Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотическое просвещение / нравственность / милитаризм / молодежь / молодежные организации / гражданский долг / patriotic enlightenment / morality / militarism / youth / youth organizations / civic duty

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — В.В. Баландин, А.Ю. Петров, А.Р. Ягафаров

Статья посвящена изучению процессов патриотического просвещения молодежи в России с акцентом на вопросы милитаризации. В основе исследования лежат данные социальных исследований, статистики и эмпирических данных. Работа проводит анализ смены ценностных ориентаций в современном российском обществе. Осуществляется также анализ причин и рисков, связанных с текущим состоянием отечественного образования. Исследование также включает анализ конкурсов патриотической песни, проведенных в 2022 году в крупных городах России, среди учащихся и членов «Российского движения школьников».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENT STATE OF RUSSIAN PATRIOTIC EDUCATION

The article is devoted to the study of the processes of patriotic enlightenment of young people in Russia with a focus on the issues of militarization. The study is based on social research, statistics and empirical data. The work analyzes the change of value orientations in modern Russian society. It also analyzes the causes and risks associated with the current state of domestic education. The study also includes an analysis of patriotic song contests held in 2022 in major Russian cities among students and members of the "Russian Schoolchildren Movement".

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ»

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО ПАТРИОТИЧЕСКОГО

ПРОСВЕЩЕНИЯ

В.В. Баландин, студент А.Ю. Петров, студент А.Р. Ягафаров, студент

Уфимский университет науки и технологий (Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-12-3-144-148

Аннотация. Статья посвящена изучению процессов патриотического просвещения молодежи в России с акцентом на вопросы милитаризации. В основе исследования лежат данные социальных исследований, статистики и эмпирических данных. Работа проводит анализ смены ценностных ориентаций в современном российском обществе. Осуществляется также анализ причин и рисков, связанных с текущим состоянием отечественного образования. Исследование также включает анализ конкурсов патриотической песни, проведенных в 2022 году в крупных городах России, среди учащихся и членов «Российского движения школьников».

Ключевые слова: патриотическое просвещение, нравственность, милитаризм, молодежь, молодежные организации, гражданский долг.

Вопрос моральных ориентаций в современном российском обществе остается актуальным. После распада Советского Союза и отказа от марксизма-ленинизма образовался идеологический вакуум, сопровождаемый разочарованием из-за перехода к рыночной экономике и роста социального неравенства. Поиск национальной идеи для объединения общества продолжается более 30 лет.

В то же время следует отметить, что среди идей, претендующих на статус «новой идеологии» в современной России, патриотизм является наиболее популярной и влиятельной. Патриотизму уделяется большое внимание на государственном уровне: упоминания об этом понятии регулярно звучат в выступлениях представителей правящей элиты и руководства страны, а в России на протяжении 5 лет действовала государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». В то же время следует отметить, что идея патриотизма находит большой отклик у населения страны: по данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, 92% граждан страны считают себя патриотами. В то же время отмечается противоречивый характер российского

патриотизма: в силу идеологических противоречий современной России и Советского Союза события отечественной истории 1917-1991 гг. рассматриваются вне социально-экономического, политического и идеологического контекста [1].

Поскольку передача социально значимых норм и ценностей подрастающему поколению является одной из самых приоритетных задач для любого государства, большое внимание уделяется и вопросу патриотического воспитания юных граждан России. 29 октября 2015 года Президент Российской Федерации подписал Указ № 536 О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Менее чем через год, 29 июля 2016 года, было зарегистрировано Общероссийское молодежное военно-патриотическое общественное движение «Юнармия». Сегодня эти движения объединяют несколько сотен тысяч. школьников в возрасте от 8 до 17 лет. При этом в рамках «Юнармии» [2] и «Российского движения школьников» [3] большое внимание уделяется патриотическому воспитанию юных граждан страны.

Результаты исследования и их обсуждение.

Исследования указывают, что нестабильное эмоциональное состояние подростка, развитие самосознания, выбор приоритетов и ценностей, неадекватная самооценка, неудовлетворенность собой и другими людьми, - все эти явления позволяют отнести его к группе повышенного риска и одновременно рассматривать как привлекательный объект со стороны различных «охотников за разумом», пишут Ренш, Рябина и Бисеров [4]. В связи с перестройкой механизмов социального контроля формируется пограничность и неопределенность социального статуса. В подростковом возрасте создается иерархическая система мотивов. Безусловно, взрослые способы поведения, предполагающие самодисциплину и самоконтроль, еще не сложились и не окрепли, а требования послушания со стороны взрослых и присущие им детские формы контроля уже не действуют на них, что отмечается в исследовании А. Вилькомирского [5].

Сам феномен военно-патриотического воспитания уходит корнями в советскую эпоху, поскольку фактически «Юнармия» и отчасти «Российское движение школьников» являются аналогами пионерской организации в СССР, только в качестве идеологической основы провозглашается не конкретная идеология, как это было в случае с марксизмом-ленинизмом, а некий абстрактный «патриотизм». Этот патриотизм востребован и пользуется большой популярностью как среди населения (92% людей считают себя патриотами [1]), так и среди руководителей [6], в связи с необходимостью заполнить «идеологический вакуум», образовавшийся с распадом СССР. Однако состояние экономического кризиса и идеологические противоречия между современной Россией и Россией до 1991 года не позволяют напрямую обратиться к прошлому, из которого рождается «военный патриотизм», то есть почитание военных подвигов прошлого как они есть, без обращения к контексту этих событий как социально-экономическому и идейно-политическому, что более важно в контексте идеологии.

Представляется, что при таком воспитании акцент делается на символические

конструкции, неразрывно связанные с военной тематикой, а культурные и экономические достижения предыдущих поколений отходят на второй план, что позволяет милитаризировать общественное сознание, то есть выстраивать идентичность общества вокруг необходимости ведения постоянной вооруженной борьбы за существование. В этом случае патриотизм предположительно ассоциируется не просто с «любовью к Родине», а с «защитой Родины». В таких условиях возникает опасность невольной подмены понятий «любить Родину» и «защищать Родину». Недопустимость знака равенства между этими интенциями может стать материалом для отдельного исследования, но даже простые вопросы «Любой ли защитник любит Родину?» или «Можно ли любить Родину в мирное время, когда она не нуждается в защите?» позволяют серьезно усомниться в выбранной модели патриотического воспитания.

В исследовании применяется концепция институционализации Лумана для анализа процесса социализации. Обобщение консенсуса, согласно Луману, является ключевым элементом институционализации. С учетом определения социализации от Бергера и Люкмана, процесс социализации подразумевает введение индивида в объективный мир общества. Таким образом, репрезентация понятия патриотизм приобретает особое значение в контексте процесса социализации, где общество передает социально значимый опыт и ценности, а индивид принимается обществом.

В то же время следует отметить, что, несмотря на частое использование понятия патриотизм, смысловое наполнение этого термина сегодня остается недостаточно конкретизированным: даже в рамках программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы» понятие патриотизм так и не получило конкретного определения. Отсутствие четких определений создает широкие возможности для интерпретации этого понятия различными субъектами. В этих условиях конкретная репрезентация понятия патриотизм представляет особый интерес для исследования [7-8].

Вместе с тем практика репрезентации патриотизма, осуществляемая в содержании патриотического воспитания детей и подростков, представляет особый исследовательский интерес, поскольку от этого напрямую зависит образ будущего российского общества в ближайшие десятилетия.

В качестве теоретической модели исследования была выбрана концепция ин-ституционализации Лумана [7], используемая в контексте изучения процесса социализации. Согласно Луману, общество представляет собой аутопоэтическую систему, самовоспроизводство которой происходит через процесс коммуникации. При этом Луман выделяет две проблемы, возникающие в ходе эволюции общества, -это проблема интеграции осмысленной селективной обработки сложности мира и проблема стабилизации консолидированных ожиданий. В силу поливариантности окружающего мира индивиды остро нуждаются в систематизации и обобщении опыта и действий с целью отбора значимых смыслов. Эти проблемы решаются в процессе эволюции общества - через ин-ституционализацию, которую Луман определяет как процесс интеграции и стабилизации социальной системы. Ключевым понятием для процесса институционализа-ции, по мнению Лумана, является понятие «обобщение консенсуса», в рамках которого реальный опыт интерпретируется и сравнивается с «предсказанием ожидаемых результатов».

Опираясь на определение концепции социализации, предложенное в 1978 году исследователями Бергером и Люкманом [8], согласно которому социализация - это процесс последовательного сознательного введения индивида в объективный мир общества, можно заключить, что консен-сусное обобщение в процессе социализации происходит в тот момент, когда индивид в процессе общения с обществом принимает социально значимый опыт, ценности и социальные правила поведения, а общество, со своей стороны, принимает индивида в качестве полноправного члена. Применительно к изучению практики репрезентации концепта патриотизма данная теоретическая модель позволяет сосредо-

точиться на том, как именно интерпретируется этот концепт в процессе его передачи подрастающему поколению в ходе социализации.

В данном исследовании был проведен анализ конкурсов патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!», которые проходили в 2022 году из 10 крупных городов России, имевших более 30 тыс. учащихся, студентов и членов Российского движения школьников в возрасте от 6 до 17 лет. Цель конкурса включала в себя воспитание патриотизма, развитие нравственной культуры, формирование российской идентичности через музыкальное творчество, а также почитание защитников Отечества и сохранение памяти о важных событиях и героической славе России.

Анализ проведенных выступлений позволил выделить три основные тенденции. Во-первых, преобладание военного содержания в выступлениях, где более 65% выступлений были посвящены военной тематике. Во-вторых, высокая роль Великой Отечественной войны в тематике выступлений, с почти 45% выступлений, посвященных этой теме. В-третьих, четкая направленность восприятия патриотизма защитой или для обозначения идентичности, что проявляется в выделении «своих и чужих» и подчеркивании уникальных особенностей «своей» группы.

Результаты указывают на четкую связь между восприятием патриотизма с военным патриотизмом. Государственная политика России в области передачи социально значимого опыта поддерживает институционализированные практики обобщения консенсуса вокруг военного патриотизма, подчеркиваемого через различные группы и военно-патриотические клубы. Важно отметить, что акции, такие как «Бессмертный полк», поддерживаемые государственными структурами, также демонстрируют влияние военно-патриотического подтекста на массовую акцию гражданской солидарности [9-10].

Заключение.

Важно отметить, что наряду с относительной простотой в консенсусном обобщении, военно-патриотический уклон в воспитании, особенно естественно консо-

лидированный вокруг Великой Отече- пы и вплоть до физического уничтожения ственной войны, является прямой угрозой «их» группы оппонентов в этом экзистен-милитаризации молодежи и снижения по- циальном противостоянии [10]. требности общества в апперцепции нена- Были исследованы актуальность патри-

сильственных методов разрешения межэт- отического воспитания молодежи в совре-нических и межличностных противоречий. менных условиях, а также применяемые Следующий шаг в такой постоянно обост- практики и особенности. Обнаружена во-ряющейся дихотомии «мы и они» концеп- енно-патриотическая направленность как в туализируется в рамках экзистенциального мерах и программах, направленных на мо-противостояния, когда для сторон вопрос лодежь государством, так и в реакции де-разрешения противоречия неизбежно ве- тей и подростков на такое воздействие. дет к вопросу о выживании «своей» груп-

Библиографический список

1. Всероссийский центр изучения общественного мнения, аналитический обзор «Что значит быть патриотом?». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/chto-znachit-byt-patriotom (дата обращения: 10.10.23).

2. Устав Общероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» от 28 мая 2016 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://yunarmy.ru/headquarters/documents/?ysclid=lnuwgg9ait804247143.

3. Устав Общероссийской общественно-государственной детской и молодежной организации «Российское движение школьников» с изменениями от 21 ноября 2016 года. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ddyut.m/docy/%D0%A3%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2_%D0%A0%D0%940/oD 0%A8_2019.pdf (дата обращения: 09.10.23).

4. Ренш М.А., Рябинина Т., Бисеров Р.В. Психология патриотизма: результаты экспериментального исследования // Международная научно-практическая конференция, ICNS «Наука и образование». - 2019. - С. 224-229. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.naukaip.ru (дата обращения: 07.10.23).

5. Вилькомирска А. Демократические ценности и патриотизм: образовательный вызов // Phainomena. - 2019. - Т. 28, Iss. 110/111. - С. 212-237.

6. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. Вып. 2 (п. I), ст. 368. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.govemment.ru/media/acts/files/0001201601040050.pdf (дата обращения: 09.10.23).

7. Луман Н. Институционализация - функция и механизм социальной системы общества // Гельмут Шельски (Hrsg.), «Теория институтов», Гютерсло, 1970.

8. Бергер П., Лакман Т. Социальное конструирование реальности // Трактат по социологии знания. - Москва: Medium, 1995. - 323 с.

9. Предложение о Всероссийском конкурсе молодежного творчества «Всероссийский молодежный фестиваль патриотической песни "Я люблю тебя, Россия!». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://youthlib.mirea.ru/ru/reader/352 . (дата обращения: 10.10.23).

10. Уильям Дж., Астор, Милитаризм и образование в Америке // Радикальный учитель - 2020. - С. 21-28.

- ПомитомогиR -

THE CURRENT STATE OF RUSSIAN PATRIOTIC EDUCATION

V.V. Balandin, Student

A.Yu. Petrov, Student

A.R. Yagafarov, Student

Ufa University of Science and Technology

(Russia, Ufa)

Abstract. The article is devoted to the study of the processes of patriotic enlightenment of young people in Russia with a focus on the issues of militarization. The study is based on social research, statistics and empirical data. The work analyzes the change of value orientations in modern Russian society. It also analyzes the causes and risks associated with the current state of domestic education. The study also includes an analysis of patriotic song contests held in 2022 in major Russian cities among students and members of the "Russian Schoolchildren Movement".

Keywords: patriotic enlightenment, morality, militarism, youth, youth organizations, civic duty.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.