УДК 63, 574
DOI: 10.24412/2658-4255-20214-28-39
Для цитирования:
Р.Р. Калитин Современное состояние, проблемы северного домашнего оленеводства и пути их решения // Российская Арктика. 2021. № 15. С. 28-39
Получена: 27.07.2021 Принята: 10.12.2021 Опубликована: 15.12.2021
Статья распространяется в полнотекстовом формате на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ СЕВЕРНОГО ДОМАШНЕГО ОЛЕНЕВОДСТВА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
P.P. Калитин1
1 член экспертной комиссии постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики, помощник сенатора Российской Федерации от Республики Коми; kalitinr@mail.ru
Аннотация: Северное домашнее оленеводство - вид традиционной хозяйственной деятельности коренных народов Севера. Коренные жители обладают уникальными знаниями, которые дают им возможность вести такую деятельность в суровых условиях Крайнего Севера и сосуществовать с природой в гармонии, сохраняя ее богатства. Сегодня северное оленеводство переживает не лучшие времена. Поэтому сейчас очень важно обеспечить поддержку отрасли, технологически развивать принципы традиционного хозяйствования, которое при гуманном подходе к природе позволит улучшить качество жизни коренного населения. В данной статье рассмотрены вопросы развития северного оленеводства и пути решения проблем.
Ключевые слова: малочисленные народы, коренные народы, оленеводство, Арктика, КМНС
CURRENT STATE, PROBLEMS OF NORTHERN DOMESTIC REINDEER HUSBANDRY AND WAYS TO SOLVE THEM
R.R. Kalitini
i Member of the expert commission of the committee of the State Assembly (Il Tumen) The Republic of Sakha (Yakutia) on the issues of indigenous peoples and Arctic affairs, assistant to the senator of The Russian Federation from The Komi Republic
Abstract: Northern domestic reindeer husbandry is a type of traditional economic activity of the indigenous peoples of the North. Indigenous people have unique knowledge that gives them the opportunity to conduct such activities in the harsh conditions of the Far North and coexist with nature in harmony, preserving its riches. Today, reindeer husbandry is going through hard times. Therefore, it is now very important to provide support to the industry, technologically develop the principles of traditional management, which, with a humane approach to nature, will improve the quality of life of the indigenous population. This article discusses the development of reindeer husbandry and ways to solve problems.
Keywords: indigenous peoples, arctic, reindeer husbandry
Современная арктическая повестка обеспечивает высокую актуальность темы защиты интересов Российской Федерации в Арктической зоне и выводит задачу развития арктических территорий на передний план, позиционируя ее как самостоятельную проблему, требующую критического анализа и научной проработки.
В этих условиях особое место занимает традиционная экономика коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Ее развитие и поддержка позволит сохранить уникальный этнокультурный код коренных малочисленных народов Арктики, их язык, культуру, что является необходимым элементом существования любого этноса. Более того, при должной поддержке со стороны государства традиционная экономика коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока может выступить в качестве эффективного элемента арктической экономической повестки, в первую очередь в части обеспечения локальной продовольственной безопасности, а также в контексте создания новых рабочих мест и кадровой потребности Арктической зоны Российской Федерации.
Создание механизмов развития социально-экономического потенциала коренных малочисленных народов Арктики является одним из приоритетов национальной политики Российской Федерации, что отражено в ряде официальных государственных документов: концепциях и стратегиях, утвержденных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
Россия обладает одним из самых больших в мире поголовий северного оленя.
По информации Минсельхоза России (учтенное поголовье): в 2018 г. — 1 019,94 тыс. голов, в 2019 г. — 932,69 тыс. голов, в 2020 г. — 769,05 тыс. голов, в 2021 г. — 837,88 тыс. голов (Таблица 1).
Таблица 1
Учтенное поголовье северного домашнего оленя (по данным Минсельхоза России)
№ Наименование Субъекта РФ 2021 г. Поголовье северных оленей в СХО, КФХ (ИП) (тыс. голов)
1. Республика Коми 67,50
2. Архангельская область 1,32
3. Ненецкий Автономный округ 150,90
4. Мурманская область 52,60
5. Ханты-Мансийский автономный округ 22,80
6. Ямало-Ненецкий автономный округ 90,00
7. Республика Бурятия -
8. Республика Тыва 1,02
9. Забайкальский край 3,90
10. Красноярский край 120,04
11. Иркутская область -
12 Республика Саха (Якутия) 155,36
13. Камчатский край 43,20
14. Хабаровский край -
15. Амурская область 5,20
16. Магаданская область -
17. Сахалинская область -
18. Чукотский автономный округ 124,04
ИТОГО 837,88
По информации органов государственной власти субъектов РФ: в 2018 г. — 1 594,86 тыс. голов, в 2019 г. — 1 496,80 тыс. голов, в 2020 г. — 1 448, 99 тыс. голов, в 2021 г. — 1 428, 33 тыс. голов (Таблица 2).
Таблица 2
Поголовье северного оленя (по данным органов государственной власти субъектов РФ)
№ Муниципальное образование 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год
Амурская область
1. Зейский район 835 855 877 897
2. Селемджинский 976 1005 1088 912
3. Тындинский 3736 3899 4154 4274
Всего по региону 5547 5759 6119 6083
Республика Бурятия
1. Баунтовский Эвенкийский 306 332 417 421
2. Окинский 50 50 63 69
3. Северо-Байкальский 420 428 490 500
Всего по региону 776 810 970 990
Иркутская область
1. МО «Катангский район» 38 118 32 34
2. МО «Нижнеудинский район» 360 381 386 390
Всего по региону 398 403 418 424
Камчатский край
1. Быстринский муниципальный район 9837 8194 7971 8476
2. Карагинский муниципальный район 5212 878 660 3348
3. Олюторский муниципальный район 13359 14427 14528 15493
4. Пенжинский муниципальный район 8101 8056 8329 8137
5. Тигильский муниципальный район 9353 9647 11699 12357
Всего по региону 45862 41202 43187 47811
Республика Коми
1. МО ГО «Воркута» 25965 26032 25293 23695
2. МО ГО «Усинск» 26334 26330 25465 23469
3. МО ГО «Инта» 31490 32437 31422 36628
4. МО МР «Ижма» 9128 10352 10114 8223
5. МО МР «Усть-Цилемский» 726 726 726 696
6. МО МР «Княжпогостский» 3 0 0 0
№ Муниципальное образование 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год
7. МО МР «Печора» 6 0 2 2
Всего по региону 93652 95877 93022 92713
Красноярский край
1. Таймырской Долгано-Ненецкий муниципальный район 105594 127 507 120 248 119 163
2. Эвенкийский муниципальный район 2 531 2 065 1 560 1 276
3. Туруханский район 807 807 700 700
Всего по региону 108 932 130 379 122 508 121 139
Магаданская область
1. Северо-Эвенский городской округ 9709 6237 6777 6931
Мурманская область
1. Ловозерский район 54199 54274 54534 54774
2. Кольский район 1062 1062 1062 1071
3. Печенгский район 675 675 439 439
4. Ковдорский район 39 41 57 59
5. Терский район 2138 2180 2239 2368
6. Оленегорский район 0 0 6 1
Всего по региону 58113 58232 58337 58712
Ненецкий автономный округ
1. Муниципальное образование "Канинский сельсовет" 16491 15205 16068 12371
2. Муниципальное образование "Омский сельсовет" 7349 5443 6113 5724
3. Муниципальное образование "Пешский сельсовет" 2738 2243 2364 1586
4. Муниципальное образование "Коткинский сельсовет" 3523 3598 3672 3606
5. Муниципальное образование "Тиманский сельсовет" 8088 8631 7252 7338
6. Муниципальное образование "Пустозерский сельсовет" 3271 3138 2844 2907
7. Муниципальное образование "Малоземельский сельсовет" 9392 10522 9602 9515
8. Муниципальное образование "Приморско-Куйский сельсовет" 27486 28068 27985 27354
9. Муниципальное образование "Хорей-Верский сельсовет" 22773 22948 21945 21049
10. Муниципальное образование "Юшарский сельсовет" 24060 24476 26025 26373
11. Муниципальное образование "Карский сельсовет" 8207 8789 9030 7994
№ Муниципальное образование 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год
12. Муниципальное образование"Рабочий поселок "Искателей" 27785 26053 24278 24038
13. Муниципальное образование "Хосе-да-Хардский сельсовет" 15972 20091 18521 18332
Всего по региону 177135 179205 175699 168187
Хабаровский край
1. Аяно-Майский 496 179 188 229
2. Охотский 3995 4186 4186 4013
3. Тугуро-Чумиканский 283 318 300 300
Всего по региону 4774 4683 4674 4542
Сахалинская область
1. МО «Городской округ Ногликский» 131 96 95 95
Республика Тыва
1. Тоджинский район 3310 1265 1621 2021
2. Кызылский район 98 142 147 148
Всего по региону 3408 1407 1768 2169
Ханты-Мансийский автономный округ
1. Березовский МР всего в том числе: 13229 13230 13745 13764
2. ГП Игрим 6 0 0 0
3. СП Саранпауль 13223 13230 13745 13764
4. Нижневартовский МР всего в том числе: 1490 1503 1531 1462
5. СП Ларьяк (с. Корлики) 545 530 440 371
6. ГП Новоаганск (с. Варьеган) 900 900 980 980
7. СП Аган (пос. Аган) 45 73 111 111
8. Ханты-Мансийский МР всего в том числе: 80 69 69 67
9. СП Кышик (с. Кышик) 80 69 69 52
10 СП Шапша (д. Шапша) 0 0 0 15
11. Белоярский МР всего в том числе: 13118 12958 16632 12625
12. СП Казым (с. Казым, д. Нумто, д. Юильск) 13118 12958 16632 12625
13. Сургутский МР всего в том числе: 6222 5465 5491 5478
14. СП Русскинская (д. Русскинская) 4504 3833 3849 3850
15. СП Нижнесортымский 754 750 745 743
16. СП Сытомино (с. Сытомино) 230 225 225 220
№ Муниципальное образование 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год
17. СП Ульт-Ягун (пос. Тром-Аган) 609 530 543 530
18. ГП Федоровский 0 12 12 0
19. ГП Лянтор (г. Лянтор) 125 115 117 135
20. ГО Покачи (г. Покачи) 5 0 0 0
21. ГО Когалым (г. Когалым) 526 510 495 495
22. Кондинский М.Р. всегов том числе: 0 8 0 0
23. СП Мулымья (с. Шаим) 0 8 0 0
24. ГО Урай (г. Урай) 0 0 0 2
Всего по региону 34670 33743 37963 33893
Чукотский автономный округ
1. Анадырский муниципальный район 46126 39562 36052 33497
2. Билибинский муниципальный район 20143 16935 17110 18874
3. Городской округ Эгвекинот 48678 48942 45346 41052
4. Провиденский городского округа 2510 2200 2347 2161
5. Городской округ Певек 27630 27867 24490 22306
6. Чукотский муниципальный район 9829 7312 6982 7262
Всего по региону 154916 142818 132327 125152
Республика Саха (Якутия)
1. Абыйский улус 20 59 79 51
2. Алданский улус 7 878 7 366 7 410 7 459
3. Аллаиховский улус - - 47 27
4. Анабарский улус 16 964 17 682 18 050 20 862
5. Булунский улус 13 351 14 148 14 405 14 564
6. Верхнеколымский улус 1 386 1 171 1 089 1 007
7. Верхоянский улус 2 358 2 469 2 983 3 073
8. Горный улус 253 57 - -
9. Жиганский улус 2 779 2 931 2 688 2 690
10. Кобяйский улус 7 168 6 371 6 427 6 694
11. Момский улус 10 872 10 997 11 614 11 794
12. Нерюнгринский улус 6 047 6 204 6 393 6 488
13. Нижнеколымский улус 18 317 13 094 15 167 15 700
14. Оймяконский улус 10 270 7 677 8 303 8 227
15. Олекминский улус 5 940 5 911 5 131 5 123
16. Оленекский улус 4 591 5 016 5 287 5 264
17. Среднеколымский улус 1 379 1 371 1 431 1 473
№ Муниципальное образование 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год
18. Томпонский улус 7 543 6 060 6 434 6 753
19. Усть-Майский улус 571 649 332 400
20. Усть-Янский улус 22 456 24 203 25 679 26 934
21. Хангаласский улус 10 12 5 12
22. Эвено-Бытантайский улус 14 477 13 137 13 114 12 882
Всего по региону 154 630 146 585 152 068 157 477
Ямало-Ненецкий автономный округ
1. Ямальский район 290 851 235 579 225 457 225 254
2. Тазовский район 260 418 230 398 254 396 253 033
3. Приуральский 136 631 140 788 95 062 90 286
4. Надымский 29 591 27 107 24 991 27 108
5. Пуровский 35 834 29 087 31 665 30 611
6. Шурышкарский 22 724 23 319 21 234 21 259
7. Красноселькупский 2 507 1 645 1 665 1 380
8. г. Салехард 8 784 1 917 1 780 900
9 г. Губкинский 730 730 0 0
Всего по региону 788 070 690 570 656 250 649 831
ВСЕГО 1 594 861 1 496 804 1 448 995 1 428 338
Различие данных Минсельхоза России и регионов обусловлено следующими причинами: отсутствием скоординированной работы органов власти, несовершенством системы учета поголовья оленей, отсутствием мотивации частных хозяйств к легализации поголовья северного оленя, а также бытовые причины — образ жизни и обычаи коренных малочисленных народов, не этично спрашивать у оленевода сколько у него оленей.
Таким образом, по информации Минсельхоза России, начиная с 2018 г. поголовье северного оленя снизилось на 182,06 тыс. голов. Кроме того, информация Минсельхоза России не включает численность поголовья частных хозяйств — «оленеводов-частников».
Размер федеральной поддержки рассчитывается исходя из заявленного (учтенного) поголовья северного оленя. Так в рамках госпрограммы Минсельхоза России по развитию северного оленеводства, мараловодства и мясного табунного коневодства в федеральном бюджете на эти цели были предусмотрены: в 2018 г. — 507 909,4 тыс. руб., в 2019 г. — 496 152,2 тыс. руб., в 2020 г. — 372 342,5 тыс. руб.
С 2021 года государственная поддержка "северного оленеводства" осуществляется отдельным направлением в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2020 г. № 1932 «О внесении изменений в приложения № 7 и 8 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2021 г. на эти цели предусмотрено 303 431,1 тыс. руб. Таким образом, «оленеводы-частники» в сложившейся системе сельскохозяйственной отрасли, не могут претен-
довать на получение федеральной поддержки.
Российская Федерация имеет огромный потенциал по экспорту продукции оленеводства. В России регионами-экспортёрами оленины (мясо, шкуры) являются Мурманская обл., Ямало-Ненецкий АО, Ненецкий АО. Для сравнения, на сегодняшний день основным экспортёром продукции из оленя в мире является Новая Зеландия (по данным за 2018 г. объем экспорта составил 16 598 тонн, включая 4 466 тонн побочных продуктов оленеводства, на общую сумму 322 млн дол. США. (23,8 млрд руб.) (основные рынки Китай, Германия и США)[2].
Оленеводство - один из основных видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. Оно играет огромную роль для сохранения их культуры и самобытности.
Общая площадь оленьих пастбищ в России составляет 326,9 млн га. [3] Деградация оленьих пастбищ - одна из основных проблем для Ямало-Ненецкого автономного округа и левобережья Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. Данная проблема вызвана превышением оленеемкости пастбищ.
Опыт Ямала нуждается в отдельном внимании, так в регионе созданы современные убойные комплексы, тундровикам установлена закупочная цена в размере 450 рублей за килограмм мяса высокого качества, на путях кочевий размещены фактории, которые обеспечивают жизнедеятельность кочевого населения, которые также выполняют роль экстренного пункта, магазина, хлебопекарни и как места временного пребывания кочевников.
Для восточной Арктики и регионов Дальнего Востока в вопросе сбыта продукции из оленя характерна проблема сложной логистики, влекущей за собой увеличение конечной цены продукции. В восточной части России деятельность ориентирована, в первую очередь, на наращивание численности поголовья северных оленей, так как в Камчатском крае совсем не ведется племенная работа, в Республике Саха (Якутия), Чукотском автономном округе - весьма ограничено. В связи с этим в некоторых хозяйствах введен мораторий, и не осуществляется убой северных оленей в промышленных целях. Кроме того, хозяйства несут огромную социальную нагрузку, обеспечивая занятость и доходность местного коренного трудоспособного населения.
Несколько лет подряд сохраняется отрицательная тенденция в численности домашних северных оленей. По информации, предоставленной предприятиями-заготовщиками, значительное снижение поголовья домашнего северного оленя связано с причинами разного рода, основная из которых - отсутствие кадров, деградация пастбищ, болезни различной этиологии и травеж хищником (нападение волков и т.п.).
Для примера, на рисунке 1 представлена динамика численности поголовья северного оленя в Эвенкийском муниципальном районе начиная с 2009 г.
По информации МП ЭМР ОПХ «Суриндинский» основная причина такой динамики в Эвенкии --- отсутствие кадров и травеж хищником. В соответствии с приказом министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 31.12.2019 № 77-2185-од на территории Эвенкии в 2020 году проводились мероприятия по регулированию численности волка в количестве 2 377, в том числе в охотничьих угодьях, закрепленных за МП ЭМР ОПХ «Суриндинский» в количестве 400 особей, за 2020 год добыто 14 волков.
Падеж составили олени, подверженные сезонным заболеваниям; а также раненные хищником и не подлежащие лечению. Учтен человеческий фактор, который связан с несвоевременным принятием мер при траве-же, падеже и потере поголовья.
В настоящее время основным видом продукции, производимым и реализуемым в оленеводстве, является мясо. Однако перечень видов продукции и сырья, которые можно заготавливать, собирать и успешно ре-ализовывать, достаточно велик. Это непищевые субпродукты, рог, панты, эндокринно-ферментное сырьё, шкуры, кровь. Сегодня используется не более 5% производимого объёма этих товаров, остальное уничтожается или утилизируется, как биологические отходы. Притом, эта небольшая доля реализуемой продукции продаётся, как правило, на экспорт в виде необработанного сырья по крайне низкой цене. Но согласно расчетам экономистов, именно эта продукция, являющаяся сегодня побочной и отправляемая в отходы, может приносить оленеводческим предприятиям значительную часть объёма выручки.
Сегодня профессия «Оленевод» не является престижной, дети кочевников и потенциальные молодые кадры - оленеводы, пройдя обучение на «материке», зачастую уже не стремятся вернуться в родные края и продолжать традиционное хозяйствование. На подобный выбор также влияет отсутствие личных перспектив и суровые условия ведения такой деятельности.
Немаловажное значение для закрепления молодежи в тундре имеет признание труда оленевода. Молодой человек должен быть уверен: оленеводство - почетный и славный труд. И, конечно, за этот тяжелый труд оленеводу полагается достойное материальное обеспечение, жизнь в тепле и уюте хороших квартир и домов со своими семьями.[7]
Оленеводство, являясь подотраслью животноводства, входит в перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, так 15 апреля 2021 г. председатель кабмина Михаил Мишустин утвердил программу государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов
Рисунок 1 - Динамика численности поголовья северного оленя в Эвенкийском муниципальном районе
в Арктике[8]. Минвостокразвития России определен администратором и основным исполнителем программы.
Сегодня существуют хозяйственные субъекты, занимающиеся заготовкой оленьего мяса: АО «Мясопродукты», КФХ «Нельмин-нос, СПК «Ерв» в Ненецком-автономном округе, ПСК «Оленевод» в Воркуте, ООО «Интин-ское»» в г. Инте и многие другие, где также занято местное население, не относящееся к коренным малочисленным народам. Также хочется отметить, что традиционно занимаются кочеванием и выпасом оленя «Коми-ижемцы», но в перечень малочисленных народов такие граждане не входят. Также оленеводство осуществляется не только в Арктической зоне РФ. Исходя из данных фактов, необходимо рассматривать северное домашнее оленеводство отдельно, в качестве отдельной отрасли животноводства.
Несмотря на меры государственной поддержки, оказываемые органами власти субъектов РФ (Таблица 3), проблемой северного оленеводства является отсутствие целенаправленных, скоординированных усилий со стороны всех субъектов хозяйствования, включая власти регионов и соответствующих государственных институтов (Минсельхоза России Минвостокразвития России, Минпромторга России, Минздрава России, Минприроды России и т.п.). То есть отсутствует система управления отраслью «северное оленеводство» (как подотрасли животноводства), что приводит к неравномерному развитию отрасли в регионах, проблемой закрепления земель (пастбищ), невозможности решить проблемы на межрегиональном уровне, отсутствию целенаправленных инвестиций (прежде всего в повышении уровней переработки сырья в продукты более высокого передела), сложностям организации сбыта на внутренний рынок и экспорта продукции за рубеж, развитию «серого» рынка продукции, демпингу со стороны зарубежных покупателей.
В целях сохранения северного оленеводства как отрасли на территории, обеспечения занятости местного населения, сохранения отрасли как важной составляющей жизни коренных народов необходимо:
1. разработать на федеральном уровне отдельную межотраслевую программу по поддержке северного оленеводства, предусмотрев при этом:
Таблица 3
Лидеры - регионы по поддержке северного домашнего оленеводства (по данным органов власти субъектов РФ) (тыс.руб.)
№ Субъект РФ 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год (утв. бюджет)
1. Чукотский автономный округ 991 830,1 1 253 935,3 1 189 172,3 1 248 663,0
2. Ямало-Ненецкий автономный округ 769 383,0 740 085,0 904 078,0 960 442,0
3. Республика Саха (Якутия) 822 831,23 876 347,76 875 970,95 841 868,10
4. Камчатский край 238 959,83 246 181,30 315 678,76 300 000,0
5. Ненецкий автономный округ 247 892,0 276 257,3 225 827,2 286 570,5
6. Красноярский край 201 003,8 217 836,0 207 804,0 247 868,7
обеспечение адресности государственной поддержки, направленной непосредственно на граждан, ведущих традиционную хозяйственную деятельность, а также на развитие малых форм хозяйствования.
повышение престижа профессии «Оленевода» путем обеспечения дополнительного стимулирования кадров (предоставления жилья, специализированной техники, субсидии на выплату заработной платы), ввод новых видов направлений профессиональной подготовки, направленных на внедрение современных методов, способов ведения хозяйства и переработки продукции,
создание стабильной производственно-хозяйственной деятельности предприятий оленеводства, в том числе по сбыту продукции на внутреннем и внешних рынках, ветеринарному сопровождению,
обеспечение модернизации убойных, перерабатывающих предприятий и логистических центров, в том числе по глубокой переработке продукции оленеводства,
мероприятия, направленные на борьбу с хищниками, создание современных промежуточных баз на путях каслания, обеспечивающих жизнедеятельность населения, ведущих традиционную хозяйственную деятельность,
разработку мер государственной поддержки и совершенствование законодательства в целях стимулировании легитимации оленеводческих хозяйств («оленеводов-частников»),
проведение исследований в области использования продукции оленеводства для создания здоровьесберегающих, лекарственных, косметических средств, биологически активных добавок, пищевых продуктов общего, лечебно-профилактического назначения и специальной ориентации,
решение вопроса закрепления земель (пастбищ) за хозяйствующими субъектами, а также проведение геоботанических исследований этих земель.
расширение на законодательном уровне возможностей по получению мер государственной поддержки по линии сельского хозяйства и МСП для общин коренных малочисленных народов;
2. предусмотреть дифференцированный подход к поддержке хозяйствующих субъектов, учитывая специфику ведения северного домашнего оленеводства (таежная, горно-таежная, лесотундровая и тундровая).
Список литературы:
1. Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 193-Ф3 «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, №9, ст. 4503).
2. At a glance industry statistic [Электронный ресурс] // URL: https://www.deernz.org/about-deer-industry/nz-deer-industry/deer-industry-statistics/glance-industry-statistics#.YC6SS-gzZPY (дата обращения 18.02.2020).
3. Структура земельного фонда Российской Федерации и качественное состояние земель [Электронный ресурс] // https://vuzlit.ru/l433937/struktura_zemelnogo_fonda_ rossiyskoy_federatsii_kachestvennoe_sostoyanie_zemel (дата обращения 18.02.2020).
4. Минсельхоз РФ запретил травить волков [Электронный ресурс] // https://www.pravda. ru/news/society/301546-wolves/ (дата обращения 18.02.2020).
5. Минприроды России запретило травить волков ядом [Электронный ресурс] // https:// vtinform.com/news/138/56889/ (дата обращения 18.02.2020).
6. Глубокая переработка продуктов оленеводства: возможности и направления развития [Электронный ресурс] // https://cyberleninka.ru/article/n/glubokaya-pererabotka-
produktov-olenevodstva-vozmozhnosti-i-napravleniya-razvitiya (дата обращения 18.02.2020).
7. Почему Камчатская молодежь не хочет работать в оленеводстве? [Электронный ресурс] // https://kam-kray.ru/news/15161-pochemu-kamchatskaja-molodyozh-ne-hochet-rabotat-v-olenevodstve.html (дата обращения 18.02.2020).
8. Распоряжение Правительства РФ от 15 апреля 2021 г. № 978-р «Об утверждении программы государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ, осуществляемой в Арктической зоне РФ» (Собрание законодательства Российской Федерации 2021, №17, ст.3007)
References:
1. Federal Law No. 193-FZ of July 13, 2020 "On State Support for Entrepreneurial Activity in the Arctic Zone of the Russian Federation" (Collection of Legislation of the Russian Federation, 2020, No. 9, Article 4503).
2. At a glance industry statistical [Electronic resource] // URL: https://www.deernz.org/about-deer-industry/nz-deer-industry/deer-industry-statistics/glance-industry-statistics#.YC6SS-gzZPY (accessed 18.02.2020).
3. The structure of the land fund of the Russian Federation and the qualitative state of the land [Electronic resource] // https://vuzlit.ru/l433937/struktura_zemelnogo_fonda_ rossiyskoy_federatsii_kachestvennoe_sostoyanie_zemel (accessed 18.02.2020).
4. The Ministry of Agriculture of the Russian Federation banned the poisoning of wolves [Electronic resource] // https://www.pravda.ru/news/society/301546-wolves/ (accessed 18.02.2020).
5. The Ministry of Natural Resources of Russia banned the poisoning of wolves with poison [Electronic resource] // https://vtinform.com/news/138/56889/ (accessed 18.02.2020).
6. Deep processing of reindeer products: opportunities and directions of development [Electronic resource] // https://cyberleninka.ru/article/n/glubokaya-pererabotka-produktov-olenevodstva-vozmozhnosti-i-napravleniya-razvitiya (accessed 18.02.2020).
7. Why Kamchatka youth do not want to work in reindeer husbandry? [Electronic resource] // https://kam-kray.ru/news/15161-pochemu-kamchatskaja-molodyozh-ne-hochet-rabotat-v-olenevodstve.html (accessed 18.02.2020).
8. Decree of the Government of the Russian Federation of April 15, 2021 No. 978-r "On approval of the program of state support for the traditional economic activities of indigenous small peoples of the Russian Federation carried out in the Arctic zone of the Russian Federation" (Legislative Assembly of the Russian Federation 2021, No. 17, Article 3007)