Научная статья на тему 'Роль туристско-рекреационной сферы в социально-экономическом развитии региона'

Роль туристско-рекреационной сферы в социально-экономическом развитии региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
557
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННАЯ СФЕРА / ВАЛОВЫЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / ВЫЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / ОБЪЕМ ПЛАТНЫХ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ / КОЛЛЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗМЕЩЕНИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / TOURISM AND RECREATIONAL SPHERE / GROSS DOMESTIC PRODUCT / INTERNATIONAL TOURISM / OUTBOUND TOURISM / DOMESTIC TOURISM / PAID TRAVEL SERVICES / ACCOMMODATION FACILITIES / INVESTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арсланова Г. Х., Хисматуллин М. М.

На сегодняшний день туризм занимает одно из лидирующих мест в структуре экономики большинства стран. Основным экономическим показателем, характеризующим развитие экономики, является валовый внутренний продукт. В статье рассматриваются возможности туристической отрасли, которые позволяют создать новые рабочие места, улучшить инфраструктуру, способствовать притоку валюты в страну, улучшить инвестиционный климат, увеличить количество мест для размещения гостей. Все это дает возможность развивать новые направления в туристской отрасли. Определяются проблемы развития туриндустрии и даются приоритетные направления для устойчивого развития российского туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the tourism and re-creational sphere in social and economic development of the region

Today, tourism occupies one of leading positions in the sphere of economy. The main economic indicator is the Gross Domestic Product. The article discusses the possibilities of the tourism industry which allows to create new jobs, to improve infrastructure, inflow of foreign currency into the country, to improve investment climate, to increase the accommodation facilities. All this makes it possible to develop new directions in the tourism industry. The problems of the tourism industry development are defined and the recommendations and guidelines for a sustainable development of Russian tourism are given.

Текст научной работы на тему «Роль туристско-рекреационной сферы в социально-экономическом развитии региона»

УДК 3.38.48

Г.Х.Арсланова, М.М.Хисматуллин

РОЛЬ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ СФЕРЫ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА

На сегодняшний день туризм занимает одно из лидирующих мест в структуре экономики большинства стран. Основным экономическим показателем, характеризующим развитие экономики, является валовый внутренний продукт. В статье рассматриваются возможности туристической отрасли, которые позволяют создать новые рабочие места, улучшить инфраструктуру, способствовать притоку валюты в страну, улучшить инвестиционный климат, увеличить количество мест для размещения гостей. Все это дает возможность развивать новые направления в туристской отрасли. Определяются проблемы развития туриндустрии и даются приоритетные направления для устойчивого развития российского туризма.

Ключевые слова; туристско-рекреационная сфера, валовый внутренний продукт, международный туризм, выездной туризм, внутренний туризм, объем платных туристических услуг, коллективное средство размещения, инвестиции.

Arslanova Gulshat Hamitovna, Hismatullin Marsel Mansurovich THE ROLE OF THE TOURISM AND RECREATIONAL SPHERE IN SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION.

Today, tourism occupies one of leading positions in the sphere of economy. The main economic indicator is the Gross Domestic Product. The article discusses the possibilities of the tourism industry which allows to create new jobs, to improve infrastructure, inflow of foreign currency into the country, to improve investment climate, to increase the accommodation facilities. All this makes it possible to develop new directions in the tourism industry. The problems of the tourism industry development are defined and the recommendations and guidelines for a sustainable development of Russian tourism are given.

Keywords: tourism and recreational sphere, the gross domestic product, international tourism, outbound tourism, domestic tourism, paid travel services, accommodation facilities, investment.

В настоящее время международный туризм является одной из самых динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Туризм способствует притоку валюты в страну, созданию новых рабочих мест, улучшению инфраструктуры и т.д. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 12-ое рабочее место, 11% мировых потребительских расходов.

На сегодняшний день туристско-рекреационная сфера значительно укрепляет свои позиции на российском и зарубежном рынках, что сказывается на социально-экономическом развитии страны и регионов, тем самым влияя на структуру экономики в целом. Главным экономическим показателем развития страны является валовый внутренний продукт (ВВП) на душу населения. В этом показателе отражаются особенности структуры страны, степень участия страны в различных уровнях процессах, эффективность функционирования отдельных отраслей, объем инвестиций для развития отрасли, уровень развития экономики и качество жизни населения. По результатам исследований английских ученых рост доли туристического сектора в ВВП происходит намного быстрее по сравнению с другими секторами экономики. Исследователи отмечают, что в данной отрасли занято больше населения (свыше 125 млн рабочих мест во всем мире), чем в других отраслях, таких как в химическом производстве или автомобилестроении.

По данным ЮНВТО, Россия занимает 13-ое место по числу международных прибытий. В 2014 году международные туристские прибытия достигли 1,138 млрд., а их рост составил 4,7% по сравнению с предыдущим годом. Доходы от международного туризма в России в 2014 году составили порядка 11,4 млрд. долларов, или только 0,008% от мирового дохода туристического кластера.

По оценкам ЮНВТО, на долю туризма в мировом ВВП, с учетом мультипликативного эффекта, приходится 9,4%. По данным ООН, XXI век станет веком развития туризма. Так, предполагается, что в перспективе (15-20 лет) в туристическую деятельность будет вовлечено около 25% всего мирового населения, что подразумевает глобальное влияние туризма на международные экономические и социокультурные процессы [4, c.5-6]. Практика развития мировых туристских центров свидетельствует о том, что туризм способен обеспечивать от 3 до 40% ВВП территории. Следует отметить, что для 40% стран туризм является главным источником дохода, а для более 80% - одним из основных.

По мнению экспертов, Россия использует свой туристско-рекреационный потенциал пока только на 20%, что объясняет более низкий вклад туризма в экономику страны по сравнению с развитыми странами мира, более того в 2011 году туристический экспорт суммарно превысил 517,2

млрд. руб., что составляет 30% от всех экспортируемых услуг и 3% от всего экспорта, включая товары и услуги.

В 2014 году Россию посетили 2,5 млн. международных туристов. Как показывают статические данные, за последние годы неуклонно росло число граждан, предпочитающих выездной туризм. Так, по данным пограничной службы ФСБ России, в 2013 году их число достигло 54,1 млн. человек, из них 18,3 млн. - путешествия по путевкам. Несколько тенденция изменилась в 2014 году. Общее количество посетивших зарубежье российских граждан за 2014 год снизилось на 15%, путешествия по путевкам в 2014 году совершили на 4% меньше граждан — 17,6 млн. Внутренний туризм вырос на 30%. Данная тенденция связана с геополитическими рисками, обострением международной обстановки, введением против России санкционного режима и внутренних ограничений (рис.1.).

50

27.9 30.5 33.2 31 32 41.5

■ ■ ■ ■ ■ |

2009 2010 2011 2012 2013 2014

0

Рис.1. Динамика численности Российских граждан, выбравших Россию для туристических поездок, млн.чел.

Данные показатели свидетельствуют о резком увеличении числа людей, отдавших предпочтение внутреннему туризму. Так, в 2014 году наблюдается резкий рост (на 9,5 млн.) туристов, или рост составил 29% по отношению к 2013 году.

В Республике Татарстан последние десятилетия туризм и рекреация стали одной из значимых отраслей народного хозяйства, сделавшись важной частью национальной экономики, источником благосостояния общества.

Туристская индустрия Республики Татарстан по динамике развития занимает одну из ведущих позиций в России: за последние 10 лет среднегодовые темпы роста внутреннего туристского потока составили 14%. По числу обслуженных туристов республика является лидером в Приволжском федеральном округе: рост составил 25%.

Анализируя динамику турпотока в Республике Татарстан за 2005-2014 годы, мы наблюдаем более чем трехкратный рост числа туристов, посетивших республику. (Рис.2).

2500 2000 1500 1000 500

2500

2005 2006 2007 2008 2009 2010 20112012 2013 2014

0

Рис.2. Динамика общего турпотока в Республики Татарстан за 2005-2014гг, тыс.чел.

Этому способствовали, на наш взгляд, признание туристской отрасли приоритетным направлением развития экономики, совершенствование туристской инфраструктуры, улучшение инвестиционного климата в сфере туризма, увеличение количества коллективных средств размещения, обе-спечение услугами лечебно-оздоровительного, делового и профессионального характера, что видно из данных таблицы 1.

Таб.1.

Динамика турпотока в разрезе целевых групп

2005 2012

Тыс.чел. % Тыс.чел. %

Численность лиц, обслуженных коллективными средствами размещения, чел., в том числе 638,2 100 1479,5 100

- с деловыми и 314,9 49 553 37,4

профессиональными целями

- с целью досуга, рекреации, 151,8 24 611 41,3

отдыха

- с целью лечения и 145,2 23 133,5 9

профилактики

- прочее 26,3 4 182 12,3

Более чем трехкратный рост турпотока позволил отрасли в 2014 году довести объем оказанных платных услуг в Республике Татарстан до 20 млрд. руб. Одним из составляющих развития туристской индустрии является гостиничное хозяйство [развитие коллективных и иных средств размещения).

По данным Всемирной туристической организации, в мире насчитывается более 16 млн. ед. гостиниц, в России насчитывается более 3,8 тыс. коллективных и иных средств размещения, в Республике Татарстан в 2014 году количество коллективных средств размещения достигло 359 с общим количеством мест 37628. Рис. 4. [6].

360 350 340 330 320 310 300 290 280

Рис. 1. Динамика количества коллективных средств размещения За последнее пять лет (2009-2013 годы) в Российской Федерации на развитие коллективных средств размещения было вложено более 122 млрд. инвестиций (таблица 3).

Табл.3.

Инвестиции в основной капитал, направленные на развитие коллективных средств размещения Российской Федерации (в разрезе Федеральных округов) за 2009-2013гг. _(млн.рублей)1_

2009 2010 2011 2012 2013 За 5 лет В % за 5 лет

Российская Федерация 17904 20668 41223 27632 15418 122848 100,0

Центральный федеральный округ 8051,7 8665,8 18909,1 7941,5 8873,3 52441,4 42,7

Северо-Западный федеральный округ 3787,7 2272,4 2671,9 2664,3 2189,4 13585,7 11,1

Южный федеральный округ 2332,1 3057,9 12035,7 5924,9 1164,4 24515 20,0

Северо-Кавказский федеральный округ 102,8 293,3 359,5 1215 19 1989,6 1,6

Приволжский федеральный округ 1196,8 1812,4 1525 1824,5 1100,7 7459,4 6,1

Уральский федеральный округ 998,8 1303,9 315,7 516,9 329,9 3465,2 2,8

Сибирский федеральный округ 924,7 2090,9 3615,3 3685,9 1557,2 11874 9,7

Дальневосточный федеральный округ 437,3 1172 1791,5 3859,8 184,5 7445,1 6,1

Наибольший удельный вес в объеме инвестиций в основной капитал коллективных и иных средств размещения приходится на два субъекта Российской Федерации - город Москву и Московскую область (36,5%), что равноценно инвестициям в основной капитал коллективных средств размещения шести федеральных округов? вместе взятых, 58 субъектов Российской Федерации (Северо-Западный федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Уральский федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Дальневосточный федеральный округ). Это свидетельствует о том, что развитие как отрасли туризма и гостеприимства, так и её составной части - средств размещения - по стране идет крайне неравномерно.

Объем инвестиций в основной капитал, направленных на развитие коллективных средств размещения в Приволжском федеральном округе, за анализируемый период (2009-2013гг.) составил 7,5 млрд. руб., или 6,1% от российского уровня.

Табл.4.

Инвестиции в основной капитал, направленные на развитие коллективных средств размещения в Приволжском федеральном округе за 2009-2013гг. (млн.рублей)2

Субъекты ПФО Российской Федерации 2009 2010 2011 2012 2013 За 5 лет в % за 5 лет

Приволжский федеральный округ 1196,8 1812,4 1525 1824,5 1100,7 7459,4 100,0

Республика Башкортостан 80,6 62,3 58,8 293,1 129,4 624,2 8,4

Республика Марий Эл 12,6 1,8 3,7 1,4 0,8 20,3 0,3

Республика Мордовия 2,2 2,5 51,5 305,2 516,8 878,2 11,8

Республика Татарстан 99,6 457,3 476,4 614,5 371,1 2018,9 27,1

Удмуртская Республика 13 33,5 213,3 65,9 16 341,7 4,6

Чувашская Республика 98,2 2,8 26,6 8 4,4 140 1,9

Пермский край 16,2 13,2 62 59 16,9 167,3 2,2

Кировская область 25,4 40,8 52,6 65,2 9,7 193,7 2,6

Нижегородская область 515,4 819 233,8 198,3 19,4 1785,9 23,9

Оренбургская область 30,4 6 15,4 10,3 1,2 63,3 0,8

Пензенская область 6,3 33,5 1,2 1,1 0,2 42,3 0,6

Самарская область 111,8 85,2 168,3 161,3 7,7 534,3 7,2

Саратовская область 92,2 106,9 135,4 21 1,6 357,1 4,8

Ульяновская область 92,9 147,5 26,1 20,2 5,4 292,1 3,9

В Приволжском федеральном округе по объему инвестиций в основной капитал коллективных средств размещения лидирует Республика Татарстан. Инвестиции за 2009-2013гг. составили более 2 млрд.руб. Туристско-рекреационная сфера Российской Федерации и Республики Татарстан, как мы уже отметили, находится в состоянии, далеком от оптимального, что связано с рядом причин внешнего и внутреннего порядка.

Среди основных факторов, сдерживающих развитие внутреннего туризма, следует отметить такие, как недостаточность развития информационной инфраструктуры; отсутствие развитой системы брендирования территорий; низкая платежеспособность потенциальных потребностей; недоступность отдыха из-за несоответствия цен на предлагаемые услуги качеству этих услуг, особенно в части условий размещения, питания и перевозок; наличие

административных барьеров, недостаток механизмов государственной и муниципальной поддержки развития туриндустрии.

Для создания конкурентоспособной национальной туриндустрии важна четкая и ясная государственная политика в данной сфере, способствующая формированию и эффективному функционированию индустрии туризма и гостеприимства. Усилия государственных и муниципальных органов управления должны быть направлены на формирование стратегических целей и решение задач развития индустрии, формирование механизмов и инструментов их решений; подготовку высококвалифицированных кадров; создание конкурентоспособного российского турпродукта; определение ассортимента конкурентоспособного турпродукта, проведение ценовой государственной политики, а также политики, направленной на повышение качества услуг в индустрии; создание благоприятной предпринимательской и инвестиционной среды; формирование новых направлений деятельности туризма, внедрение инноваций в данную сферу.

Литература

1. Арсланова Г.Х., Хисматуллин М.М. Влияние индустрии туризма на социально-экономическое развитие региона // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. -2014.-№ 3 (29).- С89-92.

2. Арсланова Г.Х., Хисматуллин М.М. Влияние импортозамещения в индустрии туризма на социально-экономическое развитие отрасли туризма и гостеприимства // Международный научно-исследовательский журнал INTERNATIONAL RESEARCH JOURNAL, №4(35), Часть 2. -Екатеринбург, 2015. - С. 5-8.

3. Арсланова Г.Х., Хисматуллин М.М. Роль государства в развитии индустрии туризма и гостеприимства // Материалы VIII Международной научно—практической конференции (28 апреля 2015 года): Проблемы экономики, организации и управления в России и мире. - Прага, Чешская республика, 2015. - С.8-18.

4. Боголюбов В.С. Экономика туризма - М: «Академия», 2005. - 192с.

5. Гарифуллина Р.С., Хисматуллин М.М. Стратегия развития сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. - 2014. - №1 (33). - С.90-94

6. Итоги работы Государственного комитета Республики Татарстан по туризму за 2014 год. Материалы коллегии.

7. Хафизов Д.Ф. Организация предпринимательства в социально культурном сервисе и туризме / Д.Ф.Хафизов, М.М.Хисматуллин. - Казань: Изд-во «Бриг», 2015. -256с.

1. Arslanova G.H., Hismatullin M.M. Vlijanie industrii turizma na social'no-jekonomicheskoe razvitie regiona // Vektor nauki Tol'jattinskogo gosudarstvennogo universiteta. -2014.-№ 3 (29).- S89-92.

2. Arslanova G.H., Hismatullin M.M. Vlijanie importozameshhenija v industrii turizma na social'no-jekonomicheskoe razvitie otrasli turizma i gostepriimstva // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal INTERNATIONAL RESEARCH JOURNAL, №4(35), Chast' 2. -Ekaterinburg, 2015. - S. 5-8.

3. Arslanova G.H., Hismatullin M.M. Rol' gosudarstva v razvitii industrii turizma i gostepriimstva // Materialy VIII Mezhdunarodnoj nauchno— prakticheskoj konferencii (28 aprelja 2015 goda): Problemy jekonomiki, organizacii i upravlenija v Rossii i mire. - Praga, Cheshskaja respublika, 2015. - S.8-18.

4. Bogoljubov V.S. Jekonomika turizma - M: «Akademija», 2005. - 192s.

5. Garifullina R.S., Hismatullin M.M. Strategij a razvitija sfery turizma i gostepriimstva v Respublike Tatarstan // Vestnik Povolzhskogo gosudarstvennogo universiteta servisa. Serija: Jekonomika. - 2014. - №1 (33). - S.90-94

6. Itogi raboty Gosudarstvennogo komiteta Respubliki Tatarstan po turizmu za 2014 god. Materialy kollegii.

7. Hafizov D.F. Organizacija predprinimatel'stva v social'no kul'turnom servise i turizme / D.F.Hafizov, M.M.Hismatullin. - Kazan': Izd-vo «Brig», 2015. -256s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.