Научная статья на тему 'Современное состояние регулирования служебного поведения и компетентности гражданских служащих: нормативный аспект'

Современное состояние регулирования служебного поведения и компетентности гражданских служащих: нормативный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ / РЕЗЕРВ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ / ПРЕСТИЖ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ / REGULATION OF THE CIVIL SERVICE / PROFESSIONAL TRAINING OF CIVIL SERVANTS / COMPETENCE OF CIVIL SERVANTS / RESERVE OF ADMINISTRATIVE PERSONNEL OF THE CIVIL SERVICE / THE PRESTIGE OF THE CIVIL SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пясецкая Елена Николаевна, Чепрунов Максим Олегович

В статье рассмотрены нормативно-правовые аспекты регулирования государственной службы в РФ, а также вопросы внедрения и совершенствования использования современных кадровых технологий на гражданской службе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN STATE REGULATION OF SERVICE BEHAVIOUR AND COMPETENCE OF CIVIL SERVANTS: THE NORMATIVE DIMENSION

The article deals with the regulatory and legal aspects of public service regulation in the Russian Federation, as well as the issues of implementation and improvement of the use of modern personnel technologies in the civil service.

Текст научной работы на тему «Современное состояние регулирования служебного поведения и компетентности гражданских служащих: нормативный аспект»

УДК 351

Петрова Татьяна Николаевна, студентка магистратуры института экономики и управления Курского государственного университета e-mail: [email protected]

Пясецкая Елена Николаевна, Курский государственный университет, доцент кафедры государственного и муниципального управления, кандидат социологических наук, доцент e-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЗЕРВА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ: ОПЫТ ГОРОДОВ И РЕСПУБЛИК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: в статье рассматривается опыт формирования и использования инструмента воспроизводства и обновления профессиональной элиты страны - резерва управленческих кадров субъектов РФ, целью функционирования которого является создание подготовленного к управлению в изменяющихся условиях состава государственных служащих, обеспечение непрерывности и преемственности государственного управления.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, резерв управленческих кадров, кадровый резерв, конкурс, исполнительные органы субъектов РФ.

Petrova Tatiana Nikolaevna, the student of a magistracy of the Institute of Economics and management of Kursk state University e-mail: [email protected]

Pyaseckaya Elena Nikolaevna, Kursk State University, associate Professor, PhD in Social Sciences

e-mail: [email protected] FORMATION AND DEVELOPMENT OF MANAGEMENT PERSONNEL RESERVE: EXPERIENCE OF CITIES AND REPUBLICS OF THE RUSSIAN

FEDERATION

Abstract: the article examines the experience of formation and use of the tool for the reproduction and updating of professional elite of the country - management personnel reserve of the Russian Federation, the purpose of which is to create a prepared for management under the changing conditions of civil servants, ensuring continuity of public administration.

Key words: state civil service, reserve of managerial personnel, personnel reserve, competition, Executive bodies of subjects of the Russian Federation.

Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым в июле 2008 года поставлена задача создания, воспроизводства и обновления профессиональной элиты в стране. Инструментом этого явилось формирование резерва управленческих кадров на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Резерв управленческих кадров — это специально сформированная на основе индивидуального отбора и комплексной оценки группа лиц, положительно оцениваемая по результатам предыдущей деятельности, прошедшая специальную подготовку, обладающая необходимыми профессиональными, деловыми, личностными и морально-этическими качествами для выдвижения на более высокие руководящие должности.

В рамках данной статьи мы рассмотрим опыт формирования и использования резерва управленческих кадров в некоторых субъектах России.

Формирование резерва кадров на государственной гражданской службе в Республике Карелия (далее - РК) началось с большим опозданием от «центра». В первом законе о государственной службе в РК от 1997 г. № 167-ЗРК отсутствуют даже намёки на кадровый резерв. Лишь в 2008 г. закон № 857 -ЗРК «О некоторых вопросах государственной гражданской службы» был дополнен статьей 10.1, установившей порядок конкурса, на основе которого между гражданином и государственным органом заключается договор о целевом обучении с обязательством последующего прохождения гражданской службы. Реализация поручений Президента по формированию резерва управленческих кадров в Карелии стартовала 13 октября 2008 г. В соответствии с Указом Главы

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (28), 2019 РК С.Л. Катанандова № 66 «О формировании резерва управленческих кадров Республики Карелия» в Карелии образовывалась Комиссия по формированию и подготовке резерва управленческих кадров РК. Созданный орган занимался подготовкой предложений Главе Республики по формированию и эффективному использованию резерва управленческих кадров. В 2014 г. к его функциям добавились координация деятельности органов исполнительной власти в области формирования управленческого резерва, а также подготовка рекомендации органам местного самоуправления для создания похожих комиссий на местах [Нырков 2019: 235].

Всего в Карелии за период с 2009 по 2017 гг. назначения на должность получили 157 резервистов управленческих кадров муниципальных образований. При этом всего в структуре исполнительной власти РК было 11 министерств, 7 государственных комитетов и 3 управления. На управленческие должности в этих органах власти могут претендовать резервисты из первой группы, а именно - 18 человек. Вторую и третью группу составляют 7 и 10 резервистов соответственно. На данный момент назначение на должность получили всего 8 резервистов из группы 1. В группе 2, где в резерве состоят всего 7 человек, назначений пока нет. В третьей группы резервистов назначение получил лишь 1 человек.

Количество резервистов постоянно меняется. В частности, в Карелии присутствует тенденция на убыль резервистов. С ноября 2018 г. их количество снизилось с 43 до 39. Вряд ли это негативная тенденция, ведь при имеющемся количестве должностей 39 человек в резерве вполне достаточно (при условии, что государственные должности не покинут сразу все чиновники). Однако если сравнивать количество резервистов в Карелии с остальными десятью регионами Северо-Запада, то 39 резервистов - это вторая цифра с конца.

Важное направление - оценка для развития и карьерного продвижения, с акцентом на выявление профессионального и управленческого потенциала и зон развития участников. Департамент городского имущества города Москвы ввел оценку управленческого потенциала в регулярную практику. Проект реализуется уже в течение семи лет. Особенность проекта - разносторонняя оценка управленческих навыков и наличие в индивидуальных отчетах

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (28), 2019 рекомендаций по развитию компетенций для каждого участника. С момента начала оценки большинство кадровых решений в департаменте в отношении руководителей принимается с учетом информации, полученной в ходе проекта. Еще один крупный проект, где оценивался кадровый потенциал для последующего развития, - оценка руководителей органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения Департамента здравоохранения города Москвы. Проект был реализован с декабря 2013 г. по май 2014 г. В нем приняли участие 296 руководителей. Целью было получение информации об уровне развития управленческих навыков и потенциале руководителей медицинских учреждений, а также планирование их дальнейшего развития. По результатам оценки участники были поделены на 4 категории резерва, отражающие уровень управленческого потенциала. Наиболее успешные участники были включены в двухгодичную образовательную программу «Специалист по государственному и муниципальному управлению - Master of Public Administration (МРА) в здравоохранении», разработанную на базе МГУУ Правительства Москвы [Жданова 2019: 40].

В 2016-2017 гг. по заказу Департамента территориальных органов исполнительной власти города Москвы осуществлен масштабный проект по оценке актива управ. Новизна проекта состояла в том, что оценка проводилась в ходе тренинга. Были разработаны моделирующие активности, позволяющие оценить установки и мотивацию участников тренинга к деятельности по взаимодействию с жителями района, наличие опыта подобной работы, эффективность поведения участников как будущих активистов. За два года оценку прошли более 12 000 человек. Участникам оценки были присвоены итоговые категории, описаны их сильные и слабые стороны в рамках трех критериев (коммуникация, мотивация, лояльность), прописаны риски.

В Воронежской области работа по формированию резерва управленческих кадров Воронежской области была начата в сентябре 2008 года. Были приняты следующие нормативные правовые акты, необходимые для решения вопросов формирования резерва управленческих кадров Воронежской области:

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (28), 2019

— распоряжение администрации Воронежской области от 15 октября 2008 года № 808-р «О комиссии по формированию и подготовке резерва управленческих кадров Воронежской области»;

— постановление администрации Воронежской области от 18 декабря 2008 года № 1105 «О первоочередных мерах по формированию резерва управленческих кадров Воронежской области» [Давыдова 2019: 101].

Резерв управленческих кадров Воронежской области состоит из двух уровней: действующего (оперативного) и перспективного.

Действующий (оперативный) уровень резерва формируется из лиц, имеющих опыт руководящей работы, соответствующих квалификационным требованиям к должности, на замещение которой они включаются в резерв.

Перспективный уровень резерва формируется из лиц, обладающих большим потенциалом для развития и мотивацией к управленческой деятельности, способных в перспективе по результатам работы и дополнительной подготовки замещать руководящие должности.

Положение о резерве управленческих кадров устанавливает количественный состав резерва — не более 200 человек. Лицо включается в резерв управленческих кадров сроком на 5 лет [Давыдова 2019: 103].

На формирование системы рекрутирования, а также прохождение чиновниками «карьерных лестниц», их мотивацию определяющее влияние оказывает сложившаяся на государственной службе структура формальных и неформальных институтов, выступающих как правила и ограничительные рамки, регулирующие статус и служебную деятельность работников государственного аппарата.

«Довольно примечательно, что запустивший Национальные проекты Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 не имеет специального раздела, посвященного совершенствованию государственного управления и государственной службы, - они «растворены» в Нацпроектах, в частности, в том, что посвящен цифровой экономике. В рамках «цифровизации» государственного управления (раздел «Цифровое государственное управление» Национального проекта «Цифровая экономика РФ») речь идет о совершенствовании электронного документооборота, информационной

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 5 (28), 2019 системы управления кадровым составом госслужащих, оснащении государственных органов типовым автоматизированным рабочим местом госслужащего и других технологических изменениях, не затрагивающих базовые практики найма и карьерные стратегии в государственном аппарате» [Слатинов 2019: 170].

Таким образом, опыт форсирования и развития резерва управленческих кадров показывает на сколько тесна территориальная зависимость от центра России и указывает на разноуровневость развития управленческого потенциала, реализуя единые национальные проекты.

Список источников:

1. Давыдова, М. А. Формирование резерва управленческих кадров Воронежской области [Текст]/ М. А. Давыдова, Д. В. Ливенцев//Профессиональные компетенции государственных служащих: формирование и развитие. - 2019. - С. 101-104.

2. Жданова, О. О. Оценка и тестирование персонала в кадровых проектах Правительства Москвы [Текст]/ О. О. Жданова// Вестник Университета Правительства Москвы. - 2019. - №1. - С. 35-44.

3. Нырков, А. Р. Внедрение резерва управленческих кадров гражданских служащих в республике Карелия [Текси]/ А. Р. Нырков// Качество управленческих кадров и экономическая безопасность организации. - 2019. - С. 233-236.

4. Слатинов, В.Б. Реформа бюрократии как условие становления «государства развития»: перспективы и ограничения модернизации государственной службы России [Текст]/ В.Б. Слатинова, К. Г. Меркулова// Среднерусский вестник общественных наук. - 2019. - Т.14. - №1. - С. 161-177.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.