Научная статья на тему 'Современное состояние России на рынке туристских услуг'

Современное состояние России на рынке туристских услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОХОД / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / НАСЕЛЕНИЕ / ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ / ПОТРЕБНОСТЬ / ПРОГНОЗЫ / РАБОЧИЕ МЕСТА / ТУРИЗМ / INCOME / INTERNATIONAL TOURISM / POPULACE / BRANCH OF ECONOMY / NEED / FORECAST / EMPLOYMENTS / TOURISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трубилин Алексей Григорьевич

В данной статье анализируется положение, которое наша страна занимает на динамично развивающемся рынке туристских услуг. Проведенное исследование позволяет утверждать, что Российский рынок туристских услуг активно движется вперед и в данной отрасли экономики наблюдается устойчивый рост.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper analyses the place of our country in the highly developing tourist market. Basing upon the undertaken study the authors deduce that Russian tourist market is moving forward and this branch of economy shows a steady growth.

Текст научной работы на тему «Современное состояние России на рынке туристских услуг»

16. Российская авторская школа в формировании истинных научных представлений об экономике. Международный научный журнал NOVATION-2016, №7.

17.Экономмическая природа живой материи и природная материальность экономики. Spirit time Berlin, №2, 2017

18.Новая экономическая классика - образование новой экономики. American Scientific Journal, №15, 2017.

19.Экономическая «теория» - территория заблуждений, мифы от неучей и научный путь к истине. М.изд.ГГ8, 2017.

© Ю.Н.Лачинов, 2018

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИИ НА РЫНКЕ ТУРИСТСКИХ

УСЛУГ

Трубилин Алексей Григорьевич

преподаватель, соискатель кафедры Менеджмента, маркетинга и предпринимательства

ЧОУ ВО Южный институт менеджмента г. Краснодар

АННОТАЦИЯ

В данной статье анализируется положение, которое наша страна занимает на динамично развивающемся рынке туристских услуг. Проведенное исследование позволяет утверждать, что Российский рынок туристских услуг активно движется вперед и в данной отрасли экономики наблюдается устойчивый рост.

ABSTRACT

The paper analyses the place of our country in the highly developing tourist market. Basing upon the undertaken study the authors deduce that Russian tourist market is moving forward and this branch of economy shows a steady growth.

Ключевые слова: доход, международный туризм, население, отрасль экономики, потребность, прогнозы, рабочие места, туризм

Keywords: Income, international tourism, populace, branch of economy, need, forecast, employments, tourism

В сознании большинства людей понятие туризма связано главным образом с отдыхом, развлечениями, получением новых впечатлений и удовольствия в местах, отличных от мест привычного проживания. Туризм сегодня стал неотделимой частью жизнедеятельности современного человека. Врождённое стремление человека открывать для себя и познавать неизвестные ему страны, творения природы, произведения культуры, памятники истории, изучать обычаи и традиции иных народов сделало туризм одной из базовых экономических потребностей народонаселения современной Земли.

Туризм с 19-го века превратился в высокодоходную и быстро растущую сферу экономики. По данным Международного Бюро Туризма в этой сфере во всём мире трудится больше 250 млн человек. В туризме и связанных с ним сферах работает около 8,5% экономически активного населения планеты. По социологическим прогнозам, эта цифра к 2025 году вырастет до 8,9 - 9% и составит 270 млн трудовых мест от общего количества трудоустроенных.

Туризм обеспечивает занятость людей как прямым, так и косвенным образами. Прямой эффект выражается в том факте, что людям напрямую предоставляются рабочие места в туристских предприятиях: в турбюро и турагентствах, в гостиницах, в предприятиях транспортной сферы и так далее. Кроме того, туризм обеспечивает эффект занятости и в других сферах экономики, таких как в сельское хозяйство, перерабатывающая промышленность, строительство, легкая промышленность и так далее - это и называется косвенным эффектом занятости.

По словам президента Всемирного Совета по Туризму и Путешествиям (WORLD TRAVEL&TOURISM COUNCIL), - международной организации, которая функционирует как форум глав и лидеров сотен самых передовых компаний в мировой туристской индустрии и действует с 1990 года, Жан-Клода Баумгартена, туризм оказывает заметное влияние на экономику многих стран и на их население, способствуя положительным социальным изменениям и устойчивому развитию общества. [1. с. 187]

Лидером по числу занятых в сфере туризма работников с видимым отрывом от других стран сегодня выступает Китай, где с учетом косвенного эффекта туризма в экономике, в этой сфере трудится более 79 000 тыс. человек. Второе место занимает Индия, где отрасль туризма обеспечивает работой около 28 000 тыс. человек. Третье место принадлежит США с их 18 000 тыс. работников. Россия в этом рейтинге занимает 7-е место. У нас в туринду-стрии на сегодня рабочие места имеют около 6400 тыс. человек. [2]

В соответствии с прогнозами Всемирного Совета по Туризму и Путешествиям, на протяжении грядущего десятилетия следует ожидать положительную динамику развития туристской секторы. Спрос на туристские услуги будет расти на 4,6 -4,8% каждый год. К 2019 году прогнозируется рост доли туризма в мировой экономике до 10678,5 млрд долларов США и увеличение числа занятых в этом секторе на 1,4-1,5% каждый год. [3. с. 112]

В России, по подсчётам Федерального Агентства по туризму, наблюдается неуклонный

рост всех экономических показателей в области туризма. Доля рассматриваемой отрасли в ВВП Российской Федерации в 2009 году составляла 2,28%, в 2010 году - 2,5%, то есть имел место рост в 9,6%. В 2011 году эта цифра приблизилась к 3%, а в 2017 г доход России от туризма вырос до 3 трлн руб., что составляет около 3,47% ВВП. Об этом отчитывался на сессии ПМЭФа «Денежный турпоток» руководитель Ростуризма Олег Сафонов.

По уровню прибылей туризм уступает только нефтедобывающей индустрии и автомобилестроению. Прибыли, получаемые от туризма с учетом мультипликационного эффекта, в бюджете нашей станы составляли в 2009 году - 6,2%, в 2010 году -6,5%, а к сентябрю 2013 года наблюдался подъем до 15%.

Для сравнения доходы, получаемые от туризма в разных странах, составляют: В Греции -15,5%, Испании - 15,3%, Австрии - 12,5%, Италии -9,38%, Франции и в Великобритании по 9,7%, в каждой, на Мальте - 19,3% и на Кипре - 16%.

Сумма прибылей от сферы международного туризма во всем мире в 2017 году составила 7%, или, в общей сложности, 1 млрд 322 млн человек. По текущим подсчётам, что эта тенденция остаётся актуальной и для 2018 года, а рост турпотока составляет в среднем 4-5%. По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), крупнейшей межправительственной организации, которая выделена, как специализированное учреждение ООН и объединяет 153 страны-участницы, доходы от международного туризма за 2017 год в разных странах распределялись следующим образом:

В Европе рост 2-3%, в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в Африке - 5-6%, в Американском регионе - 4-5%, а на Ближнем Востоке - 2-5% в связи с политической турбулентностью в регионе.

Для сопоставления в 2009-м Российская Федерация пребывала на 30 месте с доходом в 7 миллиардов $. В 2011 году наше государство переместилась на 24 место с 11,4 миллиардов $, увеличив прибыли в данной сфере на 29%. То есть мы можем говорить о неуклонном подъеме и значительном увеличении данных характеристик. [4]

В соответствии с прогнозом Всемирной туристской организации, к 2020 году количество общемировых туристских прибытий составит больше 1,56 млрд туристов в год, а доходы в этой отрасли вырастут до 2 триллионов $ США. Из этой цифры 1,18 млрд человек предпочтут путешествия в границах своих стран, или регионов. Эта тенденция особенно заметна в Европе, обоих Америках и в Африке. Только 337 млн человек будет, в соответствии с прогнозом, предпочитать дальние путешествия в другие регионы мира. Но при этом, стоит отметить, объем дальних поездок в отдалённые регионы мира будет расти быстрее, чем количество путешествий внутри привычных регионов. Прогнозы говорят о следующем изменении соотношения между межрегиональными и внутри региональными поездками: от 82:18 в 1995 году до 76:24 в 2020 году.

Ожидается, что распределение туристов по регионам мира будет происходить следующим образом: Европа - 717 млн человек, Восточная Азия/ Тихоокеанский регион - 397 млн человек, Америка - 282 млн человек, далее последуют Ближний Восток и Южная Азия. Предполагается, что России будет принадлежать 9 место по числу туристских прибытий. [4. с. 122]

На сегодняшний день Россия, имея выдающийся туристско-рекреационный потенциал, отстаёт от лидирующих показателей развития туризма. Но при этом анализ сегодняшнего положения дел позволяет говорить о том, что в недавние годы туристская отрасль в нашей стране начала активное и динамичное развитие. В соответствии со многими экспертными оценками, значительно вырос интерес к России и её регионам, ранее не входившим в «мейнстрим» турпотоков со стороны иностранных граждан. Параллельно наблюдается рост интереса наших граждан по изучению многовековой и богатой событиями истории родной страны, её культурой, в знакомстве с ее природными богатствами.

Все перечисленное выше содействует формированию стойкого спроса на отечественные туристические предложения, что приводит к стимулированию внутреннего турпотока. Также продолжает неуклонно расти объём международного туристского потока, как в мировом масштабе, так и в России, не смотря на время от времени возникающие проблемы в связи с политическими, экономическими, экологическими, энергетическими и другими кризисами. Выступая как экспортно-ориентированная сфера, туризм отличается большей стабильностью, чем другие сферы экономики даже при условии неустойчивых ситуаций на современных международных рынках.

Среди прочего немаловажно подчеркнуть, что успехи многих государств в развитии своей туристской сферы часто связаны с организацией крупных мероприятий общемирового масштаба. К таким мероприятиям следует отнести спортивные и культурные события, такие как Олимпийские игры, чемпионаты мира по футболу, мероприятия в честь знаменательных дат и юбилеев известных людей и многое другое. Каждое проведение подобного мероприятия позволяет совершить рывок в развитии туриндустрии - увеличивает показатели турпото-ков, оставляет поддерживающую международный туризм инфраструктуру, обеспечивает стране репутацию в туристском обществе. В этом плане наша страна имеет далеко идущие перспективы дальнейшего развития рынка туристских услуг.

Российская Федерация весьма активно сотрудничает со Всемирной туристской организацией (ЮНВТО) и с другими мировыми, региональными и экономическими организациями, платформами и форумами - такими как АТЭС, АСЕАН, ЧЭС, ШОС, ЕврАзЭС, Советом стран СНГ по туризму. Россия поддерживает 64 двухсторонних соглашения с различными странами мира для развития и взаимного продвижения турпродукта.

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (52), 2018 Туризм может стать и для многих стран стал существенным источником доходов для бюджетов всех уровней и гарантией трудоустройства для самых разных слоев населения, а также существенным фактором осуществления внешней политики страны. Ресурсные возможности России в этой сфере позволяют увеличить показатели приема иностранных туристов в несколько раз, по ряду оценок до 40 млн иностранных туристов в год к 2019 году. [5]

Средние показатели роста туриндустрии в мире за последние 10 лет достигают 7% в годовом исчислении, что заметно превосходит средние годовые показатели развития мировой экономики. Ежегодные финансовые вложения в данную отрасль экономики составляют до 35%. Число туристов в мировом охвате по материалам ООН и ЮНВТО на сентябрь 2017 выросло на 5% и превысило 1 млрд человек. Об этом говорится. Показатели минувшего года были названы рекордными для мировой туриндустрии. [5]

Туризм представляет собой многогранное явление, заметно влияющее на организацию труда и отдыха людей, и, следовательно, на социально-экономическое развитие страны в целом. Развитие туриндустрии может помочь в решении разнородных социальных проблем в обществе, способствуя возникновению новых рабочих мест, поддерживая стабильную занятость экономически активного населения, повышая качество жизни населения.

Уровень конкуренции на рынке мировой туристской индустрии в последние годы постоянно растёт. По этой причине крайне важным вопросом является обеспечение этой бурно развивающейся отрасли высококвалифицированными кадрами. Единственным ответом на вызовы конкуренции в туриндустрии является повышение качества обслуживания на предприятиях этой сферы. С целью его обеспечения и поддержания конкурентоспособности России в сфере мировой туриндустрии, учебным заведениям, ответственным за подготовку соответствующих кадров следует постоянно улучшать качество их подготовки.

Управление человеческими ресурсами направлено на обеспечение организаций кадрами и предоставление им конкурентных преимуществ за счёт повышения качества предоставляемых клиентам услуг. Необходимым условием эффективности кадровой политики является получение сотрудниками конкретных материальных и психологических выгод от своей занятости. В мировом масштабе, в любой стране индустрия туризма объединяет организации различного размера и вида собственности: государственные и частные, обслуживающие различные сферы туристского предложения (размещение, развлечения, питание, транспорт), но, при любой природе и размере туристического предприятия, все они зависят от качества своих людских ресурсов, то есть от своих сотрудников. Вклад и приверженность сотрудников являются решающим фактором для достижения конкурентного преимущества в условиях конкурентного рынка.

В то время как сфера промышленности обеспечена высококвалифицированными сотрудниками, предлагая им динамичную карьеру, сфера туризма всё острее нуждается в большом числе подготовленных сотрудников. Особая проблема для менеджеров по туризму на сегодняшний день - низкие барьеры входа в туриндустрию и высокая текучесть кадров.

Качество предоставляемых услуг определяется взаимодействием специалистов с клиентами в точке оказания услуг. Это взаимодействие является потенциально проблематичным и трудно контролируемым в свете ответственности за предоставление услуг надлежащего качества, падающей на сотрудников. Таким образом, сотрудники должны понимать цели и важность качества, предоставляемых ими услуг, а также обладать навыками, знаниями, надлежащим отношением к работе и к компании, должны быть наделены полномочиями и доступом к информации, необходимой, для обеспечения высококачественного сервиса с учетом текущих и индивидуальных запросов клиента.

Обеспечение доверительных отношений сотрудника и клиента предоставляющей туристические услуги структурой имеет определяющее значение для обеспечения качественного обслуживания. В трудоемких отраслях сферы туристских услуг важными факторами являются также способность персонала к обучению и адаптации к изменениям.

Необходимо организовать обучающий процесс туристического персонала таким образом, чтобы будущие специалисты в этой сфере отвечали запросам современного рынка, а их знания и умения были бы адекватны быстро меняющейся ситуации. От этого в значительной степени зависит будущее место России на перспективном мировом рынке туристических услуг.

Список литературы:

1. Алгафри М. А., Мохаммад М. А. Туристическая отрасль в России // Молодой ученый. - 2016. -№11. - С. 593-595. - URL https://moluch.ru/archive/115/30866/

2. Концепция I международного форума - выставки: Стратегия развития туризма в городах России от 21.10.2013. // http://www.forumeuro2012.magcon.ru

3. Лазовская С.В., Степановская Г.В. К вопросу о развитии познавательного туризма в России // Ку-рортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. -2017. - №L - С. 148-151.

4. Сабетова Т.В. Проблемы управления по целям и использования КПЭ в управлении человеческими ресурсами в современной российской экономике. Нормирование и оплата труда в промышленности. 2013. № 7. С. 28-33.

5. Стратегия развития туризма в РФ на период до 2015 года. // http://www.russiatourism.ru/section_449

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.