УДК 656
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИИ
А. А. Сдельникова, Научный руководитель - Е. В. Белякова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Рассматриваются вопросы состояния и перспектив развития транспортной инфраструктуры в арктической зоне России, включающую в себя Северный морской путь (СМП), железнодорожные магистрали, авиационный и автомобильный транспорт.
Ключевые слова: транспортная инфраструктура, арктическая зона, морские суда.
CURRENT STATE OF THE TRANSPORT INFRASTRUCTURE IN THE ARCTIC ZONE OF RUSSIA
А. A. Sdelnikova, Scientific Supervisor - E. V. Belyakova
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The article discusses the state and prospects of development of transport infrastructure in the Arctic zone of Russia, including the Northern sea route (NSR), railway, air and road transport.
Keywords: transport infrastructure, the Arctic, Maritime.
В феврале 2013 г. Президент РФ утвердил «Стратегию развития Арктической зоны и национальной безопасности до 2020 года», принята программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», согласно которой из федерального бюджета РФ планируется выделить более 160 млрд рублей [3]. Итогом этой работы в течение ближайших пяти лет должен стать рост доли Арктической зоны в ВВП России до 14% [1].
Для наиболее результативного освоения и развития Арктики необходимо усовершенствовать транспортную инфраструктуру, которая обеспечит транспортные связи, а также ускорит освоение месторождений полезных ископаемых, экспорт нефти и газа, развитие арктического транзита. Однако основной проблемой являются суровые условия региона, затрудненная доступность транспорта в арктической зоне, в частности в морских акваториях.
В настоящее время поступление оборудования, энергоносителей, промышленных товаров осуществляется с помощью морского транспорта, представленного в таблице [3]. В Арктическом бассейне наиболее привлекательной магистралью не только для Арктики, но и для страны в целом является Северный морской путь (СМП), позволяющий соединить порты Европы и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Нарастающий интерес к СМП имеется не только у России, а также и у других стран (Китай, Канада, США), в результате чего появляется проблема загруженности морского пути. В сравнении 2016 года с 2014 общий объем перевозок увеличился на 5 млн. 392 тыс. тонн или на 45,4% [3].
На основе планируемой национальной программы «Арктическая транспортная система до 2030 и перспективой до 2050 годов», академик РАЭН Ю.В. Яковец предлагает с учетом совре-
Секция «Актуальнее проблемы в логистике и управлении цепями поставок»
менных технологий, таких как ледокольный флот, беспилотники, дирижабли, а также навигационные системы, задействовать все виды транспорта [4].
Гражданские суда и морская техника
Вид судна Тип судна Судостроительный завод (ССЗ)
1. Ледоколы и суда специального назначения Универсальный атомный ледокол; Балтийский ССЗ (г. Санкт-Петербург);
Аварийно-спасательное судно; Амурский ССЗ (Хабаровский край);
Линейный дизель-электрический ледокол. Балтийский ССЗ (г. Санкт-Петербург).
2. Суда и морская техника для освоения шельфа Ледокольное судно снабжения с буровыми установками; Амурский ССЗ (Хабаровский край);
Ледостойкая стационарная платформа ЛСП-1 Астраханское судостроительное производственное объединение (г.Астрахань).
3.Транспортные суда Танкер ССЗ «Красное сормово» (Нижегородская область);
Самоходное сухогрузное судно; ССЗ «Лотос» (г.Астрахань).
4. Вспомогательные суда Траншеекопательная баржа; Астраханское ССО (г.Астрахань);
Буксир Астраханское ССО (г.Астрахань).
Минтранс РФ проводит многочисленные работы, направленные на развитие транспортной инфраструктуры Арктики в рамках государственных программ, а также привлечения частных инвестиций. Арктический бассейн насчитывает 19 портов, грузооборот которых в 2016 году составил 40,0 млн. тонн грузов, что на 35,7% больше грузооборота аналогичного периода 2015 года. Наиболее крупным транспортно-логистическим узлом для магистральных и международных перевозок является морской порт «Мурманск». В 2015 году грузооборот порта «Мурманск» сократился до 18,1 млн. тонн (3,8%), по сравнению с 2014 годом, но в 2016 году увеличился до 26,6 млн. тонн (47,1%) [1]. В 2016 году началось строительство газового порта «Сабетта», который находится на полуострове Ямал, а также одновременно ведется строительство завода, по сжижению природного газа, что создаст условия для дальнейшей транспортировки природных ресурсов к потребителю.
Для развития железнодорожной инфраструктуры Арктики реализуется проект строительства пускового комплекса Томмот - Якутск, направленный на обеспечение круглогодичного бесперебойного завоза грузов в труднодоступные районы крайнего севера. Что касается авиации, то в зоне Арктики расположено 73 аэродрома, 12 из которых находятся на побережье акватории Северного морского пути: Мурманск, Архангельск, Сабетта, Диксон.
Всего по территории Арктической зоны проходят участки автомобильных дорог федерального значения общей протяженностью 729,5 километра. По словам министра транспорта Максима Соколова [2], ведется планомерная ремонтно-восстановительная работа на этих участках дорог. В частности, на автодороге Р-21 «Кола» завершена реконструкция подъезда к Мурманску протяженностью свыше 15 километров. В 2017 году для увеличения пропускной способности планируется реконструкция мостового перехода через канал Княжегубской ГЭС на автомобильной дороге Р-21 «Кола».
В целях создания национального суверенитета над информационными потоками в транспортном комплексе Арктики, а также создания эффективного и безопасного транспортного обеспечения, министерство РФ создало единую защищенную телекоммуникационную систему транспортного комплекса арктической зоны нашей страны, включающую в себя внутренние магистрали, авиатрассы, региональные транспортные направления и сети РФ. Ввиду увеличения грузовых перевозок в Арктике, информационный ресурс такой системы поможет регулировать логистические работы в транспортных узлах, а также отслеживать транспортную обстановку в целом. Внедрение этой системы повысит социально-экономическое положение арктических территорий. В приоритете такой системы будут функции, направленные на обеспечение картографического, гидрометеорологического, навигационного и связного обеспечения грузовых и пассажирских перевозок всеми видами транспорта в Арктике.
Подводя итог, необходимо отметить, что развитие Арктики - это, прежде всего, хозяйственное освоение, в основе которого лежит добыча минерально-сырьевых ресурсов. Такой процесс в свою очередь невозможен без развития логистики, в частности транспортной инфраструктуры, важным элементом которой является северный морской путь. Формирование арктической транспортной инфраструктуры - главнейшая задача для развития региона, для решения которой требуется не только инвестирование, но и непосредственно государственное участие, что предполагает разработку комплекса нормативно-правовых документов, а также федеральных целевых программ. Однако, как выразился академик РАН Николай Павлович Лаверов [4], освоение и развитие инфраструктуры Арктики, в частности транспорта, необходимо осуществлять с помощью новых технологий, с самой современной техникой. В настоящее время, Минтранс РФ на базе единой защищенной информационно-телекоммуникационной системы планирует внедрить систему по управлению движения беспилотных транспортных средств, которые помогут в решении задач по развитию транспортной платформы.
Госкомиссия, а также ассоциация полярников [2], предложили ряд мероприятий по реализации приоритетных направлений в Арктике: создание эффективной системы спасения и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в условиях Арктики; разработка и реализация новой тарифной политики для СМП; разработка и внедрение арктических технологий на территориях Арктической зоны; создание условий для расширения межрегионального взаимодействия.
Отлаженная транспортная инфраструктура в арктической зоне РФ позволит сформировать выгодные предложения для новых инвесторов в транспортно-логистической, высокотехнологичной нефтесервисной сферах, а также стать наиболее конкурентоспособной среди стран, заинтересованных в Арктике.
Библиографические ссылки
1. Подсветова, Т. В. Транспортная составляющая экономики Арктики / Т.В. Подсветова // Вестник МГТУ. - 2014. - № 3. - [Электронный ресурс]. - URL: http://vestnik.mstu.edu.ru/v17_3_n58/552_555_podsve.pdf (дата обращения 02.04.2017).
2. Чиркова, А. М. Состояние и перспективы логистического развития Арктического региона / А. М. Чиркова. - 2016. - № 56-3. - [Электронный ресурс]. - URL: http://novainfo.ru/article/ 9288 (дата обращения 02.04.2017).
3. Черниговцев, Р. А. Объединенная судостроительная компания / Р. А. Черниговцев // Каталог гражданских судов и морской техники. - 2015. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www. oaoosk.ru/upload/iblock/4b9/osk_civil_rus_04-07-2016-final.pdf (дата обращения 02.04.2017).
4. Яковец, Ю.В. Глобальный прогноз «Будущее цивилизаций» на период до 2050 года / Ю. В. Яковец, А. Т. Спицын, Н.С. Бектурганов // Прогноз и стратегия энергоэкологического партнерства России. Казахстан и ЕврАзЭС. - 2009. - часть 10. - [Электронный ресурс]. - URL: http://misk.inesnet.ru/wp-content/uploads/research/part10.pdf (дата обращения 03.04.2017).
© Сдельникова А. А., 2017