Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СВОБОДНО-РЕЛИГИОЗНОГО ДВИЖЕНИЯ В ГЕРМАНИИ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СВОБОДНО-РЕЛИГИОЗНОГО ДВИЖЕНИЯ В ГЕРМАНИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / АТЕИЗМ / СВОБОДОМЫСЛИЕ / ГУМАНИЗМ / СВОБОДНО-РЕЛИГИОЗНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ГЕРМАНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Коростиченко Екатерина Игоревна

В статье рассматривается состояние свободно-религиозного движения (Die deutsche freireligiöse Bewegung) в Германии в конце XX - начале XXI вв., представленного в настоящее время так называемыми свободными общинами (freireligiösen Gemeinden), возникшими в этой стране в 1840-х годах как оппозиция по отношению к католической и протестантской ортодоксии. Внутри движения изначально могли быть различные мировоззренческие позиции: от теологического рационализма до пантеистических концепций и «религии гуманности», которую разделяли сторонники радикального левого крыла движения, полностью преодолевшие христианство. В результате анализа представлена целостная картина развития свободно-религиозного движения, включая его организационную структуру, социальное представление, характер практической деятельности, мировоззренческую позицию членов движения. В рамках исследования проанализирована историческая преемственность идеологической традиции, описана интерпретация сторонниками свободно-религиозного мировоззрения таких ключевых понятий, как Бог, человек, религия, грех, посмертное существование. На основании анализа установлено, что особенность свободно-религиозного движения в целом состоит в его размытой мировоззренческой ориентации. Отказ от конкретного религиозного содержания в форме христианских догматов сочетается в нем с заимствованными у христианства некоторыми культовыми формами, такими как ритуалы перехода (свободно-религиозные похороны, Югендвайе - светская конфирмация). Это ставит его в особое положение, промежуточное между религией и светским мировоззрением. Автор приходит к выводу, что свободно-религиозное движение в настоящее время находится в стадии трансформации; светский гуманизм, набирающий в Германии все больше сторонников среди свободомыслящих, размывает свободно-религиозное мировоззрение и движение. Выбирая гуманизм в качестве идеологии, свободно-религиозные теряют связь с полуторавековой традицией «исповедования» свободной религии и становятся арелигиозными (Areligiösen).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENT STATE OF THE FREE-RELIGIOUS MOVEMENT IN GERMANY

The article considers the state of the free-religious movement in the late 20th - early 21st century, comprised now of so-called free-religious communities (freireligiösen Gemeinden), which emerged in the 1840s to oppose Catholic and Protestant orthodoxies. Initially the movement united varying worldviews: from theological rationalism to pantheism and the “religion of humanity” practiced by radical left members of the movement who resigned from Christianity altogether. Through analysis, we present a coherent picture of the free-religious movement in its development, including its organization and structure, social representation, practices and worldview of its followers. The historical continuity of ideological tradition is analyzed, interpretations of the key concepts are described, including “God”, “human”, “religion”, “sin”, and “posthumous existence”. It is shown that the diffuse worldview stance is characteristic for the free-religious movement. While refusing Christian articles of belief as a specific religious basis, the movement retains some forms of a cult, such as transition rituals (free-religious funerals, Jugendweihe as secular confirmation). These traits put the free-religious movement in a special intermediate position between religion and a secular worldview. It is argued that the free-religious movement is currently undergoing transformation. It is shown that secular humanism, currently attracting more and more followers among the freethinkers, results in the erosion of the free-religious worldview and movement. The free-religious movement that choose humanism as their ideology lose their connection to the century-long tradition of practicing free religion and become areligious.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СВОБОДНО-РЕЛИГИОЗНОГО ДВИЖЕНИЯ В ГЕРМАНИИ»

УДК 2-27

Современное состояние

свободно-религиозного движения в Германии

Е. И. Коростиченко

Институт философии РАН,

Российская Федерация, 109240, Москва, Гончарная ул., 12

Для цитирования: Коростиченко Е. И. Современное состояние свободно-религиозного движения в Германии // Вопросы теологии. 2020. Т. 2, № 1. С. 153-176.

http://doi.org/10.21638/spbu28.2020.110

В статье рассматривается состояние свободно-религиозного движения (Die deutsche freireligiöse Bewegung) в Германии в конце XX — начале XXI вв., представленного в настоящее время так называемыми свободными общинами (freireligiösen Gemeinden), возникшими в этой стране в 1840-х годах как оппозиция по отношению к католической и протестантской ортодоксии. Внутри движения изначально могли быть различные мировоззренческие позиции: от теологического рационализма до пантеистических концепций и «религии гуманности», которую разделяли сторонники радикального левого крыла движения, полностью преодолевшие христианство. В результате анализа представлена целостная картина развития свободно-религиозного движения, включая его организационную структуру, социальное представление, характер практической деятельности, мировоззренческую позицию членов движения. В рамках исследования проанализирована историческая преемственность идеологической традиции, описана интерпретация сторонниками свободно-религиозного мировоззрения таких ключевых понятий, ^ч как Бог, человек, религия, грех, посмертное существование. На основании ^^ анализа установлено, что особенность свободно-религиозного движения в целом состоит в его размытой мировоззренческой ориентации. Отказ от конкретного религиозного содержания в форме христианских догматов сочетается в нем с заимствованными у христианства некоторыми культовыми рг^ формами, такими как ритуалы перехода (свободно-религиозные похороны, Югендвайе — светская конфирмация). Это ставит его в особое положение, промежуточное между религией и светским мировоззрением. Автор приходит к выводу, что свободно-религиозное движение в настоящее время находится в стадии трансформации; светский гуманизм, набирающий в Германии С.^ все больше сторонников среди свободомыслящих, размывает свободно-религиозное мировоззрение и движение. Выбирая гуманизм в качестве идеологии, свободно-религиозные теряют связь с полуторавековой традицией «ис- ¡j поведования» свободной религии и становятся арелигиозными (Areligiösen). ^^

Ключевые слова: религия, атеизм, свободомыслие, гуманизм, свободно-рели- ^^ гиозное движение, Германия.

2020

К

С

о r

о

ы

F

I—(

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2020 © Общецерковная аспирантура и докторантура

им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2020

http://doi.org/10.21638/spbu28.2020.110 153

том 2 2020

S

№ ] Зародившись в середине XIX в., свободно-религиозное движение сы-

грало огромную социальную, политическую и идеологическую роль в преобразованиях немецкого государства и общества в следующем столетии. Ниже мы попытаемся создать целостную картину положения общин в последние двадцать лет. В этих целях обобщен ряд исследований свободно-религиозного движения, проанализированы программные документы j \ j и журналы свободных общин, деятельность в Интернете, высказывания f j наиболее активных сторонников движения. В ходе личной переписки ^^ с пасторами свободных общин получена наиболее актуальная информация о мировоззрении и специфике практической деятельности современных последователей.

Свободно-религиозное движение мало освещено в отечественном религиоведении1, однако, на наш взгляд, представляет большой исследовательский интерес как уникальный мировоззренческий феномен. Находясь на перепутье между атеизмом и теизмом, свободная религия не относит себя ни к тому, ни к другому. Она является одной из альтернатив для людей, не приемлющих ни христианскую догматику, ни полное отрицание ^^ религиозной потребности человека.

Р I Постулируя наличие в человеке врожденной религиозности и опреде-

ли ляя религию как религиозное отношение к бытию, сторонники свободно-религиозного мировоззрения отказываются от любых символов веры и других догматических конструкций. Они выступают против всякого принуждения в вере, главным принципом считают опору на разум и современные научные данные. Причисляя себя к свободомыслящим, они при этом считают неконструктивным огульное отрицание Бога и религии, видя в нем такой же догматизм, только не религиозный, а атеистический.

Свободно-религиозное движение возникло в Германии в середине XIX в. из двух первоначально независимых направлений, оппозиционных по отношению к католической и протестантской ортодоксии соответственно — «Немецких католиков» (Die Deutschkatoliken) и протестантских «Друзей света» (Die Lichtfreunde). Движение было небольшим, но очень мощным и открыто выступало с антиклерикальными идеями2. Оно популяризировало критику религии, научную картину мира, рационализм эпохи Просвещения. Свободно-религиозное движение как «реформация XIX века» видело свою миссию в укреплении и расширении завоеваний Реформации времен Лютера и имело своей целью не только внутрицер-

О

е

нч

о

о

PQ

1 См. подробнее: Коростиченко Е. И.: 1) Истоки организованного свободомыслия в Германии. Свободно-религиозные общины // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 1: Богословие. Философия. 2015. № 4 (60). С. 7588; 2) Особенности мировоззрения внутри свободно-религиозного движения в Германии XIX в. // Вестник Владимирского гос. ун-та им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. Сер. Социальные и гуманитарные науки. 2015. № 1 (5). С. 81-85.

2 См. об этом: Kaiser J. C. Arbeiterbewegung und organisierte Religionskritik: proletarische Freidenkerverbände in Kaiserreich und Weimarer Republik (Industrielle Welt. Bd. 32). Stuttgart: Klett-Cotta, 1981. S. 265.

ковные, но и социально-политические изменения3. Оно было тесно связано с демократическим оппозиционным движением в домартовский период (от нем. Vormärz) и в годы революции 1848-1849 гг. в Германии.

С образованием свободных общин в Германии все те, кто считал себя связанным с государственными церквями против своей воли, теперь имели возможность выйти из них, присоединившись к сторонникам свободно-религиозного мировоззрения.

Критика Библии, возникшая в то время, упала на благодатную почву среди проповедников свободных общин. В свободно-религиозных общинах собралось много критиков церкви, религии, а также атеистов, потому что только там можно было беспрепятственно обсуждать вопросы религии. Характерно, что в свободных общинах декларировались равные демократические права для членов, в том числе для женщин.

В 1859 г. в немецком городе Гота 40 тыс. верующих из 53 свободных общин объединились в Союз свободно-религиозных общин Германии (Das Bund freier religiöser Gemeinden Deutschlands, BFGD4). Союз стал исторически первой совместной организацией свободно-религиозного движения, первым национальным объединением свободных общин. После из него выделились организации, мировоззренческой платформой которых был материализм в разных его формах. Можно согласиться с немецким исследователем Хорстом Грошоппом, что все организации немецких свободомыслящих после 1880 г. вышли из свободно-религиозных общин5.

В 1860-1880-е годы в свободных общинах значительно выросла доля пролетариата. Будучи выразителями социалистических идей, представители пролетариата надеялись здесь найти защиту от государственных ре-прессий6. Позднее, на рубеже XIX-XX вв., свободно-религиозное движение конкурировало в борьбе за революционно настроенных людей с про- ^^ летарским движением свободомыслящих, атеистическим в своей основе. |-Н

После захвата власти национал-социалистами в 1933 г. свободно-религиозные общины, как и многие другие организации свободомыслящих в Германии, подверглись репрессиям и в итоге были большей частью запрещены.

Новый этап истории свободно-религиозного движения в Германии начинается только после Второй мировой войны. В 1949 г. был воссоздан Союз свободно-религиозных общин Германии (BFGD). При создании он

К S

О

ы н

I—I

о

о

Рч

с

PQ

3 См. об этом: Paletschek S. Frauen und Dissens: Frauen im Deutschkatholizismus und in den freien Gemeinden 1841-1852 (Kritische Studien zur Geschichtswissenschaft. Bd. 89). Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1990. S. 11.

4 См. об этом: Steuerwald H. Kritische Geschichte der Religionen und freien Weltanschauungen: eine Einführung. Neustadt am Rüb.: Angelika Lenz, 1999.

5 Groschopp H. Säkulare und freigeistige Organisationen und Verbände in Deutschland (Erläuterungen zu den Tabellen) // Fowid. URL: http://fowid.de/fileadmin/textarchiv/ Groschopp_ Horst/Saekulare_Verbaende_TA2005_9.pdf (дата обращения: 11.11.2014).

6 См. об этом: Gärtner C., Pollack D., Wohlrab-Sahr M. (Hrsg.) Atheismus und religiöse 2020 Indifferenz (Veröffentlichungen der Sektion Religionssoziologie der Deutschen Gesellschaft für Soziologie. Bd. 10). Springer-Verlag, 2013. S. 116. №1

№ ] насчитывал около 70 тыс. членов, что сразу сделало его крупнейшей организацией спектра свободомыслящих в стране. Такое доминирующее положение являлось следствием значимости, которую движение имело в начале века, а также того факта, что значительной части общин было разрешено функционировать при нацистской власти.

Немецкий исследователь и историк свободно-религиозного движения Лотар Гайс7 пишет о том, что свободно-религиозным и арелигиозным ^^ (Аге%1б8еп) внутри Союза не удалось преодолеть давние разногласия, ^^ главным образом во взглядах на концепцию религии как таковой, и договориться о совместной работе. После публикации в 1959 г., к столетнему юбилею движения, книги «Свободно-религиозное движение: сущность и задачи»8 раскол стал еще более явным. Книга отчетливо и развернуто позиционировала мировоззрение свободно-религиозного движения как религиозное в своей истории и современности, и большое количество членов движения атеистической направленности отказывались это принять. Впоследствии множество организаций покинули ББОБ, несмотря на старания руководства ослабить указания на «религиозную» сущность дви-^^ жения в программных документах. Л. Гайс оценивает численные потери Рц ББОБ от этого раскола в 70 %.

В 1960-х влияние и численность ББОБ продолжали идти на спад, в том числе из-за неспособности движения эффективно привлекать в свои ряды молодежь. Количество членов ББОБ сократилось с 55 тыс. в 1967 г. до 39,5 тыс. в 1979 г.

В целом свободно-религиозное движение так и не приобрело того влияния, которое оно имело до 1933 г. Исследователь Манфред Иземайер резюмирует9: после 1970 г. роль свободно-религиозного движения в общественно-политическом дискурсе оставалась маргинальной; движение не влияло сколько-нибудь существенным образом на формирование политической и духовно-культурной повестки в обществе.

В начале 1990-х годов на фоне падения численности стало очевидно, что основными проблемами движения являются его несовременность и низкая социальная активность его представителей.

Структура и численность. Свободно-религиозное движение на сегодняшний день представлено общинами, базирующимися в различных немецких городах, значительно реже — территориально обособленными коммунами. Как правило, в пределах одной земли общины организационно объединены. Подавляющее большинство общин сосредоточено в небольшой области на юго-западе страны, образованной треугольником городов Франкфурт-на-Майне — Карлсруэ — Идар-Оберштайн. Также довольно активна община Берлина.

том 2 2020

К S

О

[3

нч

с

о

PQ

7 Geis L. Freireligiös: wie es sich mir erschließt. Mainz, 2017. S. 157.

8 Die Freireligiöse Bewegung — Wesen u. Auftrag. Mainz, 1959. S. 394.

9 Isemeyer M. Freigeistige Bewegungen in der Bundesrepublik 1945 bis 1990 // Säkulare Geschichtspolitik (Humanismus aktuell 20). Berlin Humanistische Akademie, 2007. S. 84-95.

В самопрезентации почти все общины прослеживают свою историю с донацистских времен, некоторые — с середины XIX в., когда они были образованы в виде общин «Немецких католиков» или протестантских «Друзей света». Например, община Нойштадта имени Иммануила Канта указывает на своем сайте, что основана в 1848 г. как немецко-католическая община, но в 1921 г. реформирована как община монистов10.

По свидетельству формального лидера движения Ренаты Бауэр, сейчас в Германии около 40 тыс. организованных сторонников свободно-религиозного мировоззрения11. Другие источники, в том числе религиоведческие СМИ и информационная служба в Германии (REMID)12, сообщают о «примерно 30 тыс. свободно-религиозных в примерно 50 общинах»13. Пастор свободно-религиозной общины Майнца Эльке Гензлер указывает, что общины не слишком тщательно ведут учет своей реальной численности и редко публикуют эти данные. По ее собственной оценке, число 30 тыс. завышено14.

Численность отдельных общин разнится. Так, община Ингельхайма насчитывает около 200 членов, община Идар-Оберштайн — более 100015, в Оффенбахе около 1600 зарегистрированных членов свободно-религиозной общины16.

Свободно-религиозные общины в Германии исторически причислены к так называемым корпорациям общественного права (Körperschaft des öffentlichen Rechts, K. d. ö. R.), как и государственные церкви, и многие другие религиозные организации, включая Русскую православную церковь. Это существенно отличает свободно-религиозные общины от других организаций свободомыслящих и отчасти создает напряженность | \ \ между ними; так, Немецкий союз свободомыслящих (Deutscher FreidenkerVerband, DFV) давно и безуспешно предпринимает попытки получить такой же статус. |-Н

О

ы

F

к

о

Рч

с

10 Wer wir sind // Humanismus-pfalz. URL: https://humanismus-pfalz.jimdo.com/wer-wir-sind (дата обращения: 13.03.2018).

11 Bauer R. Der Platz der Freien Religion in der postmodernen Gesellschaft // Fincke A. (Hrsg.) Woran glaubt, wer nicht glaubt?: Lebens-und Weltbilder von Freidenkern, Konfessionslosen und Atheisten in Selbstaussagen. Berlin Evangelische Zentralstelle für Weltanschauungsfragen, 2004. S. 45.

12 Verschiedene Gemeinschaften / neuere religiöse Bewegungen (Weltanschauungen / alternative Religiosität & Spiritualität) // REMID. URL: http://remid.de/info_zahlen/verschiedene (дата обращения: 20.03.2018). О

13 Die Freireligiösen // Karl-weiss-heim. URL: http://www.karl-weiss-heim.de/die-freireli-gioesen/; (дата обращения: 18.03.2018). ЧН

14 Gensler E. Из личной переписки.

15 Freie Religion // Frg-io. URL: http://www.frg-io.de/freie-religion (дата обращения: 03.03.2018). 2020

16 Grundsätzliches // Freireligioese-offenbach. URL: http://www.freireligioese-offenbach. de/index.php/grundsaetzliches.html (дата обращения: 05.03.2018). №1

№ ] Статус корпорации общественного права обеспечивает существен-

ные налоговые льготы, а также право собирать «церковный налог» с официально зарегистрированных членов общин.

Коммерческая деятельность общин невелика; фактически она ограничивается возмездной социальной помощью людям, не состоящим в общине, проведением тренингов и церемоний (см. об этом ниже).

Возрастной состав движения трудно поддается анализу, однако не-f j сколько независимых источников17 указывают на заметное старение чле-^^ нов организации. Хотя в движении существует довольно активное мо-|-Н лодежное крыло (Freireligiöse Jugend Deutschland, FJD, об этом также см.

ниже), вероятно, можно говорить, что люди пожилого возраста составляют боольшую часть членов свободно-религиозных общин.

Членство. Членом свободно-религиозной общины может стать любой человек, достигший возраста религиозной зрелости (в Германии он составляет 14 лет), не состоящий в какой-либо другой религиозной общине или церкви. Если желающий уже входит в другое религиозное объеди-s^ нение, он может стать так называемым спонсирующим членом общины. ^^ И полноправные, и спонсирующие члены могут участвовать в регио-

Р I нальных и общинных ежегодных собраниях, им предоставляется право выступать, но право голоса и выдвижения кандидатов имеют лишь полноправные члены18. Несовершеннолетние дети членов общин могут быть или не быть членами общины. В любом случае полноправными членами г^Ч общины они могут стать, лишь подтвердив свое намерение лично по достижении 14 лет.

Свободные общины существуют в основном за счет членских взносов. Некоторые общины собирают их через государственные системы, пользуясь статусом корпорации общественного права, другие делают это самостоятельно. Размер взносов варьируется, минимальная обязательная величина составляет около 60 евро в год. Взносы большего размера поощряются; также встречается завещание существенных сумм общинам.

Участие в объединениях. Свободно-религиозные общины не только существуют как самостоятельные организации, но и входят в различные зонтичные объединения. Несмотря на то что формально свободные общины объединены под эгидой BFGD, их общественная самопрезентация чаще связана с Головной организацией свободных мировоззренческих обществ (Der Dachverband Freier Weltanschauungsgemeinschaften, DFW) — зонтичной организацией, в которую BFGD входит в качестве члена. Свободно-религиозные общины образуют самую большую членскую организацию в DFW.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сейчас в DFW входят организации, представляющие различные мировоззренческие позиции; членами являются организации гуманистов,

том 2 2020

К S

О

[3

нч

с

о

17 Gensler E. Из личной переписки.

18 Arten der Mitgliedschaft // Freireligioese-pfalz. URL: http://freireligioese-pfalz.de/ arten-der-mitgliedschaft.html (дата обращения: 07.03.2018).

монистов, пантеистов, сторонников свободно-религиозного мировоззрения, унитаристов. Но всех их объединяют требования полного отделения церкви от государства, равенства всех религиозных и мировоззренческих организаций и защиты прав человека. «Наше свободное мировоззрение основано на различных подходах и источниках и поддерживает связь с наукой. Мы не связаны с монотеистическими религиями и отвергаем монополию христианских церквей. <...> Мы выступаем за равенство всех мировоззрений и религий в государстве и обществе, до тех пор пока они не претендуют на абсолютность своих притязаний и не стремятся насаждать свои идеи недемократическим путем», — говорится в самопрезентации организации19.

DFW и многие свободные общины входят в Международный гуманистический и этический союз (International Humanist & Ethical Union). Некоторые свободно-религиозные организации входят в Международную ассоциацию религиозной свободы (International Association for Religious Freedom, IARF), что свидетельствует о наличии довольно разнообразных международных связей.

DFW выступает одним из учредителей Координационного совета светских организаций Der Koordinierungsrat säkularer Organisationen (KORSO) наравне с влиятельным Гуманистическим союзом Германии и в некоторой мере делит с ним сферу влияния в рамках Совета. Общие цели и требования этой организации, а вместе с тем и свободно-религиозных общин, составляющих большинство DFW, во многом согласуются с гуманистическими ценностями и общей парадигмой Гуманистического союза. DFW и HVD — наиболее близкие по духу организации в рамках секуляр- | \ \ ной «сцены» Германии.

Свободно-религиозное мировоззрение: общая характеристика. ^^ Свободные общины плюралистичны, у них нет общего согласия в вопро- |-Н сах религии и мировоззрения. В зависимости от отношения к «Божественному» свободно-религиозных можно разделить на пантеистов, монистов, агностиков, атеистов. Большую часть составляют пантеисты. Некоторые свободно-религиозные тяготеют к нескольким мировоззрениям, поэтому их сложно однозначно классифицировать. Практически все, включая пантеистов, отказываются от представления о Боге как личности — это их ключевое отличие от монотеистических религий.

Отрицая личного Бога, но признавая существование сверхъесте- ^^ ственного, часть свободно-религиозных, которых условно можно отнести Оц к смешанному, пантеистически-монистическому мировоззрению, остро ^^ чувствует необходимость в самоидентификации. Они не хотят относить ^^ себя ни к теизму, ни к атеизму. Выбирая третий путь — определяя «сущность мира» через «Вечное», «Непостижимое», «Единое», «Божественное» — они наиболее симпатизируют пантеизму, хотя это религиозно-фи-

S

О

ы

F

нч

о

ÇQ

том 2 2020

19 Säkulare Verbände, 4. Folge: DFW // HPD. URL: https://hpd.de/node/722 (дата обращения: 31.03.2020). №1

№1 лософское учение только частично отражает их мировоззрение. Л. Гайс по этому поводу пишет: «Если свободно-религиозные не могут следовать концепции Бога, принятой в монотеистических религиях, то "последним ящиком в шкафу религиозных учений" остается лишь пантеизм»20. Однако, признавая близость к пантеизму, свободно-религиозные отмечают его догматичность. То, что пантеизм может привести к догматичному мышлению, — серьезная неразрешимая проблема для них, так как они заявляют f I о принципиальном неприятии любых догм, как политических, так религиозных. Это противоречие означает, что при всех пантеистических тенденциях свободно-религиозные не могут быть последовательными пантеистами. Л. Гайс считает, что корректнее говорить о пантеистической ориентации, а не пантеизме свободно-религиозных21.

Свободная религиозность включает в себя также монистические черты. Ей близок монизм, который отвергает веру в личного Бога или богов и предполагает религиозную связь человека с бытием как безличным единым принципом: «существует единая действующая первопричина всех вещей».

Однако, несмотря на попытки свободно-религиозных найти основа-Р I ния в монизме или пантеизме, эти религиозно-философские учения рассматриваются ими лишь как ориентировочные рекомендации для личного самоопределения. Свободно-религиозные, отсылая к термину «свободно-религиозный» (freireligiös), любят говорить, что слово «свободный» г^Ч в этом термине означает отказ от следования какой-либо идеологии или религиозной доктрине. Они постулируют отсутствие завершенной, целостной «доктрины», так как их мировоззрение постоянно меняется под влиянием новых идей и развития науки. Одно из следствий этого — сложность однозначного определения или самоопределения их мировоззрения.

Главная отличительная особенность сторонников свободно-религиозного спектра — их установка в отношении религии. Если для фрай-денкеров-марксистов принципиальна «свобода от религии» (frei von der Religion), то для свободно-религиозных — «свобода в религии» (frei in der Religion).

Свободно-религиозные не верят в существование личного Бога, но заявляют о наличии у себя религиозности. Эта религиозность не связана с конкретной доктриной. Свободная религия — не вероучение, а религиозное (эмоциональное) отношение к бытию. Религиозность рассматривается свободно-религиозными как фундаментальная характеристика человеческой природы. Она является «выражением и результатом мышления и переживаний человека, который глубоко тронут и озабочен вопросами своего существования»22. Религия, согласно общепринятому среди них определению, — это отношение к бытию, поддерживаемое благоговени-

том 2 2020

К

я

о

о и

о

о

с

о

20 Geis L. Freireligiös... S. 113.

21 Ibid. S. 36.

22 Unitarisches Gelöbnis // Unitarier. URL: http://www.unitarier.net/uber-uns/geloebnis (дата обращения: 07.03.2018).

ем и доверием, и вытекающее отсюда осознание моральной ответствен-ности»23. Если классическое определение религии означает связь Бога с людьми, то религия в понимании свободно-религиозных — это связь с бытием, сущностью мира.

Религиозность связана с потребностью ощущать свое единство с миром и человеческим бытием, а также придать жизни смысл. В понимании свободно-религиозных «религия — это то, что трогает до глубины души, то, что непосредственно касается человека, то, что существенно для него»24. Религия — не четко определенные требования, не что-то предписанное, во что надо верить, но «благоговение, изумление, единство». По сути, из религии удаляется трансцендентный элемент, однако сами сторонники свободно-религиозного мировоззрения отказываются признавать, что такая «разумная» религия по существу сводится к этике. Всякая религия, утверждают они, имеет свою собственную мораль, однако понятие «религия» вовсе нельзя сводить к понятию «этика».

Основная функция религии, с точки зрения сторонников свободно-религиозного мировоззрения, — интегративная. Религия — это то, что объединяет людей в обществе, формирует духовно-ценностную ориентацию человека, оказывает поддержку в кризисных ситуациях. Уте Янц из свободной общины Бадена поясняет в интервью: «Религия, как мы ее понимаем, способствует осознанию уникальности нашей жизни, дает утешение или поддержку в жизненных кризисах и призывает нас постоянно переопределять и реализовывать смысл жизни»25.

Свободно-религиозные, в отличие от атеистов, не говорят о необходимости ликвидации религии, не разделяют точку зрения религиозных нигилистов, часть из которых признают верующих умственно отсталыми. Их требования звучат в просвещенческом духе отцов-основателей свободной ^^ религии: «Мы хотим только того, чтобы религия не душила в человеке его |-Н духовную свободу, чтобы она уважала человеческое достоинство и права человека, чтобы она не дискриминировала и не преследовала инакомыс-

лящих»26.

Сложность определения свободной религии заключается в ее широком толковании — отсюда постоянные дискуссии внутри свободно-религиозного движения о концепциях и терминах.

Понимание Бога. Свободно-религиозные утверждают, что Бог не может быть персонифицирован, Его бытие не может быть ни описано, ни до- ^^ казано. По этой причине Бог не является сверхъестественным существом, Оц

С

О

м

к s

о ы

F

нч

о

23 Это определение взято из программного документа сторонников свободно-религиозного мировоззрения 1953 г., известного как «Iggelbacher Erklärung der freireligiösen Prediger und Sprecher» (цит. по: Geis L. Freireligiös... S. 96).

24 Was ist freireligiös? // Freireligioese Gemeinde Mainz. URL: http://www.freireligio-ese-gemeinde-mainz.de/Was%20ist%20freireligioes.html (дата обращения: 18.03.2018). том 2

25 Wofür stehen. die Freireligiösen? Interview. 05.09.2013 // Freireligioese. URL: http:// 2020 www.freireligioese.de/files/Interview_Janz.pdf (дата обращения: 20.03.2018).

26 Ibid. №1

№ ] наделенным сознанием, Он понимается ими как «символ непостижимых связей и секретов всего сущего»27. Пастор свободно-религиозной общины Майнца Э. Гензлер пишет: «[Некоторые] сторонники свободно-религиозного мировоззрения, задаваясь вопросом о выходе за пределы чувственно ощущаемой материальной действительности, предполагают, что у человека есть связь с чем-то Высшим, Святым, Вечным. Они скорее говорят о "Божественном", чем о Боге, и отвергают связь с личным Богом. Им не f j понятно, как может персонифицируемое, доступное для общения суще-^^ ство не только управлять событиями в мире, но и влиять на них, а также требовать отчета о действиях человека»28.

Для описания Бога свободно-религиозные используют безличные понятия, такие как «Единое во всем», «Вечное», «Божественное»29. Они верят, что мир устроен согласно некому принципу, который всем управляет. Характерно изречение на фасаде здания собраний берлинских последователей свободной религии: «Мир управляется вечными законами»30. Действие этого принципа можно обнаружить во множестве вещей, су-s^ ществующих в мире. Некоторые из свободно-религиозных называют его ^^ термином «Божественное» — «символ созидающих сил и организующих Pl структур в природе»31.

Бог в какой-то мере символизирует также собственные силы человека, которые он пытается реализовать в жизни как практики разумности и любви. В этом утверждении прослеживается влияние идей Фейербаха. г^Ч Такая концепция Бога не предполагает обращения к нему с молитва-

ми или просьбами. Л. Гайс пишет, что, согласно воззрениям свободно-религиозных, отношения между Божественным (безличным принципом) и людьми (конкретными формами существования) невозможны32. Например, молитва для свободно-религиозных — это скорее монолог человека со своим собственным внутренним «Я». От такого Бога свободно-религиозные также не ждут совершения чудес, о которых говорится в Библии. Чудеса, согласно их воззрениям, противоречат законам природы и не вписываются в современную картину мира.

Для свободно-религиозных Бог не трансцендентен, а имманентен: «Вместо трансцендентного Бога имманентное величие (immanente Größe),

том 2 2020

S S

о

e

нч

с

о

27 Unitarisches Gelöbnis.

28 Gensler E. Im Unterschied Freie Religion Christliche Religion // Tabularium. URL: http://tabularium-f.bplaced.net/HTML/Gensler%20-%20Im%20Unterschied%201997.htm (дата обращения: 20.03.2018).

29 Также встречаются понятия «причина всего сущего», «сущность мира», «сущность бытия», «божественное», «движущая сила мира», «высший закон бытия», «непостижимое», «бытие», «управляющая миром творческая сила». См. также: Geis L. Freireligiös. S. 136.

30 Цит. по: Baumann C. Der Pappel-Friedhof in Prenzlauer Berg: Eine kleine Berliner Stadt-Geschichte. Berlin Lukas Verlag, 2016. S. 17.

31 Was ist freireligiös?

32 Geis L. Freireligiös. S. 134.

которое понимается как "Бог в мире — Бог в человеке" (Gott in der Welt — Gott im Menschen)»33, — отмечает Э. Гензлер.

Сторонники свободно-религиозного мировоззрения отсылают к индийской пословице, которая указывает на их пантеизм: «Бог спит в каждом камне, видит сны в каждом растении, шевелится в каждом животном и пробуждается в человечестве»34.

Отношение к Иисусу Христу, Библии. Свободно-религиозные не выделяют особо личность Иисуса Христа, ставя его в один ряд с Мухаммедом, Буддой, Сократом и многими другими авторитетными религиозными деятелями, однако признают то влияние, которое он и другие основатели религий оказали на формирование общечеловеческой культуры. Иисус Христос понимается ими как образец нравственной жизни. Некоторые из них сомневаются в историческом существовании Христа35. «Мы не знаем ни сверхъестественного Христа, ни Бога, ни полубога в человеческом образе»36, — писал один из отцов-основателей свободно-религиозного движения (протестантской секты «Друзей света») Густав Вислиценус.

Библия, наравне с другими священными писаниями, характеризуется ими как литературное произведение, полное легенд и сказаний. Однако свободно-религиозные признают, что Священное Писание христиан содержит жизненную мудрость, которая поныне не теряет значимости и для верующих, и для светских людей.

«Является ли для нас Библия общепризнанной нормой веры?»37 — ставил вопрос Вислиценус, автор программного сочинения для свободно-религиозных «Писание или дух? Ответ моим обвинителям» на заре возникновения свободно-религиозного движения, и тут же на него отвечал: на- | \ \ ука и образование стали ориентирами нового времени. «Писание Нового ^н завета не должно быть для нас основой веры, но только свидетельством ^^ веры первых христиан»38, — говорил он. В качестве нормы веры Вислице- |-Н нус определяет «дух»: «Мы имеем другой наивысший авторитет — живой дух в нас самих. Но дух означает здесь не Святой дух в традиционном теологическом смысле, а "божественную жизнь" в человеке»39. Он говорил о признании в людях внутренне присущего им живого духа истины как фундамента христианства.

Отвергая концепцию Троицы как догматическую конструкцию, свободно-религиозные понимают под духом творческую силу в человеке:

К

о

ы

F

л

о

о

Рч

с

33 Gensler E. Im Unterschied Freie Religion Christliche Religion.

34 Lichtblicke. Zeitschrift für freies Denken, Vernunft und Toleranz in der Religion // Freie-religionsgemein. URL: http://freie-religionsgemein.de/pdf-lb/2017-lb-02.pdf (дата обращения: 18.03.2018). ^^

35 Was ist freireligiös?

36 Цит. по: Heyer F., Pitzer V. (Hrsg.) Religion ohne Kirche: d. Bewegung d. Freireligiösen: e. Handbuch. Stuttgart: Quell Verlag, 1977. S. 80.

37 Wislicenus G. A. Ob Schrift? Ob Geist? Verantwortung gegen meine Ankläger. Leipzig: том 2 Wigand, 1845. S. 11. 2020

38 Ibid. S. 38.

39 Ibid. S. 20. №1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

том 2 2020

№ ] «Я верю, что мой разум — это дух во мне, через который я познаю вечную истину»40, — писал немецкий богослов, современник Вислиценуса Юлиус Рупп, также оказавший большое влияние на становление свободно-религиозного движения.

Свободно-религиозные отвергают христианское представление нЧ о душе как духовной субстанции и о ее посмертном существовании. Душа Д \ ] понимается иначе: она, по мнению пастора свободно-религиозной об-\ Г щины Майнца Э. Гензлер, есть «бесконечная область жизненных проявлений, в которой сердце, ум и чувство находят свое выражение. Это не независимая нематериальная сущность в теле человека, но нечто пронизывающие тело, нечто приводящее тело в движение, способное порождать боль и страдания, радость и счастье. Для мистически ориентированных свободно-религиозных душа — это место, обеспечивающее восприятие Божественного»41. В такой трактовке грех — не болезнь души, а любые преступления, вредящие человеку и природе. Как можно заметить, в этой трактовке нет места Богу.

О

о и

с

о

о Свободно-религиозная антропология и танатология. Человек в сво-

бодной религии, обладая свободой воли, всегда должен отвечать за свое Р I поведение, свои проступки и стремиться исправить их42. Сторонники свободно-религиозного мировоззрения земли Рейнланд-Пфальц трактуют миссию человека в мире в гуманистическом ключе: «Сознавая, что быть человеком — значит быть существом, должным быть причиной и услови-г^Ч ем для возникновения и продолжения своего собственного бытия в мире, каждый член общины видит значимой задачей реализацию наилучших условий жизни как для себя, так и для своих собратьев и всех других живых существ, разделяющих с ним бытие»43.

Человеку не может быть навязана воля ни Бога, ни каких-либо других сверхъестественных существ. Он сам — носитель и центр свободной религии. Основой для мировоззрения сторонника свободной религии являются разум и выводы науки.

В брошюре, описывающей основы религиозного мировоззрения44, в качестве эпиграфа используется цитата Людвига Фейербаха: «Признайте, что для человечества нет другого спасения, кроме разума! Вера может сделать человека счастливым, успокоить его; одно несомненно: она не воспитывает, не улучшает, не просвещает человека; скорее она гасит свет в человеке, чтобы заменить его на иной, мнимый сверхъестественный свет.

40 Rupp J. Offener Brief an das Consistorium zu Königsberg. Zugleich als Antwort für die "Stimme aus der Evangelischen Gemeine" und für den Professor der Rechte Heinrich Friedrich Jakobson. Leipzig: Wigand, 1846. S. 13.

41 Gensler E. Im Unterschied Freie Religion Christliche Religion.

42 Was ist freireligiös?

43 Wer wir sind — und was wir wollen; Versuch einer Selbstbestimmung (2016) // Freie-religionsgemein. URL: http://freie-religionsgemein.de/inhalte.html (дата обращения: 22.03.2018).

44 Freie Religion. Standpunkte // Frg-io. URL: http://www.frg-io.de/wp-content/ uploads/2016/06/standpunkte.pdf (дата обращения: 24.03.2018).

Но есть только один свет — свет природы, свет, находящий исток в глубинах природы вещей, который единственный является божественным светом»45. Фейербах, пожалуй, наиболее часто упоминаемый и цитируемый в свободной религии известный философ. Некоторые прямо считают, что его философия послужила основанием для современного свободно-религиозного мировоззрения.

Несмотря на то что у сторонников свободной религии нет символа веры и иных догматических формул, большинство из них признают ряд аксиоматических положений о человеке: человек — часть природы, результат эволюции, а не «венец творения», жизнь человека уникальна, он живет, чтобы быть счастливым, имеет право быть свободным46. Природа человека сущностно ни добрая, ни злая. Как личность, человек является мерилом добра и зла.

Принимая категорический императив Канта, сторонники свободной религии отрицают, что понятия добра и зла даны человеку от Бога. Добро и зло также не рассматриваются как автономные силы, ведущие извечную борьбу за право властвовать в мире. Свободно-религиозные не приемлют дуализм христианской теологии. Понятия добра и зла лежат в основе этической оценки поведения людей. Этика в свободной религии не основана на заповедях, которые прописаны в священных книгах, она «определяется человеческим разумом, основывается на благоговении перед жизнью в целом и доверительном уважении к разным жизненным укладам»47.

Свободно-религиозные из общины И нгельхайма перечисляют такие безусловные ценности: гуманность, терпимость, любовь к природе, ответственность, отказ от насилия и все то, что позволяет жить в гармонии с окружающим миром48.

Проблема смерти, как и во многих других религиях, занимает особое ^^ место в свободно-религиозном мировоззрении. Большинство привержен- |-Н цев видят это так: индивидуальное существование человека заканчивается смертью, поэтому жизнь уникальна и неповторима. От человека остается, с одной стороны, материя, уже не связанная с человеческим сознанием, а с другой — все то, что продолжает жить в его потомках и других людях: память о нем, тот опыт, который он передал живым в свое время. Сохраняются также труды и результаты его деятельности.

Ключевое отличие танатологии свободной религии от христианской кратко выражается в лозунге свободно-религиозных: «Мы верим в жизнь ^^ до смерти!». В более развернутом виде это понимание может быть посту- Рц лировано так: «Ни один сторонник свободной религии не верит в "воскрешение плоти" в христианском смысле, этот мир понимается им не как

РР

к

к С

о ы н

I—I

hJP

о

45 Feuerbach L. Sämtliche Werke. Leipzig: Otto Wigand, 1848. S. 201.

46 Was ist freireligiös?

47 Freie Religion — Eine Alternative. // Freireligioese. URL: http://www.freireligioese.de/ 2020 files/broschuere.pdf; (дата обращения: 17.03.2018).

48 Was ist freireligiös? №1

№ ] промежуточная остановка на пути к лучшей жизни после смерти, но как родной дом, который может дать ощущение безопасности»49.

Подобные воззрения имеют долгую историческую традицию в свободно-религиозном мировоззрении. Скептическое отношение к христианской концепции жизни после смерти можно найти, например, в сочинениях первого пастора общины Альцей Кристиана Эльзнера, который возглавлял ее с 1877 по 1892 г.: «Никакая наука не может дать основательного \ Г разъяснения, что происходит с человеческой душой после смерти; даже ^^ самые мудрые должны признать, что они ничего не знают об этом, и всякое описание "загробной жизни" просто говорит нам о том, как ее воображал рассказчик. То же самое можно сказать об описаниях так называемого "ада" и его вымышленных жителях. Любой, кто добросовестно проживает отмеренную ему жизнь, выполняет свой долг, усердно трудится над своим духовным и нравственным совершенством; кто использует дары и силы, данные ему, не только ради своего благосостояния, но и на благо его ближних, тот не должен и не будет дрожать перед смертью, потому что он уже несет небеса в себе»50. ^^ Итак, сторонники свободно-религиозного мировоззрения имеют

Р I отличное от христианского учения понимание таких понятий, как Бог, человек, религия, душа, грех, смерть и т. д. Быть свободно-религиозным означает иметь другое понятие Бога (имманентное, а не трансцендентное), другое понятие религии (свободное, а не догматическое), другую этику г^Ч (ориентированную на человека, а не на Бога).

Практическая деятельность общин. Практическая деятельность свободно-религиозных общин не имеет широкого размаха, но весьма разнообразна. О ее специфике пасторы свободных общин говорят неохотно. Информации на сайтах общин также немного, а та, что имеется, носит общий характер. Эту деятельность условно можно разделить на обрядовую, более или менее прямо обусловленную свободно-религиозным мировоззрением, и социальную, имеющую схожий характер и у других движений и организаций.

У сторонников свободно-религиозного мировоззрения нет священ-нослужений как таковых. Обрядовая деятельность, за исключением празднований летнего и зимнего солнцестояния, приурочена к «поворотным точкам в жизни»51 членов общины. Основными обрядами, которые сами свободно-религиозные выделяют в своей деятельности, являются Лебен-свайе, Югендвайе, свадьбы и похороны. Празднование этих обрядов не обязательно для исполнения: «...особенность свободной религии состоит в том, что и этим традиционным обычаям всегда следуют индивидуально и ситуативно. Члены [общины] могут использовать эти официальные церемонии, но это не является для них обязательным. [В обрядах должны]

том 2 2020

К S

О

[3

нч

уЦ

о

с

о

49 Was ist freireligiös?

50 Wer wir sind und was wir wollen (2017) // Freie-religionsgemein. URL: http://www. freie-religionsgemein.de/pdf/2017-was_wir_wollen.pdf (дата обращения: 22.02.2018).

51 Freie Religion — Eine Alternative.

выражаться ощущение индивидуальности и стремление к человеческому достоинству, показываться цели, ценности, жизненные задачи, проясняться всеобъемлющие связи положения человека в природе и истории, пространстве и времени»52.

Обряды: Лебенсвайе. Празднование Лебенсвайе (Lebensweihe, также Lebensfeier), иногда прямо называемое свободно-религиозными крещением (Taufe), — прямой аналог крещения у христиан, оно схоже с обрядами других религий, приуроченных к рождению ребенка. Обряд обычно проводится в течение первого года жизни ребенка, но нередко — в течение первого месяца жизни, являясь также торжественным имянаречением. Смысл и философия празднования формулируются следующим образом:

— каждый ребенок уникален и самоценен;

— каждый ребенок является выражением надежды на более человечное будущее, в которое этот ребенок может и должен внести свой вклад;

— каждый ребенок свободен, потому что он не принадлежит никому, кроме самой жизни, поэтому мы утверждаем свободу человека;

— родители и все участвующие в церемонии выражают свою человечность в любви к этому ребенку; таким образом, этот ребенок также служит развитию людей, заботящихся о нем;

— человеческое развитие происходит в обществе; мы приводим ребенка в это общество;

— мы считаем новорожденного человеком в целом положительным;

— ребенок имеет множество возможностей развиться как для блага, так и для зла; это будет зависеть от его родителей и окружающей ^^ среды, от будущего опыта ребенка; но освящение новой жизни не ^^ нуждается в прощении грехов53. ^^

52 Ibid.

53 Freireligiöse Lebensweihe // Freireligioese-pfalz. URL: http://freireligioese-pfalz.de/

s

о

w

F

h-Q

Празднование может происходить в родительском доме или в каком-либо общинном помещении, по желанию родителей. Обычно кроме родителей присутствуют и другие члены общины, некоторые из них могут быть выбраны родителями ребенка в крестные (используется термин die Paten)54.

Праздник «включает в себя обещания родителей дать ребенку возможность развивать свои врожденные таланты, воспитывать его с любовью и уважением к его правам, а также обещание общины в рамках возможного помогать ребенку, обеспечить свободно-религиозное воспитание и предложить на его жизненном пути дружбу, помощь, защиту»55.

О PQ

freireligioese-lebensweihe.html (дата обращения: 26.02.2018).

54 Ibid. том 2

55 Frei-religiöse Taufe — Aufnahme in die Gemeinschaft, Gesellschaft und Natur // Frei- 2020 religioese-offenbach. URL: http://www.freireligioese-offenbach.de/index.php/feiern-im-lebens-kreis.html (дата обращения: 28.02.2018). №1

№ ] В ходе обряда обычно проводится ритуальное омовение ребенка, при

этом в действие вкладывается иной смысл, не совпадающий с его традиционной христианской трактовкой: «Контакт с водой понимается свободной религией как символический ритуальный акт, в котором человек связывается с первичной материей (№81^) жизни»56. нЧ В описаниях обряда подчеркивается его отличие от христианского

Д \ ] крещения: «Несмотря на то что концепция крещения широко ассоции-\ Г руется с христианством, [мы придаем] этому празднованию иной смысл. ^^ Свободно-религиозное крещение не понимается как очищение от греха или слияние со Святым. Мы хотим приветствовать новую человеческую жизнь в нашей свободно-религиозной общине, в нашем обществе и в мире. Мы хотим поразиться чуду жизни, Мы хотим восхититься природой, Все-

О

и

ленной, вечным принципом возникновения и исчезновения»57.

Помимо словесных формулировок, в обряде символически используются:

— свет (огонь) жизни, который воспламеняется самим ребенком;

— цветы как символы красоты, жизни и роста;

— крестные родители (при желании родителей);

— место и время и все, что включено в этот праздник;

— сертификат для ребенка.

о

о

Рч

с

^^ По желанию родителей одновременно с празднованием ребенок мо-

НЧ жет быть посвящен в члены общины.

Обряды: Югендвайе. Свободно-религиозная конфирмация, Юген-двайе (Jugendweihe, также Jugendfeier), — традиционное празднование, которое свободно-религиозные общины проводят уже более ста лет. В обряде участвуют молодые люди, достигшие возраста религиозной зрелости (14 лет).

Празднование знаменует:

— веху на пути непрерывного развития от ребенка к взрослому человеку;

— утверждение свободы и ответственности;

— вступление в религиозную общину58.

Это добровольное обещание подростков следовать своей собственной совести, отстаивать свою свободу убеждений и свободу своих собратьев. Он [праздник] также представляет собой переход от мышления ребенка к независимому мышлению59.

56 Frei-religiose Taufe — Aufnahme in die Gemeinschaft, Gesellschaft und Natur.

57 Ibid.

58 Auf dem Weg zum Erwachsenen — Jugendweihe // Freireligioese-pfalz. URL: http:// freireligioese-pfalz.de/auf-dem-weg-zum-erwachsenen---jugendweihe.html; (дата обращения: 18.03.2018).

59 Freie Religion — Eine Alternative.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Большое внимание уделяется подготовке молодых людей к празднованию, которое включает в себя знакомство с принципами свободно-религиозного мировоззрения: «На подготовительных курсах перед Югендвайе молодежь интенсивно знакомится с содержанием, целями и историей свободной религии. С ними обсуждаются проблемы и возможности подросткового возраста, их поддерживают в определении их собственных ценностей и целей»60.

«Возможно, самое главное [в отмечании Югендвайе], что сами молодые люди пишут тексты, относящиеся к философии свободной религии, и публично их читают», — рассказывает пастор общины Майнца Э. Ген-злер61.

С празднованием Югендвайе тесно соседствует празднование «совершеннолетия», которое общины проводят на полукоммерческой основе для молодых людей 13-15 лет, не входящих в свободно-религиозное движение. Это празднование чаще обозначается словом Jugendfeier62.

Обряды: свадьба. Общины проводят свадебные церемонии для членов, а также для сторонних пар. Эти церемонии не обязательно привязаны к официальному бракосочетанию. Содержание и место свадебной церемонии широко варьируются по желанию пары. Нередко в церемониях участвуют спикеры объединений общин (Landessprecher).

Свадьба в понимании свободной религии — это празднование обещаний, данных перед партнером и другими людьми, «утверждающих единение в доверии и любви»63. Обещания формулируются весьма светским образом, имея в виду скорее некую идеальную модель человеческой жизни, нежели религиозные предписания: «[Дается] обещание искренне по- | \ \ пытаться сформировать свою будущую жизнь вместе, уважать друг дру- ^н га как разных, но равноправных партнеров, действовать сообща и вести ^^ семейную жизнь, которая должна быть основана на взаимном доверии |-Н и уважении как основе верности и любви. Завет дается не перед Богом, а перед самим собой и сообществом, для совместной жизни, друг с другом и друг для друга»64.

При этом брачные отношения не понимаются лишь как некий необходимый социальный конструкт; по мнению свободно-религиозных, они выражают имманентные человеку стремления: «Община <.> видит отношения двух зрелых людей в любви и доверии как гендерно-независимую потребность, исходящую из природы человека. Как сама религия, чувство ^^

Рч

С

о

PQ

К

О

ы

F

нч

о

60 Auf dem Weg zum Erwachsenen — Jugendweihe.

61 Gensler E. Из личной переписки.

62 Was ist eine Jugendfeier? // Freireligioese-pfalz. URL: http://freireligioese-pfalz.de/ jugendfeier---ein-fest-fuer-junge-menschen.html; (дата обращения: 20.03.2018).

63 Frei-religiöse Trauung — Gemeinsames Leben Für- und Miteinander // Freireligio- том 2 ese-offenbach. URL: http://www.freireligioese-offenbach.de/index.php/feiern-im-lebenskreis/ 2020 trauung.html (дата обращения: 17.03.2018).

64 Ibid. №1

том 2 2020

№ ] любви, защищенности и сексуальности — это самое чистое определение зрелости человека»65. Отмечаются и признаются однополые браки66.

Обряды: похороны. Прощание с умершими — также один из непременных обрядов в свободной религии. Поскольку свободно-религиозное мировоззрение отрицает посмертное существование, то смысл этого об-нЧ ряда обращен на прошлую жизнь умершего. Специальной формы ритуала Д \ ] прощания нет67.

^^ Со смертью заканчивается всякая жизнь: есть ли повод праздновать?

Да, если мы празднуем жизнь умершего. Смерть в понимании свободной религии — это нечто естественное и неизбежное. Она не является ни на-Ч«^ казанием, ни результатом греха более ранних поколений. Смерть — это не-

вероятно сложная функция, которая характеризует нашу жизнь. Поэтому ^^ свободно-религиозные похороны имеют двойной смысл:

^^ — празднование жизни умершего, отмечание ее уникальности и важ-

ности для сообщества; — помощь [для живых] в борьбе с чувствами, вызванными смертью, ^^ и предложения ответов на вопросы, вызванные ею же68.

Свободно-религиозное мировоззрение признает продолжение суще-^Н ствования покойного лишь в памяти людей и последствиях его прижиз-^^ ненной деятельности: «Характер покойного, воспоминания и мысли остаются в сердцах и умах близких. Тело возвращается к природе, из которой оно возникло»69.

Празднование солнцестояния. Единственные периодические празднества, характерные для всех свободно-религиозных, — зимнее и летнее солнцестояние. Эти празднования имеют выраженную ориентацию на природу, в них проявляются пантеистические и отчасти языческие корни свободно-религиозного мировоззрения:

На Рождество мы празднуем зимнее солнцестояние как победу света над тьмой, как надежду на выживание жизни. [На] летнее солнцестояние мы отмечаем бесконечность природы, которая проявляется в цикле солнца.

Летнее солнцестояние — это праздник радости жизни и единения. Самый длинный день — т. е. у людей больше времени: не только для работы и нужд, но и для семьи и друзей, для искусства и игр70.

65 Frei-religiose Trauung — Gemeinsames Leben Fur- und Miteinander.

66 Gensler E. Из личной переписки.

67 Ibid.

68 Abschied nehmen — Trauerfeier // Freireligioese-pfalz. URL: http://freireligioese-pfalz. de/abschied-nehmen---trauerfeier.html (дата обращения: 15.03.2018).

69 Trauerfeiern — Erinnerungen und Spuren des Wirkens // Freireligioese-offenbach. URL: http://www.freireligioese-offenbach.de/index.php/feiern-im-lebenskreis/trauerfeier.html (дата обращения: 16.03.2018).

70 Nachrichten aus der Gemeinde // Freireligioese-mannheim. URL: http://freireligioese-mannheim.de/nachrichten-aus-der-gemeinde (дата обращения: 13.03.2018).

Празднования, как правило, проводятся на природе, и сопровождаются разжиганием большого костра, в некоторых общинах — совместным исполнением песен и музыки. «Огонь символизирует Прометея, или живительный свет солнца»71.

Социальная работа. Одним из главных своих завоеваний в противостоянии классическим «государственным» церквям свободно-религиозное движение считает право проводить в школах уроки религии, аналогичные урокам, приводящимся католической и протестантской церквями72. Этого права свободно-религиозное движение добилось во второй половине XIX в. и продолжает им пользоваться, поскольку религиозное образование в немецких школах существует и сейчас. Уроки религии ведутся учителями свободно-религиозных общин, имеющими государственную аккредитацию, и оплачиваются государством. Разработаны учебные планы для начальной, средней школы и для гимназий.

Обучение должно поощрять их [учеников] быть уверенными в себе, критичными и ответственными по отношению к себе, своим ближним и окружающей среде. В ходе него излагаются положения самых разных религий и мировоззрений, включая свободную религию. Обучение также имеет целью побудить их развивать гуманистическую этику, сознательно и конструктивно решать повседневные проблемы73.

Фактически уроки религии в школах — деятельность свободно-религиозного движения, наиболее близкая к миссионерству, которым свободно-религиозные общины не занимаются принципиально: нЧ

S

Мы излагаем материал, основываясь на свободно-религиозного мировоззрении, не претендуя на то, что оно является единственно правильной или обязательной идеологией. Мы хотим обсуждать темы, даже если они >«✓

рассматриваются в других предметах, с точки зрения свободной религии, |—] чтобы рассматривать и изучать жизненные контексты, которые игнориру- ^^

ются в рамках более предметно-ориентированного образования. Также мы хотим создать пространство для обсуждения тем, которые не рассматриваются вообще: например, история свободомыслия, свободно-религиозное ^ движение74.

Под эгидой BFGD существует молодежное крыло движения (Freireligiöse Jugend Deutschland, FJD). На протяжении всего года различные общины проводят выездные тренинги молодежного лидерства (три р ^ тренинга в 2017 г.), празднования для школьников, концерты и другие ^н

CD

PQ

71 Gensler E. Из личной переписки.

72 Religionsunterricht // Freireligioese-baden. URL: http://freireligioese-baden.de/freireli-gioser-religionsunterricht.html (дата обращения: 12.03.2018). том 2

73 Informationen zum Freireligiösen Religionsunterricht // Freireligioese-pfalz. URL: http:// 2020 freireligioese-pfalz.de/freireligioeser-religionsunterricht.html (дата обращения: 09.03.2018).

74 Ibid. №1

№ ] культурные мероприятия (пять-шесть в год). Организуется летний выездной лагерь75.

том 2 2020

Одно из направлений социальной работы свободно-религиозных общин — борьба против дискриминации женщин и социальная помощь для них. Исторически свободно-религиозное движение в Германии было весь-нЧ ма привлекательно для женщин из-за своих либеральных взглядов на жен-j \ j скую эмансипацию. Католические и протестантские общины в этом силь-f j но проигрывали ему: «В большинстве случаев [в свободно-религиозных ^^ общинах] женщины, в отличие от других религиозных и политических образований, были независимыми членами с собственным правом голоса даже после вступления в брак»76.

В рамках движения существуют женские «рабочие группы». Сейчас постулируются следующие цели борьбы за «реальное равноправие женщин»:

— дружественное по отношению к женщине и семье рабочее законодательство;

— женские квоты на рабочие места и в политике;

— компенсационная помощь для женщин, находящихся на попечении родственников.

Под управлением BFGD и отдельных общин действуют благотворительные организации. Свободно-религиозная благотворительная органи-PQ зация Людвигсхафена (Freireligiöser Wohlfahrtsverband Ludwigshafen e. V.)

занимается волонтерской работой, помощью нуждающимся в больницах и на дому, уходом и общей помощью пожилым гражданам, психологическим консультированием и помощью, поддержкой лагерей для семей, молодежи и пожилых граждан77. Также существует благотворительный фонд под эгидой объединения свободно-религиозных общин Пфальца. Ман-геймский филиал Свободно-религиозного благотворительного общества земли Баден управляет домом престарелых78.

Общины также предлагают людям, не являющимся членами общины, свои услуги: психологическое консультирование и помощь в кризисных ситуациях, работу с детьми и молодежью.

Основную цель своей практической деятельности они видят в поддержке людей, никак не связывающих себя с какой-либо конфессией. Свободно-религиозные считают, что люди, не желающие иметь ничего общего

О

е

нч

о

о

Рч

с

о

75 Freireligiöse Jugend Deutschland // Forum-fjh. URL: http://www.forum-fjh.de/pa-ge-123753-3.html (дата обращения: 07.03.2018); Jahresprogramm 2017 der Freireligiösen Jugend Deutschlands (FJD) // Freireligioese-pfalz. URL: http://freireligioese-pfalz.de/seminare-und-freizeiten.html (дата обращения: 07.03.2018).

76 Frauen in der Freien Religion gestern — heute — morgen // Freireligioese-pfalz. URL: http://freireligioese-pfalz.de/frauengruppe.html (дата обращения: 09.03.2018).

77 Freireligiöser Wohlfahrtsverband Ludwigshafen e. V. // Freireligioese-pfalz. URL: http:// freireligioese-pfalz.de/wohlfahrtsverband.html (дата обращения: 05.03.2018).

78 Karl-Weiß-Heim // Freireligioese-mannheim. URL: http://freireligioese-mannheim.de/ karl-weis-heim (дата обращения: 03.03.2018.

с традиционном религиеи и церковью, все же нуждаются в праздничном культуре и церемониях, сопровождающих важные события в их жизни.

Перспективы развития. Данные о перспективах влияния движения носят противоречивым характер. Формальная глава движения Р. Бауэр утверждает, что свободная религия востребована в немецком обществе79. Ориентация на разум и толерантность, гуманистические ценности, свобода от догматизма отличают ее от традиционного христианства, что привлекает в свободные общины все больше сторонников.

В свою очередь, пастор свободном общины МаИнца Э. Гензлер говорит о расколе движения вследствие того, что некоторые общины называют себя «гуманистическими» и тяготеют к арелигиозному мировоззрению. Попытки Союза свободно-религиозных общин Германии объединить всех вокруг единого понимания религии пока не привели к каким-нибудь значимым результатам. Первостепенную задачу свободных общин она видит в том, чтобы «стараться улучшить восприятие нас обществом и участвовать в социальном работе (детские сады, хосписы, языковые школы для мигрантов и т. д.)»80.

Историк свободно-религиозного движения Л. Гамс, будучи сам свободно-религиозным, описывает его состояние в терминах упадка и разложения. Он также связывает эти процессы с «гуманистическом волном». Гуманизм как мировоззрение «новых», или «неклассических» союзов свободомыслящих интенсивно развивается на немецком почве и активно приобретает сторонников. Все больше свободных общин в самопрезентации определяют себя как гуманистическую общность (Humanistische Gemeinschaft) или в некоторых случаях как гуманистическую общину сво- | \ \ бодных протестантов (Humanistische Gemeinde Freier Protestanten): «.так ^-ч как всякая религия создана человеком и исходит, так же как и этика, ^^ из сущности человека»81. В общинах становится все больше арелигиозных, |-Н порвавших с вековом традицием исповедования свободном религии.

Такие общины утверждают преемственность между свободно-религиозным движением и светским гуманизмом: «Довольно скоро после нашего основания мы полностью отмежевались от христианском религии и с тех пор осознаем себя светскими гуманистами»82.

Заключение. Свободная религия — самобытное и противоречивое явление. Это мировоззрение пытается совместить принципиальным отказ от догматичности с признанием религиозности как глубинного чувства, ^^ изначально присущего человеческом природе. От чисто секулярных миро- Рц воззреним, таких как гуманизм или атеизм, свободную религию отличает ^^ наличие концепции «непознаваемого», «вечного», «единого», по отноше- ^^ нию к которому сторонники испытывают благоговение, религиозное по

79 Bauer R. Der Platz der Freien Religion in der postmodernen Gesellschaft. S. 47.

80 Gensler E. Из личном переписки. том 2

81 Warum freireligiös? // Freireligioese-pfalz.de. URL: http://www.freireligioese-pfalz.de/ 2020 warum-freireligioes-.html (дата обращения: 03.09.2015).

82 Ibid. №1

Я

о ы

F

нч

о

том 2 2020

S

О

[3

I—I

h-Q

о

№ ] своей сути. Это также отражается в обрядовой деятельности: смысловое наполнение обрядов совмещает в себе как профанные (рациональные) элементы, так и сакральные.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Совмещение в свободно-религиозном мировоззрении принципов свободомыслия и религиозности представляет собой трудно разрешимое внутреннее противоречие. Эта противоречивость создает сложности j \ j в развитии движения, начиная с его институционализации в 1859 г. и по f I настоящее время.

^^ На сегодняшний день движение не является массовым. Несмотря

на то что общины в последние годы стараются расширить социальную и культурную деятельность, они слабо конкурируют с обеими немецкими церквями, а их численность неуклонно уменьшается. Это связано также с принципиальным отказом от миссионерской деятельности.

Еще одна угроза для свободно-религиозного мировоззрения — его размывание под воздействием идей гуманизма83. Этому способствуют популярность гуманистических идей в обществе и их более агрессивное продвижение. Учитывая, что важной чертой гуманизма выступает отрицание ^^ религии и церкви, свободно-религиозные, становясь гуманистами, оста-Р I ются «свободными», но теряют свою «религиозность». Это, на наш взгляд, может привести к вырождению свободно-религиозного движения и ис-^^ чезновению такого самобытного феномена, как свободная религиозность.

Статья поступила в редакцию 20 января 2020 г. Статья рекомендована к печати 3 марта 2020 г.

Информация об авторе:

Коростиченко Екатерина Игоревна — канд. филос. наук, науч. сотр; ek.korostichenko@gmail.com

The current state of the free-religious movement in Germany

E. I. Korostichenko

Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences, 12, Goncharnaya ul., Moscow, 109240, Russian Federation

For citation: Korostichenko E. I. The current state of the free-religious movement in Germany. Issues of Theology, 2020, vol. 2, no. 1, pp. 153-176. http://doi.org/10.21638/spbu28.2020.110 (In Russian)

The article considers the state of the free-religious movement in the late 20th — early 21st century, comprised now of so-called free-religious communities (freireligiösen Gemeinden), which emerged in the 1840s to oppose Catholic and Protestant orthodoxies. Initially the movement united varying worldviews: from theological rationalism to pantheism and the "religion of humanity" practiced by radical left

83 См. об этом: Коростиченко Е. И. Организации немецких свободомыслящих в современную эпоху (вторая пол. ХХ — нач. XXI в.) // Вестник Московского ун-та. Сер. 7: Философия. 2015. № 3. С. 98-116.

members of the movement who resigned from Christianity altogether. Through analysis, we present a coherent picture of the free-religious movement in its development, including its organization and structure, social representation, practices and worldview of its followers. The historical continuity of ideological tradition is analyzed, interpretations of the key concepts are described, including "God", "human", "religion", "sin", and "posthumous existence". It is shown that the diffuse worldview stance is characteristic for the free-religious movement. While refusing Christian articles of belief as a specific religious basis, the movement retains some forms of a cult, such as transition rituals (free-religious funerals, Jugendweihe as secular confirmation). These traits put the free-religious movement in a special intermediate position between religion and a secular worldview. It is argued that the free-religious movement is currently undergoing transformation. It is shown that secular humanism, currently attracting more and more followers among the freethinkers, results in the erosion of the free-religious worldview and movement. The free-religious movement that choose humanism as their ideology lose their connection to the century-long tradition of practicing free religion and become areligious.

Keywords: religion, atheism, freethought, humanism, free-religious movement, Germany.

References

s

Bauer R. (2004) "Der Platz der Freien Religion in der postmodernen Gesellschaft", in Fincke A. (Hrsg.) Woran glaubt, wer nicht glaubt? Lebens-und Weltbilder von Freidenkern, Konfessionslosen und Atheisten in Selbstaussagen, Berlin, Evangelische Zentralstelle für Weltanschauungsfragen, S. 45-53.

Baumann C. (2016) Der Pappel-Friedhof in Prenzlauer Berg: Eine kleine Berliner Stadt-Geschichte.

Berlin, Lukas Verlag. ^^

Die Freireligiöse Bewegung (1959) — Wesen u. Auftrag. Mainz.

Feuerbach L. (1848) Sämtliche Werke. Leipzig, Otto Wigand.

Gärtner C., Pollack D., Wohlrab-Sahr M. (Hrsg.) (2013) Atheismus und religiöse Indifferenz. (Veröffentlichungen der Sektion Religionssoziologie der Deutschen Gesellschaft für Soziologie. Bd. 10). Springer-Verlag.

Geis L. (2017) Freireligiös: wie es sich mir erschließt. Mainz.

Gensler E. "Im Unterschied Freie Religion Christliche Religion", in Tabularium. URL: http://ta-

bularium-f.bplaced.net/HTML/Gensler%20-%20Im%20Unterschied%201997.htm (acces- [jO

sed: 20.03.2018).

Groschopp H. "Säkulare und freigeistige Organisationen und Verbände in Deutschland (Erläuterungen zu den Tabellen)", in Fowid. URL: http://fowid.de/fileadmin/textarchiv/ Gro-schopp_HorstZSaekulare_Verbaende_TA2005_9.pdf (accessed: 11.11.2014).

Heyer F., Pitzer V. (Hrsg.) (1977) Religion ohne Kirche: d. Bewegung d. Freireligiösen: e. Handbuch.

M

h-Q

o

Stuttgart, Quell Verlag.

Isemeyer M. (2007) "Freigeistige Bewegungen in der Bundesrepublik 1945 bis 1990", in Säkulare

Geschichtspolitik (Humanismus aktuell 20). Berlin, Humanistische Akademie. S. 84-95. Kaiser J. C. (1981) Arbeiterbewegung und organisierte Religionskritik: proletarische ^^

Freidenkerverbände in Kaiserreich und Weimarer Republik (Industrielle Welt. Bd. 32). Stuttgart, Klett-Cotta.

Korostichenko E. I. (2015) "Features of the worldview within the free religious movement in Germany in the 19th century", in Vestnik Vladimirskogogos. un-ta im. A. G. iN. G. Stoletovykh. Series: Sotsial'nye i gumanitarnye nauki, no. 1 (5), pp. 81-85. (In Russian) Korostichenko E. I. (2015) "The organization of German freethinkers in the modern era (second half 20th — beginning 21st centuries)", in Vestnik Moskovskogo un-ta. Ser. 7. Filosofiia, no. 3, pp. 98-116. (In Russian) №1

№ 1 Korostichenko E. I. (2015) "The origins of organized freethinking in Germany. Free religious

communities", in Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta.

T0M 2 Series 1: Bogoslovie. Filosofiia, no. 4 (60), pp. 75-88. (In Russian)

2020 Paletschek S. (1990) Frauen und Dissens: Frauen im Deutschkatholizismus und in den freien Ge-

meinden 1841-1852 (Kritische Studien zur Geschichtswissenschaft. Bd. 89). Göttingen,

SVandenhoeck & Ruprecht.

Rupp J. (1846) Offener Brief an das Consistorium zu Königsberg. Zugleich als Antwort für die "Stimme aus der Evangelischen Gemeine" und für den Professor der Rechte Heinrich Friedrich

^^ Jakobson. Leipzig, Wigand.

O Steuerwald H. (1999) Kritische Geschichte der Religionen und freien Weltanschauungen: eine Ein-

führung. Neustadt am Rüb., Angelika Lenz.

Wislicenus G. A. (1845) Ob Schrift? Ob Geist? Verantwortung gegen meine Ankläger. Leipzig, Wi-

^ gand.

Received: 20.01.2020

^^ Accepted: 03.03.2020

I—I

I..Q Author's information:

o

o

p^ E

o

PP

Ekaterina I. Korostichenko — Cand. Sci. in Philosophy, Researcher; ek.korostichenko@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.