Научная статья на тему 'Совершенствование системы специальных мер предупреждения наркопреступности'

Совершенствование системы специальных мер предупреждения наркопреступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
487
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ / ПРИТОНЫ ДЛЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ИЛИ ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каймак Елена Владимировна

В статье на основе результатов криминологического исследования различных источников информации (материалов уголовных дел, дел оперативного учета, статистики, обзоров, методических рекомендаций, работ ученых, специалистов и т.д.) дана оценка организационным основам предупреждения преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в притонах для их потребления. Предложена система специальных мер предупреждения преступности в данном ее проявлении: специальные меры законодательного регулирования борьбы с данным негативным социальным явлением; специальные меры по совершенствованию организации деятельности федеральных органов исполнительной власти; специальные меры по совершенствованию организации деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления; специальные меры воздействия на участников преступной деятельности; специальные меры воздействия на негативные последствия преступной деятельности (социальные, медицинские, экономические, демографические и другие). В настоящее время данное направление борьбы с преступностью не носит системного характера и во многом зависит от инициативности конкретных должностных лиц в регионах. Вместе с тем, специальные меры по предупреждению преступности тогда будут эффективными, когда в своей совокупности будут образовывать систему, разработанную с учетом криминологических характеристик преступности, ее участников и прогноза развития ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы специальных мер предупреждения наркопреступности»

УДК 340

Каймак Елена Владимировна

Федеральная служба Российской федерации по контролю за оборотом наркотиков, полковник полиции Kaimak_EV@mail. ru Elena V. Kaymak

Federal Drug Control Service of the Russian Federation, police colonel Kaimak_EV@mail .ru

Совершенствование системы специальных мер предупреждения

наркопреступности

Improvement of the system of special measures of prevention of drug-related

crimes

Аннотация. В статье на основе результатов криминологического исследования различных источников информации (материалов уголовных дел, дел оперативного учета, статистики, обзоров, методических рекомендаций, работ ученых, специалистов и т.д.) дана оценка организационным основам предупреждения преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в притонах для их потребления. Предложена система специальных мер предупреждения преступности в данном ее проявлении: специальные меры законодательного регулирования борьбы с данным негативным социальным явлением; специальные меры по совершенствованию организации деятельности федеральных органов исполнительной власти; специальные меры по совершенствованию организации деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления; специальные меры воздействия на участников преступной деятельности; специальные меры воздействия на негативные последствия преступной деятельности (социальные, медицинские, экономические, демографические и другие). В настоящее время данное направление борьбы с преступностью не носит системного характера и во многом зависит от инициативности конкретных должностных лиц в регионах. Вместе с тем, специальные меры по предупреждению преступности тогда будут эффективными, когда в своей совокупности будут образовывать систему, разработанную с учетом криминологических характеристик преступности, ее участников и прогноза развития ситуации.

Ключевые слова: специальные меры предупреждения преступности, притоны для потребления наркотических средств или психотропных веществ

Summary. In article on the basis of the results of criminological research various sources of information (materials of criminal cases, cases of operative accounting, statistics, surveys, methodological recommendations, the work of scientists, ex-

perts, etc.) Yes-on evaluation of the organizational foundations for the prevention of crime related to illegal-horse trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances in their dens for consumption, and the proposed system of special measures of crime prevention is given by its manifestation: special measures of legislative regulation of the fight against Dan-s ' negative social phenomenon; special measures on perfection of organization of activity of Federal bodies of Executive power; special measures to improve the organization of activity of bodies of state authority of the sub-projects of the Russian Federation and local authorities; special measures of the participants of criminal activity; special measures of the negative consequences of criminal activity (social, medical, economic, demographic, etc.). Currently, this area of the fight against crime is not systemic and depends largely on the initiative of individual officials in the regions. However, special measures to prevent pre-accessibility then will be effective when combined, will form a system tailored to the criminologi-cal characteristics of the crime, its participants and forecast of situation development.

Key words: special measures for crime prevention, drug dens for consumption of narcotic drugs or psychotropic substances

Криминологическое исследование организационных основ предупреждения преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее - наркотики) в притонах для их потребления (далее - наркопритоны), выявило многочисленные пробелы на данном направлении борьбы с преступностью, которое в настоящее время не носит системного характера и во многом зависит от инициативности конкретных должностных лиц в регионах. Вместе с тем, специальные меры по предупреждению преступности тогда будут эффективными, когда в своей совокупности будут образовывать систему, разработанную с учетом криминологических характеристик преступности, участников преступной деятельности и прогноза развития ситуации.

А.И. Долгова раскрывает понятие специального предупреждения преступности как «систему воздействия на процессы детерминации и причинности преступности, касающиеся отдельных социальных групп, сфер деятельности и объектов, характеризующихся повышенной вероятностью совершения преступлений» [2, с. 294]. При этом отмечается, что специальное предупреждение организованной преступности никак «не может сводиться к душещипательным беседам и наставлениям. Конкретно специальные предупредительные меры следовало бы применять в отношении физических и юридических лиц, иных организаций в случаях, если полученные в установленном законодательством порядке данные дают основание полагать, что такие лица: а) имеют или устанавливают связи с организованными преступными формированиями либо их участниками, могут заниматься преступной деятельностью, в том числе совершать тяжкие или особо тяжкие преступления; б) являются объектами криминального внимания и потенциальными жертвами преступлений. Данные меры допустимо разганичить на следующие группы: по социальной и юридической помощи, в том числе в трудовом и бытовом устройстве нуждающихся в этом указанных лиц; по их предостережению, предупреждению; по возложению на

потенциальных субъектов преступлений обязанностей с определенным ограничением их прав и свобод на основе Федерального закона в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации» [4, с. 423].

В.В. Лунеев в Курсе мировой и российской криминологии раскрывает понятие специально-криминологических мер, предлагая следующую их классификацию: «Специальные криминологические меры подразделяются по масштабам и времени применения, по основам регулирования и другим признакам. По масштабам применения специальные меры целесообразно делить на федеральные, региональные, объектные, контингентные и индивидуальные. По времени применения специальные меры предупреждения делятся на раннюю и непосредственную профилактику, пресечение преступлений и предупреждение рецидива. По признаку регулирования уголовно-процессуальным законом специальные меры предупреждения преступлений можно разделить на процессуальные и непроцессуальные» [5, с. 944].

В.Е. Эминов, раскрывая содержание понятия специальных мер предупреждения преступности, делает акцент на три основных объекта непосредственного воздействия: социальные патологии, к которым относит и наркопотребление; специфические обстоятельства, способствующие совершению преступлений; организованные, профессиональные, рецидивные формы преступности [3, с. 283]. При этом предлагает классифицировать меры специального предупреждения преступности по объему, направленности, территориальному масштабу, механизму и форме воздействия, субъекту разработки и применения.

Г.А. Аванесов особо выделяет специальную профилактику, тесно связанную с оперативно-розыскной профилактикой: «Специальная профилактика представляет собой специализированную деятельность, направленную на недопущение преступления со стороны конкретного лица. Эта деятельность осуществляется специальными службами, которые специально предназначены для того, чтобы пресечь преступление. Соотвествующие профилактические мероприятия отличаются от других своим специальным предназначением; используют традиционные средства и методы оперативно-розыскного характера, оперативной техники, криминалистические средства и методы и т.д. При этом объекты, на которые предстоит воздействовать, конкретизируются до состояния «личность и оперативные сведения о ней» [6, с. 150].

Ученые едины во мнении о том, что специальное предупреждение организованной преступности - это система воздействия специальными предупредительными мерами на процессы детерминации и причинности преступности, касающиеся отдельных социальных групп, сфер деятельности и объектов, характеризующихся повышенной вероятностью совершения преступлений. Однако имеет место различное понимание содержания субъектов разработки и применения специальных предупредительных мер.

Например, Г.А. Аванесов подчеркивает, что данная деятельность осуществляется специальными службами, специально предназначенными для пресечения преступлений, то есть рассуждает о подследственности, регламентированной статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Вместе с тем С.В. Иванцов, исследуя вопросы предупреждения организованной

преступности с участием несовершеннолетних, отмечает: «Было бы неправильно считать, что специальные криминологические меры осуществляются только государственными органами и общественными организациями, специально предназначенными для борьбы с преступностью. В обществе борьба с преступностью - дело всего народа. Поэтому в той мере, в какой устранение причин и условий, порождающих преступления, зависит от тех или иных государственных или общественных организаций и коллективов, специально-криминологические меры должны осуществляться и осуществляются ими. В этих случаях, названные ими государственные органы, выступают в качестве организаторов работы по предупреждению преступлений всеми государственными организациями и широкой общественностью» [7, с. 94].

Представляется спорным вышеуказанное утверждение о том, что в обществе борьба с преступностью - дело всего народа. Борьбой с преступностью, особенно с организованными формами преступности, должно заниматься государство, привлекая по мере необходимости общественные организации и объединения, выступая при этом координатором их деятельности. Народ должен видеть конкретные результаты данной борьбы, выраженные в низкой криминальной активности населения в целом и отдельных социальных групп. В противном случае возникает обоснованный вопрос о значительных финансовых затратах российских налогоплательщиков на обеспечение федеральных органов государственной власти.

Однако, следует согласиться с позицией о координирующей роли органов государственной власти по отношению к общественным организациям и объединениям. Данный тезис применим в целом к системе специальных мер предупреждения организованной наркопреступности, в том числе связанной с наркопритонами. При этом, специальные меры предупреждения должны воздействовать и на конкретные криминальные деяния и на их последствия в виде взаимосвязанных негативных процессов изменения криминогенной ситуации, которые по своему содержанию гораздо шире определенных уголовным законом (воспроизводство числа наркопотребителей, рост «уличной» преступности, финансирование воровских «общаков» и другие), но являются объективным следствием организованной преступной деятельности, связанной с незаконным оборотом наркотиков в наркопритонах.

Результаты криминологического исследования показывают, что в аспекте организованной преступности, связанной с наркопритонами, специальные меры предупреждения образуют следующую систему:

- специальные меры законодательного регулирования борьбы с данным негативным социальным явлением;

- специальные меры по совершенствованию организации деятельности федеральных органов исполнительной власти;

- специальные меры по совершенствованию организации деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;

- специальные меры воздействия на участников преступной деятельности;

- специальные меры воздействия на негативные последствия преступной деятельности (социальные, медицинские, экономические, демографические и другие).

Содержание указанных специальных мер предупреждения организованной преступности, связанной с наркопритонами, целесообразно определять с учетом выявленной детерминации и причинности преступности, учитывая на региональном уровне особенности криминологических характеристик.

Основной задачей специальных мер законодательного регулирования борьбы с организованной преступностью, связанной с организацией либо содержанием наркопритонов, является устранение существующих правовых пробелов и коллизий. Данные меры не образуют какого-либо отдельного структурного сегмента в механизме правового регулирования борьбы с организованной наркопреступностью в целом и должны рассматриваться в аспекте совершенствования правовых основ:

1. Профилактики наркопотребления.

2. Правоохранительной деятельности на следующих направлениях:

- выявление и привлечению к уголовной ответственности организаторов транснациональной наркопреступности, действующих с территории иностранных государств;

- выявление и ликвидация финансовых каналов движения наркодоходов;

- выявление и пресечение организованной преступной деятельности, связанной с незаконным оборотом наркотиков, совершаемой с использованием сети «Интернет».

3. Деятельности органов государственной власти, общественных организаций и объединений по лечению, реабилитации и ресоциализации наркопотребителей, составляющих в единстве содержание одного из основных этапов работы по декриминализации населения.

Специальные меры по совершенствованию организации деятельности федеральных органов исполнительной власти должны решать следующие основные задачи:

- декриминализация органов государственной власти;

- повышение эффективности управления психологическим климатом в учреждениях уголовно-исполнительной системы, вместо исправления продуцирующих на современном этапе все более организованных и профессиональных преступников;

- совершенствование технического оснащения органов, осуществляющих пограничный и таможенный контроль, в первую очередь - на наркоопасных направлениях.

Специальные меры по совершенствованию организации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления субъектов Российской Федерации должны решать следующие основные задачи:

- создание в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения системы учета выявленных наркопотребителей, предусматривающей формирование данных не только о наркобольных и

лицах, потребляющих наркотики с вредными последствиями, но и о лицах, еще не имеющих зависимости, несмотря на периодическое потребление наркотиков;

- оснащение техническими и специальными средствами лабораторий и пунктов медицинских учреждений для проведения химико-токсикологических исследований на состояние наркотического опьянения, в первую очередь на территории удаленных от административных центров районов субъектов Российской Федерации;

- воздействие на формирование в обществе позитивных социальных и духовных основ института семьи как важного структурного элемента;

- предупреждение криминального использования помещений, составляющих жилой и нежилой фонд субъектов Российской Федерации.

В части криминального использования помещений обращает на себя внимание тот факт, что многие из содержателей наркопритонов осуществляют свою преступную деятельность в благоустроенных двух-, трехкомнатных квартирах, используя для целей содержания наркопритонов одну из комнат своего жилья. В этой связи органам местного самоуправления необходимо принимать более действенные меры к собственникам (нанимателям) жилых помещений, используемых для совершения преступлений.

Правовой основой мер к собственникам (нанимателям) жилых помещений, используемых не по назначению, являются действующие нормы Жилищного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающие прекращение правоотношений социального найма и права собственности на бесхозяйственно содержимые жилые помещения, используемые для организации либо содержания наркопритона.

В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдая законные права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

При этом пунктом 6 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006г.

№ 25, установлено, что пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства.

За нарушение перечисленных требований законодательства Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает возможности прекращения права собственности и выселения собственника из принадлежащего ему жилого помещения. Вместе с тем, в соответствии с требованиями пункта 7 части 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращается с жильем, орган местного самоуправления может предупредить его о необходимости устранить нарушение.

Если собственник жилья после предупреждения продолжает нарушать права и интересы соседей или использовать жилое помещение для осуществления незаконного оборота наркотиков, суд по иску органа местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.

В случае, если наниматель жилого помещения и (или) проживающие совместно с ним члены его семьи используют жилое помещение не по назначению (незаконный оборот наркотиков и (или) их немедицинское потребление), то в соответствии со статьей 91 Жилищного кодекса Российской Федерации первоначально орган местного самоуправления принимает к ним меры предупредительного характера, а если они оказались безрезультатными, то производит в судебном порядке выселение виновных без предоставления другого жилого помещения. Подобная практика работы успешно применяется на территории отдельных субъектов Российской Федерации. Организация данной работы предполагает эффективное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Специальные меры воздействия на участников преступной деятельности, связанной с организацией либо содержанием наркопритонов, должны решать следующие основные задачи:

- пресечение деятельности преступных формирований на территории оперативного обслуживания;

- выявление и привлечение организаторов преступной деятельности к уголовной ответственности;

- выведение под профилактические меры воздействия лиц, в отношении которых возможно их применение в соответствии с действующим законодательством.

В связи с профилактическими мерами В.Е. Эминов справедливо отмечает, что «в системе специального предупреждения преступлений особую роль играют профилактические мероприятия, осуществляемые оперативными подразделениями субъектов оперативно-розыскной деятельности на основе положений Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». А.И. Алексеев, Д.В. Гребельский, В.А. Лукашов, С.С. Овчинский, Г.К. Синилов и другие еще в своих первых фундаментальных работах в 1970-х годах отмечали необходимость самого широкого использования криминологических знаний в развитии теории и практики оперативно-розыскной деятельности. Одновременно была отмечена специфика использования оперативно-розыскных методов и средств в углубленном познании преступности, ее причин и условий, личности преступника. В те же годы было положено начало разработке такой важной формы оперативно-розыскной деятельности, как оперативно-розыскная профилактика. Специфика оперативно-розыскной профилактики заключается в следующем: 1) ведется оперативно-профилактическое наблюдение за лицами, поставленными на профилактический учет в связи с высокой степенью вероятности их преступного поведения; 2) обеспечивается успех индивидуальной профилактики благодаря оперативной

осведомленности о контингенте лиц, которые могут встать на пути совершения преступлений, и особенностях каждого лица, допустившего антиобщественное поведение или испытавшего вредное влияние антиобщественных и преступных элементов; 3) фиксируется среда местных криминально активных жителей, в которой осуществляется оперативно-розыскная деятельность по раскрытию преступлений; 4) изучаются отдельные категории лиц, представляющих оперативный интерес, их связи, образ жизни, поведение и прошлое для получения оснований к применению мер профилактики» [3, с. 293, 294].

Специальные меры воздействия на негативные социальные последствия преступной деятельности, связанной с организацией либо содержанием наркопритонов (социальные, медицинские, экономические, демографические), должны решать следующие основные задачи:

- организация системной работы специалистов в рамках соответствующих региональных программ с несовершеннолетними, родители которых совершили преступления, связанные с содержанием наркопритонов;

- развитие социально-экономического уровня сельских поселений субъектов Российской Федерации, удаленных от административных центров, в которых, согласно проведенным социологическим опросам, проживает значительное число безработных лиц, не исключающих в качестве возможного заработка преступную деятельность, связанную со сбытом наркотиков в наркопритонах.

На основании результатов исследования причинного комплекса, обуславливающего преступное поведение, связанное с организацией либо содержанием наркопритонов, возможно выделить следующие повышенно криминогенные и повышенно виктимогенные социальные группы, сферы деятельности и объекты, на которые должна воздействовать предложенная система специальных мер предупреждения.

К повышенно криминогенным социальным группам следует отнести:

- иностранных граждан, проживающих на территории Российской Федерации незаконно;

- иностранных граждан, проживающих на территории Российской Федерации на законных основаниях, экономическая деятельность которых связана с частыми выездами за ее пределы;

- граждан Российской Федерации, основной вид экономической деятельности которых связан с технологически простыми строительными работами, транспортными перевозками, перемещением через таможенную границу и хранением сельскохозяйственной и иной продукции, а также с финансовыми операциями по переводу денежных средств;

- безработных граждан Российской Федерации;

- население приграничных субъектов Российской Федерации, прежде всего в пределах российско-казахстанского участка государственной границы, проживающее на территории удаленных от административных центров сельских поселений;

- пользователей сети «Интернет», характеризующихся девиантным поведением;

- лиц, отбывших наказание в колониях-поселениях за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

К повышенно криминогенным сферам деятельности следует отнести деятельность, связанную с транспортными перевозками и оборотом денежных средств, к повышенно криминогенным объектам - логистические узлы транспортной инфраструктуры, банковские учреждения, пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации и места ее пересечения, а также места массового досуга молодежи.

К повышенно виктимным социальным группам следует отнести, прежде всего, наркопотребителей в силу наличия у них пагубной зависимости, а также несовершеннолетних, родители которых потребляют наркотики, в силу отсутствия у них устойчивых социально позитивных установок и сформировавшегося в условиях функционирующих наркопритонов криминального поведенческого стереотипа.

Так, только за 2012 год по материалам расследованных уголовных дел около 3500 лиц, привлеченных к уголовной ответственности за содержание наркопритонов, имели 1 - 2 родных несовершеннолетних детей либо несовершеннолетних детей лиц, с которыми проживали в гражданских отношениях по месту совершения преступления. Таким образом, по расследованным преступлениям, предусмотренным статьей 232 Уголовного кодекса Российской Федерации, российское общество ежегодно пополняется примерно на 6 000 несовершеннолетних, входящих в указанную группу риска, с учетом латентности - на 72 000 несовершеннолетних. В ходе криминологического исследования автором рассчитан коэффициент латентности преступлений, предусмотренных статьей 232 Уголовного кодекса Российской Федерации, который согласно полученным результатам равен 12. Именно они, зачастую, являются послушным инструментарием лидеров организованной преступности, обеспечивая воспроизводство исполнителей криминальных замыслов.

Если в целях снижения виктимогенного потенциала наркопотребителей необходима реализация государственной межведомственной программы по их лечению, реабилитации и ресоциализации, то в целях снижения виктимогенного потенциала несовершеннолетних, ставших очевидцами преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, необходимо на уровне субъектов Российской Федерации разрабатывать и реализовывать программы профилактической деятельности с несовершеннолетними, по месту жительства которых либо в присутствии которых совершались преступления, связанные с содержанием наркопритонов.

Современное состояние антинаркотической профилактики среди несовершеннолетних указанной категории можно характеризовать как неудовлетворительное. В большинстве своем бюджеты субъектов Российской Федерации предусматривают выделение денежных средств на профилактические мероприятия, но объектом данной деятельности в основном является социально здоровая часть населения административных центров субъектов Российской Федерации, при этом выделяемые на реализацию плановых мероприятий суммы денежных средств значительно секвистируются относительно планируемых при

формировании бюджетов. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних становится объектом деятельности органов государственной власти в сфере профилактики, как правило, только после совершения ими правонарушений.

В этой связи Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761, в анализе ситуации за 2011 год отмечено, что подростки в возрасте от 10 до 18 лет нередко оказываются вне достаточного внимания со стороны государства [1, с. 2]. Трудности, с которыми они сталкиваются в этот сложный возрастной период, подчас приводят к самым трагическим последствиям. Особого внимания требуют проблемы подросткового алкоголизма и немедицинского потребления наркотиков. Утверждая Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, Президент Российской Федерации поручил Правительству Российской Федерации предусматривать при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период бюджетные ассигнования на ее реализацию, а органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовал утвердить региональные стратегии (программы) действий в интересах детей.

Необходимо отметить, что далеко не все меры профилактического характера требуют затрат денежных средств, о чем зачастую, как о причине низкой эффективности, высказываются субъекты данной деятельности. Например, незаслуженно забыта существовавшая в советский период профилактическая коррекция в рамках деятельности образовательных учреждений.

Ф.К. Зиннуров, исследовавший нормативную правовую основу работы с несовершеннолетними девиантного типа, научную литературу по данному вопросу и результаты практической профилактической работы в образовательных учреждениях, делает следующий вывод: «Средства социально-культурной, культурно-досуговой деятельности играют важную роль в формировании и развитии личности, они могут существенно оптимизировать профилактику и коррекцию девиантного поведения детей и подростков. В то же время, было установлено, что не каждое региональное содержание профилактической работы в субъектах Российской Федерации имеет технологическую оперативную форму. Содержание профилактической работы должно включать: 1. Определение подготовленности образовательного учреждения (руководителя, педагога, психолога) к проведению профилактической и коррекционной работы. 2. Оценку качества профилактической работы, диагностики промежуточных и конечных результатов и принимаемых мер по преодолению возникающих проблем в профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков. 3. Реализацию средств социокультурной деятельности: здоровье сберегающих технологий (секции на выбор - дзюдо, карате, плавание, баскетбол, хоккей, футбол), театр, на выбор концертную деятельность, изобретательскую, конструкторскую, дизайнерскую деятельность и т.д. 4. Определение уровня взаимообусловленности результатов проводимой работы с произошедшими изменениями в поведении детей и подростков» [8, с. 92].

На первый взгляд, рассмотренная Ф.К. Зиннуровым проблема, как причинный фактор, имеет лишь косвенные взаимосвязи с преступной деятельно-

стью, связанной с организацией либо содержанием наркопритонов, а также последствиями данной преступной деятельности. Однако в ходе исследования становится очевидным, что социальная среда несовершеннолетних, особенно составляющих группу риска, оказывает основополагающее влияние на их поведенческие стереотипы, а профессиональная деятельность образовательных учреждений может стать эффективным профилактическим барьером на пути к криминальному поведению. Подобная взаимообусловленность и взаимосвязанность процессов детерминации и причинности организованной преступности, связанной с организацией либо содержанием наркопритонов, объясняет необходимость разработки и реализации специальных мер предупреждения, а также оценки их эффективности в системе.

Таким образом, необходимо совершенствование системы специальных мер предупреждения, в том числе по совершенствованию организации деятельности федеральных органов исполнительной власти; по совершенствованию организации деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления; специальных предупредительных мер с соответствующей правовой их основой; специальных меры медицинской, психологической и социальной реабилитации наркопотребителей.

Литература:

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. № 2511-р: по состоянию на 01.06.2013. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

2. Долгова А.И. Криминология. - 3 изд-е, переаб. и доп.. - М.: Норма, 2009. - 294 с.

3. Криминология: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. - С.283, 293, 294.

4. Долгова А.И. Криминологические оценки организованной преступности и коррупции, правовые баталии и национальная безопасность. - М., Российская криминологическая ассоциация, 2011. - 423 с.

5. Лунеев В.В. Курс мировой и российской криминологии: учебник. В 2 т. Т. 1. Общая часть / В.В. Лунеев. - М.: Издательство Юрайт, 2011. - 944 с.

6. Аванесов Г.А. Популярная криминология. Очерки общей части: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Г.А. Аванесов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014. -150 с.

7. Иванцов С.В. Криминологическая характеристика и предупреждение организованной преступности с участием несовершеннолетних: учеб. - метод. Пособие / С.В. Иванцов, О.Н. Ивасюк, И.В. Калашников. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. - 94 с.

8. Зиннуров Ф.К. Педагогическая профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях социокультурной среды: монография / Ф.К. Зиннуров. - Казань: Центр инновационных технологий, 2013. - 92 с.

Bibliography

1. The state program of the Russian Federation "Development of health" [Elec-

tronic resource]: the government of the Russian Federation of December 24, 2012 No. 2511-R: as of01.06.2013. Access from Ref.-legal si-system "Consultant Plus".

2. Dolgova A.I. Criminology. - 3rd ed, Perea. and add..): Normal, 2009. 294 p.

3. Criminology: a textbook / Ed. by V.N. Kudryavtseva, V.E. Aminova. - 5-e Izd, Rev. and supplementary): Norm: INFRA-M, 2014. - P.283, 293, 294.

4. Dolgova A.I. Criminological assessment of organized crime and corruption, legal battles and national security. - M, Russian mass criminolo-ecological Association, 2011. - P423.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Luneyev CENTURIES the Course of world and Russian criminology: the textbook. 2 so 1 So. General part / VVLuneyev. - M: Publishing house yurayt, 2011. -944 p.

6. G.A. Avanesov Popular criminology. Essays General part: textbook. manual for students of higher educational institutions on a speciality "Jurisprudence"/ G.A. Avanesov. - M: UNITY-DANA: the Law, 2014. -150p.

7. Ivantsov SV Criminological characteristics and the prevention of organized crime involving minors: textbook. - the method. Manual / SV Ivantsov, O.N. Ivasiuk, I. Kalashnikov. - M: UNITY-DANA: the Law, 2013. - 94 p.

8. Zinnurov REVEALED Pedagogical prevention and correction of deviant behavior of teenagers in conditions of a socio-cultural environment: monograph / F.K. Zinnurov. - Kazan: Center of innovative technologies, 2013. - 92 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.