УДК 343.982
С. А. Смирнова*, Д.С. Коровкин**, A.C. Ягунов***
Современное состояние работы со следами на месте происшествия в странах Евросоюза
В своей статье авторы анализируют современное состояние работы со следами на месте происшествия по результатам зарубежных поездок в период с 2006 по 2011 гг. Рассматриваются современные способы и технические выявления и фиксации материальных следов на месте происшествия, дается анализ их эффективности.
Ключевые слова: следы на месте происшествия, дактилоскопические порошки, осмотр места происшествия, технические средства выявления следов.
S.A. Smirnova*, D.S. Korovkin**, A.S. Yagunov***. The current state of the traces of the scene in the EU. In his article, the authors analyze the current state of work with the traces at the scene, according to the international trains from 2006 to 2011. The modern methods and technology to identify and fix material evidence at the scene. an analysis of their effectiveness.
Keywords: traces at the scene, fingerprint powders, survey the scene, the technical means of identifying marks.
В 2006—2011 гг. авторам в составе различных делегаций представителей экспертнокриминалистических служб России представилась возможность ознакомиться с современной практикой работы с материально фиксированными следами, обнаруживаемыми в ходе осмотра места происшествия (ОМП) в странах Евросоюза. Помимо ознакомления с данной практикой в ходе зарубежных поездок, у авторов была неоднократная возможность общаться с представителями экспертных служб Германии и в ходе их визитов в учебные заведения г. Санкт-Петербурга.
Наиболее интересной в плане обобщения информации о способах и приемах собирания материальных следов в ходе осмотров места происшествия была стажировка одного из авторов данной статьи (Д.С. Коровкина) в Институте повышения квалификации полиции Баварии, расположенном в городе Айринг. Данное учебное заведение является основным центром, осуществляющим подготовку и переподготовку полицейских федеральной земли Бавария, в т.ч. и специалистов, осуществляющих обнаружение, фиксацию и изъятие следов в ходе ОМП. Помимо этого, обучение проходят специалисты из стран бывшего социалистического лагеря, преимущественно из Польши, Венгрии, Болгарии и Чехии. Данное учебное заведение является одним из основных по обобщению и внедрению в полицейскую практику передового опыта по осмотру мест происшествий. В течение года в институте проводят порядка 100 семинаров, в ходе которых обучается до 12 тыс. полицейских по 20 учебным программам. Время обучения составляет от 3 дней до 6 недель. На обеспечение учебного процесса ежегодно выделяется около 1800000 евро, из них 260 000 — на цикл по криминалистической технике и криминалистике в целом. Именно в ходе освоения программы этого цикла у обучаемых вырабатываются навыки самостоятельного обнаружения, фиксации и изъятия следов. Учебный процесс на данном цикле обеспечивают 7 специалистов, имеющих практический опыт работы в полиции Германии. Базовый курс криминалистики, включающий основы обнаружения, фиксации и изъятия следов, преподается всем офицерам полиции и длится 6 недель. Учебный процесс адаптирован к единым задачам, стоящим перед полицейскими силами стран Евросоюза, поскольку данное учебное заведение в ходит в систему аналогичных учебных заведений, располагающихся на территории стран, граничащих с Германией. Набор технических средств, с которым была ознакомлена делегация, является, по мнению немецкой стороны, оптимальным для обеспечения успешного обнаружения, изъятия и фиксации потожировых следов и характерен для полицейских сил стран Евросоюза, поскольку включает в себя средства, прошедшие апробацию в различных странах, а не только на территории Германии.
* Смирнова, Светлана Аркадьевна, директор Российского федерального центра судебной экспертизы МЮ РФ, доктор юридических наук, профессор.
** Коровкин, Дмитрий Сергеевич, начальник кафедры криминалистических экспертиз и исследований Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент. Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Е-mail — [email protected].
*** Ягунов, Алексей Сергеевич, профессор кафедры административного права Санкт-Петербургского университета МВД России. Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1.
* Smirnova, Svetlana Arkadyevna, director of the Russian federal center of the Russian Federation Ministry of Justice forensics, LL.D., professor.
** Korovkin, Dmitry Sergeyevich, head of the department of forensic examinations and investigations, Saint Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of juridical science, associate professor. Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: [email protected].
***Yagunov, Alexey Sergeyevich, professor of administrative law of Saint Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1.
© Смирнова С.А., Коровкин Д.С., Ягунов А.С., 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (54) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (54) 2012
Криминалистика, криминология, ОРД
К примеру, для выявления потожировых следов на огнестрельном оружии применяется ликоподий, распыляемый посредством специального пульверизатора. Однако германские специалисты отмечают недостаток данного способа, поскольку следы, выявленные ликоподием, невозможно копировать на дактилоскопическую пленку. Данный порошок, представляющий собой пыльцу одноименного растения, практически невозможно нанести дактилоскопической кистью. В связи с этим данный метод выявления следов в ходе ОМП применяется редко, т.к. существуют и определенные сложности с фотографированием данных следов, если специалист к этому недостаточно подготовлен.
Несколько слов о дактилоскопических порошках. Следует отметить, что качество большинства дактилоскопических порошков, применяемых в настоящий момент в странах Евросоюза, таково, что они могут эффективно использоваться при выявлении следов давностью не более трех дней. При этом они отличаются более «маслянистой» консистенцией и менее подвержены воздействию влаги. Однако при обработке они настолько «забивают» след, что в окрашенных ими папиллярных линиях не просматриваются поры и края линий.
Помимо обработки поверхности различными порошками, применяют способ, известный как «окопчение», суть которого сводится к тому, что на поверхность со следами наносят тонкий слой копоти, полученной при горении свечи. Следоноситель помещают в верхнюю часть пламени и передвигают либо его, либо источник пламени в различных направлениях до тех пор, пока след не покроется копотью. В отличие от России, копчение с использованием пенопласта, ластика, нафталина, камфары не применяется.
Эффективным средством выявления потожировых следов на волокнистых, неглянцевых поверхностях (дерево, бумага) считается применение йода. Пары йода осаждаются в виде мелких кристалликов на потожировом веществе и внедряются в его толщу, окрашивая след. Нанесение паров йода осуществляется посредством применения йодных трубок, в состав которых входят силикат и окислитель. Введение силиката в состав йодных трубок позволило избежать необходимости последующий обработки выявленных следов восстановленным железом. Достаточно подышать на след, чтобы произошел процесс его закрепления. Наличие в составе окислителя позволяет наносить пары йода, не используя подогрева трубки внешним источником тепла. При прохождении воздуха через трубку происходит тепловая реакция, разогревающая кристаллы йода.
Из химических способов наибольшей популярностью пользуются способы, основанные на использовании нингидрина и азотнокислого серебра. Данные реактивы традиционно применяются для выявления потожировых следов оставленных на бумаге, особенно когда речь идет о следах большой давности, либо угасших, нечетких следах. Однако данные методы применяются исключительно в лабораторных условиях. Правда, в последнее время нингидрин стал использоваться и в ходе ОМП, когда необходимо выявить предполагаемые следы преступника, оставленные на обоях в помещении. Для этого спиртовой раствор нингидрина содержащийся в аэрозольных упаковках распыляют на обоях в специально подготовленном помещении (затемняются окна, герметизируются рамы, дверные проемы) и воздух в помещении нагревают обогревателями. Данный метод применяется также преимущественно в ходе ОМП по делам, связанным с убийствами, когда применение иных средств результатов не дало. Это обусловлено значительным материальным ущербом, причиняемым данным методом обстановке помещения, в котором он применяется.
Активно используется мелкодисперсный реагент ЗРЯ. Данный реагент хорошо выявляет следы на влажных поверхностях, может применяться для обработки поверхностей, на которые плохо ложатся дактилоскопические порошки. Эффективен для выявления следов на пластике, целлофане, дереве, металлах (в т.ч. и с гальваническими покрытиями), железобетонных конструкциях. Может применяться на отдельных сухих поверхностях, однако лучше всего работает по увлажненным объектам.
Наибольшей популярностью из всех способ выявления следов рук в настоящий момент пользуется способ, основанный на использовании паров цианокрилатовой кислоты, для чего в лабораториях используются стационарные камеры различного объема. След, подлежащий обработке с использованием данного способа, по действующим правилам подлежит изъятию вместе с объектом-следоносителем, после чего он обрабатывается в специальных лабораторных условиях. Обработка объектов-следоносителей непосредственно на месте происшествия применяется, в случае крайней необходимости, поскольку данный способ чрезвычайно вреден для здоровья и приводит к порче предметов обстановки, что нежелательно, т.к. может привести к необходимости компенсировать убытки, причиненные действиями полиции. В том случае, когда без применения данного способа обнаружения потожировых следов нельзя обойтись, применяются либо портативные, либо стационарные тепловые испарители. Помещение в обязательном порядке герметизируется, после обработки долго проветривается, а сотрудник, работающий с испарителями, в обязательном порядке должен быть облачен в специальный костюм и респиратор.
Основным методом фиксации следовой информации в Германии, является фотографирование объекта, что кардинально отличается от российской практики, где основным способом фиксации данной информации является описание объекта в протоколе следственного действия. В настоящий момент в странах Евросоюза для фотофиксации активно применяется цифровая фототехника. К примеру, цифровая фотография применяется германской полицией с 1997 г. В полиции Евросоюза
применяются два типа фотокамер: камеры с не сменными зум-объективами и разъемами для вспышки и камеры со сменной оптикой. Первые используются только дорожной полицией. Немецкие специалисты считают, что криминалистические задачи успешно позволяют решать камеры с размером матрицы от 4Мpix, но производимые исключительно фирмами «Nicon», «Canon», «Olimpus». Данные камеры имеют широкий спектр сменной оптики, специализированных вспышек, различных насадок, позволяющих их использовать с микроскопами и матрицы позволяющие получать качественное изображение даже при малой освещенности [6].
Сотрудникам, осуществляющим цифровую фотофиксацию в обязательном порядке преподают основы работы в программе «FotoShop», которая используется полицией только с 2004 г. Фотографирование следов пальцев рук рекомендуется осуществлять исключительно в формате RAW, в черно-белом режиме съемки и с выдержкой 1/100 либо 1/200. В том случае если фотографирование осуществлялось в режиме цветной фотосъемки? изображение должно быть переведено посредством использования программы «FotoShop» в черно-белый режим посредством удаления информации о цвете в режиме коррекции цветов (изменения цветовых каналов), а не автоматически.
Список литературы1
1. Эйсман, А. А. Применение аналитических приборов // Справочник следователя. — Т. 1 / под ред. Н.А. Селиванова. — М., 1990.
2. Столбушкин, В. А. Трасологическая характеристика кожного рельефа ладонной поверхности рук / / Дактилоскопическая экспертиза : курс лекций. — Саратов, 2000.
3. Мвашков, В. А. Особенности составления заключения эксперта при выполнении дактилоскопических экспертиз. — М., 1999.
4. Лонцова, Ю. А., Нвашкова, А. В., Рыжова, Т. М., Нерницын, Л. А. Современные методы и средства выявления, изъятия и исследования следов рук. — М., 2010.
5. Селиванов, Н. А., Юрии, Г. С., Викторова, E. Н. Обнаружение невидимых и маловидимых следов. М., 1976.
6. Милчев, М. Н. Практическая энциклопедия цифровой фотографии. — М., 2004.
УДК 343.982
С.А. Смирнова*, Д.С. Коровкин**
Современное состояние обнаружения фиксации и изъятия потожировых следов пальцев рук в странах Евросоюза
В статье рассматриваются современные средства, применяемые в странах Европейского Союза для обнаружения, фиксации и изъятия потожировых следов пальцев рук, оценивается эффективность их использования, проводится анализ отечественных и импортных дактилоскопических порошков.
Ключевые слова: потожировые следы, дактилоскопические порошки, дактилоскопические кисти, цианокрилат, дактилоскопические пленки.
S.A. Smirnova*, D.S. Korovkin**. Current status of the detection and removal of fixation sweat-and-grease’s traces of fingers in the EU. The paper considers modern tools used in European Union countries to detect, capture and removal of sweat-and-grease’s traces of fingers and assesses the effectiveness of their use, analysis of domestic and imported fingerprint powders.
Keywords: sweat-and-grease’s traces, fingerprint powder, fingerprint brushes, cyanoacrylate, fingerprint film.
В декабре 2006 г. одному из авторов статьи в составе делегации преподавателей Санкт-Петербургского университета МВД России представилась возможность ознакомиться с современной практикой обнаружения фиксации и изъятия потожировых следов пальцев рук в странах Евросоюза в ходе стажировки в Институте повышения квалификации полиции Баварии, расположенном в городе Айринг.
* Смирнова, Светлана Аркадьевна, директор Российского федерального центра судебной экспертизы МЮ РФ, доктор юридических наук, профессор.
** Коровкин, Дмитрий Сергеевич, начальник кафедры криминалистических экспертиз и исследований Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент. Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail — [email protected].
* Smirnova, Svetlana Arkadyevna, director of the Russian federal center of the Russian Federation Ministry of Justice forensics, LL.D., professor.
** Korovkin, Dmitry Sergeyevich, head of the department of forensic examinations and investigations, Saint Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of juridical science, associate professor. Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: [email protected].
© Смирнова С.А., Коровкин Д.С., 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (54) 2012