Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ И АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ И АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
689
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕСПИЛОТНЫЙ ТРАНСПОРТ / ДОРОГИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / unmanned vehicles / public roads / road safety

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Королева Екатерина Геннадьевна

В настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации высокоавтоматизированные транспортные средства наделены правом участвовать в испытаниях на дорогах общего пользования в экспериментальном режиме лишь на территории республики Татарстан и города Москвы с 1 декабря 2018 г. по 1 марта 2022 г. Однако, присутствие водителя в таком автомобиле обязательно. Поэтому, вопрос об использовании термина «беспилотные транспортные средства» и их повсеместном допуске в эксплуатацию пока является закрытым

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE OF LEGAL REGULATION OF UNMANNED VEHICLES IN RUSSIA AND ANALYSIS OF FOREIGN EXPERIENCE

At present, by the Decree of the Government of the Russian Federation, highly automated vehicles received the right to participate in tests on public roads in an experimental mode only in the territory of the Republic of Tatarstan and the city of Moscow from December 1, 2018 to March 1, 2022.However, the presence of a driver in such the car is required. Therefore, the question of the use of the term “unmanned vehicles” and their widespread admission into operation is still closed.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ И АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 342.9; ББК 67.401

DOI 10.24412/2687-0185-2021-2-101-104

NIION: 2007-0083-2/21-017 MOSURED: 77/27-005-2021-02-216

© Королева Е.Г., 2021

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РОССИИ И АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

Екатерина Геннадьевна Королева,

старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности полиции Московского областного

филиала Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя,

кандидат филологических наук (143100, Московская область, Рузский городской округ, п. Старотеряево)

E-mail: kat_kor81@mail.ru

Аннотация. В настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации высокоавтоматизированные транспортные средства наделены правом участвовать в испытаниях на дорогах общего пользования в экспериментальном режиме лишь на территории республики Татарстан и города Москвы с 1 декабря 2018 г. по 1 марта 2022 г. Однако, присутствие водителя в таком автомобиле обязательно. Поэтому, вопрос об использовании термина «беспилотные транспортные средства» и их повсеместном допуске в эксплуатацию пока является закрытым1.

Ключевые слова. беспилотный транспорт, дороги общего пользования, безопасность дорожного движения.

CURRENT STATE OF LEGAL REGULATION OF UNMANNED VEHICLES IN RUSSIA

AND ANALYSIS OF FOREIGN EXPERIENCE

Ekaterina G. Koroleva,

Senior Lecturer of the Department of Administrative Law and Administrative Activities of the Police of the Moscow Regional Branch of

the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. V. Ya. Kikot',

Candidate of Philology (143100, Moscow region, Ruzsky urban district,

p. Staroteryaevo) E-mail: kat_kor81@mail.ru

Abstract. At present, by the Decree of the Government of the Russian Federation, highly automated vehicles received the right to participate in tests on public roads in an experimental mode only in the territory of the Republic of Tatarstan and the city of Moscow from December 1, 2018 to March 1, 2022.However, the presence of a driver in such the car is required. Therefore, the question of the use of the term "unmanned vehicles" and their widespread admission into operation is still closed.

Keywords. unmanned vehicles, public roads, road safety.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Королева Е.Г. Современное состояние правового регулирования беспилотных транспортных средств в России и анализ зарубежного опыта. Криминологический журнал. 2021;(2):101-104.

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 26.11.2018 № 1415 «О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств» http://consultant.ru (дата обращения: 11.03.2021).

В первую очередь, при анализе современного состояния правового регулирования использования беспилотных транспортных средств в России и других странах мира нужно обратиться к положениям Венской конвенции о дорожном движении2, к которой присоединены более 70 стран: «Каждое транспортное средство или состав транспортных средств, которые находятся в движении, должны иметь водителя». Именно данная Конвенция составляет унифицированные правила правового регулирования практически во всем мире в об-

2 Конвенция о дорожном движении (с изм. от 28.09.2004) (вместе с «Техническими условиями, касающимися автомобилей и прицепов») (Заключена в г. Вене 08.11.1968) (с изм. и доп. от 03.03.1992) // Бюллетень международных договоров», № 10, 2007.

ласти обеспечения безопасности дорожного движения.

Данная конвенция была принята еще в 1968 году с целью повышения безопасности дорожного движения. На наш взгляд, для урегулирования вопроса с БТС в Конвенцию следует добавить, как минимум, одну новую главу, где будут прописаны новые стандарты на разметку, на дорожные знаки и в целом на обустройство дорог3.

Анализ законодательства Российской Федерации позволяет сделать вывод об отсутствии запрета на применение систем автоматизации вождения, хотя опреде-

3 Самобеглый экипаж [Электронный ресурс]. URL: http://vtbrussia.ru/ tech/samobeglyy-ekipazh/(qaTa обращения: 10.11.2020).

им

ленные правовые проблемы здесь есть, поскольку ни Правила дорожного движения, ни Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ни «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» не допускают напрямую делегирование функций водителя системам автоматического управления. Инфраструктура, необходимая для эксплуатации такого рода транспорта, только создается1.

Основные сложности правового регулирования допуска БТС на дороги общего пользования (хотя бы для тестирования их возможностей) связаны со следующими факторами.

1. Разрешение «моральной» проблемы, связанной с предоставлением права принимать решения по управлению автомобилем искусственному интеллекту. Встает вопрос, должен ли беспилотный автомобиль быть спроектирован таким образом, чтобы защищать жизнь пассажира любой ценой, даже если в экстренной ситуации для этого необходимо протаранить толпу пешеходов? Или же беспилотный автомобиль обязан сделать все, чтобы жизни пешеходов ничего не угрожало? Водитель-человек в экстренной ситуации не знает, что и как он сделает, однако у искусственного интеллекта такого выбора быть не может.

В настоящее время ни в одной стране мира нет единых правил дорожного движения, которые бы регулировали технические требования к беспилотным автомобилям и регламентировали их движение по дорогам общего пользования. Некоторые страны допускают перемещение беспилотных автомобилей по общим дорогам, но в этом случае требуется получение специального разрешения. При этом за рулем беспилотного автомобиля всегда должен находиться водитель, готовый перехватить у автопилота управление в случае какой-либо нештатной ситуации.

Правила для беспилотных автомобилей в Германии разработаны консультативным советом Федерального министерства транспорта и цифровой инфраструктуры Германии, в который входят 14 ученых и юристов. В общей сложности в список попали 20 требований к беспилотным машинам, их производителям и водителям. Так, требование к ценности человеческой жизни подразумевает, что автопилот в любой аварийной ситуации должен таким образом управлять автомобилем, чтобы сохранить жизнь людей в любой ситуации. В случае двойственной аварийной ситуации, автопилот не должен делать выбор, чью жизнь следует сохранить — водителя или пешехода, пожилого человека или ребенка.

Автопилот должен будет сделать все возможное, чтобы сохранить жизнь всех участников аварии.

Все беспилотные автомобили, регистрируемые в Германии, должны иметь «черный ящик», записи из которого можно будет использовать после аварии, чтобы выяснить, на ком лежит ответственность за нее — на водителе или на автопилоте.

При этом во всех случаях аварии с участием беспилотного автомобиля будет действовать «презумпция виновности», то есть в аварии всегда будет считаться виновным водитель, пока данные «черного датчика» или другие результаты расследования происшествия не докажут обратного. В число правил также включили исключительное право водителей на выбор информации, которую смогут получать от беспилотного автомобиля его производители. Речь идет о местоположении, скорости, водительских данных и множестве другой информации, которая может быть использована, например, для таргетирования рекламы.

Помимо этого возникает и ряд других морально-юридических вопросов. Например, допустимо ли запрограммировать машину на то, чтобы она, во избежание столкновения с мотоциклистом, врезалась в стену или ограждение? Ведь у пассажира автомобиля в этом случае больше шансов выжить, чем у мотоциклиста.

2. Невозможность допуска на дороги общего пользования автомобилей, не получивших в установленном порядке разрешение на участие в дорожном движении (п. 3 ст. 15 «Закона о безопасности дорожного движения»). Возможность предоставления такого разрешения БТС является крайне спорной и по существу требует не только тщательного анализа, но и корректировки нормативно-правовых актов, существующих в этой сфере. На данный момент российским законодательством не предусмотрен даже тестовый допуск автомобилей, не получивших разрешение в установленном порядке, на дороги общего пользования.

Уместно в этой связи отметить, что, к примеру, в Финляндии для экспериментальных автомобилей существуют специальные номерные знаки, появившиеся еще до распространения экспериментов с беспилотными автомобилями; тестирование последних, по сути, осуществляется в том же порядке, который определен финским законодательством как минимум с 2007 г2.

3. Отсутствие в российской правовой системе категории автомобилей, в которых во время движения отсутствует водитель или водитель не осуществляет непосредственное управление транспортным средством.

1 Проект Росавтодора «Караван». Электронный ресурс. Режим доступа. http://rosavtodor.ru/press-center/news/42221 (дата обращения: 18.09.2020).

2 п. 66F финского Закона от 11.12.2002 № 1090 «О транспортных средствах». URL: http://finlex.fl/fj/laki/ajantasa/2002/20021090#a2.3.2007-233

(дата обращения: 18.09.2020).

JäggL mBW

Правила дорожного движения довольно четко указывают на необходимость присутствия водителя именно внутри транспортного средства (п. 1.2 Правил дорожного движения).

Вследствие этих пробелов в правовой плоскости возникает огромный пласт иных вопросов: от страхования до инфраструктуры; исключением не являются и вопросы ответственности за использование беспилотных транспортных средств в противоправных целях, а также за неосторожное причинение вреда охраняемым законом отношениям в результате эксплуатации данного типа транспортных средств.

В настоящее время актуальным является вопрос и о степени ответственности производителей беспилотни-ков, разработчиков и установщиков программного обеспечения, лиц, осуществляющих гарантийное и постгарантийное обслуживание таких транспортных средств, а также самих пользователей транспортных средств в случае дорожно-транспортных происшествий.

Такое внимание к этим вопросам обусловлено обеспечением безопасности дорожного движения. Уместно в этой связи отметить, что аварии с участием беспилотных транспортных средств имеют место. К примеру, не так давно, в Сингапуре автомобиль компании nuTonomy при перестроении врезался в грузовик. Происшествие обошлось без жертв, однако данный случай вызвал бурный общественный резонанс, что замедлило переход на самоуправляемые автомобили в этом городе-государстве. Компания Uber, проводящая масштабные испытания в данной сфере, также столкнулась с рядом проблем при использовании беспилотного автомобиля. В частности, в сентябре 2016 года автомобиль компании попытался нарушить правила дорожного движения и проехать по встречной полосе. В общей сложности производители беспилотных автомобилей представили сведения за 2015 год о почти трех тысячах неисправностях автономных систем при их тестировании, при которых возникла острая необходимость передачи управления инженерам-тестиров-щикам. Не обошлось без смертельных исходов: 7 мая 2016 года в штате Флорида электрокар Tesla Model S в режиме автономного управления въехал под прицеп грузовика, водитель Джошуа Браун погиб1.

Естественно, говоря далее о БТС, нужно более детально затронуть тему их безопасности, как по отношению к другим автомобилям, так и по отношению к пешеходам. Разумеется, как мы уже описали выше, тестирования БТС уже ведутся в пределах города и на

1 Безопасны ли беспилотники на дорогах? Электронный ресурс. Режим доступа. http://l24.lt/ru/avtomoto/item/196748-bezopasny-li-bespilotniki-na-dorogakh (дата обращения 18.09.2018).

трассах, но можно ли быть уверенным в таких автомобилях в критических и нестандартных ситуациях?

Сейчас напрашивается один вопрос — будут ли беспилотные автомобили опаснее традиционных? Разработчики полагают, что автоматика в любом случае окажется лучшим водителем, чем человек. Это естественно приведет к тому, что число аварий значительно сократится, а всем ненавистные пробки станут случаться реже, если большая часть транспорта на дорогах будет самоуправляемой2.

Продолжая тему безопасности, необходимо отметить еще один важный момент. По мнению ведущих мировых аналитиков по вопросам систем безопасности, когда беспилотные автомобили станут неотъемлемой частью движения, они будут привлекательной целью для хакеров. Примером уязвимости БТС для хакеров можно назвать взлом автомобилей «Jeep» компании «FiatChrysler Automobiles (FCA)», который произошел в июле 2015 года. Взлом продемонстрировали Чарли Миллер и Крис Валасек, два исследователя в сфере информационной безопасности.

Уязвимость, с помощью которой исследователи произвели взлом, была также у 1,4 миллиона автомобилей и грузовиков, которые были отозваны компанией-производителем «FiatChrysler Automobiles» после публикации статьи3.

Существует несколько способов нарушить целостность системы БТС, захватить контроль над ним или просто получить доступ к хранимой информации, которая, как известно, может быть крайне важной.

Все начинается на заводе, потому что не все производители достаточно уделяют внимание безопасности на самом производстве, контролю за технологическим процессом. Нельзя не упомянуть процесс разработки, отладки и тестирования программного обеспечения, которое загружается в бортовую электронику. Недостаточно совершенный продукт может иметь изъяны и уязвимости, что создает для злоумышленников широкие возможности для атаки, которыми те смогут воспользоваться в своих целях. Исследователи выявили, что большинство этих уязвимостей схожи между собой в одном: они находятся в области «пограничных» интерфейсов. Это значит, что они находятся между кодами, написанными разными организациями, фирмами и людьми. И хотя проблемы пограничных интерфейсов — это, строго говоря, общая проблема для

2 Беспилотный автомобиль: опасности и надежды [Электронный ресурс]. URL: http://hi-news.ru/auto/fakty-bespilotnyj-avtomobil-opasnosti-i-nadezhdy.html (дата обращения: 10.11.2020).

3 Умный транспорт: Новые вызовы информационной безопасности. Электронный ресурс. URL: https:// habrahabr.ru/ company/pt/ blog/302194/ (дата обращения 09.11. 2020).

безопасности всех видов программного обеспечения, исследователи уверены, что особые структурные причины делают эту угрозу особенно вероятной в транспортной промышленности.

Крайне распространена проблема кражи не подлежащих разглашению персональных данных. Причем речь идет не только о том, что злоумышленник может дистанционно слушать и записывать звуковую информацию при помощи встроенного в бортовую электронику микрофона, может похищать данные о геолокации транспортного средства, но и, если оно оснащено камерами, получать фото- и видеоизображение.

Нельзя забывать и об атаках при помощи беспроводных технологий. Большинство БТС оборудованы довольно большим количеством различных беспроводных средств для связи с окружающим миром; Wi-Fi, Bluetooth, сотовая связью, радиосвязь, GPS и появившийся сравнительно недавно протокол для связи между беспилотными автомобилями — V2V- все это является неполным списком того, при помощи чего злоумышленник может повлиять на технику.

Ситуацию осложняет еще и то, что все БТС используют для навигации GPS, а это крайне небезопасно. Дело в том, что потребительские и военные транспортные средства используют глобальную систему позиционирования (GPS), но военный сигнал GPS зашифрован, а широко используемый гражданский сигнал — нет.

Техасский университет в своих исследованиях показал, что эти сигналы несложно подделать. Злоумышленник может вводить те данные, которые ему нужны, для изменения направления движения. Это так называемая «GPS Spoofing attack» — атака, в некоторых случаях способна обмануть GPS-приемник, широковещательно передавая такой сигнал, который маскируется под истинный GPS-сигнал, но передает свои данные. Spoofing используется и в повседневной жизни. Например, жители Москвы периодически обращают внимание на то, что GPS-навигация в центре города, при приближении к Кремлю, работает со сбоями.

Кроме того, стоит помнить о том, что атакующий может изменить данные установленных непосредственно на самих БТС датчиков, которые измеряют дальность, или датчики топлива станут получать неверную информацию, что может привести к столкновению БТС с препятствиями или другими участниками дорожного движения.

Когда речь идет о беспилотном транспортном средстве, то безопасности пассажиров и других участников дорожного, воздушного или иного движения должно быть уделено особое внимание при оценке рисков.

Библиографический список

1. Конвенция о дорожном движении (с изм. от

28.09.2004) (вместе с «Техническими условиями, касающимися автомобилей и прицепов») (Заключена в г. Вене 08.11.1968) (с изм. и доп. от 03.03.1992) // Бюллетень международных договоров», № 10, 2007.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.11.2018 № 1415 «О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств» http://consultant.ru.

3. п. 66F финского Закона от 11.12.2002 № 1090 «О транспортных средствах». URL: http://finlex. fl/fj/laki/ajantasa/2002/20021090#a2.3.2007-233.

4. Безопасны ли беспилотники на дорогах? Электронный ресурс. Режим доступа. http://l24.lt/ru/ avtomoto/item/196748-bezopasny-li-bespilotniki-na-dorogakh.

5. Беспилотный автомобиль: опасности и надежды [Электронный ресурс]. URL: http://hi-news. ru/auto/fakty-bespilotnyj-avtomobil-opasnosti-i-nadezhdy.html.

6. Умный транспорт: Новые вызовы информационной безопасности. Электронный ресурс. URL: https:// habrahabr.ru/ company/pt/ blog/302194/ .

Bibliographic list

1. Convention on Road Traffic (as amended on 09/28/2004) (together with the "Technical conditions concerning motor vehicles and trailers") (Concluded in Vienna on 11/08/1968) (as amended and added from 03/03/1992) // Bulletin of international treaties ", No. 10, 2007.

2. Decree of the Government of the Russian Federation of November 26, 2018 No. 1415 "On conducting an experiment on trial operation of highly automated vehicles on public roads" http:// consultant.ru.

3. Clause 66F of the Finnish Law of 11.12.2002 No. 1090 "On Vehicles". URL: http: //finlex.fl/fj/ laki/ajantasa/2002/20021090#a2.3.2007-233.

4. Are drones safe on the road? Electronic resource. Access mode. http://l24.lt/ru/avtomoto/ item/196748-bezopasny-li-bespilotniki-na-dorogakh.

5. Unmanned vehicle: dangers and hopes [Electronic resource]. URL: http://hi-news.ru/auto/fakty-bespilotnyj-avtomobil-opasnosti-i-nadezhdy.html.

6. Smart Transport: New Challenges to Information Security. Electronic resource. URL: https: // habrahabr.ru/ company / pt / blog / 302194 /.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.