Научная статья на тему 'Финансовые аспекты социального развития региона'

Финансовые аспекты социального развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
220
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / БЮДЖЕТ РЕГИОНА / ФИНАНСИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сухих Валерий Александрович, Микрюков Алексей Витальевич

Анализируются общие вопросы финансирования социального развития региона (на примере Пермского края), выявляются проблемы и тенденции финансирования расходов на социальное развитие с учетом того, что финансовая система рассматривается в качестве основы социоэкономики и имеет существенное значение в процессах повышения качества жизни населения, развития человеческого капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовые аспекты социального развития региона»

5. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл ; пер. с англ. М., 1999.

6. Вайбер, Р. Эмпирические законы сетевой экономики / Р Вайбер // Проблемы теории и практики управления. 2003. №. 3. С. 86-91; № 4. С. 82-88.

7. Паринов, С. И. К теории сетевой экономики / С. И. Паринов. Новосибирск, 2002.

8. Стрелец, И. А. Общество сетевых структур и информационный ресурс как сетевое благо / И. А. Стрелец // Вестн. МГУ Сер. 6. Экономика. 2003. № 5. С. 3-18.

9. Катькало, В. С. Межфирменные сети: проблематика исследований новой организационной стратегии в 1980-1990-е годы / В. С. Катькало // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. Экономика. 1999. Вып. 2.

10. Олейник, А. Модель сетевого капитализма / А. Олейник // Вопр. экономики. 2003. № 8. С. 132-149.

11. Ханафиева, С. Текущие условия ведения сетевого бизнеса показывают: на Урале формируются новые центры притяжения капитала и перспективные точки роста / С. Ха-нафиева, О. Логинова, Е. Савина // Эксперт-Урал. 2006. № 47.

12. Кастельс, М. Россия и сетевое общество. Аналитическое исследование / М. Кас-тельс, Э. Киселева // Мир России. 2000. № 1. С. 39.

В. А. Сухих, А. В. Микрюков ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЭВИТИЯ РЕГИОНА1

Анализируются общие вопросы финансирования социального развития региона (на примере Пермского края), выявляются проблемы и тенденции финансирования расходов на социальное развитие с учетом того, что финансовая система рассматривается в качестве основы социоэкономики и имеет существенное значение в процессах повышения качества жизни населения, развития человеческого капитала.

Ключевые слова: регион, социальное развитие региона, бюджет региона, финансирование.

Финансовое обеспечение вопросов социального развития традиционно относится к числу задач, стоящих перед государством. Создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является его личным делом, а возводится в ранг общегосударственной политики, что обусловливает отнесение вопросов финансирования социальной сферы к числу важнейших направлений бюджетной политики любого уровня, в т. ч. и регионального.

Финансовая сфера является основой социоэкономики, ее «кровеносной системой», поддерживающей жизнедеятельность общества, экономики и населения. Финансовая политика имеет огромное значение для повышения уровня и качества жизни населения, развития человеческого капитала.

Среди направлений финансовой политики особо выделяется текущее выравнивание региональных бюджетов, осуществляемое путем предоставления дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (ФФПР). Выравнивающие трансферты предоставляются в целях обеспечения одинаковой

1 Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ «Системная трансформация экономики срединного макрорегиона (на примере Уральского экономического района)» (проект № 07-06-00420а).

104

доступности государственных услуг гражданам на всей территории страны. В системе финансового выравнивания, действующей в современных условиях, показатель бюджетной обеспеченности является исходным для определения сумм трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, а также из региональных бюджетов бюджетам муниципальных образований.

В современной практике встречается ряд терминов, относящихся к понятию «бюджетная обеспеченность»:

- бюджетная обеспеченность населения;

- бюджетная обеспеченность региона (субъекта РФ);

- бюджетная обеспеченность муниципальных образований;

- минимальная бюджетная обеспеченность;

- расчетная бюджетная обеспеченность;

- уровень бюджетной обеспеченности.

Для оценки бюджетной обеспеченности используются различные показатели, среди которых одним из основных является объем доходов консолидированного бюджета субъекта РФ в расчете на душу населения (табл. 1).

Таблица 1

Бюджетная обеспеченность субъектов РФ, входящих в состав Приволжского и Уральского федеральных округов, по доходам консолидированных бюджетов, р./чел.

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Российская Федерация 7284,8 9079,4 11 269,0 13 390,6 16 750,1 21 041,0 26 700,0

Приволжский федеральный округ

Республика Башкортостан 10 393,2 8634,9 9142,0 12 283,8 11 911,3 14 847,0 20 628,5

Республика Марий Эл 2668,1 4377,4 6347,0 7791,3 9834,6 11 500,0 14 800,3

Республика Мордовия 4995,7 7198,4 9630,9 13 947,0 24 789,6 22 644,1 16 909,7

Республика Татарстан 15 623,1 14 908,8 14 624,9 15 077,3 19 900,3 23 194,6 23 491,1

Удмуртская Республика 5855,0 7548,9 8892,0 9827,4 11 393,5 13 928,4 16 469,8

Чувашская Республика 3011,0 4768,5 6862,7 8610,9 9731,6 11 610,7 14 908,0

Пермский край 7409,2 9064,8 9593,7 11 401,9 15 168,1 18 086,5 21 937,8

Кировская область 3260,3 4901,6 6582,9 8201,5 9802,8 11 967,6 15 167,5

Нижегородская область 3247,5 5386,8 6823,4 7565,6 9913,3 11 913,6 17 309,2

Оренбургская область 5189,5 5482,9 7028,7 8220,0 10 722,3 13 748,7 16 838,0

Пензенская область 2370,9 3927,6 5906,1 7124,4 8752,2 10 085,8 14 153,3

Самарская область 5664,2 8370,8 9415,9 10 123,9 13 377,1 17 432,2 21 300,3

Саратовская область 2979,3 4400,5 6136,8 7915,6 8504,8 10 260,4 12 679,8

Ульяновская область 2591,6 4252,3 5944,4 6375,8 8427,8 10 492,3 15 445,1

Уральский федеральный округ

Курганская область 3122,7 4650,0 6828,7 8408,1 9449,0 11 566,1 13 872,7

Свердловская область 4945,6 6361,0 7915,8 9123,2 12 016,9 15 325,4 22 241,4

Челябинская область 4422,5 5300,4 6821,7 9272,6 12 372,2 13 098,1 19 012,8

Как показывает анализ, по уровню бюджетной обеспеченности Пермский край занимает второе место среди субъектов Приволжского федерального округа, уступая лишь Республике Татарстан. Если принять во внимание территории Урала, то Пермский край

будет находиться на третьем месте, уступая еще и Свердловской области. Разрыв между показателем Пермского края и минимальным показателем по группе составляет

1,7 раза.

Расчет бюджетной обеспеченности по объемам собственных доходов (без учета безвозмездных перечислений) представлен в табл. 2.

Таблица 2

Бюджетная обеспеченность субъектов РФ, входящих в состав Приволжского и Уральского федеральных округов, _________________ по собственным доходам, р./чел.___________________

Субъект Федерации 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Приволжский федеральный округ

Республика Башкортостан 10 231,1 6156,4 7025,5 9911,7 9578,9 11 980,1 16 847,2

Республика Марий Эл 1729,5 2272,3 2921,0 3739,2 5798,7 6512,1 8807,4

Республика Мордовия 3711,8 4757,7 5915,1 9671,2 21 539,3 16 510,3 10 843,8

Республика Татарстан 15 461,5 11 005,4 10 871,9 12 412,2 16 758,3 17 001,1 19 418,2

Удмуртская Республика 4731,5 6635,7 7265,1 8517,2 10 250,0 11 653,8 13 833,0

Чувашская Республика 2441,0 2887,3 3956,7 5252,1 6416,1 7522,6 10 143,6

Пермский край 7134,8 8343,4 8622,1 10 981,7 14 249,7 16 186,6 19 653,3

Кировская область 2825,7 3359,6 4512,7 5630,5 7943,5 8293,1 10 554,2

Нижегородская область 3125,6 4862,6 6054,3 6506,7 9682,1 10 352,8 15 289,6

Оренбургская область 4937,6 4651,4 6108,0 7392,7 9546,5 12 042,7 15 106,2

Пензенская область 1552,8 2128,6 2904,3 3638,9 6341,2 5789,3 8374,4

Самарская область 5596,6 8040,2 8923,1 9569,8 13 561,2 16 758,5 20 153,5

Саратовская область 2591,5 3468,5 4681,0 6009,6 6829,7 7520,6 9378,5

Ульяновская область 2194,9 2753,4 3986,3 5079,9 6280,0 7427,6 9751,5

Уральский федеральный округ

Курганская область 2382,3 2587,2 3185,2 4412,6 5409,3 5941,0 8057,2

Свердловская область 4856,1 5965,6 7411,7 8498,6 12 130,2 14 385,2 20 592,3

Челябинская область 4256,2 4780,9 5899,9 8294,3 11 272,0 11 857,3 17 117,1

По уровню бюджетной обеспеченности, рассчитанному по показателю собственных доходов, Пермский край находится на втором месте среди субъектов РФ, входящих в состав Приволжского федерального округа, уступая опять-таки Республике Татарстан. Если принять во внимание показатели Уральского федерального округа, то Пермский край находится на третьем месте, уступая еще и Свердловской области. Разрыв между бюджетной обеспеченностью Пермского края и минимальным показателем по группе составляет 2,5 раза.

К вопросам социальной сферы относятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация деятельности системы здравоохранения; социальная защита, защита семьи, материнства, отцовства и детства. Они находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Социальная политика региона, как и социальная политика Российской Федерации, осуществляется в основном за счет средств бюджетов всех уровней.

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определяет основные полномочия органов государственной власти субъектов

Федерации, в том числе в области социальной поддержки населения. Кроме того, указанный Федеральный закон определяет экономическую составляющую реализации полномочий органов государственной власти субъектов Федерации в сфере социальной политики регионов. Четкое разграничение полномочий между федеральным центром и субъектами РФ в данном Федеральном законе, а также вступление в силу 22 августа

2004 г. Федерального закона № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»» позволили модернизировать социальную сферу, закрепив новую систему мер социальной поддержки населения и установив новый механизм их реализации.

Бюджет субъекта Российской Федерации — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения функций и задач, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации.

Социальные расходы преобладают в структуре расходов консолидированного бюджета Пермского края (табл. 3).

Таблица 3

Структура расходов консолидированного бюджета Пермского края за 2005-2006 гг.

Наименование расходов Объем расходов, млн р. Абсолютное изменение, млн р. Удельный вес, О/ /О Темп роста, %

2005 2006 2005 2006 2006/2005

Общегосударственные вопросы 2563 3817 1254 5,5 6,6 148,9

Национальная оборона 47 74 27 0,1 0,1 157,4

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2171 3063 892 4,7 5,3 141,1

Национальная экономика 9507 9608 101 20,4 16,7 101,1

Жилищно-коммунальное хозяйство 3644 4934 1290 7,8 8,6 135,4

Охрана окружающей среды 121 90 -31 0,3 0,2 74,4

Социально-культурные мероприятия 28 472 35 866 7394 61,2 62,3 126,0

Всего расходов 46534 57561 11 027 100,0 100,0 123,7

Как показывает анализ, основными направлениями расходования бюджетных средств в 2006 г. стали социально-культурные мероприятия — 62,3 %, а также национальная экономика — 16,7 %, жилищно-коммунальное хозяйство — 8,6 %, общегосударственные вопросы — 6,6 %, национальная безопасность и правоохранительная деятельность — 5,3 %.

В 2006 г. опережающими темпами по сравнению с федеральным законодательством производилось повышение заработной платы работникам бюджетной сферы:

- первый этап — с 1 марта 2006 г. на 10 % по отношению к 1 января 2006 г.;

- второй этап — с 1 мая 2006 г. на 20 % по отношению к 1 января 2006 г.;

- третий этап — с 1 сентября 2006 г. на 30 % отношению к 1 января 2006 г.

Расходы консолидированного бюджета Пермского края на общегосударственные вопросы составили 3,8 млрд р., что на 48,9 % выше уровня 2005 г. Увеличение затрат по данному направлению произошло в связи со вступлением в силу положений Федерального

107

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и увеличением количества муниципальных образований. Заработная плата государственных гражданских и муниципальных служащих проиндексирована на 10,8 % с 1 января 2006 г. исходя из ожидаемого уровня инфляции на 2006 г. Кроме того, в связи с выходом законов о предельных нормативах оплаты труда муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности, произошло увеличение годового норматива должностных окладов с 29 до 33,8 по младшей группе должностей и до 51,8 по главной группе должностей.

Рост расходов на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность также объясняется увеличением фонда оплаты труда. Повышение денежного довольствия сотрудников и заработной платы работников в органах внутренних дел производилось в соответствии с федеральным законодательством: с 1 января 2006 г. денежное довольствие сотрудников увеличилось в 1,15 раза. Заработная плата работников повышалась дважды: с 1 мая 2006 г. повышение в среднем составило 38 %, с 1 октября 2006 г.— 11 %. Кроме того, на увеличение расходов по данным направлениям повлияло увеличение объемов капитального строительства и укрепление материальнотехнической базы органов внутренних дел края, а также повышение расходов на покупку и ремонт пожарной техники, рост ассигнований по краевому проекту «Противопожарная безопасность на 2006-2007 гг.».

Расходы консолидированного бюджета края на национальную экономику составили в 2006 г. свыше 9,6 млрд р., что на 101 млн р. больше, чем в 2005 г. В целях воспроизводства минерально-сырьевой базы происходила реализация областной целевой программы «Развитие и использование минерально-сырьевой базы Пермской области на 2003-

2005 гг. и на перспективу до 2010 г.», расходы по которой в 2006 г. составили более 80 млн р.

Бюджетная политика в сфере сельского хозяйства была направлена на исполнение областной целевой программы «Развитие АПК Пермской области на 2006-2008 гг.», мероприятия которой приведены в соответствие с основными направлениями приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Для решения основных задач этой программы осуществлялось финансирование следующих направлений: мероприятия прямой государственной поддержки отраслей краевой специализации — 864,6 млн р.; стимулирование инвестиционной активности — 61,9 млн р.; обеспечение благоприятных условий функционирования аграрного сектора — 31,7 млн р.

Одним из приоритетных направлений развития транспортной инфраструктуры Пермского края является поддержка дорожного хозяйства. В 2006 г. на эти цели из консолидированного бюджета Пермской области направлено более 5 млрд р. Кроме того, в рамках реализации областной целевой программы «Развитие лесопромышленного комплекса Пермской области на 2004-2010 гг.» из бюджета области в 2006 г. выделены средства на строительство и содержание «лесных» автомобильных дорог на сумму 24,2 млн р.

Затраты на государственные инвестиции за счет средств консолидированного бюджета края и федерального бюджета составили 7,3 млрд р., из них средства регионального бюджета — 5,5 млрд р., федерального бюджета — 1,8 млрд р.

На реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы на территории края из федерального бюджета поступило более 1,5 млрд р. В 2006 г. в Пермский край были направлены средства федерального бюджета для реализации следующих федеральных программ: «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)»; субсидии

на строительство мостового перехода через реку Каму в Пермском районе (I и II очереди) — 603,5 млн р., средства на реконструкцию аэропорта «Большое Савино» — 110 млн р., «Промышленная утилизация вооружения и военной техники» — 67,7 млн р., «Социальное развитие села до 2010 г.» — 60,1 млн р., «Жилище» — 58,8 млн р.

Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство составили более 4,9 млрд р., что на 35,4 % выше уровня 2005 г. На увеличение затрат по данному направлению повлияло увеличение ассигнований на погашение кредиторской задолженности прошлых лет по содержанию, ремонту жилищного фонда, а также ассигнований на благоустройство и капитальное строительство, возмещение убытков по теплу.

Снижение расходов на охрану окружающей среды на 25,6 % объясняется изменением расходных полномочий и полномочий по экологическому контролю.

Расходы консолидированного бюджета Пермского края на социально-культурные мероприятия составили в 2006 г. 35,9 млрд р., что выше уровня 2005 г. на 26,0 % (табл. 4).

Таблица 4

Расходы консолидированного бюджета Пермского края на социально-культурные мероприятия за 2005-2006 гг.

Наименование расходов Фактическое исполнение

2005 2006 Темп роста 2006/2005, %

Млн р. Удельный вес, % Млн р. Удельный вес, %

Образование 13 430,7 47,1 16 746,1 46,7 124,7

Культура, кинематография, средства массовой информации 1486,9 5,2 1969,3 5,5 132,4

Здравоохранение и спорт 7699,5 27,0 10 537,8 29,4 136,9

Социальная политика 5855,4 20,6 6615,4 18,4 113,0

Социально-культурные мероприятия, всего 28 472,5 100,0 35 865,6 100,0 126,0

На образование было выделено 16,7 млрд р., или 46,7 % от общего объема средств, направленных на социально-культурные мероприятия, что выше уровня 2005 г. на 24,7 %. В рамках реализации приоритетного регионального проекта «Новая школа» были выделены средства из регионального фонда софинансирования социальных расходов, а также увеличены ассигнования на уплату налога на имущество, на повышение заработной платы и проведение мероприятий по лицензированию учреждений образования. Расходы регионального бюджета на организацию оздоровительной кампании детей и подростков и молодежную политику составили в 2006 г. 392,6 млн р.

На культуру, кинематографию и средства массовой информации из бюджета края в

2006 г. было направлено около 2 млрд р., что на 32,4 % выше, чем в 2005 г.

Финансирование здравоохранения и спорта составило в 2006 г. 10,5 млрд р., что на 36,8 % больше, чем в 2005 г. Причем удельный вес данной группы расходов в общем объеме средств на социально-культурные мероприятия увеличился по сравнению с 2005 г. на 2,4 %. Основной причиной этого является повышение зарплаты работникам социальной сферы и увеличение расходов на оплату коммунальных услуг в связи с ростом тарифов.

На социальную политику в 2006 г. было направлено более 6,6 млрд р., что выше уровня 2005 г. на 13 %. Основными направлениями социальной политики стали: пенсионное обеспечение, социальное обслуживание и социальное обеспечение населения, борьба

с беспризорностью, опека, попечительство. Рост расходов обусловлен увеличением размера доплаты к пенсиям, повышением оплаты труда в 2006 г., увеличением расходов на оплату коммунальных услуг в связи с ростом тарифов, увеличением численности получателей льгот. За счет бюджета Пермского края в 2006 г. оказана дополнительная социальная поддержка малообеспеченным гражданам в виде единовременных денежных выплат в сумме 202,7 млн р. В соответствии с федеральным законодательством с 1 апреля 2006 г. проиндексированы ежемесячные выплаты отдельным категориям граждан на 8,5 %. С 1 января 2006 г. произведена индексация на 6 % части ежемесячных денежных выплат, направляемой на лекарственное обеспечение льготников.

В 2006 г. в Пермский край были направлены средства федерального бюджета для реализации таких федеральных программ, как «Дети России», «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера», Федеральная программа развития образования и ряд других.

Расходы государственных внебюджетных фондов на социальное развитие Пермского края составили в 2006 г. около 49,3 млрд р., что выше уровня 2005 г. на 38,9 %. При этом расходы на пенсионное обеспечение составили 49,1 % от общей суммы расходов фондов, социальное обеспечение и обслуживание — 13,1 %, расходы на здравоохранение —

12,7 %, средства, перечисляемые соответствующим федеральным фондам — 22,1 %, прочие вопросы в области социальной политики — 3,0 %.

Общие показатели динамики социальных расходов бюджета Пермского края представлены в табл. 5. Следует отметить, что в среднем за рассматриваемый период удельный вес социальных расходов составил 23,6 %, причем резкая тенденция к росту наметилась с 2005 г., что связано с изменениями в законодательстве, касающимися реализации полномочий разных уровней в сфере социальной политики.

Социальная политика — одно из важнейших расходных направлений регионального бюджета. Концепция активной социальной политики на основе развития человеческого потенциала исходит из того, что государство через свои функциональные и территориальные институты обеспечивает не столько равенство потребления, сколько равенство возможностей, прежде всего в сфере образования, удовлетворяет необходимый минимум потребностей в здравоохранении, гарантирует безопасность личности, соблюдение политических и гражданских прав, а также несет ответственность за создание условий, которые содействуют росту и эффективному функционированию социально-экономической системы.

В системе финансирования социальных расходов важную роль играют межбюджет-ные трансферты. Это самая весомая группа расходов регионального бюджета. В виде межбюджетных трансфертов оказывается финансовая помощь в соответствии с формами финансовой поддержки, предусмотренными в Бюджетном кодексе РФ. Согласно федеральному и региональному законодательству, в Пермском крае сформированы:

- региональный фонд финансовой поддержки поселений;

- региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);

- региональный фонд софинансирования социальных расходов;

- региональный фонд компенсаций;

- региональный фонд муниципального развития;

- фонд регионального развития;

- резерв выравнивания экономического положения муниципальных районов (городских округов).

Социальные расходы бюджета Пермского края (области) в 1996-2007 гг.1

Расходы 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Всего расходов, тыс. р. 2 521 124 2 785 521 2 305 087,5 5 462 382,7 10 396 329 11 492 310 14 736 203,2 15 009 231,3 21 333 393,6 32 851 495,1 48 506 304,2 63 532 061

В том числе

Образование, тыс. р. 100433 129 532 106 629,5 251 544,4 286 532 396 450 472 104,4 595 447,2 668 606,7 2 214 165,9 2 871 149,5 4 287 584,6

Удельный вес, % 4,0 4,7 4,6 4,6 2,8 3,4 3,2 4,0 3,1 6,7 5,9 6,7

Культура и искусство, тыс. р. 36 228 35 007 33 341 72 147 92 611,4 157 313 212 428,4 252 727,3 368 828,5 461 642,4 636 103,3 775 226,7

Удельный вес, % 1,4 1,3 1,4 1,3 0,9 1,4 1,4 1,7 1,7 1,4 1,3 1,2

Здравоохранение и физическая культура, тыс. р. 162 514 247 714 225 615 466 858,1 93 2372 975 670 1 160 993 1 448 463,9 174 3534 3 426 568,6 5 055 110,3 8 436 805,7

Удельный вес, % 6,4 8,9 9,8 8,5 9,0 8,5 7,9 9,7 8,2 10,4 10,4 13,3

Социальная политика, тыс. р. 273 296 181 879 112 022 612 135,4 588 846,9 919 585 1 124 559,6 1 430 296,7 1 670 158,6 2 465 518,1 5 047 805,6 7 675 710,5

Удельный вес, % 10,8 6,5 4,9 11,2 5,7 8,0 7,6 9,5 7,8 7,5 10,4 12,1

Совокупный удельный вес социальных расходов, % 22,6 21,4 20,7 25,6 18,4 21,3 20,1 24,9 20,8 26,0 28,0 33,3

1 Таблица составлена по: Закону Пермской области «О бюджете Пермской области на 1996 г.» от 17.01.1996 г. № 371-63; Закону Пермской области «О бюджете Пермской области на 1997 г.» от 21.02.1997 г. № 667-97; Закону Пермской области «О бюджете Пермской области на 1998 г.» от 18.12.1997 г. № 943-143; Закону Пермской области «О бюджете Пермской области на 1999 г.» от 11.01.1999 г. № 353-48; Закону Пермской области «О бюджете Пермской области на 2000 г.» от 27.12.1999 г. № 728-111; Закону Пермской области «О бюджете Пермской области на 2001 г.» от 30.12.2000 г. № 1277-192; Закону Пермской области «О бюджете Пермской области на 2002 г.» от 18.12.2001 г. № 1935-347; Закону Пермской области «О бюджете Пермской области на 2003 г.» от 30.12.2002 г. № 549-103; Закону Пермской области «О бюджете Пермской области на 2004 г.» от 29.12.2003 г. № 1160-235; Закону Пермской области «О бюджете Пермской области на 2005 г.» от 29.12.2004 г. № 1945-422, Закону Пермской области «О бюджете Пермской области на 2006 г.» от 30.11.2005 г. № 2741-613, Закону Пермского края «О бюджете Пермского края на 2007 г.» от 12.12.2006 г. № 35-К3.

Важный инструмент социального развития региона — региональные целевые программы, одним из источников финансирования которых является региональный бюджет. Расходы по региональным целевым программам были предусмотрены бюджетом: на 2005 г. в объеме 1,6 млрд р., на 2006 г.— 2,3 млрд р., на 2007 г.— 2,8 млрд р.

Резюмируя изложенное, отметим, что основные приоритеты социального развития находят отражение при формировании и использовании регионального бюджета, что проявляется в росте заработной платы в бюджетной сфере, повышении доступности и качества бюджетных услуг, уровня социальной защищенности пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных граждан. На территории Пермского края происходит реализация приоритетных национальных проектов, на финансирование которых выделяются значительные ресурсы. Кроме того, принимаются меры демографической политики, направленные на улучшение материальной поддержки семей с детьми, развитие инфраструктуры, обеспечивающей помощь семье при рождении и воспитании детей. Социальные характеристики регионального бюджета отвечают стратегическим задачам и ориентирам регионального развития.

Список литературы

1. Анимица, Е. Г. Пространственно-временная парадигма в социоэкономике: региональный аспект / Е. Г Анимица, В. А. Сухих. Пермь, 2007.

2. Волгин, Н. А. Социальная политика муниципальных образований / Н. А. Волгин, В. К. Егоров, С. В. Калашников. М., 2006.

3. Галицына, Т. В. Социальная политика и социальное развитие в субъектах Российской Федерации (вопросы трудового права и права социального обеспечения) / Т. В. Галицына ; Перм. гос. ун-т. Пермь, 2007.

В. А. Красницкий

ЭФФЕКТИВНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ АСПЕКТОВ НАЛОГОВОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ В РАМКАХ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Эффективность деятельности налоговых органов субъектов Российской Федерации оценивается по конечным результатам их работы. Вместе с тем, увеличение налоговых поступлений, обеспечение их стабильности во многом зависят от квалифицированного налогового прогнозирования и планирования.

Ключевые слова: налоги, налоговое прогнозирование и планирование, налоговые поступления.

В современных условиях развития российской экономики особенно актуальной задачей является максимальное наполнение государственного бюджета и обеспечение его сбалансированности по доходам и расходам.

В решении проблемы дальнейшего роста налоговых поступлений в бюджетную систему и повышения уровня собираемости налоговых платежей немаловажное значение имеет переход к рациональной системе бюджетно-налогового прогнозирования и планирования. Поэтому функции налогового прогнозирования и планирования наряду с иными функциями, осуществляемыми налоговыми органами по управлению поступлениями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.