Научная статья на тему 'Проблемы развития системы транспорта в республике Башкортостан в современных условиях'

Проблемы развития системы транспорта в республике Башкортостан в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
562
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зырянова М.А.

В статье рассмотрены вопросы и условия финансирования современного транспортного комплекса в Республике Башкортостан. Обозначены основные проблемы, возникающие на пути развития транспортной системы, задачи, которые необходимо решить для приведения системы транспорта республики в соответствие с требованиями социального и экономического статуса страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития системы транспорта в республике Башкортостан в современных условиях»

178 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

© Зырянова М.А.*

Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан, г. Уфа

В статье рассмотрены вопросы и условия финансирования современного транспортного комплекса в Республике Башкортостан. Обозначены основные проблемы, возникающие на пути развития транспортной системы, задачи, которые необходимо решить для приведения системы транспорта республики в соответствие с требованиями социального и экономического статуса страны.

На сегодняшний день транспорт в Республике Башкортостан, как крупнейшая отрасль хозяйства, является важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры.

Однако в условиях недостаточного развития транспортной инфраструктуры и нескоординированной государственной политики в сферах транспорта, градостроительства и землепользования продолжают обостряться транспортные проблемы в крупных городах и на подходах к ним вследствие быстрого и устойчивого роста автомобилизации.

Сохраняются неурегулированность отдельных важных сегментов рынка транспортных услуг (в первую очередь - на автомобильном транспорте), наличие значительного «теневого» перевозочного сегмента рынка. Эта проблема напрямую влияет на эффективность и безопасность удовлетворения транспортных потребностей общества, ведет к значительному материальному и социальному ущербу в экономике страны.

В настоящее время финансирование транспортного комплекса Республики Башкортостан осуществляется за счет:

- средств федерального бюджета;

- средств бюджета Республики Башкортостан;

- муниципального бюджета;

- внебюджетных источников.

Механизмы финансирования транспортной инфраструктуры включают в себя:

- государственные программы;

- федеральные и региональные целевые программы;

- федеральные и региональные адресные инвестиционные программы (АИП);

Магистрант кафедры Финансов, бухгалтерского учета и анализа.

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями

179

- субсидии и субвенции;

- государственно-частное партнерство (ГЧП);

- Инвестиционный фонд Российской Федерации;

- федеральный и региональные дорожные фонды;

- привлечение заемных средств.

В настоящее время финансирование строительства и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры, дорожного хозяйства из федерального бюджета осуществляется в рамках следующих федеральных целевых программ:

- «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)»;

- «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2015 годы)»;

- «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»;

- «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы»;

- «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»;

- «Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (2007-2015 годы)».

Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации не может быть установлен выше 95 % и ниже 5 % расходного обязательства.

Средства субсидии могут предоставляться субъектами Российской Федерации в порядке межбюджетных отношений местным бюджетам.

Различают следующие виды субсидий, предоставляемых из федерального бюджета:

- субсидии, предоставляемые бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование объектов, имеющих общегосударственное или межрегиональное значение;

- субсидии, предоставляемые бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование объектов, направленных на прирост количества населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием.

В структуре расходов бюджета Республики Башкортостан на транспорт и дорожное хозяйство предусмотрены следующие основные статьи:

- возмещение предприятиям железнодорожного транспорта выпадающих доходов, связанных с перевозкой пассажиров по регулируемым ценам (тарифам);

- возмещение транспортным предприятиям выпадающих доходов, связанных с перевозкой пассажиров на автомобильном, железнодорожном и внутреннем водном транспорте по государственным регули-

180 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

руемым ценам (тарифам), единым социальным проездным билетам и льготным проездным билетам железнодорожного транспорта пригородного сообщения;

- руководство и управление в сфере установленных функций органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

- дорожное хозяйство.

В соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета Республики Башкортостан, определенной Законом Республики Башкортостан от 04.07.2012 № 554-з «Об исполнении бюджета Республики Башкортостан за 2011 год» (принят Государственным Собранием - Курултаем РБ 28.06.2012), расходы на транспорт и дорожное хозяйство в 2011 г. составили 8 919,4 млн. руб., из которых более 83 % приходилось на дорожное хозяйство, расходы по республиканской целевой программе «Развитие автомобильных дорог Республики Башкортостан (2010-2015 годы)» (далее - РЦП) - 7 078,8 млн руб.

В 2012 г. доля расходов на дорожное хозяйство в общих расходах бюджета Республики Башкортостан на транспорт и дорожное хозяйство превысила 87 % (табл. 1).

Таблица 1

Объем выделенных средств из бюджета Республики Башкортостан за последние три года на финансирование системы транспорта и дорожного хозяйства, млн. руб.

Вид деятельности 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Транспорт и дорожное хозяйство - всего, в том числе: 8 919,4 10 188,8 13 399,8

Транспорт 1 477,8 1 317,8 1 764,3

Дорожное хозяйство 7 441,6 8 871,0 11 635,5

Доля расходов на дорожное хозяйство в общих расходах, % 83,4 87,1 86,8

Рис. 1. Динамика финансирования системы транспорта и дорожного хозяйства из бюджета Республики Башкортостан за последние три года, млн. руб.

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями

181

Динамика финансирования системы транспорта и дорожного хозяйства из бюджета Республики Башкортостан за последние три года выглядит следующим образом (рис. 1).

В структуре финансирования дорожных работ наибольшую долю в период 2008-2010 гг. занимали расходы на строительство и реконструкцию (рис. 2), среднегодовой уровень доли расходов по этому направлению в общем объеме финансирования дорожных работ составил 45 %. В 2011 г. на долю расходов на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан приходилось 31,4 % от общих расходов на дорожное хозяйство, в 2012 г. - 19,4 %.

11000

10000

9000

С 8000 ГЯ

® 7000

X

я 6000

0

я

“ 5000

id

4000

X

1 3000 2000 1000

0

2008 г. 2009 г. 2010 г.

63

2011 г. 2012 г.

■ Строительство и реконструкция ■Капитальный ремонт и ремонт

■ Содержание ■ Управление дорожным хозяйством

Рис. 2. Динамика финансирования автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан за пять лет

В соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета Республики Башкортостан, определенной Законом Республики Башкортостан «О бюджете Республики Башкортостан на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов», расходы Республики Башкортостан на развитие системы транспорта на 2014 г. запланированы в размере 12 480,2 млн. руб., на 2015 г. -10 797,3 млн. руб., на 2016 г. - 10 448,2 млн. руб. В бюджете на 2014-2016 гг. также большая часть расходов предусмотрена на дорожное хозяйство. Так, на реализацию мероприятий республиканской целевой программы «Разви-

182 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

тие автомобильных дорог Республики Башкортостан (2010-2015 годы)» в 2014 г. предусмотрены расходы в сумме 10 459,9 млн. руб., в 2015 г. -8 968,4 млн. руб.

При этом планируемые объемы финансирования транспортного комплекса Республики Башкортостан на период 2013-2018 гг., предусмотренные Государственной программой «Развитие транспортной системы в республике Башкортостан» выглядят следующим образом (табл. 2).

Таблица 2

Объемы финансирования системы транспорта Республики Башкортостан, предусмотренные Государственной программой «Развитие транспортной системы в Республике Башкортостан» на 2013-2018 годы, млн. рублей

Показатели 2013-2018 гг.

Объем финансирования всего, в том числе: 189430,4

Из средств бюджета РБ и местных бюджетов 63290,6

Из средств федерального бюджета 27597,0

Из внебюджетных средств 98542,8

Однако в настоящее время транспортная система в целом и ряд ее ключевых сегментов остаются хронически недофинансированными.

Достаточно высокий уровень экономического развития региона, значительный объем промышленного производства, активный товарообмен в международном и межрегиональном сообщении и транзитное расположение республики требует густой и разветвленной сети автомобильных и железных дорог, ликвидации лимитирующих участков и обеспечения высокой скорости и интенсивности перевозок.

Таким образом, можно выделить следующие особенности транспортного комплекса Республики Башкортостан в целом:

- достаточно высокая плотность автомобильной и железнодорожной сети;

- выгодное экономическое положение региона на пересечении грузопотоков европейской и азиатской части России;

- высокие объемы производства товаров, тяготеющих к железнодорожному и внутреннему водному транспорту, что приводит к необходимости постоянного контроля пропускной способности железнодорожных и внутренних водных путей и скорейшей ликвидации лимитирующих участков;

- различная промышленная специализация и неравномерное социально-экономическое развитие районов Республики приводят к различным потребностям в развитии транспортного сообщения;

- низкий уровень развития дорожной сети, отсутствие железнодорожного сообщения в депрессивных районах Республики Башкортостан, в частности, в северной части республики;

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями

183

- концентрация развития воздушного транспорта в международном аэропорту Уфа, при отсутствии действующих региональных аэропортов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевыми проблемами на пути развития транспортного комплекса Республики Башкортостан являются:

- низкий уровень координации при определении тарифной политики и развитии инфраструктуры различных видов транспорта;

- недостаточный объем инвестиций в развитие парка подвижного состава автомобильного и железнодорожного транспорта, устаревание речных и воздушных судов;

- высокий удельный вес самортизированного парка транспортных средств;

- недостаточный уровень технической готовности ряда объектов;

- дефицит ремонтной базы;

- низкая скорость перемещения по автомобильным дорогам и железнодорожным путям ввиду неудовлетворительного технического состояния участков автомобильной и железнодорожной сети;

- большое количество пересечений железнодорожных путей и автомобильных дорог в одном уровне;

- снижение количества судоходных участков внутренних водных путей, простои речного флота ввиду низкой пропускной способности имеющихся судоходных участков внутренних водных путей;

- несоответствие планов развития производственных мощностей в различных районах республики с планами модернизации транспортной сети;

- низкий уровень развития транспортно-логистической инфраструктуры, и рынка логистических услуг в целом при одновременном значительном увеличении потребностей в перевозках, складских и сопутствующих услугах.

Вышеперечисленные проблемы не позволяют в должной мере реализовать выгоды географического положения Республики Башкортостан, снижают возможности транспортного комплекса региона в обеспечении грузовых и пассажирских перевозок, ухудшают привлекательность транспортных коммуникаций для транзитных перевозок. Все это в итоге ведет к снижению темпов социально-экономического развития региона, потере потенциальных доходов, а, следовательно, к сокращению доходной базы бюджетов всех уровней.

В связи с этим перед Республикой Башкортостан, как и страной в целом стоит задача приведения транспортной системы в соответствие с перспективными требованиями социального и экономического развития страны, в том числе, с учетом ее места в общемировой системе, согласования и сбалансированной комплексной увязки всех действующих и перспективных программ и планов развития транспортной системы на всех уровнях.

184 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

При этом необходимо учитывать необходимость маневрирования в достаточно узком коридоре возможностей, ограниченных накопленными проблемами и дефицитом инвестиций на их решение.

Список литературы:

1. Экономика железнодорожного транспорта / Под ред. Н.П. Терешиной, Б.М. Лапидуса, М.Ф. Трихункова. - М.: УМК МПС России, 2011.

2. Маскаева Е.А., Кулабухов М.Н. Транспортная система Российской Федерации: учебное пособие. - М., 2011.

3. Аксенов И.Я. Единая транспортная система: учебник для вузов. - М.: Высшая школа, 1991.

4. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 г. №1734-р.

5. Стратегия развития транспортного комплекса Республики Башкортостан до 2020 года.

6. Стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года, одобренная постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.09.2009 г. № 370.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЫНКА МЯСА ПТИЦЫ В УКРАИНЕ

© Кирилюк О.Ф.*

Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины,

Украина, г. Киев

Исследовано современное состояние производства мяса птицы в Украине, составлен прогноз баланса спроса и предложения этой продукции на рынке Украины до 2020 г., определена экономическая эффективность производства мяса птицы в сельскохозяйственных предприятиях на перспективу.

Ключевые слова: рынок мясо птицы, производство, потребление, прогноз, баланс, инвестиции, экономическая эффективность.

Постановка проблемы. Увеличение спроса на мясо как на внутреннем рынке Украины, так и на мировом рынке стимулирует производство мяса всех видов и мяса птицы в частности. В Украине ежегодно вводятся в действие или реконструируются птицефабрики на высоком технологическом уровне, что обеспечивает постоянный прирост объемов производства мяса птицы.

* Доцент кафедры Учета, анализа и аудита, кандидат экономических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.