Научная статья на тему 'ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ФОТОЛЮБИТЕЛЬСТВО И ПРОСЬЮМЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК НОВАЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СТРАТЕГИЯ'

ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ФОТОЛЮБИТЕЛЬСТВО И ПРОСЬЮМЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК НОВАЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СТРАТЕГИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
20
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ФОТОЛЮБИТЕЛЬСТВО / ПРОСЬЮМЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гук Алексей Александрович

В статье рассматривается социокультурная трансформация отечественного фотолюбительства в связи с распространением в последнее время просьюмерских практик. Автор констатирует, что отечественное фотолюбительство может быть «вписано» в просьюмерские практики лишь отчасти. Традиционное фотолюбительство продолжает сохранять тесную генетическую связь с принципами игровой деятельности, направленной, главным образом, на самореализацию личности. Та часть современного фотолюбительства, которая оказалась вовлечена в пространство просьюмерских практик, демонстрирует качества коммерческой профессионализированной деятельности, выводящей его с помощью сетевых технологий в более широкое социокультурное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOMESTIC AMATEUR PHOTOGRAPHY AND PROSUMPTION AS A NEW SOCIO-CULTURAL STRATEGY

The relevance of this study is due to the mass nature of amateur photography and the processes that occur in it in connection with the spread of new amateur practices, in particular, prosumption. The purpose of the study is to show the transformation of domestic amateur photography both in organizational and communicative, and artistic and aesthetic terms in the updated socio-cultural space. For this purpose, such scientific methods as historical-genetic, comparative, descriptive are used. The study traces the evolution of the forms of socio-cultural functioning of domestic amateur photography, the most important of which was the photo club. The photo club movement formed the space for the cultivation and exchange of artistic and creative experience between its participants. Currently, the domestic photo club movement has not lost its relevance. The emergence of prosumtion as a phenomenon was caused in a global sense by various socio-economic and cultural factors. Prosumer practices have demonstrated certain models of social self-organization, including voluntary and gratuitous labor; synthesized and self-managed organization of the production process; special specifics of the product of prosumer activity, etc. Domestic amateur photography can be “inscribed in pro-camera practices only partially, because their creative and socio-cultural spaces do not fully coincide. If we consider the stage of production of a product-work, then it can be stated that amateur photography demonstrates a close genetic connection with the principles of gaming activity aimed at self-realization of the individual, which emphasizes the procedural significance of amateur activities and at the same time levels their mandatory effectiveness. In prosumption-like practices, there is also self-expression of the creator's personality, but the share of the labor principle in them is more pronounced. The result of prosumer activity is not so much a “thing in itself” as a “thing for others.” This stimulates the subjects of prosumer activity to a larger and more intensive interaction with their consumers, forces creators to take into account their interests and needs. Some representatives of modern amateur photography also found themselves involved in the space of prosumer practices. This applies to both, the activities of amateur groups (photo clubs) and the activities of individual amateur photographers. Both of them seek to enter into contacts with professional photographic associations, participate in commercial photo projects, post and sell their photo works on stock sites. However, in the field of amateur photography, which incorporates prosumer principles, there is still space for free goal-setting, for satisfying the personal creative ambitions, for self-improvement and self-expression on the wave of one's own enthusiasm and love for the chosen cause.

Текст научной работы на тему «ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ФОТОЛЮБИТЕЛЬСТВО И ПРОСЬЮМЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК НОВАЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СТРАТЕГИЯ»

Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение.

2022. № 48. С. 54-67. Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 2022. 48. pp. 54-67.

Научная статья

УДК 304.2; 77.04

doi: 10.17223/22220836/48/5

ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ФОТОЛЮБИТЕЛЬСТВО И ПРОСЬЮМЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК НОВАЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СТРАТЕГИЯ

Алексей Александрович Гук

Кемеровский государственный институт культуры, Кемерово, Россия, guk56mai@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается социокультурная трансформация отечественного фотолюбительства в связи с распространением в последнее время просьюмерских практик. Автор констатирует, что отечественное фотолюбительство может быть «вписано» в просьюмерские практики лишь отчасти. Традиционное фотолюбительство продолжает сохранять тесную генетическую связь с принципами игровой деятельности, направленной, главным образом, на самореализацию личности. Та часть современного фотолюбительства, которая оказалась вовлечена в пространство просьюмер-ских практик, демонстрирует качества коммерческой профессионализированной деятельности, выводящей его с помощью сетевых технологий в более широкое социокультурное пространство.

Ключевые слова: отечественное фотолюбительство, просьюмерская деятельность, социокультурные особенности

Для цитирования: Гук А.А. Отечественное фотолюбительство и просьюмерская деятельность как новая социально-культурная стратегия // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2022. № 48. С. 54-67. doi: 10.17223/22220836/48/5

Original article

DOMESTIC AMATEUR PHOTOGRAPHY AND PROSUMPTION AS A NEW SOCIO-CULTURAL STRATEGY

Aleksey A. Guk

Kemerovo State University of Culture, Kemerovo, Russian Federation, guk56mai@mail.ru

Abstract. The relevance of this study is due to the mass nature of amateur photography and the processes that occur in it in connection with the spread of new amateur practices, in particular, prosumption. The purpose of the study is to show the transformation of domestic amateur photography both in organizational and communicative, and artistic and aesthetic terms in the updated socio-cultural space. For this purpose, such scientific methods as historical-genetic, comparative, descriptive are used. The study traces the evolution of the forms of socio-cultural functioning of domestic amateur photography, the most important of which was the photo club. The photo club movement formed the space for the cultivation and exchange of artistic and creative experience between its participants. Currently, the domestic photo club movement has not lost its relevance. The emergence of prosumtion as a phenomenon was caused in a global sense by various socio-economic and cultural factors. Prosumer practices have demonstrated certain models of social self-organization, including voluntary and gratuitous labor; synthesized and self-managed organization of the production process; special specifics of the product of prosumer activity, etc. Domestic amateur photography can be "inscribed in pro-camera practices only partially, because their creative and socio-cultural spaces do not fully coincide. If we consider the stage of production of a product-work, then it

© А.А. Гук, 2022

can be stated that amateur photography demonstrates a close genetic connection with the principles of gaming activity aimed at self-realization of the individual, which emphasizes the procedural significance of amateur activities and at the same time levels their mandatory effectiveness. In prosumption-like practices, there is also self-expression of the creator's personality, but the share of the labor principle in them is more pronounced. The result of prosumer activity is not so much a "thing in itself' as a "thing for others." This stimulates the subjects of prosumer activity to a larger and more intensive interaction with their consumers, forces creators to take into account their interests and needs. Some representatives of modern amateur photography also found themselves involved in the space of prosumer practices. This applies to both, the activities of amateur groups (photo clubs) and the activities of individual amateur photographers. Both of them seek to enter into contacts with professional photographic associations, participate in commercial photo projects, post and sell their photo works on stock sites. However, in the field of amateur photography, which incorporates prosumer principles, there is still space for free goal-setting, for satisfying the personal creative ambitions, for self-improvement and self-expression on the wave of one's own enthusiasm and love for the chosen cause.

Keywords: domestic amateur photography, prosumer activity, socio-cultural features

For citation: Guk, A.A. (2022) Domestic amateur photography and prosumption as a new socio-cultural strategy. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 48. pp. 54-67. (In Russian). doi: 10.17223/22220836/48/5

Введение

За более чем вековую историю отечественное фотолюбительское движение стало заметным явлением социально-культурной и художественной жизни нашей страны. Чаще всего оно впрямую было увязано с идеологическими и политическими процессами, характерными для того или иного исторического периода. Речь идет, естественно, о фотолюбителях, вовлеченных в определенные институции: кружки, студии, клубы и т.д. Вместе с тем самодеятельная природа любительства всегда демонстрировала некую автономию от всевозможных идеологем, экономических и технологических факторов, устремляя активность индивидов на самоделание, самовыражение и самореализацию своих сущностных сил. С другой стороны, эманация этой «самости» у фотолюбителей в сфере досуга провоцировала их творческую активность на эксперимент, на расширение границ уже достигнутого, что в конечном счете стимулировало развитие самого фотоискусства.

Сегодня можно утверждать, что с развитием цифровых и сетевых технологий фотолюбительство получило мощный импульс для своего функционирования. Оно как никогда в своей истории стало по-настоящему массовым явлением. Фотографирование как форма деятельности превратилось в рутинное и обыденное занятие практически для всех членов современного общества. Для отдельной его части (не столь масштабной, но достаточно большой и значимой) увлечение фотографией стало формой досуговой активности, в рамках которой индивид получил широкие возможности для творческого самовыражения. Этому способствовала современная социокультурная ситуация, предоставившая фотолюбителю новые каналы межличностного взаимодействия, новые формы освоения фотографического мастерства и обмена опытом, новые площадки для позиционирования результатов своего творчества перед зрительской аудиторией.

Степень научной изученности отечественного фотолюбительства нельзя признать удовлетворительной. В совокупность литературных источников по

фотолюбительству можно включить отдельные статьи в научных изданиях. В некоторых из них анализируются историко-фактографическое функционирование отечественного фотолюбительства в ХХ в. [1, 2], педагогические возможности фото- и видеолюбительства в развитии творческого потенциала личности [3, 4], культурологические аспекты становления фотографического «андерграунда», а также DIY-практик в конце ХХ в. [5, 6], роль фотолюбительства в сохранении культурного наследия региона [7, 8]. Социологические аспекты бытования отечественной любительской фотографии отражены в диссертационном исследовании Т.М. Нетусовой [9]. Наибольший вклад, по нашему мнению, в художественно-эстетическом осмыслении отечественной любительской фотографии от ее истоков и до наших дней внес философ и искусствовед В.Т. Стигнеев [10, 11]. Следует также отметить работы автора этой статьи, в которых исследуются как исторические, так и эстетико-культурологические проблемы отечественного фотолюбительского движения

[12, 13].

Отечественное фотолюбительское движение рассматривается нами не само по себе, а в связи с распространением в последнее время в нашей стране просьюмерских практик. Это направление активно исследуется в научном плане томскими учеными (Е.Н. Савельева, В.Е. Буденкова, С.В. Горбунова и др.) [14-16]. Исследований, в которых изучаются взаимосвязи отечественного фотолюбительства и просьюмерской деятельности, в настоящее время не существует. Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена, с одной стороны, массовым характером фотолюбительства, а с другой -теми процессами, которые происходят в нем в связи с распространением новых любительских практик и, в частности, просьюмерства. Цель исследования заключается в том, чтобы показать трансформацию отечественного фотолюбительства как в организационно-коммуникативном, так и художественно-эстетическом плане в обновленном социокультурном пространстве. Для этого используются такие научные методы, как историко-генетический, компаративный, дескриптивный.

Эволюция отечественного фотолюбительства и формы его социокультурного функционирования

Отечественное фотолюбительство как общественное явление заявило о себе лишь в 20-е гг. ХХ столетия, когда для этого возникли определенные социально-культурные условия, приведшие к его институциональному оформлению. Именно в этот период в нашей стране появились первые фотографические кружки и студии. Они заменили собой индивидуальное фотолюбительство, доминировавшее в дореволюционную эпоху, что вполне соответствовало духу того времени, в котором утверждалось коллективистское мировоззрение во всех сферах жизни. Причем в кружках собственно фотографическим творчеством занимались несколько меньше, чем в фотостудиях, где работа была организована «лабораторным способом, т.е. методически, постоянно и непрерывно» [13. С. 34]. Кружковая деятельность строилась главным образом как культурно-организующая активность, ориентированная на воспитание зрительской аудитории, на повышение его фотографической культуры и т.д.

В мировом фотоискусстве в этот период (20-30-е гг.) доминирует конструктивизм («новое видение»), «новая вещественность», которые вписываются в общую концепцию модернистского искусства в целом. Отечественное кружковое и студийное фотолюбительство в этот период существует вне этих тенденций и направлений. Для реализации замыслов в русле новой вещественности, как минимум, требовалась хорошая съемочная техника и материалы, которых у отечественных фотолюбителей просто не было. К тому же это противоречило советской идеологии, которая рассматривала подобные попытки как проявления пустопорожнего формализма. То же самое касалось и фотографического конструктивизма, необычные формы которого могли отвлекать зрителя от главного - позитивного содержания фотографического снимка. Главная задача отечественного фотолюбительства в данный период заключалась в создании коллективной фотолетописи народнохозяйственных достижений нашей страны. Подобные задачи, естественно, стояли и перед профессиональным сообществом фотокорреспондентов. Культурная идеология того времени не разграничивала в этом плане любительское и профессиональное фототворчество. Теория «двух потоков», наметившаяся в искусстве, была признана несостоятельной и ошибочной. В этих условиях жесткого идеологического контроля все фотоискусство, в том числе и любительское, вынуждено было развиваться однобоко, тенденциозно. Оно было лишено свободы как необходимого условия самовыражения художника. На фотолюбителях лежал «гнет» строительства нового пролетарского искусства, в корне отличающегося от буржуазного. И это «новое» воспринималось, прежде всего, как «содержательное новое», главный смысл которого выражался в превосходстве социалистического образа жизни над буржуазным.

В послевоенные 50-60-е гг. отечественное фотолюбительство окрепло в материально-техническом отношении, появились качественные портативные фотоаппараты со скоростными затворами - отечественные модели и аналоги зарубежных фотографических фирм. Начиная с середины 50-х гг. в нашей стране возникают первые фотоклубы. В отличие от кружков и студий, они представляли собой объединения фотолюбителей, достаточно подготовленных в профессиональном отношении. Члены фотоклубов осуществляли свою деятельность на основе Устава - свода правил, прав и обязанностей, которые должен был соблюдать каждый член фотоклуба. Основное предназначение фотоклубов заключалось в том, чтобы обеспечить условия для культурного и профессионального роста своих участников, для внесения своего вклада в художественно-творческие достижения советского фотоискусства. Следует отметить, что отечественное фотолюбительство в лице фотоклубов данную миссию выполнило вполне успешно. Период середины 50-х - конец 80-х гг. можно считать «золотым веком» фотоклубного движения в нашей стране. Их численность только в РСФСР составила примерно около 300 фотоклубов [10. С. 97].

Именно фотоклубное движение сформировало пространство для взращивания и обмена художественно-творческим опытом между его участниками. Уровень профессионального мастерства фотолюбителей был вполне сопоставим с мастерством профессиональных фотографов того времени, а в чем-то даже превосходил их. Они на равных участвовали в одних и тех же фотоконкурсах, фотоработы любителей печатали в одних и тех же газетах и журна-

лах. Данная ситуация стала возможной благодаря следующим объективным факторам:

1. Фотолюбительство как культурное и художественно-творческое явление активно поддерживалось государством материально-технически, организационно, методически и т.д. Была создана уникальная система функционирования любительства в целом, которой не было ни в одной стране западного мира.

2. В данной среде существовала определенная свобода творческой деятельности, стимулировалось художественное самовыражение людей, увлеченных фотоискусством. Все это выгодно отличало их от профессионалов, зажатых в «тиски» производственной необходимости, которые чаще всего вынуждены были снимать так называемые «визуальные штампы». Конечно, определенная часть фотолюбителей из фотоклубов, оправдывая свое существование на базе государственных учреждений и предприятий, должна была выполнять их социальный заказ, занимаясь съемкой различных мероприятий, передовиков производства, фактов разгильдяйства, безалаберности и т.д. Это была некая дань той свободе, о которой было сказано выше.

3. Большое значение внутри фотоклубного сообщества имела система личностного самообразования и развития, которая включала в себя постижение смежных видов искусств, знакомство с их историей и представителями. Подобный подход существенно расширял горизонты творческого самовыражения личности, стимулировал ее на новые поиски и достижения. Кроме того, члены фотоклубов огромное значение придавали организации и участию в фотовыставках (от местных до международных), что позволяло им раздвигать границы зрительской аудитории и налаживать контакты между единомышленниками.

Современное состояние фотолюбительства

Несмотря на тот факт, что в настоящее время практически каждого члена общества можно считать фотолюбителем, энтузиастов, увлеченных искусством фотографии, не стало существенно больше. Сегодня из нашей жизни практически исчезли фотографические кружки и студии, в которых учили в основном секретам ручной фототехнологии, освоив которую, любой индивид получал статус настоящего фотолюбителя. Цифровые технологии уравняли всех в этом статусе, потому что получение качественного изображения перестало быть какой-либо проблемой. Автоматизация фотографического процесса привела к тому, что учебно-образовательная парадигма в любительских объединениях утратила свою актуальность. Эту функцию взяло на себя сетевое сообщество в лице Ютюба и различных онлайн-фотошкол.

Резкое увеличение числа фотографирующих людей, которые стали выставлять в интернет свои снимки на различных сетевых платформах, вызвало опасение со стороны некоторых критиков в том, что вся эта безликая и пошлая фотопродукция вкупе с их невежественными и агрессивными авторами не дает дорогу настоящим мастерам и оригинальным фотохудожникам [17]. Мы не склонны столь категорично и негативно оценивать данную категорию индивидуальных фотолюбителей.

Вообще если исходить из природы любительской деятельности, то такое фотолюбительство имеет полное право на свое существование. Оно изна-

чально не ориентировано на культуру созидания новых художественных ценностей, скорее - на культуру их потребления, а точнее - на репродуцирование известных образцов, на повтор уже достигнутого, на сам процесс включенности в это занятие безотносительно к его результату. На этой почве вполне комфортно может произрастать графоманство как явление вторичное, второсортное по отношению к подлинному искусству. В большинстве случаев оно так и есть, и фотолюбители здесь не исключение. С другой стороны, их существование и деятельность являются питательной средой для появления уникальных личностей, для становления талантливых художников.

В конечном счете из числа опытных фотолюбителей формируются мастеровитые «специалисты», которые обслуживают различные социально-культурные группы потребностей в той или иной сфере фотографии: корпоративной, журналистской, дизайнерской, рекламной и т.д. Были периоды в развитии отечественного фотолюбительства, когда оно во многом замещало формальное отсутствие представителей профессионального фотографического сообщества. Вообще профессиональный фотограф в нашей стране был представлен всего в двух ипостасях: либо это сотрудник газет и журналов (фотожурналист), либо это коммерческий фотограф сферы бытового обслуживания. Так называемых «свободных фотохудожников» в нашей стране не было никогда. Само по себе количество людей, занимающихся фотографией, не уничтожает и не принижает фотографическое искусство. Дело не в массовости субъектов фотографического творчества, а в качестве их художественно-творческой деятельности. Сегодня в некоторых случаях провести четкую грань между любителем и профессионалом не представляется возможным. В этом плане весьма показательным является высказывание одного из них: «Сейчас время фотолюбителей. Подчеркну: профессионалы - это не всегда любители, чаще даже наоборот, очень многие профессионалы терпеть не могут фотографию. Вот и я сейчас стал фотолюбителем, перестал отдавать свои фотографии в журналы. Мне проще выложить их на своей страничке в интернете, которую видит много народа, а потом капитализировать это через образовательные проекты или продажу отпечатков» [18].

Наивысшей формой в развитии отечественного фотолюбительства можно считать фотоклубное движение. Оно органично сочетало в себе возможности культурного обогащения личности и ее стремление к достижению профессиональных высот в области фотографического искусства, в обогащении его новыми оригинальными произведениями. Как специфическая форма организации фотографической жизни любителей советский фотоклуб с позиции коллективистского сознания выглядел несколько обособленным или даже элитарным самодеятельным объединением. Конечно, члены фотоклубов участвовали в общественной жизни своего региона, устраивали фотовыставки и фотоконкурсы, но основной мотив их деятельности носил внутренний характер и был направлен на творческую самореализацию и художественные достижения в сфере фотоискусства. Согласно нашей концепции, в этом случае мы имели дело с так называемым профессионализированным типом любительского творчества, для которого характерен высокий уровень профессиональной культуры [19. С. 14-15].

Несмотря на изменившуюся в корне социокультурную ситуацию, в настоящее время отечественное фотоклубное движение не утратило своей

актуальности. Лишившись мощной государственной поддержки, оно тем не менее демонстрирует сегодня удивительную «живучесть». В нашей стране регулярно проводится фотоконкурс «Авторские берега», в котором могут участвовать только члены российских фотоклубов и фотоколлективов. В 2021 г. в их списке оказалось около 180 любительских объединений (это только те, кто принял участие в конкурсе) [21]. Можно предположить, что современный фотоклуб продолжает удовлетворять определенные социально-культурные потребности людей, обеспечивая межличностную коммуникацию и идентификацию, комфортные условия для творческого самовыражения и контакты со зрительской аудиторией. В последнее время на первый план выходит и компенсаторская (социально-психологическая) функция фотоклубов в связи с интенсивным распространением в обществе виртуальных форм межличностного взаимодействия людей [12. С. 103].

Просьюмерство и фотолюбительство

Понятия «просьюмер», «просьюмерство», по общему мнению, впервые обозначились в работе Э. Тоффлера «Третья волна», в которой он характеризует постиндустриальное общество, где происходит нивелирование разрыва между производством и потреблением. Появление просьюмерства как феномена было обусловлено в глобальном смысле различными социально-экономическими и культурными факторами. Среди них отмечаются: массо-визация производства, отчуждение труда и его продуктов, стандартизация жизни [21. С. 104]. Суть просьюмерства определяется как самовыражение в продуктах своего труда [Там же]. Просьюмерские практики продемонстрировали определенные модели социальной самоорганизации, которым присущи следующие характерные признаки или индикаторы: «устранение границ между производством и потреблением; добровольный и неоплачиваемый труд; неструктурированная и децентрализованная организация производственного процесса; доступ к собственным (либо предоставленным) средствам производства - "средствам просьюмеризма"; особая специфика продукта просьюмерской деятельности; преобразовательная активность» [Там же. С. 105].

Если экстраполировать вышеназванные признаки на фотолюбительство, то выяснится, что в некоторых своих аспектах оно вполне может интерпретироваться как просьюмерская деятельность (практика).

Это касается в первую очередь мотивов людей, занимающихся фотографическим творчеством. Также общность фотолюбительства и просьюмерской деятельности проявляется в характере художественно-творческой деятельности и ее социально-психологических характеристиках.

Что касается мотивов приобщения людей к любительскому фототворчеству, то совершенно очевидно, что для них оно представляет интерес само по себе, просто потому что это занятие нравится по причине своей позитивной заряженности. В нем фотолюбитель видит возможность для самовыражения, для самореализации своей личности как креативного существа. Фотографирование на досуге не создает для любителя материальных благ для комфортного существования. Скорее наоборот, данная активность чаще всего сопряжена с определенными материально-техническими затратами. Тем не менее это не отпугивает фотолюбителей от своего увлечения, что позволяет гово-

рить о духовной, а не материальной мотивации их деятельности. Фотолюбитель расходует свою творческую энергию главным образом для обретения чувства личностной наполненности, для ощущения богатства и цельности своей натуры, которые у него стремится отнять современный узкоспециализированный и дифференцированный профессиональный труд.

Практика любительских занятий фотографическим творчеством показывает, что их вектор ориентирован на деятельность «для себя», а не на деятельность «для других». Фотолюбителю нет смысла заниматься обслуживанием культурных потребностей общества и тем самым вступать в конкуренцию с профессионалами, так как при этом он неизбежно проиграет. Миссия фотолюбительства заключается в формировании культурного пространства, в рамках которого индивиду должна быть обеспечена полная свобода творчества, при которой он мог бы открывать нечто новое, экспериментировать, не заботясь о практической выгоде своей деятельности.

Отсутствие различного рода внешних ограничений в виде планирования, контроля, регламентирования и т.д. придает любительской фотографической деятельности весьма своеобразные черты. В частности, ей присущи такие качества, как спонтанность, импульсивность, что нередко приводит к длительной остановке творческого процесса, к потере интереса к первоначальному замыслу, к бесконечному поиску новых тем и новых способов их реализации. Свобода творческой деятельности фотолюбителя дает ему возможность ставить перед собой как совершенно новые (уникальные), так и уже давно решенные задачи.

Внешняя свобода фотолюбителя находит свое органичное продолжение в его внутренней, психологической, свободе. Это означает, что фотолюбитель в большей мере, чем профессионал, доверяет своим чувствам и желаниям в процессе осуществления творческого акта. В свою очередь, данная особенность приводит к появлению любительских произведений, неизменными компонентами которых являются авторская открытость, непосредственность и даже интимность. Субъект любительского фототворчества стремится реализовать свои творческие устремления на волне энтузиазма - особого психологического состояния, приносящего ему радость и удовольствие. Без этого занятия любимой деятельностью теряют свой смысл, превращаясь в монотонный и однообразный труд, вызывающий дискомфорт и раздражение.

Обозначенные выше характеристики любительского фототворчества позволяют нам трактовать это явление как игровое по своей природной сущности. Подобная интерпретация исходит из базисных характеристик игровой деятельности, которые включают в себя свободную, неутилитарную деятельность «для себя», направленную на самообогащение и саморазвитие личности человека. В игровой деятельности процесс сам по себе важнее ее результата. Часто, особенно игры взрослых, носят скрытый, латентный характер. По мнению Е. Финка, «...игра способна менять облачения, ее присутствие не всегда легко установить. Порой люди застают друг друга за игровыми действиями, которые совсем не выглядят таковыми.» [22. С. 392]. Игре противостоит другой феномен человеческого существования - труд. В трудовой деятельности, наоборот, значимость конечного результата существенно выше процесса. Это не единственное различие трудовой и игровой деятельности. Трудовой процесс сопряжен с рядом ограничений и несвобод. «Можно быть

занятым во время игры - это называется заниматься на досуге, но можно быть занятым по принуждению, и это называется работать» [23. С. 474]. Человек, занятый обычным трудом, превращается в «раба низменных сил: он зависит от успеха, денег, от своего честолюбия, жажды славы, от того, нравится он людям или нет» [24. С. 91]. Таким образом, учитывая особенности игры и труда, мы можем дать определение любительского фототворчества.

Итак, любительское фототворчество - это свободная, творческо-созидательная активность индивида в пространстве досуга, основанная на использовании фотографических технологий, которая обладает скрытым игровым началом, позволяющим проявить самоценность, неутилитарность, позитивность фотографической деятельности. Данное определение соотносится не со всем фотолюбительством, а только с той его частью, в которой присутствуют духовная мотивация и профессиональная устремленность. Очень точно, на наш взгляд, эту когорту энтузиастов обозначил Г. Гессе: «Игра требует не наивных любителей, согласных посвятить ей часок отдыха, а тех, кем она завладеет целиком, кто готов подчиниться ей и служить всю жизнь» [Там же. С. 388].

Возвращаясь к просьюмерским практикам, можно сказать, что им также, как и любительскому фототворчеству, присущи элементы игровой деятельности. Как деятельность «для себя», децентрализованная, добровольная, неоплачиваемая, направленная на творческую самореализацию личности, про-сьюмерская деятельность представляет собой еще и проявление игры сущностных сил человека в пространстве культуры. По нашему мнению, данный игровой аспект вносит дополнительный нюанс в характеристику про-сьюмерской деятельности. Однако проявляется он, главным образом, на этапе производства продукта-произведения, а не на этапе его потребления-распространения. Именно на этом рубеже сходство фотолюбительской и про-сьюмерской практик перестает быть актуальным.

Традиционное отечественное фотолюбительство в гораздо большей степени, чем просьюмерство, представляет собой «вещь в себе». То есть несмотря на возникновение в последнее время нового канала коммуникации в виде сети Интернет, фотолюбительство в целом и его клубные формы в том числе продолжают функционировать, как и раньше. Это означает, что фотолюбители по-прежнему предпочитают реальные, а не виртуальные формы межличностной коммуникации, продолжая собираться в определенных локациях для встреч с интересными людьми, для обсуждения своих работ и проведения различных культурно-творческих акций. Активность фотолюбителей, участвующих в различных фотоконкурсах и фотовыставках, не снижается, продолжает активно функционировать круговой обмен фотоработами в рамках клубной деятельности. Все это в условиях нарастающей виртуализации социальных связей только подчеркивает ценность для фотолюбителей реальных жизнеобеспечивающих культурных процессов.

Напротив, просьюмерские практики изначально возникли и развивались, прежде всего, с ориентацией на сетевые технологии. Более того, «широкое распространение эти практики получили именно благодаря интернету, доступности мобильных устройств и постоянному совершенствованию приложений» [15. С. 286]. Интернет существенно интенсифицировал и расширил коммуникативное пространство, главным образом, продуктов-произведений

просьюмерской деятельности. Вследствие этого просьюмерская деятельность в гораздо большей степени, чем любительство и DIY-практики, стала оказывать влияние на социокультурное и экономическое состояние современного общества. Подобный взгляд на просьюмерство присущ и другим суждениям: «В отличие от творческой самодеятельности, в которой экономическая составляющая хотя и присутствует, но не оказывает сколько-нибудь заметного влияния на состояние рынка, качество продукции, структуру потребления, т.е. не имеет последствий за пределами собственно творчества, просьюмер-ская активность приводит к изменениям как в экономической, так и в социокультурной сфере» [21. С. 105].

Если подойти к оценке просьюмерской деятельности с точки зрения оппозиции «труд-игра», то доля трудового начала в ней выражена гораздо сильнее. Труд, в том числе творческий, не может не ориентироваться на общественную значимость своего результата. Общественная значимость продукта-произведения - это атрибут в основном профессиональной деятельности. В творческой сфере личностная значимость профессионального произведения обязательно должна перерастать в значимость общественную. Именно с помощью такого полезного для всех продукта-произведения конкретный вид профессионального творчества получает смысл как явления искусства, призванного обогащать культуру, искусство, воздействовать на общественное сознание и т.д. При этом необходимо отметить, что в просьюмерской деятельности трудовое начало не доминирует полностью, соответственно, общественная значимость ее продуктов-произведений относительна, но тем не менее она актуализирована более явно по сравнению с любительством.

Просьюмерская практика, по нашему мнению, выступает как промежуточный вид человеческой активности, как переходная форма и модель, которая вобрала в себя, с одной стороны, признаки чисто любительской деятельности, а с другой - качества коммерческой профессионализированной деятельности. Выход просьюмерских практик за границы своего существования влечет «потерю своего лица», утрату специфических черт, как это было отмечено при анализе деятельности томских кинолюбителей: «.с выходом в сферу профессионального кино, с интеграцией в массовый прокат, кинопроизводство утрачивает характер просьюмерской деятельности» [Там же. С. 107].

Заключение

Отечественное фотолюбительство, с нашей точки зрения, может быть «вписано» в просьюмерские практики лишь отчасти. Дело в том, что их творческое и социокультурное пространства совпадают не в полной мере. Если рассматривать этап производства продукта-произведения, то можно констатировать, что любительское фототворчество демонстрирует тесную генетическую связь с принципами игровой деятельности со всеми вытекающими отсюда последствиями. Наблюдая такого рода активность фотолюбителей, необходимо подчеркнуть свободный характер их деятельности, направленной на самореализацию личности, что акцентирует процессуальную значимость любительских занятий и одновременно нивелирует их обязательную результативность. В просьюмерских практиках также присутствует самовыражение личности творца, но тем не менее доля трудового начала в них выражена сильнее. Роль и значение результата просьюмерской деятельности суще-

ственно выше, потому что теперь это уже не столько «вещь в себе», сколько «вещь для других». Процессуальные различия между любительскими и про-сьюмерскими практиками может заключаться в использовании средств производства (их количество и качество), в наличии-отсутствии неких обязательств перед своими единомышленниками (по срокам, техническим параметрам произведений) и т.д.

Что касается этапа распространения-потребления результатов любительской и просьюмерской деятельностей, то в этом случае отличия между ними носят более принципиальный характер. Конечно, отечественное фотолюбительское движение стремилось продвигать и популяризировать свои творческие достижения. Происходило это чаще всего через организацию или участие в различных конкурсах, выставках и фестивалях. Однако зрительская аудитория данных мероприятий была весьма ограничена - это были в основном сами их участники. Влияние фотолюбительства на социум и культуру было почти минимальным и, как правило, одномоментным. Исключение составляет отдельный этап истории, в котором общественная активность энтузиастов с фотокамерой способствовала появлению заметных художественно-творческих достижений (искусство репортажной фотографии - 60-80-е гг.).

Коммуникативные возможности современных просьюмерских практик несоизмеримо выше по сравнению с традиционным любительством. Это стимулирует субъектов просьюмерской деятельности на более масштабное и интенсивное взаимодействие со своими потребителями, заставляет креаторов учитывать их интересы и потребности. В коммуникативное пространство про-сьюмерских практик оказываются вовлечены те слои потребителей, которые не составляют уже ближнее окружение просьюмеров. Все это обязывает просьюмеров повышать свою профессиональную культуру, использовать профессиональные технологии производства, в том числе выполнять требования профессиональных форматов к продуктам своей деятельности. Именно в про-сьюмерской деятельности становятся возможными (но не обязательными) процессы коммерциализации и монетизации. А это уже совершенно иная социокультурная ситуация, рожденная новыми коммуникативными технологиями.

Некоторые представители современного фотолюбительства также оказались вовлечены в пространство просьюмерских практик. Это касается как деятельности любительских коллективов (фотоклубов), так и деятельности индивидуальных фотолюбителей. Первые из них стремятся организовать свою жизнедеятельность комплексно, вступая в контакты с профессиональными фотографическими объединениями, участвуя в коммерческих фотопроектах, организуя фотографические школы и курсы профессионального мастерства, занимаясь рекламой своих спикеров и их фоторабот. Наиболее продвинутая часть индивидуальных фотолюбителей также оказалась востребованной в плане реализации различных коммерческих проектов и заказов (в том числе рекламных). Многие из них воспользовались возможностью для размещения и продажи своих фоторабот на появившихся стоковых сайтах. Отдельная когорта индивидуальных фотолюбителей обратилась к платной съемке всевозможных событий и мероприятий, выступая в качестве корпоративных фотографов.

Всех их как просьюмеров объединяет несколько характерных черт. Во-первых, достаточно высокий уровень фоторабот и профессионального ма-

стерства; во-вторых, наличие коммерческой составляющей в их деятельности; в-третьих, ориентация на широкую зрительскую аудиторию и ее спрос, в том числе на реализацию культурно-образовательных проектов и задач. При этом важнейшей составляющей их полноценного функционирования является сетевая форма коммуникации. Тем не менее фотолюбителей как просью-меров нельзя в полной мере считать профессиональными работниками, потому что их деятельность носит эпизодический, непланомерный характер, не составляет основу их материального существования, являясь лишь дополнительным бонусом. Однако в сфере фотолюбительства, вбирающего просью-мерские принципы, все-таки остается пространство для свободного целепола-гания и волеизъявления, для удовлетворения личностных творческих амбиций, для самосовершенствования и самовыражения на волне собственного энтузиазма и любви к избранному делу.

Список источников

1. Никитенко А.В. Эволюция фотолюбительства в России // Аспекты национальной культуры в контексте современных проблем глобализации : материалы II нац. науч.-практ. конф. с междунар. участием. СПб., 2021. С. 138-143.

2. Бадретдинова С.А. Развитие любительского кинофотоискусства в регионах России в конце ХХ - XXI в. (на материалах Башкортостана) // Региональная история: методология, источники, историография : сб. науч. тр. третьих международных Усмановских чтений. 2016. С. 152-154.

3. Дорогонько З.В., Варенникова А.А. Художественно-эстетическая среда фото- и видеолюбительства как фактор развития творческого потенциала личности // Научно-практическая реализация творческого потенциала молодежи : материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых / Хабаровский государственный институт культуры. Хабаровск, 2021. С. 38-45.

4. Хилько Н.Ф. Парадигмы педагогики аудиовизуального творчества в социально-культурной системе деятельности // Вестник Омского университета. 2009. № 1 (51). С. 179-186.

5. ИгнатоваА.С. Фотографический «андеграунд» как фактор информационной революции в отечественной медиакультуре ХХ века // Человек в мире культуры. 2017. № 2-3. С. 160-163.

6. ВольфД.В. Эволюция DIY-практик в середине ХХ - начале ХХ1 в. // Теория и практика общественного развития. М. : Гуманитар. ин-т телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчи-на. 2015. № 3. С. 164-167.

7. Хилько Н.Ф. Роль индустрии досуга в институционализации фотографических форм сохранения культурного наследия Омского региона // Развитие досуговых индустрий : материалы Всерос. науч.-практ. семинара с междунар. участием. 2013. С. 192-197.

8. Хилько Н.Ф. Основы музеефикации и пропаганды искусства кино- и фотолюбительства в концепции культурного медианаследия Омского региона // Современные тенденции в развитии музеев и музееведения : материалы IV Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. 2020. С. 83-89.

9. Нетусова Т.М. Социокультурные функции любительской фотографии : автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2015. 32 с.

10. Фототворчество России: история, развитие и современное состояние фотолюбительства: [к 150-летию фотографии] / авт. текста В. Стигнеев ; сост. А. Баскаков. М. : Планета, 1990. 399 с.

11. Стигнеев В.Т. Век фотографии. 1894-1994: Очерки истории отечественной фотографии. М. : Изд-во ЛКИ, 2007. 392 с.

12. ГукА.А. Эволюция современного фото-, видеолюбительства и развитие социальной активности людей информационного общества // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 48. С. 97-103.

13. ГукА.А. История любительского кино-, фото- и видеотворчества: учеб. пособие. Кемерово : КемГИК, 2020. 133 с.

14. СавельеваЕ.Н. Переосмысляя Маркса: к онтологии просьюмеризма // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2019. № 36. С. 287-289.

15. Буденкова В.Е. Просьюмеризм: новый тренд в культуре потребления // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2019. № 36. С. 284-286.

16. Горбунова С.В. Просьюмеризм как модель потребительского поведения: экологический аспект // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2020. № 38. С. 24-32.

17. Фельдман А. Есть такой народ - фотолюбители. URL: https://culturolog.ru/in-dex2.php?option=com_content&task= view&id= 1110&pop =1&page= 0&Itemid=11?option=com_ content&task=view&id=1110&pop=1&page=0&Itemid=11 (дата обращения: 12.03.2021).

18. Максимишин С. Выходя за границы. URL: https://www.krista.ru/2018/04/17/sergej-maksimishin-vyxodya-za-granicy/

19. ГукА.А. Социокультурные функции и эстетические особенности досугового кинотворчества : автореф. дис. ... канд. филос. наук. М. : МГИК, 1992. 16 с.

20. Фотоклубы России. Справочник / сост. С. Майоров, Н. Середа. Ridero : Берега, 2021. 195 с.

21. Савельева Е.Н., Буденкова В.Е., Преснякова А.В. Кинопроизводство томских режиссеров-любителей как просьюмерская практика // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2020. № 39. С. 103-116.

22. Проблема человека в западной философии : сб. статей. М. : Прогресс, 1988. 544 с.

23. Кант И. Трактаты и письма. М. : Наука, 1980. 709 с.

24. Гессе Г. Игра в бисер. М.: Худ. лит., 1969. 543 с.

References

1. Nikitenko, A.V. (2021) Evolyutsiya fotolyubitel'stva v Rossii [The evolution of amateur photography in Russia]. Aspekty natsional'noy kul'-tury v kontekste sovremennykh problem globali-zatsii [Aspects of National Culture in the Context of Modern Problems of Globalization]. Proc. of the 2nd Conference. St. Petersburg.. pp. 138-143.

2. Badretdinova, S.A. (2016) Razvitie lyubitel'skogo kino-fotoiskusstva v regionakh Rossii v kontse XX-XXI vv. (na materialakh Bashkortostana) [The development of amateur cinema and photography in the regions of Russia in the late 20th - 21st century (a case study of Bashkortostan)]. In: Regional'naya istoriya: metodologiya, istochniki, istoriografiya [Regional History: Methodology, Sources, Historiography]. pp. 152-154.

3. Dorogonko, Z.V. & Varennikova, A.A. (2021) Khudozhestvenno-esteticheskaya sreda foto- i video-lyubitel'stva kak faktor razvitiya tvorcheskogo potentsiala lichnosti [The artistic and aesthetic environment of amateur photo and video as a development factor for the individual creative potential]. Nauchno-prakticheskaya realizatsiya tvorcheskogo potentsiala molodezhi [Scientific and practical implementation of the creative potential of youth]. Proc. of the Sixth Youth Conference. State Institute of Culture. Khabarovsk. pp. 38-45.]

4. Khilko, N.F. (2009) Paradigmy pedagogiki audiovizual'nogo tvorchestva v sotsial'no-kul'turnoy sisteme deyatel'nosti [Pedagogical Paradigms of Audiovisual Creativity in the Socio-Cultural System of Activity]. Vestnik Omskogo universiteta. 1(51). pp. 179-186.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ignatova, A.S. (2017) Fotograficheskiy "andegraund" kak faktor informatsionnoy revolyutsii v otechestvennoy mediakul'ture XX veka [Photographic "underground" as a factor of the information revolution in the domestic media culture of the twentieth century]. Chelovek v mire kul'tury. 2-3. pp. 160-163.

6. Volf, D.V. (2015) Evolyutsiya DIY-praktik v seredine XX - nachale XXI vv. [The evolution of DIY practices in the mid-twentieth - early twenty-first centuries]. Teoriya i praktika obshchestven-nogo razvitiya - Theory and Practice of Social Development. 3. pp. 164-167.

7. Khilko, N.F. (2013) Rol' industrii dosuga v institutsionalizatsii fotograficheskikh form so-khraneniya kul'turnogo naslediya omskogo regiona [The role of the leisure industry in the institutionalization of photographic forms of cultural heritage preservation in Omsk region]. In: Bezgubenko, A.A. et al. (eds) Razvitie dosugovykh industriy [Development of Leisure Industries]. Proc. of the Conference. Omsk, May 14, 2013. Omsk. pp. 192-197.

8. Khilko, N.F. (2020) Osnovy muzeefikatsii i propagandy iskusstva kino- i fotolyubitel'stva v kontseptsii kul'turnogo medianaslediya Omskogo regiona [Fundamentals of museumification and propaganda of the art of cinema and photography in the concept of cultural media heritage of the Omsk region]. In: Shelegina, O.N. & Zaporozhchenko, G.M. (eds) Sovremennye tendentsii v razvitii muzeev i muzeevedeniya [Modern Trends in the Development of Museums and Museology]. Novosibirsk: SB RAS. pp. 83-89.

9. Netusova, T.M. (2015) Sotsiokul'turnye funktsii lyubitel'skoy fotografii [Sociocultural functions of amateur photography]. Abstract of Sociology Cand. Diss. Moscow.

10. Stigneev, V. (1990) Fototvorchestvo Rossii: istoriya, razvitie i sovremennoe sostoyanie fotolyubitel'stva [Photography in Russia: History, Development and Current State of Amateur Photography]. Moscow: Planeta.

11. Stigneev, V.T. (2007) Vek fotografii. 1894-1994: Ocherki istorii otechestvennoy fotografii [Age of Photography. 1894-1994: Essays on the History of Russian Photography]. Moscow: LKI.

12. Guk, A.A. (2019) Evolyutsiya sovremennogo foto-, videolyubitel'stva i razvitie sotsial'noy ak-tivnosti lyudey informatsionnogo obshchestva [The evolution of modern amateur photography and video and the development of social activity of people in the information society]. Vestnik Kemerov-skogo gosudarstvennogo uni-versiteta kul'tury i iskusstv. 48. pp. 97-103.

13. Guk, A.A. (2020) Istoriya lyubitel'skogo kino-, foto- i videotvorchestva [The history of amateur film, photo and video creativity]. Kemerovo: KemGIK.

14. Savelieva, E.N. (2019) Rethinking marx: towards the ontology of prosumerism. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Culture Studies and Art History. 36. pp. 287-289. (In Russian).

15. Budenkova, V.E. (2019) Prosumerism: a new trend in consumer culture. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Culture Studies and Art History. 36. pp. 284-286. (In Russian).

16. Gorbunova, S.V. (2020) Prosumerism as a model of consumer behaviour: environmental aspect. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Culture Studies and Art History. 38. pp. 24-32. (In Russian).

17. Feldman, A. (n.d.) Est' takoy narod- fotolyubiteli [There are such people - amateur photographers]. [Online] Available from: https://culturolog.ru/in-dex2.php?option=com_content&task= view&id= 1110&pop =1&page= 0&Itemid=11?option=com_ content&task=view&id= 1110&pop= 1&page=0&Itemid=11 (Accessed: 12th March 2021).

18. Maksimishin, S. (2018) Vykhodya za granitsy [Going beyond the borders. [Online] Available from: https://www.krista.ru/2018/04/17/sergej-maksimishin-vyxodya-za-granicy/

19. Guk, A.A. (1992) Sotsiokul'turnye funktsii i esteticheskie osobennosti dosugovogo kinotvor-chestva [Sociocultural functions and aesthetic features of leisure filmmaking]. Psychology Cand. Diss. Moscow: MGIK. [Online] Available from: https://www.krista.ru/2018/04/17/sergej-maksimishin-vyxodya-za-granicy/

20. Mayorov, S. & Sereda, N. (2021) Fotokluby Rossii. Spravochnik [Photoclubs of Russia. A Handbook]. Ridero: Berega.

21. Savelieva, E.N., Budenkova, V.E. & Presnyakova, A.V. (2020) Tomsk amateur filmmakers' film production as a prosumer practice. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Culture Studies and Art History. 39. pp. 103-116. (In Russian). DOI: 10.17223/22220836/39/10

22. Popov, Yu.N. (ed.) (1988) Problema cheloveka v zapadnoy filosofii [The problem of man in Western philosophy]. Moscow: Progress.

23. Kant, I. (1980) Traktaty ipis'ma [Treatises and Letters]. Translated from German. Moscow: Nauka.

24. Hesse, H. (1969) Igra v biser [The Glass Bead Game]. Translated from German. Moscow: Khudozhestvennaya literatura.

Сведения об авторе:

Гук Е.А. - доктор философских наук, профессор кафедры фотовидеотворчества Кемеровского государственного института культуры (Кемерово, Россия). E-mail: guk56mai@mail.ru

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Information about the author:

Guk A.A. - Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: guk56mai@mail.ru

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 09.06.2022; одобрена после рецензирования 12.07.2022; принята к публикации 04.11.2022.

The article was submitted 09.06.2022; approved after reviewing 12.07.2022; accepted for publication 04.11.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.