Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА АВИАЦИОННЫХ УСЛУГ'

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА АВИАЦИОННЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
926
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ГРУЗОВЫЕ АВИАПЕРЕВОЗКИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПАССАЖИРСКИЕ АВИАПЕРЕВОЗКИ / МИРОВОЙ РЫНОК АВИАПЕРЕВОЗОК / МЕЖДУНАРОДНЫЕ АЭРОПОРТЫ / АВИАКОМПАНИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бударина Н.А., Казакова А.Ю.

В статье определено состояние международного рынка пассажирских и грузовых авиаперевозок в настоящее время на основании анализа объемов груза и пассажиропотока, проведён анализ влияния пандемии Covid-19 на рассматриваемую отрасль. Рассмотрена географическая структура авиаперевозок, выделены страны, а также авиакомпании, занимающие лидирующие позиции в мире. В статье выявлены основные тенденции рынка авиационных услуг, даны прогнозные значение его дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE OF THE INTERNATIONAL AVIATION SERVICES MARKET

The article defines the state of the international market for passenger and cargo air transportation at the present time on the basis of an analysis of cargo volumes and passenger traffic, an analysis of the impact of the Covid-19 pandemic on the industry in question is carried out. The geographical structure of air transportation is considered, countries are highlighted, as well as airlines that occupy leading positions in the world. The article reveals the main trends of the aviation services market, gives the predicted value of its further development.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА АВИАЦИОННЫХ УСЛУГ»

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА АВИАЦИОННЫХ

УСЛУГ

Н.А. Бударина, д-р экон. наук, профессор А.Ю. Казакова, магистрант Российская таможенная академия (Россия, г. Люберцы)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-5-1-64-67

Аннотация. в статье определено состояние международного рынка пассажирских и грузовых авиаперевозок в настоящее время на основании анализа объемов груза и пассажиропотока, проведён анализ влияния пандемии Covid-19 на рассматриваемую отрасль. Рассмотрена географическая структура авиаперевозок, выделены страны, а также авиакомпании, занимающие лидирующие позиции в мире. В статье выявлены основные тенденции рынка авиационных услуг, даны прогнозные значение его дальнейшего развития.

Ключевые слова: мировая экономика, международная торговля, международные грузовые авиаперевозки, международные пассажирские авиаперевозки, мировой рынок авиаперевозок, международные аэропорты, авиакомпании.

Актуальность темы исследования мирового рынка авиаперевозок не может подвергаться сомнению, так как в последние десятилетия данная услуга занимает лидирующие позиции в способах перемещения пассажиропотока и груза. Востребованность авиаперевозок с каждым годом заметно возрастает за счет улучшение инфраструктуры, необходимой для авиации, а также совершенствования международного и национального законодательства стран.

Так последнее десятилетие показало рост грузовых авиаперевозок с 49,1 млн тонн в 2010 году до 67 млн тонн в 2019 году (рис. 1). Из ежегодного отчета Международной ассоциации воздушного транспорта можно сделать вывод о том, что доход от грузоперевозок в 2019 году достиг своего рекордного показателя за последние несколько лет и составил 110,5 млрд. долл. США.

Рис. 1. Количество тонн груза, перевезенного авиатранспортом в период с 2005 по 2020 года в мире, в млн тонн [3]

Однако нельзя обойти стороной нестабильность доходов от грузовых авиаперевозок, которые имеют прямую зависимость от экономических потрясений, происходящих в мире. Кризисы 2009 и 2014 годов явно показали, как сокращаются доходы авиакомпаний от экономической нестабильности в мире. Так, пандемия, охватившая мир в 2020 году, оказала большое влияние и на грузовые авиаперевозки. По словам экспертов Международной ассоциации воздушного транспорта, (IATA) темпы падения авиаперевозок в мире в прошлом году достигли рекордных величин: 10,6%.

Тем не менее эксперты одного из самых крупных игроков на мировой арене - американской корпорации Boeing прогнозируют динамичный рост доходов от авиационных перевозок грузов. По их подсчетам ежегодный прирост составит 4,2%, что является довольно оптимистичной картиной для данной отрасли. Уже в марте настоящего года наблюдался рост перевозки грузов до максимального объема с

Говоря о международных авиаперевозках необходимо отметить основные аэропорты мира с наибольшей загрузкой (в тоннах). К таковым относятся - аэропорты Мемфиса, Гонконга и Шанхая, занявшие лидирующие места по объемам перевезенного груза в феврале 2019 года.

начала сбора данных в 1990 году. Об этом свидетельствуют данные Международной ассоциации воздушного транспорта (1АТА). Показатель вырос на 4,4% относительно марта 2019 года (сравнение приводится к позапрошлому году, поскольку в 2020 году в мире началась пандемия СОУГО-19). По сравнению с февралем текущего года подъем составил 0,4%.

Такой рост можно связать с оживлением мировой торговли, а также ростом спроса на авиаперевозки ввиду сложившейся ситуации в морских и железнодорожных перевозках (нехватка порожних контейнеров в Юго-восточной Азии в первой половине 2021 года из-за высокого спроса и, как следствие, высоких цен).

Что касается регионального распределения, то основными направлениями международных грузовых авиаперевозок являются страны Азии, Северной Америки и Европы (рис. 2). К самым загруженным направлениям относятся внутренние перевозки в Китае, а также перелеты между странами Азии.

В настоящее время авиационный транспорт играет не малозначимую роль в перевозке пассажиров как внутри стран, так и за их пределами. 2019 год показал рост пассажиропотока в мире на 4,2% по сравнению с 2018 годом. Пассажиропоток на регулярных рейсах вырос на 3,7% и составил 4,5 млрд человек (рис.3). Однако экс-

1 ■ Азиатско-Тихоокеанский регион

,% 3%% ■ Страны Европы

w 40% ■ Северная Америка

20% V w ■ Ближний Восток

, Y ■ Латинская Америка и страны Карибского

22% бассейна

---- ■ Африка

Рис. 2. Географическая структура грузовых авиаперевозок [3]

перты отмечают замедление роста пассажиропотока по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, которое связано с замедлением мирового экономического роста, ослаблением международной тор-

говли на фоне торговых войн, геополитической напряженностью в ряде регионов, приостановкой полетов воздушных судов Boeing 737 MAX.

8,00% 7,00% 6,00% 5,00% 4,00% 3,00% 2,00% 1,00% 0,00%

5 4,5

_ V ■

Я ■ V X 3,5

w 3 2,5 2

3,3 4,1 4,4

3,6 1,5

1

0,5 0

2015 2015 2017 201S 2019

Количество пассажиров (млрд. чел) ^^"Темп роста

Рис. 3. Пассажиропоток на регулярных рейсах мировой отрасли [5]

Основными драйверами роста пассажи-рооборота были авиакомпании, базирующиеся в Азиатско-Тихоокеанском и Европейском регионах, показавших наибольшие темпы роста показателя.

Пандемия 2020 года, повлекшая за собой широкомасштабные ограничительные меры, закрытие границ и ввод во всем мире ограничений на поездки, оказала значительное влияние на перевозку пассажиров авиатранспортом. Так, по данным Международной ассоциации воздушного транспорта (1АТА) мировые пассажирские авиаперевозки рухнули на 65,9%. В странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) показатель пассажирских авиаперевозок упал в 2020 году на 80,3%. Пассажирские авиаперевозки в Латинской Америке снизились на 71,8%, в Европе - на

73,7%, в Африке - на 69,8%, в Северной Америке - на 75,4%, в странах Ближнего Востока - на 72,9%.

Однако, стоит отметить быстрое восстановление отрасли в первом квартале 2021 года. По данным IATA внутренние авиаперевозки пассажиров во многих странах уже вернулись на допандемийный уровень, особенно позитивны цифровые показатели в Китае и Российской Федерации.

Как говорилось ранее, лидерами по авиаперевозкам грузов и пассажиров являются страны Европы, Азии и Северной Америки. Данный факт подтверждает так же рейтинг крупнейших авиакомпаний мира, который возглавляют компании США, Китая и европейской страны - Ирландии (табл. 1).

Таблица 1. Рейтинг авиакомпаний мира по объему пассажиропотока в 2019 году

Компания Страна Пассажиропоток в 2019 году Рост пассажиропотока за 10 лет (2010-2019)

American США 215,2 млн 110%

Delta США 204 млн 25,4%

Southwest США 162,7 млн 53,1%

Ryanair Ирландия 152,4 млн 109,6%

China Southern Китай 151,6 млн 98,3%

Что касается рейтинга авиакомпаний по грузообороту, то здесь лидирующие позиции занимают американские (Federal Express, United Parcel Service), китайские (Cathay Pacifi c Airways) авиакомпании, а также Qatar Airways - национальная авиакомпания Катара, Emirates Airlines - крупнейшая авиакомпания Ближнего Востока.

В целом, на сегодняшний день в мире насчитывается более 1000 авиакомпаний, занимающихся пассажирскими и грузовыми авиаперевозками, 290 из которых являются членами Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). На их долю приходится 82% от объема всех мировых воздушных перевозок.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сфера авиационных услуг на данный момент является одной из быстрорастущих и развивающихся среди других видов транспорта. С каждым годом конкуренция на рынке авиации растёт, поэтому для удержания лидирующих позиций на рассматриваемом рынке необходимо постоянное совершенствование инфраструктурных показателей стран, законодательства.

Анализ авиаперевозок показал, что данная сфера особо подвержена влиянию событий, происходящих на мировой арене, так как большая часть грузов и пассажиропотока предназначена для перевозок че-

рез границу.

Библиографический список

1. Соколов О.В., Холопов К.В. Современные факторы и тенденции развития международных рынков пассажирских и грузовых воздушных перевозок и место России на рынках авиауслуг // Российский внешнеэкономический вестник. - 2017. - №6. - С. 121.

2. Рынок транспортнологистических услуг: итоги 2018 и перспективы до 2020 года // 4-я международная конференция «Грузовые автоперевозки: вызовы и возможности 2019» -Москва - 27 марта 2019 г.

3. Официальный сайт Международной Ассоциации воздушного транспорта (IATA). -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.iata.org/ (Дата обращения: 16.05.2021)

4. Официальный сайт Международной организации гражданской авиации (ИКАО). -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.icao.int/Pages/default.aspx (Дата обращения: 16.05.2021)

5. Официальный сайт компании Аэрофлот. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ar2019.aeroflot.rU/reports/aeroflot/annual/2019/gb/Russian/2020/.html (Дата обращения: 16.05.2021)

CURRENT STATE OF THE INTERNATIONAL AVIATION SERVICES MARKET

N.A. Budarina, Doctor of Economic Sciences, Professor A.Yu. Kazakova, Graduate Student Russian Customs Academy (Russia, Lyubertsy)

Abstract. The article defines the state of the international market for passenger and cargo air transportation at the present time on the basis of an analysis of cargo volumes and passenger traffic, an analysis of the impact of the Covid-19 pandemic on the industry in question is carried out. The geographical structure of air transportation is considered, countries are highlighted, as well as airlines that occupy leading positions in the world. The article reveals the main trends of the aviation services market, gives the predicted value of its further development.

Keywords: world economy, international trade, international freight air transportation, international passenger air transportation, world air transportation market, international airports, airlines.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.