УДК 379.85 В.А. Чернов,
доцент кафедры международного бизнеса, сервиса и туризма Дальневосточного государственного университета путей сообщения
(г. Хабаровск)
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА
В эпоху глобализации, когда практически всё становится доступным, в том числе и туристские поездки практически в любые уголки мира, происходит трансформация и туристских потоков. Одно из важнейших направлений - событийный туризм, который развивается во всём мире значительными темпами.
Ключевые слова: событийный туризм, туристские потоки, новые технологии, международные туристы.
In the era of globalization, when almost everything including tourist trips to almost any part of the world is available, there is a transformation of tourist flows. One of the most important trends is the event tourism that is developed worldwide at significant rates.
Keywords: event tourism, tourist flows, new technologies, international tourists.
Сегодня, в эпоху глобализации, когда практически всё становится доступным, в том числе и туристские поездки практически в любые уголки мира, происходит трансформация и туристских потоков.
Несколько десятилетий назад туризм превратился в массовый благодаря развитию транспорта и групповых туров. Но в последние годы новые технологии позволяют туристу уже индивидуально и оперативно выбирать для поездки любую страну в любое время и на любой срок. Количество международных туристов теперь перевалило за 1 млрд человек в год. Уже недостаточно просто поехать посмотреть какую-то страну или погреться на солнце. Людей интересуют экзотика, природа, культура другой страны - то, что нельзя увидеть в обыденной жизни.
Событийный туризм значительными темпами развивается во всём мире. К событийному туризму сегодня относят разнообразные мероприятия, собирающие значительное количество участников и посетителей как местных, так и приезжих.
Среди национальных праздников и фестивалей наиболее известны карнавалы в Бразилии, Венеции, фестиваль святого Патрика, В России - это Широкая Масленица, на Дальнем Востоке России - национальные фестивали.
Среди театрализованных шоу - праздники на льду в Германии и Австрии, фестиваль «Цирк будущего» в Париже, в России - фестиваль военных оркестров «Спасская башня», а в Хабаровске, в частности, - «Амурские волны».
Много зрителей со всех концов земли
собирают фестивали кино и театра: в Каннах (Франция) - полнометражное кино, а в Оберхаузене (Германия) - короткометражное, в итальянской Вероне проходит фестиваль оперного искусства. В России самый известный - это Московский кинофестиваль, но проводятся и на Дальнем Востоке кинофестивали во Владивостоке и Благовещенске.
Туристов привлекает не только духовная пища - популярны и гастрономические фестивали: в Германии - это пивные, во Франции - шоколадные, винные. В Ширяево, под Самарой, проводится праздник вишневого пирога. Проводятся кулинарные фестивали и на Дальнем Востоке.
Наиболее красочными и привлекательными являются фестивали и выставки цветов, например, выставка цветов в лондонском Челси или выставка тюльпанов в Нидерландах. Наиболее близкий к нам фестиваль проводится в Японии - фестиваль хризантем. Эпизодически фестивали цветов проводятся и на Дальнем Востоке, даже в Якутии.
Самые модные показы проводятся во Франции и Италии. Индустрия моды «поглощает» всё больше и больше людей, в том числе она добралась и до детей. Дальневосточники тоже проявляют себя, используя дальневосточную тематику, орнаменты и такой необычный материал, как рыбья кожа.
Наиболее состоятельных туристов привлекают различные аукционы: Сотби,
Кристи, Дрюо. На отечественном рынке известен аукцион «Копейка».
Музыкальные фестивали и конкурсы собирают большое количество профессионалов и любителей музыки, одни из самых известных - Евровидение и конкурс им. Чайковского. В Хабаровске, например, конкурс «Золотая лира» проводится уже более 10 лет.
В России проходят и планируются крупнейшие спортивные события: Всемирная универсиада, Зимние Олимпийские игры, автогонки «Формула-1», Чемпионат мира по футболу. Среди международных выставок и ярмарок наиболее известной является ЭКСПО.
Сотни тысяч людей посещают всевозможные международные технические салоны: авиационные в Ле Бурже, аэрокосмический в Жуковском, автосалоны в Европе, Японии, США.
Событийный туризм отличается от других направлений тем, что в короткие сроки даёт наивысшую доходность. Доходы мероприятий исчисляются сотнями миллионов евро и долларов. Наибольшую доходность получают там, где количество приехавших посетителей значительно превышает количество местных.
Например, Хадж в Мекку уже 10 лет назад совершали 2 млн паломников, приносившие стране за 2 недели 2 млрд долларов. 2 года назад количество паломников превысило 4 млн человек.
Эффективность проведения событий-
ных мероприятий зависит только от количества приезжих зрителей и участников. Затраты на карнавал в Бразилии в 2005 г. составили 5,5 млн долларов, а прибыль от 700 тыс. гостей - 150 млн долларов. 6 млн гостей Октоберфеста в 2006 г. принесли только транспорту и гостиницам доход в 499 млн евро, при этом было создано 12 тысяч рабочих мест.
Что же касается России, то здесь событийный туризм значительно отстаёт от мировых темпов развития. По данным Ростуриз-ма, доля событийного туризма среди всех видов туризма составляет всего 1 процент.
Для понимания причин обратимся, прежде всего, к истории. Россия всегда славилась своими ярмарками, которые проходили в разных частях огромной империи. Наиболее известной была Нижегородская ярмарка. Но и на Дальнем Востоке была своя выставка. Первая крупная выставка в Хабаровске прошла в 1899 году. Самой же грандиозной стала Выставка Приамурского края в ознаменование 300-летия царствования дома Романовых в 1913 году. К выставке было построено 44 павильона, театр на 300 мест, два ресторана и более 20 киосков, навесов, беседок. Выставка занимала 24 десятины - это территория современного парка «Динамо». Количество посетителей за время проведения выставки достигло 110,5 тысяч человек при количестве населения города в 52 тысячи человек. Сегодня даже представить такие цифры невозможно.
По заключению Ростуризма, событийному туризму препятствуют такие факторы:
- недостаточно развитая туристская инфраструктура в регионах России;
- недостаточное осознание потенциала событийного туризма;
- недостаточное внимание властей к событийному туризму;
- низкая инвестиционная и деловая активность местного населения;
- дефицит квалифицированных кадров в сфере туризма;
- недостаток информации о проведении событийных мероприятий в регионах России;
- низкая эффективность выбранных форм и методов продвижения продукта событийного туризма на рынок.
В заключение отметим следующее.
О неразвитой туристской инфраструктуре говорим много и давно, но ещё никогда недостаток комфортного жилья не влиял на проведение события. Во время чемпионатов и крупных матчей футбольные болельщики готовы размещаться и в палаточных городках: было бы ради чего ехать. То же самое происходит и во время пивных фестивалей в Европе или фестивалей авторской (бардовской) песни у нас в России. Потенциал событийного туризма действительно не осознаётся. Проводится масса прекрасных мероприятий: начиная от национальных и народных праздников и фестивалей и заканчивая такими грандиозными, как парад Победы. Вложения колоссальные, но практически на этих мероприятиях мало туристов.
В последнее время пришло осознание того, что туризм - это важное направление социально-экономического развития страны. Много внимания этому стали уделять первые лица государства, прини-
маются программы развития туризма как на уровне страны, так и на региональном уровне, а в некоторых районах - и на муниципальном уровне. Хорошим примером являются фестивали. Но подготовка событийных мероприятий, вокруг которых развивается событийный туризм, как правило, проходит на протяжении нескольких месяцев, важно освоить бюджет и отчитаться о проведении. Эффективность и результативность уходят на второй план.
Проблемой региона следует признать низкую деловую активность. В то же самое время вложения в туризм и его инфраструктуру не кратковременные, субъектам туриндустрии не хватает уверенности в том, что власти будут поддерживать начинания в области развития какого-то вида туризма в течение нескольких лет нет. При этом реальный поток иностранных туристов складывается только на 3-4-й годы, однако за это время могут смениться приоритеты в выстраивании туристской политики.
Проблема дефицита кадров обусловлена рядом факторов. Во-первых, вузы в основном ориентируются на выпуск «продавцов путёвок». Там, на наш взгляд, мало специалистов, имеющих опыт работы в сфере внутреннего и въездного туризма. Заинтересованности в изменении настоящего положения у руководства вузов нет, так как эта потребность не проявляется на туристском рынке. Кроме того, вузы работают по утверждённым программам. Изменить программы и обеспечить переподготовку кадров можно совместно с турбизнесом и органом управления отраслью. Проблема недостаточности информации связана с тем, что она поступает к организаторам ту-
ризма слишком поздно. Турбизнесу информация нужна, как минимум, за год, для того, чтобы сформировать туры и провести грамотную рекламную политику. В то же время организаторы мероприятий зачастую не знают выходов на туристские компании нужного профиля. Необходимо иметь постоянный календарь туристских событий, точнее, календарь постоянных (регулярных) туристских событий - он не должен кардинально меняться на протяжении нескольких лет.
В качестве вывода следует отметить также то, что, как правило, мы считаем туристским событием только рукотворные мероприятия, хотя туристов привлекают разные события природного характера: солнечные затмения, парады планет, падение метеорита, извержения вулканов, цветение сакуры, ледоход, небывалая жара или полюс холода, крупнейшие разливы рек и т.д. Многие туристы готовы восстанавливать природу: высаживать лес после пожара, оказывать содействие в восстановлении природы, очищать территорию и т.д. В нашей стране ещё не научились всё это использовать для привлечения туристов: во время извержения вулкана Толбачик на Камчатке туристов туда не пускали, падение метеорита под Челябинском было слабо использовано для привлечения туристов, небывалое наводнение на Амуре вообще не рассматривалось как туристское событие. А ведь все перечисленные события - несомненные резервы для эффективного развития такого направления, как событийный туризм.