Научная статья на тему 'Современное состояние политической науки: доклад по положению во Франции'

Современное состояние политической науки: доклад по положению во Франции Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
585
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Блондио Лоик, Делоа Ив

Перевод М.М. Гурвица

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние политической науки: доклад по положению во Франции»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2008. № 2

ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА ЗА РУБЕЖОМ

Лоик Блондио, Ив Делоа

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ:

ДОКЛАД ПО ПОЛОЖЕНИЮ ВО ФРАНЦИИ1

Развитие политической науки во Франции тесно связано с двойственностью французской системы, при которой сосуществуют университеты и система специализированных высших учебных заведений (Grandes Ecoles — дословно "больших школ". — Прим. пер.). Последние чрезвычайно тщательно отбирают студентов и гораздо более независимы, чем университеты. Они практически обладают монополией на доступ к руководящим должностям в государственной администрации и крупных компаниях. С 1945 г.2 политическая наука во Франции развивалась параллельно в рамках юридических факультетов и институтов политических исследований (Instituts d'Etudes Politiques, IEP), в связи с этим представляя собой две различные академические традиции:

1) общенациональный закон 1954 г. вводил на юридических факультетах изучение политической науки в качестве предмета, обязательного для получения диплома. Некоторые профессора публичного права (Морис Дюверже, Жорж Ведель и др.) с 1950-х годов также решительно выступали за институциональное признание политической науки и предоставление ей статуса независимой дисциплины. Таким образом, большинство профессиональных политологов все еще работают на юридических факультетах. В настоящее время есть

1 Вся ответственность за эту публикацию, основанную на данных, собранных с помощью коллег, работающих в упомянутых высших учебных заведениях, лежит только на авторах, а не на организациях или ассоциациях, к которым они принадлежат. Данная работа продолжает линию Пьера Фавра (в сотрудничестве с Надин Дада), многие эмпирические данные которого не утратили значения и по сей день (Favre Р., Dada N. La science politique en France. 1996. (http://www.epsnet.org/ publications/State_of_Discipline.htm). В ходе своего исследования в 1996 г. Фавр анализировал глубинное содержание учебных программ по политической науке. Обновление этого материала достаточно сложно в связи с широким разнообразием ситуаций на местах. Учитывая трудности предметного общенационального обзора в период быстрых изменений во французских университетах, в нашем докладе основное внимание сосредоточено на уровне М2 Болонского процесса и его воздействии на исследования политической науки.

2 Об истории этой второй институционализации политической науки во Франции см.: Favre P. Historie de la science politique // Тгайй de science politique / Ed. by M. Grawitz, J. Leca. Paris: PUF, 1985. Vol. I. P. 28-41.

только одна кафедра политической науки (в Университете Париж I — Пантеон-Сорбонна), а на других университетских факультетах (социологии, истории, экономики и т.п.) эта дисциплина почти полностью отсутствует;

2) в развитии политической науки как самостоятельной дисциплины основную роль сыграло создание в 1945 г. институтов политических исследований (IEP). Институт политических исследований в Париже (Science Po Paris) — отчасти автономное государственное учебное заведение. Он был создан на базе старой Свободной школы политической науки (Ecole Libre des Sciences Politiques, ELSP) — частного учебного заведения, образованного в 1871 г. для подготовки французской элиты и обучения ее наукам, признанным полезными для государственного управления3 (экономики, истории, права и общественных наук). Декретом от 9 ноября 1945 г. вместо бывшей ELSP возникли две организации — ELSP, IF.P Парижа и Национальный фонд политической науки (Fondation Nationale des Sciences Politiques, FNSP) с целью дальнейшего развития изучения политической науки и экономики. Стремясь к децентрализации университетов, правительство, стоявшее в то время у власти во Франции, одновременно с IF.P Парижа создало региональные институты политических исследований в Бордо, Гренобле, Страсбурге, Тулузе, Лионе и Алжире (последний вскоре был перенесен в Экс-ан-Прованс). В 1990 г. к ним добавились институты политических исследований в Ренне и Лилле. В этих организациях со строгим отбором студентов, более самостоятельных, чем университеты, к которым они относятся, сегодня насчитывается четверть преподавателей политической науки, и они вносят весомый вклад в развитие политологических исследований. Вполне естественно, что именно здесь сложились и получили развитие наиболее важные исследовательские центры данной дисциплины.

В процессе институционализации политической науки во Франции можно назвать много важных дат: создание французской Ассоциации политических наук (Association Française de Science Politique, AFSP) в 1949 г.; французского журнала политической науки ("Revue Française de Science Politique", RFSP) в 1951 г., первой докторской программы по этой дисциплине в IF.P Парижа в 1956 г., первой кафедры политических наук в Университете Парижа I — Пантеон-Сорбонна в 1971 г., а в следующем году — централизованной в национальном масштабе процедуры отбора, организуемой каждые 2 года для избрания профессоров этой дисциплины (следуя положению, существующему в сфере права, экономики и медицины).

Тем не менее институционализация дисциплины в значительной степени остается незавершенной. Она по-прежнему зависима: с

3 О происхождении дисциплины во Франции см.: Favre P. Naissance de la science politique en France (1870—1914). Paris: Fayard, 1989.

точки зрения преподавания — от курса обучения на юридических факультетах4, с точки зрения задач — от своего статуса дисциплины "общего характера", нацеленной на подготовку определенной части французского правящего класса в IEP.

ОБУЧЕНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЯ

Институциональная география преподавания политической

науки во Франции

В целом сообщество французских политологов, объединяющее всех, кто зарабатывает на жизнь преподаванием политической науки, исследованиями в этой области или тем и другим, составляет немногим более 500 человек, 63% которых занимают положение преподавателей-исследователей5 (табл. 1) и работают в университетских структурах (на факультетах или в IEP). Остальные 37% заняты исключительно в области исследований в Национальном центре научных исследований (Centre National de la Recherche Scientifique, CNRS) или в Национальном фонде политической науки (Fondation Nationale des Science Politiques, FNSP). На практике часть специалистов, занимающихся только исследованиями, часть своего времени отдают преподаванию, а большинство преподавателей-исследователей еще занимаются исследовательской деятельностью.

В настоящее время представителем академического сообщества Франции считается либо доцент (Maître de conference, MCF), либо полный профессор (Professeur des Universités, PR). Последний получает звание на основе сложной двухступенчатой процедуры отбора. Национальный отборочный комитет (его состав частично избирается

4 На 15 января 2004 г., в соответствии с официальными данными, представленными национальным Министерством образования и высшего образования, по юридическим программам бакалавра в университетах обучались 78 026 студентов, 66,7 % которых были женщины (уровень "1.1"). и 61 421 студент — на программах магистра (уровень "VI"). 65,5 % которых — женщины (Reperes et références statistiques sur les enseignements, la formation et la recherché. Paris: M EN, 2004). Подавляющее большинство этих студентов в ходе обучения в университетах занимаются политической наукой. Специализироваться по этой дисциплине можно только на последнем курсе в небольшом числе университетов (в Университетах Лиона II, Монпелье I, Парижа I, Парижа II, Парижа VIII, Парижа X, Ренна I или Версаля-Сен-Квентин). По другим университетским программам (за исключением IЕР) преподавание политической науки очень ограничено и статистических данных нет.

3 Общую численность преподавателей-исследователей (324 человека) можно сравнить с общим количеством преподавателей-исследователей (профессоров и доцентов) юридических дисциплин, которое в начале 2004 г. составляло 7 287 человек. Соотношение политологов к юристам таково, что на одного преподавателя политической науки приходится более 22 преподавателей юридических дисциплин (данные взяты из официальной статистики Министерства образования и высшего образования).

Количество преподавателей/исследователей во французском академическом обществе на 2004 г.

Учебное заведение Профессора Доценты Всего

IEP Экс-ан-Прованс 6 3 9

IEP Бордо 6 3 9

IEP Гренобля 8 9 17

IEP Лилля 3 4 7

IEP Лиона 5 5 10

IEP Парижа 13 2 15

IEP Ренна 2 1 3

IEP Страсбурга 3 6 9

IEP Тулузы 2 3 5

Университет Экс-Марсель II — 3 3

Университет Экс-Марсель III 1 — 1

Университет Амьена 4 7 11

Университет Анжера — 2 2

Университет Антильских островов — Гвианы 3 4 7

Университет Бордо IV 1 2 3

Университет Бургундии 1 4 5

Университет Бреста 1 — 1

Университет Сержи 1 2 3

Университет Клермон-Феррана 2 2 4

Университет Корсики — 1 1

Университет Эври — 1 1

Университет Верхнего Эльзаса — 1 1

Университет Гренобля II 2 1 3

Университет Гренобля III — 1 1

Университет Гавра — 1 1

Университет Лилля II 4 7 11

Университет Побережья — 1 1

Университет Лиона II 3 3 6

Университет Лиона III 1 1 2

Университет Марна-ла-Балле — 1 1

Университет Монпелье I 4 3 7

Университет Монпелье III — 3 3

Университет Ла Рошель 1 2 3

Университет Нанси II 1 5 6

Университет Нанта 1 3 4

Университет Ниццы 2 4 6

Университет Парижа I 13 18 31

Университет Парижа II 7 3 10

Университет Парижа III 1 2 3

Окончание табл. 1

Университет Парижа V 2 2 4

Университет Парижа VII 1 — 1

Университет Парижа VIII 2 13 15

Университет Парижа IX 3 6 9

Университет Парижа X 6 8 14

Университет Парижа XII 1 — 1

Университет Парижа XIII — 5 5

Университет По — 4 4

Университет Перпиньяна — 5 5

Университет Пуатье 1 2 3

Университет Реймса 1 2 3

Университет Ренна I 4 4 8

Университет Ренна II — 2 2

Университет Реюньона — 1 1

Университет Руана — 2 2

Университет Сан-Этьена 1 — 1

Университет Страсбурга III (без IEP) — 3 3

Университет Тулузы (без IEP) 2 5 7

Университет Тура — 3 3

Университет Версаль-Сен-Квентин 5 4 9

Всего 131 193 24

Источник: Министерство по делам молодежи, национального образования и исследований (2004 г.).

академическим сообществом и частично назначается министерством) ежегодно оценивает личные дела кандидатов и отбирает из них приблизительно 1 /4. Данные кандидаты могут подавать заявки в университеты на занятие вакантных должностей. Доценты принимаются на работу на определенные должности и имеют такую же рабочую нагрузку, как и профессора (128 лекционных часов в год).

Полные профессора отбираются в соответствии с процедурой, принятой в высшей школе. Национальный конкурс для такого отбора проводится один раз в 2 года, предлагая от 4 до 8 вакансий по всей стране. Отбор проводит жюри, состоящее из 7 профессоров, на основе конкурса, проходящего на протяжении нескольких месяцев и состоящего из многочисленных устных собеседований, как минимум, по двум из основных подразделов дисциплины, таких, как политическая социология, международные отношения и институты, администрация, управление и публичная политика, политическая теория/ история идей и политической мысли, методология общественных наук.

География политической науки во Франции характеризуется наличием в некоторых провинциальных центрах IEP. Города, где наряду с университетами были созданы IEP, представляют собой центры развития дисциплины, поскольку там объединяются важные учебные

и исследовательские организации, работает много специалистов, учится большое количество студентов, готовых серьезно заниматься по углубленным учебным программам. В остальных городах, кроме Парижа, политическая наука представлена значительно слабее и более случайно, за некоторыми исключениями (Амьен, Антильские острова — Гвиана, Монпелье, Нанси, Ницца, Версаль-Сен-Квентин-ан-Ивелин и т.п.).

В парижских институтах работает почти треть французских преподавателей политической науки (112 должностей). Так, в Университете Парижа I в штате 31 специалист, в IEP Парижа — 15 человек. Эти цифры можно сравнить с подготовкой диссертаций: в 1990—2001 гг. 58% всех диссертаций по политической науке были подготовлены в Парижском регионе6. Кроме того, многие преподаватели, работающие в других организациях, живут в Париже.

Французская система политологического образования

Реформа по переходу к системе LMD (Licence-Mastère-Doctorat), начатая в связи с Болонским процессом, побудила ведущие французские университетские центры (те, у которых есть достаточно возможностей предложить образование на уровне магистра) продолжить специализированные занятия в направлении либо исследовательской деятельности, либо профессиональной ориентации7. Обязательное проведение этой реформы начиная с 2005 учебного года позволяет составить полную картину нынешнего положения дел. В табл. 2 отражены первые результаты проведенного исследования. Представленные данные ограничены образованием, направленным на исследовательскую деятельность, цель которой — защита докторской диссертации по политической науке.

Данные, представленные в таблице, свидетельствуют:

— об упадке некоторых традиционных составляющих дисциплины, таких, как политическая философия и политическая теория (несмотря на новые эксперименты, сводящиеся к попыткам заново ввести эту область обучения) или изучение политических институтов с акцентом на конституционном праве;

6 Godechot О., Mariot N. Devenir des candidates en science politique et "localisme": premiers résultants d'une enquête // Palaestra. 2003. December. Vol. 23. P. 69; Godechot O., Mariot N. Les deux formes du capital social. Structure relationnelle des jurys de theses et recrutement en science politique // Revue française de sociologie. 2004. Vol. 45 (2). P. 40-42.

7 Одним из важных следствий реформы LMD является улучшение подготовки специалистов на кафедрах политической науки во Франции. Наиболее общими подходами стали политическая коммуникация, занятость, связанная с профессиональной политической деятельностью как во Франции, так и на европейском уровне, профессиональные суждения о публичных действиях и работа международных организаций.

Основные типы учебных программ преподавания политической науки (с исследовательской специализацией на уровне М2) в 2005 г.

Учебное заведение Политическая теория/политическая философия Политические институты Политическая экономия Политическая история/ историческая СОЦИОЛОГИЯ Политическая социология Публичная политика Сравнительная политология Европейская политика Международные отношения Страноведение Политическая коммуникация

Университет Амьена + + + +

IEP Экс- ан-Прованс + +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

IEP Бордо + + + + + +

Университет Бордо IV + + + +

IEP Гренобля + + + + + +

IEP Лилля + + + +

Университет Лилля II + + +

Университет Лиона II (с IEP) + + + + + + + +

Университет Монпелье I + + + + + +

IEP Парижа + + + + + + + + +

Университет Парижа I + + + + + + + +

Университет Парижа II + + + +

Университет Парижа VIII + + +

Университет Парижа IX + + + + +

Университет Парижа X + + +

Университет Версаль Сен-Квентин + + + +

IEP Ренна + + + +

Университет Ренна I + + + + + +

Университет Страсбурга III (с IEP) + + + + +

Университет Тулузы I (с IEP) + + + + +

Условные обозначения:

++ — Основная специализация (аттестация по факту упоминания или сильной специализации в этой области). + — Дополнительная специализация (аттестация по наличию курса или предложения сокращенной подготовки в этой области).

Источник: Результаты запросов авторов настоящего доклада и использование доступных документов, главным образом в Интернет.

— о большом значении политической социологии8 (понимаемой здесь как преимущественно социологический анализ феномена французской политики) и публичной политики. Эти две области стали основой "нормальной" подготовки по политической науке во Франции и с настоящего времени будут входить во все программы преподавания политологии;

— о структурной слабости таких разделов, как европейские исследования и международные отношения, несмотря на тенденцию к быстрому включению этих разделов в программы преподавания;

— о возникновении нового направления политической науки — исторической социологии политики, отражающей подлинную интеллектуальную близость политической науки и истории9.

Основные области обучения

В принципе предложение учебных программ с некоторым отставанием следует за последними достижениями в развитии французских исследований в области политической науки:

— внимание к образованию в области политической социологии отражает не только традиционную важность работы, посвященной Франции и ее институтам, но и усиление тенденции к "критическому" социологическому исследованию10;

— "публичная политика" (или публичная деятельность) с позиций как преподавания, так и исследований в настоящее время бурно развивается и стремится к выделению практически в независимое направление со своим концептуальным словарем11, что дает основания для внутренней теоретической противоречивости;

— изучение международных отношений и исследования в области европейской политики — явление новое, но более значительное. Оно

8 О доминирующем положении политической социологии см.: Gaxie D. Science politique, sociologie politique, sciences socials du politique // La science politique une et multiple / Ed. by E. Darras, O. Philippe. Paris: L'Harmattan, 2004. P. 127—153; Legavre J.-B. Les attractions de la sociologie // Ibid. P. 155—179.

9 Об этом историческом сдвиге в политической науке Франции см.: Faire de la science politique. Pour une analyse socio-historique du politique. Ddoye Y., Voutat B. (Eds.) Paris—Belin, 2002; Historicités de l'action publique. Laborier P., Trom D. (Eds.) Paris: PUF, 2003. Издание этой работы, написанной под эгидой CURAPP и GSPM, свидетельствует о способности данного направления французской политической науки к развитию из одного направления политической социологии. Важность такого дисциплинарного "скрещивания" доказана недавним созданием новой Исследовательской группы по истории и политической науке (Groupe de recherché histoire/science politique, GRHISPO) в рамках AFSP.

I См., в частности, доклад П. Фавра 1996 г., работы Пьера Будрие, а также: Zimmermann В. Une médiation // Travailler avec Bordieu / Ed. by P. Encrevé, R.-M.La-grave. Paris: Flammarion, 2003. P. 237—245.

II Boussaguet L., Jacquot S., Ravi net P. (Eds.) Dictionnaire des politiques publiques / Paris: Press of Sciences Po, 2005.

соответствует созданию специализированных периодических изданий и профессиональных ассоциаций, завоевывая все более широкое признание12. Тем не менее численность преподавателей и исследователей, специализирующихся в этой области, остается незначительной по сравнению со специалистами по политической социологии.

Итак, политическая наука во Франции характеризуется достаточным своеобразием интеллектуальных подходов по сравнению с международными парадигмами. "Диалог" с определенными сопредельными дисциплинами (социологией, историей и антропологией) развивается активнее, чем с другими более формализованными отраслями знаний, такими как экономика или психология13. Case-studies и полевые исследования применяются шире, чем опросы общественного мнения или сравнительный анализ14. Некоторые модели, например модель рационального выбора, также достаточно редки во Франции15, а влияние тем, поднятых американской политической наукой, существенно ниже, чем где бы то ни было.

Тем не менее такая интеллектуальная независимость, которую иногда пренебрежительно называют "провинциализмом", не мешает активному развитию международного сотрудничества или заимствованию считающихся новаторскими аналитических концепций, например в области социологии или теории международных отношений. Все больше и больше лучших французских студентов обучаются за рубежом, участвуют в международных конференциях и знакомятся с материалами дискуссий, ведущихся в международном сообществе политологов. Раскрепощение французской политической науки, которое некоторые назвали бы порочным влиянием глобализации или "присоединением к основному международному направлению", все в большей степени становится реальностью.

Институциональная география французской политической науки

Исследования в области политической науки проводятся в основном в смешанных исследовательских группах, находящихся в зависи-

12 О европейских проблемах во французских университетских программах политической науки см.: Politique européenne // Enseigner l'Europe. 2004. 14 aut.

13 Проведение реформы LMD привело к усилению такого взаимодействия между дисциплинами за счет стимулирования и внедрения междисциплинарных докторских программ. В частности, этот путь был избран IEP Парижа, где докторская программа охватывает области политической науки, новейшей истории и социологии.

14 Les methods au concret. Démarches, formes de l'expérience et terrains d'investigation en science politique/M. Bachir (éd.). Paris: CURAPP-PUF 2000.

13 Важным исключением является исследование государственной политики, в котором на протяжении нескольких последних лет эта парадигма была наиболее распространена. Кроме того, модель рационального выбора применялась в некоторых областях анализа коллективных действий.

мости и от университетов и от CNRS, где совместно работают штатные исследователи, зависимые от CNRS или FNSP, и университетские профессора. Соответственно показатели численности исследователей на полной ставке, представленные в табл. 3, должны быть увеличены на число преподавателей-исследователей. Дополнительно к исследователям CNRS большинство индивидуальных исследователей из FNSP16 работают в некоторых исследовательских подразделениях (в Париже, Бордо и Гренобле). В других отношениях, по очевидным причинам, в этой таблице сравниваются только исследовательские центры17, объединяющие исследователей из секции 40 CNRS18. Таким образом, анализ данных табл. 3 свидетельствует о том, что в принципе большинство этих подразделений привлекают исследователей из других секций CNRS.

С 1950-х годов существует ряд крупных исследовательских центров, зависимых от FNSP, в Париже19 и некоторых других районах страны:

— CF.VIPOF (Centre d'Etudes de la Vie Politique Française, Sciences Po Paris) — 39 исследователей на полной ставке, специализация — политические проблемы Франции, в том числе электоральный анализ;

— CF.RI (Centre d'Etudes et de Recherches Internationales, Sciences Po Paris) — 42 исследователя на полной ставке, специализация — международная политика и страноведческие исследования;

— С FAN (Centre d'Etude d'Afrique Noire, Science Po Bordeaux) — 6 исследователей, специализация — африканская политика;

— CERVL (Centre d'Etudes et de Recherches sur la Vie Locale, Science Po Bordeaux) — 12 исследователей на полной ставке, специализация — муниципальная политика

— PACTE (Politiques publiques, Action politique, Territoires, Science Po Grenoble) — 19 исследователей на полной ставке, специализация —

16 Подробнее о научной политике FNSP см. доклад, сделанный в 2004 г. Жераром Грюнбергом, научным директором FNSP (http://www.sciences-po.fr) (под заглавием Recherche).

17 Поэтому в нашем исследовании не рассматриваются такие зарубежные подразделения CNRS, как Французский дом Оксфорд (Maison Française Oxford) или Берлин (Centre Marc Bloch), где тем не менее исследователи, занимающиеся этой дисциплиной, работают на постоянных ставках.

18 Этим объясняется то обстоятельство, что Centre de Recherches Politiqoes Raymond Aron, относящийся к EHESS (UMR 8036), или CERSA, связанный с Университетом Paris II — Panthéon-Assas (Centre d'Etudes et de Recherches de Science Administrative, UMR 7106), не включены в наш список. Эти два исследовательских центра связаны с секцией 36 CNRS "Социология, стандарты и правила", а не с секцией 40.

19 Чтобы представить себе масштаб финансовой поддержки, оказываемой FNSP исследованиям в области общественных наук, достаточно отметить, что с 1996 по 2003 г. расходы на исследования IЕР Парижа (включающие не только политическую науку, но и историю, социологию и экономику) возросли на 70%, увеличившись с 7 млн евро примерно до 12 млн (исключая зарплаты). Подробнее об этом см. упоминавшийся выше доклад Жерара Грюнберга.

исследования в области публичной политики и количественных методов20.

В последние годы при поддержке CNRS были созданы такие важные исследовательские центры, как:

— IREMAN (Institut de Recherches et d'Etudes sur le Monde Arabe et Musulman) в Экс-ан-Провансе;

— CURAPP ( Centre Universitaire de Recherches Administratives et Politiques de Picardie) в Амьене;

— CERAPS (Centre d'Etudes et de Recherches Administratives, Politiques et Sociales) в Лилле;

— CRPS (Centre de Recherches Politiques de la Sorbonne) в Париже;

— CRAPE (Centre de Recherches sur l'Action Politique en Europe) в Ренне;

— GSPE-PRISME (Groupe de Sociologie Politique Européenne — Politique, Religion, Institutions et Sociétés: Mutations Européennes) в Страсбурге.

Это свидетельствует о жизнеспособности французских исследований в данной области, что нашло дальнейшее подтверждение в ежегодной подготовке диссертаций по политической науке: в 2004 г. секция 4 CNU (Conseil National des Universités) одобрила 70 кандидатур (38 % соискателей). Это число следует сравнить с количеством вакантных должностей в высших учебных заведениях и исследований в области общественных наук, которое составляет не более 15—20 в год. Такое положение свидетельствует о структурной нехватке рабочих мест для молодых французских докторов политической науки, которые, несмотря на высокие успехи в академическом плане, нередко обречены на скромное существование и испытывают неуверенность в профессиональном будущем. Это одна из наиболее серьезных проблем, которая стоит сегодня перед дисциплиной.

Динамизм исследований в области политической науки во Франции наряду с их междисциплинарной природой особенно поражает, если обратить внимание на недавние кардинальные изменения, происходящие во французских политологических журналах21. Вот уже более 10 лет они необычайно диверсифицированы. Хотя первые журналы в этой области дисциплины — "Revue Française de Science Politique" и в меньшей степени "Pouvoirs" — продолжают наиболее активно распространяться среди широкой публики, особенно по библиотекам, они сталкиваются сейчас с сильной конкуренцией со стороны большого числа тематических или междисциплинарных журналов, ко-

20 Об истории CERAT ( Centre de Recherches sur la Politique, l'Administration, la Ville et le Territoire), являющегося одним из недавно созданных исследовательских подразделений центра, см.: Quarante ans de recherche en sciences socials: regards sur le CERAT 1963-2003. Douillet A.-C., Zuanon J.-P. (Eds.). Grenoble: PUG, 2004.

21 Полный перечень этих журналов можно найти в упомянутом докладе Пьера Фавра 1996 г.

Институциональные и демографические данные по основным исследовательским центрам, связанным с секцией 40 CNRS (список на июнь 2005 г., классификация в порядке нумерации CNRS)

Исследовательский центр Идентификация CNRS Число исследователей, связанных с секцией 40 и при необходимости с РШР Тематический подход политической науки

Laboratoire d'anthropologie des institutions et des organisations socials (LAIOS, Paris) UPR 9037 2 Политическая антропология Европейская политика

Centre de recherches sociologiques sur le droit et les institutions pénales (CESDIP, Paris) UMR 2190 3 Публичная политика (Пенитенциарная политика) Социология права Социология насилия и преступности

Centre d'étude et de recherche Travail, Organisation, Pouvoir (CERTOP, Toulouse) UMR 5044 2 Публичная политика (Политика в области охраны окружающей среды)

Centre d'études politiques de l'Europe Latine (CEPEL, Montpellier) UMR 5112 3 Публичная политика Сравнительная политология Европейская политика Политическая социология

Centre d'etudes d'Afrique Noire (CEAN, Bordeaux) UMR 5115 3 (+ 3 ИШР) Страноведческие исследования Сравнительная политология Международные отношения

Pouvoir, action publique, territoire (CERVL, Bordeaux) UMR 5116 10 (+ 2 ИШР) Политические институты и территориальное политическое поведение Публичная политика Европейская политика\ Сравнительная политика

Politiques publiques, actions politiques, territoire (PACTE, Grenoble) UMR 5194 17 (+ 5 ИШР) Публичная политика (Культура, безопасность, управление рисками...) Историческая социология Политическая социология Методология и количественный анализ

Groupe de recherches et d'etudes sur la Méditerranée et le Moyen-Orient (Lyon) UMR 5195 2 Страноведческие исследования

Продолжние табл. 3

Triangle: action, discourse, pensée politique et économique (Lyon) UMR 5206 02 Публичная политика Политическая социология Политическая философия

Centre de recherches sur Faction politique en Europe (CRAPE, Rennes) UMR 6051 06 Публичная политика (Санитарная политика) Европейская политика Политическая социология

Centre universitaire de recherches administratives et politiques de Picardie (CURAPP, Amiens) UMR 6054 04 Публичная политика Европейская политика Национальная политика Социология права Историческая социология Политическая социология

Institut de recherches et d'etudes sur 1e monde arabe et musulman (IREMAM, Aix-en-Provence) UMR 6568 08 Страноведческие исследования Политическая социология

Politique, religion, institutions et sociétés: mutations européennes (PRISME, Strasbourg) UMR 7072 01 Публичная политика Европейская политика

Laboratoire d'analyse des systèmes politiques (LASP, Nanterre) UMR 7026 05 Страноведческие исследования (Центральная и Восточная Европа) Политические институты Политическая социология

Centre de recherches politiques de Sciences Pot (CEVIPOF, Paris) UMR 7048 23 (+16 исследователей FNSP) Публичная политика Национальная политика Европейская политика Политическая философия Политическая социология Политическая экономия

Centre d'etudes et de recherches internationals (CERI, Paris) UMR 7050 19 (+23 исследователя FNSP) Страноведческие исследования Политическая экономия Сравнительная политология Международные отношения Политическая социология

Centre de sociologie des organisations (CSO, Paris) UMR 7116 09 Публичная политика Административная наука

I nstitut de recherché intrdiscipli-naire en socioéconomie — Centre de recherches et d'études politiques (IRIS-CREDEP, Dauphine) UMR 7170 02 Политическая социология

Centre d'études et de recherches administratives, politiques et socials (CERAPS, Lille) UMR 8026 06 Публичная политика Европейская политика Политическая социология

Groupe de sociologie politique et morale (GSPM, Paris) UMR 8031 01 Публичная политика Политическая социология

Centre de recherches sur les pouvoirs locaux dans la Caraïbe (CRPLC, Martinique) UMR 8053 Государственная политика Международные отношения Политическая социология

Окончание табл. 3

Centre de recherches politiques de 1a Sorbonne (CRPS, Paris) UMR 8057 03 Публичная политика Политическая социология Национальная политика Политическая коммуникация Политические институты Историческая социология

Laboratoire techniques, territories et sociétés (LATTS, Marne-la-Vallée) ' UMR 8134 03 Публичная политика

Centre d'Etudes sur 1a Chine moderne et contemporaine (Paris) UMR 8561 02 Региональные исследования

Groupe d'analise des politiques publiques (GAPP. Cachan) FRE 2768 02 Публичная политика Социология права

Communication et politique FRE 2813 02 Политическая коммуникация

Всего - 189 -

Условные обозначения. UPR — самостоятельное исследовательское подразделение;

UMR — смешанное исследовательское подразделение;

FRE — формирующееся исследовательское подразделение.

Источник: Сайт CNRS, Ежегодник исследовательских центров SHS (http://web-ast.dsi/fr, 1 июня 2005 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

торые возникли недавно, но уже успели занять прочные позиции (в частности, это касается журнала "Politix", который теперь стал называться " Poiitix. Revue des sciences socials du politiqué', распространяемого Арманом Коланом, или "Culture et Conflitf, к названию которого теперь добавлено "Sociologie politique de l'international').

К числу недавно созданных изданий, ярко иллюстрирующих трансформацию интеллектуального состояния дисциплины, следует отнести:

— "Revue Internationale de Politique Comparée" — основан в 1994 г., издается в Бельгии на французском языке, посвящен сравнительной политологии;

— "Pôle Sud" — основан в 1994 г. СF.PF.i. (Centre d'Etudes Politiques de l'Europe Latine), региональный журнал, специализируется на изучении политических реалий Южной Европы;

— "Critique Internationale" — основан в 1998 г. CF.RI. специализируется на международных проблемах и вопросах культуры;

— "Raison politique" — основан в 1998 г., специализируется на изучении теоретических и философских подходов в политологии;

— "Politique Européenne" — основан в 2000 г., посвящен изучению европейских проблем.

Эти новые издания, достаточно многочисленные, если принять во внимание размеры французского сообщества политологов и состояние публикаций по общественным наукам22, отражают развитие

22 Bandet S. Edition de sciences humaines et socials: le cœur en danger. Paris: PUF,

2004.

специализации в рамках политической науки как в области преподавания, так и в сфере исследований. В недавно проведенном CNRS исследовании отмечалось, что некоторые из этих журналов пользуются значительным международным влиянием, хотя пока существенно меньшим, чем журналы, издаваемые на английском языке.

Дополнительные данные о динамике национальных ассоциаций

и международном значении французской политической науки

Характерной чертой политической науки во Франции является активность ее ассоциаций. Дать этому обстоятельству должную оценку помогают 2 показателя: значение для дисциплины системы самих ассоциаций, не менее трех из которых имеют взаимодополняющие цели, и количество рабочих дней или дней работы конференций, организованных в рамках дисциплины. В систему политологических ассоциаций входят три ассоциации:

— Французская ассоциация политической науки (l'Association Française de Science Politique, AFSP), основана в 1949 г., насчитывает более 600 индивидуальных членов, которые платят взносы. Эта ассоциация играет важную роль в организации и признании политологических исследований. Один раз в 2 года она организует национальные конференции. Восьмая такая конференция была проведена в Лионе в сентябре 2005 г., в ее работе приняли участие почти 600 специалистов. Научная работа была организована по 10 рабочим группам;

— Ассоциация преподавателей и исследователей в области политической науки (l'Association des Enseignants et Chercheurs en Science Politique, AECSP), создана в 1995 г., насчитывает 150 членов. Эта ассоциация защищает профессиональные интересы дисциплины. При проведении последних университетских реформ она выступила в качестве советника Министерства высшего образования и исследований;

— Национальная ассоциация кандидатов политической науки (,l'Association Nationale des Candidats aux Métiers de la Sciense Politique, ANCMSP), основана в 1996 г. Она предлагает кандидатам, стремящимся сделать университетскую карьеру в области политической науки, ряд услуг (в частности, обновляемый электронный список) и следит за прозрачностью процесса отбора кадров.

Эти три взаимодополняющие друг друга ассоциации способны к совместным действиям, в частности при проведении регулярных встреч политологов (Assises de la Science Politique). Они вносят большой вклад, раскрывая значение принадлежности к политической науке, особенно по сравнению с более старыми и крупными академическими дисциплинами. Благодаря таким действиям во Франции в рамках дисциплины организуются многочисленные научные мероприятия под эгидой научных центров, университетских кафедр или AFSP (только она организует около 30 дней проведения научных мероприя-

5 ВМУ, политические науки, № 2

81

тий в год, что выделяет эту национальную ассоциацию по сравнению со многими аналогичными организациями в Западной Европе). Значение такой активности особенно велико, поскольку она свидетельствует о том, что дисциплина не замыкается на самой себе. Благодаря дисциплинарной открытости действий этих ассоциаций и их стремлению к развитию международных связей они могут гордиться высокой степенью привлечения зарубежных коллег к развитию политической науки во Франции.

В последние годы именно вопрос об интернационализации французской политической науки рассматривался особенно широко. Его постоянные обсуждения, особенно в ходе Ass/ses de la Science Politique или во время проведения национальных конференций AFSP, тем не менее не предотвратили возникновения двух диаметрально противоположных подходов к этой проблеме.

С одной стороны, некоторые полагают, что французская политическая наука за счет своих уникальных интеллектуальных и институциональных характеристик сама вытесняет себя на обочину мировой политической науки. В последней международной классификации университетских кафедр политической науки и международных отношений, проведенной группой Simon Hix, есть некоторые основания для такого вывода23. Из 400 учреждений, занимающихся политической наукой во всем мире, несмотря на использованную при проведении исследования методологию, которая часто признается спорной, ни одна французская организация не заняла место выше 170-го (IEP Париж), и только несколько других кафедр были упомянуты в приведенном перечне. Это подтверждает господствующее положение американских кафедр политической науки (занимающих 9 из первых 10 мест), в то время как Университет Парижа X занимает 254-е место, Университет Лилля II — 313-е, IEP Гренобля^ 324-е, а Университет Парижа I — 391-е место24.

23 Hix S. European Universities in a Global Ranking of Political Science Departments // European Political Science. 2004. Vol. 3 (2). P. 5—23. Использованная методология, а также определения рассматривавшихся организаций подверглись резкой критике в 4-м томе (1) журнала ECPR (март 2005 г.). Эта классификация подтверждает скромную роль французских университетских исследований на международном уровне независимо от дисциплины (Le Monde. 2005 г. 23 август). К числу факторов, которые, по нашему мнению, служат объяснением проблемной ситуации во французской политической науке, особенно как небольшой дисциплины, относятся: недостаток финансирования (возможно, за исключением тех организаций, которые поддерживает FNSP), распыление ресурсов, внутренние разногласия в рамках дисциплины и отсутствие достаточного внимания к французским организациям.

24 Возможно, методы определения французских организаций оказались некорректными в связи с путаницей в названиях. Помимо различий между исследовательскими центрами и университетами последние нередко мало заметны на международном уровне, поскольку они часто носят названия города, в котором расположены (с номером), или имя выдающегося ученого.

С другой стороны, можно спорить о том, что существует много путей, которые раньше или позже сольются, свидетельствуя о скрытой интернационализации политической науки во Франции. Процесс интернационализации, несмотря на все споры и даже связанные с ним препятствия, продолжает развиваться и оказывать значительное влияние на политическую науку во Франции, что совсем не обязательно означает нивелирования, которого сильно опасаются. Более того, следует отметить, что интернационализация французской политической науки полностью соответствует ее притязаниям на интеллектуальную самобытность. Среди структур, которые вносят вклад в процесс интернационализации, следует различать те, что возникли на местах, т.е. специфически присущи данному университету или исследовательской организации, и те, которые связаны с национальной политикой, поддерживающей процесс интернационализации. В связи с этим во многих университетах (особенно в IEP, где обычно у студентов требуют, чтобы они один год учились за границей) на практике всемерно поощряется международный студенческий обмен. Во многих исследовательских центрах также проводится политика международного сотрудничества, которая часто приводит к положительным результатам, а иногда и к образованию таких институционализированных групп, которые поддерживает CNRS. В частности, именно так в 2005 г. возник Объединенный европейский исследовательский центр (Laboratoire Europuen Associé, LEA, названный Comparer les Démocraties en Europe, CODE), который объединил IEP Бордо (CERVL) с Университетом Штутгарта (ISSUS) в работе по сравнению европейских демократий на уровне ЕС, государств и территорий и даже — вот уже несколько лет — с С F PEL через ETAPES (Espaces et Temporalitus de l Action Publique en Europe du Sud). Что касается других, процесс интернационализации развивается посредством публикации сборников работ, в частности, в англосаксонских издательствах для ознакомления с результатами исследовательских работ международной научной общественности. Несколько лет назад CF.RI институционализировал такую политику благодаря сотрудничеству с Herst ("Herst Series on Comparative Politics and International Relations") и с издательством "Palgrave-McMillan" (The CE RI Series in International Relations and Political Economy).

В этой связи следует отметить возрастающее участие французских организаций в Европейском консорциуме политических исследований (ECPR), несмотря на тот факт, что уровень французского присутствия там все еще недостаточен. В 2005 г. более 10 французских организаций являлись членами этой структуры, платящими взносы (CEPEL, CURAPP, кафедра политической науки Университета Париж I, FNSP, IEP Экс-ан-Прованс, IEP Бордо, IEP Гренобля, IEP Лилля, IEP Ренна, IEP Страсбурга, IEP Тулузы и LATTS, Laboratoire, Techniques, Territoires et Société). В 1996 г. это были новые организации. По количеству членов Франция находилась на 7-м

месте, как и Норвегия (12 членов), уступая Англии (54 члена), Германии (38 членов), США (23 члена), Испании (22 члена), Италии (18 членов) и Швеции (15 членов). Принимая во внимание различие в финансовых ресурсах и критическом размере разных стран, можно подтвердить осторожный диагноз Пьера Фавра, поставленный им в 1996 г., и говорить о продолжающемся "повороте" в развитии ситуации25. Это подтверждает тот факт, что хотя число французских участников сессий ЕСРЯ меньше, чем число участников из других сопоставимых европейских стран26 (но достаточно близким к его весу Франции в ЕСР11, 4% из 300 "смежных" организаций), ЕСРЯ по-прежнему будет оставаться в центре внимания. На конференции ЕСРЯ в Будапеште в сентябре 2004 г. 9 секций были посвящены новым политико-социологическим тенденциям, например, как та, которой руководил представитель Франции, что дало возможность на европейском уровне шире ознакомить научную общественность с достижениями Франции в этой области (как с позиций электоральной социологии, так и с точки зрения коллективных действий, т.е. на пересечении с историей и социологией). Нельзя пройти мимо того факта, что в настоящее время предлагаемые консорциумом средства используются Францией далеко не полностью: остается очень низким участие в работе летних школ ЕСРЯ (за исключением участия в школе в Лилле по количественным методам), поступает слишком мало предложений по выступлениям на секциях и семинарах ЕСРЯ: еще более серьезным является положение, связанное с исключительно низкой осведомленностью этой структуры о ведущихся во Франции исследованиях по сравнению со ссылками и тематикой исследований в англо-саксонских странах. В определенной степени дополнительные возможности для интернационализации французской политической науки предлагает Европейская сеть политической науки

25 Стоит обратить внимание на ежегодную организацию одной из четырех летних школ EPCR в Лилле — школу по количественным методам в общественных науках. Можно отметить, что за последние несколько лет положение существенно улучшилось. В стратегическом докладе ECPR 2002 г. выражалось сожаление по поводу того, что в этом проекте принимали участие только 8 французских партнерских организаций. Увеличившись за 2 года на 50%, нынешние цифры свидетельствуют о растущем участии французской политической науки в этой структуре. Однако следует опасаться, что в ситуации сокращения средств в большинстве других университетских центров, где ведется преподавание политической науки, вряд ли правильно было бы полагать, что в краткосрочном плане положение улучшится.

26 Так, во время встречи ECPR в Гренаде в апреле 2005 г. 2 из 30 запланированных сессий работали под руководством французских участников. Это почти такое же соотношение (2 из 28), как во время следующей встречи, назначенной на апрель 2006 г. На встрече в Будапеште в сентябре 2005 г. лишь одна сессия (в рамках которой тем не менее работало 9 семинаров) из 20 запланированных проводилась под руководством французского участника. Однако такого рода статистика не принимает в расчет руководителей семинаров (в рамках сессий) или отдельных выступлений на одном из семинаров.

(epsNet)27. В ходе организованной в Париже пленарной конференции FNSP в июне 2005 г. многие французские представители приняли участие в работе сессии, в частности, посвященной трансформации политической науки в Европе.

В заключение следует упомянуть о политике AFSP, направленной на интернационализацию ее деятельности. Помимо финансовой поддержки, ею предлагаемой своим членам для того, чтобы дать им возможность участвовать во всемирных конференциях Международной ассоциации политических наук (IPSA), одним из членов-основателей которой она является, проводимая ею политика также выражает растущее стремление к участию в деятельности AFSP коллег из других стран и их всевозрастающему участию в рамках структуры в деятельности AFSP наряду с их работой в национальных ассоциациях. В качестве примера можно привести организацию первой конференции бельгийских, французских, квебекских и швейцарских политических ассоциаций в Лозанне в ноябре 2005 г. и стремление к организации совместных мероприятий с испанскими и итальянскими ассоциациями в 2006 г. При обвинении французской политической науки в том, что она плетется в хвосте процессов интернационализации, следует соблюдать осторожность. В определенном смысле произошла тихая революция, которая существенно изменила основы политической науки во Франции. Тем не менее она несет в себе риск углубления разрыва между организациями, в долгосрочном плане обладающими достаточными ресурсами для участия в процессах интернационализации, и теми центрами, критический размер и отсутствие финансовой независимости которых являются непреодолимыми препятствиями на этом пути.

ВЫВОДЫ

Подводя итоги этой весьма схематичной работы, следует отметить, что положение французской политической науки как дисциплины зависит от той позиции, с какой подходят к ее оценке.

На институциональном уровне — это дисциплина, имеющая сильные позиции, которая, как мы видели, независима в плане набора кадров и располагает как педагогической, так и исследовательской базой. Деятельность ее профессиональных ассоциаций вносит большой вклад в ее широкое признание представителями власти. Тем не менее она продолжает оставаться "малой" дисциплиной как в обще-

27 Как явствует из списка коллективных членов сети, помещенного на ее сайте, с ней были связаны 6 французских организаций (http://www.epsnet.org/mem-bership/collective.asp, по данным на 30 июня 2005 г.), что составляет увеличение на 10% коллективных членов сети на эту дату. В их число входят FNSP, кафедра политической науки Университета Парижа I, IEP Бордо и Гренобля, CRAPS, связанный с Университетом Лилля II, и GSPE-PRISME, связанный с Университетом Страсбурга III.

национальном масштабе (по сравнению с другими университетскими дисциплинами, такими, как право или социология), так и на международном уровне (по сравнению с некоторыми своими зарубежными аналогами). Подобная структурная хрупкость отражается, в частности, в отсутствии в университетах полноценных факультетов политологии. Единственное исключение составляет Университет Парижа I — Пантеон-Сорбонна. Тем не менее в последние годы резко возрос профессионализм политической науки, чему способствовало, в частности, проведение реформ высшего образования, начатое Болонским процессом (реформа "LMD"). Во многих университетах под руководством политологов были созданы профессиональные программы магистерского уровня в разных областях (по связям с общественностью, публичной политике, политической коммуникации, международным отношениям, развитию и сотрудничеству и т.д.), что привлекает все большее число студентов. Такая хрупкость политической науки во Франции не мешает ей быть полноправной дисциплиной, "гносеологическая зрелость" которой, по выражению Фавра28, за последние 15 лет достигла значительного прогресса.

В социальном плане политологи страдают от сравнительно недостаточного внимания общественности по сравнению с их коллегами, занимающимися более значимыми для общества дисциплинами, такими, как социология, экономика, история или психология. Не многие французские политологи могут сказать, что имеют влиятельный "интеллектуальный" статус во французском смысле этого понятия. Однако некоторые специалисты, занимающиеся отдельными разделами дисциплины, в частности, электоральной социологией, сравнительной политологией или, в меньшей степени, международными отношениями, постоянно выступают в средствах массовой информации или в органах государственной власти. В связи с отсутствием настоящих "мозговых центров" во Франции все большую роль приобретают университетские исследования. Одним из важных вопросов остается проблема публикаций. При отсутствии настоящей системы университетских издательств (возможно, за исключением Presses de Science Ро) публикации по политической науке ограничены двумя каналами распространения: через крупные традиционные издательства ("Gallimard", "Fayard", "Le Seuil" и "La Découverte") с обычной системой продаж, которая существенно снижает потенциальную возможность распространения такого рода изданий, и через небольшие издательства, специализирующиеся на публикации работ по общественным наукам (основным из них является "L'Harmattan"), тираж изданий которых обычно не указывается. Кризис в области

28 Тем не менее автор подчеркивает, что эта зрелость "пока не привела к тем результатам, на которые можно было бы рассчитывать", и выражает надежду на то, что она «будет становиться все более "кумулятивной" и более полно охватывать сферу исследований» (Favre P. Préface // La science politique une et multiple. P. 19).

публикаций по общественным наукам еще более снижает популярность дисциплины среди широкой общественности.

На интеллектуальном уровне политологические исследования наиболее широко признаны во французской университетской среде. Это выражается в регулярном награждении политологов различными званиями и премиями. Однако на международном уровне многие области исследований, которые проводятся во Франции, остаются незамеченными. В значительной степени такое положение объясняется как интеллектуальными факторами (специфическими темами исследований, методами, подходами и т.п.), так и структурными факторами (употребляемыми языками, недостаточной мобильностью французских исследователей, самодостаточностью французского интеллектуального рынка и так далее). В ближайшие годы такое положение может существенно измениться. Большая степень мобильности молодых исследователей, развитие планов международной деятельности и сотрудничества, растущее признание зарубежных публикаций и преподавательский опыт французских специалистов в зарубежных университетах — вот те основные направления дальнейшего развития, которые могут поддержать проведение быстрых и глубоких изменений.

Приложение

СПИСОК ТЕМ МАГИСТЕРСКИХ РАБОТ ПО ПОЛИТОЛОГИИ (УРОВЕНЬ М2), ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ИССЛЕДОВАНИЯ (СЕНТЯБРЬ 2005 г.)29

Магистерские диссертации:

"Политические знания и практика", Университет Амьена.

"Политическая мысль и перемены", Университет Бордо IV.

"Сравнительный анализ типов политического действия", IЕР Экс-ан-Прованс.

"Политика и развитие в Африке и странах Юга", 1ЕР Бордо.

"Международные отношения", 1ЕР Бордо.

"Публичные действия и местное управление", 1ЕР Бордо.

"Сравнительные теории управления", 1ЕР Гренобля.

"Общества и сравнительная политология", 1ЕР Лилля.

"Политическая социология", 1ЕР Лиона.

"История политической мысли", 1ЕР Лиона.

"Современная Восточная Азия", IЕР Лиона.

"Международные отношения", 1ЕР Парижа.

"История и теория политики", 1ЕР Парижа.

"Публичные действия и пространства в Европе", 1ЕР Ренна.

"Политическая социология", 1ЕР Тулузы.

"Политика и безопасность", IЕР Тулузы.

"Политическая наука и публичное действие", Университет Лилля П.

29 В связи с отсутствием национального перечня приведенные названия существенно ограничены.

"Управление в Южной Европе", Университет Монпелье I. "Общество, власть и идентичность", Университет Монпелье I. "Африканские исследования", Университет Парижа I. "Социология и политические институты", Университет Парижа I. "Международные отношения", Университет Парижа I. "Политические исследования", Университет Парижа П. "Международные отношения", Университет Парижа П. "Администрирование и публичная политика", Университет Парижа П. "Политическая теория", Университет Парижа VIII. "Политическая социология", Университет Парижа VIII. "Социология политики, публичные действия и коммуникация", Университет Парижа IX.

"Сравнительная политическая социология", Университет Парижа X. "Политические исследования", Университет Ренна I.

Дипломные работы магистра:

"Типы публичной политики и сравнительный анализ управления", IЕР Лиона.

"Общества и сравнительная политика", IEP Парижа. "Политическая наука Европы", Университет Страсбурга III. "Общественные науки политики", Университет Страсбурга III. "Урегулирование публичных конфликтов", Университет Версаль-Сен-Квентин.

Перевод М.М. Гурвица

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.