Научная статья на тему 'Современное состояние профессиональной подготовки студентов творческих направлений в области фотоискусства в высшей школе'

Современное состояние профессиональной подготовки студентов творческих направлений в области фотоискусства в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фотоискусство / высшее образование / педагогические тенденции / профессиональная подготовка / обучение фотографии / photography / higher education / pedagogical trends / professional training / photography training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитенко Алла Викторовна

Поскольку проблемы в области высшего профессионального образования становятся все более актуальными, исследования и анализ подходов к подготовке будущих специалистов в области фотоискусства становиться более востребованными. В статье рассматривается современное состояние профессиональной подготовки студентов в рамках реализации программ бакалавриата по направлению подготовки 51.03.02 «Народная художественная культура» (программа: Руководство студиями кино-, фото-, видеотворчества) и магистратуры по направлению подготовки 51.04.02 «Народная художественная культура» (программа: Фотоискусство). Обозначены современные тенденции развития и основные ключевые проблемы в исследуемой области. Автор выделяет три ключевых учебных заведения, предлагающих программы обучения в рамках сферы фотоискусства: ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения» (бакалавриат и магистратура), ФГБОУ ВО «Московский государственный университет культуры и искусств» (бакалавриат) и ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры» (бакалавриат). Представленное в статье исследование строится как на теоретическом базисе, в основе которого работы таких исследователей, как С. А. Вельская, А. А. Гук, А. Г. Казакова, Н. Ф. Хилько, Т.В Христидис и т.д. Так и на анализе практической составляющей учебного процесса трёх, обозначенных автором высших учебных заведений, ведущих активную работу по реализации программ высшего профессионального образования в области фотоискусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитенко Алла Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CURRENT STATE OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS OF CREATIVE DIRECTIONS IN THE FIELD OF PHOTOGRAPHY IN HIGHER SCHOOL

As problems in the field of higher professional education become more and more urgent, research and analysis of approaches to training future specialists in the field of photography become more in demand. The article examines the current state of professional training of students in the framework of the implementation of bachelor’s degree programs in the direction of training 51.03.02 “Folk art culture” (program: Management of studios of film, photo, video creation) and master’s degree in the direction of training 51.04.02 “Folk art Culture” (program: Photography). The current development trends and the main key problems in the studied area are outlined. The author identifies three key educational institutions offering training programs in the field of photography: St. Petersburg State Institute of Cinema and Television (Bachelor’s and Master’s degree), Moscow State University of Culture and Arts ( Bachelor’s degree) and St. Petersburg State Institute of Culture (Bachelor’s degree). The research presented in the article is based on a theoretical basis, which is based on the work of such researchers as S. A. Velskaya, A. A. Guk, A. G. Kazakova, N. F. Khilko, T. V. Hristidis, etc. And on the analysis of the practical component of the educational process of the three higher educational institutions designated by the author, which are actively working on the implementation of higher professional education programs in the field of photography.

Текст научной работы на тему «Современное состояние профессиональной подготовки студентов творческих направлений в области фотоискусства в высшей школе»

Современное состояние профессиональной подготовки студентов творческих направлений в области фотоискусства в высшей школе

Никитенко Алла Викторовна,

преподаватель кафедры фотографии и народной художественной культуры, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения» (СПбГИКиТ) E-mail: allana.nikitenko@gmail.com

Поскольку проблемы в области высшего профессионального образования становятся все более актуальными, исследования и анализ подходов к подготовке будущих специалистов в области фотоискусства становиться более востребованными. В статье рассматривается современное состояние профессиональной подготовки студентов в рамках реализации программ бакалавриата по направлению подготовки 51.03.02 «Народная художественная культура» (программа: Руководство студиями кино-, фото-, видеотворчества) и магистратуры по направлению подготовки 51.04.02 «Народная художественная культура» (программа: Фотоискусство). Обозначены современные тенденции развития и основные ключевые проблемы в исследуемой области.

Автор выделяет три ключевых учебных заведения, предлагающих программы обучения в рамках сферы фотоискусства: ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения» (бакалавриат и магистратура), ФГБОУ ВО «Московский государственный университет культуры и искусств» (бакалавриат) и ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры» (бакалавриат). Представленное в статье исследование строится как на теоретическом базисе, в основе которого работы таких исследователей, как С.А. Вельская, А.А. Гук, А.Г. Казакова, Н.Ф. Хилько, Т.В Христидис и т.д. Так и на анализе практической составляющей учебного процесса трёх, обозначенных автором высших учебных заведений, ведущих активную работу по реализации программ высшего профессионального образования в области фотоискусства.

Ключевые слова: фотоискусство, высшее образование, педагогические тенденции, профессиональная подготовка, обучение фотографии.

о с

CJ

со см о см

СП

Введение

В нашей стране непрерывно происходят изменения в различных социальных сферах общества, которые требуют современных методологических подходов к профессиональной подготовке студентов творческих направлений в области фотоискусства, а также оценки качеств будущих и текущих специалистов в данной сфере.

Фотография была передовой технологией визуализации второй половины двадцатого столетия, радикально новым средством записи и отображения мира. Начало развития разнообразия каналов фотографии наблюдалось во второй половине XX столетия и усилилось во время перехода к циф-ровизации в 1970-1980-х гг., что привело к эволюции процесса становления фотографии, в том числе и как образовательного процесса, в России и за рубежом. Развитие каналов распространения вызывалось определенными факторами и причинами. На протяжении всего двадцатого столетия значение фотографии менялось от чего-то редкого, необычного и дорогого, до признания фотографии источником, полноценным документом и предметом искусства.

Теоретические основы

В 21 веке фотография развивается под непосредственным влиянием развития постиндустриального человеческого знания. В то же время любительское творчество показывает и видоизменяет представление о реальном сообществе и окружающей среде, превращая произведение в «настоящую» модель существующей системы. Сегодня любительская фотография - это не только форма общения, но и самостоятельный вид искусства. В то же время процесс развития техники формирует понимание как самой сущности визуального творчества, так и образной изобразительно-знаковой системы визуальной коммуникации в целом. В свою очередь, высшее профессиональное образование в области фотоискусства, с одной стоны вобрало в себя лучшие образчики опыта прошлых лет из любительской области, с другой стороны представлено в списке классификатора специальностей высшего профессионального образования лишь двумя направлениями: бакалавриат по направлению подготовки 51.03.02 «Народная художественная культура» (программа: Руководство студиями кино-, фото-, видеотворчества) и магистратура по направлению подготовки 51.04.02 «Народная художественная культура» (программа: Фотоискусство)[1].

В современности снова приобретает актуальность такое явление, как детские и молодежные студии фототворчества, которые, в свою очередь, осуществляют как образовательную, так и воспитательную деятельность, в связи с чем повышается актуальность такого вопроса, как повышение качества профессионального образования руководителей таких студий и клубов. Сейчас, руководители таких студий стараются не только осуществлять функции педагога, которые заключаются в воспитании и передаче учащимся знаний и навыков, но и при этом сохранить собственный интерес и потенциал в данной сфере творчества, чем мотивируют собственных учеников и вдохновляют их, выступая для них как пример для подражания. Исходя из этого, следует отметить, что в процессе подготовки таких специалистов надо уделить внимание не только ознакомлению их с такими вопросами, как особенности воспитания и обучения, но и с понятиями о природе творчества как такового, а также, особенностям развития таких показателей, как воображение, креативность и др.

Однако стоит отметить и существующую проблему в этой сфере, которая заключается в недостаточной исследовательской базе касательно вопроса подготовки таких специалистов.

Если обратиться к диссертации Н.Ф. Хилько [2], то можно обратить внимание, что в процессе изучения вопроса он высказывает такое мнение, что процесс развития способностей в сфере фотоискусства во многом зависит от уникальных свойств характера каждого отдельно взятого ученика, а также от условий, в которых осуществляется его творческая деятельность. Если рассматривать такое понятие, как способности к фототворчеству, которое упоминается автором, то можно заметить, что под этим понятием подразумевается взаимосвязь таких понятий и явлений, как восприятие и деятельность, по отношению, в данном случае, к окружающему миру посредством фотографии.

Помимо прочего, автор отмечает, что при рассмотрении вопроса личностных качеств, которые оказывают непосредственное влияние на деятельность человека, посвящающего свою деятельность фотографии, как интеллектуальные способности, нравственные, а также мировоззренческие, которые должны в относительно равной степени присутствовать в таких личностях. Помимо прочего Хилько выделяет также определенный перечень способностей, среди которых есть такие, как фотографическая интуиция, под которой подразумевают способность быстро и точно оценивать композицию, экспозицию и другие аспекты фотографии, основываясь на опыте и интуитивном понимании эстетических принципов, фотохудожественная комбинаторика, олицетворяющая процесс создания фотографии, который включает в себя выбор и сочетание различных элементов, таких как свет, цвет, композиция и технические параметры, для достижения желаемого эффекта, визуальная подвижность, которая представляет собой способность изображения вызывать ощу-

щение движения или изменения взгляда зрителя и др.

Если же обращаться к мнению С.А. Вельской и А.А. Гука, то можно увидеть, что они считали, что современное образование в России представляется тремя уровнями [3], в которых первый является начальным, представленным техническими училищами, второй - образованием в рамках колледжей, а третий - высшее образование. Далее рассмотрим каждый из этих уровней немного подробнее.

Первый уровень, как указано выше, представлен в рамках училищ, которые, по большому счету, дают общие технические навыки, применяемые, зачастую, в рамках создания фотографий на документы и т.п. Обучение на данном уровне длиться один год. Учитывая современные технологические тенденции, то есть вероятность, что в скором времени данные навыки станут не востребованными в виду повсеместного использования фотокабин. В связи с этим можно заключить, что специалисты в сфере фотографии должны задуматься о переходе на второй и третий уровень, в связи с недостаточными знаниями и навыками, которые им может предложить данный уровень.

Если рассматривать второй уровень, который подразумевает среднее профессиональное образование, то можно сказать, что в его рамках присутствует ознакомление с различными основами касающихся фотографии, как технической направленности, так и исторической и других, а средняя продолжительность такого обучения составляет 3-4 года. Если обращаться к мыслям авторов, то они отмечают, что образование на данном уровне имеет такие недостатки, как неопределенность, а выпускники таких учебных заведений постфактум, зачастую трудоустраиваются на вакансии относящимися к СМИ или же в сферу образования младшего возраста, где все же, не мало важно отметить, присутствует спрос в кадрах такого разряда [3]. Также можно отметить, что данный уровень является, пожалуй, наиболее распространенным.

При рассмотрении третьего уровня, который, как и было указано выше, олицетворяется высшим профессиональным образованием, то, можно отметить, что в рамках этого уровня образование в большей степени направлено на творческую деятельность обучающихся и выпускников, а в рамках его существуют несколько видов подготовки, если обращаться к уровню бакалавриата, то это 51.03.02 «Народная художественная культура» (программа: Руководство студиями кино-, фото-, видеотворчества) и магистратура по направлению подготовки 51.04.02 «Народная художественная культура» (программа: Фотоискусство). Мы намеренно обозначили названия направлений подготовки и программ, во-первых, чтобы заострить внимание на статусе фотографического образования и, во- вторых, чтобы вникнуть в суть квалификаций, присваиваемых выпускникам.

Можно отметить тот факт, что данный уровень является наиболее востребованным и приоритет-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

ным среди абитуриентов имеющих среднее общее образование, в виду наиболее направленного обучения, которое затрагивает в своих рамках множество различных его сфер, как технических, так и творческих, исторических и т.д. Следовательно, позволяет выпустить специалиста гораздо более высокой квалификации и уровня знаний и навыков.

Если рассматривать дальнейшую профессиональную деятельность выпускников высших учебных заведений по данному профилю подготовки, то можно определить, что выпускники уровня бакалавриата, преимущественно, трудоустраиваются в качестве руководителей и педагогов студий и других заведений, направленных на образование и воспитание в сфере фотографий. Если же говорить о выпускниках более высокого уровня (магистратура) то ориентация таких специалистов представляется более размытой для определения.

Научно-исследовательский дизайн

Среди высших учебных заведений, которые предполагают возможность для обучения специалистов в области фотоискусства, можно выделить следующие, занимающие лидирующие позиции: ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения» (бакалавриат и магистратура), ФГБОУ ВО «Московский государственный университет культуры и искусств» (бакалавриат) и ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры» (бакалавриат).

Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения на момент своего учреждения в 1918 г. носил название Высший институт фотографии и фототехники, что характерно подчёркивает отношение к фотоискусству в начале XX века. Кафедра, имеющая фотографическую направленность, не раз меняла название. В настоящий момент - кафедра фотографии и народной художественной культуры. Кафедра стала базой для реализации направления подготовки бакалавриата 51.03.02 (с 2010 года) и магистратуры 51.04.02 (с 2017 года) «Народная художественная культура». Кафедра, имеющая широчайшую научно-техническую базу в области процессов получения аналогового фотографического изображения, преподносит сугубо фотографические дисциплины, такие как «Основы фотокомпозиции» и «Фотомастерство», наравне с дисциплинами из области кинематографа («Режиссура аудиовизуального произведения», «Цвет и цветовое решение экранного произведения») и прикладных фотографических реставрационных процессов («Цифровая реставрация и репродуцирование фотографических изображений»).

Если рассматривать Московский государствен— ный институт культуры, то кафедра кино и теле-= видения была создана в его рамках в 1972 году м и выпускала специалистов-руководителей студия-еЗ ми творчества в данных направлениях. Фотогра-^ фия преподавалась наравне с режиссурой, дра-

матургией и операторским мастерством. В рамках данного учебного заведения было возможно представить диплом в виде фотовыставки, поскольку непосредственно направлении фотографии считалось полноценным видом искусства и культуры. Уровень подготовки позволял выпускникам с успехом работать, как и в профессиональном кино, так и на телевидении. В дальнейшем в связи с развитием данного направления подготовки, его усовершенствованием и привнесением в нее новшеств, она стала кафедрой теле-, кино- и фотоискусства.

В 1972 г. в Ленинградском государственном институте культуры им. Н.К. Крупской (в настоящее время - Санкт-Петербургский государственный институт культуры), так же стали готовить руководителей самодеятельных киностудий и фотоклубов. В современности, студенты вузов в таких направлениях подготовки изучают различные аспекты как связанные с кино, так и с видео искусством и различными их составляющими, как техническими, так и эстетическими.

Тем не менее, в связи с необходимостью поддержания уровня отечественного образования, поднимается актуальный вопрос, который связан с тем, что существует потребность в своего рода преобразовании образования данной сферы относительно стандартов, ранее представленных европейскими странами.

Если обращаться к историческому моменту, касающемуся Первого съезда русских деятелей по фотографическому делу, который проходил в 1896 году, то еще тогда А.М. Лавров отмечал, что в нашей стране устройство образования по направлению фотографии не может сравниться с теми, которые присутствует в странах Европы, хотя если бы так было, можно было бы отметить положительное влияние на всю данную сферу в целом, но трудности в реализации данной идеи заключаются в отсутствии педагогов нужного уровня подготовки [4].

Если обращаться к мнению А.А. Гука и С.А. Вельской, то в России так и не появилось полноценно сформированной концептуальной школы подготовки специалистов в области фотографии, которая могла бы соотноситься по своему уровню с аналогичными представителями из других стран, где развитие данного вопроса находиться на более высоком уровне [3], главная проблема данного вопроса, основываясь на выше описанных факторах, заключается в отсутствии должного развития представителей высшего учебного звена в данном направлении, что оставляет все преимущественно на средне-специальном уровне, отчего получается, что само по себе фотоискусство присутствует, но не имеет определенной вертикали развития в сфере образования, которую можно было бы считать полноценной и завершенной, в виду последовательности получения образования в рамках данной сферы.

В связи с тем, что в современном мире произошел активный скачек в развитии технологий,

в том числе который затронул и область фотографии, можно заключить, что область между людьми специально обученными и просто любителями приобрела слишком заметный разрыв, из-за чего вопрос о наличии фотографического образования стал еще более актуальным, в частности, касательно сферы высшего образования в данной области, которое позволило бы не столько передать только технические навыки, сколько помогло бы создать специалиста широкого профиля.

Помимо вышеуказанных потребностей, при анализе рынка труда можно заметить, что в современное время спрос на специалистов области фотографии весьма высок, поскольку фотография используется в огромном количестве областей, начиная со сферы рекламы и СМИ, и заканчивая проявлением именно искусства, в виду востребованности различных выставок и др., что и обосновывает необходимость в разработки и внедрения новой модели в рамках высшего звена обучения.

Если затрагивать опыт других стран, то можно отметить, что среди них образование данного направления имеет столетнюю историю, которая повлекла за собой, что ожидаемо, развитие всемирно признанных центров подготовки специалистов в данной среде, которые, к примеру, можно отметить в таких странах, как Германия и Франция.

Если же возвращаться к вопросу отечественного образования в данной сфере, то имеет смысл обратить внимание на факт, что оно обуславливается рамками всего образования нашей страны и, в частности Федеральным государственным образовательным стандартом, в рамках которого в настоящий момент оно имеет две степени подготовки - бакалавр и магистр.

В рамках подготовки будущих специалистов можно условно определить три уровня, которые проходят студенты данной подготовки в рамках образования. Первый из которых подразумевает под собой адаптационный период, в ходе которого также производиться, по большому счету, восполнение недостающих знаний после прошлых этапов обучения студентов, если таковые имеются. Второй этап представляет собой непосредственный активный процесс обучения, в рамках которого, преимущественно, и происходит приобретение учащимися основных знаний и навыков. Третий этап заключается в профессиональном ориентировании студентов.

Формы обучения, которые используются в рамках высшего образования по данному направлению сочетают в себе разнообразные виды, помимо общепринятых лекций и практических работ, присутствуют лабораторные, индивидуальные и другие формы обучения, а также студенты приобщаются к самостоятельной деятельности, участию в различных выставках и др., а вопросы организации непосредственно самостоятельной работы студентов исследовались различными учёными, среди которых можно упомянуть таких, как А.Г. Казакова, Т.В. Христидис и др.

Если обращать внимание на современные тенденции профессионального образования, которые обуславливаются Болонским процессом, то они заключаются в том, что бы уделить больше внимание непосредственно деятельности студентов, особенно это актуально касательно индивидуальной работы, которой и уделяется больше внимания и на которую делается больше упора в рамках образовательного процесса, но стоит отметить, что это несет в себе определенные трудности, поскольку с одной стороны обилие самостоятельной работы вызывает определенные трудности у обучающихся, а со второй - из-за того, что в угоду обилия самостоятельной практической деятельности имеет место сокращение теоретических занятий, это вызывает определенную нехватку концентрации в ходе обучения, поскольку создает необходимость в повышении темпа изучаемого материала.

В виду вышеописанной проблемы, возникает необходимость поиска ее решения, которая могла бы полноценно решить обе ее стороны, давая полноценную теоретически-лекционную базу, не вызывающую дискомфорта в процессе ее усвоения, которая вызвана слишком интенсивным темпом необходимости ее усвоения, но при этом имела бы достаточное количество часов, посвященных самостоятельной практической деятельности, а помимо прочего, в идеале, должна отражать не только подготовку профессиональных навыков у выпускников, но и их многогранного развития как личностей, которое также благоприятно сказывалось бы как на процессе непосредственного обучения, так и на их дальнейшей профессиональной деятельности.

Если же обращаться к мнению специалистов в области педагогики в сфере высшего профессионального образования, то можно заметить, что П.И Пидкасистый и др. отмечали, что результатом обучения должно выступать непосредственное формирование и дальнейшее развитие личности, включая различные ее качества, в том числе и профессионального характера, которые могли бы отвечать за его компетентность [5]. В связи с этим можно предположить, что для таких направлений подготовки специалистов в рамках фотоискусства необходимо выделить важность острой необходимости развития у обучающихся такого качества, как креативное мышление, т.к. оно отвечает требованиям, которые касаются как развитию личности студентов, так и их профессиональных качеств.

Если говорить о всей отрасли высшего профессионального образования в целом, то можно сделать определенное заключение о том, что оно выступает не только в роли создания специалистов различных отраслей и направлений, но и оказывает большое влияние на общество в целом, поскольку выступает также в роли развивающей культурную и другие сферы человеческой личности, что непосредственным образом соотноситься с задачей общественного развития, в виду того, что каж-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

т О

от

З

и о со

дый отдельно взятый человек, получивший должный уровень развития, становиться представителем высокоразвитой и здоровой индивидуальности, что влияет на развитие общества и культуры и способствует и дальнейшему его развитию в виду преемственности и др.

Заключение

В современности, в виду глобальных изменений в парадигме образования, которая затрагивает различные сферы развития обучающихся, можно отметить, что несмотря на условия кризисов и других внешних факторов, непосредственно высшее образование продолжает совершенствоваться и видоизменяться, с той целью, чтобы не только повышать качество знаний и умений у выпускников, но и оказывать положительное воздействие на их личность и, обобщая, на социум в целом, благодаря чему можно отметить тенденцию, которая направлена на преобладание личностно-ориентированной формы обучения.

Помимо прочего, при развитии образования в сфере высшей школы необходимо обратить внимание на тенденцию к практико-ориентированным подходам к образованию, которые необходимо разрабатывать для полноценной подготовки специалистов различных сфер и фотоискусства, в частности.

В заключении, так же можно отметить, что исходя из проблематики вопроса о профессиональной подготовки будущих специалистов, в частности в области фотоискусства, возникает острая необходимость интеграции в учебный процесс таких аспектов, как демократизация, гуманизация и личностная ориентированность в рамках воспитания и обучения поколения. Это поможет будущим специалистам наиболее эффективно осваивать новые знания и развивать умения, так и окажет положительное влияние на развитие их личностных качеств, которые оказывают благоприятное влияние как на их жизнь так и на профессиональную деятельность.

Литература

1. ОК 009-2016. Общероссийский классификатор специальностей по образованию / принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.12.2016 № 2007-ст. - 2016.

2. Хилько, Н.Ф. Развитие способностей к фототворчеству подростков и юношества в процессе художественной любительской деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / Н.Ф. Хилько. - М.: МГУКИ, 1998. - 178 с.

3. Гук, A.A. Высшее фотографическое образование в России: быть или не быть? / А.А. Гук, С.А. Бельская // Культура и образование. -2008. - № 2. - С. 58-64.

4. Труды Первого съезда русских деятелей по фотографическому делу / Съезд русских деятелей по фотограф. делу 5 апреля 1896 года. -М., 1897. - С. 18.

5. Пидкасистый, П.И. Психолого-дидактический справочник / П.И. Пидкасистый, Л.М. Фридман, М.Г. Гарунов. - М.: Педагогич. общ. России, 1999.- С. 82-83.

THE CURRENT STATE OF PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS OF CREATIVE DIRECTIONS IN THE FIELD OF PHOTOGRAPHY IN HIGHER SCHOOL

Nikitenko A.V.

St. Petersburg State Institute of Cinema and Television (SPbGIKiT)

As problems in the field of higher professional education become more and more urgent, research and analysis of approaches to training future specialists in the field of photography become more in demand.

The article examines the current state of professional training of students in the framework of the implementation of bachelor's degree programs in the direction of training 51.03.02 "Folk art culture" (program: Management of studios of film, photo, video creation) and master's degree in the direction of training 51.04.02 "Folk art Culture" (program: Photography). The current development trends and the main key problems in the studied area are outlined. The author identifies three key educational institutions offering training programs in the field of photography: St. Petersburg State Institute of Cinema and Television (Bachelor's and Master's degree), Moscow State University of Culture and Arts (Bachelor's degree) and St. Petersburg State Institute of Culture (Bachelor's degree). The research presented in the article is based on a theoretical basis, which is based on the work of such researchers as S.A. Velskaya, A.A. Guk, A.G. Kazakova, N.F. Khilko, T.V. Hristidis, etc. And on the analysis of the practical component of the educational process of the three higher educational institutions designated by the author, which are actively working on the implementation of higher professional education programs in the field of photography.

Keywords: photography, higher education, pedagogical trends, professional training, photography training.

References

1. OK 009-2016. All-Russian classification of specialties by education / adopted and put into effect by Order of Rosstandart dated December 8, 2016 No. 2007-st. - 2016.

2. Khilko, N.F. Development of abilities for photographic creativity of adolescents and youth in the process of amateur artistic activity: dis. ... cand. ped. Sciences: 13.00.05 / N.F. Khilko. - M.: MGUKI, 1998. - 178 p.

3. Guk, A.A. Higher photographic education in Russia: to be or not to be? / A.A. Guk, S.A. Belskaya // Culture and education. -2008. - No. 2. - P. 58-64.

4. Proceedings of the First Congress of Russian Photographers / Congress of Russian Photographers. case on April 5, 1896. -M., 1897. - P. 18.

5. Pidkasisty, P.I. Psychological and didactic reference book / P.I. Pidkasisty, L.M. Fridman, M.G. Garunov. - M.: Pedagogical. total Russia, 1999. - P. 82-83.

о с

u

CM O)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.