Keywords: forensic evidence, the evidence of the crime in the sphere of computer information and information technology.
E.V. Ljadov, PhD, assistant professor, associate professor, Criminal Procedure and Criminalistics Academy FPS Russia, tel. : + 7(910)-503-77-51suleymanov. [email protected]
T.A. Suleymanov, PhD, assistant professor, associate professor of criminology and criminal proceedings of the Academy of Russian Federal Penitentiary Service, tel.: + 7(910)-503-77-51suleymanov. talyat@yandex. ru
УДК 343.148.6
ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ КАК ОБЪЕКТОВ СУДЕБНОЙ ФОТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
А.А.Малюка
В данной статье рассмотрена судебная фототехническая экспертиза, ее объекты, задачи, , затронуто экспертное исследование и его стадии.
Ключевые слова: фотографические снимки, аналитическая стадия, способы создания изображения, дисторция, сравнительное исследование, оценка результатов исследования.
Объектами судебной фототехнической экспертизы являются фотоснимки, а также технические средства и материалы, применяемые для их изготовления. Фотографические снимки являются основным объектом судебной фото -технической экспертизы, они чаще всего поступают на исследование в судебноэкспертные учреждения; технические средства и материалы, применяемые для изготовления фотоснимков, исследуются намного реже, нежели сами фотографические изображения. Однако существующие сейчас методики по исследованию фотоизображений, полученных с помощью аналоговой камеры, малоприменимы к исследованию цифровых фотографических изображений. Так как в большинстве случаев на экспертизу приходят фотоизображения, полученные именно с помощью цифровых фотокамер, то существует необходимость описания процесса ряда действий, которые следует совершать эксперту при исследовании самого распространенного на сегодняшний день объекта судебной фототехнической экспертизы - цифрового фотографического изображения.
При необходимости проведения судебной фототехнической экспертизы следует иметь четкое представление о том, какие задачи могут решаться этим видом экспертиз в отношении данного объекта. Круг современных задач представляется следующим образом [1]:
- идентификация оригинала (негатива, позитива, фотосенсора) по фотоотпечатку;
- идентификация предметов, помещений и участков местности, изображенных на фотоснимках;
- определение условий и способа изготовления фотоснимка, включая установление способа получения (печати) цифрового фотоснимка, распознавание проекционного или контактного (сканированием) способов получения изображений, определение факта повторного репродуцирования;
- установление факта ретуши (негативной, позитивной), в том числе распознавание основных приемов цифровой ретуши по отображениям на фотоснимке;
- установление факта составления изображения из двух или более самостоятельных изображений (фотомонтажа);
- распознавание приемов аналогового и цифрового фотомонтажа изображений по фотоснимкам;
- определение размеров предметов, изображенных на фотоснимке, и расстояний между предметами, в том числе с использованием специализированных компьютерных программных средств;
- восстановление изображений на фотоснимках, в том числе с использованием цифровых методов восстановления контраста и цветности;
- определение времени и иной служебной информации по метаданным, дополняющим графический файл с изображением.
Экспертное исследование базируется на общих методических положениях и подходах и состоит из четырех стадий: подготовительной, аналитической, сравнительной, оценочной [2, C.252]. Эти стадии экспертного исследования охватывают полный круг задач, которые могут быть поставлены перед экспертом. В зависимости от вида решаемой задачи -идентификационная или диагностическая - будет варьироваться количество этапов. Некоторые описанные ниже этапы исследования характерны только для решения определенного вида задач.
Аналитическая стадия. На этой стадии необходимо всесторонне изучить представленные на экспертизу фотоизображения, выявить наибольшее количество признаков. Эта стадия важна как для решения идентификационных задач, так и для решения диагностических.
Для наглядности можно рассмотреть эту стадию на примере решения такой диагностической задачи, как определение условий и способа изготовления фотоснимка, включая установление способа получения (печати) цифрового фотоснимка, распознавание проекционного или контактного (сканированием) способов получения изображений, определение факта повторного репродуцирования.
Первоначально проводится визуальное изучение признаков в графическом редакторе «Adobe PhotoShop»:
- увеличение/уменьшение изображения осуществляется с помощью инструмента «Лупа» (вызывается клавишей «7») либо сочетанием клавиш «СМ» + «+»/ «СШ» + «-»;
- установление наличия в цифровой модели признаков способов нанесения (технологии печати) изображений, отобразившихся в исследуемых красочных оттисках на исследуемых объектах, если стоит вопрос об определения способа получения (печати) цифрового фотоснимка;
- установление наличия признаков способов создания цифрового фотографического изображения.
Способы создания изображения. При фотографировании цифровым фотоаппаратом изображение проекции объектов создается путем записи в файл состояния элементов ПЗС-матрицы фотоаппарата. Различают бытовые (дешевые) модели цифровых фотоаппаратов и профессиональные модели. Для бытовых моделей характерно невысокое качество получаемых изображений, поэтому их применение для создания качественного фотоснимка ограничено и нежелательно ввиду низкого разрешения и значительных трудозатрат на ретуширование. Профессиональные модели цифровых фотоаппаратов позволяют получить высококачественное изображение, в том числе и с различными визуальными эффектами (используются объективы и насадки к ним разных типов). Могут создаваться изображения из специальных библиотек («фотоклипартов», созданных профессиональной съемкой) или Интернет-ресурсов (как правило, созданы путем значительного понижения разрешения изображений, созданных профессиональной съемкой).
Криминалистические признаки:
- дискретные (ступенчатые) края и контуры элементов изображений (бытовые модели и изображения из Интернет-ресурсов);
- непроработанность мелких деталей (бытовые модели и изображения из Интернет-ресурсов);
- непроработанность движущихся объектов (бытовые модели);
- непроработанность элементов заднего либо переднего плана из-за фокусного расстояния;
- резкие скачки цвета в градиентах (бытовые модели);
- отсутствие тонких линий;
- смещение цветовой модели изображения в сторону одного оттенка (бытовые модели);
- следы полупрозрачных потожировых загрязнений объектива;
- в серии изображений могут отобразиться дефекты объектива;
- наличие посторонних полихроматических шумов в тенях («зашумленность», похожая на помехи при плохом приеме телевизионного канала) изображения (бытовые модели, но может встречаться и в профессиональных);
- наличие посторонних полихроматических шумов на цветовых границах объектов;
- наличие дисторсии1 (в бытовых, реже в профессиональных).
При сканировании напечатанных ранее фотографических изображений изображение поверхности сканируемого объекта создается путем фиксации состояний элементов ПЗС-матрицы сканера. Для сканеров бытовых моделей характерно низкое качество получаемых изображений, поэтому их применение для создания качественной электронной копии фотографии крайне ограничено и нежелательно ввиду низкого разрешения и значительных трудозатрат на ретуширование муара. Профессиональные модели сканеров позволяют получить условно качественное изображение.
Криминалистические признаки:
- наличие муара, вызванное наложением периодических структур растра, особенно в желтом, малиновом, реже в голубом каналах;
- состоящие из неравномерных точек края и контуры элементов изображений;
- излишне контрастные и непроработанные в светлых и темных полутонах («срезанные») изображения;
- отсутствие тонких линий;
- изображения имеют значительные следы ретуши;
- изображения слегка (профессиональные модели) либо сильно (бытовые модели) размыты для удаления муара;
- контрастные цветовые переходы;
- пониженная цветовая насыщенность изображения;
- отобразившиеся признаки технологии печати;
- дискретные края и контуры элементов изображений;
- непроработанность мелких деталей;
- отсутствие тонких линий;
- отсутствие непроработанности элементов заднего либо переднего плана;
- следы полупрозрачных потожировых загрязнений и царапин на стеклянной рабочей поверхности сканера;
- в серии изображений могут отобразиться дефекты сканера;
- непроработанность фрагментов изображения из-за неплотного прилегания поверхности сканируемого объекта к стеклянной рабочей поверхности сканера;
- непроработанность теней изображения, вызванных неправильной настройкой «точки черного»;
- наличие посторонних полихроматических шумов в светлых (условно белых) областях изображения, вызванных неправильной настройкой "точки белого" (фактура бумаги);
- отсутствие дисторсии.
Изображения, полученные путем компьютерного 3D-моделирования, готовые векторные изображения, созданные вручную собственно дизайнером
1 Дисторсия (от лат. distorsio — искривление) - эффект «выгнутости» параллельных поверхностей, вызванных пространственными искажениями оптической системы фотоаппарата.
непосредственно в векторных графических редакторах, которые выдаются за фотографические снимки также обладают рядом отличительных признаков:
- в горизонтальных и вертикальных элементах изображения отсутствует дисторсия;
- идеальное (математическое) градиентное распределение теней и цветовых переходов (градиентов) элементов изображения;
- цветовые переходы (градиенты) элементов изображения имеют дискретную (ступенчатую) структуру;
- математически «точные» границы и контуры элементов изображения;
- математически «точные» границы и контуры вывороток;
- наличие тонких (толщиной менее 1 пт.) линий;
- наличие элементов (контуры, тексты), выполненных запечаткой черным поверх основного цвета («оверпринт»);
- наличие перспективных (математически точных) искажений в горизонтальных и вертикальных элементах;
- тени объектов имеют цветовые ступенчатые градиенты.
При выявлении у фотоснимков определенного комплекса признаков можно говорить о создании фотоизображения одним из перечисленных выше способов.
Сравнительное исследование. Данная стадия характерна для экспертного исследования при решении идентификационных задач:
- идентификация оригинала (негатива, позитива, фотосенсора) по фотоотпечатку;
- идентификация предметов, помещений и участков местности, изображенных на фотоснимках;
- установление факта составления изображения из двух или более самостоятельных изображений (фотомонтажа) [1].
Для сравнения двух фотоизображений используют графический редактор «Adobe PhotoShop». Далее создают общий файл формата PSD, содержащего цифровые модели сравниваемых объектов:
- изображение исследуемого объекта в каждом файле выделяется (сочетание клавиш «Ctrl» + «А» или команда «Выделить все» в меню «Выделение»);
- изображение копируется в буфер (сочетание клавиш «Ctr l» + «С» или команда «Копировать» в меню «Редактирование»);
- изображение вставляется в базовый файл (сочетание клавиш «Ctrl» + «V» или команда «Вставить» в меню «Редактирование»). В качестве базового, как правило, выбирают файл, содержащий изображение образца. Каждому новому слою дается собственное имя исследуемого документа;
- файл, содержащий цифровые модели исследуемых оттисков, сохраняется в формате PSD на жесткий диск.
Затем необходимо повернуть и перемещать сравниваемые цифровые модели до их полного взаимного совмещения. Для визуальной оценки точности совмещения исследуемые изображений рекомендуется назначить верхнему
трансформируемому слою режим наложения «Умножение» (математический аналог поканального суммирования колористической информации). Перемещение изображения осуществляется в режиме инструмента «Перемещение» (вызывается клавишей «V») с помощью «мыши», либо стрелками управления курсором. Режим трансформации слоя вызывается сочетанием клавиш «Ctrl» + «Т» или командой «Произвольная трансформация / Поворот» в меню «Редактирование». Поворот можно осуществить вручную с помощью угловых узлов, либо задав в окне численное значение угла поворота. В том случае, если изображения не совпали по геометрическим размерам, возможно применение команды «Произвольная
трансформация/Масштабирование» в меню «Редактирование» (с обязательным удержанием клавиши «Shift» для сохранения пропорций изображения). Любые иные трансформации запрещены. В исключительных случаях, если эксперт (или привлеченный специалист) может подтвердить профессиональное владение «Adobe Photoshop», то возможно осуществление аффинных преобразований изображений «Перспектива», «Перекос» и т.п. Обратные преобразования по типу «Скручивание», «Линза» и т.п. запрещены, поскольку вручную они качественно не выполнимы, а осуществление их методом математического анализа фактически является «подгонкой результата».
Несовпадение общих признаков легко оценить, назначив для верхнего слоя режим наложения «Разница» (совпадающие фрагменты отобразятся темно -серым либо черным цветом, несовпадающие - желто-зеленым). Имеющиеся светлые и колористически насыщенные цвета при наложении в элементах изображений указывают на несовмещение изображений либо на различия изображений по общим признакам. В том случае, если одно из исследуемых изображений является монтажом из нескольких изображений, то подобные несовпадающие фрагменты при идентификационном исследовании должны быть исключены.
Оценка результатов исследования. На этой стадии подводятся итоги и формулируются выводы исследования. В зависимости от результатов идентификационного исследования в выводе констатируется наличие (отсутствие) тождества. Например, «Представленное на исследование фотоизображения №1 выполнено с использованием фотоизображения-образца №2 и фотоизображения-образца №3». При диагностическом исследовании формируются выводы о состоянии и свойствах представленного на исследование объекта. Например, «Представленное на исследование фотоизображение №1 подвергалось восстановлению при помощи использования метода восстановления контрастности».
Подводя итог вышесказанному, необходимо подчеркнуть, что современное состояние судебной фототехнической экспертизы подверглось качественным изменениям в связи с появлением целого ряда цифровых объектов, полученных с использованием цифровых фототехнологий. На основе этого работа по дальнейшему совершенствованию методики судебной фототехнической экспертизы представляется актуальной и важной.
Список литературы
1. Дмитриев Е.Н. Судебная экспертиза фототехнических изображений: современное состояние и возможности решения экспертных задач. // Судебная экспертиза. Научно-практический журнал. 2009 №3 (19).
2. Россинская Е.Р., Галяшина Е.И, Зинин А.М. Теория судебной экспертизы: учебник. М: Норма, 2009г.; с.252.
Малюка А.А., соискатель кафедры судебных экспертиз, эксперт ООО «Межрегиональное бюро судебных экспертиз имени Сикорского», тел.89652832102, E-mail:[email protected] (Россия, Москва, Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА))
FEATURES OF RESEARCH DIGITAL PHOTOGRAPHIC IMAGES AS OBJECTS OF FORENSIC EXAMINATION PHOTOTECHNICAL A.A.Malyuka
In this article the court phototechnical expertise, its objects, the problems solved photo technical expertise, expert study affected his stage.
Keywords: photographs, the analytic stage, how to create an image distortsiey comparative study, the evaluation of the results of the study.
Malyuka A.A., seeker of forensic examinations, Expert, LLC "Inter-regionalforensic bureau named Sikorsky, " tel.89652832102, E-mail:[email protected] (Russia, Moscow)
УДК 343.98
К ВОПРОСУ О НАЗНАЧЕНИИ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ МОШЕННИЧЕСТВА, СОВЕРШАЕМОГО В ОТНОШЕНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ
И.Г. Мартынова
В статье рассмотрены основные судебные экспертизы, назначаемые при расследовании мошенничества, совершаемого в отношении юридических лиц в сфере экономики
Ключевые слова: судебная экспертиза, расследование мошенничества, назначение судебной экспертизы, технико-криминалистическая экспертиза документов, почерковедческая экспертиза, судебно-бухгалтерская экспертиза, фоноскопическая экспертиза, компьютерно-техническая экспертиза
Судебная экспертиза - это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей,
288