Научная статья на тему 'Концепция формирования механизма эффективного управления развитием социальной инфраструктуры сельских территорий'

Концепция формирования механизма эффективного управления развитием социальной инфраструктуры сельских территорий Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
399
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / RURAL AREAS / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / SOCIAL INFRASTRUCTURE / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT MECHANISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Брыжко Илья Викторович

В статье обоснован авторский концептуальный подход к формированию механизма эффективного управления развитием социальной инфраструктуры сельских территорий. Сформулированы особенности и принципы предлагаемой концепции. Предложена структура механизма управления развитием социальной инфраструктуры села. Обоснованы основные приоритеты при управлении развитием социальной инфраструктуры, предложен подход к оценке результативности системы управления развитием социальной инфраструктуры сельских территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Брыжко Илья Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Concept of Formation of an Effective Mechanism for Management of Social Infrastructure Development in Rural Areas

The article substantiates the author’s conceptual approach to the formation of a mechanism for effective management of social infrastructure development in rural areas. It formulates the specificities and principles of the proposed concept and suggests the structure of the control mechanism for the development of rural social infrastructure. The author shows the priorities in the social infrastructure development management and suggests the approach to assessing the performance of the management system for social infrastructure development in rural areas.

Текст научной работы на тему «Концепция формирования механизма эффективного управления развитием социальной инфраструктуры сельских территорий»

ИССЛЕДОВАНИЕ

1

Брыжко И.В.

1 Пермская государственная сельскохозяйственная академия им. академика Д.Н. Прянишникова

Концепция формирования механизма эффективного управления развитием социальной инфраструктуры

сельских территорий

АННОТАЦИЯ:

В статье обоснован авторский концептуальный подход к формированию механизма эффективного управления развитием социальной инфраструктуры сельских территорий. Сформулированы особенности и принципы предлагаемой концепции. Предложена структура механизма управления развитием социальной инфраструктуры села. Обоснованы основные приоритеты при управлении развитием социальной инфраструктуры, предложен подход к оценке результативности системы управления развитием социальной инфраструктуры сельских территорий.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: сельские территории, социальная инфраструктура, механизм управления

JEL: ООО, 012, 018

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Брыжко И.В. Концепция формирования механизма эффективного управления развитием социальной инфраструктуры сельских территорий // Креативная экономика. — 2015. — Т. 9. — № 3. — с. 395-406. —

http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/ce/article/view/171/

Брыжко Илья Викторович, ст. преподаватель кафедры землеустройства Пермской государственной сельскохозяйственной академии им. академика Д.Н. Прянишникова (zemproekt@yandex.ru)

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 24.03.2015 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.03.2015 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП:

http://www.creativeconomy.ru/iournals/index.php/ce/article/view/171/ (с) Брыжко И.В. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativec0mm0ns.0rg/licenses/by-nc-nd/3.0/)

ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

Современный этап развития отечественного сельского хозяйства характеризуется многими проблемами, одной из которых является нехватка квалифицированных кадров в отраслях сельского хозяйства. В сельских территориях Российской Федерации проживает 38 млн. человек, что составляет 27% общего населения страны. Трудовые ресурсы сельских территорий оцениваются в 23,6 млн. человек, или 62% населения сельских территорий. Плотность населения - 2,3 человека на 1 кв. километр. Из 155,3 тыс. сельских населенных пунктов только в 142,2 тыс. поселений есть постоянные жители. Около 72% сельских населенных пунктов имеют численность населения менее 200 человек [2].

Вопрос обеспечения аграрного производства трудовыми ресурсами в нашей стране всегда стоял остро, но в последние годы стал приобретать кризисный характер. В сельской местности отмечаются следующие негативные тенденции: неблагоприятная демографическая ситуация, низкий уровень обеспеченности объектами инфраструктуры, низкий уровень развития рынка жилья и невозможность улучшения жилищных условий, непривлекательность села как среды обитания населения, низкий уровень социальной активности населения, отсутствие в обществе понимания значимости развития сельских территорий [1].

В то же время, исследованиями установлено наличие устойчивой связи между развитием социальной инфраструктуры сельских населенных пунктов и воспроизводством рабочей силы, уровнем обеспечения сельскохозяйственного производства трудовыми ресурсами, своевременным вовлечением в производственный процесс молодых людей, наличием квалифицированных кадров [4].

Поэтому, по мнению автора, решение проблемы развития социальной инфраструктуры села должно быть увязано с проблемой обеспечения сельского хозяйства трудовыми ресурсами.

Для сохранения и развития трудо-ресурсного потенциала сельского хозяйства необходимо обеспечить сельских жителей работой, достойной заработной платой, землей, современным жильем, полноценной социальной инфраструктурой. Решению вопросов развития последней мешают отсутствие средств на сооружение и обслуживание социальных объектов, отсутствие кадров для работы на объектах социального назначения, отсутствие мотивации [3].

Главная проблема здесь - недостаточное финансирование. Академик И.Г. Ушачев отмечает несовершенство сложившейся практики. В частности, финансирование программ социального развития села и устойчивого развития сельских территорий составляет всего 7,6 % средств государственной поддержки, а более 40% средств направляется на субсидирование части процентной ставки по кредитам. По мнению И.Г. Ушачева это способствует поддержке банковской системы, а не только сельского хозяйства, и не отвечает интересам социального развития села [7].

Поэтому задачи совершенствования системы финансирования строительства объектов социальной инфраструктуры на селе, их содержания, обслуживания, обеспечения необходимыми специалистами приобретают особую актуальность в современных экономических условиях.

По мнению автора статьи проблему развития социальной инфраструктуры села следует рассматривать шире традиционно сложившегося подхода. Кроме обеспечения сельских населенных пунктов дошкольными и школьными образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, объектами культурно-бытового, спортивного, досугового назначения [1] необходимо уделять внимание вопросам создания рабочих мест для сельского населения, строительства инженерных объектов и сетей, жилищного строительства, организации землевладений сельских жителей, формирования в обществе уважительного отношения к сельскому образу жизни и сельскохозяйственному труду, создания экологически безопасной среды обитания, развития личности, формирования иных материальных и идеальных стимулов и мотивов.

Современная практика развития объектов и услуг социального назначения в сельских территориях имеет недостатки и требует улучшения.

В частности, отсутствует единый комплексный подход к решению проблемы, включая концепцию, политические решения, действующие институты, организационно-экономические инструменты, финансирование, контроль за реализацией. Данный недостаток проявляется на практике несоответствием политики, программных положений, конкретных мероприятий и финансового обеспечения. В результате остаются открытыми вопросы обоснования направлений развития социальной сферы села, установления перечня практических

действий и мероприятий, определения величины и источников финансирования мероприятий по развитию сельских территорий и их инфраструктуры, сопоставимости финансового обеспечения и намечаемых мероприятий.

Развитие социальной инфраструктуры сельских территорий сдерживается отсутствием системы соответствующего земельно-ресурсного обеспечения. Несовершенство современных земельных отношений оказывает сдерживающее влияние на строительство объектов социального назначения в сельской местности, возведение жилых и производственных зданий, сооружение автомобильных дорог и других инженерных объектов, сохранение земель сельскохозяйственного назначения и продуктивных угодий, организацию территорий для отдыха сельского населения и занятий спортом, организацию территории для сельскохозяйственной и иной производственной деятельности.

Отсутствие необходимого финансового обеспечения является следующим недостатком современной системы развития социальной инфраструктуры сельских территорий. В числе других причин происходящего - низкая инвестиционная привлекательность сельского хозяйства, отсутствие стимулов для вложений средств в социальную инфраструктуру сельских территорий.

В то же время, решить проблему социального развития силами сельского сообщества, без привлечения внешних источников финансирования, невозможно из-за неразвитости институтов местного самоуправления, ограниченности функций и ресурсов муниципальных органов власти, слабого развития общественных инициатив и предпринимательской деятельности в сельской местности. Последнее, в свою очередь, тесно связано с низкой мотивацией сельскохозяйственного труда, более высокой привлекательностью городского уклада жизни по сравнению с сельским.

Недостатком сложившейся системы развития социальной инфраструктуры сельских территорий является отсутствие соответствующих кадров и мер по стимулированию квалифицированных специалистов работать на сельских объектах социального назначения.

Авторский концептуальный подход к совершенствованию системы управления развитием социальной инфраструктуры сельских территорий преследует целью максимальное устранение недостатков сложившегося порядка с учетом национальных, отраслевых и других

приоритетов, а также роли социальной инфраструктуры села в социальном развитии сельских территорий, сельского хозяйства, страны в целом.

Согласно нашей концепции развитие социальной инфраструктуры следует рассматривать как часть проблемы социального развития сельских территорий страны. При решении проблемы должен быть комплексный подход, обеспечивающий связь с другими элементами социального развития сельских территорий: производственной инфраструктурой, производством, земельно-ресурсным обеспечением, привлечением кадров, финансированием.

Особенности предлагаемого автором концептуального подхода к управлению развитием социальной инфраструктуры сельских территорий определяются следующим:

1. Отнесение проблемы развития социальной инфраструктуры села к безусловным общегосударственным приоритетам.

2. Комплексный подход к решению проблемы управления развитием социальной инфраструктуры сельских территорий. Следует учитывать необходимость одновременного рассмотрения не только вопросов развития непосредственно социальной инфраструктуры, но и вопросов, на первый взгляд, не имеющих прямого отношения к социальной инфраструктуре, но тем не менее, оказывающих значительное косвенное воздействие на развитие элементов исследуемой системы (строительство автомобильных дорог и других инженерных сетей и объектов, создание рабочих мест для сельского населения на несельскохозяйственном производстве). В этом контексте развитие всех объектов, способствующих социальному развитию сельских территорий, рассматривается нами как развитие социальной инфраструктуры, то есть инфраструктуры, преследующей цели социального развития села.

3. Единство действия инструментов предусмотренных моделью организационно-экономического механизма управления развитием социальной инфраструктуры сельских территорий. К таким инструментам, по мнению автора, следует отнести: политические, административные, законодательные, организационные, экономические, ресурсные. При этом, главная роль в механизме должна отводиться непосредственно организационно-экономической составляющей.

4. Установление приоритетов при управлении развитием социальной инфраструктуры сельских территорий. Такими приоритетами, по мнению автора, должны стать: национальная и

продовольственная безопасность, социальное развитие сельских территорий, занятость сельского населения, экономическое развитие, производственная деятельность в различных сферах, отраслевое (сельскохозяйственное) развитие сельских территорий.

5. Рассмотрение проблемы развития социальной инфраструктуры сельских территорий во взаимосвязи с проблемой земельно-ресурсного обеспечения.

6. Совершенствование источников и порядка финансирования мероприятий по управлению развитием социальной инфраструктуры сельских территорий.

Перечисленные характеристики нашего концептуального подхода носят принципиальный характер. Практическое использование изложенной концепции направлено на комплексное улучшение системы социального развития сельских территорий и их инфраструктуры.

Для достижения этой цели необходим соответствующий организационно-экономический механизм управления развитием социальной инфраструктуры сельских территорий. Данный механизм должен обеспечивать единство действия всех его составляющих в целях достижения главной цели - устойчивого социального развития сельских территорий страны.

Важное значение имеет установление структуры исследуемого механизма, определение его основных составляющих, обоснование необходимых элементов, установление уровней действия с учетом заданных заранее приоритетов, обоснование результативности системы управления развитием социальной инфраструктуры сельских территорий.

При установлении уровней действия механизма управления развитием социальной инфраструктуры села необходимо исходить из масштабов решаемых на практике задач, которые могут иметь глобальное, национальное, региональное, местное значение. В соответствии с этим, на наш взгляд, можно выделить уровни: межгосударственный, государственный, региональный, местный.

Для комплексного решения названной проблемы, по мнению автора, необходим эффективный механизм управления развитием социальной инфраструктуры сельских территорий. На наш взгляд, структурно должны быть выделены три составные части данного механизма: политическая, законодательная, организационно-экономическая.

Мероприятия, составляющие основу первого блока предлагаемой автором модели механизма управления, носят политический характер. Успешное развитие социальной инфраструктуры сельских территорий невозможно без соответствующей государственной аграрной политики, однозначно ориентированной на устойчивое социальное развитие села и сохранение сельского уклада жизни, как основы территориальной целостности страны, духовных и нравственных ценностей российского народа.

Государственная социально-экономическая и отраслевая политика должна быть соответствующим образом обеспечена со стороны отечественного законодательства. Законодатель должен обеспечить реализацию государственной аграрной политики необходимыми нормативно-правовыми положениями на всех уровнях законодательства: от федеральных законов до подзаконных актов органов местного самоуправления. В выполнении названной задачи и заключается функция законодательного блока механизма управления развитием социальной инфраструктуры сельских территорий.

В центре предлагаемого автором механизма должна находится непосредственно организационно-экономическая составляющая, от состояния которой, в конечном итоге, зависит результативность всей системы управления. Этим объясняется главенствующая роль данного блока в рассматриваемом механизме. Назначением этой составной части, на наш взгляд, следует считать создание организационно-экономических условий для удовлетворения социальных и экономических потребностей населения, проживающего в сельской местности, а также гарантированного обеспечения трудовыми ресурсами

сельскохозяйственного производства.

По мнению автора, основные функции организационно-экономической составляющей механизма управления развитием социальной инфраструктуры сельских территорий должны соответствовать функциональным составным частям общего процесса управления. Среди них традиционно выделяются: планирование, организация, регулирование, координация, контроль [5, 6]. Структурные элементы этого блока управления должны обеспечивать реализацию основных функций механизма.

На наш взгляд, к основным элементам организационно-экономического блока механизма управления развитием социальной инфраструктуры села следует отнести: планирование системы,

организацию системы, ресурсное обеспечение, практическую реализацию, оценку результатов практической реализации (рисунок).

Исходным элементом здесь является планирование системы управления развитием социальной инфраструктуры сельских территорий на основе программно-целевого подхода, отражающего основные направления государственной аграрной политики и национальные интересы в этой области. Результатом этого действия должна стать разработка необходимых положений для соответствующих целевых федеральных, региональных и муниципальных программ.

Эффективное функционирование механизма управления развитием сельской социальной инфраструктуры зависит от рациональной организации управленческой системы. Должны быть организованы необходимые административные структуры, наделенные властными полномочиями на соответствующих уровнях управления (национальном, региональном, местном), действия которых скоординированы и сопоставимы на всех уровнях.

Необходимым элементом организационно-экономической составляющей является ресурсное обеспечение в объемах, обеспечивающих эффективное управление развитием социальной инфраструктуры села. В частности, требуется финансовое обеспечение в полном объеме мероприятий, предусмотренных целевыми программами социального развития сельских территорий и их инфраструктуры. Также необходимо обеспечение процесса сооружения, эксплуатации, обслуживания и развития объектов социального назначения трудовыми ресурсами соответствующей специализации и квалификации. Кроме того, развитие социальной инфраструктуры села невозможно без соответствующего земельно-ресурсного обеспечения.

Следующим элементом организационно-экономического блока механизма управления развитием социальной инфраструктуры сельских территорий является практическая реализация запроектированных мероприятий. Необходимы скоординированные, регулируемые действия, направленные на практическое решение задач строительства, содержания, эксплуатации, обслуживания, развития сельских объектов социального назначения, создания благоприятной экологической среды, организации мест массового отдыха сельского населения, зон рекреации, развития сельского туризма и подсобных промыслов, создания альтернативных мест приложения труда сельских жителей.

В случае значительных изменений внешних и внутренних условий должна быть предусмотрена процедура своевременного определения отклонений и внесения необходимых изменений в систему управления развитием социальной инфраструктуры села. Для этих целей необходимы постоянный контроль за состоянием системы и реализацией ее основных функций, анализ ее состояния в целях оценки результатов реализации запроектированных мероприятий.

Рисунок. Модель механизма управления развитием социальной инфраструктуры сельских территорий

Поэтому своевременная и правильная оценка результатов реализации является обязательным элементом организационно-экономического блока предлагаемого автором механизма управления развитием социальной инфраструктуры села. Следует заметить, что между оценкой результатов и планированием системы должна быть обратная связь, позволяющая корректировать процесс управления.

Комплексное действие составных частей и элементов исследуемого механизма управления должно придать, по нашему мнению, положительную динамику развитию социальной инфраструктуры сельских территорий.

При управлении развитием социальной инфраструктуры сельских территорий важно установить иерархию приоритетов, отражающих наиболее значимые интересы государства и общества в национальной, территориальной, социальной, производственной, продовольственной и других сферах. Назначение данной иерархии - в определении преимущественных интересов общества и государства при развитии сельских территорий и их инфраструктуры. По мнению автора, при управлении развитием социальной инфраструктуры села необходимо выделить следующие приоритеты:

1. Сохранение и развитие системы сельского расселения, как основы территориальной целостности государства и его независимости.

2. Сохранение сельского уклада жизни, как основы физического и нравственного здоровья населения, сохранения природного, культурного наследия и народных традиций.

3. Развитие отечественного сельского хозяйства в целях обеспечения продовольственной безопасности и независимости страны от внешних продовольственных ресурсов.

4. Защита социально-экономических интересов сельского населения. Социальное развитие сельских территорий и их инфраструктуры в целях сохранения и увеличения численности сельского населения, составляющего основу воспроизводства рабочей силы и обеспечения сельского хозяйства и других отраслей экономики трудовыми ресурсами.

5. Земельно-ресурсное обеспечение инфраструктуры социального назначения, как основы устойчивого развития сельских территорий, сельского хозяйства и иных сфер хозяйственной деятельности сельского населения, традиционных для природных, экономических, социальных, национальных условий отдельных регионов страны.

Это, на наш взгляд, основные приоритеты, формирующие базовые направления функционирования механизма управления развитием сельской инфраструктуры социального назначения и влияющие на его эффективность.

В результате развития социальной инфраструктуры должна увеличиться численность сельского населения, что даст импульс развитию трудовых ресурсов сельского хозяйства. Последнее создаст предпосылки для развития всего ресурсного потенциала сельского хозяйства, повышения уровня использования земельных ресурсов; использования современных технологий и техники; улучшения семеноводства и племенного дела; развития технической оснащенности отраслей сельского хозяйства; улучшения использования оборотных средств; улучшения условий привлечения дополнительных инвестиций; развития финансовых инструментов; повышения инвестиционной привлекательности аграрного сектора экономики.

Все это должно содействовать развитию сельскохозяйственного производства, обеспечению продовольственной безопасности страны, способствовать обеспечению национальной безопасности государства. То есть, результатом управления развитием социальной инфраструктуры сельских территорий является рост сельского населения, совершенствование ресурсного потенциала, развитие сельского хозяйства, выступающего основным фактором обеспечения продовольственной и национальной безопасности страны.

ИСТОЧНИКИ:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 «О

федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»

2. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на

период до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 № 2136-р.

3. Брыжко И.В. Современная практика регулирования развития сельских территорий // В

мире научных открытий. — 2013. — № 12. — С. 239-251.

4. Брыжко И.В. Факторы развития социальной инфраструктуры сельских территорий //

Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 3. — С. 415.

5. Некрасов В.И. Организационные процессы управленческой деятельности. — Ижевск:

УдГУ, 2010. — 124с.

6. Пиличев Н.А. Управление агропромышленным производством. — М.: Колос, 2000. —

296 с.

7. Ушачев И.Г. Экономический механизм реализации Государственной программы

развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. // АПК: Экономика, управление. — 2012. — №11. — С.3-7.

Ilya V. Bryzhko, Senior Teacher of the Department of Land Management, Perm State Agricultural Academy named after Academician D. N. Pryanishnikov, Perm

The Concept of Formation of an Effective Mechanism for Management of Social Infrastructure Development in Rural

Areas

ABSTRACT:

The article substantiates the author's conceptual approach to the formation of a mechanism for effective management of social infrastructure development in rural areas. It formulates the specificities and principles of the proposed concept and suggests the structure of the control mechanism for the development of rural social infrastructure. The author shows the priorities in the social infrastructure development management and suggests the approach to assessing the performance of the management system for social infrastructure development in rural areas.

KEYWORDS: rural areas, social infrastructure, management mechanism

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.