Научная статья на тему 'Современное состояние планирования мероприятий по предупреждению экологической преступности в Дальневосточном федеральном округе'

Современное состояние планирования мероприятий по предупреждению экологической преступности в Дальневосточном федеральном округе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
91
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕВЕНТИВНЫЕ МЕРЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / SOCIAL ACTIVITY / PREVENTIVE MEASURES / ECOLOGICAL CRIMINALITY / PLANNING / DECRIMINALIZATION / ECOLOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зябликова Марина Викторовна

статья посвящена вопросам выявления, устранения и нейтрализации причин экологической преступности на примере Дальневосточного федерального округа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATUS OF ENVIRONMENTAL CRIMEPREVENTION PLANNING IN FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT

the article focuses on identification, removal and neutralization of the causes of environmental criminality on the example of Far Eastern FederalDistrict.

Текст научной работы на тему «Современное состояние планирования мероприятий по предупреждению экологической преступности в Дальневосточном федеральном округе»

M.V. ZYABLIKOVA*

CURRENT STATUS OF ENVIRONMENTAL CRIME PREVENTION PLANNING IN FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT

УДК 343.85 ББК 67.518.9 З-99

Аннотация: статья посвящена вопросам выявления, устранения и нейтрализации причин экологической преступности на примере Дальневосточного федерального округа

Ключевые слова: социальная деятельность, превентивные меры, экологическая преступность, планирование, декриминализация, экологическаякультура

МАРИНА

ВИКТОРОВНА

ЗЯБЛИКОВА*

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ ВДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

Annotation: the article focuses on identification, removal and neutralization of the causes of environmental criminality on the example of Far Eastern Federal District.

Key words: social activity, preventive measures, ecological criminality, planning, decriminalization, ecological culture.

Взаимоотношения «природа - человек», обусловленные и развивающиеся под воздействием потребностей последнего, формируют модифицированные экологические системы, которые характеризуются существенным истощением, уничтожением природных ресурсов, уменьшением их возможности к воспроизводству. Одним из негативных факторов, причиняющих колоссальный вред окружающей природной среде, является неконтролируемое развитие экологической преступности.

Основное направление социальной деятельности по выявлению, устранению или нейтрализации причин и условий экологической преступности на всех уровнях - это профилактика. Превентивные меры должны основываться на научной базе криминологического прогнозирования и планирования.

Криминологическое планирование является разновидностью управленческой практики социального планирования1, выражающегося в единстве познавательной и преобразовательной деятельности, направленной на специфический объект воздействия - преступность, и представляет собой научно обоснованное определение целей, задач деятельности, направленных на нормирование (сдерживание) негативных криминологических процессов.

Социальное криминологическое планирование имеет уровневую систему, где градация зависит от специфики, локализации криминогенной ситуации, на которую необходимо воздействовать превентивными способами. В России есть опыт криминологическогопланирования на международном, федеральном, региональном, муниципальном уровнях, однако существуют

* Аспирант кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права (Московскаягосударственнаяюридическая академия имени О.Е. Кутафина) E-mail: editor62@yandex.ru.

Криминология и профилактика преступлений

Криминология и профилактика преступлений

объекты (управляемые системы), имеющие межрегиональные особенности. Бурное, практически неконтролируемое развитие экологической преступности во многих регионах Дальневосточного федерального округа (ДВФО) (Приморский, Хабаровский, Камчатский края, Сахалинская, Амурская, Магаданская области), диктуемое во многом криминальной политикой стран Азиатско-Тихоокеанского региона (далее - АТР), обусловливаетобъединение данных образований в экологический регион со специфической криминологической обстановкой. Экологическая преступность в регионе обладает высоким уровнем латентности (до 95 %), развивается опережающими темпами, имеет профессиональный, транснациональный, трансграничный характер с элементами агрессии, хищническим захватом природных ресурсов, причинением колоссального ущерба государству. На незаконной добыче природных ресурсов в РФ строится экономика стран АТР. Экологическая преступность трансформируется, изобретает новые способы осуществления преступной деятельности, вовлекает большое количество людей. Именно поэтому следует акцентировать внимание на планомерном развитии подобного явления, определить главные направления, мероприятия по декриминализации основных отраслей экономики ДВФО, связанных с оборотом природных ресурсов.

Позитивные тенденции в криминологическом планировании мероприятий по предупреждению экологической преступности на уровне ДВФО наметились с момента принятия Плана декриминализации основных отраслей экономики Дальнего Востока на 2008-2010 гг., утвержденного Полномочным представителем Президента РФ в ДВФО. На данный момент на территории ДВФО действует среднесрочный План декриминализации основных отраслей экономики Дальнего Востока на 2011-2013 гг. (далее -План ДВФО).

План ДВФО предусматривает следующий объект воздействия: криминологическая обстановка в сфере лесопромышленного комплекса, добычи, переработки и реализации водных биологических ресурсов (далее - ВБР), оборота драгоценных металлов и камней. Воздействие на детерминанты экологической преступности является приоритетным направлением планирования. Анализ элементов воздействия позволяет установить следующие факторы, обусловливающие преступность: несовершенство таможенного, бюджетного, налогового, лесного законодательства, нормативной базы в области

рыболовства и сохранения ВБР, оборота драгоценных металлов и камней; отраслевая разобщенность правоохранительных, контролирующих органов; их инертность, пассивность; коррупция; несоблюдение законодательства в деятельности расположенных на территории органов. Система мер воздействия на вышеуказанные детерминанты, предусмотренная Планом ДВФО, является неполной. Причины и условия, продуцирующие экологическую преступность в регионе, имеют различную основу и содержание.

Экологическая преступность приобретает международный размах, особенно в Дальневосточном регионе, ввиду утраты регионом тесной связи с остальной страной. Воздействие на развитие экологическойпреступности и заинтересованность стран АТР в нелегальных постав -ках ВБР, леса представляет реальную угрозу экологической, экономической, политической основе страны, однако План ДВФО не предусматривает мероприятий, направленных на сдерживание подобного негативного воздействия. Необходимо обратиться к международному опыту совместной борьбы с отдельными видами преступлений путем заключения соответствующих соглашений. Подобный опыт на сегодняшний день представлен межправительственным соглашением России и Японии о рыбохозяйственном сотрудничестве у Южных Курил от 21 февраля 1998 г., Соглашением о мерах государств по предупреждению, сдерживанию и ликвидации незаконного, несообщаемого и нерегулируемого(ННН) промысла с Республикой Корея, Меморандумом о направлениях развития сотрудничества между ФТС России и Департаментом таможенных сборов и та -рифов Министерства финансов Японии от 28 февраля 2007 г., готовящеесяк подписанию Соглашение о борьбе с рыбным браконьерством с Японией. Кроме того, осуществляя преступную деятельность совместно с российскими гражданами, иностранцы часто нарушают миграционное законодательство, соблюдение и контроль которого могли бы дать действенный результат.

Неотъемлемым фактором, обусловливающим причинность экологических преступлений, является деформация сознания на групповом и индивидуальном уровне. Низкая экологическая культура характеризуется отсутствием, неразвитостью экологическогоправосознания, толерантностью, гражданской пассивностью населения к сложившейся ситуации в сфере преступных посягательств на окружающую природную среду. Причем в последнее время в условиях

жестких рыночных отношений говорить об экологическом сознании основной части населения практически не приходится. План ДВФО предусматривает только одно мероприятие информативно-коммуникативного характера, косвенно воздействующее на экологическое сознание. Освещение в СМИ проводимой компетентными органами работы по декриминализации основных отраслей способно воздействовать на потенциальных или реальных нарушителей. Необходимо проводить раннюю профилактику, выражающуюся в воспитании у населения ответственного, позитивного отношения к окружающей природной среде.

Некоторыерегионы (Приморский, Хабаровский края) во исполнение данного плана разработали и реализуют собственные планы и среднесрочные комплексные программы декриминализации основных отраслей экономики. Другие довольствуются действующими на территориях практически всех субъектов однотипными общими целевыми программами и планами по борьбе с преступлениями и правонарушениями, в которыхмероприятия по предупреждению экологических преступлений носят фрагментарный характер, финансируются по остаточному принципу.

План по декриминализации основных отраслей экономики Хабаровского края на 2011-2013 гг. конкретизируети дополняет мероприятия, определенные на уровне ДВФО. Так, в дополнение Планом предусмотрены: ежемесячный мониторинг использования иностранной рабочей силы; осуществление совместных мероприятий по пресечению преступлений, связанных с незаконной добычей в бассейне реки Амур, Амурском лимане во время нереста осетровых рыб; выезды групп представителей компетентных органов на участки рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера; выявление и пресечение поступления в рыбоперерабатывающие предприятия нелегально добытой рыбопродукции; пресечение фактов реализации на потребительскомрынке края запрещенных к ввозу на территорию РФ орудий добычи (вылова) и др.

Анализ опыта криминологического планирования по пресечению экологическойпреступно-сти в ДВФО позволяет сделать следующие выводы:

- при разработке региональных планов предупреждения экологическойпреступности централь -ными объектами воздействия выступают детерминанты, носящие правовой и административный

характер. Не уделяется должного внимания разработке мер по воздействию на социальные, экономические причины и условия, часто являющиеся основными в причинном комплексе;

- региональный план декриминализации основных отраслей экономики ДВФО делает акцент на борьбе с коррупцией в сфере оборота природных ресурсов как одном из важнейших направлений;

- приоритетным направлением при разработке региональных, местных планов предупреждения преступности остаются цели и задачи, определяемые вышестоящими органами (борьба с терроризмом, наркопреступностью и др.), в меньшей степени уделяется внимание региональным особенностям развития преступности, в том числе экологической;

- на региональном уровне практически не принимаются планы, посвященные профилактике экологической преступности;

- круг субъектов предупредительной деятельности сужается до правоохранительных, контролирующих органов федеральной и региональной власти;

- мероприятия по пресечению посягательств на окружающую природную среду носят фрагментарный характер;

- финансирование подобной деятельности осуществляется по остаточному принципу.

Применительно к региональному опыту планирования борьбы с экологической преступностью следует выделить несколько направлений совершенствования.

К первому направлению относится необходимость комплексного изучения ситуации в области незаконного оборота природных ресурсов, всестороннего учета продуцирующих ее факторов. Воздействие также должно осуществляться на криминалитет (лиц, профессионально занимающихся подобной деятельностью, включая коррупцию), потенциальных преступников (лиц, совершающих административ -ные экологические правонарушения), осужденных лиц, население, проживающее на данной территории, и др.

Кроме того, необходимо расширить круг субъектов-исполнителей, включить в него СМИ, образовательные и научные учреждения, общественные объединения и организации и т. д. Например, международные общественные организации Greenpeace и WWF проводят успешные мероприятия по борьбе с экологическойпре-ступностью совершенно не уголовно-правовыми способами. Безусловно, деятельность исполнителей должна быть совместной, направлен-

Криминология и профилактика преступлений

Криминология и профилактика преступлений

ной на достижение единого результата. Механическое включение таких исполнителей и межотраслевая разобщенность не принесут желаемого результата.

Криминологическое планирование по предупреждению экологической преступности следует организовывать совместно с другими комплексными планами, программами, стратегиями, реализуемыми на федеральном, региональном, местном уровнях: Стратегия РФ по охране окружающей природной среды и обеспечению устойчивого развития, ФЦП «Мировой океан», Стратегия социально-экономическогоразвития Дальнего Востока и Байкальского региона на

период до 2025 года, Концепция государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера, ФЦП «Социальноэкономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы», РЦП «Создание временных дополнительных рабочих мест в Северо-Эвенском районе» и др.

Несомненно, экологическая преступность по своей опасности выдвигается на одно из первых мест. Планомерное, контролируемое развитие подобного негативного явления путем криминологического планирования представляет собой одно из основных направлений антикриминаль-ной политики на всех уровнях власти.

1 См.: Клейменов П.М. Криминология: учебник М., 2009. С. 199.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.