Научная статья на тему 'Современное состояние социальной инфраструктуры сельских территорий (на примере Пермского края)'

Современное состояние социальной инфраструктуры сельских территорий (на примере Пермского края) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
197
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / РАЗВИТИЕ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СЕЛЬСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / SOCIAL INFRASTRUCTURE / DEVELOPMENT / RURAL AREAS / PUBLIC ADMINISTRATION / RURAL POPULATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Яркова Татьяна Михайловна, Лукашин Никита Александрович

Актуальность проведенного исследования определяется ролью и значением развития сельских территорий. Особую актуальность в свете государственных стратегических направлений развития в экономическом и социальном плане приобретает социальная инфраструктура села. Проведенный анализ позволил определить существенные отличия сельских территорий от городских. Выделены ключевые элементы инфраструктуры села, обозначены социальные проблемы сельских территорий Пермского края. Даны рекомендации организационно-управленческого воздействия на социальную инфраструктуру села и обозначено преимущественное влияние органов государственной власти на происходящие в ней процессы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Яркова Татьяна Михайловна, Лукашин Никита Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE OF SOCIAL INFRASTRUCTURE OF RURAL TERRITORIES (ON THE EXAMPLE OF THE PERM REGION)

The relevance of the study is determined by the role and importance of rural development. Of particular relevance in the light of the state strategic directions of development in the economic and social plan is the social infrastructure of the village. The analysis made it possible to determine the significant differences between rural and urban areas. The key elements of rural infrastructure are highlighted, social problems of rural territories of the Perm Territory are identified. The recommendations of organizational and managerial impact on the social infrastructure of the village are given, and the predominant influence of public authorities on the processes occurring in it is indicated

Текст научной работы на тему «Современное состояние социальной инфраструктуры сельских территорий (на примере Пермского края)»

Яркова Т. М., Лукашин Н. А. Современное состояние социальной инфраструктуры сельских территорий (на примере Пермского края) // Вестник Прикамского социального института. 2019. № 3 (84). C. 62-68.

Yarkova T. M., Lukashin N. A. Current state of social infrastructure of rural territories (on the example of the Perm Region). Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2019. No. 3 (84). Pp. 62-68. (In Russ.)

УДК 332.1(338.46)

Т. М. Яркова, Н. А. Лукашин

Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д. Н. Прянишникова, Пермь, Россия

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ)

Яркова Татьяна Михайловна — доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Организация аграрного производства».

E-mail: tanyayarkova@yandex. ru

Лукашин Никита Александрович — аспирант.

E-mail: myakishka@yandex. ru

Актуальность проведенного исследования определяется ролью и значением развития сельских территорий. Особую актуальность в свете государственных стратегических направлений развития в экономическом и социальном плане приобретает социальная инфраструктура села. Проведенный анализ позволил определить существенные отличия сельских территорий от городских. Выделены ключевые элементы инфраструктуры села, обозначены социальные проблемы сельских территорий Пермского края. Даны рекомендации организационно-управленческого воздействия на социальную инфраструктуру села и обозначено преимущественное влияние органов государственной власти на происходящие в ней процессы

Ключевые слова: социальная инфраструктура, развитие, сельские территории, государственное управление, сельское население

T. M. Yarkova, N. A. Lukashin

Perm State Agro-Technological University named after Academician D. N. Pryanishnikov,

Perm, Russia

CURRENT STATE OF SOCIAL INFRASTRUCTURE OF RURAL TERRITORIES (ON THE EXAMPLE OF THE PERM REGION)

Yarkova Tatiana M. — Doctor of Economic Sciences, Associate Professor, Professor at the Department of Organization of Agricultural Production.

E-mail: tanyayarkova@yandex. ru

Lukashin Nikita A. — Postgraduate Student.

E-mail: myakishka@yandex. ru

The relevance of the study is determined by the role and importance of rural development. Of particular relevance in the light of the state strategic directions of development in the economic and social plan is the social infrastructure of the village. The analysis made it possible to determine the significant differences between rural and urban areas. The key elements of rural infrastructure are highlighted, social

© Яркова Т. М., Лукашин Н. А., 2019

problems of rural territories of the Perm Territory are identified. The recommendations of organizational and managerial impact on the social infrastructure of the village are given, and the predominant influence of public authorities on the processes occurring in it is indicated

Keywords: social infrastructure, development, rural areas, public administration, rural population.

Актуальность исследования современного состояния социальной инфраструктуры сельских территорий заключается в том, что недооценка роли социальной инфраструктуры для сельской местности приводит к потерям ее конкурентных преимуществ, снижает возможности государственных мер социального обеспечения населения сельских территорий. Именно поэтому развитие инфраструктуры сельских территорий должно стать объектом особого внимания со стороны органов государственного и муниципального управления, что и определяет актуальность, цели и задачи настоящей статьи.

Цель статьи заключается в исследовании современного состояния социальной инфраструктуры сельских территорий на примере Пермского края.

Сельские территории в настоящее время являются неосвоенными территориями, с низким уровнем развития социальной инфраструктуры и высокой долей естественных природных объектов, которые пригодны для самых разных видов деятельности, а не только ведения сельского хозяйства.

В связи с этим для реализации эффективной политики в сфере повышения качества жизни населения сельских территорий ключевое значение приобретают вопросы определения степени развития социальной инфраструктуры сельской местности и выявление основных проблем, препятствующих ее развитию.

Качество жизни населения сельских территорий должно соответствовать нормам, установленным в стране на каждого жителя, во всех сферах, в том числе и в части социальной инфраструктуры.

При этом уровень и качество развития социальной инфраструктуры напрямую зависят от эффективности действий местных властей по формированию благоприятных условий проживания населения в сельской местности.

К таким условиям относятся жилищно-бытовые условия, доступ к различным услугам, культурным ценностям, уровень оплаты труда и дифференциации сельских жителей по уровню доходов — недооценка этих факторов, недостаточное внимание к ним со стороны органов власти и местного самоуправления, как показывает опыт, приводят к углублению социальной несправедливости и увеличению разрыва между городским и сельским населением [8].

Сельские территории — это уникальные многофункциональные образования с огромным потенциалом, а социальная инфраструктура села призвана обеспечить наиболее благоприятные условия жизни населения, развитие культурной и экономической сферы.

Сельские территории имеют огромный потенциал, реализации которого мешает недостаточный уровень развитости социальной инфраструктуры.

Категорию «инфраструктура», в широком значении, терминологически можно определить как систему отраслей и видов деятельности непроизводственной сферы, призванных обслуживать деятельность основных отраслей материального производства, способствовать развитию научно-технического и социального прогресса [1].

Объекты социальной инфраструктуры — это объекты, обеспечивающие потребности человека в получении, приобретении жизненно важных услуг, продуктов и товаров. К ним относятся объекты:

1) здравоохранения, образования, социального обеспечения и социальной защиты населения;

2) потребительского рынка, в том числе розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания;

3) культуры, досуга, физической культуры и спорта;

4) кредитно-финансового, жилищно-коммунального, ритуального и похоронного обслуживания населения;

5) иные социально значимые объекты [2].

Особенностью инфраструктуры сельских территорий является довольно существенный разрыв между уровнем развития социальной инфраструктуры в сельской местности и в городе (табл. 1).

Таблица 1

Различия основных свойств социальной инфраструктуры сельских и городских территорий*

Свойства

Сельские территории

Городские территории

Численность населения и степень его стабильности

Низкая численность населения, отрицательная динамика

Высокая плотность населения, отличается переменчивой стабильностью, связанной с различными видами миграции

Плотность населения

Низкая плотность населения

Высокая плотность населения

Занятость

Преобладает сельскохозяйственная деятельность

Преобладает промышленная, торго-во-коммерческая деятельность, профессиональная и управленческая

Степень благоустройства

Низкая степень благоустройства, качество и количество предоставляемых услуг минимально

Высокая степень благоустройства, широкий спектр предоставляемых услуг

Основные социокультурные функции

Сохранение традиций, освоение и развитие территории, устойчивое и сбалансированное развитие села за счет сохранения этнических особенностей

Инновационное развитие, а также локализация и концентрация инновационного потенциала территории, интенсификации социальной жизни

Образ жизни населения

При узкой сфере взаимодействия ограниченная численность социальных контактов. Преобладает производственная форма освоения жизненного пространства. Чаще неограниченные и личные формы общения

Широкая сфера взаимодействия социальных контактов. Профессиональная и управленческая форма общения. Сложные формы общения. Контакты чаще безличные, ограниченные по времени взаимодействия

Специфические нормы и ценности

Преобладание повседневного кропотливого труда. Традиционный тип семьи, стремление к автономии существования и децентрализации управления, ценность земледельческого труда

Ценности самореализации и индивидуализации. Социально-экономическая самозащита населения. Изоляция и отчуждение граждан и социальных групп друг от друга

* Составлено авторами по данным источника [6].

Сельская социальная инфраструктура в настоящее время представляет собой комплекс разнообразных взаимосвязанных элементов, совокупность которых имеет общую задачу, а именно — создание и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности населения сельской местности.

Соответственно, устойчивость и эффективность развития этих элементов напрямую определяет уровень и качество жизни населения сельской местности и уровень развития социальной инфраструктуры сельской территории.

Совокупность элементов социальной инфраструктуры сельских территорий можно представить в виде схемы (рисунок).

В табл. 2 представлен анализ динамики элементов социальной инфраструктуры сельских территорий Пермского края по данным государственной службы статистики.

В целях конкретизации состояния сельских территорий Пермского края отметим отдельные аспекты состояния региональной инфраструктуры.

В Пермском крае 42 муниципальных района, 278 сельских поселений и 2 644 сельских населенных пункта, в которых проживают 634,8 тыс. человек (24,2 % в структуре региональной численности населения). Регион характеризуется высокой степенью урбанизации и индустриализации, при этом находится в зоне рискованного земледелия.

Промышленная специализация и не самые благоприятные природно-климатические условия предопределили низкие рейтинги Пермского края среди 14 субъектов Приволжского федерального округа по таким позициям, как:

- объем инвестиций в сельских территориях (в пересчете на одного занятого) — 12-е место;

- производительность труда в сельском хозяйстве — 10-е место;

- средняя заработная плата в агропромышленном комплексе — 9-е место [8].

Данные показатели говорят о низкой эффективности агропроизводственной инфраструктуры сельских территорий.

Региональное развитие Пермского края самым непосредственным образом отражается на состоянии инженерных и социальных объектов. В последние десятилетия ликвидированы многие сельские учреждения образования, культуры и здравоохранения. Показатели газификации сельских территорий региона ниже среднего уровня по Российской Федерации, состояние дорог местного назначения отвратительное. Комплекс социально-экономических проблем провоцирует устойчивую миграцию трудоспособного сельского населения и нехватку производственных и управленческих кадров. Аналогичная ситуация сложилась во многих субъектах нашей страны.

Рис. Укрупненная инфраструктура сельских территорий

Таблица 2

Анализ динамики элементов социальной инфраструктуры сельских территорий Пермского края по данным 2016-2018 годов*

Элементы социальной инфраструктуры сельских территорий 2016 год 2017 год 2018 год Абсолютное отклонение 2018 года к 2016 году, +/-

Количество лечебно-профилактических организаций 754 756 726 -28

Количество спортивных объектов 1647 1697 1666 +19

Общая площадь жилых помещений, тыс. м2 13981,9 14319,6 14719,1 +737,2

Количество объектов социально-культурной деятельности 824 862 856 +32

* Составлено авторами по данным источника [8].

Из представленных в табл. 2 данных можно увидеть, что в 2018 году наблюдается снижение количества лечебно-профилактических организаций. Количество спортивных объектов незначительно увеличилось за три года, но все-таки остается недостаточным. Общая площадь жилых помещений в сельских территориях ежегодно увеличивается. В целом нужно отметить, что все положительные сдвиги являются результатом действия государственной программы по развитию сельских территорий. Между тем следует обратить внимание на то, что в разрезе лет ситуация далеко не однозначная, и при анализе за последние два отчетных периода явно заметен отрицательный сдвиг. Так, мы можем увидеть, что количество объектов спортивной и социально-культурной деятельности в сельских территориях Пермского края снизилось в 2018 году относительно 2017 года.

Основной проблемой развития социальной инфраструктуры сельских территорий является недостаточное количество различных востребованных населением социальных объектов, учреждений здравоохранения, социально-культурной деятельности и бытового обслуживания; за получением этих важнейших для населения услуг оно вынуждено переселяться в более инфра-структурно развитые районы, в итоге происходит снижение численности населения сельских территорий, что негативно сказывается на развитии сельского хозяйства и аграрной сферы.

Целью развития социальной инфраструктуры сельских территорий является создание таких условий, которые бы обеспечивали результативное функционирование производственных процессов в селе и процессов жизнедеятельности сельских жителей.

Главной задачей развития социальной инфраструктуры сельских территорий является повышение качества жизни населения данных территорий. Этому служит разработанная в регионе государственная программа «Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий Пермского края» [5].

Развитие социальной инфраструктуры сельских территорий Пермского края необходимо усовершенствовать в таких направлениях, как [3]:

- определение необходимой социальной инфраструктуры сельской территории как по краю в целом, так и по отдельным территориям края;

- составление перечня первоочередных мероприятий, необходимых для развития сельских территорий, с различным уровнем социально-экономического развития;

- контроль за реализацией мероприятий по развитию социальной инфраструктуры в сельской местности.

В рамках достижения вышеуказанной цели представителям органов местного самоуправления и общества необходимо совместно рассматривать ситуации по разработке страте-

гических регламентирующих документов территории для выявления их сильных и слабых сторон, в том числе и проблем развития социальной инфраструктуры сельских территорий.

С учетом изложенного можно выделить основные управленческие процессы по реализации направлений развития социальной инфраструктуры сельских территорий на региональном уровне:

Во-первых, это определение стратегических направлений инфраструктурного развития сельских территорий. Данная процедура базируется на анализе и видении органами государственной и муниципальной власти, аграрным бизнес-сообществом и населением желаемого состояния на долгосрочную перспективу, соответствующего глобальным тенденциям и современным условиям, возможностям хозяйствующих субъектов адаптироваться к ним. Ситуация современной экономической неопределенности повышает требования к четкости проработки миссии и направлений инфраструктурного развития со стороны органов территориального управления и агропромышленного комплекса, концентрирующих и аккумулирующих муниципальные возможности и потенциалы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-вторых, обоснование задач развития социальной инфраструктуры сельских территорий в соответствии с видением на долгосрочную перспективу. Заметим, что в настоящее время стратегирование в регионах страны осуществляется, как правило, на среднесрочную перспективу (до пяти лет). Важно, чтобы оперативные цели и этапы инновационного развития согласовывались с долгосрочными целями. Конкретизация задач развития в разрезе стратегических целей по срокам, критериям и показателям должна осуществляться на всех иерархических уровнях управления.

В-третьих, выработка региональных и муниципальных мероприятий в отраслевом разрезе, а также бизнес-стратегий сельскохозяйственных предприятий, совокупно обеспечивающих реализацию направлений развития инфраструктуры и консолидирующих нацеленность управления на устойчивость жизнедеятельности сельского сообщества.

Современные условия экономической и геополитической нестабильности ориентируют сельские территории России на инновационное высокотехнологическое развитие, основанное на выделении полюсов роста и структурных сдвигах в отраслевой и территориальной инфраструктуре. Экономическая эффективность такого развития заключается в увеличении доли востребованной сельскохозяйственной продукции, производство которой основано на инновационных процессах, позволяющих существенно снизить затраты за счет применения современных технологий, экологизации, энерго- и ресурсосбережения.

В этой связи главным социальным эффектом будет являться улучшение условий жизнедеятельности аграрного социума. Исходя из этого, в качестве базовых направлений совершенствования управления развитием инфраструктуры сельских территорий можно отметить:

- научное обоснование методологии управления инфраструктурным развитием и соответствующее организационно-методическое обеспечение;

- внедрение инновационных управленческих технологий;

- регламентация и сертификация качества управленческих процессов;

- подготовка управленческих кадров;

- мотивация и стимулирование менеджмента.

Подводя итоги исследования современного состояния социальной инфраструктуры сельских территорий на примере Пермского края, можно сделать вывод о том, что наблюдается ухудшение социальной инфраструктуры сельских территорий в крае в 2018 году относительно показателей 2017 года. При этом относительно 2016 года произошло их некоторое улучшение.

Вместе с тем следует отметить, что определенно положительный результат для социальной инфраструктуры села в Пермском крае и в других регионах России от целевой про-

граммы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» есть. При этом важным аспектом является то, что сама Программа имеет ориентиром не только социальную сферу, но и ее экономическое развитие, то есть производственную сферу. В таком сопряжении имеет место логически обусловленный тандем, который объясним тремя элементами этой причинно-следственной связи:

1) наибольшая привлекательность, возможность и желание людей проживать на селе и работать там же обусловлены развитостью социальной инфраструктуры. Следовательно, село при таком варианте развития событий может концентрировать так необходимые сегодня квалифицированные кадры, способные успешно развивать производственную сферу и повышать уровень экономического развития;

2) наличие всех необходимых и современных объектов социальной инфраструктуры на селе способствует инновационной и инвестиционной привлекательности [9];

3) развитые социально и экономически сельские территории нацелены на решение проблемы безработицы путем создания новых рабочих мест.

В качестве наиболее важных стратегических мероприятий по развитию сельской инфраструктуры в перспективе должны стать:

1. Повсеместное обеспечение сельских территорий и прилегающих к ним территорий дорогами с твердым покрытием.

2. Создание эффективного транспортно-логистического сообщения как с другими объектами социальной инфраструктуры, так и с близлежащими территориями, в том числе районным центром.

3. Обеспечение качественного и доступного информационного сообщения посредством телефонии и Интернета.

4. Продолжение улучшения условий проживания и обеспечения всеми необходимыми коммунальными удобствами имеющегося или вновь построенного жилья.

5. Обеспечение каждого жителя сельской местности всеми необходимыми видами услуг в части образования, медицины, культурного развития и пр.

Библиографический список

1. Коваленко Е. Г., Королева Ю. Г. Проблемы развития социальной инфраструктуры сельских территорий // Фундаментальные исследования. 2018. № 10. С. 79-84.

2. Мартынов К. П. Институциональная среда устойчивого развития сельских территорий России // Научное обозрение. 2015. № 11. С. 115-118.

3. Образ будущего сельских территорий: где хотят жить люди? [Электронный ресурс] / Общественная палата Рос. Федерации. URL: https://www.oprf.ru/press/news/2018/newsitem/47188 (дата обращения: 11.11.2019).

4. Пермский край в цифрах. 2018: краткий стат. сб. / Террит. орган Федер. службы гос. статистики по Перм. краю. Пермь, 2019. 186 с.

5. Регионы России. Социально-экономические показатели / Федер. служба гос. статистики: Росстат. М., 2018. 1402 с.

6. Пыхов П. А., Кашина Т. О. Инфраструктура как объект экономических исследований // Журнал экономической теории. 2016. № 1. С. 136-140.

7. Социально-экономические проблемы локальных территорий: монография / Т. В. Ускова, Н. В. Ворошилов, Е. А. Гутникова, С. А. Кожевников; ИСЭРТ РАН. Вологда, 2017. 196 с.

8. Социально-экономическое развитие России [Электронный ресурс] / Федер. служба гос. статистики: Росстат. URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/region_stat/sel-terr/sel-terr.html (дата обращения: 11.11.2019).

9. Яркова Т. М., Галеев М. М. Инновации и инвестиции — симбиоз эффективного развития организаций АПК // Экономика сельского хозяйства России. 2019. № 9. С. 39-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.