Научная статья на тему 'Программы финансирования транспортного комплекса в республике Башкортостан. Опыт соседних регионов'

Программы финансирования транспортного комплекса в республике Башкортостан. Опыт соседних регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зырянова М.А.

В статье рассмотрен опыт регионов Приволжского Федерального округа, граничащих с Республикой Башкортостан, в условиях формирования задач и решения вопросов финансирования современного транспортного комплекса. Обозначены основные проблемы и особенности, возникающие на пути развития транспортных систем регионов, а также, приведено сравнение объемов финансирования транспортной отрасли соседних регионов в разрезе бюджетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программы финансирования транспортного комплекса в республике Башкортостан. Опыт соседних регионов»

Список литературы:

1. Куликов Г.К. Динамика развития крупных городов и местные бюджеты // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2012. -№ 1.

2. Малых О.Е., Полянская И.К., Шамсутдинова А.Ф. Оценка уровня социально-экономического развития городов-миллионников как степень реализации административного ресурса // Вестник Южно-Уральского государственного университет. Серия: экономика и менеджмент. - 2012. - № 30.

3. Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138631758656.

4. Официальный портал городской Думы и Администрации города Ростова-на-Дону [Электронный ресурс]. - Режим доступа: rostov-gorod.ru.

5. Официальный портал Администрации города Таганрога [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://taganrity.ru.

6. Официальный сайт Администрации города Новочеркасска [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.novochgrad.ru.

7. Официальный сайт Администрации города Волгодонска [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://volgodonskgorod.ru.

ПРОГРАММЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ

ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН.

ОПЫТ СОСЕДНИХ РЕГИОНОВ

© Зырянова М.А.*

Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан, г. Уфа

В статье рассмотрен опыт регионов Приволжского Федерального округа, граничащих с Республикой Башкортостан, в условиях формирования задач и решения вопросов финансирования современного транспортного комплекса. Обозначены основные проблемы и особенности, возникающие на пути развития транспортных систем регионов, а также, приведено сравнение объемов финансирования транспортной отрасли соседних регионов в разрезе бюджетов.

Значительное влияние на экономическое и социального развитие Республики Башкортостан оказывают тенденции социально-экономического

* Магистрант кафедры Финансов, бухгалтерского учета и анализа.

развития как России в целом, так и отдельных субъектов Российской Федерации, особенно граничащих с Республикой Башкортостан - это Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Пермский край, Свердловская, Челябинская и Оренбургская области.

В рассматриваемых субъектах разработаны и утверждены стратегические и программные документы, определяющие основные цели и задачи, мероприятия и результаты экономического и социального развития субъектов на долгосрочный (более 20 лет) и среднесрочный (3-5 лет) периоды (табл. 1).

Таблица 1

Стратегические и программные документы, определяющие социально-экономическое развитие отдельных субъектов Российской Федерации на долгосрочный и среднесрочный период

Субъект Российской Федерации Стратегии (концепции) социально-экономического развития Программы социально-экономического развития на среднесрочный период

Республика Татарстан - Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы (Закон Республики Татарстан от 22/04.2011 № 13-ЗРТ)

Удмуртская Республика Стратегия социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года (Закон Удмуртской Республики от 09.10.2009 № 40-РЗ) Программа социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы (Закон Удмуртской Республики от 18.12.2009 № 68-РЗ (с изм. от 14.03.2013 № 10-РЗ))

Пермский край - Программа социально-экономического развития Пермского края на 2012-2016 годы (Закон Пермского края от 20.12.2012 № 140-ПК)

Свердловская область Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года (постановление Правительства Свердловской области от 27.08. 2008 № 873-ПП) Программа социально-экономического развития Свердловской области на 2011-2015 годы (Закон Свердловской области от 15.06.2011 № 36-ОЗ)

Челябинская область Стратегия социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года (постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 25.10. 2007 № 890 (в ред. постановления от 27.09.2012 № 1149)) Ведомственная целевая программа «Реализация единой государственной политики в области социально-экономического развития Челябинской области» на 2012-2014 годы (приказ Министерства экономического развития Челябинской области от 31.08.2011 № 109)

Оренбургская область Стратегия развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года (постановление Правительства Оренбургской области от 20.08.2010 № 551-ПП) -

Источник: Нормативно-правовой интернет-ресурс «Консультант Плюс», официальные сайты Администраций субъектов РФ.

Главной целью всех стратегических и программных документов социально-экономического развития рассмотренных субъектов Российской Федерации является рост благосостояния и качества жизни населения на основе устойчивого динамичного развития многоукладной конкурентоспособной экономики, сочетающей модернизацию традиционных отраслей специализации с формированием новых инновационных секторов экономики и активным трансграничным сотрудничеством.

На долгосрочную перспективу темпы экономического развития Удмуртской Республики и Оренбургской области, выраженные в показателях динамики роста ВРП, прогнозируются на уровне инновационного варианта развития Российской Федерации. В Республике Татарстан, Свердловской и Челябинской областях прогнозируются опережающие темпы роста экономического развития, что соответствует целевому (форсированному) варианту развития Российской Федерации1.

Уникальность геополитического положения Республики Башкортостан и соседних субъектов Российской Федерации в том, что они расположены на перекрестке международных транспортных коридоров, соединяющих Сибирь и Дальний Восток, а также страны Восточной Азии с европейской частью России и государствами Европы. Поэтому развитие транспортной системы региона имеет важнейшее значение для формирования устойчивой динамики экономического и социального роста.

Оренбургская область

Развитие транспортного комплекса Оренбуржья имеет стратегическое значение для экономики региона и перехода её на инновационный путь развития. На территории Оренбургской области транспортный комплекс представлен автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом.

В целях дальнейшего развития городского наземного электрического транспорта общего пользования на территории области реализуется областная целевая программа «Развитие городского наземного электрического пассажирского транспорта на территории Оренбургской области в 20082012 гг.» на общую сумму инвестиций более 1 млрд. рублей, в том числе из областного бюджета - 500 млн. рублей.

Эффективность реализации мероприятий программы характеризуется увеличением пассажиропотока на 19 %, уровня доходов предприятий горэ-лектротранспорта на 18 %, уровня покрытия расходов доходами на 26,7 %.

По инициативе Правительства Оренбургской области разработан масштабный инвестиционный проект «Электрификация участка Южно-Уральской железной дороги «Оренбург - Красногвардеец - Кинель». Протяженность участка 377 км.

1 Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (Минэкономразвития России, 2013 г.).

Стоимость реализации проекта оценивается в 21 млрд. рублей. Этот проект включен в мероприятия области по реализации Послания Президента РФ.

В рамках ФЦП «Модернизация транспортной системы России (20022010 годы)» подпрограмма «Автомобильные дороги» в октябре 2009 года состоялся ввод второй очереди автодороги Оренбург - Орск на участке обхода г. Орска с мостом через р. Урал. На строительство этой дороги в отчетном периоде из средств федерального бюджета было выделено 196,9 млн. руб. и 82,4 млн. руб. из областного бюджета.

Большое внимание уделяется развитию инфраструктуры области. За 2009 год на развитие автомобильных дорог было выделено почти 800 млн. рублей, в том числе из областного бюджета направлено более 300 млн. рублей, почти 500 млн. рублей было привлечено из федерального бюджета. За счет этих средств закончено строительство второй очереди обхода г. Орска, велось строительство автодороги Илек - Ташла - Соболево на участке в Первомайском районе. Велись работы по капитальному ремонту автодороги Ивановка - Сорочинск - Ташла.

В настоящее время область недостаточно активно использует ресурс федеральных целевых программ (ФЦП).

Вклад транспортной отрасли в структуру валового регионального продукта возможно оценить, рассматривая долю транспортной составляющей в выпуске товаров и услуг всех отраслей народного хозяйства Республики Татарстан.

Суммарный вклад дорожно-транспортной составляющей в валовый региональный продукт Республики Татарстан в 2013 году составил 12,3 % (табл. 2).

Г1з средств областного бюджета ■ Г1з средств федерального бюджета

Рис. 1. Доля финансирования транспортной отрасли Оренбургской области в разрезе бюджетов

Республика Татарстан

Таблица 2

Вклад транспортной отрасли в ВРП Республики Татарстан, млрд. рублей (в сопоставимых ценах)

№ Наименование показателя 2011 2012 2013 (оценка)

1 Валовый региональный продукт (ВРП) 1275,5 1415,1 1447,5

2 Темп роста ВРП, в % к предыдущему году 127 111 102

3 Валовая добавленная стоимость (ВДС) «Транспорт» 145,0 171,2 178,3

4 Темп роста ВДС «Транспорт», в % к предыдущему году 120 118 104

5 Доля ВДС «Транспорт» в ВРП, % 11,4 12,1 12,3

Сальдированный финансовый результат предприятий транспортного комплекса республики за 2013 год составил 12,7 млрд. рублей прибыли.

В 2013 году объем финансирования дорожно-транспортного комплекса составил 31 302,1 млн. рублей, в том числе из республиканского бюджета 18 527,7 млн. рублей и 12 774,4 млн. рублей из федерального бюджета.

Из средств бюджета Республики Татарстан

■ Из средств федерального бюджета

Рис. 2. Доля финансирования транспортной отрасли Республики Татарстан в разрезе бюджетов

По разделу «дорожное хозяйство»:

12 712,0 млн. рублей - из республиканского бюджета на ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования регионального значения, в том числе 2 471,9 млн. рублей - на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования населенных пунктов, подъездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов, приведение в нормативное состояние подъездных дорог к семейным фермам и животноводческим комплексам;

3 577,6 млн. рублей - бюджетные инвестиции республиканского бюджета на строительство автомобильных дорог общего пользования регионального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием до сельских населенных пунктов;

11 574,4 млн. рублей - из федерального бюджета на содержание, ремонт, строительство и реконструкцию федеральных автомобильных дорог, проходящих по территории Республики Татарстан, и искусственных сооружений на них;

639,9 млн. рублей - субсидии из федерального бюджета в соответствии с заключенными с ФДА «Росавтодор» Соглашениями на строительство и

реконструкцию автомобильных дорог общего пользования, предусмотренных подпрограммой «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)»;

267,2 млн. рублей выделено из республиканского бюджета на реализацию мероприятий республиканской целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в республике Татарстан», в том числе 245,2 млн. рублей - муниципальному образованию г. Казани на строительство подземных (надземных) пешеходных переходов, модернизацию автоматизированных систем управления движением и светофорных объектов и установку дорожных знаков.

По разделу «транспорт»:

396.0 млн. рублей - из федерального бюджета на строительство Свияж-ского межрегионального мультимодального логистического центра;

42,4 млн. рублей - из федерального бюджета на реконструкцию аэропортового комплекса (г. Казань);

42,9 млн. рублей - из республиканского бюджета субсидии организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе;

507.1 млн. рублей из республиканского бюджета транспортным предприятиям на возмещение убытков от регулирования тарифов и перевозок льготных категорий пассажиров по пригородным пассажирским перевозкам железнодорожным и водным транспортом, и 25,6 млн. рублей - на возмещение выпадающих доходов организаций, связанных с перевозкой пассажиров по маршруту пригородного сообщения «Казань - Аэропорт»;

838,8 млн. рублей - из республиканского бюджета на компенсацию выпадающих доходов автотранспортным предприятиям, осуществляющим пассажирские перевозки льготных категорий граждан по единым месячным проездным билетам;

121,7 млн. рублей из федерального бюджета и 6,4 млн. рублей из республиканского бюджета на реализацию мероприятий по обеспечению безопасности населения на метрополитене в рамках Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте;

549,6 млн. рублей - из республиканского бюджета на приобретение пассажирского автотранспорта;

0,48 млн. рублей - в виде субсидий муниципальным образованиям республики для организации пассажирских перевозок и обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта.

Челябинская область

Важнейшая задача регионального транспорта - реализовать выгодное географическое положение. В связи с этим, Челябинскую область можно

рассматривать как транзитный мост между Европой и Азией. Это предполагает активную роль проходящих по территории международных транспортных коридоров. Прежде всего, это коридоры, которые призваны обеспечить связи Западной Европы и стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), что может стать дополнительным источником экономического развития региона.

Транспортный комплекс Челябинской области достаточно сложен и противоречив. Наряду с успехами необходимо отметить резкое падение объема перевозок. За годы реформ почти в три раза увеличилась доля нерентабельных предприятий, выросла дебиторская и кредиторская задолженность, парк подвижного состава не соответствует структуре грузопотоков. С другой стороны, налицо демонополизация, постепенное формирование нового рынка транспортных услуг. Подразделения транспортного комплекса приобрели широкую самостоятельность.

В настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. № 848 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2008 г. № 377) утверждена Федеральная Целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2015 года).

В целях улучшения инвестиционного климата и развития рыночных отношений на транспорте предполагается реализация мероприятий по формированию и отработке механизмов проектного управления инвестициями.

Реализация указанных мероприятий невозможна без привлечения внебюджетных средств, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, Инвестиционного фонда Российской Федерации и других институтов развития.

В период с 2003 по 2013 годы в развитие дорожного хозяйства было вложено более 30 млрд. рублей. Почти 4 млрд. в общем объеме инвестиций составили средства федерального бюджета.

■ Из средств бюджета Челябинской области ГЬ средств федерального бюджета

13%

Рис. 3. Доля финансирования транспортной отрасли Челябинской области в 2013 г. в разрезе бюджетов

Вместе с тем, не все проблемы, касающиеся развития автомобильных дорог, повышение уровня их технического состояния, были решены. Несмотря на внушительные объемы финансирования, направляемые на эти цели, возможности областного бюджета оказались не безграничны.

В 2009 году усугубление проблем совершенствования и развития автомобильных дорог обусловилось негативным влиянием мирового финансового кризиса, выразившимся в резком ухудшении параметров как областного, так и федерального бюджетов и, как следствие, снижении в 4 раза объемов финансирования дорожного хозяйства с 10 млрд. рублей до 2,5 млрд. рублей.

Ограниченные бюджетные ресурсы в приоритетном порядке направлялись на содержание и обеспечение бесперебойного функционирования существующей сети. Объемы строительства в этих условиях были значительно сокращены и направлены в первую очередь на обеспечение ввода в эксплуатацию объектов с высокой степенью готовности.

Объем инвестиций в дорожное хозяйство региона в 2012 году существенно увеличен и составляет на сегодняшний день 6,5 млрд. рублей или почти 70 % докризисного уровня. 540 млн. рублей из них предоставлено в виде бюджетного кредита из федерального бюджета, более 1 млрд. рублей - субсидии г. Челябинску на ремонт внутриквартальных проездов, на 1,3 млрд. рублей дополнительно увеличены дотации из областного бюджета местным бюджетам на дорожные работы.

Реализация инвестиционных проектов началась в 2008 году на условиях софинансирования федерального, областного и местного, то есть городского, бюджетов. В 2009-2010 годах на развитие улично-дорожной сети Челябинска из федерального бюджета выделялось по 1 млрд. рублей. Помощь областного бюджета в указанный период составила более 1,5 млрд. рублей, из них на строительство непосредственно транспортных развязок ушло 1300 млн. рублей.

В 2011 году кризисная ситуация существенно снизила инвестиционные возможности бюджетов всех уровней, что, в свою очередь, негативно отразилось на темпах строительства. К примеру, потребность в капитальных вложениях на продолжение строительства развязок в текущем году составляет 3,5 млрд. рублей, фактически выделено 262 млн. рублей, из которых 90 % -это средства Федерации. Финансирование дорожного хозяйства Челябинской области в 2011 году из-за финансово-экономического кризиса сократилось в четыре раза. Потребность в поддержке федерального бюджета составляла 5,1 млрд. рублей, реально получили 437,3 млн. рублей. Разница, конечно, ощутимая.

Эти средства направлены на строительство и модернизацию автодорог регионального и местного значений. В 2011 году напряженность с финансированием отрасли снизилась. Уже на сегодняшний день в дорожные проекты вложено чуть меньше 5 млрд. рублей, 540 млн. рублей из них предоставлено в виде бюджетного кредита из федерального бюджета, более 1 млрд. рублей - субсидии Челябинску на ремонт внутриквартальных проездов.

Таким образом, транспортная система Челябинской области развивается достаточно успешно.

Пермский край

В Пермском крае существует государственная программа Пермского края «Развитие транспортной системы».

Расходы на реализацию мероприятий государственной программы в 2014-2016 годах составят 32 187 476,3 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 9 324 044,0 тыс. рублей;

2015 год - 11 680 599,7 тыс. рублей;

2016 год - 11 182 832,6 тыс. рублей.

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объемы и источники финансирования подпрограммы

Объемы и источники финансирования подпрограммы Источники финансирования Расходы (тыс. рублей)

2014 год 2015 год 2016 год

Всего, в том числе: 9 324 044,0 11 680 599,7 11 182 832,6

Краевой бюджет 8 021 914,2 8 926 516,3 10 857 455,1

Федеральный бюджет 0 0 15 600,0

Бюджет ОМСУ 53 497,2 34 781,1 39 617,5

Внебюджетные источники 1 248 632,6 2 719 302,3 270 160,0

Из средств бюджета Пермьского края "Из средств федерального бюджета

1%

Рис. 4. Доля финансирования транспортной отрасли Пермского края в 2013 г. в разрезе бюджетов

Свердловская область

С 1 января 2014 г. на территории Свердловской области вступила в действие государственная программа Свердловской области «Развитие транспорта, дорожного хозяйства, связи и информационных технологий Свердловской области до 2020 года» (постановление Правительства Свердловской области от 29.10.2013 № 1331-Пп).

Цели государственной программы:

1. повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения;

2. развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры;

3. совершенствование улично-дорожной сети города Екатеринбурга как административного центра Свердловской области;

4. формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение высокого уровня ее доступности для предоставления на ее основе качественных услуг в социально значимых сферах.

Государственная программа включает следующие подпрограммы: «Развитие транспорта и транспортно-логистического комплекса Свердловской области», «Развитие и обеспечение сохранности сети автомобильных дорог на территории Свердловской области», «Содействие развитию муниципального образования «город Екатеринбург» как центра Свердловской области» -«Столица», «Информационное общество Свердловской области».

Всего объем финансирования на реализацию мероприятий программы планируется на уровне 126,5 млрд. рублей, в том числе из областного бюджета - 84,7 % от всех средств (107,2 млрд. рублей), 2,3 % - из средств федерального бюджета и 0,4 % - из местных бюджетов, 12,6 % составят средства из внебюджетных источников.

Целевые показатели достижения результатов Программы:

- объем вагонокилометровой работы организаций железнодорожного транспорта при перевозке пассажиров в пригородном сообщении на территории Свердловской области - 37876 тыс. вагонокиломет-ров в год;

- протяженность построенных и реконструированных автомобильных дорог общего пользования регионального значения - 198,7 км за период 2014-2020 гг.;

- количество сельских населенных пунктов, которые обеспечены постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием, - 48 населенных пунктов за период 2014-2020 гг.;

- доля поступивших в бюджет Свердловской области денежных взысканий (штрафов) за административные правонарушения в области дорожного движения, зафиксированных аппаратно-программными комплексами фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения, - 65 % от общего количества административные правонарушения в области дорожного движения.

□ Из средств областного бюджета ■ Из средств федерального бюджета

2%

Рис. 5. Доля финансирования транспортной отрасли Свердловской области в разрезе бюджетов

Финансирование транспортной отрасли при сравнении регионов выглядит следующим образом.

Рис. 6. Финансирование транспортной отрасли при сравнении регионов в разрезе бюджетов, %

Отсюда видно, что большая часть финансирования транспортной отрасли в регионах, в том числе, в Республике Башкортостан, выделяется из средств местных бюджетов.

Таким образом, разработка и принятие согласованных по целям и мероприятиям стратегических и программных документов Республики Башкортостан и соседних субъектов Российской Федерации по развитию транспортной системы позволит укрепить и расширить возможности трансграничного сотрудничества, создать предпосылки устойчивого экономического роста на долгосрочную перспективу.

Список литературы:

1. Лившиц В.Н. Совершенствование методов определения эффективности капитальных вложений на транспорте: монография. - «Транспорт», 1978.

2. Маскаева Е.А., Кулабухов М.Н. Транспортная система Российской Федерации: учебное пособие. - М., 2011.

3. Неталимов Ю.Б., Зимин А.Ф. Социально-экономические аспекты управления на железнодорожном транспорте. - монография. - Самара: Сам-ГАПС, 2004.

4. Аррак А. Социально-экономическая эффективность пассажирских перевозок. (На примере автомобильного транспорта): монография. - Таллин: Ээсти раамат, 1982.

5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена Распоряжением

Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. №1662-р (в редакции от 08.08.2009 г. № 1121-р).

6. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 г. № 1734-р.

7. Стратегия развития транспортного комплекса Республики Башкортостан до 2020 года.

8. Стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года, одобренная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.09.2009 г. № 370.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В КОНТЕКСТЕ НАНОИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ РЕГИОНОВ РОССИИ1

© Манякин М.А.*

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград

В работе рассматривается значение интеллектуальной собственности в процессе наноиндустриализации регионов России. Определен ряд проблем в экономической политике формирования и развития наноин-дустрии. Проведен сравнительный анализ патентной активности регионов России в области нанотехнологий.

Ключевые слова интеллектуальная собственность, патент, наноин-дустрия, наноиндустриализация, экономическое развитие.

В конце 90-х годов XX века в США ряд идеологов концепции устойчивого развития и промышленные лоббисты обратили внимание на значимость развития нанотехнологий для электроники, химической и фармацевтической отраслей [1, с. 56]. После чего, в 2000 году при поддержке Конгресса США была принята Национальная нанотехнологическая инициатива, цель которой - финансирование и развитие исследований, разработок в области нанотехнологий, а также их коммерциализация. Позднее многие страны Европейского союза, а также Япония, Республика Корея, Китай, Израиль и другие приняли свои стратегические документы, которые предусматривали стимулирование исследований и разработок в области нанотехнологий. Правительство России лишь в 2008 году приняло Стратегию развития наноиндуст-рии в РФ до 2015 года. Реализация стратегии должна была проходить в два

1 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда

(проект № 14-12-34009).

* Аспирант кафедры Менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.