Вестник Томского государственного университета. 2014. № 384. С. 132-135
УДК 930(304.4+364)(44)
Ю.А. Фирсова
ИСТОРИОГРАФИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Предлагается краткий обзор современной аналитической литературы в области системы социального обеспечения во Франции, которая, согласно ряду исследователей, основана на принципах универсализма и солидарности и не входит ни в один из классических типов европейского «государства всеобщего благосостояния», а ее ключевые элементы могли бы лечь в основу «европейской социальной модели». Целью современных аналитиков является всесторонний анализ особенностей, достоинств и недостатков французской социальной системы с тем, чтобы определить степень ее адаптации к новым экономическим и социальным вызовам и роль в процессе социальной интеграции Евросоюза.
Ключевые слова: французская система социального обеспечения; «государство всеобщего благосостояния»; «европейская социальная модель»; трудовое право.
Французская система социального обеспечения (système national français de protection sociale), сформировавшаяся после Второй мировой войны, является одним из типов европейского «государства всеобщего благосостояния». Многие европейские исследователи и политики считают, что в основе потенциальной «социальной модели ЕС» должны лежать краеугольные элементы французской социальной системы: координация пенсионных схем, здравоохранительных программ, принцип расчета минимального уровня заработной платы и др.
Одним из наиболее комплексных научных трудов в области социального обеспечения во Франции является работа «Французская система социального обеспечения» социолога Жана-Клода Барбье, аналитика Национального центра научных исследований, профессора Сорбонны [1]. В центре научных интересов Барбье находится эпистемологический анализ социального обеспечения в Европе и европейской интеграции в области социальной политики, культуры и языка. Барбье считает, что французская система социального обеспечения не была подорвана принципами экономического неолиберализма и сохраняет свою оригинальность и «гибридность», в отличие от других европейских стран, в частности от британской модели «workfare»1 [Там же. С. 22]. Барбье критикует современных исследователей французской социальной политики за их приверженность к принципам универсализма и функционализма, за отсутствие обоснованных аргументов в противовес современному либерализму, а также за подмену понятий «национальная система социального обеспечения» и «государство всеобщего благосостояния» [2. С. 1-4].
Согласно Барбье, французская система социального обеспечения демонстрирует удивительную внутреннюю способность к адаптации и инновации благодаря многочисленным институтам, регулирующим и оптимизирующим трудовые отношения2 [1. С. 109]. Автор утверждает, что из трех синонимичных понятий -«государство всеобщего благосостояния», «социальная безопасность» и «система социальной защиты» - последнее лучше всего выражает сложную систему социальных отношений во Франции, разделенную на многочисленные схемы по профессиональному принципу. Унификация терминологии является особенно важной для поддержания принципа солидарности, составляющего основу французской социальной модели, следуя принципам Революции 1789-1794 гг. [Там же. С. 6].
Ж.-К. Барбье оспаривает классификацию социальных моделей в Европе - англо-саксонской, социал-демократической и корпоративно-консервативной, -предлагаемую датским социологом Г. Эспин-Андер-сеном, и утверждает, что Франция близка по типу к «бевериджской» и «бисмарковской» системам социального регулирования, но не входит ни в одну из них [Там же. С. 16-18]. Барбье полагает, что в настоящий момент конвергенция или координация европейской социальной политики невозможна и что в ближайшем будущем эта тенденция вряд ли изменится, так как национальная экономическая политика не совпадает с общеевропейским экономическим циклом. Политика социального обеспечения зависит от внутриэкономиче-ских факторов в большей степени, чем от внешних [3. С. 108]. Европейская социальная политика, таким образом, должна быть «приспособлена» к экономическим и финансовым циклам стран ЕС. Об этом также свидетельствует коммюнике Еврокомиссии 2 октября 2013 г., в котором предлагается включить социальные показатели стран Евросоюза в «открытый метод координации» (ОМК), наравне с существующими экономическими критериями [4].
Работы следующих исследователей позволяют получить комплексное представление об организации социального обеспечения во Франции. Б. Палье [5], сотрудник парижского Центра политических исследований (Centre de Recherche politique de Science Po, CEVIPOF-CNRS) и парижского Центра европейских исследований (Centre d’études européennes, CEE), анализирует социальное обеспечение во Франции (sécurité sociale) как символ приверженности к общегражданским ценностям, сформировавшимся в ходе Французской революции и получившим широкое развитие в послевоенный период.
Значительный вклад в исследование французского «государства всеобщего благосостояния» составляют административные отчеты и исследовательские статьи М. Ларок [6], генерального инспектора по социальным делам, президента административного совета Центра по европейским и международным связям в области социального обеспечения. П. Пено [7], генеральный инспектор по социальным вопросам, профессор Университета Пари-Нантерр, является соавтором издания «Социальная политика», которое охватывает широкий спектр отраслей: политику здравоохранения, политику занятости, профессиональное образование, пенсионное
обеспечение, коллективные переговоры. П. Пено подробно анализирует сложную систему социального обеспечения во Франции, взаимодействие французского и европейского социального права, а также предлагает собственное определение «социальному обеспечению».
Б. Фрагонар [8], бывший советник Министра по социальным делам и советник при Счетной палате Франции, характеризует французское «государство всеобщего благосостояния» как цельное, но несоответствующее современному экономическому развитию Европы явление.
М. Хирш [9], бывший президент ассоциации «Эм-маюс Франс» (Emmaüs France) по борьбе с бедностью, автор термина «доход активной солидарности» (revenu de solidarité active, RSA), предлагает ввести международную систему социального обеспечения, которая бы повсеместно гарантировала социальную справедливость и экономический прогресс.
Ф. Кесслер [10], преподаватель Сорбонны, анализирует программы социального обеспечения в мире и взаимодействие французского административного права с европейским социальным правом. Кесслер также является автором сборника правовых документов европейских стран, Евросоюза и Совета Европы в области свободного движения товаров, услуг, работников и капитала, а также в сфере общеевропейской координации систем социального обеспечения [11].
Под редакцией А.-М. Гийемар в 2008 г. вышел сборник «Куда ведет политика социального обеспечения?», включающий статьи Ж.-К. Барбье, Б. Палье, Р. Кастель, М. Миссу по проблемам социальной политики Франции и ее взаимодействия с «европейской социальной моделью» [12].
Р. Кастель, в частности, предлагает «универсальную» концепцию социального обеспечения, основанную на антропологическом анализе общественных отношений [12. С. 101-119].
Жан Писани-Ферри, основатель европейского исследовательского института Брюгель (Bruegel), директор по кадрам в области экономической политики при Премьер-министре Франции, профессор в университете Пари-Дофен, критикует французскую социальную политику, называя ее неэффективной, и считает, что «европейская социальная модель» могла бы помочь странам ЕС выйти из экономического кризиса [13]. В 2013 г. Писани-Ферри участвовал в подготовке доклада «Какой будет Франция через 10 лет?» для Генерального Комиссариата по планированию и исследованию (Commissariat général à la Stratégie et à la Prospective, CGSP), консультативного института при Премьер-министре Франции, ответственного за выработку стратегий в сфере экономической, социальной и культурной политики в средне- и долгосрочной перспективе и за подготовку соответствующих реформ. Доклад представляет собой проект реформирования французской политической и экономической модели в пяти сферах: производительность труда, система социального обеспечения, экономический рост, эволюция французского общества и роль Франции в Евросоюзе [14].
Европейская социальная политика и французское «государство всеобщего благосостояния» являются
главными объектами исследований Ж. Готши [15], члена парижского Национального центра научных исследований (Centre National de la recherche scientifique, CNRS), профессора социологии. Ее работы посвящены трудовым отношениям в Европе с опорой на теории политической и производственной демократии и неокорпоративизма, процессу управления производством и участию работников в принятии решений и коллективных переговорах.
В рамках исторического обзора французского трудового права стоит отметить сборник документов «Социальное обеспечение сквозь исторические тексты», начатый в 1945 г. П. Ларок (1907-1997 гг.), членом кабинета Министра труда и социального обеспечения, основателем французского «государства всеобщего благосостояния». В настоящее время документы публикуются под редакцией Комитета по истории социального обеспечения (Comité d’histoire de la Sécurité sociale, CHSS). Сборник разделен на шесть томов: 1780-1870 гг. - становление идей социальной защиты; 1870-1945 гг. - социальная политика Франции довоенного периода; 1945-1981 гг. - восстановление французской экономики после Второй мировой войны; 1919-1981 гг. - принятие программ социального обеспечения в аграрном секторе; том, посвященный истории международного социального права; 1981-2005 гг. - период создания пособия по безработице. Последний том вышел в 2005 г. и был приурочен к 60-ле-тию французской системы социальной защиты [16].
16-е издание книги «Право социального обеспечения» (2008 г.) французского юриста, редактора журнала «Социальное право» (Droit Social) Ж.-Ж. Дюпейру [17] представляет собой оригинальный юридический обзор исторической эволюции системы социального обеспечения во Франции и анализирует влияющий на нее национальный и международный социально-экономический контекст. Работа «Право социального обеспечения» К. Прето [18], генерального инспектора МВД, советника Кассационного суда и профессора в университете Пантеон-Ассас, анализирует основные принципы французской системы социального обеспечения, ее устройство и финансирование.
Среди ассоциаций по исследованиям французской социальной политики стоит отметить административный центр «Французская документация» (La
Documentation française), работающий под эгидой Директората по правовым и информационным вопросам (Direction de l’information légale et administrative) при кабинете Премьер-министра Франции. Центр публикует доклады и отчеты правительства и других административных институтов в сфере экономики, финансов, общества, права, культуры, политики Евросоюза [19]. Цитируемый выше Генеральный Комиссариат по планированию и исследованиям (Commissariat général à la Stratégie et à la Prospective, CGSP), еще один консультативный институт при кабинете Премьер-министра, выступает в качестве «посредника» в коллективных переговорах между административными органами и социальными партнерами. Комитет по истории социального обеспечения (Comité d’histoire de la Sécurité sociale, CHSS), также упоминаемый выше, предоставляет доступ к национальным архивам в
области истории французского трудового права с 1945 г. Европейский центр социологии и политических наук при университете Пантеон-Сорбонна (Centre européen de sociologie et de science politique de l’Université, CESSP) объединяет академические круги и публикует исследования по проблемам глобализации, европеизации, исторической социологии, экономики, государственной организации и социального диалога. Парижский Центр исследований в области политики занятости (Unité de recherche Emploi et protection sociale - Centre de l’étude de l’emploi), общественное учреждение при Министерстве труда и Министерстве высшего образования и научных исследований Франции, занимается анализом социальной политики под эгидой правительства и ведет самостоятельную научную работу в данной области [20].
В целом большое число авторов сходится во мнении о том, что французская система социального обеспечения находится в процессе постоянной эволюции и носит особый характер. Исследователи критикуют клас-
сический подход в сравнительной методологии и определении социальной политики и утверждают, что французская модель лишь частично входит в общепринятую классификацию социальных режимов в Европе. Многие авторы полагают, что французское «государство всеобщего благосостояния» имеет ригидную организацию, которая трудно адаптируется к общественным переменам и переживает глубокий кризис. Исследователи сходятся в том, что французская социальная модель нуждается в реформировании, в первую очередь, в области пенсионного обеспечения, здравоохранения, социального обеспечения в государственном секторе, коллективных переговоров, институтов по предоставлению социальных услуг [21. С. 91-100]. Все чаще звучат мнения о том, что французское правительство должно активнее участвовать в переговорных процессах Евросоюза и брать пример с других, более успешных в области социальной политики стран ЕС, а также выполнять ежегодные национальные рекомендации Еврокомиссии [22. С. 309-327].
ПРИМЕЧАНИЯ
1 «Workfare» - политика социального обеспечения, стимулирующая получающих пособие принимать любую работу, предлагаемую на рынке труда. Изначально получила распространение в Соединенных Штатах в период президентства Р. Никсона (1969-1974 гг.).
2 Ж.-К. Барбье называет следующие институты социального обеспечения во Франции: contribution sociale généralisée (CSG) - единый социальный взнос; revenu minimum d'insertion (RMI) - минимальный доход; couverture maladie universelle (CMU) - всеобщая система страхования от болезней; commission des comptes de la sécurité sociale (CCSS) - комиссия по социальному аудиту; loi de financement de la sécurité sociale (LFSS) - закон о финансировании системы социального обеспечения; obbectif national des dépenses d’assurance maladie (ONDAM) - национальная стратегия по расходам на здравоохранение; allocation unique degressive (AUD) - единое дегрессивное пособие; allocation de solidarité spécifique (ASS) - пособие солидарности; contrat d’emploi solidarité (CES) - трудовой договор на основе солидарности; plan d’aide au retour à l’emploi (PARE) - план помощи по возврату к работе; allocation personnalisée d’autonomie (APA) - персональное пособие по автономии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Barbier J.-C., Théret B. Le système français de protection sociale. La Découverte, Repères, Paris, 2009, 2ème éd.
2. Barbier J.-C., Théret B. Le nouveau système français de protection sociale// La lettre de la régulation, no. 49, juillet 2004.
3. Barbier J.-C. La longue marche vers l’Europe sociale, Paris, PUF, 2008// Politiques sociales et familiales, no. 98. Décembre 2009.
4. Avenir de l’Union économique et monétaire : les pistes proposées par la Commission pour approfondir l’intégration sociale// Site de la Commission
européenne. 2 octobre 2013. URL: http://www.europa.eu/rapid/press-release_IP_13_893_fr.htm (дата обращения: 3.10.2013).
5. Palier B. Gouverner la Sécurité sociale : les réformes du système français de protection sociale depuis 1945. Quadridge, Presses Universitaires de
France, 2005.
6. Laroque M. Guide de la protection sociale. Dunod, 2001.
7. Penaud P., Amghar Y.-G., Bourdais J.-F., Deumié B., Dupays S., Laloue F., Léost H., Moleux M., Scotton C. Politiques sociales. 2e ed., presses de
Sciences Po, Amphi-Dalloz, 2013.
8. FrangonardB. Vive la protection sociale! Paris, Odile Jacob, 2012.
9. HirschM. Sécu: objectif monde. Le défi universel de la protection sociale. Stock, 2011.
10. Kessler F. Droit de la Protection sociale (2ème ed.). Dalloz coll., 2005.
11. Kessler F., Lhernould J.-P. Code annoté européen de la protection sociale, 2ème éd. Revue fiduciaire, 2004.
12. GuillemardA.-M. (éd.), Où va la protection sociale? Broché, 2008.
13. Jean Pisani-Ferry: «Notre modèle social n’est pas efficace» // France Info. 17 octobre 2013. URL: http://www.franceinfo.fr/economie/un-monde-d-idees/jean-pisani-ferry-notre-modele-social-n-est-pas-efficace-1179781-2013-10-17 (дата обращения: 15.11.2013).
14. Quelle France dans dix ans ? Contribution au séminaire gouvernemental. Paris, 19 aout 2013//Commissariat général à la stratégie et à la prospective. URL: http://www.strategie.gouv.fr/blog/wp-content/uploads/2013/08/Quelle-France-dans-dix-ans_CGSP_20130819_final_WEB_3.pdf (дата обращения: 10.11.2013).
15. Goetschy J., Seul O. Participation par délégation et participation directe des salariés dans l’entreprise : aspects juridiques et socio-économiques de la modernisation des relations industrielles en Allemagne, en France et dans d’autres pays de l’UE. Chlorofeuille, 1994.
16. Comité d’histoire de la Sécurité sociale (CHSS). La Sécurité sociale. Son histoire à travers les textes, tomes I-VI. Association pour l’étude de l’histoire de la sécurité sociale, 1980-2005.
17. Dupeyroux J.-J., Borgetto M., Lafore R. Droit de la sécurité sociale. 16e ed. Dalloz, 2008.
18. PretotX. Droit de la Sécurité sociale. Dalloz, éd. 13, 2011.
19. Qui sommes-nous ? La Documentation Française - la librairie du citoyen. URL: http://www.ladocumentationfrancaise.fr/informations/qui-sommes-nous (дата обращения: 22.12.2013).
20. Présentation // CEE - Centre d’études de l’emploi. URL: http://www.cee-recherche.fr/le-cee/presentation (дата обращения: 19.12.2013).
21. Stephens J.D., van Kersbergen K., Hassel A., and Palier B. (ed.) A Long Goodbye to Bismark? The Politics of Welfare Reform in Continentl Europe // Journal of European Social policy. Amsterdam, Amsterdam University Press, 2012. № 22 (1).
22. Klarsfeld A., Ng E., Tatli A. Social regulation and diversity management: A comparative study of France, Canada and the UK // European Journal of
Industrial Relations. October 2012.
Статья представлена научной редакцией «История» 20 мая 2014 г.
HISTORIOGRAPHY OF THE FRENCH SOCIAL SECURITY SYSTEM
Tomsk State University Journal. No. 384 (2014), 132-135.
Firsova Yulia A. Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected] Keywords: French social security system; welfare state; European social model; labour law.
The French system of social security, as it was established after the Second World War, is one of the European ''welfare states''. Some of its core elements, such as coordination of pension schemes, healthcare programs, and minimum wage, according to many researches, could lay the basis for a potential ''European social model''. The today's French system of social protection undergoes multiple problems because of the Eurozone financial crisis, social instability, the uncertain future path of government policy, and needs to be revised. The contemporary research provides a comprehensive analysis of French social policy's features and its advantages and inconveniences so as to evaluate its capacity of adaptation to the new economic and social challenges of the European integration process. Interdisciplinary approaches are widely used by the French school of social policy studies taken from such fields as administrative law, social anthropology, management, regulation, micro- and macro-economics, historiography, and sociology. A considerable part of French researches and institutions quoted in the article point out that there is an increased interaction between the ''European social model'' and national social policies of its member states. They argue that the French government has to take a more active part in the EU decisionmaking process, if it still wants to preserve the ''values of the Enlightenment'' as a symbol of the unified Europe. Specifically, the French sociologist J.-C. Barbier condemns the classification of European ''welfare states'' as according to G. Esping-Andersen, and argues that French social policy distinguishes itself from other national models, due to its original social protection system which unites the elements of ''welfare state'', social security, and social issue. Also, the CNRS researcher B. Palier considers the French ''sécurité sociale'' as an overall civil value aimed to preserve the indivisibility of the Republic. On the opposite, other pro-European researchers, e.g., J. Pisani-Ferry, criticize the inefficiency of the French social model and claims a better cooperation with the ''European Social Dimension''. Most of the researchers exploring the sustainability of the French social system believe that a pan-European coordination in the field of social policy in short and middle term may not be possible, as social policy relates to the national competence and follows economic and financial cycles of the country. An important feature in comparison with other European states is that the French governmental research institutions, such as the General Commission for strategy and economic foresight, and the Office of legal and administrative information, etc., also contribute strongly to the debate on the viability of the national security system.
REFERENCES
1. Barbier J.-C., Théret B. Le système français de protection sociale. Paris: La Découverte, Repères, 2009.
2. Barbier J.-C., Théret B. Le nouveau système français de protection sociale. La lettre de la régulation, no. 49, juillet 2004.
3. Barbier J.-C. La longue marche vers l'Europe sociale, Paris, PUF, 2008. Politiques sociales et familiales, no. 98, Décembre 2009.
4. Avenir de l'Union économique et monétaire: les pistes proposées par la Commission pour approfondir l'intégration sociale. Site de la Commission
européenne. 2 octobre 2013. Available at: www.europa.eu/rapid/press-release_IP_13_893_fr.htm. (Accessed: 03rd October 2013).
5. Palier B. Gouverner la Sécurité sociale : les réformes du système français de protection sociale depuis 1945. Quadridge, Presses Universitaires de
France, 2005.
6. Laroque M. Guide de la protection sociale. Dunod, 2001.
7. Penaud P., Amghar Y.-G., Bourdais J.-F., Deumié B., Dupays S., Laloue F., Léost H., Moleux M., Scotton C. Politiques sociales. Presses de Sciences
Po, Amphi-Dalloz, 2013.
8. Frangonard B. Vive la protection sociale! Paris: Odile Jacob, 2012.
9. Hirsch M. Sécu: objectif monde. Le défi universel de la protection sociale. Stock, 2011.
10. Kessler F. Droit de la Protection sociale. Dalloz coll., 2005.
11. Kessler F., Lhernould J.-P. Code annoté européen de la protection sociale. Revue fiduciaire, 2004.
12. Guillemard A.-M. (ed.) Où va la protection sociale? Broché, 2008.
13. Jean Pisani-Ferry: ''Notre modèle social n'est pas efficace''. France Info, 17 octobre 2013. Available at: www.franceinfo.fr/economie/un-monde-d-idees/jean-pisani-ferry-notre-modele-social-n-est-pas-efficace-1179781-2013-10-17. (Accessed: 15th November 2013).
14. Quelle France dans dix ans ? Contribution au séminaire gouvernemental. Paris, 19 aout 2013. Commissariat général à la stratégie et à la prospective. Available at: www.strategie.gouv.fr/blog/wp-content/uploads/2013/08/Quelle-France-dans-dix-ans_CGSP_20130819_final_WEB_3.pdf. (Accessed: 10th November 2013).
15. Goetschy J., Seul O., Participation par délégation et participation directe des salariés dans l'entreprise : aspects juridiques et socio-économiques de la modernisation des relations industrielles en Allemagne, en France et dans d'autres pays de l'UE. Chlorofeuille, 1994.
16. Comité d'histoire de la Sécurité sociale (CHSS). La Sécurité sociale. Son histoire à travers les textes, tomes I-VI. Association pour l'étude de l'histoire de la sécurité sociale, 1980-2005.
17. Dupeyroux J.-J., Borgetto M., Lafore R. Droit de la sécurité sociale. Dalloz, 2008.
18. Pretot X. Droit de la Sécurité sociale. Dalloz, 2011.
19. Qui sommes-nous ? La Documentation Française - la librairie du citoyen. Available at: http://www.ladocumentationfrancaise.fr/informations/qui-sommes-nous. (Accessed: 22nd December 2013).
20. Présentation. CEE - Centre d'études de l'emploi. Available at: http://www.cee-recherche.fr/le-cee/presentation. (Accessed: 19th December 2013).
21. Stephens J. D., van Kersbergen K., Hassel A., Palier B. (eds.) A Long Goodbye to Bismark? The Politics of Welfare Reform in Continentl Europe. Journal of European Social policy, 2012, no. 22(1).
22. Klarsfeld A., Ng E., Tatli A. Social regulation and diversity management: A comparative study of France, Canada and the UK. European Journal of Industrial Relations, October 2012.
Received: 20 May 2014