Научная статья на тему 'Концепция развития транспортного комплекса Республики Татарстан'

Концепция развития транспортного комплекса Республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
242
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернов П. П.

В статье содержатся материалы анализа современного состояния транспортного комплекса Республики Татарстан. Приводятся данные о финансировании транспортных организаций и транспортной инфраструктуры на условия 2002 года. Рассматриваются основные задачи совершенствования работы дорожно-транспортного комплекса республики на ближайшую перспективу. В статье отражены основные направления развития дорожно-транспортного комплекса республики Татарстан, а также вскрыты проблемы, которые необходимо решать при этом. Автором сформулированы основные элементы концепции развития транспорта республики Татарстан в 2003-2005 годах по всем основным видам перевозок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF THE DEVELOPMENT OF THE TRANSPORT COMPLEX OF THE REPUBLIC TATARSTAN

There are the material of the analysis of the modern condition of the transport complex of Tatarstan in article. The author gives the data about financing of transport organization and transport infrastructure according to economic condition in 2002. The primary tasks of the improvement of the road complex activity of the republic on prospect are considered and the in this article. The main trends of the development of road complex of the republic Tatarstan are also reflected in the article. It is opened the problems, which necessary to solve herewith. The main elements of concept of the development of the transport of the republic Tatarstan in 2003-2005 on all main type of transportation are determined by author.

Текст научной работы на тему «Концепция развития транспортного комплекса Республики Татарстан»

Для решения проблем транспортного комплекса республики принят программно-целевой принцип в рамках индикативного метода управления экономикой Республики Татарстан. На федеральном уровне - это прежде всего участие в выполнении федеральных целевых программ «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» и «О социально-экономическом развитии Республики Татарстан на 2002-2006 годы». На республиканском уровне - это выполнение правительственных целевых программ «Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2001— 2005 годы», «Развитие и совершенствование дорожной сети в Республике Татарстан до 2005 года» и «Комплексная программа обеспечения безопасности дорожного движения на 2002-2010 годы». Реализация этих программ на территории Республики Татарстан позволит укрепить транспортный комплекс в качестве системообразующей структуры, обеспечивающей устойчивость экономики республики, и решить задачи возрастающего спроса на количество и качество транспортных услуг.

THE MODERN CONDITION OF THE TRANSPORT COMPLEX OF THE REPUBLIC TATARSTAN

P. Chernov

The published material contains the features and thumbnail sketch of transport communication ofTatarstan. The author-gives the analytical report on activity of the transport complex of the republic for the last several years. According to this report the reasons of reduction of the main indexes of transport working are opened and major directions of the development of the transport branches are intended. The concrete ways of the increase of volume of cargo and passenger transportation in region are offered. Also the author reflects the problems, appeared beside the transport complex of the republic in modern economic condition, and offers the methods of their decision.

УДК 656.078

П.П. Чернов, первый заместитель министра, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан. 420045, Казань, ул. Ершова, д. 31 а.

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

В статье содержатся материалы анализа современного состояния транспортного комплекса Республики Татарстан. Приводятся данные о финансировании транспортных организаций и транспортной инфраструктуры на условия 2002 года. Рассматриваются основные задачи совершенствования работы дорожно-транспортного комплекса республики на ближайшую перспективу. В статье отражены основные направления развития дорожно-транспортного комплекса республики Татарстан, а также вскрыты проблемы, которые необходимо решать при этом. Автором сформулированы основные элементы концепции развития транспорта республики Татарстан в 2003-2005 годах по всем основным видам перевозок.

Транспортный комплекс - одна из важнейших отраслей экономики Республики Татарстан. Его устойчивое и эффективное функционирование определяет развитие внутренних и внешних транспортно-экономических связей, способствует стабилизации и подъему экономики, улучшению условий и уровня жизни населения Республики Татарстан.

Транспортный комплекс, обеспечивающий потребности Республики Татарстан в перевозках пассажиров и грузов, характеризуется сложной организационной структурой, включающей многочисленные разнообразные хозяйствующие субъекты железнодорожного, автомобильного, городского электрического, воздушного, водного и трубопроводного транспорта.

Государственная транспортная политика - это эффективная деятельность уполномоченных органов государственной власти, осуществляемая в соответствии со стратегическими целями и приоритетами функционирования и развития транспортного комплекса на основе законодательных и иных нормативно-правовых документов в условиях рыночной экономики.

Разработанная в 1999 г. концепция государственной транспортной политики Республики Татарстан соответствует общей направленности проводимых в республике преобразований, отражает специфику транспортного комплекса, но некоторые её положения уже потеряли свою актуальность. Поэтому возникла насущная необходимость внести изменения в концепцию, чтобы она адекватно отражала новые требования современной экономической ситуации как в Республике Татарстан, так и в народном хозяйстве страны в целом.

Транспортный комплекс является одним из крупнейших в республике. Его доля в валовом региональном продукте составляет около 10 %, в стоимости основных фондов - 14,0 %, в численности работающих - 7 %, в прибыли предприятий и организаций - 9 %, в объеме платных услуг - 23 %. Структура дорожно-транспортного комплекса приведена на рис. 1.

Значительную роль в обеспечении межрегиональных связей Республики Татарстан играет железнодорожный транспорт. Им осуществляется, наряду с трубопроводным транспортом, преобладающая часть межрегиональных перевозок грузов (см. табл. 1).

Таблица 1

Грузооборот транспорта общего пользовании, млрд. ткм

Год всего ж.-д. трубопр. автотр. Прочие

1995 101,5 12,4 87,3 1,1 0,7

1996 98,7 10,4 86,9 0,68 0,72

1997 101,3 10,33 89,5 0,7 0,77

1998 106,6 11,9 93,3 0,68 0,72

1999 110,9 12,6 97 0,67 0,63

2000 118,3 15,4 101,5 0,7 0,7

2001 129,1 19 108,6 0,88 0,62

В выполнении международных грузовых перевозок все более активную роль начинает играть автомобильный транспорт.

Республика осуществляет поставки нефти и газа нефтеперерабатывающим предприятиям Республики Татарстан, в соседние регионы и на экспорт. Соответственно сохраняются перевозки продукции нефтехимической промышленности. Отсутствие собственного танкерного флота приводит к тому, что перевозку продукции нефтепереработки осуществляет водный транспорт других регионов. Поэтому в ближайшей перспективе республике необходимо обзаводиться своим танкерным флотом. Это обусловлено экономическими интересами не только региона, но и народного хозяйства страны в целом. Основной перевозчик нефтепродуктов на водном транспорте Центра России - пароходство «Волготанкер» переживает сложные времена, раздроблено, поэтому не обеспечивает предоставление необходимых транспортных услуг регионам.

-р.

ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Трест ОАО "КамдорстроЙ"

ЗАЛНООСАД -ОфяГ

ГУЛ

АХХ 'Дорога осе" ООО-Н»^!"

МослхприШ+кшиОАО

МопоогршМШфатаа

ООО «СМГЬМОО»

ОАО "Иж.покфстрЫГ

ЗАО 'Дорожки* тсмичоса

кхгрояьРТ

КУЛ ТмостъГ

Дорожное хозяйство Воздушный транспорт

«Главтэтдорпранс» ОАО «Авиакомпания Татарстан»

ГПРСО "Татавтодор" ГУП «Татазронавигяпия»

ОАО "Квздорстрой" ОАО «Международн ый аэропорт «Казань»

ООО "Татнефтедор" г. Бугульма ОАО «Второе Казанское авиапредприятие»

ГУП «Бугульминское авиапредприятие»

ОАО «Татарское агентство воздушных сообщений»

ГУП .«НдционалышЯ шэроклуб «Татарстан»

Бхтпш> Аамаспортклуб «Сошд-Елабугг» и Другие

Автомобильный транспорт

ОАО «Корпорация Татавтотраис»

Госушфствемиис я муниципальные

ярцяроша Ккиксхос 11АТП-2 Кхмкиос ПАТП-3 Кшмскос ПАТЛ-4 ПАТЛ г Наб Челны ПАТЛ г Нижнекамск •АСДУА-((срсышамсхос АТП Аксубоеаское АТП Актанышскос АТП Зеленодольское ПАТЛ Тстюшское АТП Чистопольский УКК Ахтоьоазал Наб Чел им Казанское УТЭП Чистопольский агрегатный и вод Зиоя «Отройкомывшэ»

ОАО 'Каинсих ПАТТИ" ОАО *А«то«ог».>-Слабуп»

ООО 'Транслорт - эсспросс"

ООО ' Транспорт АластааскмД ршЛст

Водный транспорт

ГУП «Судоходная компания «Татфлот»

ОАО «Речной порт Наб. Челны»

ОАО «Чистопольский судоремонтный завод»

ООО

« Актаны шречтранс»

ЧП «Латыпов»

ООО «Чулманречтранс»

жд

транспорт

Казанское отделение Горьковской ЖД

Камское представительство Куйбышевской ЖД

ОАО «Казанское МППЖД»

Г'орэлектро-транспорт Трубопроводный транспорт

КУП «Казгорэлеггро-транспорт» ОАО ((Средне волжский транснсфтспродукт»

КУП «Альмстьевское троллейбусное управление» ОАО «Северозападные магистральные нефтепроводы»

ООО «Электротранспорт Наб. Челны»

ГУП «Казанский район водных путей и судоходства» ООО «Промтраис-Альметьсвск»

ООО «Железнодорожинк-11аб Челны»

КУП «Нижнекамскос трамвайное управление»

КУП «Казметрострой»

Прочие

Рис 1 Состав транспортного комплекса Татарстана

Значительный объем городских, пригородных и междугородних пассажирских перевозок в республике осуществляет пассажирский автотранспорт, который в наибольшей мере нуждается в государственной поддержке, так как из-за недостатка и неудовлетворительного состояния подвижного состава и других технических средств транспорта имеются трудности в освоении перевозок. Не хватает автобусов, а также трамваев и троллейбусов.

Остро ощущается недостаток железнодорожного пассажирского подвижного состава для пригородного сообщения.

Линии Свияжск - Ульяновск и Агрыз - Письмянка, представляющие собой рокадные направления и обеспечивающие в значительной мере перевозки грузов в республике, остаются однопутными, работающими на тепловозной тяге.

Аэропорты и аэродромы гражданской авиации размещены в 9 пунктах Татарстана. Имеются два международных аэропорта - в Казани и Набережных Челнах.

Единая водная система Европейской части России, основу которой составляет бассейн реки Волги, создает условия для использования в Республике Татарстан судов смешанного плавания в составе международных транспортных коридоров по направлениям Каспийского, Средиземноморского и Балтийского бассейнов.

Речные порты в городах Казань и Набережные Челны, а также грузовые причалы в ряде населенных пунктов нуждаются в капитальном ремонте и реконструкции.

Основные автотранспортные магистрали в Республике Татарстан имеют не только республиканское, но и федеральное значение. Размещение магистралей совпадает с направлениями международных транспортных коридоров, что предъявляет к ним дополнительные требования по совершенствованию технических параметров, обеспечению безопасности перевозок, охране окружающей среды и развитию сериисных служб.

Степень износа основных фондов транспорта в 2001 г. составила 46 %, в том числе транспортных средств - 62 %, что говорит о необходимости существенного обновления парков подвижного состава транспорта.

Неблагополучным остается положение с обеспечением безопасности движения, полетов и судоходства.

Неудовлетворительное состояние технических средств транспорта повышает себестоимость перевозок, приводит к росту тарифов на перевозки и ухудшению обслуживания предприятий и населения.

Значительная изношенность и низкие темпы обновления технических средств транспорта связаны, главным образом, с трудным финансовым положением транспортных организаций. По итогам 2001 года все предприятия городского электрического транспорта оказались убыточными. На пассажирском автомобильном и на воздушном транспорте доля убыточных предприятий составляет около 85 %, а на внутреннем водном - 50 %.

Убыточность транспортных организаций вызвана снижением их доходов из-за уменьшения объемов перевозок, а также общей нестабильностью в экономике, кризисом неплатежей, парализующим процесс воспроизводства на транспорте независимо от экономических результатов деятельности, неполной компенсацией затрат на убыточные социально значимые пассажирские перевозки.

Развитие транспортного комплекса в 2002 году

Политика в вопросах управления государственным имуществом должна осуществляться в соответствии с «Концепцией управления государственным имуществом Республики Татарстан» и в ближайшей перспективе будет направлена на уменьшение количества предприятий, государственный пакет акций в которых на сегодня составляет

менее 25 %. В остальных случаях, если предприятие является социально значимым, государственная доля имущества должна быть оптимизирована с сохранением за государством блокирующего или контрольного пакета акций.

Инвестиционная деятельность в транспортном комплексе ведется на основе следующих программ:

1. Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 г.» (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.08.2001 г. № 625).

2. Подпрограмма «Сохранение и развитие исторического центра г. Казани» (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2001 г. № 180).

3. Программа развития и совершенствования дорожной сети в Республике Татарстан до 2005 года (утверждена Постановлением Кабинета Министров РТ N° 916 от 30.12.2000 г.).

4. Республиканская целевая программа развития транспортного комплекса Республики Татарстан на 2001-2005 годы (утверждена Постановлением Кабинета Министров РТ№ 867 от 18.12.2000 г.).

Общий объём финансирования транспортного комплекса Республики Татарстан на 2002 год составляет 5,4 млрд. руб., в том числе из федерального бюджета -2,1 млрд. руб.

Объем финансирования дорожного хозяйства Республики Татарстан на 2002 год составляет 4,3 млрд. руб. Это только на 57 % закрывает потребность дорожной отрасли республики по выполнению поставленных перед ней задач развития и совершенствования дорожной сети для обеспечения необходимого объема пассажирских и грузовых перевозок.

Снижение в 2001 году ставки налога на пользователей автодорог привело к резкому сокращению финансирования дорожного хозяйства Республики Татарстан. Недостаток финансирования уменьшает объём ремонта и ухудшает содержание существующей республиканской сети дорог общего пользования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В этих условиях очень важным является выбор приоритетных направлений развития дорожного хозяйства Республики Татарстан в нынешних условиях.

Федеральная программа совершенствования и развития сети автомобильным дорог «Дороги России 21 века» обозначила эти направления на период до 2005 года:

- уменьшение отставания по срокам ремонтов дорог с одновременным повышением технического уровня и пропускной способности дорог;

- продолжение реализации уже действующих инвестиционных проектов в районах, наиболее перегруженных движением.

Программа дорожных работ на дорогах общего пользования на 2002 год сформирована с учетом приоритетного отношения к капитальному ремонту и содержания существующей республиканской сети автомобильных дорог, в результате чего сокращены объемы строительства новых дорог и искусственных сооружений. Как показали результаты исследований, при таком планировании в последующие годы расходы на восстановление повышенного износа автомобильных дорог будут существенно возрастать.

Объем финансирования транспортных объектов и предприятий на 2002 год составляет 1,1 млрд. руб.

Федеральный бюджет полностью выполнил свои обязательства в соответствии с Федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года» по выделению средств на приобретение подвижного состава республиканским транспортным предприятиям в размере 300 млн. рублей. Кроме этого, предусмотрены средства на строительство и реконструкцию автомобильных,

железнодорожных и речных вокзалов, причалов и причальных стенок, трамвайных путей и троллейбусных линий, депо и подстанций, в размере 36 млн. руб.

Из федерального бюджета выделены средства на компенсацию убытков транспортных предприятий от перевозки пассажиров с целью реализации Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в размере 29 млн. руб. и по Федеральной адресной инвестиционной программе 214 млн. рублей на строительство метрополитена.

Одним из наиболее наболевших вопросов региональной транспортной политики при перевозках пассажиров является проблема льготников.

Практически все виды социально значимых перевозок убыточны. Основной причиной является отсутствие полной компенсации «выпадающих» доходов АТП от перевозок пассажиров, которым действующим законодательством предоставлено право льготного проезда на пассажирском автотранспорте. По данным Госкомстата России 59,7 % пассажиров, пользующихся маршрутными автобусами городского и пригородного сообщения, перевозятся бесплатно.

Если сдерживание тарифов по причинам социального свойства является вполне объективным фактором, то так называемая «проблема льготников» обусловлена несоответствием правовой базы и экономической ситуации, отсутствием механизма покрытия издержек, связанных с перевозкой пассажиров, имеющих социальные и профессиональные льготы. При этом количество категорий таких пассажиров постоянно возрастает. Если 10 лет назад их насчитывалось 19, то в настоящее время - 60, что составляет 1,2 млн. человек, или 49 % от всей численности населения республики.

Положение усугубляется тем, что транспорт частных перевозчиков «увозит» значительное количество платных пассажиров, оставляя для транспорта общего пользования перевозки всех граждан, имеющих льготы по оплате стоимости проезда. Так, в 2001 году на городских маршрутных перевозках частными предпринимателями было оказано услуг на сумму более 260 млн. рублей.

Введенный в настоящее время единый налог на вмененный доход создал достаточно стабильные экономические условия для работы индивидуальных предпринимателей. Начисленный в 2001 году вменённый налог частным предпринимателям, осуществляющим коммерческие перевозки на маршрутных такси, составил всего 2 % от полученных за то же время доходов, тогда как начисленные налоги на предприятиях горэ-лектротранспорта составили 8 % от доходов, а в коммунальных предприятиях - 14 %.

Бесплатная перевозка сотен тысяч людей не позволяет транспортным предприятиям улучшить транспортное обслуживание тех же пенсионеров и инвалидов. Здесь нужен поэтапный переход к адресным дотациям, а также снижению расходов и оптимизации состава парка автотранспортных организаций с целью повышения эффективности их работы.

Финансовое оздоровление предприятий

В работе по финансовому оздоровлению предприятий, вошедших в транспортный комплекс Республики Татарстан, за основу взята Концепция управления государственным имуществом Республики Татарстан.

Поставлены конкретные задачи, направленные на обеспечение экономического роста, достижения рентабельности и устойчивой работы подведомственных предприятий. Это, прежде всего, содействие внутренним преобразованиям на предприятиях, использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, реализация кадровой политики, введение контрольных показателей эффективности управления и установление ответственности управляющих за их достижение.

В транспортном комплексе Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан прямой мониторинг осуществляется за 250 предприятиями и организациями, в том числе 125 крупными и социально значимыми. Это государственные унитарные предприятия и акционерные общества с пакетом акций государства, а также предприятия частного сектора.

Первоочередная задача транспортных организаций заключается в формировании базы данных по результатам анализа финансового состояния предприятий, определении доходности и убыточности, выявлении сильных и слабых сторон их деятельности, определении фактической задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами, а также просроченной задолженности по заработной плате.

Одним из основных направлений финансового оздоровления предприятий транспортного комплекса стала реструктуризация кредиторской задолженности в бюджеты всех уровней, а также во внебюджетные фонды.

По задолженности во внебюджетные социальные фонды из 125 предприятий 40 не имеют задолженности - 32 %, 63 предприятия подали заявление на проведение реструктуризации - 50 %, 22 предприятия работают над текущими платежами - ! 8 %.

Очень важное условие в процессе проведения реструктуризации - это соблюдение графиков погашения задолженности и уплаты текущих платежей в течение четырех лет, так как задолженность по пеням и штрафам может быть списана полностью.

По реструктуризации налогов в бюджет из 125 предприятий 28 работают стабильно, что составляет 23 % от общего количества предприятий, 80 предприятий вступили в режим реструктуризации по налогам, начисленным пеням и штрафам -64% предприятий. 17 предприятий не вошли в режим реструктуризации по различным причинам. По 3 из них уже проводится процедура банкротства, 7 предприятий транспортного комплекса не вошли в режим реструктуризации по причине большой задолженности по текущим платежам, из них 5 предприятий, входящих в Холдинговую компанию «Дороги села», и предприятие «Казаньгострансигнал» МВД РТ попадают под процедуру несостоятельности. Кроме того, предприятие «Казгорэлектротранс», обеспечивающее более половины всех городских перевозок в г. Казани, является убыточным и имеет как большую кредиторскую задолженность перед бюджетом, внебюджетными фондами и подрядчиками, так и внутреннюю задолженность по заработной плате. Доходы и дотации из бюджета не в состоянии погасить эксплуатационные расходы предприятия по ремонту подвижного состава, реконструкции контактной сети и трамвайных пугей. Сложившаяся ситуация на данном предприятии требует серьезного и глубокого анализа финансово-хозяйственной деятельности и проведения процедуры оздоровления.

Потребности транспортного комплекса в бюджетном финансировании на 2002 год определены принятыми правительством программами или заключёнными соглашениями. Как всегда, наибольший объем инвестиций приходится на дорожное хозяйство. Здесь должны быть решены следующие задачи:

- ввод 1 очереди мостового перехода через реку Кама у села Сорочьи Горы на автодороге Казань - Оренбург;

- строительство автодороги Сорочьи Горы - Шали как подъезда к мостовому переходу;

- строительство и реконструкция 408 км территориальных дорог и 32 мостов на этих дорогах;

- ремонт 607 км существующего асфальтобетонного покрытия территориальных дорог, а также ремонт 86 мостов.

По другим объектам транспортного комплекса в 2002 году необходимо выполнить следующие работы:

- строительство пускового комплекса метрополитена;

- реконструкция международного аэропорта «Казань»;

- строительство и реконструкция дорог в г. Казани в рамках подготовки к празднованию 1000-летия города;

- реконструкция железнодорожного вокзала на ст. Нурлат;

- реконструкция взлетно-посадочных полос аэропортов «Бегишево», «Бугульма», «Куркачи»;

- реконструкция автовокзалов в городах Чистополь, Камское Устье;

- реконструкция и капитальный ремонт железнодорожных вокзалов в н.п. Ше-мордан, Агрыз, Каратун, Альметьевск, пригородах Казани и строительство вокзала на ст. Восстания;

- реконструкция береговых причалов в г. Казани и Камском Устье, реконструкция речного вокзала г. Казани;

- реконструкция и ремонт трамвайных путей и переездов, тяговых подстанций для горэлектротранспорта.

Приобретение подвижного состава на 2002 год по программе развития транспортного комплекса республики предусмотрено по следующим позициям:

- покупка 50 единиц автобусов «Барс» и 74 единиц автобусов «Нефаз» для городских перевозок;

- приобретение трамваев, троллейбусов и специальной техники для городского электрического транспорта;

- ввод в действие 19 управляемых перекрестков автоматизированной системы управления транспортом.

Плотность автомобильных дорог к 2005 году достигнет по республике 200 км на 1000 кв. км.

Для достижения поставленных целей по совершенствованию работы дорожно-транспортного комплекса в ближайшие три года предусмотрено решение следующих основных задач:

- осуществить комплексный ремонт и содержание автомобильных дорог и мостов с использованием новых технических и технологических средств, удовлетворяющих требованиям организации движения автотранспортных средств;

- строительство федеральных и территориальных дорог протяженностью 1189,1 км;

- завершить строительство I очереди мостового перехода через р. Каму;

- осуществить строительство и реконструкцию 287 мостов и 9 путепроводов на пересечениях с железнодорожными путями;

- провести реконструкцию федеральных и территориальных дорог протяженностью 1633 км;

- осуществить строительство и реконструкцию производственных баз (приобретение оборудования, транспорта и специальной техники) в объеме 177 млн. руб.

Объемы финансирования предполагается выполнить за счет следующих источников:

- Республиканского бюджета Дорожного фонда-28536,7 млн. руб.;

- привлеченных средств (платные дороги, использование придорожной полосы, перевозки тяжеловесных грузов) - 260 млн. руб.

В результате этих мероприятий предполагается получить следующие результаты:

- завершить строительство и ввести в эксплуатацию к 2003 г. первую очередь мостового перехода через реку Каму у пос. Сорочьи Горы, построить новые и реконструировать существующие автомобильные подъездные дороги к нему;

- увеличить протяженность автомобильных дорог до 13607,1 км, а их плотность -200 км на 1000 кв. км территории;

- завершить строительство объездных дорог вокруг городов и населенных пунктов - Альметьевск, В. Гора, Алексеевское, Шемордан, Кукмор, Мамадыш;

- завершить строительство и полностью реконструировать 287 аварийных и деревянно-балочных мостов на дорогах общего пользования;

- осуществить строительство 9 путепроводов на пересечениях автомобильных дорог общего пользования и железнодорожных путей.

Великий русский поэт A.C. Пушкин более ста лет назад предсказал резкое увеличение дорожной сети в России.

..."Лет чрез пятьсот дороги, верно, У нас изменятся безмерно... Шоссе Россию здесь и тут, Соединив, пересекут".

В Программе развития экономики Республики Татарстан важная роль отведена существующей сети автомобильных дорог как важнейшему элементу транспортной инфраструктуры. Эффективность функционирования и устойчивое ее развитие является необходимым условием стабилизации и подъема экономики республики, повышения уровня и улучшения условий жизни населения.

В условиях продолжающегося снижения объемов производства за предыдущие годы и роста цен во многих отраслях республики, с одной стороны, и усиления тенденции изменения отношения к транспорту как к межотраслевой системе, преобразующей условия жизнедеятельности и хозяйствования, с другой стороны, все более ясно осознается тот факт, что развитие транспорта и автомобильных дорог является важным и необходимым условием экономического роста.

Возрастает роль республиканских органов государственного управления в развитии транспортной сети и, в частности, автомобильных дорог общего пользования.

В процессе формирования рыночных отношений подходы к дальнейшему планированию развития автодорожной сети республики должны базироваться на определении конечных результатов этого развития. Они должны исходить из того, что кризис в экономике Республики Татарстан уже преодолевается и начинается ее подъем, что количество автомобилей за последние 4 года в республике возросло, ориентировочно, на 9 % и значительная часть грузов перевозится по автомобильным дорогам.

Существующая сеть автомобильных дорог Республики Татарстан в основном сформировалась. Однако по многим параметрам она не соответствует возрастающим требованиям автомобильного движения.

Поэтому наряду с задачей всемерного сокращения транспортных издержек, как одной из главных задач, в республике должна быть продолжена реализация задачи по совершенствованию существующей сети автомобильных дорог, которая обеспечит потребителям транспортных услуг гарантированный уровень удобства и рентабельности при осуществлении любых хозяйственных связей.

Вопросы модернизации дорожной системы требуют комплексного и научно обоснованного подхода в части формирования приоритетов ее развития, инвестиционных затрат, технической и технологической политики, которые могут быть реализованы в предстоящем периоде при решении следующих основных задач:

Первая. Сохранение существующей сети автомобильных дорог на основе осуществления их комплексного ремонта и содержания с использованием новых технических и технологических средств.

Вторая. Поэтапное развитие дорожной сети (новое строительство и реконструкция) на основе создания современных магистралей с полным комплексом сервисного обслуживания.

Указанный выбор стратегии является основной задачей Государственной дорожной службы - органа государственного управления, отвечающего за развитие дорожно-строительного комплекса в Республике Татарстан.

Анализируя поступление средств Дорожного фонда по виду налога, следует отметить, что основную долю в доходной части бюджета составляют поступления от налога на пользователей автомобильных дорог 71 %.

За последние пять лет в Республике Татарстан наблюдается постоянный рост числа подвижных единиц автомобильного транспорта. Так, если в 1995 году общий автопарк республики составлял 406968 единиц, то на начало 2000 года он составлял уже 563689 единиц, в том числе:

грузовых - 110779 единиц, или 19,65 %;

легковых - 436016 единиц, или 77,35 %;

автобусов - 16894 единиц, или 3,0 %.

Более 50 % автотранспортных средств находятся в четырех районах республики, а именно:

г. Казань - 25 %;

Тукаевский район - 17,7 %;

Нижнекамский район - 8,8 %;

Альметьевский район - 7,3 %.

В остальных 40 районах республики сконцентрировано 41,2 % автомобилей.

Если рост количества автомобилей в республике за 1996-1998 гг. происходил в основном за счет легковых автомобилей, то в 1999-2000 году значительный прирост дал и грузовой автотранспорт.

Предприятия Республики Татарстан осуществляют товарообмен со многими регионами России, государствами ближнего и дальнего зарубежья, и значительная часть грузов перевозится автомобильным транспортом.

В республике имеются внешнеэкономические связи с 36 странами мира. В настоящее время постепенно налаживается транспортная связь со многими предприятиями стран ближнего зарубежья. В связи с этим уже наблюдается рост потока тяжеловесного автотранспорта.

В связи с ростом промышленного производства в России и Республике Татарстан объемы перевозок грузов по всем автомобильным дорогам Республики Татарстан до 2005 г. возрастут на 24 % по сравнению с 1998 г.

Протяженность сети автомобильных дорог федерального значения (1110,6 км) составляет 8,9 % от протяженности автомобильных дорог общего пользования в Республике Татарстан и 2,4 % от общей протяженности автомобильных дорог федерального значения (46,5 тыс. км).

По экспертной оценке специалистов СоюзДорНИИ, федеральные автомобильные дороги должны составлять до 15 % от общей протяженности автомобильных дорог региона.

Протяженность автомобильных дорог территориального значения, соединяющих г. Казань с городами и районными центрами, населенными пунктами и центральными усадьбами колхозов и совхозов, составляет 11307,4 км.

Протяженность автомобильных дорог ведомственного значения составляет 4096 км. Основными балансодержателями их являются сельскохозяйственные предприятия - 1668 км, ОАО "Татнефть" - 1670 км, ОАО "КамАЗ" - 242 км, ОАО "ЕЛАЗ" - 15,6 км, ОАО "Нижнекамскнефтехим" - 332 км.

Структура автомобильных дорог по ведомственной принадлежности свидетельствует, что в республике 25 % автомобильных дорог являются ведомственными.

Производственные ремонтно-строительные объединения "Татавтодор" (47 подразделений), общество с ограниченной ответственностью "Татнефтедор" (6 подразделений)

осуществляют ремонт и содержание существующих автомобильных дорог общего пользования соответственно 10615 км и 1803 км.

В настоящее время осуществляется структурная перестройка обслуживания автомобильных дорог общего пользования между ПРСО "Татавтодор" и ООО "Татнефтедор".

ОАО "Дороги села" (30 подразделений) осуществляет строительство поселковых автомобильных дорог и подъезды к предприятиям агропромышленного комплекса.

Строительство и реконструкцию мостов осуществляют мостоотряды № 3 г. Казань и № 113 г. Набережные Челны, ОАО "Волгомост" , ООО "Гидромонтаж" (г. Казань), ООО "Гидромонтаж" (г. Заинек).

На 01.01.2000 г. сеть автомобильных дорог общего пользования Республики Татарстан составляла 12418,06 км. Твердое покрытие имеет 12268,8 км, в том числе 9659,3 км имеют асфальтобетонное покрытие.

Дальнейшее эффективное развитие дорожно-строительного комплекса Республики Татарстан возможно при решении ряда проблем, в частности:

- необходимо разработать республиканские нормативно-правовые документы, обеспечивающие эффективное развитие дорожно-строительного комплекса - неотъемлемой части экономики Республики Татарстан;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обеспечить стабильное финансирование дорожных работ и целевого использования средств Республиканского дорожного фонда;

- обеспечить сохранность дорог и безопасность движения.

По некоторым оценкам, разрушение дорог от пропуска тяжеловесов и интенсивной эксплуатации в весенний период превышает затраты, которые республика может выделить на восстановление сети. Необходимо остановиться на проблемах федеральных дорог, проходящих по территории республики. Их на сегодняшний день две.

Первая - увеличение в несколько раз интенсивности движения по всем направлениям федеральных дорог, что, соответственно, подразумевает под собой выполнение работ по переводу автодорог в более высокую категорию. Такими дорогами, в частности, являются:

- Казань - Уфа, реконструкция под нормативы первой технической категории на участке 15-241 км и под нормативы второй технической категории на участке 241 — 262 км, до границы с Республикой Башкортостан;

- М 7 Москва - Н. Новгород - Казань, реконструкция под нормативы первой технической категории;

- Казань - Ульяновск, реконструкция под нормативы второй технической категории;

- Казань - Пермь, реконструкция под нормативы первой технической категории на участке обхода.

Вторая - это превышение перевозчиками нормативных нагрузок на ось. Сегодня возить грузы тяжеловесными и многоосными автопоездами со значительным превышением осевых нагрузок, безусловно, выгодно и безнаказанно для перевозчиков. С учетом роста парка большегрузных автомобилей можно получить полное разрушение федеральных дорог в республике за 4-5 лет.

Поэтому необходимо организовать и обеспечить надлежащую работу стационарных пунктов весового контроля по всем основным транспортным направлениям.

Такие же проблемы существуют и на территориальных дорогах, при реконструкции которых необходимо решить дополнительно следующие задачи.

1. Использовать в строительстве на дорогах четвертой технической категории местные дорожно-строительные материалы.

2. Шире применять при обеспечении безопасности дорог устройство снегозащитных лесных полос, шероховатых поверхностных обработок и тонких покрытий типа "Микрофлекс".

3. Применять новые технологии по восстановлению и использованию существующих дорожных одежд на автодорогах четвёртой технической категории.

4. Прекратить практику оплаты из средств Дорожного фонда сборов по землеот-воду и землепользованию.

Целью развития сети автомобильных дорог общего пользования является приведение ее уровня в соответствие с потребностями экономики, в особенности, сельскохозяйственного производства и населения республики.

Основными принципами, заложенными в основу формирования сети автомобильных дорог, являются следующие:

- экономические - строительство и реконструкция автомобильных дорог наиболее грузонапряженных направлений;

- социальные - обеспечение транспортными связями всех населенных пунктов по автомобильным дорогам территориального или федерального значения;

- инвестиционные - рациональное использование финансовых возможностей республиканского Дорожного фонда.

Состав принятых индикаторов в развитии дорожного хозяйства предопределяется регламентом системы индикативного управления по закрепленной функции Государственной дорожной службы при Кабинете министров Республики Татарстан "Управление строительством и обслуживанием дорожных транспортных систем и средств обслуживания". По дорожной отрасли предусматриваются следующие значения индикаторов на 2002-2005 гг.

Наименование показателей Годы

2002 2005

1. Обеспеченность дорогами общего пользования км. 0,190 0,200

на 1 кв. км площади

2. Доля дорог с асфальтобетонным покрытием, % 84,2 88,4

; 3. Удельный вес населенных пунктов, не имеющих

связи с дорогами с асфальтобетонным покрытием до

транспортных путей общего пользования

- райцентры 0 0

- центральные усадьбы сельхозпредприятий 15,4 5,1

- остальные населенные пункты 57,7 46,6

Прогноз среднесуточной интенсивности и состава транспортного потока на федеральной и территориальной автодорожной сети составляет: федеральные дороги 2005 г. - 8363 авт./сутки; территориальные дороги - 2719 авт./сутки; федеральные дороги 2010 г. - 12236 авт./сутки; территориальные дороги - 3978 авт./сутки.

Существующая сеть федеральных и территориальных дорог на большом протяжении не соответствует уже существующим нагрузкам, грузопотокам, пассажиропотокам и требует дальнейшего совершенствования с целью приведения их параметров в соответствие с прогнозируемой интенсивностью движения.

По перспективному развитию внутреннего водного транспорта Республики Татарстан основная цель заключается в модернизации, повышении эффективности и конкурентоспособности внутреннего водного транспорта, обеспечивающего потребности республики во внутренних и внешнеторговых перевозках, снижении транспортной составляющей в цене товаров.

При этом предполагается решить следующие задачи: - продолжить развитие национального туристического бизнеса;

- увеличить русловую добычу и доставку качественных нерудных строительных материалов для строительства жилья и автомобильных дорог;

- произвести обновление и модернизацию речного флота;

- завершить реконструкцию, расширение и техническое перевооружение речных портов республики;

- повысить безопасность функционирования внутреннего водного транспорта;

- снизить негативное воздействие внутреннего водного транспорта на окружающую среду;

- реконструировать пассажирский береговой причал и вокзал в г. Казань, начать проектирование и строительство пассажирского плавучего причала: стоимость работ - 74 млн. руб. срок реализации - 2002-2005 гг.

Таким образом, развитие транспортного комплекса Республики Татарстан идёт в направлении полного удовлетворения потребностей экономики и населения республики в качественных транспортных услугах на основе использования современных, высокоэффективных перевозочных средств с обеспечением необходимого уровня комфортности.

THE CONCEPT OF THE DEVELOPMENT OF THE TRANSPORT COMPLEX OF THE REPUBLIC TATARSTAN

P. Chernov

There are the material of the analysis of the modern condition of the transport complex of Tartarstan in article. The author gives the data about financing of transport organization and transport infrastructure according to economic condition in 2002. The primary tasks of the improvement of the road complex activity of the republic on prospect are considered and the in this article. The main trends of the development of road complex of the republic Tatar-stan are also reflected in the article. It is opened the problems, which necessary to solve herewith. The main elements of concept of the development of the transport of the republic Tatarstan in 2003-2005 on all main type of transportation are determined by author.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.