствие, исключение речных маршрутов из логистических цепей доставки грузов. [2]
Задачи динамичного и устойчивого развития, стоящие перед отраслью водного транспорта, неуклонно заставляют переходить на путь обновления, конкурентной состязательности [1]. Основной вопрос: готова ли отрасль в целом, отраслевое предприятие, учебное заведение, готовящее специалистов для водного транспорта к инновационному развитию.
Можно выделить следующие особенности инновационного развития водного транспорта.
1. Необходимое повышение качества транспортных услуг, внедрение новой транспортной техники и технологий, расширение рынка транспортных услуг.
2. Отрасли необходимо создание единой транспортной системы с максимальной пропускной способностью, полностью обеспечивающей потребности в перевозке пассажиров и грузов при минимальных издержках; построение более совершенной системы управления транспортными потоками и транспортной отраслью в целом.
3. Рациональное взаимодействие всех видов транспорта, грузоотправителей и грузополучателей, включая координационную работу.
4. Требующая минимизации высокая экологическая нагрузка на окружающую среду.
5. Обеспечение условий безопасности и надежности судоходства.
6. Улучшение качества человеческого капитала работников сферы речного транспорта.
7. Отрасль обладает высокой капиталоемкостью, в связи с чем требуется государственная и региональная поддержка для инновационного развития.
8. Должны предъявляться высокие требования к качеству поставляемых и изготовляемых комплектующих, необходимых для длительного и безопасного судоходства.
9. Улучшение инвестиционного климата, внедрение системы интегрированной логистики, информационных технологий, развитие рыночных отношений в целях повышения конкурентоспособности транспортной системы на российском и мировом рынке.
10. Развитие механизмов государственно-частного партнерства, обеспечивающих четкое законодательное распределение прав, ответственности и рисков между государством и частным инвестором на транспорте.
12. Возрождение научно-исследовательских и проектных организаций водного транспорта, развитие материально-технической базы его учебных заведений.
Можно выделить несколько направлений, которые ориентируются на совершенствование и развитие судоходных компаний: техническое перевооружение отрасли, судовой менеджмент и самое главное - переход к инновационному развитию [3].
При раскрытии первого направления хочется отметить то, что сами компании заменить транспортный парк не в состоянии. В советском союзе заказчиком выступало государство, поэтому на перевооружение отрасли выделялись денежные средства с бюджета страны. В последние два десятилетия судоходство перешло в частные руки, поэтому возникли сложности с техническим перевооружением. Для его успешной реализации необходимо ужесточение правил эксплуатации и экономические рычаги, в том числе финансовые льготы.
Вторым направлением является судовой менеджмент. Это область знаний, направленных на формирование, обеспечение и достижение целей судоходных компаний путем рационального использования флота. Основными задачами транспортного менеджмента являются:
1) обеспечение согласованного и рационального функционирования всех внутренних и внешних элементов системы перевозок с учетом спроса на транспортные услуги;
2) развитие и эффективное использование трудовых ресурсов;
3) разработка и реализация долгосрочной стратегии развития компании.
В рамках судового менеджмента также контролируется ситуация на рынке транспортных услуг, инновационная активность, производительность и финансовые результаты деятельности, качество предоставляемых услуг и степень удовлетворения потребностей в транспортных услугах. В целом судовой менеджмент включает в себя все направления текущей деятельности и долгосрочные стратегии судоходной компании. Это планирование и проведение текущего ремонта подвижного состава, обеспечение навигационной обстановки и грамотная подготовка судов к каждому рейсу. Необходимость внедрения активного судового менеджмента обусловлена возросшей сложностью управления внутренним водным транспортом, а также острая конкуренция мелких судовых компаний.
Основные направления инновационного развития водного транспорта отражены в Постановлении Правительства РФ «О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России» (2010-2020 гг.) и в Распоряжении Правительства РФ «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».
Сложившиеся проблемы в рассматриваемой отрасли требуют особого внимания, ведь водный транспорт должен остаться значимой составляющей отечественной экономики. Меры, направленные на инновационное развитие водного транспорта связаны с территориальным развитием страны и реализацией программы развития российского инновационного комплекса. Они должны позволить выйти на интенсивное развитие транспортной системы, повысить технический и технологический уровень, конкурентоспособность и безопасность перевозок грузов, а также снизить вредное воздействие на окружающую среду.
Библиографические ссылки
1. Набоких Г. М., Долгова А. А. Исследование показателей грузовых перевозок внутреннего водного транспорта // Проблемы использования и инновационного развития внутренних водных путей в бассейнах великих рек. 2016. № 5. С. 1-7.
2. Момотова О. Н., Шишкевич Н. В. Основные тенденции инновационного развития экономики России // Наука. Инновации. Технологии. 2013. № 2. С. 117-126.
3. Некрасов Н. А., Варакса А. М., Фютик И. Г. Кономические проблемы внутреннего водного транспорта и перспективы его развития // Идеи и идеалы. 2017. № 3 (33). С. 145-153.
© Бурылина Д. И., Зеньков И. В., 2018