Научная статья на тему 'Современное состояние транспортной инфраструктуры в арктической зоне России'

Современное состояние транспортной инфраструктуры в арктической зоне России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
765
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА / МОРСКИЕ СУДА / TRANSPORT INFRASTRUCTURE / ARCTIC / MARITIME

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сдельникова А.А.

Рассматриваются вопросы состояния и перспектив развития транспортной инфраструктуры в арктической зоне России, включающую в себя Северный морской путь (СМП), железнодорожные магистрали, авиационный и автомобильный транспорт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current state of the transport infrastructure in the Arctic zone of Russia

The article discusses the state and prospects of development of transport infrastructure in the Arctic zone of Russia, including the Northern sea route (NSR), railway, air and road transport.

Текст научной работы на тему «Современное состояние транспортной инфраструктуры в арктической зоне России»

УДК 656

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИИ

А. А. Сдельникова, Научный руководитель - Е. В. Белякова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: sdelnikova.alya@mail.ru

Рассматриваются вопросы состояния и перспектив развития транспортной инфраструктуры в арктической зоне России, включающую в себя Северный морской путь (СМП), железнодорожные магистрали, авиационный и автомобильный транспорт.

Ключевые слова: транспортная инфраструктура, арктическая зона, морские суда.

CURRENT STATE OF THE TRANSPORT INFRASTRUCTURE IN THE ARCTIC ZONE OF RUSSIA

А. A. Sdelnikova, Scientific Supervisor - E. V. Belyakova

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: sdelnikova.alya@mail.ru

The article discusses the state and prospects of development of transport infrastructure in the Arctic zone of Russia, including the Northern sea route (NSR), railway, air and road transport.

Keywords: transport infrastructure, the Arctic, Maritime.

В феврале 2013 г. Президент РФ утвердил «Стратегию развития Арктической зоны и национальной безопасности до 2020 года», принята программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», согласно которой из федерального бюджета РФ планируется выделить более 160 млрд рублей [3]. Итогом этой работы в течение ближайших пяти лет должен стать рост доли Арктической зоны в ВВП России до 14% [1].

Для наиболее результативного освоения и развития Арктики необходимо усовершенствовать транспортную инфраструктуру, которая обеспечит транспортные связи, а также ускорит освоение месторождений полезных ископаемых, экспорт нефти и газа, развитие арктического транзита. Однако основной проблемой являются суровые условия региона, затрудненная доступность транспорта в арктической зоне, в частности в морских акваториях.

В настоящее время поступление оборудования, энергоносителей, промышленных товаров осуществляется с помощью морского транспорта, представленного в таблице [3]. В Арктическом бассейне наиболее привлекательной магистралью не только для Арктики, но и для страны в целом является Северный морской путь (СМП), позволяющий соединить порты Европы и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Нарастающий интерес к СМП имеется не только у России, а также и у других стран (Китай, Канада, США), в результате чего появляется проблема загруженности морского пути. В сравнении 2016 года с 2014 общий объем перевозок увеличился на 5 млн. 392 тыс. тонн или на 45,4% [3].

На основе планируемой национальной программы «Арктическая транспортная система до 2030 и перспективой до 2050 годов», академик РАЭН Ю.В. Яковец предлагает с учетом совре-

Секция «Актуальнее проблемы в логистике и управлении цепями поставок»

менных технологий, таких как ледокольный флот, беспилотники, дирижабли, а также навигационные системы, задействовать все виды транспорта [4].

Гражданские суда и морская техника

Вид судна Тип судна Судостроительный завод (ССЗ)

1. Ледоколы и суда специального назначения Универсальный атомный ледокол; Балтийский ССЗ (г. Санкт-Петербург);

Аварийно-спасательное судно; Амурский ССЗ (Хабаровский край);

Линейный дизель-электрический ледокол. Балтийский ССЗ (г. Санкт-Петербург).

2. Суда и морская техника для освоения шельфа Ледокольное судно снабжения с буровыми установками; Амурский ССЗ (Хабаровский край);

Ледостойкая стационарная платформа ЛСП-1 Астраханское судостроительное производственное объединение (г.Астрахань).

3.Транспортные суда Танкер ССЗ «Красное сормово» (Нижегородская область);

Самоходное сухогрузное судно; ССЗ «Лотос» (г.Астрахань).

4. Вспомогательные суда Траншеекопательная баржа; Астраханское ССО (г.Астрахань);

Буксир Астраханское ССО (г.Астрахань).

Минтранс РФ проводит многочисленные работы, направленные на развитие транспортной инфраструктуры Арктики в рамках государственных программ, а также привлечения частных инвестиций. Арктический бассейн насчитывает 19 портов, грузооборот которых в 2016 году составил 40,0 млн. тонн грузов, что на 35,7% больше грузооборота аналогичного периода 2015 года. Наиболее крупным транспортно-логистическим узлом для магистральных и международных перевозок является морской порт «Мурманск». В 2015 году грузооборот порта «Мурманск» сократился до 18,1 млн. тонн (3,8%), по сравнению с 2014 годом, но в 2016 году увеличился до 26,6 млн. тонн (47,1%) [1]. В 2016 году началось строительство газового порта «Сабетта», который находится на полуострове Ямал, а также одновременно ведется строительство завода, по сжижению природного газа, что создаст условия для дальнейшей транспортировки природных ресурсов к потребителю.

Для развития железнодорожной инфраструктуры Арктики реализуется проект строительства пускового комплекса Томмот - Якутск, направленный на обеспечение круглогодичного бесперебойного завоза грузов в труднодоступные районы крайнего севера. Что касается авиации, то в зоне Арктики расположено 73 аэродрома, 12 из которых находятся на побережье акватории Северного морского пути: Мурманск, Архангельск, Сабетта, Диксон.

Всего по территории Арктической зоны проходят участки автомобильных дорог федерального значения общей протяженностью 729,5 километра. По словам министра транспорта Максима Соколова [2], ведется планомерная ремонтно-восстановительная работа на этих участках дорог. В частности, на автодороге Р-21 «Кола» завершена реконструкция подъезда к Мурманску протяженностью свыше 15 километров. В 2017 году для увеличения пропускной способности планируется реконструкция мостового перехода через канал Княжегубской ГЭС на автомобильной дороге Р-21 «Кола».

В целях создания национального суверенитета над информационными потоками в транспортном комплексе Арктики, а также создания эффективного и безопасного транспортного обеспечения, министерство РФ создало единую защищенную телекоммуникационную систему транспортного комплекса арктической зоны нашей страны, включающую в себя внутренние магистрали, авиатрассы, региональные транспортные направления и сети РФ. Ввиду увеличения грузовых перевозок в Арктике, информационный ресурс такой системы поможет регулировать логистические работы в транспортных узлах, а также отслеживать транспортную обстановку в целом. Внедрение этой системы повысит социально-экономическое положение арктических территорий. В приоритете такой системы будут функции, направленные на обеспечение картографического, гидрометеорологического, навигационного и связного обеспечения грузовых и пассажирских перевозок всеми видами транспорта в Арктике.

Подводя итог, необходимо отметить, что развитие Арктики - это, прежде всего, хозяйственное освоение, в основе которого лежит добыча минерально-сырьевых ресурсов. Такой процесс в свою очередь невозможен без развития логистики, в частности транспортной инфраструктуры, важным элементом которой является северный морской путь. Формирование арктической транспортной инфраструктуры - главнейшая задача для развития региона, для решения которой требуется не только инвестирование, но и непосредственно государственное участие, что предполагает разработку комплекса нормативно-правовых документов, а также федеральных целевых программ. Однако, как выразился академик РАН Николай Павлович Лаверов [4], освоение и развитие инфраструктуры Арктики, в частности транспорта, необходимо осуществлять с помощью новых технологий, с самой современной техникой. В настоящее время, Минтранс РФ на базе единой защищенной информационно-телекоммуникационной системы планирует внедрить систему по управлению движения беспилотных транспортных средств, которые помогут в решении задач по развитию транспортной платформы.

Госкомиссия, а также ассоциация полярников [2], предложили ряд мероприятий по реализации приоритетных направлений в Арктике: создание эффективной системы спасения и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в условиях Арктики; разработка и реализация новой тарифной политики для СМП; разработка и внедрение арктических технологий на территориях Арктической зоны; создание условий для расширения межрегионального взаимодействия.

Отлаженная транспортная инфраструктура в арктической зоне РФ позволит сформировать выгодные предложения для новых инвесторов в транспортно-логистической, высокотехнологичной нефтесервисной сферах, а также стать наиболее конкурентоспособной среди стран, заинтересованных в Арктике.

Библиографические ссылки

1. Подсветова, Т. В. Транспортная составляющая экономики Арктики / Т.В. Подсветова // Вестник МГТУ. - 2014. - № 3. - [Электронный ресурс]. - URL: http://vestnik.mstu.edu.ru/v17_3_n58/552_555_podsve.pdf (дата обращения 02.04.2017).

2. Чиркова, А. М. Состояние и перспективы логистического развития Арктического региона / А. М. Чиркова. - 2016. - № 56-3. - [Электронный ресурс]. - URL: http://novainfo.ru/article/ 9288 (дата обращения 02.04.2017).

3. Черниговцев, Р. А. Объединенная судостроительная компания / Р. А. Черниговцев // Каталог гражданских судов и морской техники. - 2015. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www. oaoosk.ru/upload/iblock/4b9/osk_civil_rus_04-07-2016-final.pdf (дата обращения 02.04.2017).

4. Яковец, Ю.В. Глобальный прогноз «Будущее цивилизаций» на период до 2050 года / Ю. В. Яковец, А. Т. Спицын, Н.С. Бектурганов // Прогноз и стратегия энергоэкологического партнерства России. Казахстан и ЕврАзЭС. - 2009. - часть 10. - [Электронный ресурс]. - URL: http://misk.inesnet.ru/wp-content/uploads/research/part10.pdf (дата обращения 03.04.2017).

© Сдельникова А. А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.