О.В. Белицкая
Кубанский социально-экономический институт к.э.н., доцент кафедры менеджмента Ю.Е. Стукова
Кубанский социально-экономический институт к.э.н., доцент кафедры экономики
O. V.Belitskaya Kuban Social and Economic Institute the senior lecturer of chair of management
Yu.E.Stukova Kuban Social and Economic Institute the senior lecturer of chair of economy
Аннотация. В статье рассмотрены место и роль событийного туризма в экономике Краснодарского края, приведена его типология и ключевые направления развития.
Annotation. The article deals with event tourism, its place and role in the economy of Krasnodar region, typology and the key directions of its development.
Ключевые слова: событийный туризм, санаторно-курортный и туристский комплекс, региональная экономика, туристский продукт, диверсификация.
Key words: event tourism, sanatorium and tourist complex, regional economy, tourist product, diversification.
СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ:
НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОСТА
Одной из основных тенденций развития туристских рынков XXI века стала их диверсификация и персонификация. Растущее конкурентное давление в среде производителей туристских услуг с одной стороны и усложняющиеся клиентские потребности - с другой, ставят перед региональными туристскими комплексами задачу производства эксклюзивного турпродук-та, уникального по замыслу, исполнению и аттрактивным характеристикам. Эта тенденция, наметившаяся еще в конце 70-х гг. XX века, постепенно трансформирует конвейерный характер предложения в индивидуальный.
Среди большого разнообразия форм и видов туризма следует отметить относительно молодое, но уже доказавшее свою перспективность явление - событийный туризм. Международные эксперты в области турбизнеса сходятся во мнении, что за последнее десятилетие событийный туризм стал одним из наиболее динамично развивающихся направлений, мировой оборот которого растет в геометрической прогрессии, с десятков до сотен миллиардов долларов. Рост интереса к этому виду путешествий логически вписывается в общую тенденцию изменения структуры туристского спроса: пляжный отдых постепенно уступает место культурно-познавательному, этнографическому и событийному туризму, что обусловлено множеством факторов, среди которых - переход от «рынка продавца» к «рынку покупателя», формирование единого информационного пространства, интернационализация хозяйственных связей и усиление взаимопроникновения культур и экономик, законодательные сдвиги в области охраны труда и т.д.
Однако, несмотря на описанные общемировые тенденции, роль России в развитии событийного туризма остается крайне незначительной: ее доля в этом виде деятельности составляет лишь 2%, тогда как в ряде государств (Бразилия, Италия, Испания, Франция) событийный туризм является весомым инструментом пополнения региональной казны. В структуре внутреннего турпотока его доля представляется еще менее значительной - около 1%. Причиной тому являются проблемы, общие для всей туристской индустрии России: плохо развитая туристская инфраструктура (в том числе - транспортная доступность объектов показа), невысокий уровень сервиса в сочетании с завышенными ценами, дефицит высококвалифицированных кадров, отсутствие единой маркетинговой стратегии продвижения регионов, низкая деловая и инвестиционная активность, недостаток эффективных механизмов взаимодействия администрации и бизнеса и т.д.
Стоит, однако, отметить и более специфичные проблемы, препятствующие развитию событийного туризма, а именно: отсутствие единого «календаря» крупных, знаковых мероприятий, способных позиционировать Россию как один из центров мирового туризма; слабая информационная поддержка событийных мероприятий, неэффективное их продвижение на рынок; недооценка потенциала событийного туризма и его роли в формировании позитивного имиджа туристских регионов; отсутствие комплексных долгосрочных программ и стратегий развития событийного туризма и т.д.
Для развития событийного туризма в регионах России необходимо:
1) включить мероприятия по формированию, продвижению и реализации регионального турпродукта на базе событийного туризма в стратегические документы развития туризма, в т.ч. в региональные целевые программы развития туризма, предусматривать в рамках программ субсидирование строительства туристской инфраструктуры, направленной и на развитие событийного туризма;
2) способствовать созданию условий для разработки новых продуктов событийного туризма с учетом исторических и этнокультурных особенностей регионов, расширению спектра туристских услуг для различных групп туристов, а также интегрированного турпродукта совместно с другими российскими регионами;
3) оказывать содействие в разработке инвестиционных проектов в области событийного
туризма, создании благоприятного климата для инвесторов;
4) разработать и использовать стратегию эффективного продвижения турпродукта, сформированного на базе событийного туризма [4].
Краснодарский край является абсолютным лидером среди регионов России по числу внутренних туристских прибытий: в 2011 г. регион посетило 11,2 млн. чел., что составило 35% от общего внутреннего турпотока. Динамика основных показателей функционирования санаторно-курортного и туристского комплекса края (рис. 1) убедительно демонстрирует благоприятный прогноз развития этого сектора региональной экономики и свидетельствует о долгосрочных возможностях его роста.
— - Количество отдыхающих, млн. чел., в т.ч.:
Объем доходов организованного сектора размещения, млрд. руб.,
— - Доходы индивидуальных средств размещения, млрд. руб.
Налог. поступления в консолидированный бюджет Краснодарского края, млрд. руб. Уд. вес туристской добавленной стоимости в ВРП, %
Рис. 1 - Динамика показателей развития санаторно-курортного и туристского комплекса
до 2020 г. [5, 105]
Заслуживает внимания тот факт, что событийный туризм сам по себе является действенным инструментом PR. На территории края проходит множество ежегодных и разовых ме-
роприятий, способных привлечь как российских, так и иностранных туристов, однако в связи с ярко выраженной сезонностью функционирования санаторно-курортного и туристского
комплекса, распределение мероприятий по месяцам также крайне неравномерно (рис.2). В целях позиционирования курортов Краснодарского края как круглогодичного, всесезонного
рекреационного направления необходимо делать акцент именно на мероприятиях, проводимых вне «высокого сезона».
-----2011 г. -------2010 г.
Рис. 2 - Сезонное распределение событийных мероприятий в Краснодарском крае
Лидерами края по количеству событийных мероприятий является Анапа, Сочи, Геленджик, в меньшей степени - Темрюкский и Туапсинский районы. К наиболее перспективным подвидам событийного туризма здесь можно отнести этнографический, спортивный, деловой и винный туризм, музыкальные и кинофестивали.
В крае действует несколько культурноэтнографических центров: «Добродея», «Черкесский аул», «Арин-Берд», «Мастерская Дю-мо», «Кавказские легенды», «Атамань», «Армянская деревня», где туристам предоставляется возможность ознакомиться с национальными традициями, обычаями, культурой многих народов, населявших и населяющих Кавказ, принять участие в традиционных праздниках и обрядах, ознакомиться с кухней и бытом, характерными для данного этноса. Стоит отметить, что при должной государственной поддержке и грамотной маркетинговой политике этнографические центры могли бы стать точкой притяжения не только российских, но и иностранных туристов, поскольку за рубежом он приобретает все большую популярность. С одной стороны, это обусловлено тем, что в большинстве европейских государств потребительский спрос на традиционные виды «пляжного» и экскурсионногородского туризма насыщен. С другой стороны, высокая степень урбанизации населения порождает обратный процесс - стремление рек-реантов провести свободное время вдали от мегаполисов, порождающее интерес ко всем раз-
новидностям инновационного туризма [2, 92]. По данным Всемирной туристской организации, от 35 до 49% [3] европейских туристов отдают предпочтение той или иной форме этнографического туризма как в своей стране, так и за рубежом.
Другим направлением событийного туризма, которое уже сейчас пользуется большой популярностью, является винный туризм, представляющий собой не только посещение винзаводов, но и знакомство туристов с их историей, осмотр виноградников, процесса производства, общение со специалистами, театрализованные дегустации. Сегодня в крае из более чем сорока винзаводов винные туры организованы только на восьми: «Абрау-Дюрсо», АПК «Геленджик», «Мысхако», «Шато ле Гран Восток», «Кубань-Вино», «Панагия», «Фанагория» и «Южная винная компания». Планируется создание тематических винных отелей-усадеб, что позволит повысить привлекательность винного туризма не только на юге России, но и за рубежом.
Событийный туризм в мире представлен несколькими основными направлениями [1, 63]:
- фестивали и праздники;
- театрализованные шоу;
- фестивали кино и театра;
- гастрономические фестивали;
- модные показы;
- спортивные события;
- технические салоны;
- фестивали музыки и музыкальные конкурсы;
- деловые мероприятия.
Сопоставим с представленными направлениями наиболее известные события в мире, России и в Краснодарском крае (табл. 1).
Таблица 1. - Наиболее известные событийные мероп риятия (по направлениям)
Направление событийного туризма Мировая практика Мероприятия, проводимые в России Мероприятия, проводимые в Краснодарском крае
Фестивали, карнавалы и праздники Фестивали Св. Патрика в Лондоне и Дублине, карнавалы в Бразилии и Венеции, выставка тюльпанов (Нидерланды) Праздник лета «Ысы-хак» (Якутия), международный фестиваль цветов (Санкт-Петербург) Всероссийский фестиваль цветов (Анапа), карнавал в Г еленджике, Международный фестиваль карикатур «Смеха-напа» (Анапа)
Театрализованные шоу Праздник «Палио» (Сиена), шоу Lord of the Dance (Великобритания) Фестивали исторических реконструкций (Екатеринбург, Санкт-Петербург, Выборг) Рыцарский турнир в замке «Львиная голова» (п. Сукко, Анапа)
Фестивали кино и театра Каннский кинофестиваль (Канны), фестиваль оперного искусства (Италия), фестиваль короткометражных фильмов (Оберхаузен) Театральный фестиваль «Золотая маска» (Москва), фестиваль детского кино «Сказка» (Москва) Открытый Российский кинофестиваль «Кинотавр» (Сочи), Театрализованное мероприятие «Ночь музеев» (Краснодар)
Гастрономические фестивали Октоберфест (Мюнхен), праздник молодого вина (Франция), фестиваль морепродуктов (Испания), парижский салон шоколада (Париж) День Огурца (Суздаль), гастрономический фестиваль «Фуд-шоу» (Москва), большой московский международный фестиваль пива (Москва) Фестиваль «Вина Кубани» (Анапа), фестиваль «Море пива в Сочи», фестиваль «Арбузный рай» (п. Стрелка), праздник пива (Ейск), фестиваль шашлыка (Ейск), фестиваль молодого вина (Новороссийск)
Модные показы Men’s Fashion (Париж), Milano Moda Bouna (Милан), Ready to Wear (Париж) Международный фестиваль «Мода. Россия. Стиль» (Санкт-Петербург) Международный фестиваль моды «Бархатные сезоны» (Сочи)
Спортивные события Автогонки NASCAR (США), автогонки Формула-1, ралли-марафон «Дакар» Лига чемпионов УЕФА (Москва), международный теннисный турнир «Кубок Кремля» (Москва) Велопробег «Дорогами славы» (Отрадненский р-н), Краевая парусная регата «Азовская волна» (Приморско-Ахтарск), Зимняя Олимпиада (Сочи)
Технические салоны Авиасалон в Ле Бурже (Париж), «Салон часов» (Женева, Цюрих), авиасалон в Чжухае (КНР) Авиационнокосмический салон «МАКС» (Жуковский), военно-морской салон (Санкт-Петербург), автосалон в Москве Гидроавиасалон (Геленджик)
Фестивали музыки и музыкальные конкурсы Фестиваль джаза (Стокгольм, Монтре), фестиваль поп музыки Pink Pop (Ландграаф), фестиваль Ars Música (Брюссель), фестиваль TDK TIME WARP (Манн-хайм) Музыкальный конкурс им. П.И. Чайковского (Москва), международный фестиваль русской классической музыки им. С.В. Рахманинова (Великий Новгород) Молодежный фестиваль «КША^» (п. Весе-ловка), фестиваль искусств «Кубанская музыкальная весна» (Краснодар), фестиваль авторской песни (х. Прикубанский, с. Ана-стасиевка)
Деловые мероприятия
Европейский экономический форум (Зальцбург, Варшава), Европейский геополитический форум (Брюссель)
Международный экономический форум (Санкт-Петербург), Байкальский международный экономический форум__________________
Международный инвестиционный форум (Сочи), научнопрактическая конференция «Инновации в туризме» (Краснодар)
Как можно видеть из таблицы, событийная активность на территории Краснодарского края хорошо диверсифицирована и в той или иной мере охватывает все наиболее популярные направления рассматриваемого вида туризма. Вместе с этим, подавляющее большинство мероприятий известно лишь на уровне региона (иногда - на уровне отдельного населенного пункта), что, безусловно, актуализирует задачу их информационного освещения в средствах массовой информации, разработки грамотной политики маркетингового продвижения и популяризации.
Литература и источники:
1. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 252 с.
2. Белицкая О.В. Агротуризм в Краснодарском крае: возможности и перспективы развития // Проблемы управления развитием организации и опыт подготовки менеджеров. Сборник научных статей / под ред. Б.М. Жукова, В.С. Новикова и др. - Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2011, №3. - 124 с.
3. Официальный сайт Всемирной туристкой организации (ВТО) [Электронный ресурс]: иКЬ: http://www.unwto.org
4. Сирченко А.А. О перспективах разви-
тия событийного туризма в Российской Федерации // Предпринимательство и право: информационно-аналитический портал [Электронный ресурс]: иКЬ: http://lexandbusmess.ru/view-
article.php?id= 1313
5. Стратегия развития санаторно-
курортного и туристского комплекса Краснодарского края до 2020 года [Электронный ресурс]: иКЬ:
http://www.kurortkuban.m/ms/for_professюnal/stra
tegy