Научная статья на тему 'Современное состояние транспортного комплекса республики Татарстан'

Современное состояние транспортного комплекса республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
389
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернов П. П.

Публикуемый материал содержит характеристики и краткое описание транспортных коммуникаций Республики Татарстан. Приводятся аналитические данные по работе транспортного комплекса республики за последние несколько лет. На основе этих данных вскрыты причины снижения основных показателей работы транспорта и намечены направления развития транспортных отраслей. Предложены конкретные пути увеличения объемов перевозок грузов и пассажиров в регионе. Также отражены проблемы, возникшие у транспортного комплекса республики в современных экономических условиях, и предложены методы их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODERN CONDITION OF THE TRANSPORT COMPLEX OF THE REPUBLIC TATARSTAN

The published material contains the features and thumbnail sketch of transport communication of Tatarstan. The author gives the analytical report on activity of the transport complex of the republic for the last several years. According to this report the reasons of reduction of the main indexes of transport working are opened and major directions of the development of the transport branches are intended. The concrete ways of the increase of volume of cargo and passenger transportation in region are offered. Also the author reflects the problems, appeared beside the transport complex of the republic in modern economic condition, and offers the methods of their decision.

Текст научной работы на тему «Современное состояние транспортного комплекса республики Татарстан»

большие экономические потери при покупке удобрений по максимальным ценам, перевозке по более высоким тарифам.

2. Десятилетняя работа отрасли, ориентированная на внешний рынок, привела к выделению основных участников (производители, трейдеры, стивидорные компании, крупные агропроизводители, железнодорожный транспорт, речной транспорт, морской транспорт) в системе доставки удобрений от производителя к потребителю, имеющих финансовые средства, которые могут быть вложены в восстановление инфраструктуры внутри страны.

Поэтому можно сделать вывод, что необходим комплексный подход по разработке рекомендаций о работе транспортно-логистической системы при поставках удобрений на внутренний и внешний рынок. К экономической эффективности продаж удобрений на внутренний рынок должна приводить рациональная работа транспорт-но-логистической системы, а не государственной регулирование с выделением квот на продажу, как в настоящее время.

Список литературы

[1] Информационный сайт Министерства сельского хозяйства РФ.

[2] FERTECON NITROGEN REPORT (Еженедельный обзор рынка минеральных удобрений).

[3] Информационный сайт Министерства водного транспорта РФ.

THE SYSTEM OF DELIVERY MINERAL FERTILIZERS IN INTERNAL AND FOREIGN MARKET. ANALYSIS AND OFFERS BY IMPROVEMENT OF THIS SYSTEM

A. Pavlovich

The primary task of this article is to describe existing system of delivery mineral fertilizers, their advantage and defect. In article are also given some recommendations by optimization of this system.

УДК 656.078

П.П. Чернов, первый заместитель министра, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан. 420045, Казань, ул. Ершова, д. 31 а.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Публикуемый материал содержит характеристики и краткое описание транспортных коммуникаций Республики Татарстан. Приводятся аналитические данные по работе транспортного комплекса республики за последние несколько лет. На основе этих данных вскрыты причины снижения основных показателей работы транспорта и намечены направления развития транспортных отраслей. Предложены конкретные пути увеличения объёмов перевозок грузов и пассажиров в регионе. Также отражены проблемы, возникшие у транспортного комплекса республики в современных экономических условиях, и предложены методы их решения.

Республика Татарстан входит в состав крупнейших регионов России и занимает в её экономической системе одно из ведущих мест. Татарстан обеспечивает народное

хозяйство страны сырьевыми ресурсами - нефтью и нерудными строительными материалами, грузовыми автомобилями с автогиганта КАМАЗ, сельскохозяйственной продукцией, средствами связи и автоматизации. Республика занимает обширную территорию, расположенную в месте слияния двух рек - Камы и Волги, которые являются основными водными транспортными артериями в Европейской части России. Кроме того, через Татарстан проходят важнейшие железнодорожные магистрали Восточного и Южного направлений. Общая площадь территории республики составляет 67836,2 кв. км с протяженностью 290 км с севера на юг и 460 км с запада на восток. Республика Татарстан является центром обширного региона, входящего в состав Приволжского федерального округа, включающего автономные республики и крупнейшие области Российской Федерации. Татарстан имеет границы на западе с Чувашией, на сезеро-западе - с Марий Эл, на севере - с Удмуртией, на востоке - с Башкирией, а также с Самарской, Ульяновской, Оренбургской и Кировской областями.

Промышленные предприятия региона имеют обширные внешнеэкономические связи как со странами СНГ, так и дальнего зарубежья. Через территорию республики проходят важнейшие транспортные пути: водные - реки Волга, Кама, Вятка, Белая; железнодорожные по направлениям: Москва - Урал - Сибирь - Дальний Восток, Москва - Поволжье - Астрахань; автомобильные - Москва - Нижний Новгород - Казань - Уфа - Челябинск, Казань - Оренбург, Казань - Ульяновск.

Регион с хорошо развитым транспортным комплексом является привлекательным для инвесторов, а это предопределяет увеличение денежной массы, ускоренное развитие экономики, рост числа рабочих мест на данной территории. В Татарстане транспортный комплекс курируется Министерством транспорта и дорожного хозяйства.

Транспортный комплекс Республики Татарстан (РТ) объединяет шесть видов транспорта (автомобильный, городской общественный, водный, воздушный, трубопроводный, железнодорожный) и соответствующие пути сообщения, насчитывает около 1400 субъектов хозяйственной деятельности, 315 из которых - с долей государственной собственности. В транспортном комплексе республики трудится свыше 80 тысяч человек.

Транспортный комплекс республики управляется как непосредственно через Министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ, так и через территориальные органы министерства в 15 городах республики.

Протяженность путей сообщения транспортной системы Республики Татарстан на сегодня составляет: 878 км железных дорог общего пользования, 20 тыс. км автомобильных дорог, в том числе 4 тыс. км дорожно-уличная сеть в городах РТ, 152 км трамвайных путей, 96 км троллейбусных линий, 843 км обслуживаемых судоходных внутренних водных путей, 58 авиалиний, 232 км путей промышленного железнодорожного транспорта.

Автобусным сообщением охвачено 2108 сельских населенных пункта (68 % от общего количества). Пассажиров обслуживают 2953 автобуса, 11 автовокзалов, 34 автостанции, 23 стационарных кассовых пункта. Перевозка пассажиров организована на 822 автобусных маршрутах, которые осуществляются 46 специализированными автопредприятиями. Кроме того, на маршрутных перевозках используется 780 автобусов индивидуальных предпринимателей.

Основные показатели работы транспортного комплекса республики в 2000--2001 гг. приведены в таблице 1. Наиболее успешно в 2001 г. на перевозках грузов и пассажиров работал автомобильный транспорт, который улучшил свои абсолютные показатели по объёмам перевозок грузов и пассажиров по сравнению с 2000 г. в среднем на 6,3 %. Значительное снижение объёмов имеет внутренний водный транспорт по обоим видам перевозок - как пассажиров, так и грузов.

Таблица 1

Основные покшатели работы транспортного комплекса Республики Татарстан

в 2000-2001 гг.

Вид транспорта Перевозки

пассажиров, млн. пасс грузов, млн. тонн

2000 2001 % 2000 2001 %

Автомобильный 619,8 645,5 104,1 2,8 3 108,6

городские перевозки 576,5 602,2 104,5 ... ... ...

пригородные перевозки 40,4 39,6 98 ... ... ...

междугородние перевозки 2,9 3,7 127,6 — ... ...

Городской электрический 422,5 439,6 104 — — ...

трамвай 260,5 265,8 102 — — —

троллейбус 162 173,8 107,3 ... ... ...

Железнодорожный 11,9 10,1 84,9 12,6 13.6 107,9

Промышленный железнодорожный ... ... ... 6,8 7.5 110.3

Водный (внутренний) 1,5 1,3 89,4 6,5 6,2 95

Воздушный 0,213 0,24 112,7 — ... ...

ИТОГО: 1055,9 1096,8 103,9 21,9 22.8 104,2

В 2001 году, по сравнению с 2000 годом, общий объем перевезённых грузов подведомственными организациями министерства вырос на 4,2 %, количество перевезённых пассажиров увеличилось на 3,9 %.

В состав регионального транспортного комплекса входят отраслевые комплексы -автотранспортный, железнодорожный и другие, обеспечивающие решение задач по перевозкам грузов и пассажиров с определенной спецификой. Транспортный комплекс имеет основные, общие для всех региональных комплексов, принципы работы.

Наиболее развитым в Татарстане является железнодорожный транспорт, путевые артерии которого соединяют столицу - Казань и другие города республики с основными промышленными центрами региона и России.

Однако лидером по перевозкам грузов является трубопроводный транспорт, годовой объём перевозок которого составляет около 35 млн. тонн с грузооборотом более 50 млрд. ткм. Удельный вес трубопроводного транспорта в перевозках грузов достигает в последние два года почти 50 % как по тоннам, так и по тоннокилометрам. Это обусловлено тем, что на территории Татарстана (г. Альметьевск) берет свое начало нефтепровод "Дружба", который доставляет нефть в страны ближнего зарубежья и Западную Европу. На перевозках пассажиров первое место занимает автомобильный транспорт, где учтена работа как внутригородских, так и междугородних маршрутов.

Объем услуг в валовом национальном продукте, куда входит и транспортное обслуживание, составляет по республике 31,5 %, а производство промышленной продукции и товаров - 59,9 %.

В последние годы в Татарстане наблюдается устойчивый рост объемов производства. Общей тенденцией развития транспорта в регионе является рост внешнеторговых перевозок, где ведущее положение занимает экспортное направление (около 80 % экспортных перевозок и только примерно 20 % — импортных). Кроме того, предполагается, что в перспективе через территорию республики будет проходить международный транспортный коридор № 2 (Польша - Прибалтика - Белоруссия - Москва -Нижний Новгород - Казань - Екатеринбург - Тюмень - Дальний Восток), а также МТК Север - Юг (Скандинавия - Санкт-Петербург - Волго-Балтийский канал - Волга - Каспийское море). Создание международных транспортных коридоров, безусловно,

окажет положительное влияние как на развитие рынка транспортных услуг региона, так и на развитие инфраструктуры транспортного комплекса. Из анализа внешнеторгового оборота Татарстана можно сделать вывод, что республика, в основном, является экспортирующей стороной. Это, безусловно, характеризует направление развития ее внешнеэкономического сектора экономики как положительное. Региональные административные органы большое внимание уделяют поддержке и развитию национальных производителей промышленной продукции, что соответствует государственным интересам республики.

Структурная политика правительства республики переориентируется в настоящее время с оказания поддержки неэффективным предприятиям на развитие инфраструктуры экономики, обеспечение мобильности рабочей силы, поддержку новых направлений - прежде всего, инновационных и информационных, стимулирование реструктуризации и реформирования предприятий. Республиканские органы власти будут также стимулировать диверсификацию экспорта с постепенным увеличением продукции обрабатывающих отраслей, особенно высокотехнологичных. Доля услуг в общем объеме производства промышленной продукции и услуг Татарстана показана на рис.

120.0

ю ее

20 оо

| □ Продукция и услуги * Услуги П Трансп. услуги

Рис. Динамика основных услуг в Республике Татарстан

Развитие транспортного комплекса республики требует постоянного вложения инвестиций в его основные средства. В 2001 году источниками финансирования капитальных вложений в транспорт были средства республиканского, местного бюджетов и собственные средства предприятий. Из всех источников было выделено более 1,5 миллиардов рублей. Для поддержания на должном уровне технического состояния транспортных средств и обеспечения соответствующего качества перевозок пассажиров в 2001 г. приобретено 716 автобусов, 9 трамваев и 25 троллейбусов. На ремонт и приобретение самолетно-моторного парка использовано около 600 млн. рублей. Казанское отделение Горьковской железной дороги получило 2 электропоезда, 11 купейных вагонов и 3 вагона СВ. Судоходной компании «Татфлот» выделено 10 млн. рублей на закупку двигателей и запасных частей к ним, речному техникуму выделены средства для текущего ремонта здания. На реконструкцию международного аэропорта «Казань» в 2001 году было выделено 260 млн. рублей.

Состояние отдельных видов транспорта, участвующих в перевозках грузов и пассажиров, в текущем году характеризуется следующими показателями.

Автотранспортные пассажирские перевозки осуществляются на междугородних, пригородных и внутригородских маршрутах муниципальными и частными транспортными

предприятиями. Благодаря принимаемым в последние три года мерам, автобусный парк транспортных предприятий, осуществляющих социально значимые перевозки, обновился на 41 %. В настоящее время решаются вопросы замены состава автобусов и для междугородних перевозок, потребность в приобретении которых составляет в 2002 г. не менее 50 единиц. Городской пассажирский автотранспорт перевозит в республике ежедневно более 2,5 млн. человек. В связи с появлением частных автотранспортных фирм произошло перераспределение объёмов перевозок пассажиров. Только в Казани автотранспортом частных предпринимателей перевозится около 12% всех пассажиров. В настоящее время в республике работает 192 частных фирмы, выпускающих на линии более 700 единиц пассажирского автотранспорта. Внутригородские перевозки в г. Казани осуществляются двумя основными видами транспорта: автотранспортом и электротранспортом. К электротранспорту относятся трамваи, троллейбусы и строящийся метрополитен. В 2002 г. электротранспортом предполагается перевезти до 40 % городских пассажиров. В республике постоянно растёт число населенных пунктов, где организовано внутригородское пассажирское сообщение. Например, в 1990 г. таких пунктов было 25, а в 2001 г. их число увеличилось до 44.

Однако, как показывает отечественная и мировая практика, транспортная проблема в городах с численностью населения более 800 тыс. человек, может быть решена только путём строительства метрополитена. Альтернативы этому виду транспорта в исторически сложившихся условиях города Казани не существует. К достоинствам метрополитена можно отнести:

- использование подземного пространства в центральной части города;

- снижение загрязнения воздуха отходами работы наземного транспорта на 10-15 %.

В 2001 г. на строительстве Казанского метрополитена освоено 441 млн. рублей, а с начала строительства инвестиции составили 949 млн. руб., в том числе из бюджета республики -463 млн. руб. или 48,8 %.

Пуск Казанского метрополитена намечен на 2005 г., а для полного завершения строительства первой очереди потребуется 14,3 млрд. руб.

Воздушные перевозки в республике осуществляются с использованием трёх аэропортов и 11 авиакомпаний. Парк воздушных судов составляют в республике 82 самолёта и 20 вертолётов, в том числе пригодны для полётов на международных линиях 20 самолётов. В 2001 г. в Татарстане создана единая Национальная авиакомпания, что обеспечит более успешное решение задач, стоящих перед авиаторами республики. Правительство республики приняло решение приобрести для авиакомпании два новейших лайнера ТУ-214 путем лизинга. Статистика показывает, что услугами аэро-флота в Татарстане пользуется около 3 % населения, поэтому воздушный транспорт республики пока убыточен и ему требуется на покрытие убытков до 30 млн. руб. дотаций правительства ежегодно. Также убыточна в республике и работа внутреннего водного транспорта, основу которого составляет судоходная компания «Татфлот», находящаяся в республиканской собственности. На начало 2002 г. в республике имелось 342 ед. перегрузочной техники и судов обшей грузоподъёмностью 96,4 тыс. тонн. Средний возраст судов составляет 24,5 года, что говорит практически о полном физическом и моральном их износе. В 1998 г. завершена реконструкция имеющихся грузовых причалов СК «Татфлот», которые смогут теперь принимать и обслуживать суда смешанного плавания. Республика Татарстан имеет пассажирские речные вокзалы в городах Казань, Нижнекамск, Тетюши, Болгары, Чистополь.

Железнодорожный транспорт республики работает достаточно стабильно. Казанское и Ижевское отделения Горьковской железной дороги, Камское отделение Куйбышевской железной дороги обеспечивают перевозки грузов и пассажиров, качественную техническую эксплуатацию локомотивного и вагонного парков, формирование, отправление и пропуск поездов. Основной проблемой для железнодорожников

является несвоевременная погрузка-разгрузка вагонов, которая порождает, в свою очередь, проблему нехватки грузовых вагонов подвижного состава.

В целом работа железнодорожного транспорта отличается достаточной стабильностью и эффективностью. Его реформирование в республике осуществляется в соответствии с федеральной программой реструктуризации деятельности МПС.

Путевые условия являются важнейшей составляющей всей транспортной инфраструктуры. Эффективное функционирование транспортных артерий обеспечивает качественную и бесперебойную работу транспорта, что положительно сказывается на экономической системе республики и благосостоянии её населения. В соответствии с Программой развития и совершенствования дорожной сети Республики Татарстан до 2005 г. дорожный комплекс в 2001 г. освоил 4 млрд. 767 млн. рублей финансирования, которые пошли как на реконструкцию и качественную эксплуатацию дорог, так и на строительство новых. Отремонтировано 566 км дорог с асфальтобетонным покрытием, отремонтировано более 10 мостов общей протяженностью 420 п.м., введено в эксплуатацию 28 мостов. Сеть автодорог общего пользования увеличилась в республике к концу 2001 г. на 18 % и составила 14,9 тыс. км.

Сложность состава транспортного комплекса и решаемых задач обусловила необходимость совершенствования его системы управления, которая не всегда отвечает современным требованиям и не обеспечивает должный уровень эффективности работы транспорта. Целесообразно создать перспективную модель управления транспортным комплексом, которая позволит решать основные проблемы, стоящие перед ним. Можно выделить две группы проблем, стоящих перед транспортным комплексом Республики Татарстан.

Во-первых, это проблемы, вытекающие из перевозок за пределы республики (назовём их внешними проблемами) и, во-вторых, это проблемы деятельности транспортного комплекса внутри Республики Татарстан.

К внешним проблемам, прежде всего, следует отнести

- недостаточность законодательно-нормативной базы на федеральном уровне по принципиальным вопросам деятельности транспортного комплекса;

- нерентабельная работа авиапредприятий из-за малого пассажиропотока;

- недостаток железнодорожного подвижного состава общего пользования для организации пассажирских перевозок в летнее время.

В то же время к основным внутренним проблемам относятся:

- отсутствие комплексных схем перевозок пассажиров - как на уровне республики, так и на уровне городов;

- отсутствие республиканской законодательно-нормативной базы но организации перевозок;

- недостаточность средств бюджета для полной компенсации выпадающих доходов транспортных предприятий от перевозок льготных категорий населения;

- недостаточное обеспечение населенных пунктов республики автодорогами с твердым покрытием для круглогодовой работы автотранспорта и регулярными автобусными маршрутами;

- рост аварийности на транспорте;

- низкий уровень обслуживания пассажиров;

- отсутствие автоматизированных систем управления движением пассажирского подвижного состава в городах;

- отсутствие инфраструктуры для обслуживания инвалидов на колясках.

Следует отметить, что это не исчерпывающий перечень нерешенных проблем

стоящих перед органами управления транспортным комплексом, безусловно, он ограничен рамками настоящей статьи.

Для решения проблем транспортного комплекса республики принят программно-целевой принцип в рамках индикативного метода управления экономикой Республики Татарстан. На федеральном уровне - это прежде всего участие в выполнении федеральных целевых программ «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» и «О социально-экономическом развитии Республики Татарстан на 2002-2006 годы». На республиканском уровне - это выполнение правительственных целевых программ «Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2001— 2005 годы», «Развитие и совершенствование дорожной сети в Республике Татарстан до 2005 года» и «Комплексная программа обеспечения безопасности дорожного движения на 2002-2010 годы». Реализация этих программ на территории Республики Татарстан позволит укрепить транспортный комплекс в качестве системообразующей структуры, обеспечивающей устойчивость экономики республики, и решить задачи возрастающего спроса на количество и качество транспортных услуг.

THE MODERN CONDITION OF THE TRANSPORT COMPLEX OF THE REPUBLIC TATARSTAN

P. Chernov

The published material contains the features and thumbnail sketch of transport communication ofTatarstan. The author-gives the analytical report on activity of the transport complex of the republic for the last several years. According to this report the reasons of reduction of the main indexes of transport working are opened and major directions of the development of the transport branches are intended. The concrete ways of the increase of volume of cargo and passenger transportation in region are offered. Also the author reflects the problems, appeared beside the transport complex of the republic in modern economic condition, and offers the methods of their decision.

УДК 656.078

П.П. Чернов, первый заместитель министра, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан. 420045, Казань, ул. Ершова, д. 31 а.

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

В статье содержатся материалы анализа современного состояния транспортного комплекса Республики Татарстан. Приводятся данные о финансировании транспортных организаций и транспортной инфраструктуры на условия 2002 года. Рассматриваются основные задачи совершенствования работы дорожно-транспортного комплекса республики на ближайшую перспективу. В статье отражены основные направления развития дорожно-транспортного комплекса республики Татарстан, а также вскрыты проблемы, которые необходимо решать при этом. Автором сформулированы основные элементы концепции развития транспорта республики Татарстан в 2003-2005 годах по всем основным видам перевозок.

Транспортный комплекс - одна из важнейших отраслей экономики Республики Татарстан. Его устойчивое и эффективное функционирование определяет развитие внутренних и внешних транспортно-экономических связей, способствует стабилизации и подъему экономики, улучшению условий и уровня жизни населения Республики Татарстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.