Научная статья на тему 'Современное состояние преподавания истории славянских государств в словацких учреждениях образования'

Современное состояние преподавания истории славянских государств в словацких учреждениях образования Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
233
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Studia Slavica et Balcanica Petropolitana
WOS
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЛОВАКИЯ / ИСТОРИА / СЛАВЯНСКОЕ ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / БАЗОВАЯ И СРЕДНЯЯ ШКОЛА / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / SLOVAKIA / HISTORY / SLAVIC STATE / STATE EDUCATIONAL PROGRAM / PRIMARY AND SECONDARY SCHOOL / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гоптова Луциана

История представляет собой самостоятельный предмет, который преподается на всех уровнях обучения в словацких образовательных учреждениях. Данный учебный предмет изучается в базовых (V-IX классы) и средних школах Словакии в соответствии с основами Государственной образовательной программы, изданной Государственным педагогическим институтом и утвержденной Министерством образования, науки, исследования и спорта Словацкой Республики для каждого типа образовательных учреждений. В Государственной образовательной программе выделены отдельные тематические блоки, частью которых является также история славянских государств. Особую категорию составляют словацкие высшие учебные заведения, в которых существует больше возможностей для углубленного изучения истории славянских государств. Цель данного научного исследования заключается в выявлении специфики содержания учебного предмета «История» в базовых и средних школах Словакии с акцентом на истории славянских государств. Внимание также уделяется содержанию и особенностям преподавания дисциплин, связанных с историей славянских государств, в высших учебных заведениях Словакии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The current status of teaching the history of the Slavic states in Slovak schools

History is a separate subject that is taught at all levels of Slovak schools. This subject is taught at primary (5-9th grade) and secondary schools in accordance with the state educational program issued by the State Pedagogical Institute and subsequently approved by the Ministry of Education, Science, Research and Sports of the Slovak Republic for each type of school. State thematic programs include thematic units, including the history of Slavic states. A special category is represented by Slovak university colleges, which offer more space to teach the history of Slavic states. The aim of the paper is to present the content of the subject of history at primary and secondary schools in the Slovak Republic with an emphasis on the history of Slavic states. Attention is also paid to the teaching of subjects related to the history of Slavic states at Slovak universities.

Текст научной работы на тему «Современное состояние преподавания истории славянских государств в словацких учреждениях образования»

ББК: 63.3(0); УДК: 94; DOI 10.21638/11701/spbu19.2017.212

Л. Гоптова

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ СЛАВЯНСКИХ ГОСУДАРСТВ В СЛОВАЦКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

Образовательная система в каждом государстве является результатом его многолет- ^ него развития. Словацкая Республика не является исключением. Словацкая националь- o ная образовательная система начала формироваться в XVIII в. под влиянием немецкой g педагогической мысли, а также законодательных основ Австрийской империи, частью n которой была территория современной Словакии1. Несомненно, важную роль в сфере a образования сыграла эрцгерцогиня Австрии, королева Венгрии и Богемии Мария Тере- s : зия (1740-1780), издавшая в 1777 г. единый свод образовательных правил — «Ratio Т educationis». Цель данной реформы заключалась в предоставлении возможности полу- Т чить образование как можно большему количеству граждан путем открытия различных ^ образовательных учреждений: от базовых школ до университетов. В соответствии с данным единым сводом образовательных правил, было также введено и обязательное образование для детей 6-12 лет.

В XIX в. словацкая национальная образовательная система претерпела значительные изменения. Были созданы три словацкие гимназии в городах Велька Ревуца (слов. VeFká Revúca), Турчианскы Светы Мартин (слов. Turciansky Svàty Martin) и Клаштор под Зневом (слов. Klástor pod Znievom). Благодаря жесткой национальной политике будапешстских правительственных кругов, функционирование этих гимназий продлилось лишь около 12 лет, после чего они были закрыты практически до распада Австро-Венгерской империи.

Важным этапом в развитии национальной образовательной системы в Словакии стал 1918-й год, когда было официально провозглашено совместное государство двух близких славянских народов — Чехословацкая Республика. Новое суверенное государ-

1 Kosová В., Porubsky S. Slovenská cesta transformácie edukacného systému po roku 1989 na príklade primárneho vzdelávania a prípravy jeho ucitel'ov // Pedagogická orientace. 2011. № 1. S. 36.

© Л. Гоптова, 2017

ство, появившееся на карте Европы, стало символом надежды для граждан во многих областях, включая сферу образования. В период с 1918 по 1939 гг. чехословацкое правительство, осознавая важность образования в жизни человека и общества, направляло значительные силы и средства на создание и развитие необходимых для этого условий. Однако достижения почти двух десятилетий были перечеркнуты Второй мировой войной. 14 марта 1939 г. было официально провозглашено Словацкое государство, политические деятели которого во время войны сотрудничали с нацистской Германией. День спустя, то есть 15 марта 1939 г., был провозглашен Протекторат Богемии и Моравии.

К наиболее существенным изменениям послевоенного периода можно отнести реформу «Последующее развитие чехословацкой воспитательно-образовательной системы» (1976 г.), которая продлилась вплоть до переломных событий в чехословацкой истории конца 1980-х гг.2

«Бархатная революция» 1989 г. и последующее изменение политической системы в Чехословакии повлияли на многие аспекты жизни, в том числе на образовательную систему. Сложный и весьма напряженный период в стране, однако, не продлился долго, так как уже 31 декабря 1992 г. совместное государство, носившее в тот период официальное название Чехословацкая Федеративная Республика, закончило свое существование. Таким образом, 1 января 1993 г. на карте Европы появились два новых суверенных и независимых субъекта международных отношений — Словацкая Республика и Чешская Республика, которые начали осуществлять образовательную политику независимо друг от друга.

Вопросы, касающиеся сферы образования и воспитания в Словацкой Республике, с 1993 г. до настоящего времени решаются Министерством образования, науки, исследования и спорта, которое формирует, развивает и координирует образовательную систему. Положение, цели и задачи данного министерства, находящегося во главе образовательной иерархии в Словакии, с 2010 г. определяются «Законом № 596/2003 Сборника законов о государственном управлении в образовании и образовательном самоуправлении»3, а также «Статутом Министерства образования, науки, исследования и спорта Словацкой Республики»4.

Образовательную систему Словакии составляют три основных уровня образовательных учреждений.

Первый уровень образовательных учреждений представляет собой начальные и базовые школы. В Словацкой Республике школьники начинают посещать школы с 6 лет. Каждая школа разделена на два этапа: первый длится 4 года (с I по IV класс), а второй — 5 лет (с V по IX класс). Эти этапы различаются характером обучения. Например, на первом этапе большинство образовательных предметов преподает один учитель, а на втором все предметы, в том числе история, преподаются разными учителями. Учитывая

2 Kosová B., Porubsky S. Slovenská cesta... S. 37-38.

3 Právny a informacny portál Slov-Lex. Zákon c. 596/2003 Z. z. o státnej správe v skolstve a skolskej samospráve a o zmene a doplnení niektorych zákonov // URL: https://www.slov-lex.sk/ pravne-predpisy/SK/ZZ/2003/596/20160701 (дата посещения — 07.06.2017).

4 Ministerstvo skolstva, vedy, vyskumu a sportu SR. Statút Ministerstva skolstva, vedy, vyskumu a sportu SR // URL: http://www.minedu.sk/statut-ministerstva-skolstva-vedy-vyskumu-a-sportu-sr/ (дата посещения — 28.06.2017).

тот факт, что обязательное образование в Словакии длится десять лет, ученик школы по закону обязан продолжить свое обучение в образовательном учреждении второго уровня, то есть в средней школе.

В соответствии с § 32 «Закона о воспитании и образовании»5 к образовательным учреждениям второго уровня в Словацкой Республике относятся гимназии, средние профессиональные школы и консерватории. Гимназия является общеобразовательной средней школой, образовательные программы которой сосредоточены, прежде всего, на подготовке учеников к поступлению в высшие учебные заведения. Средняя профессиональная школа обеспечивает ученикам профессиональную подготовку и готовит их в первую очередь к профессии, требующей профессиональных навыков и умений. Консерватория предоставляет комплексное художественное и художественно-педагогическое образование, готовит студентов к практическому профессиональному применению знаний в сфере искусства и для преподавания и проведения художественных курсов, осуществляемых в рамках образовательных программ художественного направления. Средние школы обеспечивают обучение на протяжении 4 или 5 лет. Исключение составляют лишь гимназии с восьмилетним обучением, в которые зачисляются ученики, окончившие IV класс начальной школы и успешно сдавшие вступительные экзамены.

С точки зрения организации, обучение в средних школах похоже на обучение в начальных и базовых школах. Учебный день начинается в 7:45 и состоит в среднем из 6-7 уроков, длящихся 45 минут и разделенных короткими перерывами. Все учебные предметы ведут разные преподаватели, которые оценивают учеников по пятибалльной шкале, где самой высокой отметкой является 1, а самой низкой — 5.

После успешного окончания средней школы ученик может подать документы в высшее учебное заведение — университет, представляющий собой третий уровень образовательной системы. Согласно § 1 «Закона о высшем образовании»6, высшие учебные заведения характеризуются как «высшие учебные, научные и художественные учреждения». В § 2 данного закона определена также и их основная цель — «формировать гармоничную личность, знания, мудрость, добро и творчество в человеке и содействовать развитию образования, науки, культуры и здоровья на благо всего общества, способствуя тем самым становлению разумного общества»1.

Высшие учебные заведения обеспечивают получение образования на трех уровнях. Обучение на первом уровне (бакалавриат) длится три года и завершается сдачей государственного экзамена и защитой выпускной квалификационной работы бакалавра. После получения степени бакалавра (Вс.) студент может продолжить свое обучение на втором уровне (магистратура), что занимает два года. После успешной сдачи госу-

5 Pravny a informacny portal Slov-Lex. Zakon c. 245/2008 Z. z. o vychove a vzdelavani (skolsky zakon) a o zmene a doplneni niektorych zakonov // URL: https://www.slov-lex.sk/pravne-pred-pisy/SK/ZZ/2008/245/20160901 (дата посещения — 07.06.2017).

6 Pravny a informacny portal Slov-Lex. Zakon c. 131/2002 Z. z. o vysokych skolach a o zmene a doplneni niektorych zakonov // URL: https://www.slov-lex.sk/pravne-predpisy/SK/ ZZ/2002/131/20160101 (дата посещения — 07.06.2017).

7 Pravny a informacny portal Slov-Lex. Zakon c. 131/2002 Z. z. o vysokych skolach a o zmene a doplneni niektorych zakonov // URL: https://www.slov-lex.sk/pravne-predpisy/SK/ ZZ/2002/131/20160101 (дата посещения — 07.06.2017).

дарственных экзаменов и защиты выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) студент получает степень магистра (Mgr.). Третий уровень обучения в словацких высших учебных заведениях (аспирантура) обеспечивает получение научной степени доктора философии (PhD.) при условии успешной сдачи экзаменов и защиты выпускной квалификационной работы — диссертации.

Учебный процесс в образовательных учреждениях в Словакии осуществляется в соответствии с государственными образовательными программами, которые являются обязательными для начальных, базовых и средних школ.

Государственная образовательная программа, которая основана на демократических и гуманистических ценностях общества, разработана Государственным педагогическим институтом8, а затем утверждена Министерством образования, науки, исследования и спорта Словацкой Республики. Особое внимание в ней уделяется формулированию требований к итоговым знаниям ученика после завершения тематического блока, класса или уровня образовательного учреждения в зависимости от преподаваемого предмета. Данные требования сформулированы в части программы под названием «Образовательный стандарт», который состоит из двух частей: исполнительный стандарт и содержательный стандарт. В исполнительном стандарте отражены основные цели обучения, учебные требования, которые, однако, могут быть дополнены и развиты учителем. Содержательный стандарт определяет термины в качестве ключевого компонента внутренней структуры учебного содержания9.

К образовательным предметам, которые преподаются во всех базовых и средних школах независимо от их профессиональной ориентации, но с различным количеством часов, выделяемых на их изучение, относится предмет «История»10. Наряду с географией и обществознанием он составляет образовательную область «Человек и общество» в Государственных образовательных программах. В действующей Государственной образовательной программе для базовой школы, вступившей в силу 1 сентября 2015 г., цель данной области сформулирована следующим образом: «Ознакомление учеников с развитием человеческого общества, с важнейшими социальными явлениями и процессами, отражающимися в повседневной жизни и в интегрировании взаимоотношений между человеком и обществом в определенном географическом пространстве. Познание прошлого своего народа, а также других народов Европы и мира, ознакомление с геогра-

8 Государственный педагогический институт является бюджетной организацией с юридической ответственностью, которой управляет Министерство образования, науки, исследования и спорта Словацкой Республики. Среди основных видов деятельности данного института можно выделить: разработку учебных программ, непрерывное образование учителей, консультативные услуги, сотрудничество с университетами, ведомственными и вневедомственными учреждениями и др. // Státny pedagogicky ústav. Statút Státneho peda-gogického ústavu v Bratislave // URL: http://www.statpedu.sk/sites/default/files/dokumenty/ organizacia-spu/statut-spu.pdf (дата посещения — 28.06.2017).

9 Státny pedagogicky ústav. Vzdelávacie standardy // URL: http://www.statpedu.sk/clanky/statny-vzdelavaci-program-svp-pre-gymnazia/vzdelavacie-standardy (дата посещения — 01.06.2017).

10 Mojdis J. Dejepis vo svetle zmien «Milénia», regionálne dejiny a absolvent stúdia dejepisu // DEJINY — internetovy casopis Institútu histórie FF PU v Presove. 2015. № 1. С. 11 (URL: http://dejiny.unipo.sk/PDF/Dejiny_1_2015.pdf (дата посещения — 15.05.2017)).

фическими особенностями своей страны и регионов мира, формирование позитивной гражданской позиции составляют необходимое условие для получения гражданских компетенций, которые являются ключевыми в образовании»11.

В приложении «История» к действующей Государственной образовательной программе для базовой школы основная задача данного учебного предмета определяется следующим образом: «культивирование исторического сознания ученика как целостной личности и сохранение непрерывности исторической памяти для передачи исторического опыта с точки зрения местной, региональной, всесловацкой, европейской или мировой перспективы. Частью его передачи является, прежде всего, постепенное познание таких исторических событий, явлений и процессов во времени и пространстве, которые коренным образом повлияли на развитие словацкого и мирового сообщества. Изучая историю, школьники постепенно приобретают культуру социальной коммуникации и демократические способы поведения, так как восприятие и понимание исторических процессов являются одними из основных предпосылок всестороннего познания человеческого общества»12.

Особое внимание при этом уделяется изучению истории XIX и XX вв., откуда берут свое начало многие современные социальные явления и проблемы.

Действующая образовательная программа для базовой школы в своем приложении «История» и разделе «Образовательный стандарт» содержит следующие тематические блоки: «Человек в преобразованиях пространства и времени», «Человек и коммуникация», «Образы первобытного мира», «Образы древнего мира», «Образы средневекового мира», «Предки словаков в Карпатском бассейне», «Словаки в Королевстве Венгрии», «Образы мира Нового времени», «Монархия Габсбургов на пороге Нового времени», «Зарождение современной эпохи», «Современный словацкий народ», «Образы Первой мировой войны», «Европа в межвоенный период», «Чехословакия в межвоенный период (1918-1939 гг.)», «Образы Второй мировой войны», «Словацкое государство (1939-1945 гг.)», «Разделенный мир», «Чехословакия за железным занавесом» и «Словакия после 1989 г.»13

Уже из названий тематических блоков следует, что большинство из них представляет историю Нового времени и XX в., а наименьшая часть посвящена истории первобытного и древнего мира.

С точки зрения истории славянских стран, наибольшая часть вышеперечисленных тематических блоков касается словацкой национальной истории, хотя некоторые разделы затрагивают также историю других славянских государств.

11 Statny pedagogicky üstav. Clovek a spolocnost' // URL: http://www.statpedu.sk/clanky/ statny-vzdelavaci-program-svp-pre-druhy-stupen-zs/clovek-spolocnost (дата посещения — 02.06.2017).

12 Statny pedagogicky üstav. Statny vzdelavaci program pre nizsie stredne vzdelavanie — 2. stupen zakladnej skoly. Dejepis — nizsie stredne vzdelavanie // URL: http://www.statpedu.sk/sites/ default/files/dokumenty/inovovany-statny-vzdelavaci-program/dejepis_nsv_2014.pdf (дата посещения — 15.06.2017).

13 Statny pedagogicky üstav. Statny vzdelavaci program pre nizsie stredne vzdelavanie — 2. stupen zakladnej skoly. Dejepis — nizsie stredne vzdelavanie // URL: http://www.statpedu.sk/sites/ default/files/dokumenty/inovovany-statny-vzdelavaci-program/dejepis_nsv_2014.pdf (дата посещения — 15.06.2017).

Первые тематические блоки « Человек в преобразованиях пространства и времени» и « Человек и коммуникация» погружают учеников базовой школы в проблематику обучения истории. В хронологическом порядке за ними следуют блоки «Образы первобытного мира», «Образы древнего мира» и «Образы средневекового мира», в которых, как и в первых двух, отсутствует история славянских государств, в том числе Словакии.

Впервые с историей славян школьники встречаются в тематическом блоке «Предки словаков в Карпатском бассейне». Основное внимание при этом уделяется Государству Само, а также образованию и развитию Великой Моравии. Особый акцент делается на византийской миссии солунских братьев Кирилла и Мефодия и ее значению для коренного народа Великой Моравии.

Следующий тематический блок под названием «Cловаки в Королевстве Венгрии» посвящен истории Королевства Венгрии, частью которого долгое время была территория современной Словакии. Учебный материал в данном блоке охватывает X-XV вв. В рамках преподаваемого тематического блока ученики знакомятся с политическими, экономическими и культурными особенностями данного периода, прежде всего, на современной словацкой территории.

В рамках тематического блока «Образы мира Нового времени» история славянских государств вообще не рассматривается. Следующий блок «Монархия Габсбургов на пороге Нового времени» посвящен изучению того же периода, однако здесь внимание сосредоточено на истории словацкого народа в XVI-XVШ вв.

Тематический блок «Рождение современной эпохи» открывает ученикам историю развития Российской империи в эпоху Просвещения. Большое внимание также уделяется истории Великобритании, Франции, Германии и Италии.

После освоения блока «Современный словацкий народ», объектом изучения в котором выступает историческое развитие словаков в составе Монархии Габсбургов, учащиеся должны:

понимать значение реформ Марии Терезии и ее сына Йозефа II; уметь характеризовать этапы кодификации словацкого литературного языка, которая была успешно завершена в 1843 г.;

уметь определять последствия революции 1848-1849 гг. и Австро-венгерского соглашения 1867 г. для статуса словацкого народа;

ознакомиться с деятельностью ведущих словацких личностей того времени (Антона Бернолака, Людовита Штура) и значимых словацких национальных институтов (Словацкого национального совета и Матицы словацкой)14.

Следующий тематический блок «Образы Первой мировой войны» включает историю развития не только словацкого, но и других славянских народов. Внимание сосредоточено на определении причин начала Первой мировой войны и ее специфики на западном и восточном фронтах (прежде всего, на территории Российской империи), а также на характеристике особенностей внутреннего и внешнего сопротивления словаков. Кроме того, сделан акцент на периоде распада Австро-Венгерской империи и последующего

14 Státny pedagogicky ústav. Státny vzdelávací program pre nizsie stredné vzdelávanie — 2. stupeñ základnej skoly. Dejepis — nizsie stredné vzdelávanie // URL: http://www.statpedu.sk/sites/ default/files/dokumenty/inovovany-statny-vzdelavaci-program/dejepis_nsv_2014.pdf (дата посещения — 15.06.2017).

образования новых суверенных и независимых государств — Чехословацкой Республики, Польши и Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев и др.

В рамках тематического блока «Европа в межвоенный период» ученики знакомятся с внутриполитическим развитием новых государств, образованных после Первой мировой войны в 20-30-е гг. XX в., в том числе славянских. Рассматривается также история Советской России, преобразовывавшейся в СССР, Польши и Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев, которое позже стало Югославией. Частью данного тематического блока является также история межвоенного развития Германии и Италии.

Непосредственным продолжением предыдущего блока является тематический блок «Чехословакия в межвоенный период (1918-1939 гг.)», где анализируется национальная история двух братских славянских народов — словаков и чехов. В соответствии с исполнительным стандартом, после изучения данной темы ученики должны «определять политическую систему ЧСР, понимать многонациональный характер ЧСР, уметь сравнивать экономическую ситуацию в Чехии и Словакии, а также осознавать последствия распада ЧСР»15.

Об истории Второй мировой войны, о ее ходе, о государствах, участвовавших в ней, ученики узнают из тематического блока «Образы Второй мировой войны». Однако из-за масштабности данной темы и ограниченного количества часов, выделяемых на ее изучение, нет возможности подробно рассматривать каждое государство, поэтому основное внимание уделяется наиболее значимым историческим событиям, а также деятельности государств гитлеровской оси и антигитлеровской коалиции. Исследуя д историю борьбы стран антигитлеровской коалиции с фашистскими захватчиками, 3 ученики получают представление о роли славянских государств во Второй мировой £ войне. Речь, прежде всего, идет о СССР и о государствах, в которых во время войны £1 сформировались самые большие партизанские движения (Белорусская Советская Соци- ^ алистическая Республика, Югославия). а

Спорному периоду новейшей словацкой истории посвящен тематический блок Ь «Словацкое государство (1939-1945 гг.)». Предметом изучения здесь является сотруд- я ничество правительственных кругов Словакии с нацистской Германией и заключение словацких евреев в концентрационные лагеря. Кроме того, ученики знакомятся с политическим режимом и процессом формирования внутреннего сопротивления в Словакии, которое закончилось Словацким национальным восстанием 29 августа 1944 г.

В ходе изучения тематического блока «Разделенный мир» школьники рассматривают международную обстановку в послевоенный период с акцентом на формировании и последующем противостоянии двух военно-политических блоков — СССР и США. Более подробный анализ стран СССР обусловлен обращением к истории славянских государств. Изучение данной темы предполагает ознакомление с такими понятиями, как «сверхдержавы», «железный занавес», «холодная война» и др.

Два последних тематических блока посвящены словацкой национальной истории. Так, в блоке «Чехословакия за железным занавесом» рассматривается историческое

15 Statny pedagogicky üstav. Statny vzdelavaci program pre nizsie stredne vzdelavanie — 2. stupen zakladnej skoly. Dejepis — nizsie stredne vzdelavanie // URL: http://www.statpedu.sk/sites/ default/files/dokumenty/inovovany-statny-vzdelavaci-program/dejepis_nsv_2014.pdf (дата посещения — 15.06.2017).

развитие обновленной Чехословацкой Республики в 1945-1989 гг., т. е. социалистический режим в стране, а в блоке «Словакия после 1989 г.» основное внимание уделено распаду Чехословакии, образованию Словацкой Республики, а также ее интеграции в НАТО и ЕС.

В средней школе преподаванию истории славянских государств уделяется намного больше времени, чем в базовой школе. Прежде всего, это касается гимназий, которые по количеству часов истории в неделю превосходят средние школы. Получение образования в гимназии предполагает изучение истории в течение первых трех лет.

Как в базовой, так и в средней школе предмет «История» наряду с географией и обществознанием формирует в рамках Государственной образовательной программы для гимназий сферу общественно-научных предметов «Человек и общество», однако является «отдельным предметом и в совокупности с другими представляет собой одно из важных средств гуманизации учащихся, которые постепенно приобретают культуру социальной коммуникации и демократических способов поведения в результате ознакомления с историческим процессом как одной из основ всестороннего познания мира и человеческого общества на фоне современности»16.

В соответствии с данной программой содержание предмета «История» включает следующие тематические блоки: «Для семинара историков», «Из долин крупных рек», «Следы Древности», «Следы Средневековья», «Предки словаков в Карпатском бассейне», «Королевство Венгрии», «Наследие Нового времени», «Монархия Габсбургов в Новом времени», «Зарождение современной эпохи и национализма», «Современный словацкий народ», «Европейская экспансия 1492-1914 гг.», «На пути к Первой мировой войне», «Словаки в Австро-Венгерской империи», «Первая мировая война и образование ЧСР», «Европа в межвоенный период», «Чехословакия в межвоенный период», «Вторая мировая война», «Словацкое государство (1939-1945 гг.)», «Чехословакия за железным занавесом», «Конфликт идеологий», «Интеграция Европы» и «Словакия после 1989 г.»17

Впервые информация о славянах встречается лишь в пятом тематическом блоке «Предки словаков в Карпатском бассейне», предметом изучения которого как в основной школе, так и в гимназии является история миграции славян, а также становления Империи Само и Великой Моравии. В рамках последующего тематического блока «Королевство Венгрии» изучается процесс распада Великой Моравии и последующего образования Королевства Венгрии. Упор при этом делается на словацкую национальную историю и роль Словакии в данном государстве в течение X—XV вв. Хронологическим продолжением данного блока выступает тема «Наследие Нового времени», который не содержит информации о славянских государствах.

16 Státny pedagogicky ústav. Státny vzdelávací program pre gymnáziá. Dejepis — gymnázium so stvorrocnym a pat'rocnym vzdelávacím programom // URL: http://www.statpedu.sk/sites/ default/files/dokumenty/inovovany-statny-vzdelavaci-program/dejepis_g_4_5_r.pdf (дата посещения — 28.06.2017).

17 Státny pedagogicky ústav. Státny vzdelávací program pre gymnáziá. Dejepis — gymnázium so stvorrocnym a pat'rocnym vzdelávacím programom // URL: http://www.statpedu.sk/sites/default/ files/dokumenty/inovovany-statny-vzdelavaci-program/dejepis_g_4_5_r.pdf (дата посещения — 28.06.2017).

Национальной истории посвящен восьмой тематический блок «Монархия Габсбургов в Новом времени». В центре внимания находятся политические, экономические, военные и культурные процессы в этом государстве в XVI-XVШ вв., особенно роль словаков в них.

Одним из ключевых аспектов содержательного стандарта в рамках тематического блока «Зарождение современной эпохи и национализма» выступает история Российской империи, в частности — ее внутри- и внешнеполитическое развитие. Кроме того, рассматривается история таких государств, как Франция, Германия и Италия. Знакомство со словацкой историей продолжается в рамках тематического блока «Современный словацкий народ» и охватывает период с конца XVIII в. по 1848-1849 гг.

Блок «Европейская экспансия 1492-1914 гг. » является наиболее обширным с хронологической точки зрения и предусматривает изучение исторического развития крупных колониальных держав — Испании, Португалии, Великобритании и Франции. Следовательно, история славянских государств не рассматривается в данном тематическом блоке.

Два последующих тематических блока посвящены всемирной и словацкой истории во 2-й половине XIX - начале ХХ в. Всемирная история, которая включает в себя изучение особенностей внутренней и внешней политики Российской империи, является предметом изучения тематического блока «На пути к Первой мировой войне». Словацкая национальная история этого периода составляет тематический блок «Словаки в О Австро-Венгерской империи», в рамках которого изучаются статус словаков до и после д Австро-венгерского соглашения, а также последующая мадьяризация. Кроме того, пред- 3 усматривается ознакомление учащихся с личностями видных словацких политических £ деятелей, которые способствовали образованию культурного института — Матицы £ словацкой — и трех гимназий.

Из названия тематического блока «Первая мировая война и образование ЧСР» сле- а дует, что в процессе его изучения анализируются особенности внутреннего и внеш- Ь него сопротивления чехов и словаков, а также значение образования в 1918 г. первого совместного государства этих двух славянских народов — Чехословацкой Республики. Кроме того, в рамках данного блока рассматривается внутриполитическое развитие Российской империи, прежде всего, в революционном 1917 г.

Историческое развитие Советской России является предметом изучения в следующем тематическом блоке «Европа в межвоенный период», что подтверждается ключевыми понятиями «Советская Россия» и «СССР» как в исполнительном, так и в содержательном стандарте18. Однако практика показывает, что кроме истории СССР учителя обращаются к анализу внутриполитического развития других государств (Польши, Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев (позже — Югославии) и др.) в межвоенный период, хотя это не указывается в содержательном стандарте.

Политическое, экономическое и социально-культурное развитие двух славянских народов — словаков и чехов — составляет содержание тематического блока « Чехосло-

18 Statny pedagogicky ¿stav. Statny vzdelavaci program pre gymnazia. Dejepis — gymnazium so stvorrocnym a pat'rocnym vzdelavacim programom // URL: http://www.statpedu.sk/sites/default/ files/dokumenty/inovovany-statny-vzdelavaci-program/dejepis_g_4_5_r.pdf (дата посещения — 28.06.2017).

вакия в межвоенный период». Авторы Государственной образовательной программы для гимназий сосредоточили свое внимание на статусе словаков в новообразованной республике, которая появилась на международной арене после распада Австро-Венгерской империи. В рамках исполнительного стандарта данного тематического блока определяются следующие цели:

охарактеризовать политическую систему ЧСР;

сравнить основные течения словацкой политики в составе ЧСР;

определить статус Словакии в ЧСР;

проанализировать экономические, социальные и культурные условия в ЧСР; определить международный статус ЧСР; установить причины и последствия распада ЧСР19.

К тому же ключевыми понятиями содержательного стандарта являются «формирование современного словацкого народа», «централизм», «автономизм», «политические течения в Словакии», «словацкая культура»20.

После мирных межвоенных лет учащиеся знакомятся с самой трагической частью современной истории — Второй мировой войной. Одноименный тематический блок посвящен военным событиям 1939-1945 гг., которые тесно связаны с фашистской окупацией европейских государств, в том числе славянских. К ключевым понятиям содержательного стандарта относятся «Сталинград», «антигитлеровская коалиция» и «большая тройка». Так, на уроках рассматривается оккупация Польши, а также нападение гитлеровской Германии на СССР 22 июня 1941 г. Кроме того, анализируются политические и дипломатические события военных лет: например, образование антигитлеровской коалиции, в которой решающую роль сыграл Советский Союз, и «большой тройки» — коалиции, состоявшей из трех мощных мировых держав (СССР, США и Великобритании), во главе с И. В. Сталиным, Ф. Рузвельтом и У. Черчиллем.

Теме Второй мировой войны также посвящен блок «Словацкое государство (19391945 гг.)», в рамках которого анализируется развитие словацкой национальной истории, рассматриваются политический, экономический и культурный аспекты первого словацкого государства, которое с момента образования 14 марта 1939 г. находилось под контролем нацистской Германии. Содержательной частью данного блока также являются специфика борьбы против установленного режима и формирование внутреннего и внешнего сопротивления словаков. К требованиям исполнительного стандарта этого блока относится поиск примеров участия словаков в боях Второй мировой войны. Опыт показывает, что учителя истории при этом сосредоточивают внимание на участии словаков в партизанском движении, сформированном на территории Советского Союза.

В ходе работы над тематическим блоком « Чехословакия за железным занавесом» учащиеся знакомятся с внутриполитическим развитием обновленной Чехословацкой

19 Státny pedagogicky ústav. Státny vzdelávací program pre gymnáziá. Dejepis — gymnázium so stvorrocnym a pat'rocnym vzdelávacím programom // URL: http://www.statpedu.sk/sites/default/ files/dokumenty/inovovany-statny-vzdelavaci-program/dejepis_g_4_5_r.pdf (дата посещения — 28.06.2017).

20 Státny pedagogicky ústav. Státny vzdelávací program pre gymnáziá. Dejepis — gymnázium so stvorrocnym a pat'rocnym vzdelávacím programom // URL: http://www.statpedu.sk/sites/default/ files/dokumenty/inovovany-statny-vzdelavaci-program/dejepis_g_4_5_r.pdf (дата посещения — 28.06.2017).

Республики с 1945 г. по конец 70-х гг. ХХ в. В содержательном стандарте данного блока выделяются такие понятия, характеризующие основные вехи рассматриваемого периода, как «февральский переворот», «пражская весна», «социализм с человеческим лицом», «оккупация», «нормализация», «Хартия 77»21. В рамках исполнительного стандарта авторы выделяют дополнительную цель — «определить международно-политический статус ЧСР». Таким образом, изучение данного материала должно включать анализ двусторонних отношений между Чехословакией и Советским Союзом.

Советский Союз является основным государством, рассматриваемым в тематическом блоке «Конфликт идеологий». Большую часть данного блока составляет анализ внутриполитического развития государства как одного из участников холодной войны во 2-й половине ХХ в. Кроме того, учащиеся знакомятся с внешнеполитической деятельностью И. В. Сталина, Н. С. Хрущева и Л. И. Брежнева. Тематический блок заканчивается периодом, когда у власти находился М. С. Горбачев, известный прозападно ориентированными реформами в Советском Союзе. Уроки истории предполагают анализ таких понятий, как «гласность» и «перестройка», в рамках внутриполитического и международного развития. Кроме того, неотъемлемой частью данного тематического блока является изучение образованных на Востоке военных и экономических организаций (Организация Варшавского договора, Совет экономической взаимопомощи), в состав которых входили и славянские государства

Тематический блок «Интеграция Европы» включает анализ исторических событий переломного для многих славянских государств 1989 года. Учащиеся в рамках данного блока знакомятся с завершающим этапом развития Чехословакии, а также с историей Польши, с разделением Югославии и последовавшей за этим гражданской войной, с распадом СССР и образованием ряда независимых государств.

Последним тематическим блоком Государственной образовательной программы является блок «Словакия после 1989 г.», где уделяется внимание событиям национальной истории Словакии после 1989 г., причинам распада Чехословакии, образованию и развитию Словацкой Республики в 90-е гг. ХХ - 1-е десятилетие XXI в. После освоения данного материала учащиеся способны анализировать преимущества и недостатки вступления Словацкой Республики в европейские структуры и институты.

Особую категорию составляют словацкие высшие учебные заведения, которые предоставляют значительные возможности для углубленного изучения истории славянских государств.

Примером может служить Прешовский университет — третий университет в Словакии по количеству обучающихся в нем студентов. Согласно данным всемирного рейтинга «Scimago Institutions Rankings», в 2016 г. Прешовский университет занял 2-е место среди всех словацких высших учебных заведений. Его составной частью является Институт истории Философского факультета, где преподают словацкую и мировую историю с первобытных времен до ХХ в., в том числе историю славянских государств. Подобным образом проходит обучение истории и на других кафедрах словацких выс-

21 Statny pedagogicky ùstav. Statny vzdelavaci program pre gymnazia. Dejepis — gymnazium so stvorrocnym a pât'rocnym vzdelavacim programom // URL: http://www.statpedu.sk/sites/default/ files/dokumenty/inovovany-statny-vzdelavaci-program/dejepis_g_4_5_r.pdf (дата посещения — 28.06.2017).

ших учебных заведений. Преимущество Института заключается в том, что в рамках различных образовательных программ22 студенты имеют возможность выбирать для изучения большое количество дисциплин, связанных с историей славянских государств.

Например, дисциплина «Центральная и Восточная Европа в ХХ в.» предполагает изучение истории славянских государств в 1918-1945 гг. (России, Польши, Украины, Белоруссии). Автором программы данного предмета является глава Института, доцент, доктор философии, кандидат исторических наук Любица Гарбульова, которая не ограничивает материалы своих лекций внутриполитическим развитием вышеперечисленных государств, а анализирует также их внешнюю политику.

Л. Гарбульова также преподает дисциплину «Интеграция Центральной и Юго-Восточной Европы в советский блок власти», содержание которой включает характеристику основных этапов присоединения государств-сателлитов Центральной и Юго-Восточной Европы к советскому блоку власти в 1944/1945-1955 гг. Студенты также анализируют внутриполитическое развитие Польши, Чехословакии, Болгарии, Югославии и других государств.

Еще один предмет, программу которого составила Л. Гарбульова, — «История России в ХХ в. ». Лекции по этому курсу начинаются с характеристики политических событий в Российской империи в 1917 г., а заканчиваются темами, посвященными распаду СССР и приходу к власти Б. Ельцина. Курс ориентирован только на изучение внутриполитического развития СССР, а позже — России. Во время лекций студенты узнают о главных политических деятелях Советского Союза, а также о представителях русской эмиграции в межвоенной Чехословакии.

О значимых представителях белорусской эмиграции и их деятельности в межвоенной Чехословакии можно узнать из курса «История Беларуси», который начинается с анализа первых послевоенных месяцев, связанных с первым государственным строем в современной истории Беларуси — БНР. Основное внимание при этом уделяется самому трагичному периоду в истории государства — оккупации Беларуси нацистской Германией в 1941-1944 гг. Курс завершается темами, связанными с развитием государства во 2-й половине ХХ в., в том числе упоминается влияние Чернобыльской трагедии на БССР.

«История Подкарпатской Руси в 1918-1945 гг.» — это название предмета, посвященного территории, которая в межвоенный период была частью Чехословакии, а после окончания Второй мировой войны вошла в состав Советского Союза. Согласно учебно-методической документации и содержанию курса, его цель — научить студентов определять связь с современным статусом русинского и украинского населения на территории современного Закарпатья, а также Словакии.

На базе Философского факультета Прешовского университета функционируют и другие институты, предоставляющие студентам возможность изучать предметы, посвященные истории и культуре славянских государств, в рамках различных образовательных программ. Например, Институт русистики предлагает курсы «История российской науки и техники», «История российской кинематографии», «Российская

22 Более подробно о предметах образовательных программ Института истории см.: Presovska univerzita v Presove. MAIS — verejny portal. Studijné programy // URL: https://stu-dent.unipo.sk/maisportal/studijneProgramy.mais (дата посещения — 28.06.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

культура», «История России». В Институте украинистики и центральноевропейских исследований разработан курс «История Центральной Европы» с акцентом на истории Польши, Чехословакии, Беларуси и Украины.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что школьный курс истории, разделенный на тематические блоки, сосредоточен, прежде всего, на истории всемирной, однако словацкая национальная история является самой объемной частью государственных образовательных программ. Большинство уроков посвящено периоду XIX-XX вв. Россию можно отнести к наиболее изучаемым государствам в базовых и средних школах. Остальные славянские государства рассматриваются лишь обзорно (например, Польша, Югославия и др.). В высших учебных заведениях Словакии история славянских государств изучается более углубленно, однако и здесь преобладает история СССР / России. Несмотря на уникальность и высокий уровень организации преподаваемых в словацких университетах исторических дисциплин, мы считаем это направление недостаточно разработанным и перспективным, поскольку история славянских государств более близка словацким студентам по ряду культурно-исторических и других причин, чем история других регионов мира.

Данные о статье

Автор: Гоптова, Луциана — кандидат исторических наук, научный сотрудник и преподаватель, Институт истории Философского факультета, Прешовский университет, Прешов, Словацкая Республика, luciana.hoptova@gmail.com

Заголовок: Современное состояние преподавания истории славянских государств в словацких учреждениях образования

Резюме: История представляет собой самостоятельный предмет, который преподается на всех уровнях обучения в словацких образовательных учреждениях. Данный учебный предмет изучается в базовых (V-IX классы) и средних школах Словакии в соответствии с основами Государственной образовательной программы, изданной Государственным педагогическим институтом и утвержденной Министерством образования, науки, исследования и спорта Словацкой Республики для каждого типа образовательных учреждений. В Государственной образовательной программе выделены отдельные тематические блоки, частью которых является также история славянских государств. Особую категорию составляют словацкие высшие учебные заведения, в которых существует больше возможностей для углубленного изучения истории славянских государств. Цель данного научного исследования заключается в выявлении специфики содержания учебного предмета «История» в базовых и средних школах Словакии с акцентом на истории славянских государств. Внимание также уделяется содержанию и особенностям преподавания дисциплин, связанных с историей славянских государств, в высших учебных заведениях Словакии.

Ключевые слова: Словакия, историа, славянское государство, государственная образовательная программа, базовая и средняя школа, высшее учебное заведение

Литература, использованная в статье Kosová, Beata; Porubsky, Stefan. Slovenská cesta transformácie edukacného systému po roku 1989 na príklade primárneho vzdelávania a prípravy jeho ucitel'ov // Pedagogická orientace. 2011. № 1. С. 35-50. Ministerstvo skolstva, vedy, vyskumu a sportu SR. Statút Ministerstva skolstva, vedy, vyskumu a sportu SR // URL: http://www.minedu.sk/statut-ministerstva-skolstva-vedy-vyskumu-a-sportu-sr/ (дата посещения — 28.06.2017).

Mojdis, Ján. Dejepis vo svetle zmien «Milénia», regionálne dejiny a absolvent stúdia dejepisu // DEJINY — internetovy casopis Institútu histórie FF PU v Presove. 2015. № 1. С. 10-18 (URL: http://dejiny.unipo.sk/ PDF/Dejiny_1_2015.pdf (дата посещения — 15.05.2017)).

Právny a informacny portál Slov-Lex. Zákon c. 131/2002 Z. z. o vysokych skolách a o zmene a doplnení niektorych zákonov // URL: https://www.slov-lex.sk/pravne-predpisy/SK/ZZ/2002/131/20160101 (дата посещения — 07.06.2017).

Právny a informacny portál Slov-Lex. Zákon c. 245/2008 Z. z. o vychove a vzdelávaní (skolsky zákon) a o zmene a doplnení niektorych zákonov // URL: https://www.slov-lex.sk/pravne-predpisy/SK/ ZZ/2008/245/20160901 (дата посещения — 07.06.2017).

Právny a informacny portál Slov-Lex. Zákon c. 596/2003 Z. z. o státnej správe v skolstve a skolskej samo-správe a o zmene a doplnení niektorych zákonov // URL: https://www.slov-lex.sk/pravne-predpisy/SK/ ZZ/2003/596/20160701 (дата посещения — 07.06.2017).^

Presovská univerzita v Presove. MAIS — verejny portál. Studijné programy // URL: https://student.unipo. sk/maisportal/studijneProgramy.mais (дата посещения — 28.06.2017).

Státny pedagogicky ústav. Clovek a spolocnost // URL: http://www.statpedu.sk/clanky/statny-vzdelavaci-program-svp-pre-druhy-stupen-zs/clovek-spolocnost (дата посещения — 02.06.2017). Státny pedagogicky ústav. Státny vzdelávací program pre gymnáziá. Dejepis — gymnázium so stvorrocnym a pat'rocnym vzdelávacím programom // URL: http://www.statpedu.sk/sites/default/files/dokumenty/ino-vovany-statny-vzdelavaci-programZdejepis_g_4_5_r.pdf (дата посещения — 28.06.2017). Státny pedagogicky ústav. Státny vzdelávací program pre nizsie stredné vzdelávanie — 2. stupeü základnej skoly. Dejepis — nizsie stredné vzdelávanie // URL: http://www.statpedu.sk/sites/default/files/dokumenty/ inovovany-statny-vzdelavaci-program/dejepis_nsv_2014.pdf (дата посещения — 15.06.2017). Státny pedagogicky ústav. Statút Státneho pedagogického ústavu v Bratislave // URL: http://www.statpedu. sk/sites/default/files/dokumenty/organizacia-spu/statut-spu.pdf (дата посещения — 28.06.2017). Státny pedagogicky ústav. Vzdelávacie standardy. // URL: http://www.statpedu.sk/clanky/statny-vzdelav-aci-program-svp-pre-gymnazia/vzdelavacie-standardy (дата посещения — 01.06.2017).

Information about the article Author: Hoptová, Luciána — Ph. D. in History, Institute of History of the Faculty of Arts, Presov University, Presov, Slovakia, luciana.hoptova@gmail.com

Title: The current status of teaching the history of the Slavic states in Slovak schools Summary: History is a separate subject that is taught at all levels of Slovak schools. This subject is taught at primary (5-9th grade) and secondary schools in accordance with the state educational program issued by the State Pedagogical Institute and subsequently approved by the Ministry of Education, Science, Research and Sports of the Slovak Republic for each type of school. State thematic programs include thematic units, including the history of Slavic states. A special category is represented by Slovak university colleges, which offer more space to teach the history of Slavic states. The aim of the paper is to present the content of the subject of history at primary and secondary schools in the Slovak Republic with an emphasis on the history of Slavic states. Attention is also paid to the teaching of subjects related to the history of Slavic states at Slovak universities.

Keywords: Slovakia, history, Slavic state, state educational program, primary and secondary school, higher educational institution

References

Kosová, Beata; Porubsky, Stefan. Slovenská cesta transformácie edukacného systému po roku 1989 na príklade primárneho vzdelávania a prípravy jeho ucitel'ov [Slovak way of transformation of the educational system after 1989 on the example of primary education and the training of its teachers], in Pedagogická orientace. 2011. Vol. 1. P. 35-50 (in Slovak).

Ministerstvo skolstva, vedy, vyskumu a sportu SR. StatútMinisterstva skolstva, vedy, vyskumu a sportu SR [Statute of the Ministry of Education, Science, Research and Sport of the SR], in URL: http://www.minedu. sk/statut-ministerstva-skolstva-vedy-vyskumu-a-sportu-sr/ (accessed — June, 28, 2017) (in Slovak). Mojdis, Ján. Dejepis vo svetle zmien «Milénia», regionálne dejiny a absolvent stúdia dejepisu [History in the light of changes «Millennium», the regional history and the graduate of the history studies], in DEJINY — internetovy casopis Institútu histórie FFPU v Presove. 2015. Vol. 1. P. 10-18 (URL: http://dejiny.unipo.sk/ PDF/Dejiny_1_2015.pdf (accessed — May, 15, 2017)) (in Slovak).

Právny a informacny portál Slov-Lex. Zákon c. 131/2002 Z. z. o vysokych skolách a o zmene a doplnení niektorych zákonov [Act No. 131/2002 on higher education and on the change and supplement to some acts as amended by subsequent provision], in URL: https://www.slov-lex.sk/pravne-predpisy/SK/ ZZ/2002/131/20160101 (accessed — June, 07, 2017) (in Slovak).

Právny a informacny portál Slov-Lex. Zákon c. 245/2008 Z. z. o vychove a vzdelávaní (skolsky zákon) a o zmene a doplnení niektorych zákonov [Act No. 245/2008 on education and training (Education Act) and on the change and supplement to some acts as amended by subsequent provisions], in URL: https://www.slov-

lex.sk/pravne-predpisy/SK/ZZ/2008/245/20160901 (accessed — June, 07, 2017) (in Slovak). Pravny a informacny portal Slov-Lex. Zakon c. 596/2003 Z. z. o statnej sprave v skolstve a skolskej samo-sprave a o zmene a doplneni niektorych zakonov [Act No. 596/2003 on state administration in education and school self-government and on change and supplements ofsome acts as amended by subsequent provisions], in URL: https://www.slov-lex.sk/pravne-predpisy/SK/ZZ/2003/596/20160701 (accessed — June, 07, 2017) (in Slovak).

Presovska univerzita v Presove. MAIS — verejny portal. Studijne programy [MAIS — public portal. Study programmes], in URL: https://student.unipo.sk/maisportal/studijneProgramy.mais (accessed — June, 28, 2017) (in Slovak).

Statny pedagogicky ustav. Clovek a spolocnost' [Man and Society], in URL: http://www.statpedu.sk/clanky/ statny-vzdelavaci-program-svp-pre-druhy-stupen-zs/clovek-spolocnost (accessed — June, 02, 2017) (in Slovak).

Statny pedagogicky ustav. Statny vzdelavaciprogram pre gymnazia. Dejepis — gymnazium so stvorrocnym a pat'rocnym vzdelavacim programom [State educational program for grammar schools. History — grammar school with a four-year and five-year educational program], in URL: http://www.statpedu.sk/sites/ default/files/dokumenty/inovovany-statny-vzdelavaci-program/dejepis_g_4_5_r.pdf (accessed — June, 28, 2017) (in Slovak).

Statny pedagogicky ustav. Statny vzdelavaci program pre nizsie stredne vzdelavanie — 2. stupeh zakladnej skoly. Dejepis — nizsie stredne vzdelavanie [State Education Program for lower secondary education — the second level of primary school. History — lower secondary education], in URL: http://www.statpedu. sk/sites/default/files/dokumenty/inovovany-statny-vzdelavaci-program/dejepis_nsv_2014.pdf (accessed — June, 15, 2017) (in Slovak).

Statny pedagogicky ustav. Statut Statneho pedagogickeho ustavu v Bratislave [Statute of the State Pedagogical Institute in Bratislava], in URL: http://www.statpedu.sk/sites/default/files/dokumenty/organizacia-spu/ statut-spu.pdf (accessed — June, 28, 2017) (in Slovak).

Statny pedagogicky ustav. Vzdelavacie standardy [Educationalstandards], in URL: http://www.statpedu.sk/ clanky/statny-vzdelavaci-program-svp-pre-gymnazia/vzdelavacie-standardy (accessed — June, 01, 2017) (in Slovak).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.