СШ
V ицццц л
Рис. 2. Модель взаимодействия универсальных компетенций (метакомпетенций и психологическая культура)
стремления в жизни требует от субъекта приложения усилий, планирования своих действий и результата. Таким образом, мы предполагаем, что корреляционная связь метакогнитив-ной активности и степень реализации психологического стремления в жизни субъектом отражает роль первого в качестве психологического механизма реализации.
Библиографический список
2. Метакогнитивная активность (процессы приобретения и трансформации информации) выделена как особая структура, имеющая свои характерные особенности - прецедент на дальнейшие исследования.
3. Метакомпетенции включают рефлексию, уникальный психический процесс, и метакогнитивные компоненты, т.е. вторичные процессы (Карпов А.В.). Но отдельно выделяя метакогнитивную активность, компонент метапознания.
4. Отношение метакомпетенций с психологической культурой может быть выражено в виде структурной связи следующего характера: чем выше уровень метакомпетенций, тем выше уровень психологической культуры личности.
Опираясь на вышеизложенный анализ, была построена модель метакомпетенций личности и взаимосвязь с психологической культурой (рис. 2).
Метакомпетенции личности включают психологическую культуру, как базисный личностный конструкт; автономные элементы метапознания: метакогнитивная активность и ме-такогнитивные знания, сопряженные с рефлексивными процессами; и охватывающий, интенционально регулирующий выше упомянутые компоненты, личностный конструкт - психологическая культура. Метакомпетенции имеют вид по результатам системного анализа:
1. Исследование Российской экономической школы, PricewaterhouseCoopers в России и Центра технологий и инноваций PwC. Инновационная активность крупного бизнеса в России // Российский журнал менеджмента, - 2010. - № 4. - Т. 8.
2. Дубровина, И.В. Психологическая культура личности как феномен [Эр]. - Р/д: http://www.mininuniver.rU/mediafiles/u/files/Nauch_deyat/ Vestшk/2013-05%201/Dubrovina.pdf
3. Маркова, А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.
4. Мотков, О.И. Психологическая культура в мозаике личности [Эр]. - Р/д: http://hpsy.ru/public/x5283.htm
5. Карпов, А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. - 2003. - № 5. - Т. 24.
6. Лефевр, В.А. Рефлексия. - М., 2003.
7. Кашапов, М.М. Творческая деятельность профессионала в контексте когнитивного и метакогнитивного подходов // ЯрГУ. - Ярославль, 2012.
Bibliography
1. Issledovanie Rossiyjskoyj ehkonomicheskoyj shkolih, PricewaterhouseCoopers v Rossii i Centra tekhnologiyj i innovaciyj PwC. Innovacionnaya aktivnostj krupnogo biznesa v Rossii // Rossiyjskiyj zhurnal menedzhmenta, - 2010. - № 4. - T. 8.
2. Dubrovina, I.V. Psikhologicheskaya kuljtura lichnosti kak fenomen [Ehr]. - R/d: http://www.mininuniver.rU/mediafiles/u/files/Nauch_deyat/Vestnik/ 2013-05%201/Dubrovina.pdf
3. Markova, A.K. Psikhologiya professionalizma. - M., 1996.
4. Motkov, O.I. Psikhologicheskaya kuljtura v mozaike lichnosti [Ehr]. - R/d: http://hpsy.ru/public/x5283.htm
5. Karpov, A.V. Refleksivnostj kak psikhicheskoe svoyjstvo i metodika ee diagnostiki // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 2003. - № 5. - T. 24.
6. Lefevr, V.A. Refleksiya. - M., 2003.
7. Kashapov, M.M. Tvorcheskaya deyateljnostj professionala v kontekste kognitivnogo i metakognitivnogo podkhodov // YarGU. - Yaroslavlj, 2012.
Статья поступила в редакцию 15.07.14
УДК 159+101
Sokolovskaya I.E. TRAITS OF A CHARACTER OF A RELIGIOUS PERSON. The paper studies the structure of the notion of "character". It reveals a complex of traits of a character of a religious personality. The work shows that religiosity is an important feature of a character that determines the specifics of functioning of an individual in the society. The author also focuses on showing how the relationship of religiosity with some communicative traits of an individual and his value orientations works.
Key words: religiosity, character, personality.
И.Э. Соколовская, канд. психол. наук, доц. НОУ ВПО «ПСТГУ», докторант каф. социальной педагогики и психологии МПГУ, г. Москва, Е-mail: [email protected]
ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОЙ ЛИЧНОСТИ
В статье рассматривается структура понятия «характер», выявляется симптомокомплекс особенностей характера религиозной личности. Религиозность представлена как важная составляющая особенностей характера, которая определяет специфику функционирования личности в обществе. Показаны связи религиозности с некоторыми коммуникативными особенностями характера и ценностными ориентациями личности.
Ключевые слова: религиозность, характер, личность.
Термин «характер» в отечественной науке традиционно относится к индивидуально-типологическим особенностям личности. Б.Г. Ананьев придерживался следующей точки зрения: характер отражает предпочтения, значимые отношения и тенденции психического нездоровья, а каждая черта характера представляет собой определенное и существенное от-
ношение личности к окружающему миру [1]. Даже у самого оригинального человека можно найти какую-то черту, обладание которой позволяет причислить его к конкретной группе людей с аналогичным поведением. Как отмечает Н.Д. Левитов, тип характера - это конкретное выражение в индивидуальном характере устойчивых черт, общих для некоторой груп-
пы людей [2]. Таких устойчивых черт не может не быть в характере религиозных личностей. Характер имеет социальную природу, то есть зависит от мировоззрения человека, содержания и характера его деятельности, от социальной группы, в которой он живет и действует, от активного взаимодействия с другими людьми [3]. Следовательно, религиозность как социально-культурный феномен, должна существенно влиять на характер.
Структура характера многослойна: какие-то черты формируются в раннем детстве или даже в младенчестве, другие наслаиваются на эти уже сформировавшиеся особенности, какие-то качества становятся базовыми, становятся фундаментом характера, определяя вероятный путь его дальнейшего становления [4]. Одни и те же черты характера могут встречаться у разных людей, однако их сочетание всегда индивидуально. В этом смысле говорят о симптомокомплексах свойств, под которыми понимается совокупность закономерным образом взаимосвязанных особенностей характера. Сим-птомокомплексы образуют индивидуальную структуру характера определенного человека [5].
Цель исследования: выявление симптомокомплекса особенностей характера религиозной личности.
Методы исследования. Исходя из особенностей религиозной идентичности, описанных нами ранее [6], симптомо-комплекс религиозных особенностей характера, или религиозный характер, должен быть исследован с точки зрения взаимодействия религиозной личности в социуме. На наш взгляд, приспособленность к окружающей среде, к обществу, связана с коммуникативными особенностями, развитием эмпатий-ных качеств, с ценностными ориентациями, определенным уровнем агрессивности и автономности. Именно взаимодействие религиозной личности в социуме будет определять ее характер. В соответствии с изложенным, для описания характерологических особенностей религиозного человека использовались следующие методики:
1. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко [7], которая позволяет анализировать показатели отдельных шкал и общую суммарную оценку уровня эм-патии. Методика состоит из 36 вопросов, которые образуют 6 шкал, которые описывают рациональный канал эмпатии, эмоциональный канал эмпатии, интуитивный канал эмпатии, установки, способствующие или препятствующие эмпатии, проникающую способность в эмпатии и идентификацию в эмпатии.
2. Диагностика состояния агрессии (опросник «Басса-Дар-ки») [7], позволяет дифференцировать проявления агрессии и враждебности, выделять различные виды реакций. Включает восемь шкал: физическую агрессию, косвенную агрессию, вербальную агрессию, раздражение, обида, подозрительность, негативизм, чувство вины. Описывает два индекса: индекс враждебности включает в себя обиду и подозрительность, а индекс агрессивности включает в себя шкалы физической, косвенной, вербальной агрессии.
3. Диагностика реальной структуры ценностных ориента-ций личности (С.С. Бубнова) [8], направлена на изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности. Опросник состоит из 66 вопросов. Описывает виды ценностей: приятное времяпрепровождение, отдых; высокое материальное благосостояние; поиск и наслаждение прекрасным; помощь и милосердие к другим людям; любовь; познание нового в мире, природе, человеке; высокий социальный статус и управление людьми; признание и уважение людей и влияние на окружающих; социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе для достижения позитивных изменений в обществе; общение; здоровье.
4. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона [7], позволяет выявить уровень субъективного ощущения одиночества. Методика состоит из 20 вопросов. Максимально возможный показатель одиночества - 60 баллов. Высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов, от 20 до 40 баллов -средний уровень одиночества, от 0 до 20 баллов - низкий уровень одиночества.
5. Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В. Бойко [7], предназначена для определения стратегии психологической защиты в об-
щении. В методики рассматриваются три доминирующие стратегии психологической защиты в общении: миролюбие, избегание, агрессия.
6. Методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко [7], позволяет выявить признаки негативной коммуникативной установки и уровень коммуникативной толерантности. Исходя из цели исследования, в экспериментальной части работы нами использовались только шкалы негативной коммуникативной установки. Признаки негативной коммуникативной установки, включают 5 шкал: завуалированная жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них; открытая жестокость в отношениях к людям; обоснованный негативизм в суждениях о людях; брюзжание; негативный личный опыт общения с окружающими.
7. Авторский опросник «Мое отношение к религии», позволяющая выяснить отношение к религии респондента, место религии в его жизни, его представление о вере, о принадлежности к той или иной конфессии, о соблюдении религиозных обрядов, о потребностях и целях, которые реализуются посредством веры, о чувствах которые руководят верующим человеком и о преимуществах, которые есть у верующих людей [9].
Эмпирическое исследование осуществлялось методом описательной статистики, методом Н - критерий Крускала-Уол-лиса, методом корреляционного анализа Спирмена (г5), факторного анализа с поворотом осей varimax. Методом Н - критерия Крускала-Уоллиса, сравнивались три независимые выборки по трем экспериментальным группам, дифференцированным по выраженности религиозности (ЭГ-1 с высоким, ЭГ-2 средним и ЭГ-3 низким уровнем религиозности).
Была установлена достоверность различий по параметрам: проникающая способность в эмпатии (Н = 7,433 при р < 0,05), идентификация в эмпатии (Н = 9,310 при р < 0,05), ощущение одиночества (Н = 7,229 при р < 0,05), поиск и наслаждение прекрасным (Н = 11,470 при р < 0,01), миролюбие (Н = 11,186 при р < 0,01), избегание (Н = 10,083 при р < 0,01), агрессия (Н = 9,983 при р < 0,01), негативизм (Н = 6,269 при р < 0,05), общее значение по шкалам (ценностные ориентации): (Н = 6,249 при р < 0,05). Произведенные расчеты подтвердили правомерность дифференциации выборки на три экспериментальные группы по признаку - степень выраженности религиозности у испытуемых.
По результатам корреляционного анализа были построены корреляционные плеяды, отдельно для каждой из трех экспериментальных групп, на основе которых поочерёдно исследовалась взаимосвязь религиозности с симптомокомплек-сом коммуникативных особенностей характера.
В ЭГ-1 (религиозный тип), N=30; параметр «религиозность» имеет отрицательную связь с переменной: «социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе» (г = - 0,421 при р = 0,05). Положительная связь зафиксирована между показателями «религиозность» и «помощь и милосердие к другим людям» (г = 0,538 при р = 0,01). Чем выше значение религиозности, тем выше решимость оказывать помощь и милосердие к другим людям (как ценностная ориентация).
Выявлена отрицательная корреляционная связь (обратно-пропорциональная зависимость) между переменными «религиозность - социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе»: (г = - 0,421 при р < 0,05). Если сильно выражена религиозность, то снижается значение ценностной ориентации: «социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе». Можно полагать, что религиозный тип не склонен стремиться к социальным переменам, вследствие удовлетворенностью ситуацией или понятием «Все в руках божьих».
В ЭГ-2 (формально религиозный тип), N=29; параметр «религиозность» образует отрицательные связи со следующими переменными: «любовь» (г = - 0,495 при р = 0,01), «помощь и милосердие к другим людям» (г = - 0,388 при р = 0,05), «социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе» (г = - 0,525 при р = 0,01), «идентификация в эмпатии» (г = - 0,446 при р = 0,05), «общее значение по шкалам (ценностные ориентации)» (г = - 0,476 при р = 0,01).
Отрицательная корреляционная связь (обратно-пропорциональная зависимость) между переменными «религиозность - идентификация в эмпатии»: чем выше значение пе-
ременной «религиозность», тем ниже значение переменной «идентификация в эмпатии» (г = - 0,446 при р = 0,05). Чем сильнее выражена религиозность, тем менее проявляется идентификация в эмпатии. Идентификацию определяют как одну из непременных условий успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность, гибкость эмоций, способность к подражанию. Однако, если учесть, что формально религиозный тип соблюдает только обрядовую сторону религии и не испытывает действительной связи с Богом, и, следовательно, с другими людьми, то становится понятным низкое значение идентификации в эм-патии. В данной корреляционной связи «религиозность - идентификация в эмпатии», при неспособности субъекта испытывать эмоции, переживаемые истинно религиозными личностями, наблюдается неумение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера.
Между переменными «религиозность - любовь» (г = -0,495 при р = 0,01) наблюдается обратная корреляционная связь: чем выше значение переменной «религиозность», тем ниже значение переменной «любовь». В данном случае любовь рассматривается как ценностная ориентация. Таким образом, чем больше проявляется показная религиозность, тем слабее будет проявляться ценностная ориентация «любовь». Сниженная способность или затрудненность в сопереживании ведет к не значимости ценностной ориентации «любовь».
Обратно-пропорциональная зависимость между переменными «религиозность - помощь и милосердие к другим людям»: чем выше значение переменной «религиозность», тем ниже значение переменной «помощь и милосердие к другим людям» (г = - 0,388 при р = 0,05). Формальная религиозность, направленная на получение собственной выгоды, способствует уменьшению значимости ценностной ориентации «помощь и милосердие к другим людям». Неспособность субъекта разобраться в собственных проблемах, поиск помощи в Церкви, способствует незначимости ценностной ориентации «помощь и милосердие к другим людям».
Отрицательная корреляционная связь между переменными «религиозность - социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе»: чем выше значение переменной «формальная религиозность», тем ниже значение переменной «социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе» (г = - 0,525 при р = 0,01). Можно предположить, что «социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе» как ценностная ориентация является незначимой при сильной выраженности формальной религиозности, то есть людям не присуща социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе, когда у них есть трудности в собственной жизни.
Обратная корреляционная связь между переменными «религиозность - общее значение по шкалам (ценностные ориентации)»: чем выше значение переменной «формальная религиозность», тем ниже значение переменной «общее значение по шкалам (ценностные ориентации)» (г = - 0,476 при р = 0,01). Чем больше проявляется религиозность, тем ценностные ориентации оказываются незначимыми (ценностные ориентации - относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности). Это сочетание показывает разобщенность духовной и светской жизни, неспаянность личности и ее повседневных нужд, искусственность и надуманность своего общения с Богом.
В ЭГ-3 (нерелигиозный тип), N=31; параметр «религиозность» образует отрицательную связь с парметром: «проникающая способность в эмпатии» (г = - 0,519 при р = 0,01). Положительные связи зафиксированы между показателями «религиозность» и «познание нового в мире, природе, человеке» (г = 0,439 при р = 0,05), «приятное времяпрепровождение, отдых» (г = 0,400 при р = 0,05), «агрессия (доминирующая психологическая защита в общении)» (г = 0,383 при р = 0,05).
Нерелигиозный тип положительно относится к познанию нового в мире, природе, человеке: (г = 0,439 при р = 0,05). Догматический характер христианской религии у истинно религиозного типа уменьшает желание интересоваться новыми
событиями, открытиями, поскольку, как следует из Библии, мир неизменен и создан Богом. Человек, свободный от догм, открыт всему новому и интересному.
Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Каждый из нас своим поведением и отношением к партнерам способствует информационно-энергетическому обмену или препятствует ему. Расслабление партнера содействуют эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению.
При понижении значимости «проникающей способности в эмпатии» (r = - 0,519 при р = 0,01), появляется отчужденность и закрытость, нежелание интересоваться внутренним миром другого - эти качества присутствуют у нерелигиозного типа, который, вероятно, поверхностен и нацелен на собятия.
Положительные связи зафиксированы между показателями «религиозность» и «приятное времяпрепровождение, отдых» (r = 0,400 при р = 0,05), «агрессия (доминирующая психологическая защита в общении)» (r = 0,383 при р = 0,05). Повышение агрессии, как доминирующей психологической защиты в общении, у нерелигиозного типа мы расцениваем как положительное явление в связи с тем, что агрессия, в ее допустимых формах, способствует выживанию. Агрессия -психологическая стратегия защиты субъектной реальности личности, действующая на основе инстинкта. Высокая при-мативность, т.е. реактивность в соответствии с инстинктами, не способствует духовным поискам и противоречит глубокой религиозности.
Прямо-пропорциональная зависимость между показателями «религиозность» и «приятное времяпрепровождение, отдых» (r = 0,400 при р = 0,05).
Корреляционный анализ показал, что наблюдается тенденция, когда с понижением уровня религиозности ярче выявляются различные коммуникативные особенности характера, проявляется гедонистическая направленность личности, более яркой представляется ее земная жизнь.
Экспериментальное исследование места религиозности в симптомокомплексе коммуникативных особенностей характера осуществлялось методом факторного анализа отдельно по трем экспериментальным группам и по общей экспериментальной выборке 90 человек.
Интерпретация (описание) факторного анализа по экспериментальной группе 1 (религиозный тип).
Проведение факторного анализа осуществлялось на выборке 30 человек. Анализ данных выявил шесть факторов, которые имеют собственные значения больше единицы и объясняют 62 % дисперсии (из них 1-й фактор объясняет -18%, 2-й фактор - 13%, 3-й фактор - 10%, 4-й фактор - 8%, 5-й фактор - 7%, 6-й фактор - 6%). Данное факторное решение было предложено статистической программой SPSS v13.0 и является, на наш взгляд, оптимальным, поскольку, учитывает как высокие собственные значения факторов, так и высокий процент объясняемой ими дисперсии. Табличные данные свидетельствуют, что факторные нагрузки после вращения весьма значительны и могут быть представлены к интерпретации. Для данного экспериментального исследования представляется наиболее важным (рассмотреть лишь) фактор, в котором содержится переменная «религиозность»:
3-й фактор содержит переменные: признание и уважение людей (0,850), социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе (- 0,815), религиозность (0,492), обида (0,462), познание нового в мире, природе, человеке (- 0,434), проникающая способность в эмпатии (- 0,413).
Параметр: «признание и уважение людей» своим значением 0,850, имеет самое сильное факторное значение. Переменные: «социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе», «познание нового в мире, природе, человеке», «проникающая способность в эмпатии» имеют высокие отрицательные факторные веса.
Как уже упоминалось, при истинной религиозности не характерны ценностные ориентации такие, как социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе, познание нового в мире, природе, человеке, а также не выражен компонент проникающая способность в эмпатии,
т.е. коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности.
Таким образом, 3-й фактор отражает выраженность религиозности с преобладанием ценностной ориентации «признания и уважения людей» и при этом сопровождающейся обидой, т.е. зависти и ненависти к окружающим за действительные и вымышленные действия, связанной с недостаточной удовлетворением этой потребности.
Интерпретация (описание) факторного анализа по экспериментальной группе 2 (формально религиозный тип).
Проведение факторного анализа осуществлялось на выборке 29 человек. Анализ данных выявил шесть факторов, которые имеют собственные значения больше единицы и объясняют 62 % дисперсии [из них 1-й фактор объясняет -16%, 2-й фактор - 14%, 3-й фактор - 12%, 4-й фактор - 8%, 5-й фактор - 6%, 6-й фактор - 6%]. Результаты факторного анализа представлены в приложении №. 2. Табличные данные свидетельствуют, что факторные нагрузки после вращения весьма значительны и могут быть представлены к интерпретации. Для данного экспериментального исследования представляется наиболее важным фактор, в котором содержится переменная «религиозность»:
3-й фактор представлен переменными: общее значение по шкалам (ценностные ориентации) (0,886), социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе (0,747), религиозность (- 0,729), познание нового в мире, природе, человеке (0,636), поиск и наслаждение прекрасным (0,622), любовь (0,599), высокий социальный статус и управление людьми (0,493), помощь и милосердие к другим людям (0,471).
Переменная: «общее значение по шкалам (ценностные ориентации)» своим значением 0,886, имеет самое сильное факторное значение.
Переменные: «идентификация в эмпатии» и ценностная ориентация — «общение» имеют факторное значение 0,465.
Переменная «религиозность» имеет высокий отрицательный факторный вес.
Можно предположить что, когда менее выражены ценностные ориентации такие, как социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе, познание нового в мире, природе, человеке, поиск и наслаждение прекрасным, любовь, высокий социальный статус и управление людьми, помощь и милосердие к другим людям - то возникает формальная религиозность как попытка адаптации в обществе, как поиск путей самоуважения и адекватного существования.
Интерпретация (описание) факторного анализа по экспериментальной группе 3 (нерелигиозный тип).
Проведение факторного анализа осуществлялось на выборке 31 человек. Анализ данных выявил шесть факторов, которые имеют собственные значения больше единицы и объясняют 66 % дисперсии [из них 1-й фактор объясняет -27%, 2-й фактор - 13%, 3-й фактор - 8%, 4-й фактор - 7%, 5-й фактор - 6%, 6-й фактор - 5%]. Результаты факторного анализа представлены в приложении № 12. Табличные данные свидетельствуют, что факторные нагрузки после вращения весьма значительны и могут быть представлены к интерпретации. Для данного экспериментального исследования представляется наиболее важным фактор, в котором содержится переменная «религиозность»:
6-й фактор отражает переменные: религиозность (0,575), любовь (- 0,567), помощь и милосердие к другим людям (- 0,529), социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе (- 0,452).
Параметр: «религиозность» своим значением 0,575, имеет самое сильное факторное значение. Переменные: «обида» имеет факторное значение 0,457; «проникающая способ-
Библиографический список
ность в эмпатии» имеет факторное значение - 0,457. Переменные «социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе», «помощь и милосердие к другим людям», «любовь», «проникающая способность в эмпатии» имеют высокий отрицательный факторный вес.
Можно предположить, что при отсутствии религиозности не характерны такие ценностные ориентации, как социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе, любовь, помощь и милосердие к другим людям, а также не преобладает проникающая способность в эмпатии.
Поскольку по всем трем выделенным экспериментальным группам мы наблюдаем одно и тоже направление связей между религиозностью и коммуникативными особенностями, то мы посчитали возможным провести факторный анализ по всем трем экспериментальным группам.
Интерпретация (описание) факторного анализа по общей экспериментальной выборке (с высоким, средним и низким уровнем религиозности).
Проведение факторного анализа осуществлялось на выборке 90 человек. Анализ данных выявил восемь факторов, которые имеют собственные значения больше единицы и объясняют 61 % дисперсии (из них 1-й фактор объясняет -18%, 2-й фактор - 11%, 3-й фактор - 8%, 4-й фактор - 8%, 5-й фактор " 5%, 6-й фактор " 4%, 7-й фактор " 4%, 8-й фактор - 3%). Результаты факторного анализа представлены в приложении № 2. Табличные данные свидетельствуют, что факторные нагрузки после вращения весьма значительны и могут быть представлены к интерпретации. Для данного экспериментального исследования представляется наиболее важным рассмотреть лишь фактор, в котором содержится переменная «религиозность»:
5-й фактор содержит переменные: социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе (0,725), познание нового в мире, природе, человеке (0,693), общее значение по шкалам (ценностные ориентации) (0,563), идентификация в эмпатии (0,475), поиск и наслаждение прекрасным (0,468), религиозность (- 0,459).
Параметр «социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе» своим значением 0,725, имеет самое сильное факторное значение. Переменная «религиозность» имеет высокий отрицательный факторный вес.
Можно предположить, что при выраженности религиозности не характерны такие ценностные ориентации, как социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе, познание нового в мире, природе, человеке, поиск и наслаждение прекрасным, а также не выражена идентификация в эмпатии.
Статистический анализ по трем экспериментальным группам и всей экспериментальной выборке в целом свидетельствует, что религиозность тесно отрицательно связана практически со всеми коммуникативными особенностями характера: со спецификой ценностных ориентаций, эмпатических способностей, психологической защиты в общении, состояниями агрессии.
В то же время в данном исследовании мы не обнаружили связей с такими особенностями характера, как субъективное ощущение одиночества и коммуникативные установки. Возможно, эти особенности включаются в другой по содержанию симптомокомплекс. Не исключено также, что отсутствие связей по этим параметрам обусловлено особенностями выборки. Для ответа на этот вопрос требуется дополнительное исследование.
Таким образом, в силу многообразия связей, религиозность является важной составляющей особенностей характера, накладывает на характер определенный отпечаток и определяет специфику функционирования личности в обществе.
1. Малкина-Пых, И.Г. Гендерная терапия: справочник практического психолога. - М., 2006.
2. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.; М., 2003.
3. Большунова, Н.Я. Проблема характера: традиции и современность: монография. Новосибирск, 2011.
4. Большунова, Н.Я. Развитие характера в детском и юношеском возрасте // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - № 5.
5. Большунова, Н.Я. Характер как единство телесного, душевного и духовного // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 1.
6. Соколовская, И.Э. Религиозная идентичность в структуре личности и ее связь с процессами социально-психологической адаптации // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 5(42).
7. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. - Самара, 2004.
8. Двойнин, А.М. Смысложизненные ориентации религиозной личности // Вестник ПСТГУ. Педагогика. Психология. М:3 (22). - М. -2011.
9. Чухрова, М.Г. Процесс адаптации лиц с наркотической зависимостью в реабилитационном центре в связи с принятием или отвержением религии / М.Г. Чухрова, И.Э. Соколовская, И.С. Карпова, С.В. Пронин, Н.В. Рыбальчук, В.Э. Иванова // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 6(43).
Bibliography
Bibliograficheskiyj spisok
1. Malkina-Pihkh, I.G. Gendernaya terapiya: spravochnik prakticheskogo psikhologa. - M., 2006.
2. Boljshoyj psikhologicheskiyj slovarj / pod red. B.G. Metheryakova, V.P. Zinchenko. - SPb.; M., 2003.
3. Boljshunova, N.Ya. Problema kharaktera: tradicii i sovremennostj: monografiya. Novosibirsk, 2011.
4. Boljshunova, N.Ya. Razvitie kharaktera v detskom i yunosheskom vozraste // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2012. - № 5.
5. Boljshunova, N.Ya. Kharakter kak edinstvo telesnogo, dushevnogo i dukhovnogo // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2012. - № 1.
6. Sokolovskaya, I.Eh. Religioznaya identichnostj v strukture lichnosti i ee svyazj s processami socialjno-psikhologicheskoyj adaptacii // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 5(42).
7. Rayjgorodskiyj, D.Ya. Prakticheskaya psikhodiagnostika. - Samara, 2004.
8. Dvoyjnin, A.M. Smihslozhiznennihe orientacii religioznoyj lichnosti // Vestnik PSTGU. Pedagogika. Psikhologiya. IV:3 (22). - M. - 2011.
9. Chukhrova, M.G. Process adaptacii lic s narkoticheskoyj zavisimostjyu v reabilitacionnom centre v svyazi s prinyatiem ili otverzheniem religii / M.G. Chukhrova, I.Eh. Sokolovskaya, I.S. Karpova, S.V. Pronin, N.V. Rihbaljchuk, V.Eh. Ivanova // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 6(43).
Статья поступила в редакцию 18.07.14
УДК 159.9 : 37.015.3
Kholodkova O.G., MalokhveiS.M. THE RESEARCH OF THE DEVELOPMENT OF MORAL VALUES OF CHILDREN IN ELEMENTARY SCHOOL. In this research the data on modern investigation in the sphere of psychology of values is presented. It shows that the main tendency among children in the choice of values is the choice of material-oriented values in life and entertainment. The authors discuss the modern problems of the development of values of schoolchildren and study the level of actual development of moral values in firstgraders.
Key words: schoolchildren, development of values, moral values, value self-concept, direction of desires.
О.Г. Холодкова, канд. психол. наук, доц. каф. психологии Алтайской гос. педагогической академии, г. Барнаул, E-mail: [email protected]; С.М. Малохвей, педагог-психолог Детского оздоровительно-образовательного центра «Гармония», г. Барнаул, E-mail: [email protected]
К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье приводятся данные современных исследований в области психологии ценностей, которые показывают уверенную тенденцию выбора главных ценностей детей и подростков в сторону материально обеспеченной жизни, развлечений. Авторы обсуждают современные проблемы нравственного развития младших школьников, исследуют уровень актуального развития нравственных ценностей учащихся первых классов.
Ключевые слова: младший школьный возраст, нравственное развитие, нравственные ценности, ценностное отношение, направленность желаний.
Современные исследования в области психологии ценностей показывают уверенную тенденцию выбора главных ценностей детей и подростков в сторону материально обеспеченной жизни, развлечений, а такие нравственные позиции, как совершенствование духовных качеств, красота природы, искусство, как правило, ставятся подрастающим поколением на последние места [1, с. 85].
Налицо негативное отношение и оторванность молодого поколения от ценностей и традиций предшествующих поколений. Таким образом, сегодня одной из главных задач школьного образования является сохранение и совершенствование индивидуально-личностных качеств подрастающего члена общества, а так же формирование адекватного, разумного взгляда на жизнь, иерархию ценностей. В связи с этим, воспитание ребёнка школьного возраста как высококультурной нравственной личности, обладающей активной моральной гражданской позицией, стремлением к самореализации, носят не просто актуальный, но и социально-значимый характер.
Несмотря на достаточно обширное поле научных изысканий в сфере нравственности, ее генезиса и особенностей становления, проблемы нравственного развития не теряют своей актуальности. К. Гиллиган [2] считает, что нравственное развитие детей не предсказуемо и не может укладываться в жесткие рамки стадий - оно зависит от многих факторов, среди которых доминируют культурные. Изменения в социально-культурном аспекте развития общества влекут изменения и в представлениях общественности на моральное и нравственное развитие, а это, в свою очередь, стимулирует научные исследования в этом плане.
В отечественной психологии в рамках личностного и дея-тельностного подходов феномен нравственности рассматривается с точки зрения ее социальной и культурно-исторической обусловленности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Бо-жович и др.). В русле самостоятельных исследований изучаются различные аспекты нравственности: когнитивный компонент нравственного сознания личности (Г.М. Шакирова, Г.Е. Залесский, М.И. Боришевский, В.Э. Чудновский); эмоциональный компонент нравственного сознания личности (С.Л. Рубинштейн, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов); нравственные ценности, нравственные качества (Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Р.В. Петропавловский); нравственное сознание (А.И. Раев, О.С. Богданова, Н.А. Менчинская); нравственное поведение, нравственное развитие личности (М.Г. Яновская, А.Г. Ковалев, А.А. Запорожец, В.М. Прошкина, П.М. Якобсон, К.К. Платонов, С.Г. Якобсон, П.А. Рудик, Б.И. Додонов). В рамках системного подхода нравственность рассматривается как интегративное личностное образование (Л.Н. Антилогова, Е.Е. Соловцова).
В зарубежной психологии в рамках трех основных психологических направлений проводится исследование генезиса, механизмов, факторов и средств формирования нравственного сознания, нравственны х чувс тв и поведения личности. В психоаналитическом направлении основной акцент ставится на изучении развития внутрипсихических нравственных инстанций, усвоении нравственных норм, которое осуществляется через преодоление и разрешение конфликта между влечением и долгом (З. Фрейд, М. Кляйн, А. Фрейд, Э. Фромм, Р. Шафер, Р.М. Левенштейн, Э. Якобсон, О.Ф. Кернберг и др.); в рамках бихевиористического направления исследуется фор-