Научная статья на тему 'Современное состояние отрасли машиностроения'

Современное состояние отрасли машиностроения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4848
300
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАШИНОСТРОЕНИЕ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ / АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ / МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агеева Ольга Андреевна, Егорова Анна Андреевна

Машиностроение является ведущей отраслью тяжелой индустрии страны. Создавая наиболее активную часть основных производственных фондов орудия труда, машиностроение в значительной степени оказывает влияние на темпы и направления научно-технического прогресса в различных отраслях хозяйственного комплекса, на рост производительности труда и другие экономические показатели, определяющие эффективность развития общественного производства. В статье охарактеризованы отраслевые тенденции развития машиностроительного комплекса России на современном этапе и рассмотрена динамика его развития в 2015-2016 годах, проанализированы основные тенденции развития машиностроения и их причины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние отрасли машиностроения»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ МАШИНОСТРОЕНИЯ Агеева О. А.1, Егорова А. А.2

'Агеева Ольга Андреевна / Ageeva Olga Andreevna — доктор экономических наук,

профессор;

2Егорова Анна Андреевна / Egorova Anna Andreevna — студент, кафедра бухгалтерского учета, аудита и налогообложения, Государственный университет управления, г. Москва

Аннотация: машиностроение является ведущей отраслью тяжелой индустрии страны. Создавая наиболее активную часть основных производственных фондов — орудия труда, машиностроение в значительной степени оказывает влияние на темпы и направления научно-технического прогресса в различных отраслях хозяйственного комплекса, на рост производительности труда и другие экономические показатели, определяющие эффективность развития общественного производства. В статье охарактеризованы отраслевые тенденции развития машиностроительного комплекса России на современном этапе и рассмотрена динамика его развития в 2015-2016 годах, проанализированы основные тенденции развития машиностроения и их причины.

Ключевые слова: машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение, машиностроительный комплекс.

Перспективы развития промышленности России неразрывно связаны с уровнем развития машиностроительного комплекса страны, главной задачей которого является обеспечение всех отраслей народного хозяйства высокоэффективными машинами и оборудованием.

В настоящее время предприятия рассматриваемой отрасли испытывают значительное давление извне, связанное с экономическими санкциями со стороны Европейского Союза и США. Кроме того, обесценение национальной валюты накладывает дополнительные ограничения на развитие рассматриваемого сектора. Сложившиеся условия, с одной стороны, можно расценивать как угрозы существования машиностроения в нашей стране, с другой стороны, возникают дополнительные возможности и конкурентные преимущества по сравнению с западными товаропроизводителями [2].

По оценке экспертов РИА Рейтинг, в 2015 году снижение производства в машиностроительном секторе составило 8,9% вследствие сокращения потребительского и инвестиционного спроса внутри страны. Однако в 2016 году динамика стала заметно улучшаться. В январе-сентябре 2016 года снижение производства в отрасли в годовом сравнении составило 1,6%, при этом третьем квартале спад почти остановился — снижение составило всего 0,2%, а в отдельные месяцы наблюдалась положительная динамика [2].

По итогам 2015 года спад производства в сельскохозяйственном машиностроении составил 14,3%. Однако уже в ноябре здесь был отмечен рост на 18,1%, а в декабре — на 26,8%. Такой результат был достигнут за счет резкого увеличения выпуска главной продукции подотрасли — сельскохозяйственных тракторов и зерноуборочных комбайнов. Выпуск последних в четвертом квартале увеличился в годовом сравнении на 44,2%. Одной из причин возобновившегося роста стала программа господдержки в виде субсидирования производителей сельхозтехники. Причем, если в 2014 году субсидии составляли 15% от цены техники, то с июня 2015 года эта цифра увеличена до 25% [3].

В 2016 году в сельскохозяйственном машиностроении наблюдался темп роста, что стало возможным благодаря мерам господдержки предприятий данной подотрасли, снижению импорта сельскохозяйственной техники, а также улучшению финансового состояния сельхозпроизводителей. В январе-сентябре впервые за последние четыре года увеличился выпуск сельскохозяйственных тракторов — более чем на 30%. Минпромторг ставит своей задачей сохранение доли отечественной техники в совокупном объёме продаж зерно-и кормоуборочных комбайнов в пределах 10% коридора от уровня 2014 года [4].

Довольно высокий рост в отчетном периоде зафиксирован в производстве бытовых приборов, что обусловлено фактором импортозамещения. При этом выпуск обогревательных приборов увеличился в годовом сравнении на 41,3%, бытовых стиральных машин — на 10,9%, бытовых холодильников и морозильников — на 4,4% [3].

За счет того же фактора — импортозамещения увеличилось производство медицинских изделий, средств измерений, контроля, управления и испытаний, оптических приборов, фото- и кинооборудования, часов. В том числе выпуск медицинских изделий, включая хирургическое оборудование и ортопедические приспособления, вырос за год на 11,8% [3].

РИА Рейтинг отмечает, что самый глубокий спад произошел в станкостроении — на 16,5% в годовом сравнении [3]. Отчасти такой результат обусловлен фактором высокой базы, так как в прошлом году данная подотрасль стала одной из немногих в машиностроении, где был зафиксирован рост производства. Кроме того, объемы производства в российском станкостроении остаются на очень низком уровне в силу продолжительного недоинвестирования этой подотрасли и высокой конкуренции со стороны импортной продукции.

Немногим менее глубокий спад в 2016 году, чем в станкостроении, зафиксирован в производстве машин и оборудования специального назначения — на 14,7%. В том числе производство сталеплавильного оборудования сократилось почти на 40%, производство автогрейдеров — на 5% [3].

Одним из наиболее серьезных негативных факторов для машиностроительного сектора в 2015 году стало резкое проседание автомобильного рынка. Российское автомобилестроение продемонстрировало худший результат среди машиностроительных подотраслей в 2015 году [2].

Впрочем, в некоторых подотраслях, которые снизили производство по итогам девяти месяцев 2016 года, в третьем квартале произошло заметное улучшение статистики. В частности, производство легковых автомобилей снизилось по итогам девяти месяцев на 15,6%, но в третьем квартале снижение составило всего 2,9%. В то же время производство грузовых автомобилей в отчетном периоде выросло на 4,9%, автобусов — на 9,1% [2].

Успехи автомобилестроения, как и успехи сельхозмашиностроения, в немалой степени обусловлены мерами господдержки. В 2016 году на меры господдержки российского автомобилестроения направлено около 50 млрд руб., а количество реализованных машин в рамках госпрограмм, по расчетам Минпромторга, должно составить по итогам года 625 тыс. единиц. При этом по состоянию на начало октября различные программы господдержки и стимулирования спроса позволили реализовать, по данным Минпромторга, около 500 тыс. автомобилей. Стимулирование развития использования на транспорте газомоторного топлива с помощью субсидий субъектам Российской Федерации на закупку автобусов и техники для ЖКХ, работающих на газомоторном топливе - одна из мер поддержки транспортного машиностроения России. Обновление парка транспортных средств для государственных нужд, запрет допуска товаров из иностранных государств при государственных закупках, льготное автокредитование также способствуют стабилизации состояния отрасли машиностроения. Программа обновления парка колесных транспортных средств (постановление Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 г. № 244) также позволит улучшить ситуацию в отрасли машиностроения [4].

В 2015 году выпуск грузовых магистральных вагонов сократился очень существенно — более чем на 40% из-за низких арендных ставок и переизбытка рынка. Однако после введения техрегламента Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава», который ужесточил правила продления срока службы вагонов, началась массовая утилизация старых вагонов, что в свою очередь повысило спрос на новую продукцию. Уже в декабре 2015 года рост производства этой продукции в годовом сравнении составил 24,7%. При этом вступившее с 1 января 2016 года решение Правительства РФ о запрете эксплуатации грузовых вагонов с продленным сроком службы посодейсвовало дальнейшему сокращению парка старых вагонов [4]. Еще в середине 2016 года выпуск этой продукции снижался, но в третьем квартале произошел рост на 80% в годовом сравнении. В результате, по итогам девяти месяцев производство вагонов увеличилось на 15,7% до 23,3 тыс. единиц, а по итогам года объем производства, скорее всего, составит около 35 тыс. единицы [3].

Увеличение производства произошло за счет списания старых вагонов, возникновения дефицита на рынке и роста арендных ставок на вагоны. Активное списание старых вагонов происходит в связи со вступившим в силу с 1 января 2016 года решения Правительства РФ о запрете эксплуатации грузовых вагонов с продленным сроком службы [4].

Машиностроительный комплекс - это совокупность отраслей промышленности, которая занимается производством и ремонтом разнообразных машин и оборудования, а также производством различных металлических изделий и конструкций

Актуальность проблемы развития машиностроения в России в настоящее время связана с введением и ужесточением рядом стран экономических санкций в отношении России.

Отечественная промышленность столкнулась с серьезными рисками остаться без западных технологий, без сотрудничества с иностранными инвесторами, с ограничениями на закупку импортной техники и комплектующих изделий. Российским правительством было принято решение отказаться от импортной техники, введен режим импортозамещения, определен перечень машиностроительных товаров для государственных нужд, закупать которые позволят только у отечественных, белорусских и казахстанских производителей.

Литература

1. Цветков К. Л. Современное состояние и перспективы развития базовых отраслей машиностроения международная научно-практическая конференция «Экономические аспекты развития промышленности в условиях глобализации», 6/2015. С. 108-111.

2. Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг», бюллетень Машиностроение: тенденции и прогнозы. Итоги 2015 года.

3. Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг», бюллетень «Машиностроение: тенденции и прогнозы. Итоги января-сентября 2016 года».

4. Минпромторг «Публичная декларация на 2016 год и основные результаты деятельности за 2015 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minpromtorg.gov.rU/common/upload/f iles/docs/MPT_Prezentation_PubDec_2016_NEW.pptx/ (дата обращения: 09.01.2017).

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЛИЗИНГОВЫХ

УСЛУГ Рожина Е. Г.1, Кознов А. Б.2

'Рожина Евгения Григорьевна / Яо1кта Еу§етуа Оп§огуеупа — студент;

2Кознов Алексей Борисович /Koznov А1ехеу Боп$оу1сН - кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики в энергетике и промышленности, Инженерно-экономический институт Национальный исследовательский университет Московский энергетический институт, г. Москва

Аннотация: для целого ряда инфраструктурных отраслей (транспорт, связь, энергетика, сельское хозяйство) лизинговое финансирование является базовым источником средств модернизации бизнеса. Рынок лизинга в РФ не насыщен и, при стабилизации макроэкономической ситуации, имеет высокий потенциал роста. Для того чтобы дать объективную оценку текущего состояния российского рынка лизинговых услуг, необходимо рассмотреть характер и структуру факторов, воздействующих на его конъюнктуру, что и делается в данной статье.

Ключевые слова: анализ, российский рынок, лизинг, лизинговые услуги, рынок лизинговых услуг.

По данным исследования агентства «Эксперт РА», объем лизингового бизнеса за 9 месяцев 2016 года составил около 450 млрд руб. (+17% по сравнению с 9 месяцами 2015 г.). При этом на третий квартал пришлось около 175 млрд руб. лизингового бизнеса (годом ранее 140 млрд руб.). Сумма новых договоров лизинга за январь-сентябрь 2016 года выросла на 15% и составила около 680 млрд. рублей. Объем лизингового портфеля на 01.10.16 составил 2,9 трлн руб., что почти соответствует уровню на 01.10.15.

Необходимо отметить, что 2015 год являлся провальным для рынка, поэтому 2016 год можно считать восстановительным. Ключевые индикаторы свидетельствуют об отсутствии существенных признаков восстановления экономики России, что не дает оснований для устойчивого роста лизингового рынка. По данным Росстата, инвестиции в основной капитал в РФ в I квартале 2016 года уменьшились на 4,8% в годовом исчислении. Индекс предпринимательской уверенности в обрабатывающих производствах показывает рост с января 2016 года с -7% до -3%, но находится в отрицательной зоне. За январь-июнь 2016 года индекс промышленного производства в обрабатывающих отраслях упал на 0,9% относительно аналогичного периода 2015 года. В целом объем промышленного производства за январь-июнь 2016 года вырос на 0,4%, однако, прирост был обеспечен увеличением добычи полезных ископаемых (+2,6% к соответствующему периоду 2015 года) на фоне общего снижения ВВП страны на 0,9% в 1 полугодии 2016 года [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.