Научная статья на тему 'Современное состояние религиозности как личностного качества'

Современное состояние религиозности как личностного качества Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
543
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОСТЬ / ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / МЕНТАЛИТЕТ / ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ / ХРИСТИАНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Донцов Андрей Владиславович

В статье делается попытка сопоставить портрет современного верующего с традиционным его пониманием. Также, автор анализирует взаимосвязь между термином «религиозность» и другими терминами, описывающими зависимость личности от культуры: «базовая личность», «модальная личность», «ментальность». Результаты анализа ложатся в основу эмпирического исследования, охватившего 121 человека. Основой для выделения контрольной и экспериментальной групп стало отношение к религиозным традициям и ритуалам. Семь психодиагностических методик были подобраны так, чтобы выявить различные особенности ценностно-мотивационнной сферы. Их данные были обработаны при помощи методов математической статистики «критерий Т Стьюдента» и «факторный анализ». В результате, автором была выявлена и показана взаимосвязь религиозности с рядом особенностей ценностно-мотивационной сферы и типом менталитета и сформулированы новые проблемы в данной области исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние религиозности как личностного качества»

УДК 159.923

Донцов Андрей Владиславович

Преподаватель кафедры «Профессиональное образование, педагогика и психология» СГУПС, [email protected], Новосибирск

современное состояние религиозности

как личностного качества

Аннотация. В статье делается попытка сопоставить портрет современного верующего с традиционным его пониманием. Также, автор анализирует взаимосвязь между термином «религиозность» и другими терминами, описывающими зависимость личности от культуры: «базовая личность», «модальная личность», «ментальность». Результаты анализа ложатся в основу эмпирического исследования, охватившего 121 человека. Основой для выделения контрольной и экспериментальной групп стало отношение к религиозным традициям и ритуалам. Семь психодиагностических методик были подобраны так, чтобы выявить различные особенности ценностно-мотивационнной сферы. Их данные были обработаны при помощи методов математической статистики «критерий Т Стьюдента» и «факторный анализ». В результате, автором была выявлена и показана взаимосвязь религиозности с рядом особенностей ценностно-мотивационной сферы и типом менталитета и сформулированы новые проблемы в данной области исследования.

Ключевые слова: религиозность, ценностно-мотивационная сфера, менталитет, психология религии, христианская психология.

Dontsov Andrey Vladislavovich

Teacher of the Department of Professional Education, Pedagogics and Psychology at the Siberian Transport University, [email protected], Novosibirsk

modern condition of religiosity as a personal quality

Abstract. The paper presents the comparison of the image of a modern believer with its traditional understanding. The relationship between the term «religiosity» and other terms that describe the dependence of an individual on the culture: «basic personality», «modal personality», «mentality» is analyzed. The analysis made the basis for the empirical study, involving 121 people. The identifying the control and experimental groups was based on the attitude to the religious traditions and rituals. Seven psychodiagnostic methods were chosen to identify different parameters of value-motivational sphere. The data was processed using statistical methods «criterion T-Student» and «factor analysis». As a result, the relationship of religiosity with a number of features of value-motivational sphere, and the type of mentality has been identified, and new problems in this area of research have been revealed.

Keywords: religiosity, motives and values, mentality, psychology of religion, Christian psychology.

В последнее время появляется всё большее количество исследований, свидетельствующих о росте числа верующих, в том числе и среди молодёжи [1; 5]. Эти данные актуализируют и новые вопросы. Во-первых, кроме мнения о подлинном духовном возрождении в России, выдвигается и предположение о формировании современной религиозности по новому образцу, который не совпадает с традиционным значением данного понятия. В частности, по мнению некоторых авторов, роль веры как

таковой отходит на второй план, а её место занимает принадлежность к определённой культуре, связанной с тем или иным вероисповеданием (православием, исламом и т.д.). Отдельные исследователи предполагают даже, что имеет место факт появления новой обрядовости, изменения вероучения существующих традиционных религий [3; 5]. Во-вторых, до сих пор дискуссионным остаётся вопрос об определении содержания религиозности как таковой и отношений данного понятия с такими категориями и явлениями,

как религиозное самоопределение, участие в обрядах, посещение храмов и т.д., важным является также понимание личностных коррелятов религиозности.

Не вызывает сомнений, что религия является высоко значимым институтом социализации, важной стороной совокупного культурного облика социума. Таким образом, она служит индикатором социокультурных оснований жизни общества и оказывает влияние на его ценностные приоритеты и другие личностные качества. Соответственно можно предположить, что изменение формы религиозности повлечёт за собой и изменения в психологическом портрете каждого отдельного индивида, принадлежащего данному социуму.

Подтверждающие это предположение данные можно найти у ряда авторов, предметом исследований которых является как собственно религиозное мировоззрение, так и культурная среда в целом. В этой области, как известно, одними из первых стали работы В. Вундта, С. Холла, Ф. Боаса, впоследствии продолженные М. Мид, Р. Линто-ном, А. Кардинером, Д. Мацумото и другими. Для описания культурнообусловленных личностных качеств одним из первых было использовано понятие базовой личности как структуры, формируемой в контексте определённой культуры и общей для всех её представителей [6]. Затем оно было заменено иным, статистическим понятием модальная личность [6], обозначающее наиболее часто встречающийся в рамках данной культуры личностный тип. Со временем, некоторые исследователи стали предпринимать также попытки заменить и это понятие.

Так, этнопсихологами был предложен термин ментальность, трактуемое изначально как «система образов, ...которые ... лежат в основе человеческих представлений о мире и о своём месте в этом мире и, следовательно, определяют поступки и поведение людей» [цит.по 6, а 151]. Как отмечают исследователи, в отечественной науке наиболее близки к нему понятия мировоззрение, миропонимание, менталитет. Причём большая часть российских публикаций в данной области так или иначе затрагивает вопросы религии как важного фактора становления личности, того или иного менталитета, мировоззрения.

Другой аспект этих исследований учитывает конкретную специфику развития российского общества, сложность и неоднородность его структуры, что выражается в идее поливариантности мировоззренческих оснований, свойственных современному российскому этносу, и отвечает основным принципам исследования развитых обществ. Так, например, Ю. В. Печин, Н. Я. Большунова пишут о трёх типах общественных идеалов, служащих, соответственно, основаниями трёх типов мировоззрения: христианском, советском и либеральном [2; 4], В. Е. Семёнов предлагает концепцию полиментально-сти общества, куда входят четыре основных менталитета: православно-христианский, коллективистско-социалистический, инди-видуалистско-капиталистический, криминально-мафиозный, а также пятый, диффузный псевдоменталитет, характеризующийся мозаичностью и фрагментарностью. Автор указывает: «В реальности существует своеобразные переходные, промежуточные умонастроения между каждой парой смежных базовых менталитетов» [5, а 402]. Так или иначе, очевидно, что отношение к религии прочно связывается с определённым типом менталитета человека.

Одним из центральных аспектов личности является её ценностно-мотивационная сфера, она же, по мнению исследователей, выступает в тесной связи с менталитетом. В. Е. Семёнов определяет менталитет как «исторически сложившееся групповое долговременное умонастроение, единство (сплав) сознательных и неосознанных ценностей, норм, установок в их когнитивном, эмоциональном и поведенческом выражении» [5, а 401]. Для того чтобы прояснить особенности смысловой, ценностно-мотива-ционной сфер людей, приобщённых к тому или иному вероисповеданию, отличающие их от нерелигиозных, нами было предпринято эмпирическое исследование.

Всего в исследовании приняло участие 121 человек. Экспериментальная группа (п = 43) представлена молодыми людьми обоего пола, в возрасте от 18 до 30 лет (средний возраст 23,6 лет), которых можно охарактеризовать как воцерковленных (т.е. идентифицирующие себя как верующие, посещающие храм раз в неделю и чаще, регулярно молящиеся и читающие

священные книги, соблюдающие большинство ритуалов). В частности, 22 человека -прихожане православной церкви в честь иконы Божией Матери Знамение-Абалац-кая (г. Новосибирск), 13 человек - прихожане католического Кафедрального собора Преображения Господня (г. Новосибирск) и 8 человек - прихожане православной церкви Рождества Иоанна Предтечи (г. Куйбышев, НСО). На проведение исследования было получено разрешение настоятелей храмов.

Состав контрольной группы включил в себя молодых людей обоего пола (n=78), преимущественно студентов, аспирантов и преподавателей ГОУ ВПО «Новосибирский Государственный Педагогический Университет» и ФГОУ ВПО «Новосибирский Государственный Аграрный Университет». Возрастные рамки группы - от 18 до 28 лет (средний возраст 21,2 года). Ключевым критерием для формирования группы стало редкое посещение её участниками храмов.

Исходя из целей исследования, нами был подобран соответствующий психодиагностический инструментарий. Всем испытуемым были выданы индивидуальные бланки с напечатанным текстом методик. Исследование проводилось анонимно, в письменной форме.

Было использовано семь методик: «Диагностика парциальных позиций интер-нальности - экстернальности личности» Е. Ф. Бажина и др., «Ценностные ориентации» Ш. Шварца, «Определение жизненных ценностей личности (Must-тест)» П.Н. Иванова, Е.Ф. Колобовой, «Диагностика поли-мотивационных тенденций в «Я-концепции» личности» С.М. Петровой, «Методика исследования макиавеллизма личности» В. В. Знакова, «Тест-опросник уровня индивидуальной религиозности» Ю. В. Щербатых, «Шкала религиозной ориентации» Г. У. Олпорта и Д. Росса. Математическая обработка результатов проводилась в два этапа.

На первом этапе данные по методикам ТОР Ю. В. Щербатых и «Шкала религиозной ориентации» Г. У Оллпорта, Д. Росса были проверены на нормальность распределения и обработаны при помощи статистического t-критерия Стьюдента. Обработка осуществлялась в пакетах программ Microsoft Excel и AtteStat. Были получены следующие результаты: по всем шкалам методик были получены достоверные различия на

уровне значимости р<0,001. Причём, данные распределились следующим образом: представители экспериментальной выборки получили большие показатели по шкалам «Гносеологические корни религиозности и склонность к идеалистической философии», «Тенденция искать в религии поддержку и утешение», «Внешние признаки религиозности», «Тенденция верить в Творца и признавать существование высшей силы, создавшей мир», «Наличие религиозного самосознания» и «Отношение к религии как образцу моральных норм поведения» методики ТОР. Представители контрольной группы получили более высокие показатели по шкалам «Отношение испытуемого к магии», «Интерес к «псевдонауке»» методики ТОР, а также шкалам «Внешняя религиозность», «Внутренняя религиозность», «Общая религиозность» опросника Оллпорта-Росса. Относительно методики «Шкала религиозной ориентации» следует упомянуть, что низкие показатели по шкале внутренней религиозности, напротив, свидетельствуют о высокой выраженности внутренне религиозной позиции личности, глубоком принятии религиозной системы ценностей. Низкие показатели по всем трём её шкалам соответствуют, согласно исследованиям И. М. Богдановской, последовательной внутренней религиозности [1]. Таким образом, тех прихожан, которые, стремясь к Богу, организуют свою жизнь созвучно церковным предписаниям, или, пользуясь религиозным термином, воцерков-ленных, можно охарактеризовать следующим образом. Их обращение к религии является осознанным и ответственным, она занимает центральное место в ценностно-мотива-ционной сфере личности и преобразует все остальные мотивы и побуждения. Миропонимание таких людей в значительной мере основано на религиозных источниках, включая знания о Боге, сотворившем мир, идеальном мире, смысле человеческой жизни - это же способствует принятию религиозных предписаний в качестве морально-нравственных ориентиров и соответствующему поведению. Кроме того, в сложные жизненные моменты вера помогает им найти утешение.

На основании этих данных можно сделать вывод о том, что формальные признаки, такие как частота посещения храма, отправление ритуалов, соблюдение молитвенной

практики, чтение религиозной литературы, могут служить также и маркёром определённых внутренних качеств, интериоризации религиозных установок, особого, религиозного, типа мышления. Кроме того, вполне очевидна нецелесообразность заявлений о возникновении новой религиозности, нового православия, поскольку составленный на основании эмпирического материала портрет религиозной личности вполне укладывается в её стандартное понимание, изменяясь в пределах допустимого.

На втором этапе математической обработки была проведена факторизация полученных данных с использованием вращения по методу варимакс. Факторный анализ осуществлялся при помощи программного пакета SPSS 17.0. Благодаря этой операции были выявлены некоторые типы личности, основывающиеся на тех или иных особенностях ценностно-мотивационной сферы, включая религиозные ценности.

1) «Внутренне религиозный человек» (см. табл.1).

Фактор описывает тип личности, ориентированной на спокойную, безопасную и упорядоченную общественную жизнь, воздерживающейся от потенциально вредоносных действий. Большое значение придаётся следованию традициям как упорядочивающему фактору, в том числе и религиозным.

Высоко ценится успешность группы, с которой соотносит себя данный индивид. Кроме того, в основу мировоззрения данных людей включена религиозная картина мира. Этот фактор соответствует христианскому типу личности [4; 5], ориентированному на стабильность общества.

2) «Авторитарная религиозность» (табл. 2).

Для такого человека характерна идентификация себя с определённой конфессией. В то же время, ему присуща ориентация на жёсткий, авторитарный или тоталитарный вид общества, на чёткую иерархию отношений, в которой сам индивид, принадлежащий к данному типу, стремится занять верхние положения. Ещё одним важным элементом картины мира, описываемой данным фактором, является вера в Творца -возможно, это непосредственно влияет и на предпочтения формы устройства общества, отражая высказанную в Рим. 13, 1 мысль «Всякая власть от Бога».

3) «Открытый обыватель» (табл. 3).

Религиозные мотивы присутствуют в

структуре ценностно-мотивационной сферы лишь в форме внешней религиозности, при которой религия интересует человека как способ достижения других, не связанных с нею целей. Можно предположить, что это, в первую очередь, коммуникативные цели. Для такого типа личности характерно стрем-

Таблица 1 - Структура фактора личностных черт «Внутренне религиозный человек»

Переменные и их факторная нагрузка (прямая корреляция) Переменные и их факторная нагрузка (обратная корреляция)

Социальная культура 0,794 Социальность 0,790 Безопасность 0,761 Поддержка традиций 0,756 Ограничительный конформизм 0,698 Духовность 0,665 Зрелость 0,562 Вера в существование Творца 0,457 Религия как образец моральных норм 0,424 Философские корни религиозности 0,405 Внутренняя религиозность 0,506 Общая религиозность 0,436

Таблица 2 - Структура фактора личностных черт «Авторитарная религиозность»

Переменные и их факторная нагрузка (прямая корреляция) Переменные и их факторная нагрузка (обратная корреляция)

Власть и влияние 0,486 Вера в существование Творца 0,464 Религиозное самосознание 0,453 Известность 0,411 Свобода, открытость и демократия в обществе 0,502 Служение людям 0,449

лением к стабильности в обществе, способом и ценным результатом достижения которой является качественное выполнение каждым своей общественной функции. Этот фактор в большей степени соответствует коллективистскому типу личности [4; 5], ориентированному на безопасность общества и контакты с окружающими.

4) «Либеральный потребитель» (см. табл. 4).

Фактор описывает человека, ориентированного на самоутверждение, яркую насыщенную жизнь, поиск острых ощущений (в том числе и при помощи различных мистических увлечений) и, фактически, антагонистичен религиозным ценностям. Глубина религиозной жизни скорее расценивается как ограничивающая более ценные потребности в свободе, новизне, самопрезентации, а потому отвергается, заменяясь своей внешней имитацией. Этот фактор соответствует либеральному мировоззрению, менталитету [4; 5].

5) «Гуманистически ориентированный» (табл. 5).

Для данного типа личности характерно стремление к общению, он воспринимает людей как неповторимых, изначально добрых и нравственных существ, получает удовольствие от межличностных контактов. Нормы и нравственность представляются такому человеку чем-то самим собой разумеющимся, выражающими человеческую сущность. Этот фактор представляет собой идеал гуманистического понимания человека, спроецированный, в большей степени, на межличностную сферу.

6) «Скептичный потребитель» (табл.6).

Такой человек склонен воспринимать

жизнь скорее в мрачных тонах. Из-за отсутствия надежд на будущее он стремится прожить жизнь, словно яркая бабочка, выделяющаяся своей пестротой и забыться в получении удовольствий.

Таким образом, наше исследование позволило установить следующее:

Во-первых, выявлено соответствие между частым посещением церкви, участием в ритуалах, молитвенных практиках и т.д. и наличием глубоко интериоризованной религиозной картины мира, включением религиозных мотивов в ценностно-нравственную сферу личности и их влиянием на прочие личностные структуры. Это показывает преждевременность предположений о воз-

никновении нового типа религиозности, изменении традиционных вероучений, поскольку воцерковленные прихожане, составляющие ядро паствы, вполне соответствуют классическому пониманию «верующего».

Во-вторых, посредством факторного анализа обнаружены некоторые содержательные особенности религиозности как качества личности. В частности, было выявлено несколько характерных типов личности, основанных на предпочтении одних ценностей другим. Результатом первичной обработки стали генеральные факторы, получившие условные названия «Духовный традиционалист» и «Социально адаптированный». Применение вращения по методу варимакс позволило конкретизировать эти компоненты в более специфичные подтипы: «Внутренне религиозный человек», «Авторитарная религиозность», «Открытый обыватель», «Либеральный потребитель», «Гуманистически ориентированный», «Скептичный потребитель». Некоторые из выявленных типов и подтипов соответствуют выделяемым рядом учёных базовым мировоззренческим типам, типам менталитета [2; 4; 5] (например, «Внутренне религиозный человек» соответствует православно-христианскому менталитету, «Либеральный потребитель» - либерально-потребительскому и т.д.), другие же, вероятно, представляют собой их переходные формы.

Другими словами, полученные данные позволили выявить конкретное преломление идеально-философских оснований различных мировоззренческих типов через российскую действительность, эмпирическим путём вскрыть соответствующие им психологические черты, а с другой стороны - определить влияние приобщения к традиционной религии на личность. Тем не менее, в данном направлении предстоит проделать ещё значительную работу как для анализа динамики соотношения различных типов менталитетов в масштабе современного российского общества, так и для определения более чётких различий между разными уровнями включённости индивида в религиозный контекст.

Библиографический список

1. Богдановская И. М. Смысловая организация современного религиозного опыта личности: дис. ... канд. психол. наук. - СПб: Российский государственный педагогический университет им.

_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ_

Таблица 3 - Структура фактора личностных черт «Открытый обыватель»

Переменные и их факторная нагрузка (прямая корреляция) Переменные и их факторная нагрузка (обратная корреляция)

Безопасность 0,612 Внешняя религиозность 0,581 Межличностное общение 0,512 Общая религиозность 0,466 Познавательная мотивация 0,458 Трудовая мотивация 0,404

Таблица 4 - Структура фактора личностных черт «Либеральный потребитель»

Переменные и их факторная нагрузка (прямая корреляция) Переменные и их факторная нагрузка (обратная корреляция)

Достижения 0,806 Наслаждение 0,785 Самоопределение 0,706 Социальная власть 0,675 Интерес к псевдонауке 0,666 Общая религиозность 0,612 Внутренняя религиозность 0,609 Стимуляция 0,595 Эгоцентрическая мотивация 0,481 Интерес к магии 0,475 Зрелость 0,440 Внешняя религиозность 0,437 Автономность 0,409 Религиозная жизнь 0,586 Тенденция искать в религии поддержку 0,535 Религиозное самосознание 0,509 Философские корни религиозности 0,499

Таблица 5 - Структура фактора личностных черт «Гуманистически ориентированный»

Переменные и их факторная нагрузка (прямая корреляция) Переменные и их факторная нагрузка (обратная корреляция)

Позитивное отношение к людям 0,569 Нормативная мотивация 0,545 Коммуникативная мотивация 0,522 Стремление к превосходству 0,477 Нравственная мотивация 0,422 Макиавеллизм 0,497

Таблица 6 - Структура фактора личностных черт «Скептичный потребитель»

Переменные и их факторная нагрузка (прямая корреляция) Переменные и их факторная нагрузка (обратная корреляция)

Привлекательность 0,597 Мотивация индивидуализации 0,515 Гедонистическая мотивация 0,435 Оптимистическая мотивация 0,462 Интерес к магии 0,437

А. И. Герцена., 2002. - 217 с.

2. Большунова Н. Я. Проблема характера: традиции и современность. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. - 235 с.

3. Исакова Н. В. Традиционная культура и ценностные приоритеты мировоззрения. - №4, С. 27-31.

4. Печин Ю. В. Ценностные основания мотивации личности (на материале исследования труда горожан-дачников): автореферат дис. ... канд.

психол. наук. - Новосибирск, 2008. - 24 с.

5. Семёнов В. Е. Особенности российской полиментальности в контексте развития страны // Общество и социология: новые реалии и новые идеи. СПб: Социологическое общество им. М. М. Ковалевского, 2002. - С. 227-237.

6. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. - М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. - 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.