Научная статья на тему 'Современное состояние, проблемы и перспективы развития машиностроительного комплекса Узбекистана'

Современное состояние, проблемы и перспективы развития машиностроительного комплекса Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
437
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
машиностроительный комплекс / развитие / предприятие / отрасль / ресурсы / machine-building complex / development / enterprise / industry / resources.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Желтухин Андрей Владимирович

Статья посвящена исследованию состояния и перспектив развития машиностроительного комплекса Узбекистана в современных условиях глобального рынка. Автором рассмотрены ключевые проблематичные аспекты функционирования отрасли, обоснована целесообразность учета и адаптации к национальному экономическому положению мировых тенденций развития машиностроительных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE, PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE MACHINE-BUILDING COMPLEX OF UZBEKISTAN

The article is devoted to the study of the state and prospects of development of the machine-building complex of Uzbekistan in the modern conditions of the global market. The author considers the key problematic aspects of the functioning of the industry, justifies the feasibility of taking into account and adapting to the national economic situation of world trends in the development of machine-building enterprises.

Текст научной работы на тему «Современное состояние, проблемы и перспективы развития машиностроительного комплекса Узбекистана»

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

УЗБЕКИСТАНА

CURRENT STATE, PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE MACHINE-BUILDING COMPLEX OF UZBEKISTAN

УДК-621.8

Желтухин Андрей Владимирович, Старший преподаватель Алмалыкский филиал НИТУ «МИСиС». Республика Узбекистан, г.Ташкент Zheltukhin Andrey Vladimirovich, andrey_uz@list.ru

Аннотация. Статья посвящена исследованию состояния и перспектив развития машиностроительного комплекса Узбекистана в современных условиях глобального рынка. Автором рассмотрены ключевые проблематичные аспекты функционирования отрасли, обоснована целесообразность учета и адаптации к национальному экономическому положению мировых тенденций развития машиностроительных предприятий. Annotation. The article is devoted to the study of the state and prospects of development of the machine-building complex of Uzbekistan in the modern conditions of the global market. The author considers the key problematic aspects of the functioning of the industry, justifies the feasibility of taking into account and adapting to the national economic situation of world trends in the development of machine-building enterprises.

Ключевые слова: машиностроительный комплекс, развитие, предприятие, отрасль, ресурсы.

Keywords: machine-building complex, development, enterprise, industry, resources.

Постановка проблемы. В условиях усиления глобализации развитие экономики любого государства все больше определяется международной конкурентоспособностью на микро-, мезо- и макроуровне и ее экспортным потенциалом. Однако динамика внешнеторгового баланса Республики Узбекистан свидетельствует о негативных тенденциях для национальной экономики [2]. Поэтому эффективное функционирование экономики Узбекистана сегодня требует принципиально новых подходов к формированию политики экономического развития, которая обеспечит устойчивый рост, воспроизведение промышленности и, в частности, одной из ее ключевых составляющих - машиностроительного комплекса. Целью статьи

является исследование состояния и тенденций развития отрасли машиностроения в Узбекистане в современных условиях функционирования рынка.

Изложение основного материала. В условиях развития мировых интеграционных процессов предприятия машиностроительного комплекса Узбекистана функционируют в сложной экономической ситуации. Обострение конкуренции со стороны иностранных товаропроизводителей и отсутствие развитых рынков сбыта сказываются на развитии и функционировании субъектов отрасли машиностроения. В мировой экономике эта сфера хозяйствования является одной из самых глобализированных, для нее характерны такие аспекты функционирования, как: жесткая конкуренция, внутригосударственное (региональное) и международное сотрудничество и значительные объемы обмена продукцией [1]. Даже развитые страны не могут обеспечить свои потребности по всему ассортименту продукции машиностроения только за счет собственного производства. Поэтому возможность интеграции машиностроения Узбекистана в мировое экономическое пространство должна рассматриваться с учетом конкурентоспособности отечественной продукции и развития сотрудничества, в частности в области обеспечения комплексных поставок и технического обслуживания поставляемой продукции [3]. Стратегической задачей Узбекистана является развитие и использование экспортного потенциала ведущих отраслей промышленности. Наращивание доходов от экспорта активизирует торговые и платежные балансы, увеличивает валютные резервы страны. Работа на емкие мировые рынки позволяет странам задействовать в производственном процессе имеющиеся мощности, которые не используются внутри страны. Деятельность, направленная на внешние рынки, не только позволяет сохранить основной капитал предприятий, но и благодаря полученным внешнеторговым прибылям модернизировать его [5].

Так, машиностроение Узбекистанаявляется сектором промышленности, который включает в себясвыше 1200 предприятий (из которых:26-крупных (2,1%);196 - средних (15,4%);около 990 - малых (82,5%)), которые реализуют свою деятельность по направлению производства различных машин и оборудования, приборов и аппаратуры и т.д. В машиностроении сосредоточено более 15% стоимости основных средств и почти 6% оборотных активов отечественной промышленности, а также более 22% количества наемных работников [8]. От уровня развития машиностроения зависят темпы

и масштабы внедрения научно - технических достижений в области -потребителях машиностроительной продукции.

Анализ тенденций развития современного машиностроительного комплекса Узбекистана показывает, прежде всего, отсутствие надлежащего управления и регулирования ресурсного обеспечения страны, значительное технологическое отставание от развитых стран, человеческий потенциал и наличие ресурсов являются чуть ли не единственным источником конкурентных преимуществ отрасли.

Доля машиностроения в структуре промышленности Узбекистанакак индустриально развитого государстванедостаточна, в последние годы она составляет всего 13%, тогда как 30 лет назад составляла 30% [6]. При этом необходимо учитывать тот факт, что в экономически развитых странах доля машиностроительных производств составляет от 30 до 50% общего объема выпуска промышленной продукции (в Германии - 53,6%, Японии - 51,5%, Англии - 39,6%, Италии - 36,4%, Китае - 35,2%). Это обеспечивает техническое перевооружение всей промышленности каждые 8-10 лет. При этом доля продукции машиностроения в ВВП стран Евросоюза составляет 36-45%, в США - 40%, в России машиностроение обеспечивает 18% ВВП [7]. Ведущую роль в комплексе машиностроения страны играет сельскохозяйственное машиностроением последним официальным данным в 2018 г. парк сельскохозяйственной техники в стране состоял из150486 ед., в том числе 57822 ед. тракторов, 58019 ед. навесной техники, 3608 ед. зерноуборочных комбайнов, 1224 ед. хлопкоуборочных машин, 1738 ед. кормоуборочной техники, 28075 ед. прочей сельскохозяйственной техники. Предприятия данного направления функционирования представляют собой в основном монопольные универсальные производства с законченным циклом изготовления сложной узкоспециализированной и разнообразной техники. Среди субъектов этой отрасли: Производственное объединение «Ташкентский тракторный завод», «Узбексельмаш», «Ташсельмаш», «Чирчиксельмаш». При сотрудничестве с южно-корейской компанией "Daewoo" образовано и успешно функционирует предприятие «УзДэуАвто» в г.Асака, в Ферганской долине. В Самарканде также функционироует на базе сотрудничестваузбекско-турецкое предприятие «СамКочавто». В Узбекистане с начала 2018г. введены в эксплуатацию 3440 новых производственных мощностей, завершена реализация 76 крупных инвестиционных проектов общей стоимостью свыше 888 миллионов долларов по организации высокотехнологичных производств [6].

Таким образом, Республика располагает стратегическими минерально-сырьевыми ресурсами: нефтью и газом, рудами черных, цветных и драгоценных металлов. Общий минерально-сырьевой потенциал страны оценивается в 3.3 трлн. долл. Ежегодно из недр страны извлекаются полезные ископаемые на сумму порядка 95.5 млрд. долл., при этом ежегодный прирост запасов составляет порядка 6-7 млрд. долл.[4].

Ключевыми положительными факторами, которые влияют на дальнейшие тенденции и круг возможностей развития машиностроительного комплекса Узбекистана, выделяем следующие:выгодное географическое положение страны на Евразийском континенте; относительно стабильная политическая обстановка в стране, что является существенным гарантом для инвесторов и иностранного капитала;значительные запасы земельных, минерально -сырьевых и растительных ресурсов;значительный экспортный и крупный производственный потенциал, позволяющий производить

конкурентоспособную продукции высокой степени готовности;значительный человеческий потенциал, сравнительно низкая в глобальном аспекте стоимость рабочей силы;наличие развитой производственной инфраструктуры (автомобильные и железнодорожные магистрали, системы телекоммуникаций, связывающие республику с другими государствами СНГ). Вывод. На основании проведенного исследования, основными направлениями развития машиностроительной отрасли Узбекистана определяем следующие:

1. Повышение уровня научно-технических процессов, а также снижение расходов за счет использования информационных технологий и формирования глобального рынка научных знаний и рынка квалифицированной рабочей силы.

2. Ужесточение в соответствии с международными стандартами требований к качеству товаров отрасли для экспорта.

3. Динамическое и стремительное развитие высокотехнологичной машиностроительной продукции.

4. Производство и реализация продукции в пределах одной или групп государств, учитывая их национальные особенности.

По причинепроявлений последствий мирового финансового кризиса предприятия машиностроительной отраслиУзбекистана (как и многих других стран СНГ) вынуждены функционировать в условиях сокращения внутреннего и внешнего спроса на продукцию в сочетании с сокращением объемов финансирования и возможностями государственной поддержки. Необходимым условием усиления позиций машиностроения в экономике является непосредственное участие государства и региональных органов

управления машиностроительного комплекса, пересмотр государственной

стратегии развития отрасли при учете мировых тенденций инновационного

развития.

Литература:

1. Валиев Б.Б. Перспектива привлечения иностранных инвестиций в развитие машиностроения Узбекистана // Актуальные проблемы экономики и управления на предприятиях машиностроения, нефтяной и газовой промышленности в условиях инновационно-ориентированной экономики. 2015. Т. 1. С. 124-130.

2. Горлова Е.С. Машиностроение Узбекистана: тенденции, резервы и меры по повышению конкурентоспособности // Актуальные проблемы экономики и управления на предприятиях машиностроения, нефтяной и газовой промышленности в условиях инновационно-ориентированной экономики. 2016. Т. 1. С. 63-74.

3. Каримов И.А. Узбекистан на пороге достижения независимости. Т.: Узбекистан, 2012. С. 138.

4. Миркомилов М.Н. Развитие промышленности и её роль в экономике Республики Узбекистан // Экономика и финансы (Узбекистан). 2017. № 10. С. 25-38.

5. Муинов Д., Исфандиярова З. Стратегические направления развития промышленности Узбекистана на долгосрочный период // Материалы VI Форума учёных-экономистов. Том I. Ташкент: IFMR, 2014. С. 306-312.

6. Социально-экономическое положение Республики Узбекистан. Ташкент:Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике, 2019. 333 с.

7. Holiqberdiyev T.U.Mashinasozliktexnologiyasiasoslari: darslik / O'zbekistonRespublikasiOliyvao'rtamaxsusta'limvazirligi.Toshkent: Noshir, 2012. 416 b.

8. O'zbekiston sаnoаti // O'zbekistonRespublikasiDavlatstatistikaqo'mitasi. URL: https://stat.uz/uz/429-press-tsentr-uz/publik-uz/tekushchie-publikatsii-uz/625-davlat-statistika-qo-mitasi-tomonidan-o-zbekiston-sanoati-statistik-to-plami-nashr-etildi (дата обращения: 29. 04.2020).

Literature:

1. Valiev B.The B. Prospect privlecheniya inostrannix investment V razvitie mashinostroeniya Uzbekistan / / aktualnie problemi ekonomiki I upravleniya na predpriatiyax mashinostroeniya, neftyanoy I gazovoy promishlennosti V usloviyax innovasionno-orientirovannoy ekonomiki. 2015. The T. 1. S. 124130.

2. Gorlova E.S. Mashinostroenie Uzbekistan: tendencies, reserve I Mary po povisheniyu konkurentosposobnosti / / aktualnie problemi ekonomiki I upravleniya na predpriyatiyax mashinostroeniya, neftyanoy I gazovoy promishlennosti V usloviyax innovasionno-orientirovannoy ekonomiki. 2016. The T. 1. S. 63-74.

3. Karimov I.The A. Neither poroge dostijeniya Nezavisimosti from Uzbekistan. The T.: Uzbekistan, 2012. S. 138.

4. Mirkomilov M.What? Razvitie promishlennasti I Eya RAL V ekonomike Respubliki Uzbekistan / / Finance I Ekonomika (Uzbekistan). 2017. № 10. S. 25-38.

5. Muinav D., Isfandiyarova Z. Strategicheskie napravleniya razvitiya promishlennosti Uzbekistan na dolgosrochniy period / / material VI Forum uchyonix-ekonomistov. Tom I. Tashkent: IFMR, 2014. S. 306-312.

6. Sosialno-ekonomicheskoe pologenie Respubliki Uzbekistan. Tashkent: Gosudarstvenniy comitet Respubliki Uzbekistan po statistics, 2019. 333 S.

7. Holigberdiyev T.HeMachine-Building Technologies: textbook / Uzbekistanrespublikasioliyvaortamaxsust Education.Tashkent: Publisher, 2012. 416 b.

8. Industry of Uzbekistan / / Uzbekistanrespublikasidavlatstatistikak Committee. URL: <url> / https://stat.uz/uz/429-press-tsentr-uz/publik-uz/tekushchie-publikatsii-uz/625-davlat-statistika-qo-mitasi-tomonidan-o-zbekiston-sanoati-statistik-to-plami-nashr-etildi (data abratsheniya: 29. 04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.