Научная статья на тему 'Художественная ретушь как неотъемлемая часть высшего профессионального фотографического образования'

Художественная ретушь как неотъемлемая часть высшего профессионального фотографического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
554
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
РЕТУШЬ / ЦИФРОВАЯ ОБРАБОТКА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ФОТОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голованова Н.В.

Статья посвящена формированию профессиональных компетенций студентов профиля «Руководство студией кино-, фотои видеотворчества», а именно навыкам владения цифровой обработкой фотоматериалов. Предлагается специальная программа обучения в рамках авторского курса «Художественная ретушь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественная ретушь как неотъемлемая часть высшего профессионального фотографического образования»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_

УДК 37. 378

Н.В. Голованова,

Магистрант,

Московский государственный институт культуры e-mail: natalia_randle@list.ru

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕТУШЬ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ФОТОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Статья посвящена формированию профессиональных компетенций студентов профиля «Руководство студией кино-, фото- и видеотворчества», а именно навыкам владения цифровой обработкой фотоматериалов. Предлагается специальная программа обучения в рамках авторского курса «Художественная ретушь».

Ключевые слова

ретушь, цифровая обработка, высшее образование, профессиональные компетенции, фотография

N.V. Golovanova

graduate student, Moscow state university of culture e-mail: natalia_randle@list.ru

ART RETOUCHING AS AN INTEGRAL PART OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION IN PHOTOGRAPHY

Abstract

The article is devoted to formation of professional competences of students of the profile "management of the movie Studio, photos and video workshops", namely the skills of digital processing of photographic materials. A special training programme in the framework of the author's course "Art retouching".

Keywords

retouching, digital processing, higher education, professional competence, photography.

В настоящее время профессиональное образование находится в стадии перехода от традиционных методов и форм к компетентностно-ориентированному обучению. В связи с этим становится очевидной невозможность в полной мере превратить студента в активного участника образовательного процесса, поскольку у большинства учащихся, согласно психологическому тестированию, отмечается низкая мотивация к обучению. Одним из способов решения этой проблемы может быть совершенствование образовательного процесса с помощью современных средств обучения: компьютеров и мультимедийных технологий, которые и являются неотъемлемой частью авторского курса «художественной ретуши фотографий». Курс предназначен для студентов бакалавриата по направлению «Народная художественная культура», по профилю «Руководство студией кино-, фото- и видеотворчества».

Для современного студента, находящегося в постоянном потоке информации и располагающего инструментарием для ее отражения и преобразования на основе не только классических методов, но и с помощью новейших технологий, особый интерес представляет художественная обработка фотографий. Как отмечено в работах Л.П. Дыко, Л.А. Залоговой, В.С. Синюковой, интерес к фотографии среди молодежи на сегодняшний день стремительно набирает обороты. Вместе с тем, для получения качественных снимков, нужно владеть в совершенстве всеми необходимыми навыками работы с фотокамерой. Но практика показывает, что даже самые опытные и «бывалые» фотографы допускают ошибки и погрешности. Возможно также, что в силу независящих от человека причин, снимок получился далёким от идеала. А

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_

также для решения некоторых задач просто невозможно обойтись без пост-обработки полученного материала, в конкретных случаях требуется его обязательная дорисовка, коррекция, подготовка или иные манипуляции, ориентированные на профессиональные знания в области цифровой обработки. Поэтому сегодня обязательная часть профессиональной фотографии - профессиональная ретушь. Даже студийные фото нуждаются в обработке.

Уметь отлично фотографировать, выставляя всегда нужный баланс белого и выбирать правильное направление света - необходимо, но вершина фотографического мастерства кроется в умении грамотно сочетать практические навыки непосредственно съёмки и владения съёмочным процессом вместе с постобработкой, ретушью на высоком уровне. В таком контексте ретушь рассматривается нами как отдельный вид искусства.

Ещё в середине XX века обработка изображений была по большей части аналоговой и выполнялась оптическими устройствами. Подобные оптические методы до сих пор важны, в таких областях как, например, голография. Тем не менее, с резким ростом производительности компьютеров, эти методы всё в большей мере вытеснялись методами цифровой обработки изображений, более точными, надёжными, гибкими и простыми в реализации, нежели аналоговые методы. А также они логичны для сочетания превалирующих цифровых технологий в области фотографии, то есть соответствуют современным тенденциям.

Наиболее распространенной, популярной и пригодной для первоначального освоения программой для обработки фотографий является Adobe Photoshop. Adobe Photoshop — это полноценная виртуальная фотолаборатория, позволяющая изменять снимки до неузнаваемости: менять их яркость и резкость, экспериментировать с цветами, устранять любые дефекты, создавать коллажи — иными словами, реализовывать любые задумки фотохудожника.

Освоить Adobe Photoshop можно за пару часов, однако профессиональный уровень достигается годами практики. Причём, обновления и расширение возможностей программы со временем становится всё больше, поэтому отслеживание и освоение их, а также грамотное применение на практике - это показатель уровня мастерства фотографа.

Занятия в Photoshop и обработка фото в этой программе - важнейший этап в постижении фотоискусства. Для того чтобы научиться преобразовывать снимки, учащиеся подробно изучают интерфейс программы, знакомятся с ее возможностями, учатся выделять для себя основные ее преимущества, которые отвечают, как основным необходимым навыкам, так и личным потребностям, и склонностям студентов профиля «Руководство студией кино-, фото- и видеотворчества».

На занятиях курса рассматриваются базовые понятия, необходимые фотографу в повседневной работе, основы организации работы с цифровыми изображениями.

В ходе занятий курса изучается современный лексикон профессиональных фотографов, освещаются распространённые ошибки и мифы в именовании и определении многих понятий и терминов.

Самые сложные технические моменты получения, редактирования и вывода цифровых изображений должны преподноситься преподавателем в простой и понятной форме. Курс цифровой обработки фотографий призван помочь выстроить логическую цепочку от самых начал до готовой фотографии -цепочку, помогающую избежать банальных ошибок и ускорить появление высококачественного результата на всех этапах манипуляции с изображением.

Первоначальное практическое знакомство с программой нам кажется удачно начать с задания по «затирке фоном или сглаживанию» случайно попавших посторонних предметов или людей со снимка. Это задание демонстрирует огромный достигаемый эффект при возможном минимальном воздействии и трудозатратах.

Также многим студентам нравится заниматься портретной ретушью, при которой имеется возможность добавлять выразительности лицу, корректировать дефекты кожи, фигуру, изменять цвет волос и многое другое.

Программа курса цифровой обработки фотографий должна затронуть такие аспекты, как:

1. Терминология в сфере современной профессиональной фотографии. Основополагающие понятия

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_

о свете и цвете, физиологии и психологии восприятия. Физические причины и лежащие в их основе законы, важные для понимания природы цифрового изображения.

2. Базовые понятия аппаратной и программной частей современных фотоаппаратов, сканеров, принтеров, мониторов.

3. Получение изображений, оптимальных с точки зрения задач пост-обработки при использовании цифровой камеры, сканера. Определение технических ограничений этих приборов.

4. Основные ошибки при получении изображений цифровым способом и методы борьбы с ними.

5. Обзор основных инструментов графических редакторов. Гамма, гистограмма, глубина цвета, цветовое пространство, каналы.

6. Светотональная коррекция, коррекция изображений по параметрам и визуальная коррекция.

7. Вывод изображений. Подготовка изображений к просмотру в Сети и к печати. Различия принципов воспроизведения изображений в зависимости от психофизиологии, оборудования, условий просмотра. Разрешение печати. Выбор выходного разрешения.

8. Ретушь, соответствующая жанрам фотографии: портретная, пейзажная, предметная. Специфика различий приёмов ретушь в зависимости от жанра.

9. Этическая и эстетическая сторона ретуши. Современные взгляды на ретушь.

Каждое занятие сопровождается домашним заданием. Выполнив его, студенты не только закрепляют знания, полученные на занятии, но и осваивают под руководством преподавателя свой инструментарий, будь то фотоаппарат, смартфон, сканер, принтер, монитор или проектор.

Благодаря занятиям в Adobe Photoshop учащиеся также получают прекрасную возможность научиться реставрировать старые и поврежденные фотографии, а черно-белым фотографиям придавать цвет. Такие занятия способствуют развитию творческих способностей студентов.

Иногда фотография является лишь заготовкой, основой, из которой получается, например, красивая прорисовка, эффектная стилизация и фантастический коллаж - настоящее произведение цифрового искусства. Перед опытным пользователем открываются безграничные возможности по использованию световых, цветовых, корректировочных эффектов. Работа со слоями позволяет создавать объемные картинки с эффектом 3D, совмещать несколько изображений, накладывать на рисунок надписи и т.д.

В дальнейшем, на наш взгляд, стоит изучить Adobe Lightroom, а также научиться совмещать несколько программ и плагинов для обработки, для достижения наиболее техничного результата и на высоком качественном уровне.

Опыт показывает, что благодаря занятиям по освоению программы Adobe Photoshop у учащихся просыпается интерес к поиску, освоению и использованию различных других программных продуктов, формируется важная профессиональная и информационная компетентность, необходимая современному человеку в жизни и будущей профессии.

Все полученные знания, умения и навыки необходимо постоянно прорабатывать и тренировать на практике, как непосредственно на занятиях, так и в качестве самостоятельной работы. Желательно применение полученного опыта на разножанровых фотографиях, а также использование графических редакторов для работы с отсканированными плёночными материалами.

По окончании курса цифровой обработки фотографий от студента ожидается умение:

- проводить весь цикл работы с цифровым изображением, полностью контролируя результат, понимая принципы оптимизации рабочего процесса и особенности работы как аппаратной, так и программной части вашего оборудования;

- добиваться поставленных задач эффективно, в короткий срок и с пониманием финального результата;

- печатать свои фотографии с максимально возможным качеством;

- редактировать фотографии точно в соответствии с замыслом;

- не зависеть от «экспертных» мнений, самостоятельно определяя необходимые инструменты и средства для решения конкретных;

Освоив курс, студенты должны понять, что цифровые технологии - это средство для реализации

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х

творческого начала.

Список использованной литературы

1. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования/ В.П. Голованов. - М., 2004.

2. Дыко, Л.П. Беседы о фотомастерстве./ Л.П. Дыко. - 2-е изд. - М. : Искусство, 1977.

3. Залогова, Л.А. Компьютерная графика / Л.А. Залогова .- М .: ЛБЗ, 2005.

4. Синюкова, В.С. Цветы и пейзажи России: в помощь живописцам / В.С. Синюкова. - М. : АСТ,2002.

5. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. / Г.И.Щукина. - М.,1998

© Голованова Н. В., 2017

УДК 796

Забелина АннаЕвгеньевна

студент 4 курса Уральского Федерального университета, направления «Реклама и связи с общественностью»

annazabel@yandex.ru

КАК СТУДЕНТЫ ОТНОСЯТСЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ?

Аннотация

Рассмотрена проблема отношения студентов к здоровому образу жизни, влияние различных факторов на это отношение, выявлено что во многом отношение к здоровому образу жизни формируется за счет ценностных ориентаций личности.

Ключевые слова

здоровый образ жизни, здоровье студентов.

A.E.Zabelina

Ural Federal University, Yekaterinburg, Russia.

HOW DO STUDENTS FEEL ABOUT A HEALTHY LIFESTYLE?

Abstract

The problem of the attitude of students towards a healthy lifestyle, the influence of various factors on this attitude is examined, it is revealed that in many respects the attitude to a healthy lifestyle is formed due to the value orientations of the individual.

Key words

healthy lifestyle, health of students.

Актуальность. Тема здорового образа жизни среди студентов уже долгое время остается актуальной, потому двигательная что студенты - это особенный слой населения, который можно отнести к группе повышенного риска в отношении здоровья, потому что именно в этом возрасте они впервые сталкиваются с новыми и незнакомыми ранее проблемами, такими как: физиологические и анатомические изменения своего тела связанные с периодом созревания, высокая психоэмоциональная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.