Научная статья на тему 'Современное состояние мира и российского общества'

Современное состояние мира и российского общества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
292
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ДУХОВНОСТЬ / ЕДИНСТВО МИРА / КРИЗИС / КУЛЬТУРА / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ОТЧУЖДЕНИЕ / ТЕХНОКРАТИЯ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ЧЕЛОВЕК / GLOBAL PROBLEMS / SPIRITUALITY / UNITY OF THE WORLD / CRISIS / CULTURE / MULTICULTURALISM / MORAL / ALIENATION / CIVILIZATION / MAN

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Коневских Любовь Анатольевна

Рассмотрены сферы взаимодействия человека и природы, человека и общества, человека с самим собой. Определены тенденции дальнейшего эволюционного развития: осознание космического единства человека и природы; дальнейшая гуманизация общественных нравов; познание духовной реальности и духовности как свойства человеческой природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE OF THE WORLD AND OF THE RUSSIAN SOCIETY

In the modern world remains of crisis phenomena, which have emerged even in the twentieth century. Their main reason is the loss of human perceptions of their place in the world. The significance of their own genius works of science, technology, economy, etc. replaced in the list of vital priorities of the importance of himself in the last place. The culture of the twentieth century was painted characteristics such as totalitarianism, rationalism and scientism, технократия, loss of relations with nature, the devaluation of moral values. The modern world, human consciousness is in desperate need of resuscitation through appeal to the study of the essence of the spiritual nature of man. This need has led in the last decade of the last Millennium to a religious revival, the revival and popularization of various spiritual practices, especially in the Russian society.

Текст научной работы на тему «Современное состояние мира и российского общества»

УДК 316.3 ББК 60.52

Л.А. Коневских

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МИРА И РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Рассмотрены сферы взаимодействия человека и природы, человека и общества, человека с самим собой. Определены тенденции дальнейшего эволюционного развития: осознание космического единства человека и природы; дальнейшая гуманизация общественных нравов; познание духовной реальности и духовности как свойства человеческой природы.

Ключевые слова: глобальные проблемы, духовность, единство мира, кризис, культура, мультикультурализм, нравственность, отчуждение, технократия, цивилизация, человек.

О современном состоянии мира и российского общества у каждого человека есть свои уже сложившиеся представления, зачастую окрашенные субъективными эмоциональными оценками и политическими симпатиями. Это нормально, поскольку все мы разные, и каждый имеет право на свои убеждения. Это, кстати, если сравнивать современность с двадцатилетней давностью, является новой тенденцией в развитии сознания россиян, зачастую очень непросто завоевывающей свои позиции. Однако научная рациональность, владеющая нашими умами, настаивает, что и в этом вопросе неплохо было бы иметь объективные представления, т.е. такие, с которыми согласно и которые принимает большинство людей. А это значит, что нужна система, в рамках которой эти объективные основания можно было бы выявить.

По сути, когда мы имеем в виду мир и общество, речь должна идти о культуре, т.е. той части нашего бытия, которую нельзя отнести ни к миру природы, ни к миру божественному, если таковой есть. Культура - это мир, творимый исключительно человеком. Человек - полновластный хозяин этого мира. И как хозяин добросовестный, он обязан хорошо знать свои владения и содержать их в идеальном порядке.

Как деятельное существо, человек постоянно совершает какие-либо поступки, предпринимает что-либо, вооружается намерениями, направленными на тот или иной объект его интереса. Если проанализировать человеческие владения и то, что может его интересовать, то выявляются три сферы, при взаимодействии человека с которыми и творится тот самый мир культу-

© Коневских Л.А., 2012

Коневских Любовь Анатольевна - канд. филос. наук, доцент кафедры философии и права ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет».

ры. Это: 1) природа; 2) общество; 3) человек сам, любимый. По сути, все действия человека уже классифицируются по этим трем составляющим мира культуры. Если мы рассмотрим каждую из этих сфер отдельно, то это позволит сложить более-менее объективные представления о том, что же в каждой из них сегодня происходит, каковы тенденции дальнейшего эволюционного развития.

Итак, первое - это природа. В ХХ веке утвердился во всем расцвете научно-рациональный тип сознания, ставший основой современной ментальности. В результате природа из одушевленного мира, населенного духами и божествами сначала (в античные времена), затем превратилась в восприятии человека в божественное творение (Средневековье), из которого эти духи и божества были изгнаны (Новое время), а затем стала просто неодушевленной, бесчувственной субстанцией - материей (ХХ век). Сначала у природы были другие хозяева - духи, с которыми было лучше дружить, что требовало утверждения этических основ при взаимодействии с природным миром. На смену духам пришел Бог, единый властелин мироздания. Подчинение ему и осознание собственного несовершенства перед ним сохраняло и требование трепетного отношения к любому его творению. Затем же, когда этот всемогущий хозяин в представлении европейцев «умер» (Ф. Ницше), главным принципом взаимодействия человека и природы стала наука. Homo sapiens, как существо разумное, начал природу изучать, открывать ее законы, и вскоре, возомнив себя ее хозяином, начал ставить над ней эксперименты и нещадно эксплуатировать ее ресурсы, оправдывая это все своими же научно-техническими революционными требованиями и требованиями прогресса, который, как известно, невозможно остановить.

Может быть, все было бы и хорошо, если бы в этом своем научнотехническом рвении и увлечении одновременно человек не забыл бы про самого себя. Хотя, правда ли это? Ведь НТР, НТП, использование знания законов природы во благо человечества - это все забота о человеке и его комфорте, о его свободном времени, об облегчении его тяжелой трудовой жизни. Да, конечно. Но кто в середине ХХ века, развивая технику и промышленность, думал о том, как это развитие скажется на природе самого человека? И биологической, и социальной, и духовной? Оказалось, что в европейской ментальности сложилась такая картина, где места человеку не нашлось, поскольку в утверждении европейского научного рационализма человек занял место наблюдателя, экспериментатора. Его интересовала объективная научная истина, старательно исключающая элементы всякого субъективизма. Но редуцируя сферу жизнеполагающих смыслов, как бы снимая с мира смысловую оболочку, человек в своих представлениях оказался вне творимого самим же мира культуры. Это прослеживается даже на уровне отношений человека с местом своей жизни - страной, городом, домом [1]. Для него много важнее оказались, как уже говорилось, результаты своей же, безусловно, гениальной

деятельности: науки, техники, экономики. К чему это привело, известно -экологическая проблематика, прежде всего, обозначенная в последней трети ХХ века (Римский клуб), становится из года в год все более значимой [1, 3].

Однако в XXI веке этой проблеме в части взаимодействия человека и природы есть альтернатива. Собственно, заявлено о ней было уже в начале XX века - еще в 20-е годы. Получивший впоследствии звание академика Владимир Иванович Вернадский предлагает научному сообществу концепцию ноосферы и утверждает, что человеческое общество развивается коэволюци-онно (синхронно) с природой. Он встраивает человека в модель развития материи, говоря, что мыслящее существо, наделенное разумом, обязательно должно было возникнуть на определенной стадии ее развития. Он пишет, что процессы, подготовливавшиеся много лет, не могут быть преходящими, не могут остановиться, и потому биосфера неизбежно перейдет в ноосферу, а в жизни народов, ее населяющих, произойдут события нужные для этого процесса, а не противоречащие ему. Опираясь на эту идею Вернадского [8], можно утверждать, что есть эволюционная неумолимость развития, которая требует изменения научно-рациональных стереотипов о том, что человек имеет право на потребительское отношение к природе, поскольку является «венцом», «совершенством» и пр. по отношению к ней. Ведь даже на уровне отношений с географическим пространством человек не просто технологически овладевает им, но и ценностно его упорядочивает, продуцируя геопоэтиче-ские образы открытых территорий как жизненно необходимую часть осмысленной антропоцентричной картины мира [2].

Характеризуя сферу взаимодействия человека с природой, нельзя также не отметить, что неизбежностью сегодняшнего дня является расширение природного пространства, доступного человеку. Когда-то в первобытные времена это пространство ограничивалось «тремя днями пути». Позже - территориальным единством, допустим, «города-полиса» (государства). Затем -континента, а потом и всего земного шара. Сегодня человечество вышло в космос. И этот шаг неизбежно ставит перед людьми новые вопросы, как и раньше: живой космос или неодушевленный? как взаимодействовать с ним, на каких основаниях - этики и уважения или, как и на Земле с природой, потребительски? Разрабатываются фантастические проекты отправки ядерных отходов на Солнце, или организации поселений на орбите с лифтами по на-новым тросам-трубкам протяженностью в 36 тыс. км, всерьез разрабатывается проект освоения в ближайшем будущем Марса, и т.д. Зарегистрирована новая наука - уфология, призванная дать-таки ответ на вопрос: одиноки ли мы во Вселенной? Земная ментальность неуклонно наполняется космическим содержанием, расширяя человеческое сознание. Таков центральный вектор развития взаимоотношений человека с природой [3, 5].

Следующая составляющая мира культуры - социальная сфера. Человек, как известно, существо социальное, развитие его только и возможно при

взаимодействии с другими людьми. Это взаимодействие разнообразно и формировалось по мере взросления общества [7]. Так, опять же, если проследить развитие западноевропейской культуры, то мы увидим, что общество управлялось сначала кровнородственными и брачными связями, затем возникают территориальные - законы и юриспруденция, в Средневековье определяются принципы религиозного взаимодействия, а в Возрождение - гуманистического. Рождение науки заставляет задуматься о значимости и закономерностях исторических, экономических, социальных, психологических особенностей взаимодействия. Все это в конечном итоге настолько усложняет сферу социального, что в поисках простоты люди бессознательно делегируют свои полномочия в организации «правильных» принципов общежития различным идеологам - личностям, создающим собственные концепции «социальной гармонии». Правда, в этих концепциях гармония рассматривается только для определенного числа «гегемонов» - группы лиц, сословия или отдельного народа. Все остальные превращаются в «сырье», в источник благополучия первых. Формируются тоталитарные системы, в которых те, кто не принадлежит к группе избранных, превращаются в «винтики» большого отлаженного идеологического механизма. Или просто в безликое массовое общество потребителей, которых вполне устраивает простое растительное существование, без подвигов, покорения высот, достижений и свершений. Это тоже ХХ век.

Но и в этой сфере в конце XX века - в последние десятилетия - формируются достойные звания «Человек» альтернативы: идеи необходимости гуманитаризации общественных нравов, неприятие насилия и репрессий, утверждение ценности человеческой жизни, прав и свобод человека, уважение к человеческому достоинству. Однако выход из тоталитарных принципов мышления не так-то прост. И для современного мира этот вопрос чрезвычайно актуален. Тем более, что параллельно он наполняется альтернативными традиционным ценностям требованиями свободы человека (например, крикливое утверждение прав сексуальных меньшинств, такое как проведение гей-парадов и пр.).

Решать такие «задачки», тем не менее, необходимо. Представления людей об устройстве человеческого сообщества снова меняются. Возникает мир без границ: у людей появились скоростные средства передвижения (скоростные самолеты и поезда), мобильная связь, Интернет. То, что происходит в одном уголке планеты, тут же становится известно всему миру. Требования глобализации вынуждают человека развивать свою психологическую подвижность, ломают милые сердцу стереотипы устойчивости, формируют клиповое сознание. В жизнь врываются представления о быте и укладе культур других народов. И это не по книжкам и телевизору. Мир стал доступен, и каждый желающий может оказаться в любой стране, приняв сложившийся в ней образ жизни [1, 7]. Мультикультурализм - это тоже формирующаяся особенность современного мира, с которой человеку необходимо научиться и считаться, и взаимодействовать. Очень важная в этом процессе составляю-

щая - это восстановление представлений о целостности этого, пока клипового, мира. Но чтобы воссоздать целостность, нужно найти ее центр. И этот центр - это сам человек. Что такое мир без человека?..

И теперь о третьей составляющей мира культуры - взаимодействии человека с самим собой. С самим собой - это с тем внутренним, заключенным в теле, радующимся и страдающим, задающим вопросы и ищущим новые смыслы. Сегодня человек о своем теле знает почти все: скелет, мышцы, органы, системы и т.д. Но что он знает о себе внутреннем? Научный рационализм лишил современника потребности придавать значение и изучать свое субъективное [2, 5]. Хотя так было не всегда. Узнавание значимости этого субъективного происходит еще во времена Античности. Затем представления о душе разделяют ценностные предпочтения людей на «божественные» и «дьявольские». После того человек открывает в себе силы личности и разума и вновь в ХХ веке значимость всего этого утрачивает. Сформировавшийся в этот период «человек массы», «винтик» становится прямой противоположностью личности. Ее внутреннее Я оказывается вытесненным стереотипами, лозунгами, приоритетной ценностью науки, техники, экономики. Человек в ХХ веке теряет представления о субъективизме, о своей значимости, по сути -теряет себя, именно того, внутреннего, без которого в полной мере называться человеком он не может, без которого жизнь утрачивает всякий смысл [1, 6]. Результат - апатия, потеря интереса к бытию, отчуждение, суицид...

Поэтому не случайно, как только был вынесен приговор тоталитаризму, возросла открытость мира, так вновь возникла потребность в «душеспа-сении» и «душепознании», в духовном возрождении. Поэтому и религиозный ренессанс, начавшийся в 90-е годы, поэтому и хлынувший сразу же поток миссионеров в Россию, поэтому и многообразие вызывающих у россиян огромный интерес духовных практик. Нет культур, которые жили бы только внешними, материальными достижениями и не заботились внутренними, моральными, ценностными составляющими. Интерес к этой стороне бытия -немаловажная, если не главная составляющая не только современного мира и российского общества. Так было всегда, поскольку человек - это смысловое существо, заботящееся о передаче из поколения в поколение прежде всего созидательных смыслов. Всякий смысл, первоначально рожденный внутренней рефлексией, обязательно подвергается критическому осмыслению, проходит испытание под знаком высочайших ценностей, призванных допустить в мир добро и не допустить, или ограничить, зло.

Таким образом, современное состояние мира и российского общества наглядно демонстрирует, что в процессе исследования современного бытия необходимо учитывать следующие выстраивающиеся приоритеты: осознание космического единства человека и природы; дальнейшая гуманизация общественных нравов, опирающаяся на систему традиционных и вечных ценностей, на мир культуры; познание духовной реальности и духовности как свойства человеческой природы.

Список литературы

1. Абашев В.В. Неосязаемое тело города. Опыт работы со смыслом // Антропологический форум. - 2010. - № 12. - С. 10-16.

2. Абашев В.В. Урал как предчувствие. Заметки о поэтике Бориса Пастернака // Вопросы литературы. - 2008. - № 4. - С. 125-144.

3. Актуальные проблемы культуры ХХ века. - М.: Знание, 1993.

4. Келле В.Ж. Интеллектуальная и духовная составляющие культуры // Вопросы философии. - 2005. - № 10. - С. 38-54.

5. Налимов В.В. На грани третьего тысячелетия: что осмыслили мы, приближаясь к XXI веку. - М.: Лабиринт, 1994.

6. Сагатовский В.Н. Эстетика балагана [Электронный ресурс]. - URL: http://vasagatovskij.narod.ru/ (дата обращения: октябрь, 2011 г.).

7. Тоффлер Э. Шок будущего. - М., 2002.

8. Шишин М.Ю. Ноосферная концепция культуры: дис. ... д-ра филос. наук: 24.00.01. - Барнаул, 2003. - 283 с.

Получено 15.05.2012

L.A. Konevskikh CURRENT STATE OF THE WORLD AND OF THE RUSSIAN SOCIETY

In the modern world remains of crisis phenomena, which have emerged even in the twentieth century. Their main reason is the loss of human perceptions of their place in the world. The significance of their own genius works of science, technology, economy, etc. - replaced in the list of vital priorities of the importance of himself in the last place. The culture of the twentieth century was painted characteristics such as totalitarianism, rationalism and scientism, технократия, loss of relations with nature, the devaluation of moral values. The modern world, human consciousness is in desperate need of resuscitation through appeal to the study of the essence of the spiritual nature of man. This need has led in the last decade of the last Millennium to a religious revival, the revival and popularization of various spiritual practices, especially in the Russian society.

Keywords: global problems, spirituality, unity of the world, crisis, culture, multiculturalism, moral, alienation, civilization, man.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.